Конспект нод по познавательному развитию в средней группе. Познавательное развитие в средней группе детского сада Конспект нод средняя по познавательному развитию

Наталья Асанова
Конспект НОД познавательное развитие в средней группе «Мы - друзья природы!»

Асанова Наталья Демьяновна, воспитатель МКДОУ "Волчихинский детский сад №2".

Конспект НОД познавательное развитие

в средней группе

«Мы - друзья природы

Цель :

Воспитывать бережное отношение к природе .

Задачи :

Образовательные :

Обобщать знания детей о диких животных, о среде их обитания , о птицах, о деревьях.

Активизировать в речи детей имена прилагательные, характеризующие времена года, особенности деревьев диких животных и птиц.

Выявить качество и свойство дерева с помощью опытно – экспериментальной деятельностью.

Развивающие :

-Развивать мыслительные операции : сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать.

-Развивать внимание , память, мышление.

Воспитательные :

Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Методические приемы : художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, беседа, объяснение, показ, физкультминутка, музыкальное сопровождение с использованием ИКТ.

Материал : мультимедиа показ деревьев, животных, птиц. Лучики из бумаги, солнышко, запись «Голоса леса» .

Предварительная работа :

Комплекс занятий по ознакомлению с окружающим миром на тему «Лес» ; Заучивание стихов, пословиц об осени;

Оформление для дидактической игры «Кто, где живет» .

Чтение и обсуждение стихотворения М. Усачева «Мусорная фантазия» .

Трудовая деятельность по сбору мусора на участке для прогулки.

Беседы о мусоре : откуда берется, какие виды мусора бывают, чем вреден мусор и т. д.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ребята к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое (очерчивают круг руками)

Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками над головой)

Здравствуй маленький цветок,

Здравствуй утро, здравствуй день

Нам здороваться не лень.

2.- Ребята, мне сегодня утром, почтальон принес письмо, вы хотите узнать, кто нам пишет?

- Тогда слушайте : Слайд 2. (Лесовичок)

“Дорогие ребята, я, Лесовик-хозяин леса. Жил с друзьями в лесу . Но случилась беда! Люди, которые приходили отдыхать, оставляли мусор, консервные банки , пластиковые бутылки, пакеты. Все растения погибли, звери, птицы, насекомые исчезли, солнце не светит. Как мне хочется видеть чистые ручьи, ходить по чистому, никем не замусоренному лесу, видеть своих друзей . Только вы сможете мне помочь. Если Вы дружные и смелые, находчивые и веселые, отправляйтесь на помощь лесу! ”

Ну что ребята, поможем Лесовичку?

Вы дружные? Вы смелые?

В лес мы поедем на поезде. Занимайте места в вагончиках. Осторожно, двери закрываются. (Ходьба по кругу. Построение «поезд» .) Вытянутые руки согнуть. Итак, мы отправляемся в путь!

Дети. Ш-Ш-Ш-Ш (губы колесом) .

-Застучали колеса : Так – так – так – так – так… (меняется темп, сила голоса, высота) . Наш поезд проноситься через поля, луга и вот зеленый лес встает впереди.

Выходим из вагонов! Ребята вот мы с вами в лес пришли!

Слайд 3.(Полянка)

Ой, как грустно, ой как скучно, темно и грязно. Не слышно пение птиц. Нужно обязательно помочь лесу. Поможем? Ребята с каждым выполненным заданием в лесу станет чище и светлее.

1задание.

Послушайте первое задание. Слайд 4. (Осень)

Ребята! Какое сейчас время года? (Осень)

Ребята, назовите периоды осени (Ранний, золотой, поздний) .

А сейчас какой период? (Поздний) .

Молодцы! Справились с 1 заданием.

Появляется первый лучик в лесу.

2 задание.

В лесу, много деревьев. Что такое дерево? (Дерево - самое большое растение.)

Назовите его части. (Корни, ствол, ветки и листья.)

Как вы думаете, дерево живое? (Да.)

Почему? (Оно растет, дышит, питается.)

Ребята, бывает, так, что и деревья болеют, тогда их Лесовичок спиливает.

Рассмотрите спил дерева. Опишите на ощупь спил дерева. (Шероховатый.)

Расскажите о свойствах дерева. (Дерево твердое.)

Ребята, как можно определить, сколько лет дереву? (Правильно, на срезе дерева, мы видим кольца, каждое кольцо – один год жизни дерева.)

Давным-давно по деревьям определяли, какая будет погода. Вот и сейчас ребята вас познакомят с приметами с помощью деревьев.

Береза желтеет снизу – зима будет поздней. Слайд 5 (Береза) - Настя

На рябине много ягод – к морозу. Слайд 6 (Рябина) -Анисия

Если осенью ива покрывается инеем, надо ждать долгой зимы.

Слайд 7 (Ива) -Ксюша

Много шишек на соснах - к холодной зиме. Слайд 8 (Сосна) - Маша

Какое правило нужно соблюдать по отношению к деревьям? (Не лазить по деревьям, не ломать ветки, не разводить костер в лесу ). Слайд 10.(Правило)

Мы выполнили второе задание. Появляется второй лучик.

3 задание.

Ребята, а кто еще живет в лесу? (Дикие животные) .

Слайд 13.(Животные)

Почему их называют дикими?

Животных в лесу много, но увидеть их непросто, потому что они очень хорошо научились прятаться от людей.

Слайд 14. (Медведь)

«Он большой, лохматый, неуклюжий. Зимой спит в берлоге. Летом ходит по лесу, ищет мед и малину». (Медведь.) - Илья

Слайд15.(Белка)

«Она маленькая, быстрая, рыжая. По деревьям скачет, живет в дупле. Грызет шишки и орехи». (Белка.) -Аня

Слайд 16.(Ежик)

«Он маленький и колючий. Зимой спит. Летом ловит жуков и червяков» . - Полина

Слайд 17. (Волк)

«Он серый и страшный, злой и голодный. Ловит зайцев и телят. Живет в логове». (Волк.) - Дима

Слайд 18.(Заяц)

У этого животного летом шубка серая, а зимою белая. Он быстро бегает. Всех в лесу боится, прячется год кустом. Любит грызть морковку и капусту. - Егор

Слайд 19. (Лиса)

«Она рыжая и хитрая. У нее пушистый хвост. Живет в норе. Ловит мышей и зайцев». (Лиса.) - Вероника

Молодцы, вы хорошо справились с заданием! А теперь предлагаю вам немного отдохнуть.

Ребята, какое правила надо соблюдать по отношению к диким животным? Слайд 20. (Правило)

Появляется 3 лучик.

Физкультминутка.

4задание.

Скажите, как называют птиц, которые осенью улетают на юг? (Перелетные) . Слайд21. (Перелетные птицы)

Назовите основные причины, по которым птицы улетают? (Отсутствие еды и холод) .

Но есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год остаются на родине и не совершают перелетов. Таких птиц называют? (Зимующие) .

В серой шубке перьевой,

И в морозы он герой.

Назови его скорей!

Кто там скачет?. (воробей) . Слайд 22. (Воробей)

Сама вся сероватая,

Походка мешковатая,

Важная персона- Зовут ее. (ворона) . Слайд 23. (Ворона)

Черная шапочка

И полоска шарфика

У желтогрудой птички

По имени. (синичка) . Слайд 24. (Синичка)

Эта птица так болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

А зовут ее. (сорока) . Слайд 25.(Сорока)

Выпал снег, метут метели,

А к нам гости прилетели.

На рябину посмотри -

Там расселись. (снегири) . Слайд26. (Снегирь)

Ребята, какое правило надо соблюдать, увидев птиц в лесу?

Ребята, а как мы можем помочь тем птицам, которые зимуют у нас в селе? (Подкармливать)

Я предлагаю, приготовить корм для птиц. Проходите к столу. Вы видите, что у каждого из вас по две тарелочки. В одной тесто, в другой зернышки. Ребята, возьмите комочек теста в руки. И круговыми движениями рук приминаем края теста. Стараемся расплющить по всей тарелочки. Затем, тесто нужно положить в тарелочку. И на одну сторону насыпать зернышки. Постараться распределить равномерно зернышки по тесту. Вдавливая зернышки в тесто. Потом перевернуть тесто на другую сторону и опять насыпать зернышки на тесто и вдавить зернышки, чтобы они не выпали.

Слайд 27. (Правило)

Молодцы!

Появляется 4 лучик.

5 задание.

Слайд 28. (Правила)

Ой, ребята, мы все задания выполнили, а вот мусор на нашей полянке остался. Давайте соберем мусор в мешок, чтобы у нас было чисто.

Полянку мы в порядок привели и справились со всеми заданиями. Посмотрите, как в лесу стало светло и чисто. Запели птицы.

5 лучиков и появилось Солнышко

Молодцы, ребята! Все задания выполнили правильно.

Воспитатель :

Мы юные защитники природы , мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем оберегать все живое.

Вы, были сегодня активны, все отвечали и поэтому мы с вами так быстро справились со всеми заданиями. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Повертелись, покружились и в саду мы очутились.

Вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами были? Что мы делали в лесу? Помогли Лесовику очистить лес. Мы помогли Лесовику, за это он нас угостил сладостями. Спасибо!

Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе на тему «Пять заданий»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Физическое развитие».

Цель: Развитие познавательных интересов.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять знания о частях суток;

Закреплять умение различать и называть времена года;

Закреплять названия животных месяцев;

Совершенствовать общую моторику (выполнять движения по схематическому изображению и быстро переключаться с одного движения на другое);

Продолжать развивать конструктивные навыки (складывать пазлы с цифрами);

Закреплять знания о цифрах от 1 до 5;

Закреплять знание о геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник);

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги;

Развивающие:

Развивать внимание и память;

Развивать логическое мышление (продолжать учить отгадывать загадки описательного характера).

Речевые:

Продолжать расширять словарь;

Закреплять в речи относительные прилагательные (резиновый, пластмассовый, стеклянный, бумажная и т.д.);

Закреплять умение правильно пользоваться обобщающими понятиями (классификация).

Воспитательные:

Воспитывать у детей эмпатию, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, оказывать помощь.

Демонстрационный материал:

Волшебная коробочка, картинки животных, скамейка (мостик), дорожка «Цветочная поляна», набор геометрических фигур, схематические изображения к физминутке «Весёлые человечки», картинки животных (верблюд, лев, бобер, кошка, жираф),мяч, «Чудесный мешочек»

Раздаточный материал:

Альбомные листы по количеству детей, набор геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник).

Методические приёмы:

Игровая ситуация, постановка проблемы, беседа-диалог, речевая игра, физминутка «Весёлые человечки», конструктивная деятельность, анализ, подведение итогов.

Ход НОД

Воспитатель: ребята, сегодня к нам пришли гости, посмотреть на вас, как вы выросли и кто готов идти в подготовительную группу.

Придумано кем-то, просто и мудро
При встрече здороваться:
– Доброе утро!
Давайте улыбнемся нашим гостям, и подарим им хорошее настроение.

Интерактивная игра «Здравствуй, друг!»

Здравствуй, друг! Пожимают друг другу руки.

Как ты тут? Ласково треплют за ушко.

Где ты был? Разводят руки в стороны, приподнимают плечи.

Я скучал! Прикладывают правую руку к сердцу.

Ты пришел? Постукивают по плечу.

Хорошо! Обнимают друг друга.

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

Сегодня у нас необычное занятие. Я приготовила для вас сюрприз, но вы сможете узнать,что здесь лежит, если пройдете все 5 испытаний.

Задания будут сложными, но интересными. Выполнив все задания, вы узнаете, какой сюрприз я приготовила.

Эти испытания не простые и преодолеть препятствия смогут только сообразительные и внимательные. Сейчас я проверю, какие вы сообразительные.

Вы готовы? Тогда удачи.

Игра «Части суток» («Закончи предложение»)

Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром)

Завтракаем мы утром, а обедаем … (днём)

Обедаем мы днём, а ужинаем … (вечером)

Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью)

Сколько частей в сутках? (4). Назовите их. Скажите, а когда начинается наше путешествие, в какое время суток?

А какое сейчас время года? (Весна) Назовите весенние месяцы (март, апрель и май – их не забывай).

Игра «В какое время года?»

В какое время года все купаются и загорают?

В какое время года птички улетают на юг?

В какое время года расцветают подснежники?

В какое время года играют в снежки?

В какое время года тает снег?

В какое время года с деревьев опадают листья?

Воспитатель. Молодцы. Тогда отправляемся в путь. Идём по дорожке, лужи обходим,теперь по мостику, кочки переступаем. Вот мы и подошли.

Посмотрите, на лужайке какие красивые цветы растут. Чтобы узнать, какое задание первое, а какое второе и т.д., нам нужно наши цветочки расположить по порядку. (Дети раскладывают цветы с цифрами от 1 до 5). Артём, найди цветок с цифрой 1.

Молодец!

Вот задание 1.

1 ЗАДАНИЕ - Игра «Скажи одним словом» (обобщение) с мячом.

Тюльпан, нарцисс,роза, ромашка-…(цветы)

Игра «Из чего сделаны предметы?»

Гвоздь из железа – … железный.

Воспитатель. Молодцы! Найдите цветок с цифрой 2.

Дети садятся полукругом возле доски.

2 ЗАДАНИЕ - Игра «Угадай ».

Животное гордое, смелое, сильное и мужественное. Его рычание слышно на всю округу, И еще его называют царем зверей.

    Он пятнистый великан –

Шея длинная, как кран:

Длинноногий, горделивый,

Важный и неторопливый.

Хвост имеется и рожки...

и совсем не крошка

    Этот зверь нам хорошо знаком, чисто умывается, а с водой не знается.

    Эти животное обитают вдоль рек, Они замечательные строители. Своими большими острыми зубами они подгрызают деревья, из котрых строят свои домики-хатки. Они лавают благодаря перепончатым лапами широкому плоскому хвосту.

    Он ходит по пустыне, любит кушать колючки, может долго обходиться без воды, а еще дольше без еды. На спине его горбы, там запас еды, воды.

    Эта дикая лошадь целый день траву жуёт

На ней модная рубашка- полосатая тельняшка.

Воспитаталь: Давайте сосчитаем сколько животных? Как их можно назвать одним словом? Каким по счету стоит жираф? Лев? и т.п.

Молодцы ребята.

А где третий цветок, Даша (Даша находит цветок с цифрой 3).

Задание 3. Она предлагает нам просто отдохнуть.

3

Воспитатель показывает карточку, а дети выполняют соответствующее движение.

Следующее задание 4. (Садятся за столы).

Воспитатель. Олег, покажи четвёртый цветочек

В середине – кружок.

В левом нижнем углу – овал.

В левом верхнем углу – прямоугольник.

Воспитатель. Хорошо. Все правильно сделали?

И посмотрим последнее задание. Остался один цветок. Вика, Какая цифра? Правильно, 5.

5 ЗАДАНИЕ- «Чудесный мешочек»

Воспитатель: На ощупь определить фигуру и назвать.

Здорово, ребята. У вас все получилось!

Сначала мы вернёмся в детский сад (дети проходят по мостику и дорожке)

Дети открывают коробку. Сверху лежит загадка:

Дети разбирают конфеты.

Рефлексия

Вам понравилось выполнять задания?

Какие задания больше понравились? Что запомнилось? (ответы детей).

А мне понравилось, что вы старались, и были очень активны.

На этом занятие окончено.

Молодцы!

«Ах, вы сладкие вкусняшки, что вы прячетесь в бумажки? Не получится, найдут! Вас они и выдают» (конфеты).

Вот первая рыбка и задание 1.

1 ЗАДАНИЕ - Игра «Скажи одним словом» (обобщение) с мячом

Мяч из резины – … резиновый.

Мяч из пластмассы – … пластмассовый.

Стакан из стекла – … стеклянный.

Матрёшка из дерева – … деревянная.

Утка из резины – … резиновая.

Игрушка из меха – … меховая.

Поделка из бумаги – … бумажная.

Гвоздь из железа – … железный

Яблоко, груша, слива, лимон – … (фрукты).

Кровать, тумбочка, стул, шкаф – … (мебель).

Собака, кошка, корова, коза – … (домашние животные).

Папа, мама, бабушка, дедушка – … (родственники - семья).

Кубик, кукла, машина, мячик – … (игрушки).

Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки – … (обувь).

Пчела, стрекоза, муха, жук – … (насекомые).

Самолёт, вертолёт, ракета – … (воздушный транспорт).

Тюльпан, нарцисс, роза, ромашка-…(цветы)

Нож, вилка, ложка -…(столовые приборы)

2 ЗАДАНИЕ - Игра «Угадай ».

Воспитатель. Если отгадаете животное, то появится этот зверь

Животное гордое , смелое, сильное и мужественное. Его рычание слышно на всю округу, И еще его называют царем зверей.

Он пятнистый великан

Шея длинная, как кран:

Длинноногий, горделивый,

Важный и неторопливый.

Хвост имеется и рожки...

и совсем не крошка

Этот зверь нам хорошо знаком, чисто умывается, а с водой не знается .

Эти животное обитают вдоль рек , Они замечательные строители. Своими большими острыми зубами они подгрызают деревья, из котрых строят свои домики-хатки. Они лавают благодаря перепончатым лапами широкому плоскому хвосту.

Он ходит по пустыне, любит кушать колючки, может долго обходиться без воды, а еще дольше без еды. На спине его горбы, там запас еды, воды.

Эта дикая лошадь целый день траву, на ней модная рубашка- полосатая тельняшка.

Воспитаталь: Давайте сосчитаем сколько животных? Как их можно назвать одним словом? Каким по счету стоит жираф? Лев? и т.п. Мне кажется … Молодцы ребята, за правильные ответы рыбка даёт нам второй ключ .

5 ЗАДАНИЕ - «Чудесный мешочек»

4 ЗАДАНИЕ - Игра «Что где находится?»

Детям предлагается расположить на альбомном листе геометрические фигуры.

Воспитатель. Какие фигуры перед вами? Выполняем следующее занятие о рыбки:

В середине – кружок.

В правом верхнем углу – квадрат.

В левом нижнем углу – овал.

В правом нижнем углу – треугольник.

В левом верхнем углу – прямоугольник

3 . ЗАДАНИЕ - Физминутка «Весёлые человечки».

Загрустил котенок мой.

Я спросил: «Ну что с тобой?»

Он молчит, сидя в коробке.

Я сказал: «Какой ты робкий!

Ты, наверное, не спал?»

А котенок вдруг ответил:

Я тебе ведь не игрушка!»

Загрустил котенок мой.

Я спросил: «Ну что с тобой?»

Он молчит, сидя в коробке.

Я сказал: «Какой ты робкий!

Ты, наверное, не спал?»

А котенок вдруг ответил:

«Ты б не лез ко мне, Петрушка,

Я тебе ведь не игрушка!»




Цель: вовлечь детей в опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи: уточнить представления детей о свойствах воды (прозрачная, жидкая, без цвета, имеет вес). Развивать умение рассуждать, отвечать на вопросы.

Методы и приёмы: сюрпризный момент (превращение в ученых); опыты с водой.

Предварительная работа: проведение мини-беседы «Если б не было воды», рассматривание глобуса, карты мира, заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде.

Оборудование и материал: аудиозапись, колбы, вода, молоко, цветные палочки, салфетки.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Звучит аудиозапись «Шум моря».

Дети, что вы слышите, что за звуки раздаются?

Дети: Шум моря, воды.

Воспитатель: Правильно! Это шумит вода. Послушайте, пожалуйста, стихотворение, о воде.

Что такое вода?

Что такое вода - интересно ребятам,

Это то, без чего нам, друзья, не прожить.

Человечеству послана она во благо,

И водой мы, конечно, должны дорожить.

Что такое вода? Это реки и море,

Это лед Антарктиды, это снег или град.

Это синее озеро там, на просторе,

И красивый и громкий речной водопад.

И весенний ручей, и осенняя лужа,

Что такое вод? - Я отвечу легко.

Это то, что, бесспорно, нам жизненно нужно,

Что в судьбу человека вошло глубоко.

Воспитатель: дети, а для чего нужна вода? А нужна ли вода животным? А рыбам? А человеку? Дети, а как вы думаете, почему живые существа и растения не выживут без воды? (Выслушиваем ответы детей.) Правильно. А я предлагаю вам узнать еще много нового о воде, для этого мы превратимся в ученых. Проходите в нашу лабораторию. Одевайте шапочки, бахилы и халатики.

Опыт 1: Перед вами стоят по две колбы. Что можете сказать о них? Какие они?

Дети: одна пустая, а другая наполнена водой.

Воспитатель: возьмите в руки колбы и определите: одинаковые ли они по весу?

Дети: ода лёгкая, другая тяжелая.

Воспитатель: ребята, а почему одна колба тяжелее другой?

Дети: потому что она с водой.

Вывод: вода имеет вес; вода тяжелее воздуха.

Опыт 2: А теперь аккуратно перелейте воду из одной колбы в другую.

Воспитатель: почему вода льётся?

Дети: ответы детей.

Вывод: вода льётся, потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, её называют жидкостью.

Воспитатель: я вам сейчас предлагаю снять нашу лаборантскую одежду и

Физ-минутка: А над морем - мы с тобою!

Над волнами чайки кружат, (Дети машут руками, словно крыльями.

Полетим за ними дружно. (Летают по кругу.)

Брызги пены, шум прибоя, (Приседания.)

А над морем - мы с тобою! Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе. Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Воспитатель: а сейчас возвращаемся в нашу лабораторию. Одеваем одежду.

Опыт 3: Перед вами снова две колбы. Что в них?

Дети: в одной колбе вода, а в другой - молоко.

Воспитатель: в обе колбы опустим палочки. В какой из колб они видны, а в какой - нет? Почему?

Дети: (ответы детей) палочки видны в воде, потому что она прозрачная, а в молоке-нет.

Вывод: вода прозрачная, т. е. через неё видно предметы, которые находятся в ней.

Воспитатель: Дети, узнали ли вы сегодня что-то новое о воде?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему легче пустой стаканчик? (Вода имеет вес.)

Как мы с вами доказали, что вода - это жидкость? (переливая из одного сосуда в другой, она может течь).

Почему через колбу с водой видны палочки? (Вода прозрачная.)

Молодцы ребята. А в завершении я хочу подарить вам вот эту игру. Д/ игра «Где спряталась вода». (Картинки с изображением воды в различных состояниях.)

— Образовательные задачи :

1. Расширить знания детей о воздухе и его свойствах (невидимый, прозрачный, не имеет запаха).

2. Дать представление о том, что ветер — это движение воздуха.

3. Учить определять воздух и его свойства с помощью элементарных опытов.

— Развивающие задачи :

1. Развивать любознательность, наблюдательность.

2. Развивать мышление, память, речь, зрительное и слуховое восприятие.

3. Расширять словарный запас детей.

— Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес к познавательной деятельности.

2. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы : полиэтиленовые пакеты (по количеству детей ), веер, апельсин, коробочки из-под киндер-сюрпризов с наполнителями (апельсин, чеснок ) на каждого ребенка, таз с водой, кораблик, воздушные шары, карточки-схемы, музыка, магнитофон.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Вводная часть

— Организационный момент :

Воспитатель: К нам сегодня пришли гости, посмотрите и улыбнитесь им! Наши гости очень хотят посмотреть, как мы с вами занимаемся!

Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух

— Определение темы занятия, сюрпризный момент:

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.

(В группу под музыку влетает Карлсон)

Воспитатель: Кого к нам ветром занесло?

Карлсон: Здравствуйте, ребята! Это я самый красивый и добрый Карлсончик. А что это вы здесь собрались?

Воспитатель: У нас занятие, мы с ребятами будем говорить о воздухе.

2. Основная часть.

Карлсон: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздуха! А вы ребята видите воздух?

Дети: Нет, не видим!

Воспитатель: Раз мы его невидим, значит, какой воздух?

Дети: Невидимый

Карлсон: Вот-вот невидимый! Значит, его и нет вовсе!

Воспитатель: Погоди, погоди, Карлсон! Мы тоже воздух не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас!

Карлсон: Ой, всё- то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем, что воздух всё-таки есть. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Опыт 1. «Поймай воздух в пакет»

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пустой.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А мы его видим?

Дети: Нет

Воспитатель: Значит какой воздух?

Дети: невидимый, прозрачный.

Воспитатель: А какого цвета воздух?

Дети: бесцветный

Воспитатель: Теперь пакет раскрутим и выпустим из него воздух.

Воспитатель: Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

ВЫВОД:

Воспитатель: Воздух прозрачный, бесцветный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли поймать воздух и закрыть его в пакете, а потом выпустили (карточка №1, №2) .

Карлсон : Ой, что-то мне стало жарко!

Воспитатель: Мы, Карлсон, на тебя сейчас ветерком подуем.

Дыхательное упражнение «Ветер»

А ветер щёки толстые надул, надул, надул,

И на деревья голые подул, подул, подул.

Ветер дерево качает, вправо- влево наклоняет.

Ветерок всё тише, тише,

Дерево всё выше, выше.

(Берёт веер, машет на себя)

Карлсон : А вам не жарко? (Машет на ребят веером) Что вы чувствуете? Это ветер дует!

Воспитатель: Ребята, что такое ветер? Это движение воздуха. Карлсон машет веером, толкает воздух и воздух движется, получается ветерок.

Карлсон: Ребята, а мы с Малышом любим пускать кораблики. Хотите поиграть со мной?

Опыт 2. «Кораблики»

(На столе стоит таз с водой, в котором плавает кораблик .)

Воспитатель: Посмотрите, Карлсон махнул веером, появился ветер и кораблики задвигались.

Воспитатель: Если он не будем махать веером, толкать воздух, наши кораблики будут стоять на месте. А теперь вы подуйте на кораблики и они снова будут двигаться.

Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

Долго лодочку качало,

Ветер стих и лодка встала.

ВЫВОД :

Воспитатель: Ветер — это движение воздуха. (карточка №3)

Карлсон: Ой, что-то есть хочется? (принюхивается и идет к столу)

Опыт 3. «Воздух без запаха»

Карлсон: Ребята, что я нашёл? (Открывает лимонницу ).

Воспитатель: Ребята, что это? (апельсин )

Воспитатель: Я поднесу к вам тарелочку с апельсином, что вы чувствуете? (Пахнет апельсином ) А как вы думаете, пахнет воздух или апельсин издаёт такой аромат? (апельсин).

Карлсон: А вот и нет, это воздух пахнет! Я всегда чувствую, когда пахнет вареньем, и без труда его нахожу.

Воспитатель: Давайте проверим.

Игра «Отгадай по запаху»

(коробочки из-под киндер-сюрпризов одна пустая, а вторая с долькой чеснока)

Воспитатель: Возьмите коробочки, понюхайте и определите что там.

Воспитатель: Что спрятано в оранжевой коробочке? А что спрятано в жёлтой?

Воспитатель: Да, в оранжевой коробочке я спрятала дольку чеснока, в желтой коробочке ничего нет, там только воздух.

ВЫВОД:

Воспитатель: Значит, сам воздух запаха не имеет, он ничем не пахнет, а воздух только передает запах. (Карточка 4 )

Динамическая пауза «Ветерок»

Если шарик накачать, будет он тогда летать.

Надо нитку привязать, чтобы шарик удержать.

Шарики воздушные ветерку послушные.

Воспитатель: А сейчас я на вас подую и вы полетите на свои стульчики.

Воспитатель: Скажите, ребята, человек может существовать без воздуха? (Нет)

Почему? (Человеку нужно дышать )

Карлсон: Совсем нет! Я могу без воздуха обойтись!

Опыт 4 «Не дышите»

Воспитатель: Давайте проверим, может Карлсон прав? Наберите воздуха и, попробуйте, не дышать. (Дети пробуют )

Воспитатель: А теперь, Карлсон ты сделай тоже. Мы с ребятами будем считать, сколько Карлсон сможет не дышать. (Дети считают.)

Карлсон: Ой, ой, ой! Лучше я буду дышать. Значит, без воздуха действительно невозможно жить.

ВЫВОД :

Воспитатель: Да, человеку нужен воздух.

А кому ещё нужен воздух? Да, людям, животным, рыбам, растениям. (карточка 5)

3. Заключительная часть.

Воспитатель : Давайте, вспомним, что мы узнали о воздухе? (смотрят на карточки)

Дети:

1. Воздух бесцветный, прозрачный, невидимый. (Мы его не видим, чтобы увидеть надо поймать.)

2. Когда воздух движется, получается ветер.

3. Воздух не имеет запаха, передаёт чужие запахи.

4. Воздух нужен для жизни людям, животным и растениям.

Воспитатель: Вам понравилось наше занятие?

Воспитатель: А куда у нас Карлсон исчез?

Карлсон: Я тут! (Дует шар ) Я надувал воздухом шарики и хочу подарить их всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо вам ребята!

Пойду, теперь расскажу Малышу всё, что сегодня узнал! (Раздаёт шарики детям)

Дети: До свидания!

Воспитатель: Молодцы! Мне тоже сегодня очень понравилось наше занятие.

воспитатель МБОУ «Пинежская СОШ № 117» СП «Детский сад»,

п. Пинега, Пинежский район, Архангельская область, Россия.

Кочнева Елена Александровна , Воспитатель
г. Ульяновск

Цель: формирование представлений о свойствах воды, совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, обучать детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов. Развивать социальные навыки. Задачи: 1. Образовательные: - познакомить детей с физическими свойствами воды, ее значением в природе; - продолжать формирование навыков экспериментирования с водой. 2. Развивающие: -развивать познавательно-исследовательскую активность детей, навыки анализа, сравнения; - развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление -умение решать познавательные задачи и делать выводы; 3. Воспитательные: - воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру, бережное отношение к воде.



Скачать свидетельство о публикации
Скачать справку о публикации Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему

«Волшебница вода».

Цель: формирование представлений о свойствах воды, совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, обучать детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов. Развивать социальные навыки.

1. Образовательные:

Познакомить детей с физическими свойствами воды, ее значением в природе;

Продолжать формирование навыков экспериментирования с водой.

2. Развивающие:

Развивать познавательно-исследовательскую активность детей, навыки анализа, сравнения;

Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление

Умение решать познавательные задачи и делать выводы;

3. Воспитательные:

Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру, бережное отношение к воде.

Материал:

● Апельсиновый сок, молоко.

● Пластиковые стаканчики (большие и маленькие); одноразовые ложки, трубочки, салфетки, вода).

●Схемы, пиктограммы, золотая рыбка, 4 замка.

Предварительная работа. Чтение книг, разучивание стихотворений о явлениях природы, беседа с детьми о свойствах и значении воды в жизни животных, растений и человека.

Словарная работа. Лаборатория, опыт, жидкость, прозрачная, безвкусная.

Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Ход занятия:

Ребята, отгадайте загадку:

Меня пьют, меня льют,

Всем нужна я, кто я такая? (вода). Правильно,ребята.

(Раздается мелодичный звук)

Ой, что такое? А-а, это письмо к нам на компьютер пришло. Интересно, кто нам пишет? Смотрите Золотая рыбка, а рядом письмо. Непростое, звуковое. Хотите послушать? «Здравствуйте ребята! Помогите! В нашей стране исчезла вода! Злая волшебница спрятала её под четырьмя замками. Помогите вернуть воду!! Помогите узнать 4 свойства воды. Отправляйтесь в лабораторию и узнайте эти свойства воды.»

Какое печальное письмо. Поможем золотой рыбке?

Ребята, скажите, зачем нужна вода? Может и не надо помогать рыбке?

(ответы детей).

Да, действительно, нужно помочь рыбке, ведь без воды не обойтись. Никто не может жить без воды.

Что же тогда идем на помощь. Чтобы помочь рыбке мы должны узнать свойства воды, а чтобы узнать свойства воды мы должны отправиться в лабораторию.

Ребята, а знаете что такое лаборатория? И что там делают? (ответы детей).

(верно в лаборатории проводят опыты, мы должны пройти в лабораторию и узнать- 4 свойства воды) .

В лаборатории нужно соблюдать правила поведения:

1 Внимательно слушать воспитателя.

2.Не разговаривайте слишком громко, чтобы не мешать друг другу.

3.Не забывайте после каждого опыта сделать вывод.

А сейчас проходите в лабораторию, занимайте места. (Дети садятся за столы).

Опыт 1. «Вода течёт»

В: Ребята, посмотрите, перед вами на столе стоят стаканы, один пустой стакан, а во второй я налила воду. Возьмите в руки оба стакана, и попробуйте из стакана с водой перелить воду в пустой стакан. Получилось?

В: Молодцы! Всё правильно, потому что воду можно переливать из одной посуды в другую, вода течёт. Вот мы с вами это и выяснили

Воспитатель: Вода легко переливается. А всё что льется, считается жидкостью. Вот мы и доказали, что вода – это жидкость, а люая жидкость течет, её можно переливать. Какой вывод мы можем сделать? (вода это жидкость, вода течет). Вот мы и открыли первый замок.(переворачивает картинку с замком а там символ- вода течет).

Опыт 2.У воды нет запаха.

Ребята, когда ваша мама печёт пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры, а есть ли запах у воды?

Чтобы ответить на этот вопрос, проведём опыт:

Возьмите стакан с соком. Понюхайте. Какой это сок? (апельсиновый)

А как вы догадались? (пахнет апельсинами)

А теперь возьмите стакан с водой.

Понюхайте, чем пахнет? (Ничем, нет запаха)

Так есть ли запах у воды? (Нет)

Значит, делаем вывод:

Вывод: У воды нет запаха! (Открываю второй замок, выставляю карточку)

Опыт 3.Вода прозрачная.

А вы знаете, какого цвета молоко? (Белого)

А можно сказать про воду? Она белого цвета?

Давайте проверим, какого цвета вода?

Давайте поиграем в прятки. У вас есть чайные ложки. Спрячьте ложку в стакане молока. Получилось спрятать? (Да)

А другую ложку спрячьте в стакане с водой. Получилось? (Нет) Почему? (Вода прозрачная, в ней всё видно) Молодцы!

Делаем вывод:

Вывод: У воды нет цвета – она прозрачная. (Открываем третий замок)

(выставляем карточки)

Опыт 4. Вода не имеет вкуса

А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите трубочки и сначала попробуйте сок. Вкусный сок? А какой у него вкус?

Вкусный, сладкий.

Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? Есть у нее вкус?

Вода безвкусная. У нее нет вкуса.

Скажите, а мы можем изменить вкус воды?

А вот теперь давайте посмотрим, что будет, если мы в чистую воду добавим соль. Попробуйте воду, какая она стала на вкус?

Соленая.

Правильно, вода стала соленой.

Сладкой. Какой мы можем сделать вывод.

Вывод: вода безвкусная, а если в нее добавить какое-либо вещество, то она приобретает вкус этого вещества. (открываем четвертый замок).

Ребята,посмотрите, мы открыли все четыре замка. (слышится звук СМС).

Это СМС от золотой рыбки, она благодарит вас за помощь.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы не только помогли золотой рыбке, но и узнали много нового о воде.

Воспитатель: Давайте еще раз повторим, что мы узнали о воде.

(с опорой на символы):

Вода - это жидкость

Вода не имеет запаха

Вода прозрачная.

Вода не имеет вкуса.

Золотая рыбка приготовила для вас сюрприз. Она прислала вам волшебную воду и волшебные семена.(проводится опыт «Цветы лотоса»- делаем цветы из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду цветы распускаются).

Давайте нальём волшебную воду и опустим в неё волшебные семена.

(распускаются цветы) .Посмотрите как красиво, Вам нравится?

Ребята, вам понравилось помогать золотой рыбке? (Да)

А какое у вас настроение? (Хорошее)

Давайте подарим наше хорошее настроение другим (дети сдувают настроение с ладошки) и попрощаемся. До свидания.

Но это еще не все сюрпризы –Раздать угощенье. Давайте попращаемся с нашими гостями.

Физминутка:А вы знаете в какие игры любит играть наша водичка? (ответы детей). Сейчас поиграем.Превращаемся из ученых в капельки. Пора им отправляться в путь.(звучит аудиозапись со звуками дождя)»Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали.(дети прыгают)Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они вместе, соединились в маленькие ручейки.(дети берутся за руки и по двое-трое составляют ручейки)Встретились ручейки и стали большой рекой.(дети объединяются в одну цепочку)А из реки попали в большой океан.(дети перестраиваются в хоровод)Тут капельки вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться, не задерживаться. Подняли капельки ладошки вверх – пригрело их солнышко лучиками, и они испарились. Вернулись капельки к маме Тучке.А мы превратились снова в ученых и возвращаемся в лабораторию.