Рекомендации родителям по математическому развитию дошкольников. Рекомендации по развитию дошкольников для родителей

  • Сухоносова Ксения Александровна , студент
  • Угрюмова Ирина Ивановна , студент
  • Ставропольский государственный педагогический институт
  • ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
  • РОДИТЕЛИ
  • РЕБЕНОК
  • ДОШКОЛЬНИК
  • МАТЕМАТИКА

В статье дано представление о важности использования игровых приемов родителями по формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений. Разработаны рекомендации для родителей по использованию игровых приемов в повседневной жизни для математического развития детей.

  • Педагогические условия в формировании культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста
  • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива
  • Информационное моделирование предметной области деятельности специалиста
  • Консалтинг образования в условиях сельской социальной среды
  • Проблемы адаптации первокурсников в студенческой среде вуза

В процессе освоения детьми окружающего мира и приобретении знаний одним из главных направлений познания является математика. Это определяется необходимостью развития мышления и интеллектуального уровня ребенка, ежедневным использованием математики в быту , подготовкой к обучению в школе. Познание детьми математики и развитие соответствующих способностей должно осуществляться не только в дошкольных образовательных организациях (ДОО), но и в семье.

Детская память избирательна. Они запоминают лишь ту информацию, которая вызывает у них эмоциональный отклик. Как бы взрослый не настаивал, ребенок, вряд ли запомнит что-то неинтересное и скучное . Поэтому, чтобы обучение математике не стало скучным занятием для ребенка необходим творческий подход.

Продуктивность процесса обучения можно повысить путем организации практической и игровой деятельности с учетом создания таких условий, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся основой для решения конкретной практической задачи, а потому усваиваются легче и быстрее.

Многие специалисты, анализируя современную ситуацию состояния обучения дошкольников, приходят к выводу о необходимости организации процесса познания в играх. Очевидные плюсы использования игры в обучении – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе является немаловажным элементом повышения продуктивности обучения, но так же с ее помощью активно развиваются внимание, память, мышление, воображение ребенка. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом .

Играя, дети действуют на пределе сил преодоления трудности, при этом столь высокий уровень активности достигается ими добровольно, без принуждения, что объясняется повышенным уровнем мотивации к нахождению решения поставленной задачи. Высокая степень активности, эмоциональная окрашенность игры способствуют и высокой степени вовлеченности участников. Всем этим и объясняется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций .

Можно выделить следующие особенности игры для развития дошкольников:

1. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, следовательно, это наиболее доступный метод взаимодействия с детьми.

2. Игра является эффективным средством формирования как личности дошкольника в целом, так и его морально-волевых качеств в отдельности.

3. Все психологические новообразования берут начало в игре.

4. Процесс игры способствует формированию всех сторон личности ребенка, что может привести к значительным изменениям в его психике.

5. Игра выступает важным средством умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов

Педагогам и родителям для воспитания у детей интереса к процессу познания, к самостоятельному поиску решений, к преодолению трудностей при обучении основам математики необходимо определить формы и методы работы с детьми в данном направлении.

На этапе определения форм и методов работы с детьми по формированию элементарных математических представлений некоторые родители могут испытывать затруднения в связи с недостаточным уровнем знаний о многообразии форм и методов.

На основе изученного нами материала , мы разработали рекомендации для родителей по выбору методов и форм работы с ребенком по формированию элементарных математических представлений.

В процессе формирования элементарных математических представлений уместно использовать дидактические игры, которые включаются в качестве учебного задания или упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования математических представлений.

В формировании у детей математических представлений уместно использовать занимательные по форме и разнообразные по содержанию дидактические игровые упражнения. Их отличие от стандартных учебных заданий и упражнений заключается в необычности постановки задачи (найти, догадаться), неожиданности преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя .

Игровые упражнения отличаются от дидактической игры, как правило, по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли взрослого. Они, обычно, не включают в себя такие структурные элементы дидактической игры как: дидактическая задача, правила и игровые действия. Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. Упражнение проводит взрослый, дает задание, контролирует ответ, но дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют.

Также при формировании математических представлений у дошкольников родителям рекомендуется использовать: игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.), игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры.

Не смотря на все многообразие игр, их центральной задачей должно быть развитие логического мышления, умение устанавливать простейшие закономерности, например: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.

Еще одной проблемой, возникающей при стремлении родителя способствовать формированию элементарных математических представлений у ребенка, является ограниченность свободного времени. Для решения подобного рода трудностей не обязательно специально выбирать свободное время для занятий и игр с ребенком. Элементы игровых или обучающих заданий можно включать в беседу по дороге в детский сад, дома на кухне, когда одеваетесь на прогулку, на самой прогулке и т. д. Поскольку программные задачи по математике для детей дошкольного возраста объединены в блоки: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени», то формированию и развитию этих понятий необходимо уделить внимание родителям в повседневной жизни ребенка.

В жизни нас окружает множество предметов, с помощью которых, детям будет просто и интересно усваивать, закреплять понятия. Например, за ужином, стоит обратить внимание детей на форму окружающих предметов, их количество: тарелки круглые, тарелок четыре, скатерть прямоугольная, часы круглые и т.д. После изучения формы предметов предложить задания, например: какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет, найди предмет похожий по форме на ту или иную фигуру.

Расставляя на столе посуду можно спросить: «Сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут ужинать 3 человека?». Задать вопросы о положении предметов, например: «С какой стороны относительно тарелки лежит ложка (вилка)?».

Когда есть фрукты на столе можно отрабатывать понятия количество и счет. Например, спросить ребенка чего больше: яблок или груш? Как сделать так, чтоб яблок и груш стало поровну. Если количество фруктов такое, что ребенок не может сосчитать, то объяснить или напомнить ему: ответить на вопрос необходимо путем попарного сопоставления.

Нужно стремиться, чтобы ребенок в повседневной жизни употреблял слова, характеризующие параметры величины предмета: длинный - короткий, широкий - узкий, высокий – низкий, толстый – тонкий. На прогулке или по дороге в детский сад следует обращать внимание детей на размеры деревьев, задавать вопросы о том, какое из них выше (ниже), толще (тоньше); на дома, какие из них выше, какие ниже, какие короче, какие длиннее; на дорогу, тротуар, что уже, что шире.

Во время чтения художественной литературы родителям следует обращать внимание детей на характерные особенности животных, связывая их с элементарными математическими представлениями детей. Например: у жирафа длинная шея, у зайца короткий хвост; у собаки четыре лапы; у козы рога меньше, чем у оленя.

Когда дети начинают знакомиться с цифрами, необходимо обращать внимание на цифры, которые окружают их в повседневной жизни и ситуациях. Например: на циферблате часов; календаре; телефоне; номерах домов, квартир, почтовых ящиков, общественного транспорта; деньгах и т.п. Целесообразно приобрести ребенку игру, где задействованы цифры, например, «Пятнашки». По дороге в детский сад, домой, магазин можно поиграть «Кто больше найдет цифр в окружении?», «Какое число пропущено?» и т.п.

В непосредственной обстановке на кухне можно ребенка познакомить с понятием «объем» (вместимостью сосудов), сравнив по вместимости разные кастрюли и чашки.

Таким образом, в непосредственной обстановке, уделив немного времени, родители могут отработать с ребенком многие математические понятия, способствовать их лучшему усвоению, поддержать и развивать интерес к математике. Также необходимым условием, обеспечивающим продуктивность обучения, является творческое отношение родителей к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, повторение игр с усложнением.

Список литературы

  1. Киричек К.А. Подготовка бакалавров профиля «Дошкольное образование» к осуществлению математического развития детей в образовательных организациях // Kant. – 2016. - №1(18). - с.37-40.
  2. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. – М.: «Мозаика-Синтез», 2009.
  3. Новикова В.П. Математика в детском саду. – М.: «Мозаика-синтез», 2010.
  4. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995.
  5. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. – М.: «Просвещение», 1988.

Шарифгалиева Айгуль Талгатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСОВ №2 "Брусничка"
Населённый пункт: город Лангепас, ХМАО-Югра
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Рекомендации для родителей по математическому развитию в старшей группе
Дата публикации: 22.09.2016
Раздел: дошкольное образование

«Рекомендации для родителей по математическому развитию детей в старшей группе». Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. (А. Маркушевич). И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Главный принцип проведения математического занятия для детей 5-6 лет – это наглядность, т.е. объяснение каждого понятия или термина должно сопровождаться конкретными примерами и выполнением «домашнего задания». Конечно же, задания для детей нужно выбирать в соответствии с их возрастом – интересные, больше похожие на игру. Развитие у детей интереса к математическим знаниям, самостоятельности, сообразительности, творческого воображения, гибкости мышления, умение сравнивать и обобщать, доказывать правильность суждений способствует успешной адаптации детей к условиям школы. На шестом году жизни у ребёнка развиваются способность управлять своим поведением, произвольная память, наглядно-действенное и наглядно – образное мышление. Детям уже свойственно стремление выполнить задание и получить за это положительную оценку. Занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада проводится по занимательному сюжету в виде путешествия. В представленном занятии подобраны задания, при решении которых требуется умение логически мыслить, развивает фантазию, смекалку, воспитывает интерес к математике. В старшей группе предусматривается значительное расширение, углубление и обобщение у детей элементарных математических представлений, дальнейшее развитие деятельности счета.  Дети учатся считать до 10, не только зрительно воспринимаемые предметы, но и звуки, предметы, воспринимаемые на ощупь, движения. Уточняется представление ребят о том, что число предметов не зависит от их размеров, пространственного расположения и от направления счета. Кроме того, они убеждаются в том, что множества, содержащие одинаковое число элементов, соответствуют одному-единственному натуральному числу (5 белочек, 5 елочек, 5 концов у звездочки и пр.).  На примерах составления множеств из разных предметов они знакомятся с количественным составом из единиц чисел до 5.
 В старшей группе начинают формировать понятие о том, что некоторые предметы можно разделить на несколько равных частей. Дети делят на 2 и 4 части модели геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник), а также другие предметы, сравнивают целое и части.  Большое внимание уделяют формированию пространственных и временных представлений. Так, дети учатся видеть изменение предметов по размерам, оценивать размеры предметов с точки зрения 3 измерений: длины, ширины, высоты; углубляются их представления о свойствах величин. Детей учат различать близкие по форме геометрические фигуры: круг и фигуру овальной формы, последовательно анализировать и описывать форму предметов.  Дети запоминают названия и последовательность дней недели.

Содержание программы математического развития детей дошкольного возраста построена в соответствии с требованиями государственного стандарта. Основным положением педагогической технологии при реализации программы является организация целенаправленной интеллектуальной - познавательной деятельности дошкольников. Реализация программы осуществляется на основе деятельностного подхода, состоящего в том, что ребёнку не сообщаются готовые знания, а создаются условия для включения его в процесс познания, в процесс получения представлений и знаний в собственной игровой, учебной, практической деятельности, в быту, там, где возникает потребность в ряде знаний, умений и навыков, которыми они должны овладеть на занятиях по математике и в общении с окружающей действительностью.

Работа по развитию наглядных математических представлений начинается во второй младшей группе .

Формирование представлений, выражаемых словами много, один;

- понимание вопроса : «Сколько?» ; выражений : столько - сколько, поровну, по одному, больше - меньше;

Умение составлять группу из отдельных предметов, разложить группу на отдельные предметы;

Знание о равенстве или неравенстве групп по количеству элементов, умение последовательно накладывать один предмет на другой или прикладывать один предмет к другому; ознакомление с тем, как образуется равенство из неравенства путём добавления или удаления одного предмета.

Дети знакомятся и с порядковым счётом. В процессе непосредственного сравнения (путём наложения или приложения) учатся различать предметы по величине (размеру) одинаковые и разные и обозначать словами : длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий.

В этом возрасте дети учатся обследовать величину предметов с помощью зрительного анализатора, также на ощупь, с помощью движений руки.

В этой возрастной группе формируются знания о форме предметов, о геометрических фигурах как эталонах формы. Дети учатся различать шар, куб, квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, а также в этом возрасте учатся анализировать сложные формы, выделять знакомые фигуры в рисунках и создавать новые рисунки из известных геометрических фигур.

Детей четвёртого года жизни учат различать пространственные направления от себя, такие как вперёд (впереди, назад (сзади, вверх, вниз; различать правую и левую руку.

Уже в этом возрасте у детей развивают начальные представления об одной из особенностей времени - его сменяемости; необходимо упражнять детей в правильном понимании и назывании времени действий разных событий.

Получать знания по математике ребенок должен не только на занятиях в детском саду, но и из своей повседневной жизни. И в этом ему должны помочь родители . Если родители будут заинтересованы в развитии своего ребёнка , то в этом направлении они могут оказать необходимую помощь.

Знакомить ребенка с математикой нужно тогда , когда он не занят каким-либо интересным делом. По дороге в детский сад, во время похода в магазин, на прогулке, на кухне - всегда можно организовать игру, связанную с математическим развитием вашего малыша .

Играйте с ребёнком всегда и везде . Варите суп, спросите, чего больше картофеля или моркови. Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная и т. д. Играет ваш ребенок с машинками, попросите сравнить его две машинки по размеру (какая машинка больше) . Построил из кубиков домики, спросите какой выше, ниже. По дороге в детский сад или домой можно рассматривать деревья, дома (выше - ниже, толще - тоньше) .

Учите вашего ребенка ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни.

Играя, обращайте внимание ребёнка на то , что находится слева, справа от него, впереди - сзади.

Играя в непосредственной обстановке, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям , способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике .

С какого возраста можно учить ребёнка математике?

Как только у ребёнка проявится интерес к числам, так и начинайте учить.

Это важно: Считается, что сензитивный, т. е. наиболее благоприятный для математики период, - это 5 лет. Но это лишь приблизительная привязка и совсем не значит, что начинать надо ровно в пять. Один малыш уже в 4 года, благодаря хорошей памяти, считает до 15 и складывает в пределах 8, другой же и в 5 лет может затрудняться сложить даже колёса у автомобиля. Главное, отталкивайтесь от возможностей самого ребёнка.

Ребёнку трудно даётся сложение, он никак не может обойтись без пальцев. Как с ним заниматься?

Если ребёнку нет пяти лет, то абсолютно нормально и даже необходимо, чтобы ребёнок пользовался пальчиками. В этом возрасте малышу непонятны абстрактные числа, ему обязательно требуется опора на что-то осязаемое, на образ. Если же ребёнку шесть и даже шесть с половиной, в этом тоже нет ничего страшного. Счёт - это операция с символическим пространством: сложение - это шаги «вперёд», вычитание - «назад». Маленькому ребёнку сложно научиться считать в уме: включить это числовое пространство в свой внутренний план и там ориентироваться. Некоторые дети даже к концу первого класса продолжают считать на пальцах (или на палочках, или по линейке, делая ошибки в счёте с переходом через десяток.

Это важно : Главное при обучении счёту совсем не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны.

Как заниматься с ребёнком счётом?

Главная рекомендация - постоянно считайте всё, что вы видите. Повторяйте цифры вслух, громко и чётко, прежде чем что-либо сделать - расставляя тарелки, убирая с ребёнком игрушки, раскачивая его на качелях или прикинув, сколько осталось шагов до подъезда. Важно, чтобы счёт для ребёнка вошёл в привычку. Считайте до заранее заданного числа. Положите перед малышом горсть фасолин (деталей лего, бусин, пуговиц и т. д.) и попросите отсчитать 3. Раскладывайте их на кучки по 3,5,7 штук в каждой. Предложите ребёнку выложить ряд фасолин, например, из 5 штук, а рядом ряд, в котором фасолин будет меньше.

Считайте поочерёдно: вы говорите 1, ребёнок 2, вы - 3 и т. д. Меняйтесь очерёдностью, приглашайте в эту игру папу или ребят на площадке. Начинайте считать не только с единицы, но и с других чисел.

Ребёнок не научиться вычитать, если не умеет «считать назад». Для того чтобы обучить малыша обратному счёту, воспользуйтесь забавным приёмом - запустите ракету. Надуйте воздушный шарик и считайте, начиная с 10 до 0. Вместо 0 произносите «пуск» и отпускайте шарик. Восторг обеспечен, а как вы помните, особо прочно запечатлевается то, что эмоционально окрашено.

Поиграйте в угадывание «соседей числа»: предыдущих и последующих чисел. Спросите, например, какое число больше пяти, но меньше семи; меньше трёх, но больше единицы и т. д. Или загадайте загадку: задумайте, например, число в пределах 10 и попросите ребёнка называть разные числа, а сами говорите, больше названное число задуманного или меньше. Меняйтесь ролями.

Для изучения состава числа можно использовать любые мелкие предметы. Возьмите, например, четыре палочки, и пусть ребёнок разделит их. Спросите его, как ещё можно разложить четыре палочки. Пусть он поменяет расположение счётных палочек таким образом, чтобы с одной стороны лежала одна палочка, а с другой - три. Точно также последовательно разберите все числа и пределах десятка. Чем больше число, тем больше вариантов разбора.

Учите ребёнка сравнивать. Используйте любой подходящий момент. К примеру, накрываете на стол. Дайте возможность ребёнку положить к каждой тарелке по ложке. Усложните задачу: дайте ложек больше или меньше и посмотрите, как поступит ребёнок. Обсудите с ним: «Чего тут больше и чего меньше?».

Помимо счёта ребёнок должен усвоить и такие понятия, как «много, мало, один, несколько, больше, меньше, поровну, такой же» . Во время прогулки или игры просите ребёнка называть предметы, которых много, мало или всего один. Например, листьев на цветке много, а ствол один, книг на полке больше, чем дисков, и т. д.

Почаще давайте творческие задания. Например, сосчитать и подчеркнуть в детском журнале все трёх-, четырёх-, пятибуквенные слова, пересчитать все одинаковые слова, например имя персонажа, на странице книги, найти самое короткое и самое длинное предложения и тексте и т. д. Читая ребёнку книжку, просите его отложить столько счётных палочек, сколько, например, было зверей в истории. После того, как вы сосчитали, сколько в сказке было зверюшек, спросите, каких зверей было больше, каких - меньше, а каких - поровну.

Играйте с детьми и все у вас получится!