Почему в качелях нет горизонтального положения спинки? С положением для сна Построение средней линии спинки.

: «где на спинке будет проходить долевая нить, по какой линии, — по вертикальной линии сетки или по линии отвода?».
Ответ был настолько очевидным, что не «тянул» на долгую статью. Конечно же, именно вертикальные линии сетки нужно располагать в соответствии с долевым направлением нитей материи, чтобы не было перекосов в общей посадке платья.
Аргументы:

  • И оси вытачек, и рельефные швы в классическом случае проходят параллельно сетке чертежа.
  • Вертикаль основы материи позволяет красиво обтекать фигуру без перекосов и заломов. Это в общем случае, а существуют ещё и специальные дизанейрские приемы, о которых мы сегодня не говорим.

Но — «слово за слово»,- мы разговорились и выяснили, что вопрос был задан не на пустом месте и ответ не столь однозначен. Предлагаю разобраться с интересным конструкторским приёмом

Что такое отвод средней линии спинки? Для чего он нужен?

Когда мы шьём одежду с цельной спинкой, например, блузку, рубашку или куртку, то тут все просто: средняя линия строго вертикальна и совпадает с нитью основы.

Но жакеты, пиджаки, пальто и платья приталенных силуэтов требуют более четкой посадки и красивого облегания спины. Здесь нам приходит на помощь средний шов, и он кроится отнюдь не вертикально. Средний шов помогает моделировать одежду в зоне лопаток, талии и бёдер. Он повторяет естественный изгиб позвоночника, который у всех людей разный. Зачастую талиевых вытачек на спинке не достаточно для идеальной посадки, а требуется бОльший прогиб и удлинение спинки.

Отведение средней линии спинки (скос от точки 7 шейного позвонка до линии талии) делают в 1-2 см для женских фигур и 1,5-2,5 см для мужских. И даже в 3,5 см для мужских пиджаков.

Осанка у людей разная, в том числе прогиб поясницы и выступ ягодиц, поэтому и отвод средней линии нужно «делать» под конкретную фигуру. Посмотрите, как это может выглядеть:


Методики конструирования, как правило, унифицируют и усредняют построенные выкройки, но в индпошиве существует спасательный круг — примерки.

Я просмотрела свою библиотечку по конструированию и обнаружила разницу подходов авторов к среднему шву спинки. Далеко не все они предлагают делать отвод.

Вот обзор самых популярных методик:

ЕМКО СЭВ — есть отвод
Мюллер -есть
Лин Жак-есть
Злачевская Г.М. -нет в общем случае, но есть в исключениях на нестандартные фигуры с большим прогибом по спинке.


во многих хороших методиках отведения среднего шва нет.

Ещё варианты:
Крючкова Г.А.- отведение есть
Рослякова Т.А. -есть.

Вопрос мне был задан как раз по методике Росляковой. Посмотрите внимательно на схему построения: Да, есть отведение средней линии. Но вместе со смещением направления средней линии корректируются и линии талии и низа: они составляют прямой угол с отведенной линией спинки. Оси вытачек чертятся параллельно отведенной линии спинки.

Значит, ответ будет правильным такой: нить основы (долевой) при выкраивании спинки совпадет со средней линией, а не с сеткой чертежа.

Дело в том, что при применении той или иной методики конструирования необходимо придерживаться философии и логики конкретного автора. Все узлы построения взаимосвязаны и нужно уметь видеть лес за деревьями, то есть понимать назначение каждой конструктивной линии в конкретной методике. Рослякова «сдвигает» направление спинки, тем самым укорачивая линию бока. Я лично по этой методике построений не делала, поэтому не возьмусь глубоко анализировать.

Делать или не делать отведение спинки?

И как вообще быть с этим средним швом и кучей умных методик, будь они неладны?

Давайте ближе к практике, к шитью жакетов, пальто и хорошо сидящих платьев. Остановитесь на той методике, которая вам понятна и близка. Помните, что , это миф.

Я делаю отведенным средний шов по спинке всегда (кроме рубашек, конечно). Делаю стандартный отвод по линии талии в 2 см (как у Мюллера), а дальше смотрю по фигуре:

  • Могут быть выступающими ягодицы (добавляю положительный отвод по линии бёдер), могут быть жировые отложения в области шейных позвонков (добавляю положительное отведение по линии шеи).
  • Может быть сильный прогиб в пояснице (делаю бОльший отвод по линии талии)
  • Оставляю достаточный припуск по средней линии спинки и на примерке закалываю среднюю спинки для получения красивой осанки. Очевидно, что эта линия не будет прямой, как на чертеже. Здесь осторожно: нельзя все излишки объёмов взять и просто «захватить» в средний шов. Баланс ширины и распределение излишков припусков на СО должны быть гармоничными.
  • Линию притачивания молнии в платьях намечаю на последней примерке, когда полностью устраивает посадка изделия.

Средняя линия спинки (рис.4.2 )

В изделиях с неразрезной спинкой для всех фигур и в изделиях с разрезной спинкой для фигур с нормальной и перегибистой осанкой верхнюю часть спинки не отводят. В изделиях с разрезной спинкой для сутулых фигур, чаще всего встречающихся среди детей старшего возраста, среднюю линию спинки в верхней части до уровня лопаток отводят от вертикали. От точки А 0 вправо по горизонтали откладывают величину отвода:

А 0 А 0 " = 0,5÷1,0 см.

Отвод средней линии спинки на уровне линии талии зависит от силуэта изделия, наличия шва посередине спинки и от особенностей телосложения фигуры. Величины отвода средней линии спинки на уровне талии даны в таблице 4.1 . Величину отвода откладывают от точки Т вправо по горизонтали и получают точку Т 1 .

а б в

Рис. 4.2. Схема построения средней линии спинки: а – без среднего шва;

б – со средним швом в изделиях прямого силуэта; в – со средним швом в изделиях полуприлегающего силуэта

В изделиях с неразрезной спинкой точку А 0 соединяют прямой линией с точкой Т 1 и продолжают ее до уровня низа (рис. 4.2а ). Точку пересечения с линией бедер обозначают Б 1 .

В изделиях с разрезной спинкой (со швом посередине) точку А 0 (А 0 " ) соединяют прямой линией с точкой У . Точку У соединяют прямой с точкой Т 1 и продолжают ее до уровня низа. Среднюю линию спинки в верхней части оформляют плавной кривой (рис. 4.2б ).

Для увеличения прилегания в изделиях с разрезной спинкой делают дополнительную вытачку на линии талии в среднем шве спинки (рис. 4.2в ):

Т 1 Т 11 = 1,0÷1,5 см.

Расстояние Т 1 Т 11 делят пополам, полученную точку соединяют прямой линией с точкой Б 1 и продолжают до уровня низа. Точки А 0 (А 0 " ), У , Т 11 и Б 1 соединяют плавной линией.

Пересечение окончательной средней линии спинки с линией груди обозначают точкой г .

Линию талии проводят перпендикулярно к нижней части средней линии спинки (рис. 4.2 ).

Горловина спинки (рис. 4.3 )

От точки А 0 (А 0 ׳ ) вправо по горизонтали откладывают отрезок, равный ширине горловины спинки

А 0 А 2 (А 0 2 ) = Сш/ 3 + Пшг.

От точки А 2 вниз по вертикали откладывают отрезок, равный высоте (глубине) горловины спинки:

А 2 А 1 = А 0 А = А 0 А 2 (А 0 2 )/ 3 + Пвгс.

Горизонтальный участок горловины спинки проводят перпендикулярно к верхней части оформленной средней линии спинки.

От точки А вниз по средней линии спинки откладывают длину изделия:

АН (АН 1 ) = Ди + Пдтс.

Линию низа проводят через точку Н (Н 1 ) перпендикулярно к нижней части средней линии спинки.

Плечевой срез спинки (рис.4.3 )

Положение конца плечевого шва спинки (точку П 1 ) определяют пересечением двух дуг: дуги из точки А 2 радиусом, равным ширине плечевого ската (Шп ) плюс раствор вытачки (при ее наличии) и плюс величина посадки и дуги из точки Т (при наличии отвода средней линии спинки – из точки Т 1 ) радиусом, равным размерному признаку Впк II плюс Пдтс II и плюс припуск на плечевую прокладку (в верхних изделиях), равный 0,5÷1,0 см:

А 2 П 1 = Шп + раствор вытачки + посадка;

Т (Т 1 )П 1 = Впк II + Пдтс II + (0,5÷1) см.

Для изделий прямого и свободного силуэтов участка Т (Т 1 )П 1 сокращают на 0,5÷1,5 см в зависимости от выемки спины на уровне талии или на разность (Дтс II – Дтс II о ) – при использовании размерного признака Дтс II о .

Объем спинки, необходимый для облегания лопаток, в чертеже конструкции обеспечивается припусками на формирование спинки изделия при помощи вытачек, посадки и сутюжки ткани по плечевому срезу и пройме. Обычно проектируют раствор вытачки в плечевом срезе, равный 1,5÷2,0 см, и дополнительную посадку ткани в 0,5÷1 см. Для сутулых фигур вытачку увеличива­ют на 0,5 см.

Рис. 4.3. Схема построения верхних контурных линий

спинки и полочки

Положение плечевой вытачки определяется моделью и особенностями телосложения. Для типовых фигур расстояние от высшей точки горловины спинки до вытачки равно 1/4÷1/3 длины плечевого среза.

Направление вытачки зависит от модели, но обычно ее располагают параллельно середине спинки. Длина вытачки 5,0÷8,0 см, в зависимости от величины раствора: меньшая длина соответствует меньшей величине раствора вытачки.

Размерный признак Впрз II обеспечивает облегание лопаток, поэтому по линии проймы запроектирована вытачка (сутюжка) на спинке: для типовых фигур 0,5÷1,0 см; для фигур с резко выступающими лопатками (сутулых) – 1,5 см.

Учитывая то, что размерный признак Впк II не проходит через центр лопаток, т. е. не полностью отражает выпуклость лопаток, половину величины сутюжки по пройме откладывают вверх по вертикали от точки П 1 и получают точку П 11 .

Величина сутюжки в пройме в зависимости от модели может быть оставлена на месте или перемещена дополнительно в вытачку плечевого среза. В изделиях с кокеткой припуск на сутюжку можно переместить в линию притачивания кокетки, в изделиях с отрезным лифом или подрезом по линии талии – в вытачку по линии талии. В изделиях из тканей мягких структур этот припуск может быть сутюжен по линии проймы.

Окончательно плечевой срез оформляют соединив точки А 2 и П 1 " прямой линией при закрытой вытачке.

Пройма спинки (рис.4.3 )

Для оформления линии проймы, спинки определяют вспомогательные точки П 2 , П 3 , 1 , Г 2 .

Точку П 2 находят, проводя перпендикуляр из точки П 1 " к вертикали из точки а .

Из точки Г 1 вверх откладывают отрезок Г 1 П 3 и получают точку касания проймы с вертикалью из точки а :

Г 1 П 3 = П 2 Г 1 / 3 + (1,5÷2,0) см.

причем, меньшую величину берут для девочек младшего возраста, а большую – для девочек старшего возраста.

Вспомогательная точка 1 лежит на биссектрисе угла П , положение ее зависит от ширины проймы и определяется по формуле:

Г 1 1 = 0,2Г 1 Г 4 + (0,3÷0,5) см.

Середина проймы – точка Г 2 :

Г 1 Г 2 = 0,5Шпр.

Линию проймы спинки проводят через точки П 1 ", П 3 , 1 и Г 2 .

При оформлении линии проймы учитывают, что в изделии при отводе средней линии спинки и при окончательном ее оформлении возникают потери в ее ширине. Для сохранения ширины спинки по горизонтали на уровне линии лопаток вправо от линии проймы откладывают отрезок, равный расстоянию от вертикали из точки А 0 до средней линии спинки, а линию проймы проводят через полученную точку.

Положение для сна имеют автокресла групп «0+/1» и «1/2». Речь идет о возможности изменять угол наклона спинки удерживающего устройства. Некоторые модели групп «1/2/3» и «2/3» также обладают подобной функцией – уточнять информацию нужно у специалиста магазина.

Максимальный угол наклона при положении для сна – 45 градусов. Но устанавливать спинку автокресла под таким углом можно только при условии расположения удерживающего устройства против хода движения, так как в обратном направлении сделать это помешает пассажирское сиденье. Максимальный угол наклона спинки предназначается для малышей до 9 месяцев, которые всегда должны находиться в полулежащем положении и часто спят в автомобиле.

Если кресло устанавливается по ходу движения, максимальный угол наклона его спинки составляет до 35 градусов.

Одна модель автокресла с положением лежа может иметь от 2 до 8 положений наклона спинки. Родители могут подобрать наиболее удобное для своего ребенка, а также корректировать угол наклона в зависимости от ситуации.

Важно знать!

Большее количество регулировок не всегда означает больший угол наклона. Как правило, чтобы принять положение для сна, автокресло выдвигается вперед на 6-8 см. Если модель имеет три положения, то разница между ними будет 2-2,5 см, если 7-8 положений – примерно 1 см. Но в результате максимальный угол наклона будет одинаковым.

Зачем в автокресле предусматривается положение для сна?

Дети часто спят во время автомобильных поездок. Засыпать в сидячем положении им неудобно: голова «кивает» и падает при поворотах. Отсюда частые капризы и слезы. Когда кресло выдвигается вперед, а спинка откидывается, ребенок сразу же принимается более комфортное положение – голова лежит жестко, тело более расслаблено. В такой позиции ничто не будет прерывать сон маленького пассажира.

Обратите внимание, что в положении сидя спинка автокресла уже находится под небольшим наклоном. Поэтому многие родители ошибаются, считая, что 30-35 градусов – это мало. В совокупности кресло принимает достаточно удобное положение для сна.

Угол наклона: почему не больше 45 градусов?

Некоторые родители сетуют: почему производители ограничивают угол наклона спинки детского сиденья 45 градусами? На это есть несколько причин.

Во-первых, не хватает свободного пространства. Детское автомобильное кресло с лежачим положением достаточно габаритное изделие. При установке в стандартном положении оно практически вплотную прижимается к спинке пассажирского сиденья. Чтобы воспользоваться положением для сна, автокресло нужно максимально выдвинуть, но при этом оставить место для ног ребенка. Но, тем не менее, зазор между ним и сиденьем все равно остается небольшой. Поэтому угол наклона спинки в положении для сна при размещении автокресла по ходу движения не превышает 35 градусов. Против движения (дети ездят в таком положении до 9-12 месяцев) угол наклона увеличен до 45 градусов.

Во-вторых, этого требуют правила безопасности. Дело в том, что большинство автокресел имеют групп «0+/1» и «1/2» имеют внутренний пятиточечный ремень безопасности. Его пряжка располагается в области паха ребенка. Чем больше увеличивается угол наклона, тем больше смещается к низу центр тяжести у ребенка, а это значит, при лобовом столкновении вся нагрузка придется на таз ребенка, а это недопустимо.

5 секретов комфортного сна во время путешествия в автокресле

1. Температурный режим - под контролем!

Чтобы сон ребенка был комфортным очень важно соблюдать температурный режим. Не стоит дополнительно укутывать его, если в автомобиле постоянно поддерживается комфортная температура. В летний период времени на малыше должна быть удобная одежда из натуральных тканей. Если вы переживаете, что он замерзнет, лучше предусмотреть на этот случай небольшое одеяльце. Зимой с малыша лучше снимать объемные и жаркие комбинезоны и также дополнительно укрывать одеялом. Таким образом вы обеспечите циркуляцию воздуха и ребенок не будет потеть.

2. Свежий воздух – это важно.

В машине не должно быть душно. Даже, если работает кондиционер и поддерживается комфортная температура, свежий воздух должен поступать. И недостаточно просто открыть окно. Если вы путешествуете с ребенком более одно часа, нужно сделать остановку и проветрить салон.

3. Перерывы в пути.

Во время длительный переездов обязательно нужно делать остановки как минимум один раз в два часа. И не важно, спит ребенок или бодрствует. Если малыш находится в состоянии сна, рекомендуется все равно достать его из автокресла и уложить на пассажирское сиденье на минут 30-40. Ни в коем случае не оставляйте спящего ребенка одного в машине.

4. Подушечка под голову.

Чтобы сон был комфортным для вашего ребенка, позаботьтесь о наличии в салоне автомобиля подушечки. Ее всегда можно положить под голову ребенка, чтобы обеспечить ему удобное положение.

5. Защищаемся от солнца!

Солнечные лучи могут принести маленькому пассажиру немало дискомфорта. Он не сможет спокойно заснуть, может плакать и капризничать. Чтобы создать оптимальные условия для сна, рекомендуется приобрести специальную шторку, которая полностью закрывает окошко и надежно защищает от солнечных лучей.

Заботливые родители!

Мы Вместе Делаем Мир Безопасным и Комфортным.

Эксперт по детской безопасности

Здравствуйте, Катя.

Третье положение спинки на обычной коляске открывает для малыша "новые горизонты", ведь в сидячем положении удобно смотреть на окружающий мир, все становится более доступным и интересным. Однако родители не зря задаются вопросом, когда же можно начинать возить ребенка в таком положении спинки, ведь слишком ранняя установка вертикального положения может навредить малышу. В данном вопросе первостепенное значение имеют возрастные ограничения и некоторые правила, о которых речь пойдет ниже.

С какого возраста можно устанавливать спинку на коляске вертикально?

Неважно, какая у вас коляска: люлька, трансформер или прогулочный вариант - спинки вертикально можно устанавливать практически в любой модели колясок. Однако перед сменой положения спинки родители должны учитывать состояние развития позвоночника ребенка.

На первых месяцах жизни малыша о сидячем положении не может быть и речи, т.к. повышенные нагрузки на неокрепший позвоночник могут сильно навредить крохе. 5 - 6 месяцев - это самый минимальный возраст для пересаживания малыша в сидячее положение. Если прислушиваться к мнению специалистов, то менять спинку кресла на коляске нужно в тот момент, когда малыш не только начал сидеть, но и может проводить в этом положении длительное время. В том случае когда ребенок только-только начинает сидеть, но делает это крайне неуверенно, лучше подождать месяц-другой. Устойчивость вертикальной сидячей позиции должна послужить для вас сигналом, что спинку на коляске можно устанавливать на сидячий режим.

Почему нельзя менять спинку на коляске преждевременно?

Преждевременная спешка в данном вопросе может привести к необратимым последствиям в отношении развития позвоночника ребенка. Искривление позвоночного столба - это самое распространенное нарушение, к появлению которого приводит слишком ранняя установка спинки коляски в горизонтальное положение. Этого аргумента вполне достаточно для того, чтобы подождать 7 - 8 месяцев с момента рождения крохи, прежде чем спешить трансформировать коляску в сидячее положение.

Однако еще раз обращаю ваше внимание на индивидуальные особенности развития ребенка. Лишь 70% детей начинают сидеть месяцев с 6 - некоторые могут предпринимать попытки не раньше 7 месяцев. Учитывайте это обязательно. Если говорить в среднем, то переводить коляску в сидячее положение лучше всего по прошествии 1 - 2 месяцев с момента устойчивого положения данной позиции.

Как показывает практика, большинство родителей отказывается от обычных массивных колясок, переходя на прогулочные коляски, которые более удобны и рациональны в использовании. Когда придет время и вы станете подбирать удобные варианты, то учитывайте некоторые важные характеристики таких колясок:

  • Информация производителя. Важные сведения производитель всегда указывает в паспорте к изделию. Нюансы эксплуатации, меры предосторожности, возрастные ограничения и т.д. - все это прописывает производитель в обязательном порядке.
  • Механизм сборки. Прогулочные коляски бывают двух типов: книжка (более тяжелый, но устойчивый вариант) и трость (легкая, но менее устойчивая).
  • Амортизация колес. Старайтесь выбирать варианты с большими и упругими колесами. В такой коляске малыша не будет трясти от малейших камешков и неровностей трассы. От небольших пластиковых колес вообще лучше отказаться.
  • Положения спинки. Даже в прогулочных колясках могут быть предусмотрены 4 варианта положения спинки, чтобы малыш отдыхал после прогулок в сидячем положении.
  • Ремни. Обязательно обращайте внимание на ремни безопасности и различные ограничители. Это безопасность вашего ребенка, пренебрегать которой нельзя ни в коем случае.

С уважением, Наталья.

Тема

Построение средней линии спинки

Отведение средней линии спинки ТТ 1 зависит от силуэта и вида средней линии спинки (разрезная, неразрезная). Эти же параметры влияют на расчет величины дополнительного расширения сетки чертежа (Гг). Гг рассчитывают:

0,5 TT 1 – для неразрезной средней линии спинки;

0,6 TT 1 - для полуприлегающего и приталенного силуэтов спинка разрезная;

0,3 ТТ 1 - для прямого силуэта спинка разрезная.

Величины отведений ТТ 1 средней линии спинки на уровне талии при­нимаются следующими (рисунок 1):

· для прямого силуэта:

в изделиях с разрезной спинкой (рисунок 1, б) без вытачек на линии талии отведение составляет 1,0 см;

в изделиях с неразрезной спинкой (рисунок 1, а) без вытачек на линии талии -1,5 см;

· для полуприлегающего силуэта :

в изделиях с разрезной спинкой (рисунок 1, б):

§ с вытачками по линии талии - 1,0 см;

§ без вытачек- 1,5 см.

§ с вытачками по линии талии - 1,5 см;

§ без вытачек - 2,0 см;

· для прилегающего си­луэта:

в изделиях с раз­резной спинкой (рисунок 1, в):

§ с вытачками на линии талии - 1,5 см;

в изделиях с не­разрезной спинкой (рисунок 1, а):

§ с вытач­ками по линии талии -2,0 см.

Следует отметить:

1. Для перегибистых фигур отведение средней линии спинки уменьшают, а для сутулых - увеличивают на 0,5 см относительно величин, при­веденных выше.

2. Для фигур с увеличенной выпуклостью ягодиц среднюю линию спинки на уровне талии не отводят.

3. В изделиях свободной формы с увеличенным объемом спинки сред­нюю линию также не отводят.

Построение и оформление средней линии спинки

Вниз от точки А 0 по вертикали откладывают отрезки, определяющие:

уровень лопаток:

А 0 У = 0,4Дтс2;

уровень линии глубины проймы:

А 0 Г =Впрз2 + Пспр + 0,5 Пдтс.

Для полных фигур, начиная со 104-го размера, глубину проймы увели­чивают на 0,5 см.

Уровень линии талии

А 0 Т = Дтс2 + Пдтс.

Для фигур с большой выемкой спины по линии талии для изделий прямого силуэта используют измерение Дтс2о (по отвесу).

Уровень линии бедер

ТБ = 0,5 Дтс –2,0.

Из полученных точек Г, Т, Б вправо проводят горизонтали.

Средняя линия спинки . Для обеспечения правильного облегания из­делием фигуры среднюю линию спинки в верхней части до уровня лопа­ток отводят от вертикали из точки А 0 вправо (в изделиях с разрезной спинкой) и обозначают точкой А 0 ". Для фигур с нормальной осанкой верхнее отведение равно 0,5 см, для перегибистых - среднюю линию вверху не отводят, а для сутулых отведение увеличивается до 1,0 см.

При наличии жировых отложений в области седьмого шейного позвонка среднюю линию для фигур с нормальной осанкой не отводят, для перегибистых фигур отводят влево на 0,3 - 0,5 см, для сутулых - вправо на 0,5 см.

Отведение средней линии спинки на линии талии зависит от силуэта изделия, наличия вытачек по талии, шва посередине спинки и особенностей фигуры.

Дальнейшее построение средней линии спинки производят в следую­щем порядке:

В изделиях с неразрезной (целой) спинкой точку А 0 соединяют пря­мой линией с точкой T 1 и продолжают ее до пересечения с уровнем низа; точку пересечения с линией бедер обозначают Б 1 ;

В изделиях с разрезной спинкой (со швом посередине) точку А 0 " со­единяют прямой линией с точкой У. Точку У соединяют прямой сточкой T 1 и продолжают ее до уровня низа; среднюю линию спинки в верхней части оформляют плавной линией;

В изделиях с разрезной спинкой полуприлегающего и прилегающего силуэтов для увеличения прилегания делают дополнительную вытачку на линии талии:

T 1 T 11 = 1,0-1,5см.

Расстояние T 1 T 11 делят пополам, полученную точку соединяют прямой линией с точкой Б 1 линию продолжают до линии низа.

Точки А 0 ", У, Т 11 и Б 1 соединяют плавной линией.

Линию талии проводят под прямым углом: для изделий со средним швом спинки - к УБ 1 для изделий с цельной спинкой - к А 0 Б 1 .

Горловина спинки. Вправо от точки А 0 (А 0 ") откладывают отрезок, равный ширине горловины спинки:

А 0 А 2 (А 0 " А 2) = 1/3 Сш + Пш.гс.

Для фигур с жировыми отложениями в области седьмого шейного по­звонка или с развитыми мышцами в области плечевого пояса ширину гор­ловины спинки увеличивают на 0,5 - 1,0 см. Для фигур с увеличенной кривизной спины в изделиях без среднего шва спинки ширину горловины увеличивают на раствор проектируемой вытачки в горловине спинки, рав­ный 1,0-1,5 см.