Обучение с пелёнок по методике Глена Домана: польза или вред.

Методика раннего развития Глена Домана – прекрасная возможность для родителей, заботящихся о развитии своих чад с самого рождения. Предлагаемые упражнения и занятия можно проводить с 3-месячного возраста . Более того, нет необходимости приобретать задания за баснословную стоимость – карточки Домана можно изготовить самостоятельно. Методика использовалась в обучении детей за рубежом и в России и полностью доказала свою эффективность.

Как была создана данная методика? В чём заключается суть методики и её уникальность? Как её применять? Ответы вы найдёте в нашей статье!

История создания

Талантливый американский нейрохирург Глен Доман вместе со своими коллегами занимался совершенствованием методов лечения и реабилитации детей с нарушениями мозговой деятельности. Посвятив 15 лет своей деятельности изучению психических процессов здоровых и больных детей, Глен Доман сделал несколько замечательных открытий.

  1. Во-первых , он заметил, что здоровые клетки головного мозга под воздействием упражнений активно участвовали в процессе психической деятельности. Это позволило учёному принять решение о возможности использовать методику при развитии абсолютно здоровых детей.
  2. Во-вторых , Доман выявил, что при зрительном, слуховом и осязательном раздражении поражённые клетки головного мозга способны реабилитироваться более быстрыми темпами, нежели при отсутствии необходимых занятий. Благодаря этому удалось обосновать применение методики в работе с больными детьми.

Так разработанные упражнения получили признание среди учёных разных стран и стали применяться воспитателями, психологами, педиатрами, нейрохирургами. На протяжении уже нескольких десятков лет они эффективно используются в различных дошкольных и реабилитационных учреждениях, развивающих центрах. В последнее время всё чаще стали обращать внимание на эту известную методику и родители.

Занимаемся по методике Глена Домана


Кликабельно

Ориентируясь на то, что малыши, прежде всего, начинают воспринимать информацию с помощью зрительных и слуховых анализаторов, Доман положил в основу своей разработки именно этот принцип.

Нейрохирург предлагает демонстрировать детям написанные на отдельных карточках слова. Слова должны быть конкретными и имеющие для дошкольника особый смысл: МАМА, ПАПА, КАША, КОТ (это самые простые слова, с которых рекомендуется начинать обучение). Затем упражнения немного усложняются тем, что демонстрируемые слова подразделяются на различные категории (продукты питания, животные, овощи, фрукты и т. д.) и уже направлены не на эмоциональный отклик ребёнка, а на развитие его логического мышления. Стоит заметить, что слова должны быть написаны крупными красными буквами. На одной карточке – одно слово.

В дальнейшем, по мере взросления и развития ребёнка, ему показывают карточки с изображениями различных животных, фруктов и т. д. Карточки сопровождаются соответствующими надписями – названиями демонстрируемых изображений. Так у малыша формируется взаимосвязь между зрительным образом и словом. Это, по мнению Домана, обеспечивает плавный переход к чтению. Ребёнок учится воспринимать не отдельные буквы, а целые слова. К этому моменту он уже осваивает некоторые звуки, слоги и их сочетание.

(Вот так выглядят карточки Домана. Кликабельно)

С цифрами дело обстоит немного иначе. Доман полагает, что детям проще воспринимать не абстрактные узоры, а конкретное количество. Поэтому, по его методике, необходимо демонстрировать определённое количество точек. Их также следует изображать красным цветом.

Посмотрите видео, вот так примерно проходит урок

Делая упор на умственное развитие, важно помнить и о физическом развитии . Для этого учёный рекомендует проводить гимнастику, динамичные физические упражнения, музыкальные разминки. Чем больше и разнообразнее ребёнок двигается, тем лучше протекает его физическое развитие. А это в определённой степени влияет на умственные способности дошкольника, так как эти процессы взаимосвязаны.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Как проходит обучение?

Занятия нужно проводить в тот момент, когда ребёнок находится в спокойном состоянии. Важно, чтобы его ничего не беспокоило и не отвлекало.

Малыша необходимо положить или посадить в удобном положении (если он уже ). Обратить его внимание на себя и начать предъявлять его взору карточки со словами или цифрами (начинаем по принципу «от простого к сложному»). Одна карточка демонстрируется в течение 2-3 секунд на расстоянии не более 50-60 см от лица, при этом отчётливо проговариваем слово или количество символов. Первая серия состоит из пяти карточек. Нужно последовательно демонстрировать их, не отвлекаясь на объяснения. Занятия необходимо проводить около 3-х раз в день на протяжении 5 дней. После этого одну карточку из серии нужно убрать, добавив новую.

Карточки из одной серии каждый раз должны демонстрироваться в новой последовательности!

  1. Первое занятие – самое главное. Именно на этом этапе важно вызвать доверие ребёнка, заинтересовать его. Поэтому выберите наиболее подходящий момент для занятия и начинайте! Карточки первой серии нужно демонстрировать, сопровождая комментариями. Например: «Это поезд. Поезд едет по железной дороге», «Это корова. Корова даёт молоко». (После показа карточки с написанным словом или картинкой для наглядности можно продемонстрировать соответствующую игрушку. Впоследствии можно ограничиться только демонстрацией и названием («Поезд», «Корова», «Жук»). Во время нескольких первых занятий подберите карточки из одной серии.)
  2. Обучение по методике Домана должен вызывать у ребёнка интерес, мотивировать его. Это легко понять, наблюдая за поведением дошкольника. Если он активно включается в предлагаемую игру (а именно в игровой форме и нужно проводить занятия!), если всё происходящее вызывает у него азарт и желание получать новую информацию – вы на верном пути.
  3. По мере обучения и развития малыша занятия можно немного видоизменять. Например, после показа карточки со словом или изображением предложите ребёнку найти предмет (если это возможно). Дети 3-4 лет могут составить небольшой рассказ по продемонстрированным словам или нарисовать картинки по словам.
  4. Некоторые родители прикрепляют карточки со словами и изображениями возле кроватки малыша. Это имеет смысл, однако не нужно забывать, что для ребёнка куда интереснее познавать новое вместе с близкими людьми. Поэтому не ленитесь участвовать в занятиях. Малышу также важна ваша реакция на сам процесс. Если вы улыбаетесь, хвалите его, он быстро сообразит, как вас можно порадовать и удивить.
  5. Начиная заниматься по данной методике с детьми первого года жизни, не переусердствуйте. Для занятий с новорождёнными достаточно демонстрации картинки и произношения слова. Младенец должен научиться устанавливать взаимосвязь между изображением и словом. Помимо этого, внимание грудничков ещё неустойчивое и рассеянное. Поэтому не нужно чрезмерно напрягать малыша.
  6. После того, как ребёнку исполнится 9-12 месяцев, занятия можно проводить следующим образом: мама называет слово или демонстрирует картинку с написанным словом, а малыш должен среди нескольких карточек отыскать правильное изображение. Можно также показать ребёнку картинку с написанным словом (к примеру, «глаза») и попросить его показать эту часть тела.
  7. Показывая карточки, желательно заранее сгруппировать их по категориям («животные», «фрукты» и т. д.). Демонстрировать можно в разной последовательности. Для вашего удобства целесообразно подписать карточки с обратной стороны, чтобы не заглядывать постоянно на картинки. Это может помешать ребёнку воспринимать информацию и отвлечь его от процесса.
  8. Не нужно демонстрировать одни и те же карточки более 3 раз в день. Не бойтесь вводить новый материал, если не наблюдаете ожидаемую реакцию малыша. Возможно, новая серия картинок понравится ему больше!

Таким образом, занятия по методике Глена Домана не имеют конкретных и строгих правил. Главное – желание мамы развивать своего малыша и его интерес к обучению.

Что ещё важно знать о методике Домана?

Основная идея, нашедшая отражение в разработках Глена Домана, — это то, что главными воспитателями ребёнка являются его родители. Именно они должны дать понять своему чаду, что принимают его таким, какой он есть, и делают всё, чтобы он стал лучше. Не нужно навязать дошкольнику занятия, если он не хочет этого или же быстро устаёт от них . Всему своё время. Возможно, он позже сам проявит интерес к процессу обучения.

Если же вы начали занятия с малышом, то нужно проводить их регулярно с постепенным усложнением. В большинстве случаев дети воспринимают это как своеобразную игру и активно включаются в процесс. Ваша задача – мотивировать их на обучение, но делать это в лёгкой и ненавязчивой форме, чтобы дошколята не потеряли интерес.

Где брать карточки Глена Домана?

Готовые карточки Домана можно приобрести в книжных или детских магазинах. Такие наборы обычно пользуются спросом, поэтому отнюдь не дешёвы.

Однако, не стоит отчаиваться. Мы собрали для вас карточки поэтому можете скачать их у нас на сайте совершенно бесплатно. Вам останется лишь распечатать их на плотной бумаге на цветном принтере —

Также можно заниматься с ребенком за компьютером (планшетом) смотря видео с карточками Глена Домана. Для вас мы сделали рубрику «Видео», где постоянно добавляем новые развивающие ролики в том числе и карточки Домана —

Методика Глена Домана в течение последних десятилетий считается по праву одной из самых интересных педагогических концепций, посвящённых раннему развитию детей. Однако эта методика имеет не только широкий круг приверженцев, но и большое количество оппонентов, утверждающих, что методы обучения Домана неоднозначны, и далеко не всегда приводят к ожидаемому результату.

В чём же суть этой методики раннего детского развития, чем она отличается от других педагогических концепций, и каким образом можно охарактеризовать её сильные и слабые стороны?

Методика Глена Домана: все началось с карточек

В конце 40-х годов двадцатого столетия молодой американский учёный Глен Доман занимается реабилитацией детей с нарушениями нервной системы. Его пациентами становятся малыши с серьёзными заболеваниями, поэтому задания для них Доман разрабатывает простейшие – для начала врач пытается добиться фокусировки взгляда больных детей на каком-либо предмете.

Для этого он демонстрирует пациентам специальные карточки с нанесёнными на них в произвольном порядке красными точками. Доман добивается успеха – его подопечные действительно начинают фокусировать на карточках свой взгляд. Впоследствии доктор усложняет задания, показывая малышам карты не с точками, а с картинками, изображающими окружающие их предметы.

Этот метод обучения начинает работать, и уже совсем скоро, отстающие в развитии дети, учатся не только определять, что изображено на карточках, но пробуют двигаться и говорить. Успех был настолько ошеломляющий, что на базе своих открытий, Доман разрабатывает целую концепцию, посвящённую развитию маленьких детей. Именно эта концепция и стала называться впоследствии методикой раннего развития Глена Домана.

Основные положения методики

  • Наиболее интенсивно мозг маленького ребёнка развивается во временном промежутке от рождения до 3-х лет. Именно в этот период необходимо создать специальные условия, которые обеспечат определённый уровень интеллектуальной нагрузки. Чем раньше родители начнут тренировки интеллекта своего ребёнка, тем больше информации он сможет усвоить.
  • Движение и двигательная активность детей стимулируют гармоничное развитие и интенсивное формирование клеток мозга. Согласно Доману, ребёнок может научиться ползать, хватать, шагать, плавать значительно раньше, чем это декларируется общепринятыми педиатрическими нормами. Например, учить ползать малыша Доман предлагает практически с рождения, в то время как классическая педиатрия считает началом естественного ползания возраст малыша от 4-х до 7 месяцев.
  • Доман, как учёный, отдаёт приоритет зрительному познанию окружающего мира. Он считает, что мозг ребёнка работает таким образом, что способен «сфотографировать» и аккумулировать огромное количество информации. Именно эту информацию и должны предлагать родители малышу с первых моментов его жизни. Для этого учёный разрабатывает специальную систему карточек, позволяющих донести информацию об окружающих ребёнка предметах в процессе их зрительного восприятия.

Карточки Домана – источник энциклопедических познаний детей

Все познания, необходимые малышу, учёный предлагает сообщать ему посредством специальных обучающих карт.

Внешний вид карточек

  • Определённый размер (одна сторона карточки не должна быть меньше 15–20 см.).
  • Высота шрифта на тематических карточках должна быть не менее 2,5– 3 см.
  • Каждая карта должна содержать изображение понятия (предмета, природного явления) и буквенное обозначение (название) этого предмета или явления.

Урок с картами

Подготовьте несколько тематических наборов карточек: фрукты, ягоды, еда, животные, природа и т.д. Отведите постоянное время для занятий в течение дня.

Показывайте карточки следующим образом: продемонстрировав картинку, громко проговорите, что на ней изображено. Сделать это нужно в течение 1-2 секунд, не более. Вдаваться в дополнительные объяснения не нужно, пары секунд вполне достаточно, для того чтобы малыш усвоил необходимый объём информации.

Количество карточек для первых занятий – не более 5 штук. Со временем можно увеличить количество показываемых карточек до 10 в течение одного занятия.

К обучению детей посредством карточек Доман рекомендует приступать в возрасте до одного года! Именно в этом возрасте, согласно концепции учёного, мозг ребёнка способен поглотить огромное количество информации. Тем не менее, в возрасте одного-трёх лет эти занятия будут также эффективны.

Вариантов карточек Домана великое множество. Они представляют собой не только наборы тематических карточек с информацией об окружающем мире, но и дидактический материал для обучения счёту (карточки с точками) чтению (карточки со словами).

Как и любой другой метод раннего развития детей, учение Домана имеет не только сильные, но и слабые стороны. Желательно, чтобы родители изучали все «за» и «против», задумываясь о том, какой отдать своё предпочтение.

Слабые стороны этой методики раннего развития

Общие моменты

Ребёнок в этой системе обучения является пассивным объектом, методика не поощряет возникновения у него живого интереса к изучаемым объектам. Так на просмотр карточек отведено строго регламентированное время, а объяснения и ответы на вопросы (если таковые возникнут у малыша в процессе занятия) не поощряются.

Таким образом, в первую очередь тренируется «механическое запоминание». Доман видит основной задачей насыщение мозга маленького ребёнка максимальным объёмом информации. Чрезмерная наглядность (использование карточек с подписями) не стимулирует развития у ребёнка так называемого «текстового» мышления – потребности получать и анализировать информацию из текста, без подкрепления её наглядным материалом. Тем не менее, чтобы обеспечить гармоничное развитие малыша, ему нужно сообщать как можно больше текстовой информации. Занимаясь с ребёнком, родителям желательно чаще использовать потешки, стишки, прибаутки, читать ребёнку сказки и стихи. Но методика Глена Домана не придаёт большого значения этим моментам. А между тем навыки «текстового» мышления будут очень востребованы на этапе дальнейшего обучения детей в школе.

Обучение чтению

Построено на механическом запоминании написания слова, демонстрируемого на картах. Доман считает, что если детям с регулярной частотой показывать написание тех или иных слов, то со временем они обязательно уловят связь между написанием и воспроизведением слова. Но практикующие педагоги говорят об обратном: детям трудно обнаружить связь между написанными словами и звучащей речью, и рано или поздно их родители обращаются к – , слогов и только потом, чтения слов.

Обучение математике

Может оказаться весьма трудоёмким проектом по сравнению с классическими методиками. Ведь Доман настаивает на том, чтобы обучаемый представлял не изображение цифры, когда речь идёт о числе, а реальное количество.

Например, мы говорим 36 и представляем цифру «36». Методика Домана предполагает обучение детей реальному количеству, а не его интерпретации в виде цифры. То есть, в процессе обучения ребёнка счёту, ему нужно все время демонстрировать карточки с нанесёнными на них точками, обозначающими то или иное число. Представьте на секунду сколько нужно создать вариантов таких карточек, и насколько это трудоёмкий по сравнению с классическими способами процесс.

Но базовый принцип, состоящий в том, что ребёнок сначала осваивает категорию количества, а потом закрепляет за ней числовое представление, не подлежит сомнению. Однако у отечественных педагогов, придерживающихся аналогичных взглядов, есть куда более простые для реализации способы обучения детей математики – через изучение , .

Подводя итоги, можно сказать, что методика Глена Домана направлена на гармоничное развитие интеллектуальных способностей у маленьких детей. Однако эта педагогическая концепция несколько игнорирует развитие у детей других важных сфер - психоэмоциональной, гуманитарной, поэтому её вряд ли можно назвать идеальной и исчерпывающей.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Реальные истории семей развивающие своих детей по методики Глена Домана:

Последнее обновление статьи: 30.03.2018 г.

Сегодняшние родители много времени уделяют раннему детскому развитию. Способствуют этому и авторские обучающие программы, которые не теряют своей популярности вот уже много лет. Наверняка мамы слышали про материалы Монтессори или карточки Домана.

Детский психолог

Система американского физиотерапевта Глена Домана, о которой и пойдёт речь в статье, построена на принципе донесения до ребёнка больших информационных объёмов через зрительное восприятие. Помогают в этом процессе специальные карточки.

Методика раннего развития Домана, по словам автора и его последователей, может существенно расширить врождённые способности малыша и даже воспитать настоящего гения. Однако противники этой системы убеждены, что она способна навредить ребёнку. Где же истина?

Если вы интересуетесь программами раннего развития детей, обязательно прочитайте статью, в которой психолог рассказывает, что такое и каковы основные принципы этой популярной образовательной системы.

Будущий автор популярной развивающий методики родился в 1919 году в Филадельфии. В начале 40-х Доман приступил к физиотерапевтической практике в клинике. Основная цель его работы – изучение законов и особенностей развития детского мозга.

Однако идущая мировая война заставила учёного прервать работу и отправиться добровольцем на фронт. За боевые заслуги в составе роты пехотинцев Доман даже был награждён крестом «За выдающиеся заслуги» – второй по старшинству среди военных американских наград.

После окончания военных действий Доман возвращается к работе и начинается специализироваться на малышах с тяжёлыми повреждениями коры больших полушарий мозга и серьёзными поражениями центральной нервной системы.

В середине 50-х он организовал частный Институт Достижения Потенциала Человека. Фундаментальной базой этого исследовательского учреждения стала методика Глена Домана.

В течение двух десятков лет учёный вместе с коллегами проводил разнообразные исследования, экспериментировал, обобщал информацию, чтобы создать систему реабилитации малышей с , задержкой психического и интеллектуального развития.

Глен Доман был убеждён, что в первую очередь необходимо вылечить причину психических трудностей – несовершенство головного мозга, а уже затем бороться со следствиями – слабой речью, несовершенными движениями и т.д.

В 1960 г. Доман опубликовал в специализированном научном издании материал об особенностях своей работы с детьми, у которых диагностировано повреждение мозга, и итогами их реабилитации. Эта статья принесла ему широкую известность в научных кругах.

Именно с этой поры методика раннего развития Домана стала активно использоваться не только специалистами, но и родителями, причём её применение было расширено – теперь обучение проходили и здоровые малыши.

Полную информацию о развивающей системе можно узнать из книг самого автора:

  • «Как научить ребёнка читать»;
  • «Гармоничное развитие ребёнка».

В этих книгах читатель найдёт «чистую» систему, без добавлений и исправлений. В России же популярна методика Домана, которая адаптирована под отечественную языковую и культурную специфику Андреем Маниченко.

Детские возможности станут расти день ото дня, если заниматься с ребёнком постоянно и на регулярной основе. Автор методики был убеждён, что головной мозг может развиваться лишь при ежедневной тренировке.

Однако данный процесс протекает неравномерно. Вот почему до 3 лет необходимо передать малышу максимальный объём информации, а в следующие 3 года – до шестилетнего возраста – постоянно поддерживать навыки ребёнка и дополнять его «багаж» новыми знаниями.

Методика развития ребёнка Домана основывается на нескольких важных принципах:

  1. Ранние занятия. Занятия с детьми по совершенствованию моторики и интеллекта должны начинаться практически с первых дней жизни. Сразу после рождения Доман рекомендовал включать физические упражнения в ежедневный распорядок дня. Необходима стимуляция ребёнка к ползанию, хватанию, переворачиванию, стоянию. Также следует обучать малыша плавать. Автор убеждал, что подобные рефлексы естественны для детей.

    Интеллектуальное развитие происходит с помощью комплектов карточек. Ребёнок схватывает картинку, запоминая её на уровне подсознания. Это позволяет «закачивать» в малыша большие объёмы информации.

  2. Регулярность упражнений. По Доману занятия должны проходить ежедневно, пропускать их нельзя. Лишь в этом случае детский мозг будет работать и развиваться полноценно.
  3. Учёт заинтересованности ребёнка. Занятия необходимо проводить лишь тогда, когда малыш заинтересован в них. Если он испытывает какой-то дискомфорт, нужно вернуться к упражнениям через 2 — 3 часа.
  4. Создание условий для обучения. Карточки Домана – обязательное условие развития ребёнка. Этот инструментарий состоит из картинок, точек или слов. Карточки вводятся в процесс постепенно, чтобы кроха смог быстро всё запомнить.

Физическое развитие по Доману

Система развития для самых маленьких включает весьма серьёзный комплект физических упражнений. Доктор Доман считал, что между моторикой и интеллектом имеется взаимосвязь.

Взрослые, которые регулярно занимаются с ребёнком определённой зарядкой, производят стимуляцию познавательных процессов. Таким образом, чем более развит малыш физически, тем выше будет его интеллект.

Чтобы младенец смог проявлять активность, создаются определённые условия. Прежде всего требуется особый трек для ползания, который нужно расположить под небольшим углом. Ребёнок во время упражнений должен быть легко одет.

Сложность и продолжительность упражнений будет зависеть от возраста подопечного.

  • Ребёнок практически с первых дней жизни должен при помощи врождённого рефлекса отталкивания проползать короткую дистанцию по специальном треку. Выполняется такая зарядка 10 раз в сутки. Общая длительность — 4 часа в сутки;
  • развитие мануальных умений. Ребёнку предлагается указательный палец или гладкий деревянный штырёк аналогичного размера для захватывания. Когда малыш схватит палец, мама приподнимает его торс. Выполняют подъёмы 10 раз в сутки. Длительность — 10 минут;
  • развитие равновесия. Этот вид упражнений подразумевает совершенствование вестибулярного аппарата. Родитель покачивает, вращает, подбрасывает ребёнка в различных плоскостях. Всего этот комплекс для новорождённых состоит из 15 различных упражнений. Длительность — 10 минут.

От 2 до 7 месяцев

  • развитие двигательных навыков . Ребёнок ползает по-пластунски за игрушкой. Ему нужно проползти по треку более длинную дистанцию, чем прежде (хороший уровень – одна пауза за всю дистанцию). Выполняется упражнение 15 раз за сутки. Общая длительность: от 4 часов в сутки;
  • развитие мануальный умений. Ребёнок захватывает родительский палец, а мама или папа приподнимает торс, чтобы малыш немного повисел. Выполняют висы 15 раз в сутки. Длительность увеличивается с двух до 10 секунд;
  • развитие равновесия. Мама качает, вращает и подбрасывает малыша в различных плоскостях. Опять выполняются те же 15 упражнений, что и в раннем возрастном периоде. Длительность совершенствования вестибулярного аппарата: 10 минут.

От 7 до 12 месяцев

  • развитие двигательных навыков. Ребёнок ползает на четвереньках. За сутки необходимо провести до 30 серий таких упражнений. Общая длительность: минимально 4 часа, желательно до 12 часов в сутки;
  • развитие мануальных умений. Ребёнок висит на перекладине, а родитель его страхует. Выполняют висы 15 раз в сутки. Длительность каждого упражнения – 20 секунд;
  • развитие равновесия. Ребёнка качают, вращают, делают подбросы в различных плоскостях. В этом возрасте выполняют комплекс из 10 специальных упражнений. Длительность такой зарядки составляет 20 минут.

От 1 года

  • развитие двигательных навыков. Ребёнок ходит, причём начинать нужно с одного-двух шажков. За сутки проводят до 30 сеансов ходьбы. Длительность — минимально 2 часа в сутки;
  • развитие мануальных умений. Ребёнок висит на турнике, а потом постепенно передвигается по нему при помощи перехватов (этот способ необходимо сначала продемонстрировать). За сутки нужно выполнить 10 упражнений по перехвату и 5 серий по провисанию. Длительность — 5 минут;
  • развитие равновесия. Выполняется комплекс из 10 упражнений по пассивному развитию равновесия. Родитель покачивает, крутит, подбрасывает малыша в различных плоскостях. Длительность — 20 минут.

Чтобы ничто не мешало двигательной активности, Доман рекомендовал родителям надевать на новорождённого минимум одежды. Так ребёнок будет свободно шевелить ручками и ножками, что ускорит его физическое созревание.

О том, читайте более подробно в статье детского психолога. Из неё вы узнаете, как создать условия для ходьбы и какие упражнения помогут повысить физическую активность малыша.

В своих трудах автор указывал оптимальный возраст для овладения этим навыком – 12 месяцев. К тому же, чтобы контролировать получение знаний, необходимо заручиться умением ребёнка говорить, поскольку через неделю обучения кроха должен «прочитывать» показанные слова.

Развивающие карточки для детей имеют строго определённый размер: 10 на 50 сантиметров. Слова на них должны быть обязательно ярко-красными, а высота букв составляет примерно 7,5 сантиметров.

По методике Домана при обучении чтению следует соблюдать определённую схему:

  1. Первые сутки: ребёнку четырежды показывают 5 картинок со словами-существительными. Паузы между занятиями составляют не более получаса.
  2. Вторые сутки: родитель осуществляет три показа по 5 слов, уже демонстрировавшихся вчера, и три показа по 5 новых слов. В результате получается 6 занятий, во время которых изучается 10 слов.
  3. Третьи сутки: мама осуществляет шесть сеансов по 5 карточек, уже показанных в первый и второй день, и три сеанса по 5 новых слов. В результате получается 9 занятий, во время которых изучается 15 слов.

Следует помнить, что между сеансами упражнений необходим 30-минутный перерыв. В этом случае нервная система ребёнка успеет отдохнуть, и результат будет заметен скорее.

Как только в течение пяти дней слово было изучено, его убирают из демонстрации, поскольку малыш уже должен быть его запомнить. Автор рекомендовал для лучшего контроля замены карточек писать на них дату начала предъявления.

Учим ребёнка считать по Доману

Согласно методике Глена Домана, родители и дети считают по-разному: взрослый человек представляет себе конкретную цифру, а малыш видит количество яблок, конфет и пр.

Вот почему на карточках, которые будут демонстрироваться ребёнку, автор изображал не цифры, а красные точки, которые соответствуют этому числу. Так детям будет проще учиться счёту.

Демонстрационный материал состоит из белых карточек, размер которых примерно 27 на 27 сантиметров. Диаметр красных кружочков составляет чуть меньше 2 сантиметров. Потребуется 100 подобных карточек, на которых будут располагаться от 1 до 100 кружков.

Обучение счёту напоминает привитие навыка чтения и включает следующие действия:

  • ребёнку показывают быстро карточки с кружками;
  • занятие состоит из трёх сеансов по 5 карточек;
  • каждый день нужно добавлять две новые карточки и удалять из сеанса 2 карточки со знакомыми цифрами;
  • затем взрослый вводит дополнительные картинки с большим количеством кружков и увеличивает их число.

Метод счёта Домана предполагает, что если ребёнок будет смотреть регулярно карточки с изображёнными кружочками, то совсем скоро он научится устанавливать количество предметов автоматически. Это позволит ему выполнять математические операции с большими числами.

Развивать ребёнка нужно постоянно, как считал Доман, цель жизни и заключается в получении знаний. Информационные материалы состоят из так называемых «битов интеллекта», который представляет собой какой-то определённый факт.

Автор методики считал, что пояснения не представляют особого интереса и не несут никакой пользы для ребёнка, поскольку его мозг может воспринять лишь чистые факт – тот самый бит информации.

Карточки для развития ребёнка помогают получать глубокие и разносторонние знания, если:

  • каждый элемент изображения виден отчётливо;
  • на карте изображён лишь один предмет;
  • родитель проговаривают название каждого предмета;
  • прежде это изображение было неизвестно ребёнку;
  • карта довольно большая;
  • она чистая, без шумовых изображений или грязи.

Формирование энциклопедических знаний происходит следующим образом: мама демонстрирует ребёнку карточку на 2 секунды, чётко произнося название или описание изображения.

Глен Доман считал, что подобная техника направлена на развитие скорости нервной реакции. И если поначалу ребёнок ничего не понимает, то затем (при условии регулярности занятий) у него появляется более скоростное запоминание и фотографическая память.

Первоначально нужно демонстрировать трижды в сутки по 10 карточек, потом понемногу количество демонстрируемых карт увеличивается до 120. Как только картинка будет просмотрена 30 раз, её следует заменять новой. Следовательно, маме нужно вести отчёт, сколько каждая карта показывалась.

Демонстрационный материал продаётся в магазинах, однако многие родители всё чаще выбирают самостоятельное изготовление карточек, поскольку для обучения понадобятся сотни, а то и тысячи картинок и изображений.

Какие ещё можно использовать дома? Об этом можно узнать, прочитав статью детского психолога с максимально подробным описание полезных занятий для малышей по месяцам.

Методика Глена Домана разрешает карточки выполнять и из подручных материалов. Самый простой и разумный вариант – бесплатно скачать с сайта и распечатать на плотной качественной бумаге с помощью цветного принтера. Можно сделать карты, вырезав картинки из журналов и газет.

Распечатанный материал при аккуратной эксплуатации прослужит достаточно продолжительный срок, если твёрдую бумагу дополнительно заламинировать. Такие карточки можно даже отдать на время знакомым, которые также хотят обучать ребёнка по этой методике.

Обязательно необходимо подписать заранее оборотную сторону карты, чтобы не переворачивать её в процессе демонстрации, ведь малыша ничто не должно отвлекать от процесса созерцания изображённого предмета или слова.

Карточки нужно систематизировать и разложить по определённым разделам. К примеру:

  • домашние птицы;
  • музыкальные инструменты;
  • части тела;
  • овощи;
  • русские писатели и пр.

Если для самых маленьких детей хватит по 10 карточек на каждый раздел, то для малышей постарше количество картинок резко возрастает. Кроме того, в разделах появляются подкатегории. Например, в категории «птицы» появляются «водоплавающие птицы», «птицы Арктики», «птицы-хищники».

Методика Домана словами автора

Американский физиотерапевт сравнивал детский мозг с совершенным компьютером, который собирает и анализирует «биты интеллекта». Автор считал, что для детей до 1 года не свойственно воспринимать чрезмерно умные мысли.

Ребёнку следует предъявлять конкретную, чёткую и максимально доступную информацию. В качестве примера Доман предлагает обратить внимание на знакомства малыша с собакой.

Когда малыш смотрит на пробегающего Шарика и спрашивает, что это такое, родитель может:

  • сослаться на занятость и отказаться объяснять;
  • сказать ребёнку: «Это тяв-тяв»;
  • рассказать просто, что это собака;
  • объяснить, что это собака породы пудель;
  • показать изображения с собаками;
  • продемонстрировать карточки с разными породами собак и показать, где изображён сенбернар, овчарка, такса, сеттер и пр.

Последнее объяснение наиболее полное, поскольку без дополнительных объяснений ребёнок может понять, что у всех собачек имеются общие черты – четыре лапы, хвостик, шерсть. Однако домашние питомцы отличаются по размерам, окрасу и т.д.

То есть за короткое время малыш самостоятельно совершает большую интеллектуальную работу и ускоряет мозговую деятельность.

Раннее развитие ребёнка по системе Глена Домана пользуется популярностью у отечественных мам. Обычно родители высказывают положительные мнения о результатах регулярных занятий, поскольку малыш активно интересуется яркими изображениями, словами и точками.

Карточки Глена Домана привлекает детское внимание, поэтому ребёнок запоминает множество фактов и информации, которую ему предлагают родители.

Однако многие специалисты не столь оптимистично относятся к этой методике, выделяя несколько серьёзных минусов:

  1. Система основывается лишь на визуальном и звуковом восприятии. Малыш пассивно получает информацию, не анализирует её и часто не способен применить на практике.
  2. Уроки не предусматривает развитие творческих способностей. Например, без формирования тонкой моторики невозможно совершенствование интеллекта малыша. Однако при работе с картами ребёнок не рисует, не лепит из пластилина, не играет.
  3. Согласно методу, текст сопровождается демонстрацией карточек. В будущем ребёнок с трудом читает тексты без изображений и не всегда понимает прочитанный материал. Подобное обучение чревато отсутствием желания у детей заниматься неинтересной деятельностью.
  4. Всякий малыш – это яркая личность со своими предпочтениями. Один хочет лепить из пластилина, другой стремится к собиранию пазлов, третий – к активным видам деятельности. Не каждый ребёнок станет изучать карточки Домана, ничего не делая при этом.

Повышенная нагрузка на нервную систему нередко приводит к нежелательным последствиям – психическим нарушениям, перепадам эмоционального фона, проблемам с аппетитом, коммуникабельностью, высокой тревожности, плаксивости.

Мнение врача-невролога

Многие специалисты достаточно негативно высказываются о методе Глена Домана. Так, например, врач-невролог Елизавета Меланченко выступает против ранних развивающих систем, в том числе и домановской.

Нередко на приём к неврологам приходят дети с различными проблемами в виде тика, навязчивых движений, энуреза. Подобные симптомы являются результатом слишком раннего обучения ребёнка. Из-за чего возникают психологические и неврологические нарушения?

Созревание детского мозга происходит постепенно. Прежде всего формируются центры, которые отвечают за работу дыхательной и пищеварительной системы, затем – за движение, эмоции, волевые процессы и чтение.

В случае нарушения такой последовательности (когда ребёнка учат читать прежде, чем он начинает ходить) развитие малыша способно отклониться от нормативных показателей.

Из-за интеллектуального перенапряжения происходит спазмирование головных сосудов вследствие притока крови к мозгу. Как результат – у ребёнка болит голова, появляются тики, энурез и просто повышенная эмоциональная лабильность.

К сожалению, некоторые мамы не слушают советы специалистов и интеллектуально перегружают малышей. В результате ребёнок становится неуправляемым, агрессивным, не может усваивать детсадовскую программу, после чего переходит на домашнее обучение.

В особо тяжёлых случаях детям даже выписывают серьёзные медицинские препараты, чтобы снизить проявление неврологического заболевания. Вывод, как говорится, делать вам.

Карточки Домана – часть популярной развивающей системы американского физиотерапевта. Некоторые родители говорят о явных положительных сдвигах в развитии малыша, другие же мамы убеждены, что с возрастом накопленные знания забываются.

(1 оценок, среднее: 1,00 из 5)

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

Сегодня раннему развитию детей уделяется особое внимание. Разработаны авторские программы, которые с успехом применяются родителями, педагогами и воспитателями во всём мире. Одной из них является система Глена Домана, построенная на принципе донесения большого объёма информации через визуальное восприятие. Как с помощью наборов карточек вырастить эрудита? Есть ли недостатки в этой методике?

Цели и принципы методики Глена Домана

Американский врач-нейрофизиолог Глен Доман посвятил около двадцати лет жизни изучению того, как помочь детям, страдающим повреждением мозга и нарушениями в работе нервной системы, развиваться, воспринимать окружающий мир или полностью излечиться. Он утверждал, что физическое здоровье напрямую связано c уровнем интеллекта. Поэтому для малышей в первую очередь разрабатывался индивидуальный комплекс упражнений. Ребёнок тренировался фокусировать взгляд на предмете: врач показывал карточки с нарисованными на них красными точками на белом фоне. Позже на месте красных точек появились изображения предметов, животных и букв. Также дети подражали взрослым, повторяли повороты головы, движения рук и ног. Затем их учили ползать.

Вместе с регулярными физическими упражнениями с детьми занимались дыхательной гимнастикой и мануальной терапией. Главное условие - проводить комплексные занятия регулярно. Через некоторое время врач заметил, что его подопечные стали догонять здоровых сверстников. Они научились не просто повторять движения, но и запоминали последовательность действий. Глен Доман сделал вывод, что постоянные активные физические тренировки способствуют развитию мозга. И чем больше ребёнок занимается физически, тем быстрее происходит его интеллектуальное развитие.

Через некоторое время Доман начал разрабатывать методику обучения и для здоровых карапузов. Интерес к изучению деятельности мозга детей, которые развивались в соответствии со своим возрастом, появился случайно. Во время реабилитации проблемных малышей, их здоровые сестры и братья присоединялись к занятиям и с удовольствием воспринимали информацию. Автор подготовил несколько программ, которые были усложнены, и результаты превзошли все ожидания. Дети в два года уже отлично читали, считали и были интеллектуально развиты намного больше своих сверстников.

Глен Доман настаивал, что в каждом ребёнке заложен огромный потенциал возможностей, которые нужно раскрывать с самого раннего возраста. Согласно его методике, с младенцем можно начинать заниматься с самого рождения, активно побуждая его к физическим упражнениям. С шести месяцев следует подключать интеллектуальное развитие с помощью наборов карточек.

Принципы развития ребёнка по методике Глена Домана

Что включает гармоничное раннее развитие ребёнка

Способности малыша будут расти с каждым днём, если с ним заниматься регулярно. Доман объяснил это тем, что мозг развивается только при постоянной тренировке и обучении. Но этот процесс не продолжается всю жизнь: до трёх лет нужно заложить детям как можно больший объем информации, а последующие три года - до шести лет - регулярно поддерживать эти знания и дополнять их новыми.

Глен Доман объяснял, что у взрослых не так много времени, чтобы запустить и раскрыть заложенные природой невероятные возможности ребёнка: всего первые три года жизни.

Глен Доман выделил основные принципы своей методики.

  1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие.
    • Физические упражнения нужно начинать с малышом сразу после рождения. Можно побуждать его ползать, хвататься, стоять на ножках с помощью взрослых. С самого раннего возраста рекомендуется учить кроху плавать и ходить. Глен Доман утверждал, что все эти рефлексы заложены природой, а для их быстрого и успешного раскрытия нужно стимулировать ребёнка как можно раньше.
    • Развитие интеллекта происходит посредством разных наборов карточек: карапуз как бы фотографирует изображение и запоминает его на подсознательном уровне, получая огромные объёмы информации каждый день.
  2. Регулярность занятий. По этой методике родители должны обучать ребёнка каждый день без пропусков. Только при этом условии мозг малыша работает и развивается.
  3. Подход к каждому ребёнку. Самые подходящие учителя для детей - это их родители. Малыши лучше воспринимают родных людей и охотнее запоминают информацию, поданную ими. Согласно методике, с крохой можно заниматься только тогда, когда ему этого хочется и вызывает интерес. Если он отвлекается или недоволен, занятие лучше отложить, но не на несколько дней, а на пару часов, по истечении которых попытаться снова. Карапуза обязательно нужно хвалить и радоваться его успехам.
  4. Создание подходящей обучающей среды. Главное в этой системе - наборы карточек. Они должны быть крупными, с яркими и понятными изображениями: картинками, точками или буквами. Глен Доман сравнивал мозг ребёнка с машиной, которая может запоминать и обрабатывать данные визуально в самом раннем возрасте. Часто родители совершают ошибки и повторяют один и тот же материал целый месяц. Автор методики настаивал, что нужно как можно чаще вводить новую информацию и показывать её малышу с помощью карточек. Он быстро всё запомнит.

Каждый ребёнок может стать гением, а ранее развитие - это ключ к его гениальности.

книга Глена Домана «Гармоничное развитие ребёнка»

Ребёнок запоминает информацию, визуально её воспринимая

Методика Глена Домана - видео

Чему можно научить ребёнка с помощью системы Домана

Глен Доман утверждал, что, занимаясь по его методике, малыш может научиться запоминать новую информацию, читать, считать и даже осваивать иностранные языки. Учебного материала получается множество, его количество исчисляется тысячами. Принцип обучения всегда одинаков - показывать ребёнку карточки с картинками, словами или точками.

Но родителям не стоит забывать, что наравне с умственным развитием карапузу необходимы физические нагрузки. Для этого Глен Доман рекомендует не менее трёх-четырёх часов в день оставлять малыша на полу или на мате, где у него будет большое пространство. Одевать детей в это время следует по минимуму: чем больше свобода движений, тем лучше для их здоровья. Также кроху нужно ставить на ноги, вертеть, крутить и подбрасывать, чтобы он учился ориентироваться в пространстве и держать равновесие. Обязательно наличие трека для ползания, на котором ребёнок тренируется передвигаться и ползать.

На таком треке новорождённые дети учатся ползать

Трек для ползания по Доману - видео

Учимся читать

По методике Домана начинать учить ребёнка читать можно с трёх-шести месяцев. На белых карточка нужно показывать не отдельные буквы, а целые слова. При этом они должны быть написаны только красным цветом и никаким другим.

Показывая карточку, родители должны громко и чётко сказать написанное на ней слово. Глен Доман утверждал, что малыш не понимает надписей, а вот если их произнести вслух, то визуальное и звуковое восприятие помогает мозгу быстро запомнить изображённую последовательность букв и понимать её в дальнейшем .

Обучение глобальному чтению происходит по принципу запоминания ребёнком целого слова, а не отдельных букв или слогов.

Глобальное чтение по методике Домана - видео

Счёт по Глену Доману

Глен Доман говорил, что, произнося определённую цифру, взрослые представляют себе то, как она выглядит. А вот дети воспринимают всё по-другому: они в первую очередь считают количество предметов, которые видят. Поэтому на карточке белого цвета нужно расположить красные точки. Показывая их, говорите вслух соответствующее число: так ребёнок будет запоминать счёт .

Обучение ребёнка счету по методике значительно отличается от того, к чему привыкли взрослые. Все дело в том, что на карточках написаны не цифры, а изображены красные точки, которые и запоминает кроха.

Количественная математика - видео

Знакомство с иностранными языками

По программе Домана можно изучать заграничные языки с детьми: английский, французский или любой другой. Автор говорил, что мозг малыша - совершенный компьютер, который может усвоить предоставляемый ему объём информации. Поэтому родителям нужно написать на карточках иностранные слова и показывать их крохе, одновременно произнося вслух. Ребёнок будет запоминать их, а затем и озвучивать.

Карточки Глена Домана - фотогалерея

Карточки могут быть самой разной тематики Наборы карточек для раннего развития Изучаем продукты питания Изучаем действия Учимся считать с карточками Домана Учим ребёнка читать по методике Домана Карточки для изучения фигур и цветов Набор карточек «Космос» Набор карточек «Профессии» Набор карточек «Достопримечательности» Набор карточек «Страны мира»
Набор карточек «Деревья»

Описание карточек - видео

Как сделать карточки в домашних условиях

Карточки Глена Домана можно приобрести в магазине или сделать самому. Родители чаще предпочитают второй вариант, ведь в процессе обучения насчитывается несколько сотен, а то и тысяч единиц обучающего материала. Для их изготовления:

  • возьмите плотный лист картона белого цвета, или обычную белую бумагу;
  • распечатайте на бумаге цветную картинку и наклейте её на основу.

Если вы готовите карточки для обучения чтению или счету, слова и точки должны быть написаны только красным цветом.

Карточки своими руками - видео

В помощь родителям: как правильно заниматься по карточкам Домана с детьми разного возраста

С детьми до года можно и даже нужно заниматься по методу Домана. Родителям рекомендуется подобрать такое время, когда малыш не голоден, не хочет спать и чувствует себя здоровым. Только в этом случае он сможет сфокусировать внимание на картинках и подсознательно будет запоминать новую информацию. Если мама и папа видят, что кроха отвлекается, начинает плакать или капризничать, показывать карточки нельзя.

Методика раннего развития Глена Домана предусматривает правила, по которым проходят занятия.

  1. Ребёнка нужно посадить, если он уже уверенно сидит, или положить на поверхность, где его ничто не будет отвлекать.
  2. Родители за одно занятие показывают не более пяти карточек. По мере взросления крохи это количество увеличивается до десяти.
  3. Давать карточки в руки карапузу категорически запрещается: малыш не рассматривает и не изучает их сам, он просто зрительно воспринимает информацию, слушая произносимые взрослыми слова.
  4. Каждая карточка показывается ребёнку одну-две секунды, затем берётся новая. Одно занятие занимает 7–10 секунд.
  5. Ежедневно нужно проводить занятия по пяти таким наборам. Каждый набор состоит из пяти карточек, поэтому в день кроха запоминает двадцать пять новых слов.
  6. С каждым набором в день проводится три занятия. В общей сложности с малышом занимаются по пятнадцать раз ежедневно.
  7. Занятия с одним набором карточек проходят на протяжении пяти дней подряд. Потом одна карточка из набора убирается, а на её место подбирается другая.
  8. Во время занятий карточки нужно показывать ребёнку в разном порядке.

Как правильно показывать карточки Домана - видео

Обучение чтению

Обучение чтению по методике Глена Домана проходит в несколько этапов.

  1. До полутора лет ребёнку показывают только отдельные слова, которые он запоминает и учится находить среди предложенных карточек. При этом они должны быть написаны крупными заглавными буквами, чтобы кроха не отвлекался на их размер.
  2. Когда ребёнок уже знаком со многими словами, из них можно складывать словосочетания. Например, малыш знает цвета и названия фруктов. Родители могут предложить ему две карточки вместе - оранжевый апельсин, жёлтый банан, красное яблоко. Дети быстро запоминают такие пары.
  3. Следующим этапом после запоминания минимум 75–85 слов идёт изучение простых предложений. Родителям рекомендуется составлять их с действиями самого малыша. Например: Диана играет, Саша спит, Денис рисует. Ребёнку интересно все, что связано с его именем. Немного позже задачу можно усложнить: Диана играет в мяч, Саша спит в кроватке, Денис рисует корабль. Таким способом постепенно кроха научится читать не только отдельные слова, но и целые предложения.

Счёт

Для обучения ребёнка счёту, родителям нужно приготовить 100 карточек, на которых в произвольном порядке будут изображены точки красного цвета от одного до ста. Занятия проводятся в несколько этапов (так же, как при обучении чтению). В самом начале с крохой изучают цифры от нуля до пяти, и от шести до десяти. Когда малыш запомнит их (в среднем через пять дней), можно добавлять новые.

Счёт от 1 до 30 + чтение - видео

Мнения о плюсах и минусах методики

Многие родители, воспитатели в детских садах и педагоги в развивающих центрах используют методику Глена Домана для интеллектуального развития детей. Конечно, занимаясь по ней, взрослые уделяют большое внимание малышу, проводя много времени за показом карточек. Ребёнок, в свою очередь, заинтересован яркими картинками, буквами и точками. Все новое привлекает его внимание, и он готов запоминать информацию, которая ему предлагается. Но существуют и минусы системы.

  1. Методика основана только на зрительном и звуковом восприятии: ребёнок выступает пассивным наблюдателем, который запоминает информацию, не анализируя её.
  2. Не предусматривается раскрытие творческих способностей. Доказано, что развитие мелкой моторики способствует росту интеллекта ребёнка. Но при работе с карточками, малыш не учится рисовать, лепить из пластилина, не осваивает другие виды деятельности.
  3. Трудности с обучением в школе. Изучая чтение по карточкам, ребёнок запоминает слова визуально, он не знает букв, не умеет составлять из них слова и разбивать их по звукам. В его подсознании слово - это просто одна картинка и ничего больше. Когда дети идут в школу, им намного сложнее приспособиться к программе обучения.
  4. Отсутствие индивидуального подхода. Каждый ребёнок - это личность со своими желаниями и интересами. Одни малыши хотят рисовать. Они через творчество знакомятся с окружающим миром, запоминают цвета, предметы, пытаясь их изобразить на бумаге. Другим интереснее собирать пазлы, играть со шнуровкой или проводить время, исследуя бизиборд. Не каждый карапуз будет наблюдать за карточками, ничего не делая сам.

Далеко не все психологи, педагоги и родители положительно отзываются о занятиях по методике Глена Домана. Многие врачи-неврологи и психиатры являются противниками этой системы, говоря о том, что все дети индивидуальны, и для некоторых такой объем информации в столь раннем возрасте не приносит пользы.

Мозг ребёнка созревает постепенно: сначала нервные центры, отвечающие за дыхание и пищеварение, потом - за движение и только после этого - за эмоциональный контроль, волю и чтение. Если принудительно нарушить эту последовательность, становление крохи может отклониться от нормы.

Чрезмерное интеллектуальное напряжение вызывает приток крови к коре головного мозга, в результате чего возникают спазмы сосудов и, соответственно, малыш получает целый букет заболеваний. Перегружаясь знаниями, ребёнок испытывает головные боли, становится неспокойным, страдает от тиков (непроизвольных движений) и недержания мочи. Ранее развитие, кроме того, может послужить причиной возникновения психических нарушений, если кроха имеет к ним склонность. Обычно симптомы появляются в течение месяца от начала какого-либо вида интеллектуальной деятельности и проходят только тогда, когда родители решаются изменить режим дня и отдыха своего чада и снимают с него львиную долю умственной нагрузки.

Врачи говорят о том, что все знания хороши в меру и в своё время. По мере взросления ребёнок начнёт осваивать нужную информацию.

Методика Глена Домана является одной из наиболее известных с интеллектуальной и физической точки зрения. Глен Доман, американский врач-нейрофизиолог, утверждал, что в каждом ребенке скрывается большой потенциал, способный максимально развиться, открывая перед ребенком неограниченные возможности в дальнейшем. К такому выводу автор методики пришел после детального изучения особенностей развития детей.

Принципы обучения по методике Домана

  • Обучение следует начинать как можно раньше. Чем ребенок младше, тем легче его научить чему-либо.
  • Непременно нужно хвалить кроху и радоваться его успехам.
  • Необходимо доверять своему ребенку и уважать его как личность.
  • Процесс обучения должен приносить удовольствие
  • Для обучения должна быть создана подходящая обстановка
  • Необходимо закончить занятие прежде, чем ребенок этого захочет сам
  • Нужно как можно чаще вводить новый учебный материал
  • Быть последовательными, организованными, занятия проводить регулярно
  • Знания ребенка проверять не нужно
  • Учебные материалы нужно готовить тщательно и заранее
  • Если ребенку или вам стало неинтересно, занятие следует прекратить

Физическое развитие ребенка согласно методу

Раннему физическому развитию ребенка в методике Домана уделяется значительное внимание, поскольку автор убежден, что оно непосредственным образом связано с развитием малыша.

Ребенку с младенчества необходимо предоставить свободу движения, поощрять его естественные потребности в плавании, хождении, хватании, ползании. Эти потребности заложены в детях природой, их нужно развивать, чтобы в дальнейшем ребенку не пришлось учиться ходить, ползать и плавать заново. Сохраняя детские рефлексы, родители предоставляют малышу возможность вести активный образ жизни, «умнея» и «взрослея» раньше ровесников. Следовательно, необходимо обеспечить условия для физического стимулирования крохи.

Младенца помещают в специальный трек для ползания, который располагается под небольшим уклоном. Малыш располагается между бортиками этого трека, так стимулируется врожденный рефлекс, благодаря которому он выбрался из маминого живота. По треку ребеночек способен проползать достаточно приличные расстояния. Автор методики рекомендует, чтобы младенец проводил в треке ежедневно по 3-4 часа, причем одежды на ребенке должен быть минимум. Лучше, чтобы поверхность трека была гладкой, без одеял или мягких матрасов. Если грамотно все организовать, то к четырем месяцам ребеночек уже начнет ползать на четвереньках.

Также в методике делается акцент на развитии чувства равновесия и баланса (крутить и вертеть кроху), на преодолении преград (различные валики на полу), помощи ребенку в .

Доман выделяет семь стадий в развитии ребенка от рождения до семилетнего возраста, эти этапы соответствуют периодам созревания мозга. На первом этапе слух, зрение, мануальные навыки и движения управляются верхними отделами спинного мозга, на последнем этапе – верхними отделами коры головного мозга. Каждый новый уровень, развиваясь, вытесняет предыдущий и начинает контролировать различные функции. Переход от одного этапа к другому сопровождается, согласно методике, массой определенных движений. Обычный малыш, с которым не занимаются специально, проходит эти стадии за шесть с половиной лет, но, если действовать согласно методике Домана, их можно пройти за три с половиной года!

У вас есть 30 секунд: чему вы успеете научить ребенка?

Глен Доман сравнивает человеческий мозг с самым совершенным компьютером, который извлекает тем больше выводов, чем больше знает фактов. Не стоит забивать голову ребенка ерундой, напрасно ожидая затем от него грамотных поступков и умных высказываний. Необходимо обеспечивать малыша отчетливой, точной, понятной информацией. Приводится следующий пример.

Представьте, что ребенок увидел собаку и подошел к вам поинтересоваться насчет нее. У вас есть следующие варианты действий:

  • Сказать: «Отстань, мне некогда»
  • Сказать: «Это гав-гав»
  • Сказать: «Это собака»
  • Сказать: «Это собака породы сенбернар»
  • Показать ребенку картинки с собаками
  • Показать картинки с собаками и сказать: «Посмотри, малыш, на всех этих картинках изображены животные, которые называются собаками, здесь есть разные собаки – пудель, немецкая овчарка, боксер, болонка, спаниель, колли, чау-чау, ротвейлер, доберман, лабрадор».

Доман утверждает, что последний вариант поможет ребенку самостоятельно сделать выводы о том, что у всех собак есть лапы, хвост, шерсть, но они могут иметь разный рост, размер, окрас, форму ушей, длину хвоста и т.д. Так за 30 секунд развитие детского мозга значительно ускорится.

Как научить малыша читать (по методу Домана)

Ребенок видит написанные слова, но их значения не понимает. Если ребенок будет одновременно видеть и слышать написанное слово, то мозг механически его запомнит, интерпретировав полученную информацию. Так с течением времени законы чтения станут понятные ребенку по таким же принципам, по каким ему стала понятна устная речь. Глен Доман убежден, что с шестимесячного возраста можно начинать .

Для этого применяются карточки 10х50 см, на них написаны красные печатные буквы, высота букв составляет 7,5 см, толщина шрифта составляет 1,5 см. Для начала должны быть подобраны хорошо известные ребенку слова (названия членов семьи, одежды, игрушек, частей тела, любимых блюд). Можно придерживаться следующей программы.

В первый день показывать ребенку 5 карточек (по 5-10 секунд каждую) и внятно произносить написанные на них слова («мама», «папа», «бабушка»). На этом занятие должно быть окончено. В награду малыш получит объятия и поцелуи. В течение первого дня необходимо эти же карточки показать еще дважды.

На второй день вчерашние карточки повторить и добавить к ним 5 новых. У малыша, таким образом, будет шесть коротеньких занятий, 3 занятия по старым карточкам и 3 по новым.

На третий день добавляется еще 5 карточек – имеем 9 занятий в результате.

К пятому дню вы доходите до 25 карточек и 15 занятий. На шестой день добавляются пять новых карточек, но в изученных комплектах вы убираете по одному слову.

Как обучить ребенка счету по этой методике

Когда мы говорим «два», ребенок представляет две точки, а взрослый – цифру. То есть, согласно Доману, ребенок мыслит фактами. Предоставив малышу такие факты, взрослые дадут ему возможность определять количество предметов сразу, без пересчета, а также познакомиться с базовыми математическими правилами – сложением, вычитанием, умножением, делением. Для обучения ребенка счету используются карточки в количестве 100 штук, размер каждой – 27х27 см. На каждой карточке изображены точки в хаотичном порядке (от 1 до 100), диаметр точек – чуть менее 2 см.

Математические карточки демонстрируются по тем же принципам, что и карточки для чтения. Только на начальном этапе используются лишь два набора (точки от 1 до 5 и от 6 до 10). На первом этапе обучения ребенок осваивает понятие «количество», на втором – «уравнение», на третьем решает задачи, на четвертом осваивает понятие «цифра» и запоминает цифры, на пятом этапе малыш знакомится с цифровыми уравнениями.

Получение энциклопедических знаний

Согласно Глену Доману, приобретение разносторонних знаний о мире, который нас окружает – это и есть цель человеческой жизни. Не нужно ничего объяснять и разъяснять детям, их мозг может воспринимать только факты. Чтобы карточки давали малышу действительно энциклопедические знания, они должны отвечать определенным требованиям:

  • Детали изображения отчетливо видны
  • На одной карточке – один предмет
  • Предмет имеет специальное название
  • Это незнакомый ребенку предмет
  • Размер карточки – 28х28 см, то есть она достаточно большая
  • Карточка чистая

Каждое занятие с карточками должно продолжаться примерно 30 секунд.

Разделы знаний согласно методике Домана


Спорные моменты в направлении

Несмотря на то, что в книгах Домана все изложено заманчиво, логично и понятно, методика имеет и спорные моменты, вокруг которых по сей день разворачиваются научные дебаты.