Воображаемый друг ребенка: когда стоит бить тревогу? Что делать с воображаемыми друзьями ребенка? Если у ребенка есть вымышленный друг.

Внутренний мир ребенка безграничен и полон фантазий. Взрослым тяжело понять мышление ребенка. Ведь мы уже рассуждаем, опираясь на логику, анализ фактов. Поэтому часто детские фантазии пугают родителей и заставляют их настораживаться. У ребенка воображаемый друг, что делать?

Причины возникновения невидимых друзей

К появлению невидимых друзей чаще всего приводят следующие причины:

Многие психологи утверждают, что в появлении невидимого друга у малыша нет ничего опасного. Для детей в – это может считаться нормой. Ведь в этом возрасте у детей бурно развивается фантазия. Они много играют, а именно в игре и развиваются воображаемые образы. У ребенка возникает потребность в ролевых играх. Нет ничего плохого в том, что у него развивается живое мышление.

Внимательные родители смогут извлечь из этого явления много полезного. Понаблюдайте за общением ребенка со своим невидимым другом. В разговоре можно не только увидеть имеющиеся у малыша проблемы, но и проблемы в семье. Выдуманный товарищ в этом возрасте чаще всего не человек, а любимая игрушка, зверюшка.

Самое главное для родителей – это не запрещать малышу общаться со своим другом. Он не прекратит общение, а только станет делать это в тайне, а вы рискуете потерять контакт с ребенком и заслужить его недоверие.

Воображаемый друг у детей 5-6 лет

Детский возраст многие психологи приравнивают по психическому состоянию с возрастом 3 лет. Появление мнимого друга не должно пугать родителей в этом возрасте. Дети продолжают играть в ролевые игры, у них идет активное развитие творческого мышления.

Проведенные исследования показали, что дети чувствуют себя со своими придуманными приятелями комфортнее, чем со сверстниками. Им они могут высказать все свои переживания, приятель понимает его внутренний мир, как никто другой.

Если ребенок не скрывает от вас своего воображаемого друга – это хороший знак. Значит, малыш вам доверяет, цените это и постарайтесь извлечь из этого пользу. По мнению психологов, несуществующие приятели пропадают из воображения детей к семи годам. Но случаи, когда мнимые друзья остаются с подростками, уже могут настораживать.

Воображаемые друзья у детей 8 лет

По мнению специалистов, существование мнимых приятелей – это защитная реакция на стрессовые ситуации и поддержка психики. Такие друзья помогают детям справиться с тяжелыми психологическими травмами. Это может быть смерть близкого человека, переезд на новое место жительства, смена школы, гибель домашнего животного.

Какова бы не была причина, при появлении друга, родителям рекомендуется обратиться с ребенком к психологу. Он поможет выявить причину и подскажет способы, как помочь и поддержать его.

Если появился у ребенка воображаемый друг, что делать и как вести себя родителям рассмотрели. Запомните: появление воображаемых друзей в любом возрасте не должно вызывать панику у родителей. Самое главное, быть рядом с ребенком, правильно понять причину возникновения явления, и вовремя ему помочь.

Родители в замешательстве: «Меня тревожит, что у ребенка появился вымышленный друг» , «Дочка придумывает себе вымышленных друзей» , «Как относиться к тому, что сын придумал себе друга, разговаривает с ним, играет?» , «Как на это реагировать?» .

Что, когда и почему

Вымышленный друг - плод детского воображения. Стоит разобраться, почему возникает этот феномен и у каких детей.

У дошкольника наступает такой период в развитии воображения и сознания в целом, когда он учится отделять мир фантазий от реальности. В 3-4 года фантазирование ребенка требует опоры на материальный объект (игрушки, предметы): действуя с ними, он лучше представляет воображаемого персонажа и воображаемую (мнимую) ситуацию, в которой персонаж живет. Позже, примерно в 5-6 (7) лет, плоды фантазии могут довольно устойчиво жить уже только в воображении ребенка - как представления о персонажах и их похождениях. У некоторых детей создается особо благодатная почва для фантазирования - они придумывают и рассказывают истории, будто играют без игрушек. И это не только нормально, но свидетельствует о хорошем развитии воображения.
Но придумывание себе «друга», который сопровождает фантазера в повседневности, случается не у всех детей.

С кем такое случается

У кого такая особая способность к фантазированию - раскрывается на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Она природно задана детям со зрительным вектором: они не только невозможные выдумщики, но и мастера анимации, то есть могут вообразить что-либо со всеми подробностями и деталями и даже одушевить придуманного друга, считая его вполне реальным. Зрительные детишки еще и большие артисты, любят играть разные роли, эмоционально изображать разных персонажей. Обычно, играя с игрушками, говорят разными голосами - за куклу, за мишку, и даже игрушечный грузовичок или паровозик может петь песенки и разговаривать своим особым голосом. Они - воображалы в самых разных смыслах. Их эмоциональный диапазон широк, ярок и разнообразен. Поэтому, когда «друг» впервые возникает, ребенок способен вдохнуть в него жизнь, наделяя не только внешним обликом, но и характером, собственной историей жизни.

Если у ребенка, кроме зрительного, есть еще и звуковой вектор, то дополняется склонность замыкаться на собственных состояниях, фантазиях. Для такого ребенка особенно свойственно воспринимать собственные мыслеформы как реальность, а все, что его окружает, считать несущественным, почти не существующим для него. Ситуация усугубляется, если звуковичок, защищаясь от окружающих шумов и резких звуков, усиленно отгораживается от внешнего мира. И тогда придуманный друг для ребенка становится вполне реальным - понимающим и поддерживающим в ситуации самоизоляции и одиночества.

Этот ребенок, природно склонный к постижению абстрактных содержаний и смыслов, пытается искать ответы о первопричинах всего существующего, о смысле жизни, о космосе, планетах и звездах. Поэтому если он придумывает друга, то наделяет его какой-то фантастичностью, инопланетностью, неземными особенностями. Друг может прилететь с какой-то планеты или звезды, может обладать способностью перемещаться по воздуху. Может говорить без слов, передавая информацию мысленно…

К кому прилетает Карлсон?

Вы, конечно, помните историю о Малыше и Карлсоне, который живет на крыше! Помните, как рассуждал Малыш: «Вот у тебя, мама, есть папа; и Боссе с Бетан тоже всегда вместе. А у меня - у меня никого нет!..» И «…ему вдруг показалось, что у него действительно никого и ничего нет на свете» .

…И тогда у Малыша появился Карлсон.

Такому ребенку (а мы уже поняли, что это звуко-зрительный ребенок) необходимы впечатления, эмоциональные переживания. И когда он не находит их в реальности, то эту пустоту он заполняет фантазией, придумывая друга.

Но почему Малышу не хватает в реальности того, что ему так необходимо? Потому что ему, звуко-зрительному, требуются впечатления и переживания в гораздо большем объеме, чем детям с другими векторами.

Польза или вред?

Так, может, пусть себе фантазирует - какой в этом вред? Или лучше запретить, чтобы даже думать не смел?

В действительности появление «друга» можно рассматривать как детскую болезнь роста. Если она случилась, не стоит паниковать. Но надо помочь ребенку выйти из нее, чтобы он научился в своем сознании разделять реальную и условную жизнь, постиг главное - «знание о том, что бывает на самом деле, а что понарошку» . Без этого знания, если ребенок застрянет в своих фантазиях, он не сможет научиться адекватно воспринимать реальность, прогнозировать возможное развитие событий, предвидеть последствия своих поступков.

И где же выход?

  • Воздержитесь от негативной реакции. Не ругайте ребенка, не высмеивайте, не запрещайте рассказывать о друге.
  • Выведите «друга» наружу. Объективируйте его - попросите ребенка рассказать о своем друге: какой он, как выглядит, что делает, любит? Попросите нарисовать его. Это поможет ребенку выйти из тайного убежища своих взаимоотношений с вымышленным другом, доверить свою тайну вам. Так у вас появится возможность понять, что происходит с ребенком и как ему помочь.
  • Усильте эмоциональную связь между вами и ребенком. Желательно привлечь и других членов семьи для укрепления эмоционального контакта. Больше расспрашивайте ребенка о его впечатлениях и переживаниях в связи с реальными событиями, эмоционально откликайтесь и поддерживайте его в реальных делах, в продуктивном творчестве.
  • Помогите найти реального друга. Познакомьте ребенка с другими детьми, помогите в поиске общих интересов. Обращайте его внимание на их переживания и другие особенности в поведении, на их качества, чтобы он больше наблюдал и сосредоточивался на реальных людях.
  • Развивайте у ребенка продуктивное воображение - чтобы он создавал реальный продукт (в конструировании, рисовании, сочинении и т.п.), который был бы объективно представлен и его могли воспринимать и другие люди. Восхищайтесь его произведениями, обсуждайте, как именно его замысел воплощен в жизнь.

И напоследок…

Появление у ребенка вымышленных друзей - это не только сигнал того, что ребенку надо

У детей часто появляются воображаемые друзья. Они с ними разговаривают, играют, ругают их или любят. У родителей такое поведение вызывает страхи и опасения. The Village поговорил с психологами и узнал, насколько это нормальное явление и значит ли оно, что ребенку не хватает реального общения.

Дарья Грошева

психолог

Почему появляются воображаемые друзья

В возрасте 2,5–5 лет у ребенка очень активно начинает развиваться интеллект. В современном мире он рано осваивает цифровое пространство и начинает мыслить творчески и креативно. Игра - естественное состояние дошкольника, в игре ребенок осваивает социальные роли, ищет себя в мире взрослых и заводит себе воображаемых друзей. Это может быть супергерой, животное и даже игрушка, наделенная человеческими способностями, или человек с необычным именем, который выполняет все действия близких взрослых ребенка. Это не повод для вмешательства.

Проблемы начинаются тогда, когда ребенок не рассказывает вам о своем друге: это может говорить о недоверии и страхе. Общение с этим персонажем может проходить по двум сценариям: либо ребенок будет погружаться в мир, в котором все дозволено, либо изображать родителя, который ведет себя так же, как и вы. Прежде чем бить тревогу, попробуйте обратить внимание на то, как организована игра.

Воображаемый друг может появиться от нехватки впечатлений. Ребенок полностью зависит от решения старших, и ему приходится изо дня в день терпеть один и тот же сценарий. Ребенку также может не хватать общения, но говорить об этом он еще не умеет. Дети разные: не каждый из них способен влиться в круг сверстников, и тогда им приходится придумывать собственную игру.

Ребенок также может вытеснять свои тайные желания. Возможно, ему требуется больше внимания и включенности в его мир, возможно, чего-то вы не знаете, о чем-то он молчит, а проблема есть. Выслушайте его, расспросите о том, как этот воображаемый друг его защищает, что он говорит, когда появляется, какая у него есть способность. Если вы услышите, что воображаемый друг грозится наказать обидчиков, то стоит обратиться к психологу: это может быть признаком скрытой агрессии.

Иногда воображаемый друг может появиться у подростка, и произойдет это после травматичного события - смерть близкого, переезд, развод родителей. Некоторое время этот воображаемый друг будет сопровождать ребенка и обладать какими-то чертами характера, которые нужны самому ребенку. Не стоит беспокоиться сразу, но полезно обратиться к психологу для того, чтобы прояснить, в чем нуждается ребенок.

Так что, вопреки иррациональным страхам, свойственным любому родителю, ребенок может проявлять фантазию и это может казаться странным, необычным, но не должно вызывать тревогу.

Александр Покрышкин

детский психолог

Как относиться к воображаемым друзьям детей

Мы привыкли думать, что воображаемый друг у ребенка - это серьезная проблема, где-то рядом с психическим расстройством. Однако количество детей, у которых есть или были воображаемые друзья, весьма велико. Это может быть человек, животное или фантастическое существо, которого ребенок может охотно описывать и с кем он как будто бы состоит в близких отношениях. Иногда этот «друг» начинает участвовать в реальной жизни семьи, часто можно услышать фразы типа: «Тише! Микки спит!» или даже «Это Сережа сломал, а не я!»

Кажется, что невидимый друг нужен тем, у кого мало друзей, и есть исследования, которые подтверждают эту связь для некоторых детей старше 10–12 лет. В ряде случаев такие друзья - это способ ребенка справляться с травматическим опытом. Однако для большинства ребят это просто игра, и само по себе ее наличие не является признаком проблемы. Наоборот, это свидетельствует о богатом воображении, которое так проявляется.

Поэтому основной совет родителям, которые с этим столкнулись, - не пытаться спорить и отговаривать, а проявлять уважение и такт. Постепенно эта игра сойдет на нет, а упреки лишь добавят напряжения в отношения с ребенком. Наблюдая за этой игрой, стараясь лучше понять того, с кем он дружит, мы лучше поймем и его самого.

Мультипликационный фильм «Головоломка» сплошь наполнен эмоциональными моментами. В голове юной Райли существует тайная жизнь, где главными действующими лицами являются эмоции Страх, Гнев, Радость или Печаль. Они разыгрывают свое действо и борются за звание самой важной. Там же существует и вымышленный друг по имени Бинго-Бонго. Как только девочка переезжает в другой город, она полностью погружается в свои воспоминания и теряет незримую связь со своим другом. В конце повествования видение исчезает. Кажется, создатели ленты не могли придумать более душераздирающей смерти. Однако до недавнего времени потеря воображаемого друга не воспринималась психологами как траур. Напротив, многие специалисты считали воображаемых компаньонов чем-то нездоровым.

Являются ли видения признаком одиночества?

На протяжении многих десятилетий взрослые с недоверием и опаской относились к воображаемым спутникам маленьких детей. Подобные видения приписывались обособленным детям, лишенным реальных друзей. Современная поп-культура, во многом сформированная под влиянием известных голливудских фильмов, и вовсе полагает, что вымышленный персонаж может причинить ребенку реальный вред, например, заставив его совершить что-то дерзкое или страшное. Ведущий психолог Лаборатории знаний Университета штата Алабама Энсли Гилпин рассказал о случае, когда отец заподозрил собственную дочь в шизофрении. На самом деле у ребенка был воображаемый друг. Теперь, по прошествии времени, эта девочка жива и здорова, а в ее голове больше никто не живет.

Позиция современных психологов

Это теперь ученые уверены, что в возрасте 3—5 лет для детей совершенно нормально иметь воображаемого друга. Этим малышам не нужна медицинская помощь или психологическая реабилитация. Дети полагают, что взрослая жизнь слишком скучна, а видения помогают им развивать творческий потенциал. Некоторые психологи называют это явление синдромом Карлсона. Несколько последних десятилетий были отданы на углубленное изучение проблемы. Было задокументировано сразу несколько любопытных эпизодов, на основании которых был сделан оптимистичный вывод. Подобную дружбу можно признать одной из самых ярких и восхитительных. Теперь наличие воображаемого компаньона не считается чем-то ненормальным или необычным, а сама жизнь в вымышленном мире помогает малышам развить ценные навыки, которые пригодятся в реальности.

Родителям не о чем беспокоиться

Проведя рад тестов, ученые заверяют, что родителям не о чем беспокоиться, если они узнали о воображаемом друге сына или дочери. По оценкам экспертов, это явление необычайно распространено. Приблизительно 65 процентов детей в возрасте до 7 лет имеют вымышленных друзей. Если вы сами не имели подобного опыта в детстве или плохо помните о нем, спешим вас заверить: дети прекрасно знают о том, что их друзья не настоящие. Большинство исследователей полагают, что воображаемые персонажи не являются показателем одиночества или дефицита социальных навыков. Посредством вымысла дети раскрывают свое воображение.

Каковы самые ранние сроки развития вымышленной дружбы?

Фактически способность создавать воображаемого друга может проявиться в самом раннем младенчестве в то время, когда дети начинают учиться различать черты окружающих. Если мать обычно поднимает брови и раздувает щеки, чтобы позабавить кроху, это тут же находит живой отклик в ответной гримассе. Об этом рассказывает психолог из Йельского университета Дороти Сингер, которая начала изучать феномен вымышленных друзей еще в конце ХХ века: «Копирование мимики взрослых действительно является предвестником некой притворной игры, которая показывает, что ребенок любознателен. Он готов подражать звукам и действиям окружающих». Впоследствии этот навык трансформируется в более обтекаемый персонаж, который селится в воображении малыша.

Это дает когнитивные и эмоциональные преимущества

На основе более ранних исследований можно констатировать еще один любопытный факт: воображаемые друзья могут дать малышам некоторые когнитивные и эмоциональные преимущества. «Во многих отношениях все малыши похожи. Но когда мы тестируем детей, которые водят дружбу с мнимыми компаньонами, мы находим явные преимущества от этой дружбы. Эти дети более общительны, менее застенчивы, также они имеют уровень социальной перцепции, высокий не по годам. Они лучше воспринимают точку зрения другого человека в реальной жизни», — вот мнение Марджори Тейлор, психолога из Университета Орегона. Отметим, что ученые выявили лишь корреляцию, причина улучшения когнитивных навыков остается загадкой. Никто не знает, когда именно формируются перечисленные навыки. Может быть, они были сформированы до создания воображаемой дружбы либо могли стать ее следствием.

Иногда это переносится во взрослую жизнь

Хотя это крайне редко, но даже психически здоровые взрослые люди могут иметь воображаемых друзей. Этот процесс продолжается с детства. По мере взросления человека либо его старые друзья идут с ним бок о бок, либо воображение создает новых, более зрелых персонажей. Наверняка, вам будет интересно узнать, что Королева детективов Агата Кристи всю свою сознательную жизнь имела воображаемых друзей. Об этом писательница упомянула в своей автобиографии, которую написала в 70-летнем возрасте. Там она призналась читателям, что вымышленные друзья нравились ей гораздо больше, чем герои собственных произведений. По словам доктора Тейлор, нет нужды беспокоиться о мнимых компаньонах, в каком бы возрасте они бы не приходили к человеку. Не стоит пытаться выяснить причину, согласно которой они появились. На самом деле вымышленный мир не имеет никаких рамок и ограничений.

Как появляются воображаемые друзья?

Наверняка произведения детских авторов писались на основе чьего-то реального опыта. Если мы обратимся к ним, то увидим, что воображаемые друзья приходят в самый подходящий для этого момент. У Малыша был Карлсон, а герой известного комикса Кельвин дружил с плюшевым тигром Хоббсом. Но самый популярный образ детей абсолютно невидимый. Невидимка существует рядом, разговаривает с детьми и приходит им на помощь при случае, но, как вы понимаете, не имеет никакой обтекаемой формы. В других случаях дети представляют в роли своих выдуманных антропоморфных друзей, например супергероев или призраков, либо животных, обладающих человеческими способностями. Также в роли мнимого компаньона легко представить совершенно обычного незнакомца.

Идеальный друг

Для многих детей вымышленный персонаж является идеальным другом, наделенным характером положительного героя. Дети разговаривают со своим другом, охотно слушают его, а также делятся своими тайнами и секретами. В связи с этим доктор Тейлор не может утверждать, что воображаемые друзья являются идеальными собеседниками. Не исключено, что во время таких диалогов могут возникнуть конфликтные ситуации или недопонимание (как и в случае с друзьями реальными). Однако и такое общение с вымышленным персонажем идет на пользу ребенку. Многие психологи утверждают, что умение существовать в конфликтных ситуациях, пусть и вымышленных, учит ребенка терпимости.

Кем являются реальные игрушки, наделенные характером?

В отличие от несуществующего персонажа со своими уникальными личностными чертами, игрушки, наделенные характером, — это просто игрушки. Они не могут встать на одну ступень с мнимыми компаньонами, так как их образ уже создан, а не рожден сознанием малыша. Чаще всего эта ситуация характерна для детских ролевых игр, где малыш выступает в роли воспитателя.

«Мама, а у меня есть друг! Он самый лучший, мы с ним играем и веселимся!» — взволновано говорит малыш маме. Мама очень рада, что ее ребенок уже дружит с кем-то, ведь дружба очень важна в жизни детей. Но ее радость сменяется растерянностью, а затем и страхом, потому что у малыша друг не настоящий, а придуманный. Сайт для мам сайт рассказывает, стоит ли паниковать, если у вашего чада появился вымышленный друг.

Почему появляется вымышленный друг?

Психологи говорят, что очень много детей придумывают себе друзей, и что сразу пугаться этого не стоит. Не стоит считать, что эти выдумки – патология или проблема в общении со своими сверстниками. В возрасте примерно от 3 до 7 лет одни дети дружат с любимой игрушкой, а другие, если воображение уже хорошо развито, создают себе лучшего друга в мыслях. Причем вымышленный лучший друг может появиться у любого ребенка вне зависимости от его характера, семейной обстановки.

Причин появления придуманного друга множество.

Фантазии

Причина появления друга-невидимки – обычная бурная фантазия ребенка. Он просто сочинял, придумывал и нафантазировал себе интересного друга. И это абсолютно нормально. Обычно с таким вымышленным другом расстаются быстро, самое позднее к школе.

Здесь более важно поведение родителей. Не нужно одергивать малыша, кричать на него, ругать и угрожать. Не нужно высмеивать его фантазию или говорить: «Прекрати сочинять!», «Да нет такого друга!», «Какая ерунда!».

Поверьте, для вашего малыша друг – сосем не ерунда. И таким поведением вы можете с легкостью простую безобидную фантазию превратить в патологию или добиться того, что ваш ребенок не будет вам доверять.

Еще одно последствие такой вашей реакции – ваш малыш разучится мечтать и фантазировать. Представьте, что ждет малыша в жизни без мечты. А как тяжело ему будет учиться без развитого воображения.

Лучше расспросите подробнее своего малыша про нового вымышленного друга. Проявите интерес, участие. Пусть малыш фантазирует вволю.

Дефицит внимания

Нехватка внимания со стороны родителей также может стать причиной появления невидимки. Ведь если папа на работе, мама тоже занята, никто не может (или не хочет) играть с ребенком. Ему на выручку приходит вымышленный друг, который всегда найдет время на игру с малышом.

В этом случае «друг» — показатель одиночества ребенка.

Боязнь наказания

Иногда придуманный друг спасает малыша от наказания. Возможно, родители слишком строги с малышом и ему приходится находить того, кто будет во всем виноват. Но если «друг» малыша постоянно безобразничает, разбрасывает вещи и игрушки, то вам достаточно сказать своему ребенку, что вы не хотите играть с его другом, потому что он вас сильно огорчает и обижает.

Страхи и проблемы

Бывает, что придуманный друг – показатель страхов ребенка, проблем с общением со сверстниками. Такую причину легко вычислить, ведь тогда малыш отказывается дружить с настоящими детьми и вымышленный лучший друг не исчезает со временем. Ребенок воспринимает друга слишком серьезно, а все, что с ним происходит, принимает близко к сердцу.

В особых случаях такой «друг» остается на всю жизнь.

Вымышленный друг: что делать?

Для начала, как мы уже выяснили, не нужно пугаться этого друга. Попробуйте поиграть в него с ребенком. А лучше используйте его в своих целях.

Например, можно с помощью такого придуманного друга выяснить, что думает ребенок на самом деле о садике, о воспитателях, о событиях, да и о самих родителях.

Поверьте — то, что ребенок не может сказать вам лично, он обязательно расскажет при помощи своего друга.

Можно использовать такого приятеля и для привлечения ребенка к , помощи маме по уходу за домом и так далее.

Постарайтесь уделять малышу больше внимания. Показывайте, как сильно вы любите своего ребенка. Ведь, как говорит герой Ромена Роллана: «Дух создаёт, чего ему недостаёт». Пусть у вашего малыша не будет недостатка в любви.

Очень действенный способ избавления от «друга», если он мешает малышу развиваться и захватил все внимание и пространство малыша, это отправить невидимого приятеля отдыхать, в путешествие. А в это время придумать для своего ребенка интересное занятие, а может игру.

Если ваш ребенок уже постарше, то можно переключить его фантазию про вымышленного друга на придумывание сказок. Рассказать про писателей, которые пишут придуманные истории и сказки. Пусть ваш ребенок попробует свои силы в качестве писателя.

Итак, как мы выяснили, вымышленный друг не всегда свидетельствует о том, что с малышом что-то не так. И порой такой друг может даже помочь родителям в воспитании ребенка.

Самое главное здесь не перегнуть палку и не заигрываться, уметь вовремя остановиться. А еще важнее уметь показывать ребенку свою любовь. Цените своих малышей и не бойтесь показать их значимость для себя. Возможно, тогда вашему ребенку не понадобится вымышленный друг.