Якутский новый год когда. Якутия

22 июня наступает самый длинный день в году, день солнечного солнцестояния. Особенно хорошо это чувствуется в северных широтах, где в это время практически не бывает тёмного времени суток. Когда же как не в это время отмечать новый год? Так и делает народ саха в Якутии. Ысыах – якутский новый год, который отмечается каждый год в разные дни в период с 22 июня по 2 июля. С 1991 года этот праздник плодородия, праздник возрождения природы и поклонения солнцу стал государственным, и его дата назначается каждый год специальным указом.

Ысыах – типичный культовый праздник древнего кочевого народа. Имеет общие черты с летними праздниками тувинцев, алтайцев, с башкиро-татарскими сабантуями. Первое письменное упоминание об этом празднике можно встретить в дневниках голландского путешественника Иоганна Плеса, который ехал из Китая в Европу через Сибирь в конце 17 века. Он отмечал, что это единственный большой праздник у якутов, на котором несколько дней жгут костры и пьют кумыс. Кумыс – обязательный и чуть ли не главный атрибут праздника, который часто так и называют кумысный.


Якуты, как и многие народы в древности, делили год на две половины – зима-осень, весна-лето. Ысыах – это как граница между полугодиями, между старым и новым, между прошлым и будущим, между смертью и жизнью. Надеждами на будущее, светлыми и добрыми, отмечен этот праздник. В нем вся душа народа саха с его вековыми традициями, символ якутской культуры. Лучшие старинные традиции Ысыаха нашли свое творческое продолжение в современной Якутии. Само слово Ысыах обозначает «изобилие».
Ритуал открытия праздника совершал Белый Шаман, сопровождаемый 8 невинными девушками и 9 невинными парнями. Ритуал включал в себя кумысокропление площадки, на которой проходил праздник, моление божествам-айыы и духам местности. Проводился ритуал на восходе солнца.


В наши дни ритуал больше напоминает театрализованное представление. Но площадь обязательно окропляют кумысом, а представляет она собой ритуальный круг, окаймленный молодыми берёзками (чэчир). В центре тоже было арочное украшение из берёз – коновязь (саргэ). Саргэ – символ Мирового древа и оси Вселенной, а также символ дружбы всех народов, населяющих сейчас территорию Республики Саха. Рядом устраивают круг - тюсюлгэ, огражденный разноцветными пучками конских волос, кусочков ткани, берестяных изделий. В центре тюсюлгэ располагают алтарь с ритуальной утварью и посудой, наполненной кумысом.


Кумысопитие, национальные игры, борьба, разжигание костров (в старину праздник длился порой до 9 дней, и все это время костры поддерживались), конные скачки, состязание олонхосутов (сказителей) – все это и в наши дни проводится на празднованиях. Но главный элемент этого национального праздника – хороводный танец осуохай, который нередко длится часами. Двигаясь по ходу солнцу, танцующие как бы символизирует непрерывное движение светила на небосводе. Танцевальный круг – это замкнутый круг жизненного цикла. Люди в хороводе идут, взявшись за руки, обмениваясь живой энергией, сливаясь в единении с природой и друг с другом.


Игры-состязания, в которых многие принимают участие с большим удовольствие, называются «Игры Дыгына». Дыгын – исторический персонаж, предводитель народа саха, который поставил перед собой задачу объединить свой народ. Удальцы-боотуры (богатыри) стремятся показать свою силу и сноровку в этих играх - кылыы (прыжки на одной ноге), куобах (прыжки на обеих ногах), ыстанга (прыжки с чередованием ног), борьба хапсагай - якутская борьба, где проигрывает коснувшийся земли хоть пальцем, перетягивание палки, стрельба из лука. Имена победителей игр передают из уст в уста, а сами они пользуются вполне заслуженной славой, про них могут сложить легенду, которую будут рассказывать на празднике Ысыах олонхосуты. Олонхо – древний героический эпос. Как и у других народов сказители пользовались огромным почетом и уважением, были всегда самыми долгожданным гостями. Одним из сказаний эпоса является сказание о небесном молочном озере, на берегах которого жило одно из высших божеств Айыы Тойон. Именно воды этого молочного озера и олицетворяет национальный напиток – кумыс. У саха есть такое понятие как белая благодать – это высший дар, который люди могут получить от богов. Кумыс – символ белой благодати (илгэ), в ней заключен кут-сюр (душа) всех не рожденных людей, лошадей и коров.

Первая мысль заключалась в том, что сравнить туристическую Якутию и Италию нельзя в принципе. Как нельзя сравнить впечатления от пляжного отпуска в пятизвездочном отеле на Сейшелах и восхождение в кошках на Эверест с проживанием в альпинистских палатках в условиях недостаточности кислорода. На втором этапе мой пытливый ум пришел к заключению, что все-таки сравнение возможно, если найти какие-то критерии. Ну, например, развитость туристической инфраструктуры. Но в этом случае Италия кладет Якутию на лопатки с первого же удара на первой секунде тайма: в Италии, мировом туристическом центре, туризмом все живет и дышит, неведомым образом итальянцы умеют каждый метр своей земли превратить в туристическую курочку, несущую золотые яички. В Якутии все не так. Вот, например, местные туристические агентства на своих сайтах применяют следующие формулировки: «При поездке к достопримечательности N будьте готовы к некоторым бытовым неудобствам, потому что, к сожалению, пока туристическая инфраструктура Якутии еще не до конца развита». Под фразой «не до конца развита» я бы написал открыто и прямо: ее здесь нет в принципе. А те зачаточные туристические услуги, которые начали появляться, стоят таких колоссальных денег, что вы, безусловно, после недолгих раздумий отправитесь в Италию.

И все-таки в случае с туристической Якутией мы имеем дело с некоторым чудом. Во-первых, несмотря на все это, вопреки всем законам физики и экономики, туристы здесь есть, и они готовы платить, причем очень большие деньги. Во-вторых, в Якутию тянет лично меня, и я туда непременно намерен вернуться. Думаю, вот почему.

Ысыах

С начала 1990-х годов Ысыах сильно изменился. Вместо местечкового праздника он стал колоссальным по своим размахам и масштабам мероприятием международного уровня. Ысыах отмечается два дня в окрестностях Якутска, причем главная часть приходится на время рассвета, когда тысячи участников праздника становятся в единый хоровод осуохай и молятся солнцу. Ысыах посещают официальные делегации из центра и других стран, он собирает больше сотни тысяч человек. На Ысыах съезжаются якуты и северные народы со всего региона, со всей России и из всех остальных стран мира. Здесь можно увидеть национальные танцы, послушать песни, поводить хороводы, научиться играть на хомусе, принять участие в состязаниях в национальных видах спорта (перед профессиональными спортсменами у вас шансов нет), примерить исторические наряды, пройти обряды, побеседовать с шаманами, познакомиться в неформальной обстановке с самыми влиятельными людьми Якутии и попробовать национальные блюда.

Так получилось, что на Ысыах я попал на девятом месяце кругосветного путешествия и увидел здесь то, что видел за весь путь только единожды на границе Мексики и Гватемалы, в общине индейцев майя в деревне Чамула. И вот что это: люди, собравшиеся на крупное мероприятие, делали это не ради туристов и, следовательно, не ради денег - они делали все это для себя, по-настоящему. На Ысыахе я увидел не фестиваль, а грандиозный религиозный обряд, вокруг меня более сотни тысяч людей искренне молились огню, дыму и солнцу и заклинали природные силы на успешный будущий год. Здесь собрался весь Якутск в национальных якутских костюмах. Здесь собрался другой, параллельный мир северных народов России и показал всю красоту своей культуры.

Впрочем, все это очень сложно передать, и намного лучше увидеть своими глазами. Поэтому вот несколько советов по планированию поездки на Ысыах.


Природа

Если вы много летаете, то подтвердите мое наблюдение: большая часть нашей планеты из окна иллюминатора стала представлять достаточно скучное зрелище: ровные квадраты полей да прямые линии улиц городов. Если бы не облака, горы и изрезанные линии морских побережий…

На Дальнем Востоке в целом и в Якутии в частности все не так. Пока еще не так. Якутия занимает одно из первых мест в мире среди регионов с наименьшей плотностью населения: в 2018 году этот показатель составил 0,3 человека на квадратный километр. Для примера: в Москве этот показатель составляет 4 883,43. Все это видно уже из окна иллюминатора: вы летите несколько часов над тайгой, горами и реками и не видите ни одного поселения. Нетронутая природа, как ее видели мамонты. Рай интроверта, в котором хочется остаться навсегда. Вот на берегу этой реки. На склоне этой снежной вершины.

При планировании поездки в Якутию я настоятельно рекомендую вам оставлять как можно меньше времени на пребывание в городах. Смотреть в Якутске, на мой взгляд, решительно нечего. Кроме того, вопреки многим мифам о чистоте дальневосточных городов, воздух здесь достаточно тяжелый - город ездит на старых иномарках из Китая, Японии и Кореи, которые сильно коптят и чадят. Туристическая ценность Якутска близка к нулю, особенно если вы опытный путешественник. Чего не скажешь о природе, которая начинается прямо за Якутском и дальше тянется на тысячи километров. В этой бесконечной тайге раскиданы невероятные природные чудеса.

Ленские столбы

Это визитная карточка туристической Якутии и огромный заповедник вверх по течению Лены. Огромные острые скалы, возвышающиеся на сотни метров вверх над Леной, - завораживающее зрелище. Добраться до Ленских столбов можно тремя способами. Самый скучный и дорогой - на вертолете. Самый комфортный - на речном круизном лайнере, идущем к столбам два-три дня, стоимость - 7–15 тысяч рублей за человека в зависимости от класса каюты. На круизном теплоходе вы сможете выйти на палубу, накинуть плед и наблюдать за исполинами-столбами за бокалом вина. Впрочем, если вам не повезет, все это будет под музыку Григория Лепса или Софии Ротару.

Самый, на мой взгляд, интересный способ - на катере, который можно заказать у местных крестьян. С катером можно добраться до Ленских столбов одним днем, а главное, останавливаться везде на пути, где вы только ни пожелаете. Этот способ не рекомендуется людям с неразвитым вестибулярным аппаратом и тем, кто боится быть окаченным с ног до головы ледяной водой где-то посреди Лены в тайге. Стоимость - от 15 тысяч рублей за сутки.

По договоренности с администрацией заповедника здесь можно встать с палаткой на пару дней в специально отведенном месте. Всю еду необходимо взять с собой.

Нетающее озеро Булуус

Вы едете сотню километров через тайгу по резкоконтинентальному якутскому зною под 30 градусов (поверьте, летом здесь жарит похлеще, чем в Сочи) и вдруг в одной из лощин встречаете огромный ледник. Естественный круглогодичный каток. Поверить в это в те самые 30 градусов очень сложно, но это так. Рядом с Булуусом расположена пикниковая зона, где можно провести несколько часов и разбить пикник. Горячих блюд не дают, так что лучше всю еду привезти с собой.

Тукуланы

На берегу Лены посреди тайги возвышается огромная песчаная дюна, очень напоминающая дюны Куршской косы. Как она здесь оказалась и почему только одна - на этот вопрос до сих пор никто не может ответить. Впрочем, задаваться вопросами мироздания не обязательно. В августе, когда Лена достаточно прогревается (градусов до 18–20), Якутск съезжается сюда купаться в Лене.

Лена

Лена на широте Якутска по размаху сравнима с Волгой. Огромная великая река. По побережью Лены стоят редкие деревни, рядом с которыми есть базы отдыха. Сервиса в них вы не найдете, но найдете ночлег, медитативную тишину и те самые 0,3 человека на квадратный километр. Еще вы найдете там таежных комаров, от которых сами якуты издревле придумали лишь один способ защиты - жечь конский навоз в рядом стоящем ведре и омахиваться конским хвостом. Репелленты вам вряд ли помогут, но все-таки возьмите с собой пару десятков.

Вечная мерзлота

Большая часть России стоит на вечной мерзлоте, но мало кто знает, что это. Визит в Якутию - прекрасная возможность пополнить свои знания. В Якутске прорублено две шахты, одна из которой принадлежит Институту мерзлотоведения РАН, а вторая - Музею мерзлотоведения. В музее вам на входе предложат надеть теплый тулуп, шапку и валенки и отправиться в царство вечной мерзлоты.

Еда

Якутская кухня очень экзотична. В Якутии обязательно нужно попробовать оленину (рекомендую ресторан «Махтал» в историческом районе города), жеребятину, строганину и кумыс. Единственное, если вы пробуете этот вид мяса впервые, начните с небольших порций, так как ваш желудок может нечто новое и неизведанное не принять. Кроме того, благодаря соседству с Леной здесь огромный выбор рыбы. Главный якутский рыбный специалитет - якутский чир, который, на мой взгляд, намного превосходит по своим вкусовым качествам байкальский омуль (вылов которого, впрочем, все равно теперь запрещен).

    Сколько стоит? Из-за перелета и стоимости экскурсионных услуг отдыхать здесь дорого. Около 200 тысяч рублей на 10–14 дней на двоих.

    Когда ехать? В середине июня с целью попасть на Ысыах.

    Как планировать отдых? Во время поездки постарайтесь минимум времени проводить в городе и максимальное - на природе.

    Что есть? Строганину, оленину, жеребятину, кумыс, якутский чир.

    Что привезти домой на память? Якутский чир.

По приглашению Правительства Республики Саха на прошлой неделе побывал в Якутии на ритуальном празднике лета Ысыах.

Ысыах - весенне-летний праздник в честь якутских божеств и наступления нового года. Для скотоводческих народов свойственно отмечать завершение годового цикла в день летнего солнцестояния. На праздновании, которое длится два дня, якуты играют, танцуют и веселятся, не забывая, впрочем, и о традиционных молитвах и обрядах.

Честно говоря, поначалу казалось, что нас ждет обычное лубочно-туристическое представление, но я заблуждался. У якутов сильны национальные традиции и, наверно, главный показатель популярности праздника в том, что на нем очень много молодежи. Приезжают большими компаниями и семьями, живут в палатках, многие ходят в костюмах и участвуют в национальных играх.

Я разбил репортаж о празднике на две части: в первой я расскажу о более современной и "светской" части Ысыаха, а во второй покажу ритуальное мистическое действо, в котором десятки тысяч людей встречают восход солнца...

Прилетев в Якутию, сразу из аэропорта отправились на праздник.

Ысыах располагался в поле в пяти километрах от аэропорта, но ехали мы больше часа. Была огромная пробка, поскольку вся область стягивалась к месту празднования. Забегая вперед, скажу, что пробка сохранялась вплоть до пяти утра следующего дня, когда проходил обряд по встрече солнца:

3.

Некоторые умники, поднимая жуткую пыль, пытались объехать по обочине, и выглядело это как большое хамство. К счастью, якутские божества внимательно следили за происходящим и наказывали отдельных выскочек в назидание всем остальным:

4.

Местные дизайнеры креативно прокачали дорожный знак:

5.

Наконец, показался Ысыах. Все поразились масштабом происходящего:

6.

На входе "растет" Аал Лук Мас, священное дерево жизни и процветания. Оно присутствует во многих эпосах и легендах у якутов. По традиции надо обойти его вокруг по часовой стрелке 3 раза, это принесет счастье, деньги и богатство.

7.

8.

Ысыах собирает, как правило, более 200 тысяч человек со всех улусов - районов Якутии, которых всего 35. Гулянья длятся два дня, на это время люди ставят палатки:

9.

Каждый отделяет свою территорию саламой - длинной веревкой из конского волоса с нанизанными на нее дарами для духов. Пространство внутри ограждения называется тюсюлгэ. Так же по традиции навязывают разноцветные ситцевые лоскутки - и хозяева, и гости тюсюльгэ.

10.

На протяжении праздника алкоголь не продается во всем Якутске. А вообще алкоголь с прошлого года в Якутии продается с 14:00 до 20:00:

11.

12.

Мне показалось, что чем-то напоминают Ысыах. Суть та же - гулянья, знакомства, национальные игры и обряды - только масштаб на Байкале куда меньше:

13.

Фильтрованную питьевую воду развозят бесплатно:

14.

15.

Тюсюлгэ бывают не только у обычных гостей, но и у всех крупных компаний и городских округов и районов. Администрации подходят к обустройству тюсюлгэ загодя и нередко возводят большую деревянную постройку - урасу. После праздника постройки остаются на весь год:

16.

Многие ходят в национальных костюмах:

17.

18.

19.

Красивое широкое платье, которым девушка создала тень для своего ребенка, называется халадай. Серебряные украшения на груди - илин кэбисэр. По традиции это не просто красивые безделушки, а сложный визуальный код , в котором каждый элемент имеет свой смысл. Девочки в Якутии начинают носить их с пяти лет и по ходу жизни украшение меняется, обрастая новыми и новыми деталями:

20.

21.

22.

23.

Алтан Сэргэ - ритуальный столб, коновязь, один из главных символов праздника. Похожие сэргэ есть у бурятов на Байкале.

Считается, приложение к этому столбу заряжает энергией на весь будущий год авансом. Люди стоят в очереди по два часа и терпеливо ждут. Дойдя до Сэргэ, надо прижаться или потрогать каждую из восьми сторон:

24.

Около каждой грани стоят минуту. Никто никого не торопит:

25.

Речка неподалеку называется Старица. Обычно во время Ысыаха не так жарко, но в этот раз было +33. Местные сказали, что впервые видят, чтобы посетители массово купались в реке:

26.

Тут же предприимчивые якуты организовали развлечения на воде:

27.

Национальная борьба Хапсагай чем-то похожа на вольную борьбу. Нужно все время стоять на ногах. Как только коснулся землю любой другой частью тела (например, даже пальцем), то проиграл:

28.

Прыжки через нарты. Национальный спорт на скорость. Выглядит очень эффектно, временами даже кажется, что внизу лежат гимнастические лягушки:

29.

Показ моды - первый международный конкурс национальных костюмов Этно-Эрато. Много участников и зрителей (вернее, судя по шляпкам - зрительниц):

30.

Тюсюлгэ Осуохай - здесь участники праздника поют и танцуют национальный танец осуохай. В прошлом году на празднике Ысыах был установлен рекорд Гиннеса по самому большому этнографическому танцу в мире, в котором участвовало одновременно более 15 тысяч человек:

31.

В тюсюлгэ "Единой России" выступала Паша Бояркина - якутская звезда. При этом пела почему-то песню Кети Пэри "Fireworks":

32.

Традиционные для любых гуляний (и не только якутских) развлечения. На этом турнике толстая палка крутится по оси на подшипниках - провисеть три минуты и сорвать банк нереально:

33.

За сто рублей можно посоревноваться в меткости:

34.

Для детей установлены горки и надувные замки:

35.

Очень популярен прокат электровелосипедов:

36.

Катание на лошадях:

"Беспроигрышные" лотереи:

38.

39.

Национальный вид спорта Мас Тардысыы - перетягивание палки. Надо выиграть 2 раза. Если ничья, тянут третий раз. По сути, соревнование похоже на перетягивание каната, только более компактно и один на один:

39.

40.

После этого мы поехали гостиницу, чтобы вернуться к четырем утра на встречу солнца. Это было очень красиво и здорово, в следующем посте ждите подробный рассказ!

41.

17 июня на территории музея-заповедника «Коломенское» состоится традиционный национальный государственный праздник якутского народа — Ысыах.

На этот раз Московский Ысыах обретет ледяное дыхание Полюса Холода — яркий колорит, самобытность и дух национального праздника Ысыах в Москве представит внушительная делегация посланцев из Верхоянского улуса — мирового Полюса Холода, единственного места постоянного проживания человека на планете, где зафиксированы самые низкие температуры за всю историю наблюдений.

Верхоянцы представят культуру якутского народа лучшими танцевальными коллективами, мастерами фольклорных жанров, народными умельцами и уникальными блюдами национальной кухни.

Впервые Ысыах заявил о себе в столице десять лет назад, в год 375-летия вхождения Якутии в состав Российского государства. Тогда в честь этой даты в Коломенском было установлено памятное Сэргэ — свидетельство многолетней дружбы и единства народов России, символ гостеприимства. Сегодня поляна у Сэргэ в Коломенском — ежегодное место встречи якутян, москвичей и гостей столицы во время празднования Ысыаха.


Каждый Ысыах в Москве — уникален, неповторим и незабываем, неслучайно он собирает тысячи гостей и участников. В этом году он посвящен знаменательной исторической дате — 385-летию вхождения Якутии в состав Российского государства.

Программа, как всегда, очень насыщена и привлекательна. Конечно, особый интерес у гостей Ысыаха вызывает национальная обрядовая церемония, которую проводит алгысчыт из Якутии: он разжигает огонь, взывая к светлым богам Айыы снизойти к людям милостью. Это действо, по обычаю, проводится в часы самого высокого солнцестояния — с 11 до 12 часов дня.

Впервые на Московском Ысыахе пройдет Фестиваль фольклорных жанров, который объединит профессионалов и любителей игры на хомусе, исполнителей тойука и чабыргах.


Неотъемлемой частью национального праздника встречи лета являются спортивные состязания по якутским видам спорта. Традиционно на Московском Ысыахе пройдет турнир по мас-рестлингу, боотуры будут соревноваться в якутской борьбе хапсагай, в якутских прыжках и вертушке.

Пожалуй, только на якутском Ысыахе можно увидеть весь цвет национальных костюмов народов, населяющих Россию, в национальных костюмах придут на праздник гости из других республик и стран мира. Грандиозным событием станет и гала-концерт с участием мастеров искусств Якутии и республик Российской Федерации.

Неизменный интерес гостей праздника вызывает «Город мастеров» — выставка-продажа изделий народных промыслов, сувенирной продукции, ювелирных украшений и изделий из природных материалов — меха, конского волоса, дерева, бивня мамонта и другие. В этом году гости Московского Ысыаха станут участниками мастер-классов по изготовлению изделий народных промыслов.


Национальная кухня — непременный атрибут празднования Ысыаха. В Коломенском гости Якутии смогут попробовать якутские оладьи, жеребятину, напиток кумыс и знаменитую якутскую рыбу.

Во все времена Ысыах гордился своим осуохаем. Осуохай на Московском Ысыахе — особый ритуал. Все гости праздника выстраиваются в огромный «жизненный круг», завершая грандиозное празднование древнего праздника народа саха.

Программа праздника:

Поляна «Сэргэ»

  • 11:00–12:30 — Открытие праздника, церемония благословения Алгыс, праздничный хоровод «Осуохай».
  • 15:00 — Фестиваль фольклорных жанров «Саха сайына» (якутские скороговорки чабыргах, хоровод осуохай, игра на хомусе).
  • 18:00 — Заключительный осуохай «Хоровод дружбы», закрытие праздника.

Спортивные поляны «Игры Боотуров»

  • 12:05 — Торжественное открытие спортивных соревнований.
  • 12:15–17:00 — Спортивные состязания по якутским национальным видам спорта (хапсагай, якутские прыжки, якутская вертушка).
  • 12:20–17:30 — Открытый Всероссийский турнир по мас-рестлингу.
  • 17:30 — Награждение победителей.

«Концертное түhүлгэ»

  • 13:00–15:00 — Концертная программа «Урун тунах ыьыагынан!» («С прекрасным праздником!»).
  • 15:00–16:00 — Гала-концерт «В семье единой народов» с участием творческих коллективов г. Москвы и Московской области, регионов России.
  • 16:00–18:00 — Праздничное шоу — концерт «Таастаах Дьааныттан Эҕэрдэ!» («Поздравления с каменистых берегов Яны»), конкурс «Уьун суьуох» («Длинная коса»), дефиле в национальных костюмах «Краски Туймаады».

Поляна «Сардаана»

  • 13:30–17:00 — Конкурсы, игры и викторины для детей «Кустук» («Радуга»).

Площадь «Город мастеров»

  • 10:30–17:00 — Выставка-ярмарка изделий народных промыслов, сувениров и ювелирной продукции, мастер-классы по изготовлению изделий народных промыслов.

В июньские дни вся Якутия отмечает Ысыах - светлый праздник народа Саха. Предания утверждают, что первый ысыах был устроен Эллэй Боотуром. Он прибыл в долину Туймаада приблизительно в 1128-1130 годах. Приведем текст, записанный ученым Г.В.Ксенофонтовым со слов жителя Кангаласского улуса в 1921 году: “Эллэй налил кумыс чорон, положил туда куски масла, стал ногой на подстилку из конской кожи и, обратившись лицом на восток, поднял чашу вверх. Затем подошел к огню и вылил трижды на него из чаши немного кумыса в качестве угощения Юрюн Айыы Тойону. Слегка повернулся по солнцу правее и поднял свою чашу в честь Хомпоруун Хотой Айыы и также троекратно полил кумыс в огонь. Дальше, повернувшись еще правее, держал чашу, именуя Джесегей Айыы Тойона. Всего поднимал чашу семь раз. Когда Эллэй совершал обряд, люди видели белую птицу, которая кругами парила под облаками над урасой. Так вот до теперешней поры якуты, впервые научившись от Эллэя, имеют обыкновение поднимать чашу и поминать Айыы Тойона”.

В старину день ысыаха признавался как якутский новый год. Народ славил приход лета и плодородие земли, готовился к сенокосу, ведь именно на нем хозяйство содержалось всю зиму. Когда якуты жили аласами, богатые устраивали праздник для всех земляков. В этот день забивали скот, готовили кумыс из кобыльего молока, мудрые старцы пели олонхо, дюди вставали в круг танца осуохай. Мужчины соревновались в силе и ловкости, сильнейшие завоевывали призы, походили конные скачки. Смысл ысыаха заключался в том, что в этот день народ объединялся, невзирая на то богат он или беден.

В начале 90-х годов ысыах объявлен государственным праздником Якутии. Сейчас он символ единения, праздник дружбы всех жителей многонациональной республики.

Национальный праздник Ысыах- это уникальное духовное богатство народа Саха, символизирующее торжество жизни и природы на земле Олонхо. Это праздник, который отражает традиционную картину мира и мировоззрение саха, праздник, которого все с нетерпением ждут весь год. В нем ярко проявляются весь национальный колорит и фольклор народа: язык, мифология, танцы, музыка, обряды и обычаи, национальная одежда, пища, праздничная утварь, ремесла и архитектура, народная философия.

В соответствии с древними традициями Ысыах устраивается внутри ритуального круга из чэчир (молодых берез). В центре праздничного круга устанавливается коновязь - сэргэ с арочными украшениями из берез. По традиционным представлениям саха, сэргэ является символом Мирового древа и оси всей Вселенной.Устанавливая его, саха сооружали как бы модель Вселенной- девять ветвей Священного дерева Аар Кудук Мас источают белую благодать. В наше время символика сэргэ расширилась и сэргэ олицетворяет дружбу и единство всех народов, населяющих нашу северную республику.

Рядом сэргэ обычно устраивают круг – тюсюлгэ, огражденный разноцветной саламой из пучков конских волос, кусочков ткани, берестяных изделий. В ценре тюсюлгэ распологают алтарь в виде миниаюрной урасы и аар багах с ритуальной утварью и посудой, наполненной кумысом.

Кумыс в представлении Саха является священным напитком и символом илгэ – белой благодати изобилия, в которой заключен кут-сюр (душа) всех не рожденных людей, лошадей и коров.

Во время Ысыаха через распитие кумыса осуществляется приобщение людей к высшим таинствам бытия. Кумыс пьют из чорона, сакрального сосуда.

Праздник начинается с древнего ритуала – окропления огня и земли кумысом, благословения присутствующих и просьбы к Верхним Божествам ниспослать всем благодать. Исполняет алгысчыт.

Ысыах состоит из нескольких частей:

Церемония открытия праздника, куда входят обряд очищения местности и распитие кумыса. В сопровождении девяти юношей и восьми девушек в центр тюсюлгэ входит алгысчыт. Он обращается к верховным божествам, заклинает их о ниспослании всем собравшимся благополучия и процветания. На заключительные слова алгысчыта все встают и поднимают руки вверх, повторяя вслед за ним “Уруй! Айхал! Туску!”. Юноши и девушки преподносят чороны с кумысом гостям.

Театрализованное действие;

Осуохай - обрядовый танец должен состоять из девяти кругов, символизирующих Солнце.

Чрезвычайно зрелищны спортивные состязания, в которых удальцы стремятся показать свою ловкость, силу, красоту и сноровку – кылыы (прыжки на одной ноге), куобах (прыжки на обеих ногах), ыстанга (прыжки с чередованием ног), борьба хапсагай – якутская борьба, где проигрывает коснувшийся земли хоть пальцем, стрельба из лука. Победителями становятся самые сильные, ловкие и удачливые, которых чествуют и награждают мюся (мясными лытками) и ценными подарками.

Якуты – большие любителя конных скачек, без которых не проходит ни один Ысыах.

Кроме того, ысыах празднуется два дня. В ночь с первого на второй проходит обряд встречи солнца. Считается, что с первыми лучами восходящего солнца происходит магическое сближение мира людей и мира богов. Через лучи люди заряжаются энергией и силой.

Ысыах – это встреча лета.