Постановление правительства рфо детском доме семейного типа. Рекомендации рекомендации по проектированию детских домов семейного типа Как открыть частный детский дом семейного типа

Центральный ордена Трудового Красного Знамени
научно-исследовательский и проектный институт типового
и экспериментального проектирования жилища (ЦНИИЭП жилища)

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДЕТСКИХ ДОМОВ СЕМЕЙНОГО ТИПА

Москва - 1991

Настоящие Рекомендации рассчитаны на специалистов, занятых проектированием нового типа жилища для опекунских семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рекомендации должны способствовать внедрению детского дома семейного типа, где детям создаются условия, максимально приближенные к домашним, и учитываются их индивидуальные особенности.В Рекомендациях раскрыта архитектурно-типологическая модель детских домов семейного типа, которая позволяет учитывать различные возможности организации их объемно-пространственных решений, дается технико-экономическая оценка и предложения по их размещению на генеральных планах жилых районов.Рекомендации разработаны сотрудниками ЦНИИЭП жилища канд. арх. Е.Ю. Пересветовым (руководитель темы), арх. Н.М. Середняк (ответственный исполнитель), канд. техн. наук М.С. Любимовой и канд. экон. наук Н.Н. Лазаревой (раздел ""Технико-экономическая оценка домов для семей с приемными детьми"), арх. Э.Л. Нечай (графическое оформление).ЦНИИЭП жилища, 1991

ВВЕДЕНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ЖИЛЫХ ДОМОВ

3. ЖИЛЫЕ КВАРТИРЫ

4. РАЗМЕЩЕНИЕ ДЕТСКИХ ДОМОВ СЕМЕЙНОГО ТИПА

5. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДОМОВ ДЛЯ СЕМЕЙ С ПРИЕМНЫМИ ДЕТЬМИ

ИЛЛЮСТРАЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

Одна из важнейших забот социальной политики - решение проблемы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Серьезным социально-психологическим недостатком воспитания в детских учреждениях и прежде всего в крупных домах-интернатах (на 320-340 мест) является отсутствие условий для становления индивидуальности ребенка, разобщенность детей, проживающих в интернатах, и детей, воспитывающихся в семьях, казарменный образ жизни в интернатах и детских домах.Из-за недостаточной обеспеченности местами количество детей в группах во многих детских учреждениях превышает норму на 18-22 %, что приводит к переутомлению и истощению нервной системы ребенка. В детских домах, а также в Домах ребенка дети постоянно находятся в большом коллективе (25-30 человек в группе), в таком же составе учатся в одном классе, посещают столовую, культурные и спортивные мероприятия, в спальне размещаются по 10-15 человек. Весь день у детей расписан по часам, они не могут заняться тем, чем хотят, привыкают жить по указке, что впоследствии оборачивается неумением самостоятельно принимать решения во взрослой жизни.Отсутствие условий для физического, эмоционального, эстетического развития детей, слабое развитие материальной базы детских домов, низкий уровень организации архитектурной среды в целом не обеспечивает социальную адаптацию детей.Существующая форма воспитания в детских домах переживает глубокий кризис и практически изжила себя. Назрела необходимость создания детского дома нового типа, в котором организация жилой среды позволила бы обеспечить домашние условия каждому ребенку, создать атмосферу семейного очага, скрепленную взаимным уважением, вниманием, общим участием в ведении домашнего хозяйства, способствовала бы трудовому воспитанию и становлению личности ребенка. Этого можно достигнуть лишь воспитанием ребенка в семье, где его окружают братья и сестры, мать и отец, пусть даже не родные.За рубежом проблема устройства жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, успешно решается. Семейные детские дома, в которых дети живут до достижения совершеннолетия, а иногда до тех пор, пока самостоятельно не смогут материально себя обеспечивать, начали создаваться с 1949 года, то есть после войны, когда было много детей-сирот и бездомных.Австриец Герман Гмайнер стал инициатором создания детских деревень. Его идея заключалась в том, чтобы помочь детям-сиротам вернуться в семью - не в детский дом и не в интернат, а именно в семью, где они снова приобретут мать, братьев и сестер. Вначале был построен только дом для одной семьи, в которой названная мать - одинокая женщина воспитывала от шести до девяти приемных детей. Постепенно рядом с этим домом вырастали новые, и вскоре образовалась деревня, которую стали называть детской. Руководство этой деревней выполнял директор, который со своей семьей тоже жил в ней.Принцип организации детского дома семейного типа состоит в том, что супруги (имеющие или не имеющие своих детей) берут на воспитание в свою семью не менее пяти приемных детей, которые будут жить и воспитываться в этой семье на равных условиях с родными детьми до совершеннолетия. В таких семьях могут жить от 7 до 15 человек и более. Дома подобного типа будут находиться в ведении местных советов народных депутатов.В существующей отечественной практике массового государственного жилищного строительства домов с многокомнатными квартирами практически нет, а имеющиеся четырех - и пятикомнатные квартиры в домах-новостройках не приспособлены для обеспечения нормальных условий проживания больших многодетных семей. Необходимо разработать специализированные типы домов и квартир с учетом нового социально-демографического состава опекунских семей, вида их жизнедеятельности, а также места строительства.Внедрение в практику проектирования новых типов жилых зданий и квартир для опекунских семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволит гуманизировать воспитание таких детей.Проведенные исследования позволили впервые обосновать требования к составу и площадям помещений, их функциональной связи в жилых домах и квартирах; разработка рекомендательных положений по проектированию рассматриваемых типов зданий явится основой для составления программ-заданий на проектирование конкретных индивидуальных и экспериментальных проектов детских домов семейного типа.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Строительство детских домов семейного типа следует осуществлять, как правило, по индивидуальным проектам.1.2. В детском семейном доме должны быть созданы оптимальные комфортные жилищно-бытовые условия, а также возможности для учебных занятий, подвижных игр, занятий техническим творчеством, способствующие участию в ведении домашнего хозяйства, интеллектуальному и духовному развитию детей, развитию способностей, приобретению знаний и навыков.1.3. Настоящие Рекомендации распространяются на проектирование зданий детских семейных домов, строящихся во втором климатическом районе с обычными геологическими условиями.1.4. Дети, проживающие в детских домах семейного типа, преимущественно пользуются общегородскими (поселковыми) детскими дошкольными учреждениями (садами-яслями) и общеобразовательными школами.1.5. При проектировании и строительстве детских семейных домов следует широко использовать возможности местной базы индустриального домостроения, в том числе монолитного, а также традиционные местные строительные материалы, которые также обеспечивали бы целесообразность привлечения сил и средств самого населения к осуществлению застройки.1.6. Условия, не оговоренные настоящими Рекомендациями, принимаются в соответствии с действующим СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания. Нормы проектирования".

2. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ЖИЛЫХ ДОМОВ

2.1. Наиболее рациональными являются одно-, двухэтажные одноквартирные или блокированные дома с квартирами как в одном, так и в двух уровнях, которые рекомендуется возводить в малых городских и сельских населенных пунктах, городах средней величины, а также в зеленых зонах и пригородах крупных и крупнейших городов страны. Они позволяют сохранить традиционную для этой категории населенных мест связь квартир с приусадебным участком (палисадником) и наиболее отвечают расселению многодетных семей в целом. Кроме того, малоэтажная застройка может способствовать созданию "человеческого" масштаба жилых улиц, лишенных напряженных транспортных и пешеходных потоков.2.2. В крупных и крупнейших городах, в новых жилых районах или периферийных зонах крупнейших городов целесообразно использовать первые этажи многоэтажных жилых зданий, в которых рекомендуется предусматривать многокомнатные квартиры с возможностью организации индивидуального входа и приквартирного участка.2.3. Во всех перечисленных городах и населенных пунктах рекомендуется использовать для размещения детских семейных домов малоэтажные жилые здания, являющиеся памятниками истории и культуры (если допустима внутренняя их перепланировка).2.4. Для участков с уклоном более 28 % рекомендуется проектировать малоэтажные дома террасного типа.2.5. Учитывая необходимость трудового воспитания, при детском доме семейного типа следует предусматривать приквартирный (приусадебный) участок.В сельской местности для организации подсобного хозяйства на приусадебном участке рекомендуется выделить зону для огорода, хозяйственных построек для домашнего скота и птицы, хранения и переработки урожая, теплицы; гараж для сельскохозяйственной техники и другие хозяйственные постройки могут быть сблокированы с домом, образуя внутренний двор.2.6. При организации специализированных детских городков (деревень) планировочная структура может строиться как из отдельно стоящих одноквартирных семейных домов, так и из блокированных, состоящих из двух и более квартир. Для создания выразительного архитектурно-планировочного решения жилых групп рекомендуется проектировать разнообразные системы блокировки: линейную, уступами со сдвигом, крестообразную. С этой целью планировочные схемы блок-квартир должны иметь соответствующее размещение окон и входов. В отдельных случаях блокированные жилые дома могут быть объединены общей планировочной структурой с общественными зданиями различного назначения.2.7. В детские городки (деревни) могут быть включены воспитательные, учебные, культурно-спортивные и др. здания (помещения) общественного обслуживания. Состав их определяется, в основном, вместимостью городков, а также наличием и местом расположения вблизи общегородских объектов культуры, спорта, быта и других. В отдельных случаях могут быть предусмотрены также небольшой культурный центр с самодеятельным театром, дискоклуб, магазин, производственные мастерские, а также квартиры воспитателей, вышедших на пенсию и изъявивших желание остаться жить в городке.2.8. Все детские городки должны иметь четкое зонирование территории: жилая зона, зона общественно-административных зданий, учебно-спортивная, культурно-развлекательная и хозяйственная. Состав помещений каждой зоны может быть различен и зависит от численности проживающих в городке, педагогической концепции и местных условий.

3. ЖИЛЫЕ КВАРТИРЫ

3.1. Детские дома семейного типа должны включать многокомнатные благоустроенные квартиры, обеспечивающие удобное расселение детей и взрослых, а также способствующие установлению внутрисемейных контактов детей и родителей.3.2. Планировочные решения квартир могут строиться в соответствии с функциональным зонированием внутриквартирных помещений в двух вариантах:разделение на две традиционные основные зоны - дневного пребывания и сна;разделение на три зоны: индивидуальная - групповая - общесемейная.При этом все зоны должны быть взаимоувязаны посредством раздвижных перегородок между спальнями, позволяющих в дневное время превращать их в единое игровое помещение; в общесемейной зоне рекомендуется предусматривать место для групповых занятий или игр; групповая зона при этом может быть "буферной" между индивидуальными (спальнями) и общесемейными помещениями и располагаться непосредственно при входе в квартиру или дом; индивидуальная зона, в свою очередь, может быть разделена на комнаты для младших и старших детей, в особенности, если в семье более трех-четырех старшеклассников: тогда шумные игры малышей не будут мешать занятиям старших детей.3.3. Спальные комнаты должны предусматриваться в соответствии с половозрастной структурой детей, при этом следует иметь в виду, что дети в возрасте до 1,5-2 лет требуют более свободного пространства (для подвижных игр), а старшего возраста - нуждаются в специальной мебели для своих занятий. Для детей, достигших 8-10 лет, рекомендуется предусматривать отдельные комнаты площадью 8-10 м. Наличие индивидуальной комнаты для ребенка благоприятно отразится на формировании его личности, в семье будут складываться хорошие межличностные отношения и моральная атмосфера. Отсутствие своего "угла", где ребенок мог бы уединиться, нередко заставляет его замыкаться и избегать общения.В отдельных случаях спальное место для ребенка в возрасте до трех-пяти лет может быть предусмотрено в спальне родителей.3.4. Размещение детских комнат (спальня или индивидуальная зона) при расположении квартиры в одном уровне рекомендуется предусматривать в глубине квартиры, в более тихой и изолированной ее части; при двух уровнях - на втором этаже, при этом целесообразно использовать весь объем крыши для устройства мансарды.3.5. Кухня или кухня-столовая - место не только для приготовления пищи, но и общения всей семьи. Площадь ее должна быть достаточной для организации двух процессов: приготовления и приема пищи. Обеденный стол рекомендуется предусматривать один для всех членов семьи. В случае, когда обеденная зона изолирована от кухни, последняя является чисто функциональным помещением, служащим только для приготовления пищи. Рекомендуемая площадь кухни-столовой на семью из восьми-десяти человек 18 м., рабочей кухни - не менее 10 м.3.6. Количество кухонного оборудования по сравнению с квартирами обычного типа рекомендуется удваивать, устанавливая две плиты, две мойки, два или три холодильника, а также дополнительные шкафы для сушки и хранения посуды, кухонного инвентаря, продуктов.3.7. Общая комната (гостиная) - главное помещение детского семейного дома. Спальные места в ней не предусматриваются. Площадь ее должна быть достаточной для проведения общесемейных вечеров, праздников, дней рождения детей, новогодних елок, просмотра телепередач и т.п. и зависит от количества детей и величины семьи в целом. Рекомендуемая площадь - не менее 30 м.3.8. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется предусматривать специальную игровую комнату, свободную от мебели и оборудованную спортивно-игровым комплексом. В зависимости от возраста и увлечений детей вместо игровой комнаты может быть организована комната для любительской деятельности (поделок, вязания, фотодела, вышивания и т.п.), которую следует располагать недалеко от кухни, чтобы мать могла наблюдать за играми детей.3.9. В квартире (доме) следует предусматривать комнату для выполнения домашних школьных занятий, здесь же устраивается небольшая домашняя библиотека. Часть площади комнаты должна быть рассчитана на детей в основном младшего школьного возраста, которые готовят школьные задания под руководством матери. Для детей старшего школьного возраста место для занятий рекомендуется организовывать непосредственно в спальнях, площадь которых 12-14 м 2 .3.10. Вспомогательные хозяйственные помещения, а также мастерские рекомендуется устраивать недалеко от кухни (при расположении помещений на одном уровне) или в цокольном (подвальном) этаже. Для стирки белья обязательно следует проектировать постирочную (смежно с кухней или санитарным узлом при входе), оборудованную двумя бытовыми стиральными машинами и коробом для грязного белья.3.11. В домах (квартирах) следует предусматривать, как минимум, два санитарных узла: один при входе (унитаз и умывальник), другой, раздельный, при спальной группе помещений (уборная и ванная комната). В ванной комнате рекомендуется установка двух умывальников. В отдельных случаях вместо ванной может быть установлен один или два душа с полибаном.В квартирах (домах), где в семье более десяти детей, в спальной зоне возможны два санитарных узла, раздельно для девочек и мальчиков.3.12. Изменения, которые возможны в семьях с приемными детьми, требуют гибкой планировки, обеспечиваемой за счет применения прогрессивных конструктивных планировочных элементов. В них можно выделить три основных конструктивно-планировочных приема, связанных с устройством трансформируемой перегородки:между комнатами детей (позволяет изолировать индивидуальные зоны для сна и, наоборот, объединить их для игр);между спальной родителей и комнатой ребенка, обеспечивающей разную степень их пространственной общности;пространственное отделение части большого помещения (общей комнаты) для групповых занятий детей.Для осуществления перечисленных приемов при проектировании жилых зданий рекомендуется применять широкий шаг строительных конструкций.

4. РАЗМЕЩЕНИЕ ДЕТСКИХ ДОМОВ СЕМЕЙНОГО ТИПА

4.1. Детские дома семейного типа следует размещать дисперсно среди обычных жилых домов массовой застройки по расчету, заложенному в основу генерального плана района и вблизи от предприятий торговли, бытового обслуживания, здравоохранения, включая ясли-сад и общеобразовательные школы, а также общих досуговых и спортивных центров, предназначенных для детей данного микрорайона или жилой группы, обеспечивая повседневное общение детей, воспитывающихся в семьях и детских домах семейного типа. На пути к этим домам желательно не иметь улиц с интенсивным движением.4.2. Размещение детских семейных домов может быть организовано в виде концентрированных и малоконцентрированных групп.Первые представляют собой сосредоточение жилых домов (блок-квартир) в виде детских городков (деревень) или комплексов, располагаемых в специально отведенных участках. Такого рода жилые образования должны включать от 15 до 20 семей с приемными детьми и предусматривать централизованное обслуживание (учеба, оказание помощи в воспитании и организация летнего отдыха), работающее по открытой системе.Малоконцентрированная группа, как правило, составлена из однотипных домов (блок-квартир) и включена в структуру жилого района (микрорайона) или поселка. В ней обычно не более пяти-семи индивидуальных или блокированных домов с общим универсальным залом для проведения праздников, вечеров или спортивных занятий.4.3. Участки должны удовлетворять санитарно-гигиеническим требованиям, располагаться на селитебной территории вблизи крупных зеленых массивов и быть достаточно удаленными от магистральных улиц, дорог с интенсивным движением и от источников шума. Необходимо предусмотреть удобные подъездные пути к участкам и подходы к ним от остановок общественного транспорта.

5. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДОМОВ ДЛЯ СЕМЕЙ С ПРИЕМНЫМИ ДЕТЬМИ

5.1. Проектные предложения были разработаны в двух вариантах: заселение в домах блокированного типа с квартирами в двух уровнях и в квартирах для многодетных семей, расположенных в первых этажах девятиэтажных домов (серия 85).В качестве аналогов для сравнения приняты проекты ЦНИИЭП учебных зданий: Дома ребенка на 150 человек (проект 214-03-23.88) и детского дома на 210 человек (проект 214-03-24-88) - см. табл. 1.5.2. Для проведения оценки по рассматриваемым проектам были составлены сметно-финансовые расчеты по методу укрупненных расценок, изложенному в "Рекомендациях по экономической оценке объемно-планировочных решений крупнопанельных, крупноблочных и кирпичных жилых домов для городского строительства" (М., ЦНИИЭП жилища, 1985).

Таблица 1

Технико-экономические показатели проектов Дома ребенка,

детского дома и детских домов семейного типа

Проекты ЦНИИЭП учебных зданий (эталоны)

Предложения ЦНИИЭП жилища по детским домам семейного типа

Дом ребенка 214-03-23.88

Детский дом 214-03-24.88

Блокированные дома с квартирами в двух уровнях

Квартиры в первых этажах 9-этажных домов

Количество этажей Удельный периметр наружных стен, пог.м Высота этажа, м Количество человек (в доме, квартире) Площадь на одного человека* Стоимость 1 м 2 общей площади (строительно-монтажных работ), руб. Стоимость заселения одного человека (строительно-монтажных работ), руб./ %

1892(1666)

1978(1582)

Стоимость заселения одного человека с учетом оборудования и мебели в специализированных типах домов), ** руб./ %.

1892(1666 )

1978(1582 )

Примечания:
* В специализированных типах домов (детский дом и Дом ребенка) принята нормируемая площадь, в домах квартирного типа - общая площадь. ** Стоимость мебели и оборудования в специализированных типах жилища определена по паспортным данным указанных проектов. В скобках приведены показатели при увеличении числа заселяемых в квартирных домах.В табл. 2 приведена расшифровка стоимости по конструктивным элементам на 1 м 2 общей площади.В качестве основной расчетной единицы измерения принята стоимость заселения одного человека.

Таблица 2

Стоимость конструктивных элементов на 1 м площади, в руб.

Конструктивные элементы

Проекты ЦНИИЭП учебных зданий

Предложения ЦНИИЭП жилища

Дом ребенка на 150 чел.

Детский дом на 210 мест

Блокированные дома

Квартира в первых этажах 9-этажных домов

Подземная часть Надземная часть дома: наружные стены внутренние стены перегородки перекрытия лестницы и крыльца окна двери полы крыша санузлы, кухни Отопление, вентиляция Шкафы Итого: То же, с накладными расходами(16,5 %) и плановыми накоплениями (8 %)
Примечания:
1. Расшифровка по конструктивным элементам приведена без накладных расходов и плановых накоплений. 2. В расчетах не учитывались лоджии, балконы, веранды. 3. В 9-этажном доме в стоимость дома не включен лифт, так как квартиры для многодетных семей расположены в первом этаже.Рассмотрены два варианта стоимости расселения одного человека в специализированных типах домов: только по стоимости строительно-монтажных работ и с учетом стоимости оборудования и мебели. Стоимость мебели и оборудования определена расчетным путем по проектным данным.5.3. Основными объемно-планировочными показателями, влияющими на стоимость 1 м общей площади и стоимость заселения, являются:планировочный тип дома;этажность;высота этажа;конфигурация плана здания (удельный периметр наружных стен);количество общей площади, приходящейся на одного человека.Строительная система - кирпичная, принята во всех проектах одинаковой.5.4. Анализ стоимости строительно-монтажных работ (без мебели и оборудования) показал, что стоимость 1 м 2 общей площади составляет 107 руб. в 9-этажном доме, до 113 руб. - в блокированных домах. В специализированных детских учреждениях (эталон) стоимость 1 м 2 общей площади имеет промежуточное значение 112-114 руб. Однако решающим фактором в соотношении затрат по заселению является количество общей площади, приходящейся на одного человека.5.5. Стоимость заселения одного человека в домах квартирного типа на 20-25 % выше, чем в Доме ребенка - за счет увеличения на 2,7-4,4 м 2 площади на одного человека (16,8 и 18,5 м 2 против 14,1 м 2), а по сравнению с детским домом, где площадь на человека примерно равна площади в квартирном доме, стоимость заселения примерно одинакова.Таким образом, повышение комфорта проживания, в том числе в квартирных домах, увеличение площади на одного заселяемого с 14 м до 17-18 м 2 вызывает рост стоимости расселения на 20-25 %.5.6. В том случае, если в квартирных домах количество заселяемых увеличивается и соответственно снижается площадь на человека до 15 м 2 , стоимость заселения окажется на уровне экономичного решения Дома ребенка.Рассчитана также стоимость заселения одного человека с учетом стоимости оборудования и мебели в специализированных детских интернатных учреждениях, Доме ребенка и детском доме и исходя из того, что в квартирных домах мебель приобретается не за счет госкапвложений.В этом случае показатели стоимости заселения многодетных семей окажутся ниже на 4-8 %, чем в специализированных домах.

Список использованной литературы

1. СНиП 2.08.01-89. Жилые здания.2. Рекомендации по проектированию детских домов и домов ребенка. - М., ЦНИИЭП учебных зданий, 1988, 73 с.3. Пересветов Е.Ю., Середняк К.М. Специфика формирования архитектурно-планировочных решений детских домов семейного типа // Социально-типологические проблемы жилой среды. - М., ЦНИИЭП жилища, 1990. - С. 94-103.4. Акчурина-Муфтиева Н.М. Формирование типов зданий домов ребенка и детских домов. Автореф. ... канд. арх. - М., ЦНИИЭП учебных зданий, 1986, с. 21.5. Дубровина И.В., Рузская А.Г. Психическое развитие воспитанников детского дома. - М., Педагогика, 1990, 264 с.6. Возрастные особенности психического развития детей// Сб. научных трудов / Отв. ред. Дубровина И.В., Лиси - на М.И. - М., АПН СССР, 1982.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

ПЛАНИРОВОЧНЫЕ СХЕМЫ БЛОК-КВАРТИР (ДОМОВ)

ДЕТСКИХ ДОМОВ СЕМЕЙНОГО ТИПА

Г - ОБРАЗНАЯ

ПРЯМОУГОЛЬНАЯ

ПЛАНИРОВОЧНЫЕ СХЕМЫ БЛОК-КВАРТИР С РАСПОЛОЖЕНИЕМ ЖИЛЫХ И ПОДСОБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

1 - С центральным холлом

2-С ЦЕНТРАЛЬНЫМ ХОЛЛОМ И ВИНТОВОЙ ЛЕСТНИЦЕЙ

3 - С Ц ЕНТРАЛЬНЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ МНОГОЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ

4 - С ВНУТРЕННИМ ДВОРОМ И ПРИМЫКАЮЩЕЙ К НЕМУ ЛЕСТНИЦЕЙ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ТИПАМ КВАРТИР И ДОМОВ ДЛЯ ОПЕКУНСКИХ СЕМЕЙ

07/12/2014 г.

Детские дома семейного типа являются хорошей альтернативой государственным учреждениям для детей-сирот. В таких домах детей воспитывает супружеская пара, за которой закрепляется опекунское право. А малыши воспринимают семейную пару как маму и папу.

Какими бывают семейные детские дома?

Среди детских домов семейного типа выделяют следующие виды.

Семейный городок может состоять примерно из 8-10 домов, которые заняты одно-двумя семьями. Возле этого городка строится целый поселок, в котором находятся досуговый центр, школа, садик, пункт оказания медицинской помощи, спортивные площадки. Родители в каждой семье, помимо наличия собственных детей, имеют и несколько приемных, опекунами которых и являются.

Семейный детский дом, в отличии от городка, располагается всего лишь в одном частном доме, к которому прилегает земельный участок. Организация такого дома происходит на территории обычного жилого поселка. Семейным детским домом принято считать ту семью, которая взяла на воспитание более 6 детей из приюта. Для этих семей государством предусмотрено получение частного дома или квартиры.

Что нужно для оформления детского дома?

Если супруги хотят получить статус семейного детского дома, им нужно оформить опеку над детьми в количестве от 6 до 10 человек. Но общее количество детей вместе с их родными должно быть не более 12. Возраст приемных детей может быть от 0 до 18 лет. Но после десятилетнего возраста ребенка эта процедура возможна лишь с его согласия. Кроме того, нужно получить разрешение от представителей социальной защиты и руководства того сиротского учреждения, где до этого находился ребенок.

Обратитесь с заявлением в местные органы опеки, предоставив необходимые документы:

  • оригинал и копии паспортов супругов;
  • копия свидетельства о браке;
  • выписки из трудовой книжки;
  • медицинское заключение установленного образца;
  • копии свидетельств об образовании.

Если вы получите положительный ответ на ваш запрос, будьте готовы к тому, что органами опеки ведется постоянный мониторинг жизни детей. Сотрудники опекунского совета с целью контроля периодически посещают детей, интересуются условиями жизни в доме семейного типа, проверяют, на сколько добросовестно опекуны выполняют свои обязанности. Такой контроль связан с тем, что помимо сиротского пособия, которое получает каждый ребенок, опекуну выплачивается зарплата от государства.

Похожие материалы:

  • Зачастую, не каждый правильно понимает, какой истинный смысл несет в себе благотворительный концерт. Ведь это мероприятие призывает общественность помочь людям, которые нуждаются...

  • Все мы прекрасно знаем о том, что не те родителями нам считаются, что родили нас, а те люди, которые смогли нас воспитать. Сколько людей воспитывают приемных детей? Задавались ли...

  • Слово «волонтер» в переводе с французского обозначает доброволец, т.е. тот, кто может помочь другому. Если же одному волонтеру оказать помощь не удается, то такую...

1. Детский дом семенного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей, при этом общее количество детей в детском доме семейного типа не может превышать 12 человек, включая родных детей (п. 2 Правил организации детского дома семейного типа, утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. №195 «О детском доме семейного типа»).

Объектом правоотношений, возникающих при передаче ребенка на воспитание в детский дом семейного типа, является воспитание, содержание и подготовка к самостоятельной жизни ребенка, переданного в детский дом семейного типа.

2. В основании возникновения правоотношения по передаче ребенка на воспитание в детский дом семейного типа лежит сложный юридический состав:

o заявление лиц, желающих организовать детский дом семейного типа, которое они подают в органы опеки и попечительства по месту своего жительства,

o административный акт - заключение органов опеки и попечительства о возможности заявителей быть воспитателями и взять на воспитание детей (п. 6 Правил организации детского дома семейного типа),

o административный акт - решение органа исполнительной власти субъекта РФ на основании заявления супругов и заключения органов опеки и попечительства о создании детского дома семейного типа. Детский дом семейного типа по своей организационно-правовой форме является воспитательным учреждением (п. 4 Правил организации детского дома семейного типа),

o договор между органами опеки и попечительства и детским домом семейного типа о передаче на воспитание детей.

3. Элементы договора о передаче ребенка в детский дом семейного типа.

Специальный субъектный состав –

o заказчик - органы опеки и попечительства,

o исполнителями могут быть только супруги. Кроме запретов общих для всех лиц, желающих принять детей на воспитание (п. 3 ст. 146 СК РФ), существует специальный запрет – организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица, находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми (п. 3 Правил организации детского дома семейного типа).

Предмет договора – оказание услуг по воспитанию, обучению, оздоровлению подготовке к самостоятельной жизни детей, оставшихся без попечения родителей.

Цена договора - оплата труда воспитателей детского дома семейного типа определяется по ставкам, установленных для работников соответствующих государственных образовательных учреждений (п. 17 Правил организации детского дома семейного типа).

Срок пребывания ребенка в детском доме семейного типа определяется договором между учредителем и детским домом семейного типа (п. 8 Правил организации детского дома семейного типа).



a. права и обязанности воспитателей см. п. 1 ст. 147, ст. 150 СК РФ,

b. органы опеки и попечительства обязаны (пп. 7, 15 Правил организации детского дома семейного типа):

§ предоставлять необходимые для содержания детей средства,

§ осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания детей,

§ охранять их права и законных интересы,

§ обеспечить обучение лиц, желающих взять детей на воспитание.

5. Законодатель не указал основания прекращения обязательств из договора о передаче детей на воспитание, поэтому следует применять общие правила о прекращении обязательств и расторжении договора (См. УМК «Прекращение обязательств», «Изменение и расторжение договора»).

Тема 6. Личные и имущественные отношения между супругами

Сделайте сирот счастливыми

Сегодня - Всемирный день ребенка. К сожалению, в Днепропетровске много детей по той или иной причине лишены родительской опеки. «Комсомолка» выяснила, как помочь тем, кто решил основать детский дом семейного типа и стать родителями для детей, лишенных родительской опеки.

Шаг 1. Начать открытие ДДСТ следует с подачи заявления в районный центр социальных служб для семьи, детей и молодежи. Там подробно расскажут, какие трудности могут подстерегать вас в деле воспитания детей из интерната. После чего, если вы не изменили своих намерений, предложат пройти курсы. Во время них психологи решат, действительно ли вы готовы к созданию ДДСТ, либо это не ваше призвание.

Шаг 2. Приносим справку о прохождении обучения.

Родители-воспитатели в обязательном порядке проходят курс предварительной подготовки, проведение которого обеспечивают местные отделы по делам семьи и молодежи.

Во время него с помощью специальных тестов социальные работники определят истинную мотивацию кандидатов. Если все проходит нормально, то центр даёт рекомендации соответствующим органам государственной власти о целесообразности создания ДДСТ.

На территории города подобное обучение проводится бесплатно. А если его организуют на турбазе или в доме отдыха, то придется платить за проживание и еду.

Шаг 3. Получаем медицин-скую справку о состоянии здоровья всех членов семьи.

Нужно пройти медосмотр у таких врачей: терапевт, нарколог, венеролог и психиатр, причем только в государственных медучреждениях.

При обследовании у нарколога и психиатра мужчине нужно иметь при себе паспорт и военный билет, женщине - только паспорт.

Шаг 4. Берем справку с места работы о доходах.

Среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи (за последние 6 месяцев) не должен быть меньше прожиточного минимума.

Шаг 5. Необходимо получить письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи, которые проживают вместе с кандидатами в родители-воспитатели, если последние решили создать ДДСТ на собственной жилой площади. Такой документ заверяется нотариально.

Шаг 6. В папку с документами кладем справку о составе семьи (форма №3). Выдается она в ЖЭКах.

А также делаем копии паспортов всех членов семьи, для несовершеннолетних - копии свидетельств о рождении. И копию свидетельства о браке (для супругов).

Шаг 7. Приняв все вышеперечисленные документы, центр социальной службы для семьи, детей и молодежи осматривает ваши условия жилья. И в течение месяца выносит заключение о разрешении или отказе открывать детский дом семейного типа.

Шаг 8. Когда разрешение о создании ДДСТ получено, вам покажут детей, которых можно взять на воспитание. Если они вам понравятся, то заключается договор об организации деятельности детдома, и отныне вы сможете дарить им свою любовь и внимание. В противном случае вы вправе отказаться и ждать следующего предложения.

Кстати

Детский дом семейного типа (ДДСТ) – это альтернативная форма государственному содержанию и воспитанию детей-сирот. Семья, решившая посвятить себя этому нелёгкому делу, берёт на воспитание не менее 5 детей-сирот или детей, лишённых родительской опеки.

Общее число ребятишек в ДДСТ не должно превышать 10 человек, включая родных детей. Воспитанники находятся там на полном обеспечении до 18 лет. А если продолжают учиться в ПТУ или вузе I-IV уровня аккредитации - то до окончания обучения, но не позже достижения ими 23-летнего возраста. После этого пособие на них перестает выплачиваться, и приемные родители устраивают их судьбу по своему разумению. Например, если у ребят до того была квартира, то они возвращаются в нее. В противном случае государство или предприятие, на которое они устраиваются на работу, предоставляет им общежитие.

Нюанс

Любишь медок – люби и холодок!

Раз в два года родители-воспитатели в обязательном порядке проходят курс переподготовки. За детским домом семейного типа осуществляется контроль. Несколько раз в месяц к вам с проверкой будут приходить разные службы. В основном они смотрят на условия жизни, воспитание детей, защиту их прав и законных интересов.

Актуально

Сколько стоит дом построить?

Родителям-воспитателям за предоставление социальных услуг, то есть выполнение родительских обязанностей, выплачивается зарплата в размере 35% от социальной помощи на каждого ребенка-воспитанника, но не больше пяти прожиточных минимумов для трудоспособных людей. Кроме того, им начисляется трудовой стаж.

С октября 2007 года на каждого ребенка, лишенного родительской опеки, в месяц должно выделяться пособие, размер которого не меньше двух прожиточных мини-мумов. Для детей до 6 лет он составляет 900 гривен, а с 6 до 18 лет - 1158 гривен.

Справка «КП»

Не могут создать ДДСТ граждане, которые:

не прошли курс обучения;

признаны недееспособными или с ограниченной дееспособно-стью;

лишены родительских прав;

являются бывшими опекунами (попечителями, усыновителями), лишенными соответствующих прав из-за недолжного выполнения своих обязанностей;

по состоянию здоровья не могут воспитывать детей (инвалиды I и II групп, люди, имеющие глубокие органические поражения нервной системы, алкогольную и наркотическую зависимость, больные СПИДом, открытой формой туберкулеза, психотическими расстройствами, у которых официально зарегистрированы асоциальные проявления или склонность к насилию);

с которыми проживают члены семьи с вышеперечисленными болезнями.

Районные центры социальных служб для семьи, детей и молодежи:

Район Адрес Телефон

АНД ул. Кожемяки,10 721-12-99

Бабушкинский ул.К.Либкнехта,70 749-63-01

Жовтневый ул.О.Гончара,32 46-00-10,

1.2 Идея семейного детского дома

Семейные детские дома придумал Детский фонд в прямом смысле этого слова. В 1988 году было принято постановление советского Правительства, подтвержденное чуть позже правительствами всех союзных республик, входивших в СССР, о поддержке этого проекта. В СССР было создано 468 семейных детских домов, и в них из казенных сиротских заведений вошло 4 тысячи детей. В России таких семей 368, и в них было 2700 детей. Все годы своего существования Детский фонд борется за семейные детские дома, отстаивая их законодательное право на существование, воюет с чиновниками на всех уровнях, помогает детям и их названным родителям как только может Занозина В.Н. Сиротство и беспризорность в России: история и современность. - СПб.: Лики России, 2008. - с. 39. .

Самое главное в семейном детском доме - приемные дети. Они в семейных детских домах растут в обстановке любви, поддержки и доброты, получают образование, многие - высшее, и строят новые семьи, не порывая родственных отношений с родителями-воспитателями, приёмными братьями и сёстрами.

Работа родителей-воспитателей семейных детских домов - это поистине гражданский подвиг. Каждая семья уникальна и замечательна по-своему. Она дает ребёнку тепло семейного очага, чувство уверенности в своих силах, убежденности в том, что он необходим людям, обществу, стране Заводилкина О.В. Особенности адаптации ребенка в приемной семье (По письмам родителей-воспитателей семейных детских домов) // Семья в России. - 2006. - № 1. - С. 63. .

Детский дом семейного типа -- форма воспитательного учреждения, являющаяся промежуточной между приемной семьей и детским домом (интернатом), правовое положение которого урегулировано Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа» СЗ РФ. 2001. № 13. Ст. 1251..

Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуются -- дети), в условиях семьи.

Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей (а с 10-летнего возраста -- только с их согласия). Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей, находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек Постановление правительства РФ от 19.03.2001 № 195 (ред. от 18.08.2008) «О детском доме семейного типа» .

Организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица:

· находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми;

· имеющие заболевания, при наличии которых нельзя взять детей на воспитание;

· лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;

· признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

· отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

· являющиеся бывшими усыновителями, если усыновление отменено судом по их вине.

Детский дом семейного типа в организационно-правовой форме воспитательного учреждения создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях. - М.: РГСУ, 2009. - с. 49. .

· средства учредителя (учредителей);

· имущество, закрепленное за детским домом семейного типа собственником (уполномоченным им органом);

· добровольные пожертвования физических и юридических лиц;

· другие внебюджетные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Медицинское обслуживание детей обеспечивается медицинскими работниками территориального лечебно-профилактического учреждения по месту нахождения детского дома семейного типа.

Дети обучаются в образовательных учреждениях на общих основаниях.

Детский дом семейного типа финансируется учредителем (учредителями), исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов детского дома семейного типа являются:

а) средства учредителя (учредителей);

б) имущество, закрепленное за детским домом семейного типа собственником (уполномоченным им органом);

в) добровольные пожертвования физических и юридических лиц;

г) другие внебюджетные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Воспитатели детского дома семейного типа ведут отчетность по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

На воспитателей детского дома семейного типа распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Воспитатели детского дома семейного типа пользуются преимущественным правом на получение для детей путевок, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха и санатории для совместного с детьми отдыха и лечения.

В настоящее время существуют следующие виды семейных детских домов:

1. Семейный городок, включающий в себя 8-12 жилых домов, построенных на 1-2 семьи. В одной семье несколько опекаемых и родные дети воспитателей. В городке обычно есть административный, культурный, хозяйственный, спортивный, медицинский и др. центры, школа, детский сад. Каждой семье выделяется земельный участок.

2. Семейный детский дом, являющийся частью населенного пункта. Размещаются семьи в специально построенном четырёхквартирном доме или автономном блоке жилой постройки.

3. К детским домам семейного типа относится и семья, принявшая на воспитание не менее 6 детей. Ей предоставляется отдельная квартира в жилом микрорайоне с соответствующим набором помещений.

Анализ функционирования детских домов

Семейный детский дом «Китеж» - довольно уникальный вид воспитательного учреждения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Началом появления семейных детских домов относят к инициативе Детского фонда (1988 г.)...

Дети в детском доме

Дети-сироты, независимо от того, жили ли они в родительской семье или не помнят этого, вынуждены в силу возраста или иных обстоятельств, менять место жительства. Например, дети из дома ребенка могут переезжать в детский дом...

Дети в детском доме

Как отмечено выше, невозможность приспособления к существующей среде, может вызвать реакцию избегания, вплоть до самоубийства. Детей-сирот можно отнести к группе риска дезадаптации, девиации. «Согласно данным, опубликованным в печати...

Место и роль национальной идентичности в ситуации социокультурного кризиса в России конца XIX – начала ХХ века

Логика данного исследования предполагает уточнение нашей позиции в отношении понятия «национальная идентичность», для определения которого представляется необходимым рассмотреть исходное понятие «идентичность»...

В период летних каникул органам власти требуется решить множество вопросов: -Как организовать летний отдых, чтобы извлечь максимум пользы для детского здоровья? -Чем наполнить это время...

Особенности организации деятельности детей и подростков в детских оздоровительных лагерях (на примере Центра социального обслуживания населения и Дома детского творчества)

Особенности организации и постановки благотворительного театрализованного представления "От сердца к сердцу" Детского дома п. Мохсоголлох

Патронатное воспитание

Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность...

Проблемы социализации ребенка в детском саду

Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения...

Разработка организационного проекта детского дома

Объектом исследования выпускной квалификационной работы является бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области «Кировский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»...

Теоретические аспекты проблем социализации личности детей-сирот

Объединение детей в разновозрастные группы, закрепление за ними постоянного состава воспитателей задает ее членам общую цель, побуждает к сотрудничеству, объединяет и по-настоящему роднит их души...

Устройство детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Детский дом семейного типа - семья, в которой супруги (один из них) или одинокие граждане выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общее число которых, включая родных и усыновленных...