Пластилинография в детском саду консультация на тему. Пластилинография для развития творческих способностей детей и ее виды Открытое занятие пластилинографии фгос средняя группа

Не так давно декоративно-прикладное искусство обогатилось еще одной техникой – пластилинографией. Новый вид рисования успел стать неотъемлемой частью занятий с дошкольниками в детском саду, а также в начальной школе. Что же это такое?

Пластилинография, как можно догадаться из названия, это рисование пластилином. Основой для картины может служить картон или другая достаточно твердая горизонтальная поверхность.

Создаваемые объекты имеют более или менее выраженный рельеф, а в качестве декора допускается использование и других материалов: зернышек, бусинок, крупы и прочего. Как видите, пластилинография соединила в себе самые любимые у малышей виды творчества: рисование и лепку.

Особенности техники

С раннего возраста дети : они умеют раскатывать его в руках, формируя примитивные фигуры и соединяя их между собой. Пластилинография расширяет возможности: ребенок учится размазывать, сплющивать, вытягивать и скатывать. Такой податливый материал, как пластилин, является идеальным инструментом для маленького творца.

Очень важно, чтобы педагог внимательно следил за пальчиками детей, приучая их к правильным приемам. Например, размазывая пластилин, следует двигаться в определенном направлении: слева направо и сверху вниз. Работать нужно только подушечкой напряженного пальчика, следя, чтобы он не гнулся.

Знакомство с пластилинографией для малышей начинается с простых и незатейливых сюжетов. Маленькие дети любят яркие цвета, а потому для первых занятий отлично подойдут темы: «Солнышко», «Радуга», «Цветик-семицветик».

Рисовать пластилином полезно!

То, что работа с пластилином играет огромную роль в развитии ребенка , не является преувеличением! Посмотрите, как много пользы приносят занятия пластилинографией с младшими дошкольниками:

  • развивается мелкая моторика, глазомер и тактильные чувства;
  • реализуется познавательная активность;
  • обогащается словарный запас ребенка;
  • развиваются сенсорные способности;
  • происходит знакомство с окружающим миром;
  • формируется эстетический вкус;
  • предоставляется возможность выразить свои эмоции.

Все эти положительные стороны способствуют прекрасной , ведь ручки ребенка становятся более послушными, что облегчает освоение навыков письма.

План занятия и этапы обучения

Занятия пластилинографией в детском саду можно проводить уже в младшей группе – с 3-х летнего возраста, начиная с основ и постепенно усложняя задания.

Обучение технике рисования пластилином состоит из трех основных этапов:

  1. Обучение приему надавливания (скатываются небольшие шарики пластилина и прижимаются к картонной основе надавливанием пальца).
  2. Обучение приему размазывания (небольшие кусочки пластилина размазываются по основе).
  3. Соединение приемов надавливания и размазывания.

План занятия с дошкольниками:

  1. В вводной части занятия задается эмоциональный настрой – обыгрывается персонаж или сюжет.
  2. Основная часть – это сам процесс создания картинки: малыши усаживаются за рабочие места и слушают воспитателя, который объясняет им технику рисунка. Во время практического занятия проводится небольшая гимнастика для уставших пальчиков.
  3. В заключительной части педагог не только подводит итог, но и позволяет ребятам продемонстрировать свои творения.

Сложность композиции зависит и от возраста ребенка, и от его опыта в этом виде технике. Ребята постарше любят рисовать животных, активно используют вспомогательные средства и материалы.

Пластилинография в наше время становится всё популярнее в детском саду. Это не только приятный досуг, но и целая область творчества, в которой есть свои виды и техники. Она завоёвывает всё большее внимание педагогов, поскольку позволяет решать множество развивающих и образовательных задач в процессе игры. Но особенно важно то, что ребёнок имеет возможность собственными руками изготовить прекрасное произведение искусства.

Пластилинография как нетрадиционный способ соединения лепки и рисования

Рисовать можно по-разному. Сегодня среди педагогов дошкольного образования популярны нетрадиционные техники: рисование кончиками пальцев, ладонями, отпечатками предметов, кляксография, пластилинография.

Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.

В. А. Сухомлинский

С одной стороны, ребёнок включён в увлекательный процесс, но в то же время множество нервных окончаний на кончиках пальцев и поверхности ладоней передают сигналы в мозг, активизируя его деятельность. Когда маленькие ручки рвут бумажную салфетку, учатся скатывать шарик из теста, ощупывают материалы или показывают «сороку-ворону», информация поступает в головной мозг и распределяется по различным центрам (слуховому, зрительному, мыслительному, эмоциональному и речевому).

Пластилинография - нетрадиционный способ рисования с использованием пластилина. Деятельности с пластичным материалом детей учат в раннем возрасте. Лепка тренирует пальцы и активизирует расположенные на кисти сенсоры, связанные с работой мозга, помогает снять мышечное и эмоциональное напряжение. Занятия лепкой развивают не только ловкость и скоординированность рук, но и творческую фантазию.

Создание картины в этой технике - это новый уровень работы с пластилином, который может стать искусством.

В технике пластилинографии создаются истинные произведения искусства

Использование техник, методов и приёмов в работе с дошкольниками

Пластилинография в чистом виде доступна для детей средней и старшей групп детского сада. Дети младшего возраста овладевают элементарными умениями и навыками во время краткосрочных индивидуальных или подгрупповых занятий.

Воспитателю важно помнить, что в группах младшего и среднего дошкольного возраста этот вид творчества нацелен не столько на результат, сколько на получение положительных эмоций, развития интереса у детей и желания совершенствовать навыки.

Чтобы занятие проходило в удовольствие, материалы должны быть качественными, а инструменты - удобными. Для основы будущей картины из пластилина подойдёт бумага, но предпочтительнее плотный картон, пластик, оргстекло или обычное стекло. Пластилин должен быть нежирным, иначе на бумажной или картонной основе появятся пятна, и работа будет иметь неопрятный вид. Выбирайте яркий и податливый материал для лепки.

Из инструментов понадобится доска для лепки (можно заменить на кусок пластика или клеёнки), пластмассовая скалочка для раскатывания пластилина, набор стеков, ножницы, различные приспособления для создания узоров на пластилиновой поверхности (щёточки, кондитерский шприц, ситечко, пластиковая вилка).

Методы обучения пластилинографии:

  • наглядные (показ образцов работ, иллюстраций по теме, наблюдение за действиями педагога);
  • словесные (беседа, объяснение, рассказ);
  • практические (упражнения с материалом, отработка приёмов, игровые действия, экспериментирование).

Приёмы, используемые в пластилинографии, уже частично знакомы детям по занятиям лепкой. Это скатывание и раскатывание, сплющивание и вытягивание, то есть обычные действия с кусочком пластилина для придания ему требуемой формы. Но есть здесь и свои приёмы: отщипывание, размазывание, вдавливание, приглаживание, смешивание цветов. Овладению ними педагог уделяет особое внимание.

Задачи пластилинографии от ясельной и второй младшей до подготовительной групп

  1. Развивающие. Приёмы работы с пластилином развивают ловкость пальцев, подготавливают кисть к письму. Улучшаются способности к правильному восприятию композиции и масштаба.
  2. Познавательные. Воспитанники знакомятся с новым видом изобразительного искусства, постигают взаимодействие двух различных техник - аппликации и лепки, основами которых они уже овладели.
  3. Эстетические. У детей зарождается чувство цвета и формы. Осуществляются первые эксперименты с сочетанием оттенков и материалов.
  4. Воспитательные. Детей учат быть самостоятельными, усидчивыми, терпеливыми и аккуратными, приобретается опыт работы в коллективе. В зависимости от темы, воспитываются любовь к родному краю, умение видеть и беречь красоту природы, доброжелательное, благодарное отношение к родным и близким, любовь к домашним питомцам и т. д.

Умения и навыки детей усложняются год от года. Изменяются и основные направления работы с дошкольниками.

  1. В первой младшей группе ДОУ дети учатся делать элементы из пластилина, одно занятие - один элемент (шарик, цилиндр, колбаска); создавать образы простых предметов; овладевают приёмами отщипывания и размазывания, вырабатывают основы умения работать по заданному образцу.
  2. У детей второй младшей группы важно развивать умение рисовать пластилином, воспитывать самостоятельность (ребёнок не повторяет за педагогом, а учится строить композицию сам). Начинается обучение работе в подгруппе.
  3. В средней группе оттачиваются навыки работы с пластилином и создание более сложных образов; детей учат создавать работы с привлечением разнообразных материалов (крупа, бисер, пуговицы и др.); развивается интерес к коллективной работе.
  4. Для старших и подготовительных групп характерно усложнение и развитие сюжетно-игрового замысла занятия; развитие речевой деятельности воспитанников в процессе создания пластилиновых образов; обучение созданию коллективной работы, имеющей художественную ценность.

Виды рисования пластилином в детском саду

Пластилинографию можно разделить на несколько видов, отталкиваясь от материала, который взят за основу картины. Работы выполняют на бумаге, картоне, пластике, на обычном или органическом стекле.

Плотный картон часто деформируется, но с ним просто и легко работать. Пластиковые и стеклянные основы удобны при нанесении материала (они не погнутся и не сморщатся), но чтобы избежать порезов, обязательно проведите инструктаж по технике безопасности и научите детей заклеивать края основы скотчем или же предварительно сделайте это сами.

По способу создания изображения пластилинография бывает:

  • Прямая Выполняется пластилином разного цвета. В первой младшей группе это могут быть овощи, зимний снегопад, листочки.
  • Во второй младшей группе дети охотно выполнят яркие работы на тему «Посуда для кукол», «Рыбка», «Грибочек». В средней группе сюжет и контур гораздо сложнее: транспорт, деревья, дома.
  • Витражная или обратная. Нанесённый маркером на стеклянную основу контур изображения заполняется пластилином.
  • Мозаичная. На основу наносятся пластилиновые шарики разных цветов в соответствии с замыслом.
  • Контурная. Этот вид работы рекомендуется для воспитанников старшей и подготовительной групп, ведь он требует усидчивости. Подогретые пластилиновые жгутики разных цветов нужно выдавливать из шприца (без иглы) и заполнять ими контур.
  • Многослойная. Пластилин наносится на основу мазками в несколько слоёв, сочетаются разнообразные цвета и оттенки материала, получается объёмное, сложное изображение.

Как разогреть материал: раскатываем часть пластилина в колбаску, проталкиваем его в шприц. Лишний материал срезаем стеком. Закрываем с помощью поршня шприц и нагреваем его содержимое с помощью воды или микроволновки.

Фотогалерея: виды пластилинографии в зависимости от способа нанесения

Пластилином закрашиваются контуры в первой младшей группе «Рыбка» выполняется во 2 младшей группе Работа воспитанника средней группы сделана как «Подарок папе» Обратная пластилинография «Медвежонок» подойдёт для детей старшего дошкольного возраста Такая кропотливая мозаичная работа «Матрёшка» требует усидчивости и терпения Контурная пластилинография «Рыбка» Многослойная техника очень живописна и позволяет передать краски живой природы

Уровень сложности поделок

У детей каждой возрастной группы отличается уровень способностей. Для гармоничной работы и положительных эмоций этот момент нужно учитывать.

Таблица: уровень способностей детей разного возраста

Возрастная группа Навыки работы с пластилином Форма работы Вид работы
Ясельная владение навыками скатывания, раскатывания, сплющивания, соединения элементов индивидуальная создание по образцу
Вторая
младшая
оттачивание навыков, приобретённых в ясельной группе,
овладение более сложными навыками: прищипывание, оттягивание, разрезание, разглаживание,
работа с простыми инструментами: стеки, ножницы
индивидуальная создание по образцу,
выполнение подобного
Средняя оттачивание навыков, приобретённых в ранних возрастных группах,
освоение техники смешивания пластилина различных цветов,
работа с более сложными инструментами: щёточки, фигурные формы, шприц (обычный без иглы или кондитерский с разнообразными насадками)
индивидуальная,
работа в подгруппах
выполнение подобного,
самостоятельное планирование композиции
Старшая добавляется использование бросового материала,
комбинирование элементов различных видов пластилинографии
индивидуальная,
работа в подгруппах,
коллективная работа
самостоятельный выбор материалов,
продумывание композиции,
привлечение сюжетно-игровых элементов
Подготовительная знакомство с новыми техниками (барельеф, изразец),
обучение оформлению готовой работы (рамка, багет, фон, паспарту)
индивидуальная,
работа в подгруппах,
коллективная
самостоятельный выбор материалов и вида выполнения работы,
продумывание композиции,
сочетание различных техник изобразительного творчества,
обязательное использование сюжетно-игровых элементов

Фотогалерея: образцы работ детей разных возрастных групп

Изображение цветка в прямой технике (первая младшая группа) «Ромашки», сделанные детьми второй младшей группы Детям средней группы по силам композиция «Космос» Работа детей старшей группы Красивый подарок на День матери (подготовительная группа)

Планируем занятия пластилинографией в детском саду

Для педагога занятия по изобразительной деятельности - это возможность создать связь между искусством и разными областями знаний. В творческом процессе интегрируются развитие речи, патриотическое, трудовое и экологическое воспитание. Поэтому темы подбираются так, чтобы они отражали многообразие окружающего мира и соответствовали общественно значимым событиям, которые происходят в ближайшее к занятию время, или сезону. Например, патриотическую тематику целесообразно запланировать в ноябре, ко Дню народного единства, изготовление цветов, угощения будет уместно ко Дню матери.

Примерная тематика занятий с детьми среднего дошкольного возраста

  1. «Яблоки и ягоды на тарелке».
  2. «Жучки на цветочной клумбе».
  3. «Грибы».
  4. «Солнце в тучах».
  5. «Веточка рябины».
  6. «Осеннее деревце».
  7. «Рыбка».
  8. «Новогодняя ёлка».
  9. «Ёлочные игрушки».
  10. «Снеговик».
  11. «Снежная баба - франтиха».
  12. «Теремок».
  13. «Сова».
  14. «Весёлая ракета».
  15. «Подарок для папы (дедушки)».
  16. «Пирог для мамы».
  17. «Цветик - семицветик».
  18. «Белая берёза».
  19. «Космос».
  20. «Звёздное небо».
  21. «Пасхальное яйцо».
  22. «Ландыш».
  23. «Улитка на листочке».
  24. «Одуванчик»

В подготовительной группе следует вводить темы «Моя родина», «Моя семья», «Подводное царство», «Осення сказка», «Зимушка-зима нам забавы принесла». «Хоровод у ёлки». Они более объёмны по содержанию и требуют хорошей подготовки детей. Можно планировать также изображение расписной посуды и разных предметов одежды, народной игрушки, например, дымковской, тела человека в движении.

Дети седьмого года жизни порой способны создавать настоящие шедевры, если дать простор их фантазии.

Фотогалерея: работы детей среднего и старшего дошкольного возраста на тему «Ёжик», «Павлин», «Ветка рябины», «Клоун», «Цветы» и другие

«Ёжик» Красочное изображение павлина На чудесном дереве мы видим приметы всех времён года Коллективная работа «Подводный мир» Забавный мишка выполнен в технике мазка Мозаичная пластилинография «Новогодний шар» Оригинальные ёлочные украшения в смешанной технике «Хризантемы» «Избушка бабушки Яги» Расписные пасхальные яйца «Ветка рябины» «Весёлые клоуны» «Флаг России»

Шаблоны в помощь воспитателю

Шаблоны, контур которых надо заполнить пластилином разных цветов, подходят для прямой и более сложных видов пластилинографии.

Фотогалерея: шаблоны с изображением фруктов, овощей и животных

Шаблон «Божья коровка» Шаблон «Ёжик» Шаблон «Щенок» Шаблон «Снегирь» Шаблон «Кот» Шаблон «Овощи и фрукты»

Фотогалерея: шаблоны одежды и посуды

Шаблон «Кувшин» Шаблон для росписи «Гжель» Шаблон «Чайник» Шаблон «Чашка» Шаблон «Кастрюля» Шаблон «Брюки» Шаблон «Свитер» Шаблон «Куртка» Шаблон «Шуба» Шаблон «Юбка» Шаблон нарядного платья Шаблон одежды для кукол

Фотогалерея: шаблоны транспорта и фигур людей

Шаблон грузовика Шаблон «Скорая помощь» Шаблон «Такси» Шаблон «Пароход» Шаблон «Кораблик» Шаблон «Вертолёт» Шаблон «Самолёт» шаблон «Паровозик»
Шаблон «Фигуры людей» Шаблон «Клоун» Шаблон «Человечки» Шаблон «Дети» Шаблон «Человек в движении»

Также интересно работать с шаблонами на картоне с уже готовым фоном. Контуры заполняются цветным материалом.

Фотогалерея: шаблоны животных с готовым фоном

Шаблон «Лев» Шаблон «Жучок» Шаблон «Кузнечик» Шаблон «Стрекоза»
Шаблон «Стегозавр»
Шаблон «Птеролактиль»
Шаблон «Динозаврик»
Шаблон «Поросёнок»
Шаблон «Петух»
Шаблон «Страус»

Описание содержания конспекта НОД по пластилинографии для ясельной группы «Колобок» автора Потекаевой Н. Г.

  • Предварительная работа: чтение сказки «Колобок», рассматривание иллюстраций к ней, раскрашивание раскрасок по сказке «Колобок».
  • Форма работы: подгрупповая (6–7 человек).
  • Цели: обучение приёмам скатывания, прикрепления, отщипывания; развитие согласованной работы обеих рук; обучение работе в коллективе.

Ход занятия


Организация проекта или кружка по пластилинографии

Разнообразить формы работы с детьми по рисованию пластилином можно, используя проектную и кружковую деятельность. В первом случае воспитатель имеет возможность глубже и систематичнее подойти к ознакомлению детей с этим замечательным видом искусства, во втором - расширить круг тем и используемых дополнительных материалов.

Этапы подготовки проекта

  1. Цель: формирование творческого мышления воспитанников ДОУ при помощи техники пластилинографии.
  2. Задачи:
    • обучение выполнению простых элементов в заданной технике;
    • обучение созданию в художественной форме предметов окружающего мира;
    • обучение работать на заданном пространстве;
    • развитие пространственного мышления;
    • развитие эстетического вкуса;
    • освоение основ конструирования;
    • воспитание усидчивости, аккуратности, терпения;
    • привлечение к работе в коллективе.
  3. Составление развёрнутого планирования:
    • подготовительный этап работы;
    • привлечение мотивирующего материала в начале проектной деятельности;
    • по возможности приурочить выполнение проекта к значимому в жизни детского сада событию (День матери, Праздник осени, Новый год, День Победы, День космонавтики).
  4. Осуществление проектной деятельности.
  5. Презентация проекта. Когда проект закончен, то его можно показать (другой группе, в холле детского сада, в актовом зале на празднике). Дети рассказывают о своей работе слушателям, которые оценивают их творчество.

Описание проекта «Подарки осени»

  1. Цель: подготовить творческую работу к Празднику осени в детском саду.
  2. Задачи:
    • оттачивание навыков работы с пластилином;
    • развитие эстетического вкуса;
    • художественное воспроизведение предметов окружающего мира;
    • обучение работе в группе.
  3. Воспитанники делятся на подгруппы, самостоятельно распределяют обязанности по созданию отдельных частей композиции: рисование пластилином грибов, создание в контурной технике стволов деревьев, использование мозаичной техники для изображения ягод и животных, применения методов работы с ножницами и стеками для создания объёмных элементов.
  4. Презентация работы на Празднике осени в актовом зале (с музыкальным сопровождением и чтением стихотворений).

Фотогалерея: коллективные работы детей подготовительной группы по проекту «Осень»

«Осенние деревья» «Дети в осеннем парке» «Осень в лесу» «Пластилиновая осень»

Литература и подсказки для создания кружка

Перед разработкой рабочей программы кружка рекомендуется ознакомиться с методическими пособиями по работе с дошкольниками в данной технике:

  • Г.Н. Давыдова. Пластилинография для малышей. – Скрипторий, 2003.
  • Шницкая И. О. Аппликация из пластилина Д.: Феникс, 2008.
  • Янушко Е. А. Лепка с детьми раннего возраста (1–3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика - Синтез, 2006.

Для самообразования педагогу будет полезно ознакомиться с пособиями по развитию мелкой моторики рук у детей:

  • Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
  • Большакова С. Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.- М.: ТЦ Сфера,2009.
  • Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. – М.: Педагогика, 1973. – С. 144.
  • Павлова Л. Значение развития действий рук. Дошкольное воспитание. 1984, № 1.
  • Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Хардфорд,1996.

В программе кружка учитываются:

  • возрастные особенности детей, которые будут заниматься в кружке;
  • формы проведения занятий;
  • методы и приёмы, которыми будет пользоваться педагог;
  • средства (материалы и инструменты для творчества, привлечение ИКТ и технических средств);
  • режим занятий;
  • прогнозируемые результаты, которые должны быть достигнуты при выполнении программы;
  • темы занятий.

Фрагменты из программы кружка по рисованию пластилином для старшей группы

  • Рекомендуется привлечение информационных компьютерных технологий. Это нужно для показа рабочих схем, наглядных примеров, изображений произведений искусства. Просмотр такого материала развивает фантазию и творческое мышление воспитанников.
  • У дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, поэтому презентации и видеоматериал стимулируют эмоционально насыщенную работу с пластилином.
  • Режим занятий кружка: для детей старшей группы (5–6 лет) занятия проводятся во второй половине дня, два раза в неделю. Длительность занятия составляет 25–30 минут.
  • Работа по рисованию пластилином проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребёнком ставятся разные задачи.

Мониторинг программы отображает, каким был уровень навыков в начале учебного года и чему научились дети в конце. Для каждого ребёнка есть таблица, где отображён уровень умений работы с пластилином и инструментами для лепки, способность следовать рекомендациям педагога, уровень развития творческого мышления, самостоятельности при построении композиции и выработке творческого замысла.

Видеоматериалы по рисованию пластилином

Предлагаем вашему вниманию видеоматериалы о разных техниках пластилинографии.

Видео: «Рыбки в аквариуме» из пластилина

Видео: мастер-класс по контурному рисованию пластилином

Видео: аквариум - поделка с пластилином в комбинации пластилинографии и лепки на плоскости

Видео: рисуем пластилином осенний лес

На занятиях пластилинографией дети работают с разными материалами и инструментами, развивают мелкую моторику и тренируют руку к письму. Этот вид искусства знакомит с оригинальным применением материалов и открывает новый взгляд на предметы быта и объекты природы. Дошкольники совершенствуют речевые навыки и радуются общению в коллективе.

Занятие по пластилинографии: Украсим кукле платье.

Цель:

Учить детей украшать платье в технике пластилинографии.

Задачи:

1. Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм.

2.Продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.

3.Продолжать обучать прикреплять ” горошины” на расстоянии друг от друга.

5.Поддерживать в детях желание доводить дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.

Речевая задача: Закреплять названия цветов – красный, желтый, зеленый, синий. Закрепить употребление в речи существительных с обобщающим значением: одежда.

Ход занятия:

В гости к детям пришла кукла (плоскостная). Предлагаем детям познакомить её с куклами нашей группы.

Во время знакомства кукла хвалит нарядную одежду кукол. Она говорит, что тоже хочет иметь такие красивые платья. Воспитатель предлагает детям помочь кукле. Она показывает детям заранее приготовленные заготовки платья и предлагает их украсить цветными горошинами и подарить кукле. Дети соглашаются.

Дети садятся за столы. На них заранее разложены заготовки платьев, пластилин.

Прежде чем начать украшать платья, мы с вами подготовим пальчики.

Пальчиковая игра: Швейная машинка

Колесо вращаю я,

Кисти рук сжаты и вращаются.

Быстро движется игла.

На машинке швейной ловко

Стучим пальчиками по столу

Научилась шить сама.

Протягиваем руки

Воспитатель: А теперь посмотрите на столы и скажите, а чем мы будем “рисовать” горошины?

Дети: Пластилином.

Воспитатель: Покажите пальчиком, где будем рисовать горошины.

Дети показывают.

Воспитатель: Посмотрите, сколько горошин на платье?

Дети: Много.

Воспитатель: Мы тоже много горошин нарисуем.

Каким цветом мы будем рисовать горошины?

Дети: Красным, синим…

Воспитатель: А теперь все вместе со мной начнем рисовать (объяснение и показ, индивидуальная помощь детям) Взяли все пластилин.

Катя, какого цвета ты взяла пластилин? Миша, а ты какого цвета взял пластилин?

Отщипнули от него маленький-маленький кусочек. Скатали между пальчиками. Положили на платье, надавили на шарик пальцем. Посмотрите, какая горошина у нас получилась!

Работа детей.

По окончанию занятия воспитатель предлагает детям рассмотреть получившиеся работы. Обращаем внимание, какие красивые платья в разноцветный горошек у нас получились, как рада кукла своим новым нарядам. Кукла примеряет свои новые наряды, хвалит детей.

Оформление выставки работ.

Занятие по пластилинографии: “Вышла курочка гулять свежей травки пощипать...”

Цель:

Учить детей рисовать “травку” в технике пластилинографии.

Задачи:

1. Учить детей приему размазывания, т. е. надавливания на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивания его вверх, для получения изображения травки.

2. Продолжаем обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска.

4. Воспитывать желание работать самостоятельно.

Речевая задача: Активизировать речь детей: ко-ко-ко, пи-пи-пи, курочка, цыплята, зеленая травка, гулять.

Ход занятия:

Обращаем внимание детей на курочку.

Воспитатель: Посмотрите ребята, какая красивая курочка к нам пришла. А кто это пищит пи-пи-пи?

Дети: Цыплята!

Показываем картинки, на которых нарисованы цыплята.

Воспитатель: Правильно, это курочка привела с собой и своих деток-цыплят! Только что - то они так жалобно пищат? Давайте спросим у мамы курицы, что случилось?

Оказывается, вышла курочка со своими цыплятами гулять, свежей травки пощипать…А травки нет! Давайте поможем цыплятам, нарисуем им травку.

Дети: Давайте.

Дети садятся за столы, на которых заранее разложены заготовки картинок (изображение цыплят), пластилин.

Прежде чем начать “рисовать” травку, мы с вами подготовим пальчики.

Пальчиковая игра:

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать (сжимаем, разжимаем руки)
А за ней ребятки - желтые цыплятки (идём пальчиками по столу, как ножками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите (загребаем ручками), зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка (поглаживаем животики)
Выпили водицы полное корытце (разводим руки в сторону).

Воспитатель: А теперь посмотрите на столы и скажите, а чем мы будем рисовать травку?

Дети: Пластилином.

Воспитатель: Покажите мне пальчиком, где мы будем рисовать травку?

Дети показывают.

Воспитатель: Каким цветом мы будем рисовать травку?

Дети: Зеленым.

Воспитатель:

Взяли все зеленый пластилин. Отщипнули от него маленький-маленький кусочек. Скатали между пальчиками. Положили его рядом с цыпленком, надавили на скатанный шарик пальцем и размазали его вверх.

Итог: Предлагаем детям рассмотреть получившиеся работы. Обращаем внимание, какая густая травка у нас получилась, как рада курочка и цыплята, хвалим детей.

Оформление выставки работ.

Занятие по пластилинографии: Листопад.

Цель:

Учить детей рисовать осенние листочки в технике пластилинографии.

Задачи:

1. Учить приёму - размазывания (в разных направлениях).

2. Продолжаем обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина.

3. Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.

4.Развивать мелкую моторику пальцев.

5.Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

Реч задача: Обогащение словаря: листопад, вьются, пасмурно, дождливо.

Активизация словаря: желтый, зелёный, красный, листья, листопад.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята посмотрите, какой красивый букет осенних листьев я вам принесла.

  • Листья раньше росли на деревьях, но пришла осень, на улице стало холодно, дождливо и листья с деревьев начали падать. На прогулке мы с вами часто наблюдаем, как листочки отрываются от веточек и, красиво кружась, падают на землю. Как называется это осеннее явление?
  • Правильно. Листопад.

Под музыкальную композицию П.Чайковского “Октябрь. Осенняя песня” из альбома ”Времена года” разбрасываем листочки.

Воспитатель: Падают, падают листья

В нашем саду листопад

Красные, желтые листья

По ветру вьются, летят.

Воспитатель: Посмотрите, какой листопад у нас получился.

Предлагаем детям поднять листья, спрашиваем какого они цвета.

Воспитатель: А давайте с вами нарисуем листопад и подарим его мамам!

Дети садятся за столы, на которых заранее разложены изображения силуэтов деревьев, пластилин.

Воспитатель: Прежде чем начать “рисовать” листопад мы с вами подготовим пальчики.

Пальчиковая игра:

Мы листочки -2 раз (сжимать, разжимать ладошки)

Мы осенние листочки

Мы на дереве висели

Ветер дунул ууууууу полетели (плавные движения руками)

Мы летали-2 раз

И под дерево упали.

Воспитатель: А теперь посмотрите на столы и скажите, а чем мы будем рисовать листья?

Дети: Пластилином.

Воспитатель: Покажите мне пальчиком, где мы будем рисовать листья? Дети показывают.

Воспитатель: Каким цветом будем рисовать листья?

Дети: Красным, желтым.

Воспитатель: А теперь все вместе со мной начнем рисовать (объяснение и показ, индивидуальная помощь детям) Взяли пластилин.

Ира, какого цвета ты взяла пластилин? Петя, ты какого цвета взял пластилин?

Отщипнули от него маленький-маленький кусочек. Скатали между пальчиками. Положили получившийся шарик на веточки дерева, надавили на скатанный шарик пальцем и размазали его.

Во время работы помогаем детям, используя прием ” рука в руке”.

Итог: Предлагаем детям рассмотреть получившиеся работы. Обращаем внимание, какой красивый, разноцветный листопад у нас получился, на цвет листьев, хвалим детей.

Оформление выставки работ.

Занятие по пластилинографии: «Шубка» для ежиков.

Цель: Учить детей передавать образ ежика в технике пластилинографии.

Задачи:

1.Обучать детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от основного куска.

2.Продолжать обучать размазыванию “ иголочек” на ограниченном пространстве.

3.Воспитывать отзывчивость

Предварительная работа: Накануне с детьми проводится беседа о ёжике. Где живет. Что есть у ежика. Зачем ежику иголки.

Обращаем внимание детей на какие-то звуки, раздающиеся в корзинке.

Воспитатель: Ребята послушайте, что это за звуки? Кто там к нам пришёл.

Воспитатель: Достаем из корзинки… Он живёт в лесу дремучем, сам он круглый и колючий. Угадайте, кто же это? Ну конечно, это (показываем)… ежик.

Воспитатель: Лера кто это… Катя кто это…

Да это ёжик! Какая у него колючая шубка! Как много иголочек у ежика на спинке растет! Потрогайте его иголки (дети трогают ежика).

Воспитатель: Осторожно трогайте, не уколитесь! Иголочки у ежа длинные, острые! Петя, какие иголочки у ежа? А каким цветом иголочки? А вы знаете, зачем ежу там много иголочек нужно? Эти иголки ежика от врагов защищает. Захочет его волк обидеть, а он его иголочками уколет, волк и убежит! Обращаем внимание детей на то, что в корзинке еще кто-то есть.

Воспитатель: Ребята, оказывается ежик пришел к нам в гости не один, а со своими друзьями-ежами. Достаем картинки.

Воспитатель: Ребята посмотрите, а у этих ёжиков есть колючие шубки? (растут иголки на спинке?) Дети : Нет

Воспитатель: Чем же или как они будут от врагов защищаться? Давайте поможем ёжикам, “нарисуем” им иголки.

Предлагаем детям сесть за столы.

Воспитатель: Давайте подготовим наши ручки к “рисованию”. Разминка для рук:

Ежик маленький замерз

И в клубок свернулся

Солнце ежика согрело

Ежик развернулся

Воспитатель: Посмотрите, чем мы будем “рисовать” иголки для ежика?

Дети : Пластилином.

Воспитатель : Молодцы, а теперь посмотрите на ёжика, и покажите мне пальчиком, где у ежика спинка, где мы будем “рисовать” иголки. А каким цветом мы будем рисовать ежу иголки?

Обращаем внимание детей на мольберт, на котором прикреплена заготовка ежика у воспитателя.

Воспитатель: У меня тоже есть ежик, и я вместе с вами буду рисовать ему иголочки.

Взяли все кусок черного пластилина. Другой рукой отщипнули маленький кусочек пластилина. Надавливаем его на спинку ежика и размазываем.

Все свои действия воспитатель показывает на мольберте. В течение выполнения работы воспитатель осуществляет индивидуальную помощь детям. Используя прием “ рука в руке” или повторное словесное объяснение.

Воспитатель: Какие у нас замечательные ежата получились. Несите их все ко мне.

Воспитатель: По сухой лесной дорожке, топ-топ топочут ножки, ходит, бродит вдоль дорожек, весь в иголках серый ежик… Дети подносят ежиков, воспитатель их прикрепляет к стенду.

Воспитатель: Ребята что мы с вами делали?

Дети: Рисовали иголочки для ежей.

Воспитатель: Посмотрите, как ежата радуются своим новым колючим шубкам. Молодцы ребята, постарались, нарисовали. Теперь им не один враг не страшен.

Занятие по пластилинографии: “Как у котика усы удивительной красы…”

Цель:

Учить детей рисовать усы коту в технике пластилинографии.

Задачи:

1. Учить детей размазывать пластилиновые шарики справа налево и слева направо, создавая изображения “усов” у кота.

2. Продолжать обучать детей работать на заданном пространстве.

5. Вызвать у детей доброе чувство к животным.

Речевая задача: Побуждать использовать слова, обозначающие части тела. Употреблять уменьшительно-ласкательные формы имени существительного.

Ход занятия:

Обращаем внимание детей на то, что где-то кто-то мяукает.

Воспитатель: Дети послушайте, кто это мяукает? Дети: Котенок.

Воспитатель: Давайте позовем котенка! Дети: Кис-кис-кис.Появляется котенок.

Воспитатель: Кто это? Дети: Котенок.

Вместе с воспитателем дети рассматривают котенка (шерстку, ушки, хвостик, лапки, глазки). Особое внимание уделяем усам.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Воспитатель: Ребята, котенок нам хочет всем подарить свои портреты.

(Показываем картинки с изображением кота). Посмотрите - на портрете чего-то не хватает. Что забыл нарисовать художник? Дети: Усы.

Воспитатель: Ребята давайте нарисуем коту усы. Дети: Давайте.

Дети садятся за столы. На столах заранее разложены заготовки картин (изображение кота) пластилин. Прежде чем начать рисовать усы, мы с вами подготовим пальчики.

Пальчиковая игра:

По ладошке по дорожке,
Ходит маленькая кошка. (пальчики идут по столу)
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
(сжимать разжимать кулачки)
Если вдруг захочет
Коготки поточит.
(скребем по столу)
Цап-царап (сжимать разжимать кулачки)

Воспитатель: А теперь посмотрите на столы и скажите, а чем мы будем рисовать усы коту?

Дети: Пластилином.

Воспитатель: Каким цветом мы будем рисовать усы? Дети: Черным. Воспитатель: Покажите пальчиком, где мы будем рисовать коту усы.

Дети показывают.

Воспитатель: Покажите пальчиком, как мы будем рисовать усы.(Показывают движение пальцем).

А теперь все вместе со мной начнем рисовать (объяснение и показ, индивидуальная помощь детям). Воспитатель: Взяли все черный пластилин.

Отщипнули от него маленький-маленький кусочек. Скатали между пальчиками. Положили на мордочку котенка, надавили на шарик пальцем и размазали его в сторону.

Работа детей.

Итог: Предлагаем детям рассмотреть получившиеся работы. Обращаем внимание, какие у всех котят усы удивительной красы получились! Кот хвалит всех детей за такие усы. Оставляет свои портреты и уходит домой. Оформление выставки работ.

Занятие по пластилинографии: Букет для мамы.

Цель:

Учить детей создавать букет для мамы в технике пластилинографии.

Задачи:

1.Учить создавать композицию на основе готовых элементов (цветов), вдавливая их в силуэт вазона.

2. Закреплять прием вдавливания.

4. Развивать мелкую моторику пальцев

5. Воспитывать отзывчивость, доброту.

Речевая задача: Букет, цветы, мамин праздник.

Ход занятия:

Воспитатель: Приближается мамин праздник, 8 марта. Каждая мама будет рада букету цветов. Давайте мы с вами создадим красивые букеты цветов и подарим их своим мамам.

Дети: Давайте.Привлекаем внимание детей к готовому образцу на мольберте.

Воспитатель: Подарю я мамочке сказочный букет.

Простоит он в вазочке много-много лет.

Вот такие сказочные букеты мы сейчас с вами будем создавать.

Дети садятся за столы, на которых заранее приготовлено:

1.Картинка с изображением вазы.

2.Пластилин.

3. Макаронные изделия, окрашенные в разные (основные) цвета.

Пальчиковая игра:

Наши алые цветки - распускают лепестки. (Сжимаем, разжимаем кулачки)

Ветерок чуть дышит, ветерок колышет. (Потихоньку пошевелить пальчиками)

Наши желтые цветки - закрывают лепестки . (Сжимаем, разжимаем кулачки)

Тихо засыпают, головками качают . (Кисти рук опустить вниз. Круговые движения кистями рук).

Воспитатель: А теперь все вместе со мной начнем создавать такой сказочный букет. (Объяснение и показ, индивидуальная помощь детям).

Воспитатель: Сначала мы будем рисовать листочки. Какого цвета листья у цветов?

Дети: Зеленого. Воспитатель: Возьмите кусочек зеленого пластилина.

Катя, какого цвета ты взяла пластилин? Павел, а ты взял пластилин какого цвета?

Скатайте из него шарик. Готовый шарик положите над вазой и пальчиком надавите на него, расплющите, чтобы листок закрепился на основе.

(Размазываем пальчиком от середины к краям). Вот какой у нас листик получился! Давайте сделаем ещё один листочек. (Делаем несколько листочков).

Воспитатель: Теперь на эти листочки мы будем прикреплять (вдавливать) цветочки. Посмотрите, у вас на столах лежат такие красивые, разноцветные цветы. Берем по одному цветку и пальчиками вдавливаем его в листочки. (Цвета дети выбирают самостоятельно).

Итог: Предлагаем детям рассмотреть свои работы.

Воспитатель : Какие чудесные у вас букеты получились! Вы все очень старались, ваши мамы будут очень рады!
Я пришел сегодня к маме.

С поздравленьем и цветами.
Мама, глядя на букет,

Улыбнулась мне в ответ.
И сказала, что цветы –

Небывалой красоты.
Эти чудные цветы
Я не рвал, не покупал,

Я их сам нарисовал.

Занятие по пластилинографии: Мячики для котенка.

Цель:

Учить детей создавать мячики для котенка в технике пластилинографии.

Задачи:

1.Учить детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.

3.Продолжать учить использовать несколько цветов пластилина.

4.Развивать мелкую моторику пальцев.

5.Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином.

Речевая задача: Активизация речи детей: Котенок, кот, котик, разноцветные мячи, коготки, цап-царап.

Ход занятия:

Обыгрывание игрушки. Котенок играет с мячиком.

Воспитатель: Кто это? Что он делает? Дети: Это котенок, он играет мячиком.

Воспитатель: Как вы думаете, ему грустно или весело? Дети: Ему весело!

Воспитатель: Почему ему весело? Дети: Он играет с мячиком.

Воспитатель: Ребята посмотрите, а у меня есть другие котята, но они такие грустные.

Показываем картинки с изображением котят.

Воспитатель: Как вы думаете, почему они такие грустные? Дети: У них нет мячика.

Воспитатель: А давайте мы нарисуем и подарим котятам мячики, чтобы их развеселить!

Дети: Давайте. Воспитатель:

Серый котик игрунок

Мячик бросим мы тебе

Ты с мячиком играй

И не скучай.

Дети садятся за столы.

Прежде чем начать рисовать мячики мы с вами подготовим пальчики.

Пальчиковая игра:

По ладошке по дорожке,
Ходит маленькая кошка. (Пальчики идут по столу)
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
(Сжимать разжимать кулачки)
Если вдруг захочет
Коготки поточит.
(Скребем по столу)
Цап-царап (сжимать разжимать кулачки)

Рассматривание разнообразных мячей: разноцветных, больших и маленьких.

Воспитатель: Посмотрите на мячик. Какой он формы?

Дети: Круглой. Воспитатель: А какого цвета?

Дети: Красного (зеленого, синего и т.д.)!

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем рисовать разноцветные мячи с помощью пластилина.

Объяснение и показ, индивидуальная помощь детям.

Воспитатель: Возьмите кусочек пластилина любого цвета.

Оля, какого цвета ты взяла пластилин? Ваня, а ты какого цвета взял пластилин?

Скатайте из него шарик. Готовый шарик положите рядом с котенком и слегка надавите на него, расплющите, чтобы мячик закрепился на основе.

Занятие по пластилинографии: “Вот поезд наш едет, колеса стучат…”

(коллективная работа)

Цель:

Учить детей создавать колеса для поезда в технике пластилинографии.

Задачи:

1.Учить детей прикреплять готовую форму на плоскости в нужном месте.

2.Продолжать учить детей раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, расплющивать их между ладонями.

4.Развив глазомер, координацию в системе ”глаз-рука”

5. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином

Речевая задача: Активизация речи детей: паровоз, мчится, блестящий.

Ход занятия:

Обращаем внимание на игрушки: зайчик, лисичка и т.д.

Воспитатель: Посмотрите ребята, какие у нас сегодня игрушки грустные сидят.

Давайте у них спросим, что случилось? Дети: Давайте.

Воспитатель: Оказывается, они собрались поехать на поезде в деревню, а поезд сломался! Ребята, а мы можем помочь нашим игрушкам? Мы можем починить поезд? Дети: Можем!

Обращаем внимание на мольберт, где прикреплено изображение поезда.

Воспитатель: Ребята посмотрите, что сломалось у поезда? Дети: Колеса.

Воспитатель: Да, посмотрите, у вагончиков нет колес. Надо вагончикам новые колеса сделать!

Дети садятся за столы.

Давайте подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая игра:

Поезд мчится и свистит
Да колесами стучит:

Я стучу, стучу, стучу, Всех до дачи докачу! (хлопки расслабленными руками по столу)

Пых-пых-пых,
Чух-чух-чух! (Руки согнуты в локтях, кулаки сжаты, вращательные движения руками)

Всех до дачи докачу!! (хлопки расслабленными руками по столу).

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем рисовать колеса с помощью пластилина.

Рассматривание колес.

Воспитатель: Посмотрите, колесо, какой формы? Дети: Круглой. Воспитатель: А какого цвета? Дети: Черного. Воспитатель: А сколько колес у поезда? Дети: Много.

(Второй год обучения: усложнение - к красным вагончикам прикрепляем красные колеса, к синим вагончикам синие колеса и т.д.)

Воспитатель: А теперь все вместе со мной начнем “ чинить колеса у поезда ” (объяснение и показ, индивидуальная помощь детям)

Воспитатель: Возьмите кусочек пластилина.Оля, какого цвета ты взяла пластилин? Ваня, а ты какого цвета взял пластилин? Скатайте из него шарик. Получившийся шарик расплющите между ладошек. Работа детей.

Воспитатель: Посмотрите, какое круглое колесо получилось. Теперь подойдем к поезду и прикрепим это колесо к вагончику.По завершению работы, предлагает детям рассмотреть её.

Паровоз, паровоз новенький блестящий,

Он вагончик везет самый настоящий.
Кто едет в поезде – плюшевые мишки,
Зайцы веселые, куклы и мартышки.

ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ

Занятие по пластилинографии: Лошадка.

Цель:

Учить детей завершать рисунок в технике пластилинографии.

Задачи:

1.Учить детей самостоятельно с помощью приема размазывания завершать рисунок.

2.Закреплять умение размазывать линии в разных направлениях.

4.Развивать согласованность в работе обеих рук.

3. Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается.

Речевая задача: Знакомство с новыми словами: грива, морда, копыта, блестящая шерсть.

Ход занятия: Обращаем внимание на ржание лошадки.

Воспитатель: Послушайте, кто это за дверью ржет? Дети: Лошадка.

Заносим лошадку в группу. -Но!- сказали мы лошадке. И помчались без оглядки.
Вьётся грива на ветру. Вот и дом. Лошадка, тпру!
Рассматривание лошадки. Воспитатель: Посмотрите, какая красивая лошадка к нам прискакала! А какой у неё длинный хвостик! Ника, покажи, где у лошадки хвостик! А глазки? А это что у лошадки? Дети: Голова, ножки, грива…

Воспитатель: А вы знаете, зачем к нам прискакала лошадка? Она хочет, что- бы мы дорисовали её портрет, художник очень торопился и не успел нарисовать его! - Давайте поможем лошадке?

Дети садятся за столы, на которых заранее разложены:

1.Незавершенные картинки лошадки.2.Пластилин.

Пальчиковая игра:

Посмотрите, что за пальчики (сжимаем, разжимаем кулачки)

Ловко скачут, как лошадки (Стучим пальчиками по столу)

На бревно и на пенёк

Прыг да скок, прыг да скок.

Воспитатель: Посмотрите, что не дорисовал художник лошадке? Дети: Гриву, хвостик.

Воспитатель: Какой хвостик у лошадки? Дети: Длинный, пушистый, черный.

Покажите пальчиком, где у лошадки хвостик будем рисовать? Каким цветом будем хвостик рисовать? Воспитатель: А теперь все вместе со мной начнем рисовать хвостик. (Объяснение и показ, индивидуальная помощь детям) Воспитатель:

Лера, какого цвета ты взяла пластилин? Миша, а ты взял пластилин какого цвета?

Отщипните от него маленький кусочек. Скатайте между пальчиками. Положите на лошадку, надавите на скатанный шарик пальцем и оттяните его вниз.(Так мы делаем много раз, пока хвостик у лошадки не будет длинным и пушистым).

Воспитатель: А теперь мы будем рисовать гриву у лошадки. Где растет грива у лошадки?

Дети: На шее. Воспитатель: Покажите пальчиком, где шея у лошадки, где мы будем рисовать гриву? Дети показывают.

Воспитатель: Каким цветом будем рисовать гриву у лошадки? Дети: Черным.

Воспитатель: А теперь все вместе со мной начнем рисовать гриву. (Объяснение и показ, индивидуальная помощь детям). Воспитатель: Возьмите кусочек черного пластилина.

Ника, какого цвета ты взяла пластилин? Коля, а ты взял пластилин какого цвета? Отщипнули от него маленький-маленький кусочек. Скатали между пальчиками. Положили на шею лошадки, надавили на скатанный шарик пальцем и оттянули его вниз.

По окончанию работ, предлагает детям рассмотреть свои работы.

Воспитатель : Какие важные, гордые у нас лошадки получились! Отдаем портреты лошадке, она ими восхищается, хвалит детей и покидает нас.

Занятие по пластилинографии: Подводное царство.

Цель: Учить детей рисовать рыбок и водоросли в технике пластилинографии.

Задачи:

1. Учить детей размазывать пластилиновый шарик в двух направлениях, создавая хвостик у рыбки.

2.Закреплять умение детей способом размазывания создавать вертикальные линии сверху вниз, создавая водоросли в аквариуме.

3.Закреплять умение детей способом надавливания создавать камешки в аквариуме.

4. Развитие мелкой моторики рук.

5.Учить доводить дело до конца.

Речевая задача: Аквариум, круглый, квадратный, водоросли, зеленые, плавают.

Ход занятия:

Обращает внимание детей на аквариум.

Воспитатель: Ребята, что вы видите в аквариуме? Дети: Рыбки, водоросли. Воспитатель: Предлагаем рассмотреть рыбок, сказать, какого они цвета. Дети: Красные, синие, желтые, зеленые. Воспитатель: А водоросли - травка какого цвета? Дети: Зеленого.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много у меня аквариумов, но они все пустые! (Показываем бумажные силуэты). Давайте заселим их рыбками и подарим нашим куклам, что бы и у них был аквариум!Дети садятся за столы.

Пальчиковая игра:

Пальцы обеих рук сложены «щепотью». изображая

ныряющих рыбок.

Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, рук очень плотно сжимаются.

Разожмутся, Пальчики сильно растопыриваются

То зароются в песке!

Воспитатель: А теперь посмотрите на столы и скажите, а чем мы будем рисовать рыбок и водоросли в аквариуме? Дети: Пластилином.

Воспитатель: начинаем рисовать рыбок вместе со мной! (объяснение и показ, индивидуальная помощь детям). Воспитатель: Дети, взяли пластилин! Оля, какого цвета ты взяла пластилин? Ваня, а ты какого цвета взял пластилин? Воспитатель: Отщипнули от него маленький-маленький кусочек. Скатали между пальчиками. Положили в аквариум, надавили на скатанный шарик пальцем и размазали его чуть вверх. Затем опять ставим пальчик на этот, шарик надавливаем на него и размазываем его чуть вниз. У нас получилась рыбка. Только одной рыбки будет скучно в аквариуме жить, давайте много рыбок нарисуем! Дети рисуют 3-4 рыбки, используя разные цвета пластилина.

Воспитатель: А теперь мы им нарисуем водоросли – травку. Каким цветом мы будем рисовать водоросли? Дети: Зеленым. Воспитатель: Покажите пальчиком, где мы будем рисовать водоросли. Как мы будем рисовать водоросли? Дети показывают.

Воспитатель: А теперь все вместе со мной начнем рисовать (объяснение и показ, индивидуальная помощь детям). Воспитатель: Взяли все зеленый пластилин. Надя, какого цвета ты взяла пластилин? Коля, а ты какого цвета взял пластилин? Отщипнули от него маленький-маленький кусочек. Скатали между пальчиками. Положили на низ (дно) аквариума, надавили пальчиком и потянули его кверху.Предлагаем детям рассмотреть получившееся подводное царство. Обращаем внимание, какие длинные, зеленые, густые водоросли получились и какие разноцветные красивые рыбки плавают в аквариуме. Хвалим детей. Размещаем аквариумы в кукольном уголке.

Усложнение: Размазываем по дну песок. Вдавливаем “камни”. Водоросли делаем из раскатанных между ладошек “колбасок”.

Занятие по пластилинографии: Кудряшки для овечки.

Цель:

Учить детей создавать кудряшки для овечки в технике пластилинографии.

Задачи:

1. Учить детей для создания “кудряшек “ у овечки пользоваться вспомогательным приспособлением – круглой стекой.

2.Закреплять умение детей прикреплять пластилиновые шарики рядом друг с другом.

3.Развивать согласованность в работе обеих рук.

4. Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином.

Речевая задача: овечка, белые кудряшки, шерсть-шерстка.

Ход занятия:

Показываем детям картинку: на одной изображена овечка с кудряшками, на другой нарисован силуэт овечки.

В одном селе у речки жили овечки.
Одна овечка была белая, кудрявая!
И очень-очень веселая!

А другие были серыми и грустными!

Ребята мне очень жалко этих серых, грустных овечек. А вам? Дети: Жалко!

Воспитатель: А вы хотите их обрадовать! Нарисовать им белую, кудрявую шерстку!

Дети: Да. Дети садятся за столы.

Пальчиковая игра:

Возле речки гуляют овечки. (крутим сжатыми в кулак руками).

А у овечки вся шерстка в колечках

Раз колечко (соединяем в колечко большой и указательный пальчики левой руки.)

Два колечко!

Три колечко!

Четыре колечко! Повторяем то же самое правой рукой!

Воспитатель: Вместе со мной начинаем рисовать шерстку для овечек. (Объяснение и показ, индивидуальная помощь детям).

Воспитатель: Какого цвета шерстка у овечки?

Дети: Белого!

Воспитатель: Взяли белый пластилин.

Лера, какого цвета у тебя пластилин? Владик, а ты взял пластилин какого цвета?

Отщипнули от него маленький-маленький кусочек. Скатали между пальчиками. Положили на овечку, надавили на скатанный шарик пальцем. Отщипнули еще маленький-маленький кусочек. Скатали между пальчиками. Положили на овечку, рядом с уже прикрепленным кусочком пластилина и надавили на скатанный шарик пальцем.

(Так мы делаем много раз, пока все туловище овечки не покроется белыми шариками).

Усложнение:

Воспитатель: Украсим наших овечек! С делаем овечкам “ кудряшки”!

Возьмем стеки (полые трубочки) и придавим вертикально ими по пластилину. Прижали стеку к пластилину - подняли. Прижали стеку к пластилину - подняли…

Итог работы: предлагаем детям рассмотреть своих овечек. Обращаем внимание детей на то, что все овечки стали веселыми. Почему? У них теперь кудрявые, белые шерстки. Хвалим детей!

Оформление выставки работ.

Занятие по пластилинографии: «Одуванчики цветы, словно солнышко желты…»

(коллективная работа)

Цель:

Учить детей создавать одуванчики цветы в технике пластилинографии.

Задачи:

1. Учить детей самостоятельно сочетать разные приемы (расплющивание, размазывание) для усиления выразительности образа.

2.Продолжать развивать у детей умение изображать предметы на большом пространстве листа.

3.Развивать согласованность в работе обеих рук.

4. Умение работать в коллективе.

Речевая задача: Активизация словаря - желтый одуванчик, лучик золотой. Учить отвечать полным ответом на вопрос: какой?

Ход занятия:

Вносим в группу букет из одуванчиков. Чтение стихотворения

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие красивые цветы! Называются они – одуванчиками.

Этот цветок, похожий на маленькое золотое солнышко, растет повсюду: в огородах и садах, на лугах и полях, по обочинам дорог и на нашем участке. Его ярко-желтые цветочки собраны в круглую корзинку. Рассматривание цветка:

Воспитатель: Скажите, дети, какую форму вам напоминает цветок одуванчика?
Дети: Форму круга. Воспитатель: Действительно, одуванчик имеет округлую форму с пушистыми краями. Это все оттого, что цветок одуванчика состоит их большого количества отдельных цветочков. Показываем детям цветок с близкого расстояния, чтобы каждый мог в этом убедиться.
Обращаем внимание на лист одуванчика, он похож на маленькую елочку, а каждая отдельная часть листика похожа по форме на треугольник.Обращаем внимание детей на незавершенную композицию картины, предлагаем детям завершить её, дорисовать одуванчики и украсить этой картиной группу.
Дети садятся за столы.

Пальчиковая игра:

Светит солнышко в окошко, («фонарики») Потанцуем немножко

Прыг-скок.. (хлопаем)

Светит солнышко в окошко, ("фонарики")

Потанцуем мы немножко Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, (хлопаем)

Светит солнышко в окошко, ("фонарики")

Потанцуем мы немножко Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп, (хлопаем)

Воспитатель: А теперь все вместе со мной начнем рисовать (объяснение и показ, индивидуальная помощь детям). Воспитатель: Возьмите кусочек пластилина.

Оля, ты взяла пластилин, какого цвета? Ваня, а ты взял пластилин какого цвета?

Скатайте из него шарик. Готовый шарик расплющите между ладошек.

Посмотрите, у вас получилось круглое “солнышко”. А теперь подойдите к картине. Покажите пальчиком, куда вы будете прикреплять цветочки (дети показывают на кончик стебелька).

Цветок прикрепите на картину к стебельку.

Обращаем внимание детей на то, что кончик цветка пушистый. Чтобы на нашей картине он был такой же, надо его распушить. Пальчиком размазываем диск, делаем как бы лучики солнышку.

Воспитатель : Посмотрите, какая замечательная получилась поляна!

В конце занятия можно провести хоровую игру

Одуванчик, одуванчик!

(Приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.Если ветер быстрый-быстрый

(Разбегаются в разные стороны)

На поляну налетит,Все вокруг зашелестит.

(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика тычинки Разлетятся хороводом (Берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом.


Мария Чубарова
Кружок по пластилинографии в средней группе

Предисловие

Предлагаю вашему вниманию мою разработку кружка по пластилинографии. От других подобных работ она отличается тем, что я подбирала занятия с учетом тематики недели, а также не брала темы, растянутые на несколько недель, так как это нецелесообразно: дети, посетившие первое занятие, могли пропустить следующее, и, наоборот, дети, не пришедшие на первое, могли уже прийти на второе, и, таким образом, цель не была бы достигнута.

Кружок по пластилинографии в средней группе

«Пластилиновая сказка»

Цель : Развитие мелкой моторики и художественных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи :

Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

Учить работать на заданном пространстве.

Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя, действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Развивать изобразительную деятельность детей.

Развивать интерес к процессу и результатам работы.

Перспективный план

Сентябрь

1 занятие «Солнышко»

Цель: учить детей раскатывать пластилин прямыми движениями двух пальцев (знакомство со жгутами и жгутиками, выкладывать жгуты и жгутики по кругу по нарисованному контуру.

2 занятие «Хмурые тучки»

Цель: учить детей раскатывать пластилин прямыми движениями между ладонями, выкладывать жгуты в форме овала по нарисованному контуру. Объединить поделки в одну пластилиновую картину.

3 занятие «Бусы для Люси»

Цель: закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определённом порядке, чередуя их по цвету. Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки. Закреплять знания о цвете. Развивать чувство ритма.

4 занятие «Белый гриб»

Цель: учить выполнять работу на картонной тарелке круглой формы, закреплять умение изображать гриб, дополнять композицию сюжетом (лист березы, трава, закреплять умение лепить «колбаску», использовать знакомые приемы – отщипывание, размазывание, использовать в работе стеку.

Октябрь 1 занятие «Береза»

Цель: научить изображать дерево, подбирать самостоятельно цвета, закрепить приемы работы в технике пластилинографии (придавливать, примазывать, разглаживать границы, соединяя части, развивать мелкую моторику рук.

2 занятие «Созрели яблочки в саду»

Цель: формировать умение детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закреплять умение расплющивать шарики пальцем сверху. Закреплять с детьми знания о красном цвете. Воспитывать аккуратность, заботу о ближнем, чувство сопереживания.

3 занятие «Клубок для котенка»

Цель: учить детей самостоятельно закручивать жгутики по кругу. Развивать мелкую моторику.

4 занятие «Цветные зонтики»

Цель: учить достигать выразительности создаваемого образа посредством точной передачи формы и цвета. Развивать мелкую моторику. Учить работать в заданном пространстве, не заходя за контур. Продолжать учить приему размазывания. Учить самостоятельно продумывать узоры зонта, используя свои знания приемов пластилинографии, развивать творчество и фантазию.

Ноябрь 1 занятие «Ветка рябины»

Цель: продолжать формировать умение раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней. Закреплять умение расплющивать шарики, произвольно располагать их по поверхности. Закреплять с детьми знания о красном цвете. Развивать мелкую моторику.

2 занятие «Самолет летит»

Цель: формировать умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добивать точной передаче формы предмета, его строения, частей. Развивать умение дополнять изображение характерными деталями (окошечками-иллюминаторами, используя знакомые приёмы работы: раскатывание, сплющивание. Закрепить знания о голубом и синем цветах

3 занятие «Разноцветный светофорчик»

Цель: Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов. Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. Развивать аккуратность в работе с пластилином.

4 занятие «Украсим платье кукле Кате»

Цель: Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. Развивать согласованность в работе обеих рук, аккуратность в работе с пластилином. Закрепить знания о цветах.

Декабрь 1 занятие «Пирамидка»

Цель: учить детей выкладывать жгутики в форме овалов, разных по форме и размеру. Развивать мелкую моторику, чувство цвета и формы.

2 занятие «Снеговик»

Цель: формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму. Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.

3 занятие «Снегири на веточках»

Цель: расширить представления детей о зимующих птицах, учить детей передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности посредством пластилинографии. Научить детей изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную окраску). Закрепить приемы скатывания, расплющивания, примазывания, деление на части с помощью стеки. Развивать композиционные навыки.

4 занятие «Елочка, елочка - зеленая иголочка»

Цель: Учить создавать картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. Развивать мелкую моторику рук, продолжать учить приемам отщипывания и раскрашивания, закреплять умение изображать дерево – ель, продолжать учить работать на заданном пространстве, учить создавать коллективную композицию, развивать творчество, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать координацию движения рук, глазомер.

Январь 1 занятие «Ёжик»

Цель: закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание. Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов. Упражнять в расплющивании готовой формы на горизонтальной плоскости. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность в работе.

2 занятие «Снеговик»

Цель: воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определенное время года. Закреплять навыки раскатывания и сплющивания. Включать в работу «бросовый» материал, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

3 занятие «Зимняя ночь»

Цель: уточнить знания детей о понятии «пейзаж». Учить создавать лепную картину с выпуклыми изображениями. Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом, продолжать учить дополнять работу рисунком с помощью палочки или стеки, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, продолжать учить работать на заданном пространстве, учить создавать коллективную композицию, развивать творчество, координацию движения рук, глазомер.

Февраль

1 занятие «Волшебная туфелька (украсим туфельку)»

Цель: упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие способности детей. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

2 занятие «Листочки»

Цель: продолжать учить детей размазывать пластилин в одном направлении, делая его более выразительным. Развивать мелкую моторику рук. Укреплять познавательный интерес к природе.

3 занятие «Подарок папе»

Цель: Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной деятельности. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, продолжать учить работать на заданном пространстве, развивать творчество, координацию движения рук, глазомер.

4 занятие «Неваляшка»

Цель: закреплять умение детей сплющивать шарики пластилина и размазывать их на картоне.

Март 1 занятие «Веточка мимозы в подарок маме»

Цель: способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме. Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями. Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы. Воспитывать любовь и внимание к родным и близким.

2 занятие «Верба»

Цель: уточнить знания детей о натюрморте, учить изображать объемно веточку вербы в вазе, совершенствовать приемы рисование пластилином – размазывание, катание, вдавливание, развивать творчество и аккуратность в работе, мелкую моторику рук.

3 занятие «Медвежонок»

Цель: формировать умение отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать его по поверхности. Развивать чувство формы и композиции.

4 занятие «Чашка для куклы Кати»

Цель: упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. Развивать аккуратность в работе с пластилином. Закреплять знания о цветах.

Апрель

1 занятие «Пасхальное яйцо»

Цель: Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Совершенствовать умения в работе с пластилином. Учить самостоятельно продумывать замысел и подбирать необходимый материал, приемы для его воплощения.

2 занятие «Звездное небо»

Цель: Побуждать интерес к созданию картины со звездами, кометами. Развивать чувство формы и композиции. Поощрять самостоятельную деятельность. Учить самостоятельно подбирать приемы воплощения замысла, совершенствовать навыки лепки «колбаски» и округлых форм, учить в работе пользоваться стекой, продолжать воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер, закреплять основные цвета.

3 занятие «Рыбки в аквариуме»

Цель: развивать умение продумывать композиционное построение изображения: располагать несколько рыбок, плывущих в разных направлениях. Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: расскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание. Формировать умение передаче характерных особенностей рыбок, правильно передавая их форму, хвост, плавники, обозначая стекой чешуйки. Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику пальцев рук.

4 занятие «Гусеница»

Цель: учить изображать гусеницу с помощью жгутиков (колбасок, выкладывать из них округлые формы, совершенствовать умение катать шарики, дополнять ими композицию, продолжать воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Май 1 занятие «Воздушные шары»

Цель: закреплять умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы. Развивать мелкую моторику рук. Развивать эстетическое и образное восприятие.

2 занятие «Праздничный торт»

Цель: продолжать формировать умение ь детей составлять узор на круге. Закреплять умение раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями. Вызывать радость от проделанной работы. Развивать согласованность в работе обеих рук. Воспитывать аккуратность.

3 занятие «Стрекоза»

Цель: учить изображать стрекозу с помощью жгутиков, выкладывать их для получения нужной формы, продолжать воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

4 занятие «На лугу»

Цель: учить продумывать рисунок на заданную тему, используя технику – «рисование жгутами», для выразительности работы использовать стеку, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, продолжать учить работать на заданном пространстве, учить создавать коллективную композицию, развивать творчество, координацию движения рук, глазомер.


«Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен и может творить». Ольга Новикова




Занятия пластилинографией способствуют: снятию мышечного напряжения и расслаблению; развивают детское воображение, художественное и пространственное мышление; положительно влияют на развитие мелкой моторики, которая способствует полноценному формированию речи детей; будят фантазию; побуждают дошкольников к самостоятельности; формируют эстетический вкус; дают детям определенный круг знаний, практических и трудовых умений и навыков, позволяют успешнее находить свое место в окружающем социуме.


Материалы, используемые в пластилинографии Пластилин (разных цветов). Пластилин (разных цветов). Пластиковые дощечки для выполнения работ. Пластиковые дощечки для выполнения работ. Стеки. Стеки. Картон (однотонный и цветной), желательно плотный. Картон (однотонный и цветной), желательно плотный. Можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево, стекло, пластик. Можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево, стекло, пластик. Бросовый и природный материал - для создания игровых фантазийных изображений: бумага разной фактуры, фантики от конфет, бусины, пуговицы, семечки, зернышки, шишки, ракушки, каштаны, пластиковые ёмкости, диски и т. д.

























Розочка из «колбаски» и «капельки» Делаем из пластилина «колбаску» и «капельку». «Колбаску» разминаем пальчиками до плоского состояния. «Капелька» – база нашего бутона, ее мы обязаны обернуть лепестками. Чем больше будет «колбасок»-лепестков, тем пышнее будет роза. Продолжаем прикреплять лепестки один за одним. Получилась благовидная желтоватая роза.