Почему нельзя покупать детскую обувь на вырост. Правильная детская обувь

Вы замечали, что у детей обувь изнашивается не ровно? Стоптанность края подошвы или каблука, неестественное отклонение верха обуви, завал на внутреннюю или наружную сторону?

А ведь по характеру износа обуви (подошвы и каблука) можно диагностировать различные проблемы стопы. Дело в том, что уплощение продольного свода стопы и отклонение оси стопы способствует неравномерному износу обуви.\

Для этого теста наиболее предпочтительна обувь с мягкой подошвой из чепрака. По износу чепрачной подошвы и каблука, всего за 15-20 дней можно диагностировать состояние стопы ребенка.

На рисунке ниже обозначены наиболее частые зоны «износа» и постарались описать, с чем это может быть связано.

Зона 1. Износ обуви в норме - у ребенка здоровая ступня. Это естественное стаптывание, которое происходит за счет того, что при правильной ходьбе и отсутствии каких-либо отклонений каблук встречается с полом первым , а точнее его дистальная часть (расположенная дальше от центра) несколько латеральнее (относящийся к боковой стороне) от срединной линии. Это говорит о том, что стопа ребенка несколько ротирована наружу, и ходьба происходит с «пятки на носок » , то есть все в порядке.

Зона 2. Угроза продольного плоскостопия. Рекомендуется сходить на консультацию к врачу-ортопеду. Важно делать массаж стоп, чаще ходить босиком по неровным поверхностям (трава, мелкая галька, массажные коврики), использовать по рекомендации специалиста ортопедическую обувь и стельки для профилактики процесса деформации стопы.

Зона 3. Наличие дисфункции - выраженная плоско-вальгусная (искривление вовнутрь конечностей (по отношению к средней линии) начальная деформация стопы. Обувайте ребенка в обувь с каблуком Томаса, который основывается на увеличении определенной части подошвы на несколько миллиметров (в зависимости от возраста и роста ребенка). Также необходимо использовать обувь, ортопедические стельки с супинатором.

Зона 3-4. Угроза серьезной дисфункции - имеются дефекты ступней и коленей, к которым привело запущенное продольное плоскостопие. В обязательном порядке обратитесь за консультацией к ортопеду и неврологу. Необходимо использовать дома и для выхода на улицу ортопедические стельки и специальную ортопедическую обувь (с наружным жестким берцем).

Зона 5-6. Наличие серьезной дисфункции и патологии (зачастую, последствия травм, ДЦП, полиомиелита, врожденных аномалий развития) - незамедлительно обратитесь к врачу-ортопеду для консультации, выбора обуви и комплексного лечения.

Признаки неравномерного износа подошвы и каблука - первый сигнал для визита к ортопеду. Однако прежде чем паниковать, учтите характер поведения и предпочтений вашего ребенка. То, как он пинает мяч, ездит и тормозит на велосипеде, самокате, играет в классики. Активная игровая деятельность может способствовать интенсивному и неравномерному износу подошвы.

Подготовила Марьяна Чорновил

Ортопедическая обувь по индивидуальной программе реабилитации - специально разработанные изделия для ношения в лечебных целях. Используются для коррекции и профилактики плоскостопия, нарушений походки и осанки. Ношение специализированной обуви происходит по показанию врача с учетом личных параметров пациента.


Когда нужна обувь по ИПР

В перечень показания для использования индивидуальной ортопедической обуви относят:

  • продольное, поперечное и продольно-поперечное плоскостопие;
  • плоско-вальгусные осевые отклонения;
  • деформации первого пальца, костные деформация и шишки;
  • относительное или абсолютное укорочение стопы;
  • деформации нижних конечностей, включая поражения голеностопного, коленного и тазобедренного суставов;
  • последствия травматических поражений;
  • пяточную шпору (болезненный костный выступ);
  • заболевания костей нижних конечностей;
  • артрозы и артриты;
  • синдромы диабетической стопы. В случае осложненного течения болезни возникает гиперчувствительность, трофические язвы;
  • косолапость, выворачивание пятки внутрь или наружу;
  • склонность к растяжениям в области лодыжки.
  • Несовершеннолетние. Детская ортопедическая обувь призвана корректировать стопу в ходе развития опорно-двигательного аппарата. Ортопеды рекомендуют начинать ее ношение с 2-х лет.
  • Беременные женщины. При резком наборе веса и увеличении живота центр тяжести в организме смещается. В результате телу становится сложнее равномерно распределять нагрузку на стопы. Это приводит к возникновению отечности, болей в ступнях и судорог икроножных мышц.
  • Спортсмены. Атлеты и путешественники подвергаются серьезной регулярной нагрузке. Присутствует повышенный риск травм опорно-двигательного аппарата и стоп (переломы, растяжения, вывихи).
  • Лица, работа которых требует длительного нахождения в положении стоя.


Кому положена бесплатная ортопедическая обувь

Некоторые категории лиц могут получить изделия, подобранные по ИПР больного. Детям-инвалидам выдается 4 пары бесплатной ортопедической обуви в год. Дети до 16 лет получают 2 пары в год (зимняя и летняя). Выделяется по 1 паре стелек каждые 6 месяцев.

Бесплатную ортопедическую обувь могут получить:

  • лица с инвалидностью;
  • многодетные семьи;
  • социально незащищенные слои населения с прибылью ниже МРОТ;
  • дети, которым необходима коррекция стоп.


Как получить ортопедическую обувь бесплатно

Компенсация за ортопедическую обувь по ИПР предоставляется органами соцзащиты. Для ее получения необходимо действовать в следующем порядке:

  1. Визит к ортопеду. Пациент обращается в поликлинику, посещает ортопеда, инициирует проведение врачебной комиссии и получает заключение о медицинских показаниях для обеспечения сложной ортопедической обувью.
  2. Обращение в МФЦ. Лицо посещает многофункциональный центр или отделение соцзащиты населения. Потребуется представить медицинское заключение и приложить заявление, копию свидетельства о рождении или паспорта, сведения о регистрации.
  3. Получение в соцзащите справки о возможности бесплатной выдачи ортопедической продукции.
  4. Обращение в обувной салон или к производителю с рекомендациями ортопеда. Пациент оплачивает товар самостоятельно, а затем получает денежную компенсацию в органах соцзащиты. Существует максимальный размер возмещения, который следует учитывать при покупке изделия.

Клиенты могут заказать и приобрести специализированную обувь в сети ортопедических салонов ОРТЕКА.

Миф 1. Детям с первых шагов нужна ортопедическая обувь.
Не нужна! Здоровым детям вообще не нужно носить ортопедическую обувь. Ничего такого, что «корректирует», сковывает движения, мешает естественной подвижности суставов и росту костей стопы, и вследствие этого меняет походку. То, что продается в магазинах под названием ортопедической обуви, на самом деле правильно называть «малосложной ортопедической обувью». К ортопедии она не имеет отношения. Важно понимать, что многие проблемы детских ножек («вальгус», «варус», плоскостопие) либо являются особенностью физического развития, либо не поддаются корректировке подобной обувью. Серьезные же, клинические случаи, корректируются такими жесткими и тяжелыми в носке ботинками, что здоровый человек их никогда не наденет – их носят через «не могу» по очень серьезным показаниям.

Миф 2. Детская обувь должна быть обязательно с укрепленной высокой пяткой.
Не должна! Точнее, разумное укрепление пятки лишним слоем материала не помешает самому ботинку – поможет дольше сохранить его форму, но слишком жесткая пятка может привести к травме, а высокая – к ограничению подвижности суставов стопы. Лучше обувь с невысокой (по ахиллесово сухожилие - место, где гнется нога в лодыжке), не слишком мягкой, но и не чересчур твердой пяткой и никаких пластиковых или железных пластин внутри! Для фиксации ножки выше пятки используются латексные подушечки, которые мягко облегают, поддерживают ножку, при этом не сковывают ее движений. Кстати, при определенных «конструкциях» стопы даже самые жесткие задники у ботинок после долгой носки немного скашиваются по форме детской пятки – это неизбежно и не повод искать обувь по принципу «чем тверже, тем лучше».

Миф 3. Арочный свод (в просторечии супинатор, хотя на самом деле супинатор - это совсем иное) поддерживает свод стопы.
Не поддерживает! Эта часть стельки просто ее «центрирует», то есть обеспечивает совмещение стопы и внутренней стельки. Подушечка на стельке к лечению или профилактике плоскостопия отношения не имеет.

Миф 4. Когда ребенок только начинает стоять, его сразу нужно одевать в плотные ботиночки с укрепленной пяткой, иначе нога деформируется от слишком ровных и твердых полов.
Неверно! Нога может деформироваться, если долго прыгать и бегать босиком по жесткому шершавому и неровному уличному асфальту – именно из-за этого «городская цивилизация» носит ботинки. Деревянный пол, ламинат, линолеум и даже плитка в некоторых частях квартиры не повредят детским ножкам и не способны изменить их развитие. Но: чтобы малыш не поскользнулся, не замерз, чувствовал себя увереннее, привыкал к обуви, в конце концов, для красоты и уюта можно надевать ребенку тапочки или ботиночки «пинеточного типа» - легкие, с мягкой подошвой (вообще в любых детских ботинках подошва должна гнуться!). А вот на улицу – ботиночки! Если же есть возможность попасть в теплую погоду на природу – снимайте с ножек все – пусть носятся по траве и песку, этим достигается самый лучший «ортопедический эффект».

Миф 5. Ботинки должны помогать стопе формироваться.
Не должны! Обувь должна НЕ МЕШАТЬ росту и развитию стопы и предоставлять ей полную свободу! Хорошие ботинки сшиты так, что в них стопа чувствует себя абсолютно комфортно, нигде не зажимается и никуда не наклоняется – формируется так, как дано природой. Если же есть какие-то «отклонения» от нормы типа вальгуса, по назначению ортопеда возможно использование, например, «стелек-клинышков» -вставок в НОРМАЛЬНЫЕ ботинки. То есть сами ботинки все равно не будут влиять на стопу – только вставки или специальные стельки.

Резюме.
Выбирать ботиночки для маленьких ножек нужно по принципу «максимальный комфорт», а не «максимальная ортопедичность» и главное обращать внимание на:
материалы: они должны быть натуральными и не позволять потеть ногам,
совсем небольшой каблучок, что оптимально для уличной обуви,
гибкую подошву, иначе нога будет получать неправильную нагрузку,
широкие носы, чтобы пальцы не были зажаты и был запас для их роста,
легкость: тяжелый вес обуви мешает ходить и бегать и нагружает позвоночник,
невысокую в меру укрепленную пятку.

ПОМНИТЕ! Ботинки не должны ограничивать свободу движения более того, что необходимо для защиты стопы ребенка от повреждения при ходьбе по жесткой опоре.

С ортопедом, врачом высшей категории, к.м.н. Василием Угнивенко беседовала Ирина Образцова

, (не волнуйтесь, ненадолго), и поговорим на тему, которая всегда вызывает живой интерес. И прежде всего, не профессиональный, а личный. Ведь многие из вас имеют деток, а многие планируют их иметь, и вопрос выбора детской обуви у кого-то уже стоял, у кого-то будет стоять.

А больше всего повезло тем, кто как раз сейчас задается вопросами:

  • Какой должна быть правильная детская обувь?
  • Почему у детей развивается плоскостопие, и как этого избежать?
  • Правда ли, что первая обувь для малыша должна быть «ортопедической»?
  • Должен ли ребенок дома ходить в обуви?
  • Какой должна быть домашняя обувь для ребенка?
  • Обязательно ли в детской обуви должен быть супинатор?

Тема животрепещущая: уж очень часто совсем крохам назначают ортопедическую обувь, причем нередко врачи-ортопеды противоречат друг другу. Один ставит ребенку в 2 года плоскостопие и направляет за ортопедической обувью, другой говорит, что, мол, ваш малыш абсолютно здоров, и советует маме попить пустырник, а ребенку бегать, прыгать и радоваться беззаботному детству. Один говорит, что обязательно в детской обуви должен быть супинатор, другой категорически с этим не согласен.

Как вы помните, я к врачам-ортопедам не отношусь, поэтому чтобы разобраться в этом вопросе, я вам предлагаю, как обычно, включить логику.

Включили? Тогда давайте разбираться вместе.

Как формируется стопа ребенка?

Как-то мы с вами уже говорили, что представляет собой стопа. Если забыли, почитайте вот . Давайте посмотрим, как она развивается.

Итак, первое, что нужно уяснить: ребенок рождается с плоской стопой. Вспомните, дорогие мамочки, как выглядели стопы ваших деток, когда они еще даже под стол пешком не ходили.

Как видите, место, которое потом станет продольным сводом, сейчас заполнено жирком. И это правильно. Ведь свод – это что? Это рессора, которая пружинит, когда мы ходим, чтобы погасить ударные нагрузки и не «разбомбить» суставы ног и позвоночник. А зачем такому детенышу рессора? Ведь он еще не ходит. Логично?

Вспомним еще один важный момент: арочная форма сводов поддерживается мышцами голени и стопы. Но мышцы еще не развиты, поскольку наш малыш пока не ходит, не бегает, не прыгает. А когда он встает на ножки и делает свои первые шажочки, жировая подушечка стоп очень даже ему пригодится.

  • Во-первых, она увеличивает площадь опоры и повышает устойчивость нашего героя, чтобы он понял, что ходить-то, оказывается, прикольно! И больше увидишь, и больше пощупаешь, и мамку не надо звать, можно до нее дотопать. Сначала по стеночке, потом короткими перебежками, и вот уже «идет бычок, качается». 🙂
  • Во-вторых, подошвенный жирок нужен для амортизации, пока еще нет полноценной рессоры.

Такая объемная жировая подушечка сохраняется у деток до 3-летнего возраста, а затем начинает постепенно рассасываться. К 5 годам вырисовывается продольный свод, а в 7-10 лет мы уже видим стопу, совсем похожую на взрослую. А полностью формирование стопы человека заканчивается примерно в 20-21 год, у девочек – на 2-3 года раньше. Это означает, что к этому возрасту происходит окостенение всех хрящевых структур стопы.

Но пока малыш станет ходить уверенно, он пройдет сложную школу эквилибристики. Как только он встает на ножки, он опирается больше на наружные своды стопы. Это называется «варусная установка стоп». Она бывает у деток примерно до 1,5 лет.

По мере того, как малыш учится ходить, он пытается удержать равновесие, широко расставляя ножки. В сохранении равновесия ему помогает как раз та самая жировая подушечка, о которой мы говорили выше, и на которую он начинает опираться. Получается некоторый завал стоп внутрь. Это называется вальгусной установкой стоп. Вот как это выглядит:

Такое состояние отмечается, как правило, в 2-4 года. Далее, по мере укрепления мышечно-связочного аппарата стоп, форма ножек обычно выравнивается: голень, колени и бедро выстраиваются по одной линии. И если в норме угол вальгусного отклонения пяточной кости в 3 года составляет 5-10 °, то к 7 годам он равен 0-2 °.

Итак, делаем выводы:

  1. Плоскостопие есть у всех детей до 5 лет

  2. Вальгусная установка стоп до 4-5 летнего возраста – это вариант нормы

Поэтому если вашему двух-трехгодовалому ребенку поставили диагноз «плоскостопие», знайте, что все идет по плану, и беспокоиться не о чем. И абсолютно незачем бежать за ортопедической обувью. Ну, и что, что врач назначил? Вы — мать или кто? Лучше сконцентрируйте свое внимание на укрепление мышц стоп и голеней своей кровиночки, и будет вам всем счастье: и родителям, и малышу, и его стопам. 🙂

Назад, в прошлое

В 60-е годах прошлого столетия сотрудники Ленинградского института протезирования им. Альбрехта провели исследование, в котором участвовало около 5000 детей. Они оценивали «созревание» сводов стопы. И смотрите, что получилось: в 2 года плоскостопие было выявлено у 97,6% детей, а в 9 лет оно осталось только у 4% наблюдаемых. Конечно, если провести это исследование в наши дни, показатели будут более плачевными.

Я иногда думаю: если убрать сейчас все компьютеры, гаджеты, телефоны, что будут делать дети? А взрослые? Интересно, а скакалки сейчас продаются, или это уже раритет? А современные дети знают игру «вышибалы»? А в бадминтон играют?

Себя в детские годы помню исключительно с намазанными зеленкой коленками. Мы дома не сидели, особенно, в выходной. Все время бегали, прыгали, так что диагноз «плоскостопие» в моей детской памяти не отложился.

********************************************************************************************************

Как тренируются мышцы сводов стопы?

Вы видели когда-нибудь на картинах Адама и Еву в обуви? Вы думаете, Богу жалко было им сварганить какие-нибудь штиблеты? Или у него фантазии на это не хватило?

Ничего подобного!

Просто стопа, чтобы быть здоровой и счастливой, должна работать. А для этого нужно больше ходить, причем, босиком и по неровной поверхности, чтобы мышцы стопы и голени сокращались, пытаясь сохранить на ней равновесие, тренировались и выполняли свою великую миссию: блюсти здоровье нашей рессоры. Если все время ходить по ровной жесткой поверхности, да к тому же заковать стопу в обувь, мышцы ее ослабеют, перестанут удерживать своды, и они начнут уплощаться.

Вывод:

Нужно создать для ребенка такие условия, чтобы мышечно-связочный аппарат стопы как можно больше работал. Если есть такая возможность, пусть ребенок, хотя бы дома, ходит босиком.

Правда, в этом вопросе врачи-ортопеды расходятся в мнениях. Одни говорят, что дети должны обязательно носить дома обувь, другие — чтобы они по возможности дома бегали босиком.

Я склоняюсь ко второму мнению.

  • Во-первых , исходя из своего педиатрического опыта. У детей из многодетных семей намного реже встречается плоскостопие. 🙂
  • Во-вторых, нормальный ребенок, у которого шило в попе, он не просто ходит по квартире. Он садится на коленки, собирая какую-нибудь пирамидку, ползает, играя с машинкой, танцует, приседает и делает массу других движений, которые помогают стопе формироваться. А обувь этому только мешает.

Если пол холодный, то надевайте малышу теплые носочки. Сейчас бывают даже на не скользящей «подошве». Для тех деток, кто делает свои первые шаги, идеально подойдут обычные тоненькие пинетки (если босиком по каким-то причинам им перемещаться нежелательно).

  • В-третьих, из своего личного опыта. Раньше наши родители и слыхом не слыхивали об ортопедической обуви, и мы дома ходили либо в обычных мягких тапочках, либо босиком. И здоровее были.

Что еще нужно для тренировки мышечного аппарата стопы?

  1. Если средства и место позволяют, приобретите шведскую стенку и мягкий коврик рядом на случай падения. Пусть ребенок уже с 2-3 лет осваивает ее.
  2. Купите велосипед, и пусть ваш дитеныш крутит педали: дома босиком или в носочках, на улице – в обуви с мягкой подошвой.
  3. Приобретите в ортосалоне или у себя, в аптеке, массажный коврик и положите в том месте, где чаще всего пробегает ребенок. Что-нибудь вроде этого:

  1. Есть и эконом. вариант: найдите у себя в «закромах» кусок ткани, положите его на пол, разбросайте по нему бусинки или пуговицы. Можно дать задание вашему малышу пальчиками ног собрать бусинки в коробочку.
  2. А можно сделать так:

6. Найдите в интернете упражнения для стопы и делайте вместе с ребенком. Вспомните, как раньше на физкультуре учитель говорил: «Идем на носочках, теперь на пяточках, на внутренней стороне стопы, на наружной». И это классная тренировка мышц!

Пишите, комментируйте, делитесь своим опытом.

Кстати, я выложила правильные ответы на тест по препаратам от . Смотрите внизу страницы.

С любовью к вам, Марина Кузнецова