Как развивается малыш в 2 месяца. Развитие ребенка во второй месяц жизни

Вот и закончился один из самых сложных периодов не только для малыша, но и для его родителей. Спустя 28 дней после рождения, ваша кроха уже не является новорожденным - теперь у вас на руках грудничок, который с каждым днем все больше и больше начинает интересоваться окружающим его миром. Происходят изменения и во внешнем облике: спадают отеки и припухлости, кожа принимает розоватый оттенок.

Смена памперса должна производиться достаточно часто, поскольку опорожнение кишечника и количество мочеиспусканий в сутки равняется минимум 6 разам.

Кормление

Ребенок уже чувствует мамин запах, чувствует вкус молочка - все это дарит ему ощущение безопасности и комфорта. Материнское молоко еще несколько месяцев будет оставаться наилучшим вариантом кормления крохи. Прикладывать его нужно по требованию, даже если малыш находится на искусственном вскармливании, а после трапезы надо обязательно подержать его столбиком. достаточно частые, хаотичные. Порой одно кормление может длиться до полутора часов, а все потому, что малышу сейчас крайне важно чувствовать мамино присутствие.

Маме по-прежнему нужно : не злоупотреблять сладким, острым, жареным, совершенно исключить из рациона алкоголь и не прибегать к курению. Стоит с осторожностью вводить новые продукты и внимательно наблюдать за реакцией малыша. Если на теле или на щечках появляются высыпания, то от определенного продукта лучше пока воздержаться.

Детки все еще много спят, как минимум 18 часов. Но время бодрствования уже увеличивается, и постепенно начинает формироваться режим дня. Сейчас малыш может спать не так крепко как раньше, поскольку теперь у него более острый слух, и излишний шум может стать помехой. Однако не стоит создавать вакуум в комнате: не бойтесь оставлять негромко включенным телевизор или радио, не бойтесь разговаривать вполголоса или читать книгу вслух. Все это лишь поможет ребенку в будущем, и он не станет вдруг вздрагивать от малейшего шума или шороха. Но все же заметьте, что ночью должна быть тишина.

Психическое развитие

Малыши в возрасте 1 месяца уже могут ненадолго фокусировать свое внимание, особенно на лице мамы и на ярких предметах, но видят они лишь на расстоянии не более 40 см.

Движения ручками и ножками становятся более активными, постепенно сходит на нет гипертонус мышц, свойственный для новорожденных: расправляются ручки, ножки. Однако пальчики еще зажаты в кулачки.

К концу первого месяца у деток появляется реакция на громкий шум, который их пугает. Будучи , они просто его не слышали. Испуг характеризуется таким поведением: малыш вздрагивает, раскидывает ручки (желая ухватиться за что-нибудь), а затем громко плачет. Маме обязательно нужно взять его на руки, чтобы подарить чувство безопасности.

Кстати, многие молодые родители боятся, что постоянное нахождение ребенка на руках сделает его зависимым от этого. Но это ошибочное мнение. В первые месяцы жизни, особенно в самый первый из них, ребенку просто необходимо чувствовать маму - это делает его уверенным в собственной безопасности, повышает доверие к маме, способствует укреплению связи мама-ребенок.

Адаптироваться малышу к новым жизненным условиям помогают врожденные рефлексы. Часть из них остается на всю жизнь: рефлекс моргания, чихания, вздрагивания. Но есть такие рефлексы, которые свойственны только новорожденным и грудничкам:

Сосательный рефлекс - если провести пальцем вокруг рта, то у малыша появятся сосательные движения;

Хватательный рефлекс - если вложить малышу в ладонь палец, он рефлекторно сожмет ладонь;

Рефлекс ходьбы - поддерживая малыша под ручки так, чтобы он касался поверхности, ножками он будет совершать движения, имитирующие ходьбу;

Рефлекс Моро - пугаясь чего-то, ребенок раскидывает ручки и ножки;

Плавательный рефлекс - при положении на животе детки совершают движения, напоминающие плавательные;

Рефлексы Бабкина - при легком нажатии на ладонь, ребенок поворачивает головку и приоткрывает рот;

Рефлекс Бабинского - если пальцем вы проведете по внешней стороны стопы ребенка, то пальчики его разойдутся в стороны.

Визит в поликлинику

В первый месяц жизни малышу уже предстоит первое посещение детской поликлиники. Заранее узнайте о так называемом «дне здорового ребенка», чтобы случайно не попасть в тот период, когда в больницу приходят заболевшие детки.

Теперь вам предстоит приходить на осмотр каждый месяц в течение всего первого года жизни вашего чада. В первый же приход вас обязательно осмотрит врач-педиатр, который даст направления на посещение других специалистов: детского хирурга, невролога, окулиста, ортопеда. Помимо этого необходимо будет пройти через процедуру повторной вакцинации против гепатита В (первую ставили еще в роддоме). А также нужно будет сдать анализ крови, мочи и кала. У многих родителей не укладывается в голове, каким образом можно собрать мочу у месячного малыша. На помощь вам придут специальные полиэтиленовые мешочки, которые легко приклеиваются и безболезненно снимаются. Они продаются в аптеках и бывают как для девочек, так и для мальчиков.

Купание

Как правило, ежедневные купания проводятся в течение самых первых недель после рождения. Делается это отчасти и для того, чтобы в пупочной ранке не появилось заражение. А по истечении этого срока педиатр может вам порекомендовать более редкие купания: через день, либо через два. При этом не забывайте, что подмывать маленького нужно при каждой смене памперса.

После исполнения малышу 1 месяца, когда зажила пупочная ранка, можно уже начать занятия по грудничковому плаванию. Инструктора можно пригласить прямо домой, где он вам все подробно расскажет и покажет.

Пуповина

Как говорилось выше, к концу первого месяца жизни пупочная ранка окончательно засыхает и заживает. Во время первого визита врач-педиатр обязательно ее осмотрит, и, если все в порядке, скажет, что обработку зеленкой можно прекратить.

Умения ребенка в 1 месяц

У малыша в 1 месяц уже заметен огромный прогресс в развитии. Теперь он не только все время спит, ест и кричит, а уже пытается познавать окружающий мир: он широко открывает глазки, пытается смотреть по сторонам. Ребенок становится способным распознать голос мамы и ее запах, а лежа на животике предпринимает активные попытки поднять головку, у некоторых это уже может получиться.

Появляются первые, пусть и не совсем осознанные, улыбки. Чаще всего так называемые «сытые улыбки», когда вдоволь накушавшись молочка, малыш довольный засыпает.

Ваш ребенок уже способен перемещать взгляд вслед за медленно движущимся предметом, но не забывайте, что хорошо видит он только с достаточно близкого расстояния. Потому очень часто малыши любят смотреть на маму во время кормления, поскольку она находится в непосредственной близости.

Следует отметить, что к концу первого месяца жизни уже не стоит туго : это будет сковывать его двигательное развитие, он хуже будет есть.

Режим дня и прогулки

Режим дня все еще размыт, но все же некоторые изменения появляются. Месячные детки уже дольше бодрствуют днем, просыпаются утром примерно в одинаковое время.

По-прежнему стоит тщательно проводить утренние процедуры - это умывание, принятие воздушных ванн, выкладывание на животик, легкий массаж. Время пребывания на свежем воздухе также увеличивается - теперь гулять можно не менее часа, но при условии, что воздух не является слишком морозным. Прогулку можно разбивать на 2 раза. Если же за окном суровая зима, то прогулку можно заменить выходом на балкон. С той же целью необходимо каждый день проветривать помещение, предварительно убедившись, что, пока окно открыто, малыш тепло одет, либо находится в другой комнате.

Развивающие игры

Во время бодрствования полезным будет развлечь малыша каким-нибудь занятием, например, показать ему яркие игрушки простых форм, будь то воздушные шары или цветные кубики. Поднесите игрушку на расстояние не более 30 см, подождите пока малыш сфокусирует свое внимание на ней, а затем медленно двигайте ее из стороны в сторону, чтобы ребенок не отводил взгляд.

Либо над кроваткой можно подвесить мобиль, который кроха будет с удовольствием рассматривать. Также популярностью пользуются специальные развивающие коврики, которые умеют воспроизводить простые звуки, либо петь песни, а к специальной дуге прикрепляются игрушки, и, таким образом, малыш может лежать на коврике и наблюдать за свисающими вниз фигурками. Наиболее интересным такой вид времяпрепровождения станет чуть позже, поэтому родителям не стоит разочаровываться, если подобные игрушки не производят на малыша должного впечатления.

Интересной игрушкой могут оказаться и специальные погремушки, которые надеваются на ручку или ножку.

Очень полезно разговаривать с ребенком - постоянное общение будет способствовать скорейшему формированию речевых навыков, малыш начнет лепетать и гулить. Одним из вариантов занятий может стать и прослушивание музыки: будь то классические мелодии, или же детские песни. Однако ребенок может очень скоро утомиться - не стоит его перенапрягать.

Любые занятия не должны превышать пары минут, поскольку малыш еще слишком мал.

Возможные проблемы

1) Первая проблема: кишечные колики

Эта проблема не обходит стороной практически ни одного ребенка и его родителей - такова плата за совершенствование пищеварительной системы. Когда начинаются , малыш испытывает сильную боль - он , выгибается и прижимает ножки к животику, а также громко кричит и плачет. Для родителей это представляет душераздирающую картину. Однако не стоит паниковать! Прежде всего, попытайтесь согреть животик малыша, для этого возьмите его на руки и легонько прижмите к себе, лучше, если контакт будет телесным. Помочь также может прогретая утюгом, но не горячая пеленка, приложенная к животику малыша.

Полезным станет и небольшой массаж: аккуратно выпрямляйте и сгибайте ножки ребенка. Поскольку колики - это результат скопления газиков, то выручить способна еще и клизма из небольшого количества теплой воды. После введения жидкости, на минуту нужно сжать ягодички ребенка, а затем расслабить. Это поможет избавиться от излишнего газообразования.

К счастью, существуют и аптечные препараты, которые помогают справиться с этой неприятностью: вы можете приобрести как специальные сиропы, так и чаи. Предварительно целесообразным будет проконсультироваться с врачом, а выбирая то или иное средство, лучше остановить свой выбор на таком, которое не имеет ярко выраженного фруктового или любого другого вкуса, поскольку это чревато аллергией и высыпаниями на коже.

2) Вторая проблема: обильные срыгивания

Малыши по-прежнему срыгивают после каждого кормления, однако, мама должна обязательно следить за их количеством: срыгивания не должны превышать нормы, т.е. 1 столовой ложки. Если объемы срыгивания превышают допустимого количества, то необходимо обратиться за консультацией к педиатру и к специалисту по грудному вскармливанию.

3) Третья проблема: недостаточно молока

Главными признаками нехватки молока являются недостаточно частые мочеиспускания (менее 6 раз), более плотный стул либо его отсутствие, частые требования груди, ребенок хуже набирает вес, плачет после кормления. Если все эти факторы имеют место быть, то существует несколько способов повышения лактации.

Во-первых , необходимо как можно чаще прикладывать малыша к груди, то к одной, то к другой.

Во-вторых , не следует допускать использование пустышки в течение дня, поскольку это может понизить эффективность сосание груди. Маме следует включить в рацион побольше жидкости, возможно также применение аптечных препаратов для стимулирования выработки молока.

Конечно, в каждой семье, у каждого ребенка все очень индивидуально. Никогда не стоит сравнивать развитие и поведение своего малыша с другими детками. Наш журнал " " рекомендует своим читательницам в первую очередь присушиваться к собственным ощущениям, а при возникновении каких-либо сомнений обязательно советоваться с педиатром, либо с врачами-специалистами.

На втором этапе малыш и его организм продолжают активно развиваться. Все органы и системы уже не просто привыкают к новой среде обитания, а начинают входить в ритм внеутробной жизни.
За время второго месяца жизни, ребенок должен вырасти на 3-4 см, прибавить в весе на 800-1000 г, а объем головы увеличивается на 10-15 мм.

Для того, чтобы ребенок продолжал правильно развиваться, родители должны стабилизировать режим сна и кормления. Здесь, большинство зависит от мамы, так как в данный период начинают устанавливаться ее отношения с малышом. Касательно грудного вскармливания, то лучше придерживаться кормления «по требованию». Важно не забывать о том, что ребенку сейчас нужно спать не меньше 18-20 часов в сутки, а количество молока, которое он употребляет, должно составлять 1/5 массы его тела.

Каждый детский организм уникален, поэтому не стоит паниковать, когда ребенок ест или спит меньше. Детки в таком возрасте уже способны чувствовать свою норму и, как правило, дают маме понять, что уже насытились.Обратись к педиатру, если тебе не удается наладить режим ребенка.На втором месяце жизни ребенка, молока у мамы должно быть много. Бывает и такое, что малышу его недостаточно, тогда пересмотри свое питание. Добавь в рацион больше жидкости, творог, рыбу, нежирное мясо и кефир.

Месячный малыш продолжает приобретать новые навыки и в движениях. Он уверенно может удерживать головку на 10-20 секунд, также начинает поднимать грудь, лежа на животе. Когда ребенок лежит, то ручки и ножки уже более расслаблены, он начинает больше вытягивать их в стороны.В этом возрасте, малыша начинают интересовать яркие пятна и погремушки. Также, он способен крепко ухватить игрушку на непродолжительное время.

О чем, кроме голода говорит плач малыша?

Иногда, с помощью плача ребенок хочет продемонстрировать родителям, что ему не хватает внимания и простых материнских объятий. В основном, когда он попадает в руки мамы или папы, он успокаивается. Если малыш постоянно плачет, доводя себя до истерики, при этом у него начинают трястись конечности и подбородок, немедленно обратись к невропатологу.
На втором месяце у малыша все еще могут быть кишечные колики. Для того, чтобы их устранить, маме опять же стоит обратить внимание на свой рацион. Нужно исключить сладкое, отказаться от винограда, газированной воды и овощей, богатых на клетчатку. Для того, чтобы ребенку стало легче, нужно поглаживать его животик по часовой стрелке.

Популярные статьи сейчас

Уход

В это время родителям особенно тщательно нужно следить за кожей ребенка. Массаж, вечернее купание – обязательные процедуры по уходу.

Психическое развитие в этот период

На этом этапе своей жизни ребенок начинает активно и уверенно использовать органы зрения и слуха. По сравнению с первыми неделями, эти органы у ребенка более развиты. Он уже может фиксировать взгляд на одном предмете полминуты. Также, взглядом он следит за движущимися объектами, поворачивая при этом голову.

Если младенец слышит звук, который нарушает тишину, то упорно пытается найти источник шума, что говорит о совершенствование его слуховых способностей. Он начинает хорошо различать интонацию, поэтому может легко испугаться громкого крика и повышенного голова. Стоит стараться поддерживать спокойствие и тишину в помещении, где находится малыш.

В этом возрасте дети начинают демонстрировать эмоции. Первые улыбка и смех – ответная реакция ребенка на доброе и нежное родительское обращение.
Также, для первого месяца характерны гортанные звуки. Ребенок с легкостью произносит «а», «у», «о», «э», что может перерасти в лепетание.
В голове ребенка начинают выстраиваться первые логические цепочки: я голодный – плачу – мама реагирует на сигнал – меня кормят.

Старайся беречь нежные глаза малыша от яркого света. Освещение в комнате младенца должно быть теплым и приглушенным. Следи за тем, чтобы шум телевизора или звонок телефона не были сильно громкими, ведь они могут испугать ребенка, что в дальнейшем может спровоцировать проблемы в психологическом развитии.

В этот период показатели ребенка должны быть:

  • Рост: 53.50 – 54.53 см
  • Вес: 4.150 – 4.320
  • Окружность головы: 33-37 см
  • Обхват грудной клетки: 33-34 см

Адаптировались к его режиму сна и бодрствования, ознакомились с основными принципами вскармливания. Казалось бы, дальше всё пойдет по протоптанной тропинке, но, как гласит народная мудрость, чем старше детки, тем больше бедки.

Развитие месячного ребенка оценивают обычно по двум основным показателям – это и .

Физическое развитие

К показателям физического развития относятся антропометрические данные (это то, что можно измерить количественно):

  • длина тела;
  • окружность головы;
  • окружность грудной клетки.

Рост и вес месячного ребенка может значительно отличаться у разных малышей, так как рождаются все разными, и условия развития у всех также неодинаковы. Существуют таблицы антропометрических данных у каждого педиатра, благодаря которым оцениваются показатели роста малыша. Для девочек и мальчиков также существуют различия.

информация Следует отметить, что развитие месячного ребенка и изменение параметров роста индивидуально, но все же в среднем с 1 по 2 месяц жизни ребенок должен прибавить 800 г массы, вырасти на 3-4 см, окружность головы должна увеличиться в среднем на 2-2,5 см, а окружность грудной клетки - на 2 см.

Если малыш растет по всем показателям удовлетворительно, то причин для беспокойства нет. Если отмечается дефицит массы тела, то следует обратиться к педиатру с данной проблемой и решить, что необходимо ребенку. Опережение показателей также требует консультации специалиста, так как это может быть как вариантом нормы, так и признаком начинающейся патологии.

Нервно-психическое развитие

Ребенок в 1-2 месяца осваивает следующие навыки , которые свидетельствуют о его нормальном нервно-психическом развитии:

  • ребенок отличает звуки, их интенсивность и тональность, может раздражаться от грубых голосов и неприятных звуков;
  • малыш реагирует на обращенную речь, понимает, где голос родного человека, а где чужого, узнает интонации голоса матери;
  • он фиксирует взгляд на ярких предметах, лицах, следит за их передвижением глазками;
  • у ребенка начинает формироваться и закрепляться цветное зрение, он с охотой рассматривает полосатые и клетчатые предметы, насыщенные цвета;
  • удерживает голову сначала неуверенно, но с каждым днем дольше и без маминой помощи, поворачивает ее на звуки и яркие предметы;
  • при положении лежа на животе может поднимать головку и плечевой пояс, при соприкосновении стопами с твердой опорой может пробовать совершать ползающие движения;
  • активно потягивается ручками, двигает ими в разных направлениях, сгибает и разводит ножки;
  • создает некое подобие улыбки, ближе к двум месяцам учится управлять мимикой и улыбается уже более уверенно и в соответствии с эмоциями;
  • начинает гулить при обращении к нему, при изучении окружающего мира;
  • активно развиваются тактильные рецепторы в коже, поэтому, прикасаясь к разным предметам, уже понимает, что приятное и теплое, а что вызывает дискомфорт;
  • гораздо больше бодрствует, так как время на сон сокращается до 16-18 часов, в остальное время малыш охотно познает мир;
  • тонус мышц становится не таким скованным и ограниченным, поэтому ребенок освобождается из позы эмбриона, раскрепощая себя в движениях.

При осмотре педиатр обязательно обращает внимание на безусловные рефлексы , которые дают ему информацию о развитии нервной системы, миелинизации (покрытии специальной оболочкой, которая участвует в проведении импульсов от рецепторов к центрам головного мозга и обратно) нервных волокон и особенностях функционирования головного и спинного мозга.

дополнительно Проверка этих рефлексов вовремя позволяют заподозрить наличие изменений в нервных структурах. Это несложные техники, которые любая мама может провести в домашних условиях, но грамотно расценить их может только опытный специалист.

Чаще всего педиатры всей планеты проверяют такие рефлексы:

  1. Поисковый – если ребенку к уголку рта приложить палец или пустышку, то он поворачивает головку к раздражителю и опускает уголок рта, стараясь как бы обхватить предмет губами. Этот рефлекс постепенно угасает, так как у малыша развивается зрительный анализатор, и он уже в состоянии созерцать грудь матери или бутылочку со смесью.
  2. Хоботковый рефлекс – малыш вытягивает губки вперед при легком постукивании по ним пальцем.
  3. Рефлекс Бабкина – если ребенку слегка надавить пальцем на серединку ладошки, то он откроет ротик.
  4. Защитный рефлекс проявляется тем, что при положении ребенка на животе он поворачивает голову набок.
  5. Рефлекс Робинсона – если вставить ребенку в ладошку палец, то он сжимает пальцы в кулак так сильно, что его можно поднять вверх и долю секунд он будет удерживаться в положении навесу.
  6. Рефлекс Моро - если стукнуть руками о поверхность, на которой лежит дитя, то он сначала разведет ручки, а потом скрестит их на груди, как бы обняв себя.
  7. Рефлекс опоры и автоматической ходьбы - если ребенка поднять и поставить стопы на поверхность пеленального столика, то он упрется ножками в нее и сделает несколько движений вперед, что похоже на шагание.
  8. Рефлекс Бауэра - когда ребенок лежит на животике, можно подставить ему под подошвы ладошку. Он упрется в нее и совершит несколько движений вперед по типу ползания.
  9. При проведении пальцами вдоль позвоночного столба малыша, он совершит разгибание тельца, задвигает ручками и ножками и поднимет голову. Этот рефлекс довольно болезненный, поэтому может вызвать крик.
  10. Рефлекс Бабинского можно вызвать, если провести пальцем по стопе малыша. При проведении от пяточки к пальцам он веерообразно разведет пальчики, а при нажатии под бугорком большого пальца - согнет их.
  11. Крайне неприятный рефлекс Галанта . Он может спровоцировать непроизвольное мочеиспускание и даже отхождение кала. Оценить его можно, если провести пальцами по околопозвоночным линиям от плечиков к ягодицам – малыш согнется и вытянет в сторону ножки.

Возможные отклонения

Отклонения от нормы могут свидетельствовать о повышенном или пониженном мышечном тонусе, о двигательных нарушениях, которые могут возникнуть из-за перенесенной гипоксии и асфиксии (это недостаток кислорода во внутриутробной жизни и в момент рождения крохи). В любом случае, важно проконсультироваться с педиатром и детским неврологом для того, чтобы развитию ребенка в 1-2 месяца ничего не угрожало.

Заключение

Главное, что требуется от родителей - внимание к своему ребенку. Они должны позаботиться о следующих вещах:

  • развивать , прививать любовь ребенка к музыке;
  • способствовать (играть с ним, показывать погремушки, игрушки);
  • развивать (делать малышу легкий массаж, гладить его, давать ему в ручки погремушки, кубики, различные на ощупь предметы);
  • способствовать удержанию головы (для этого выкладывать малыша на живот перед кормлениями, гладить ему спинку, держать столбиком).

Забота, любовь и внимание родителей, безусловно, являются самым важным фактором в формировании личности малыша. Поэтому грамотный подход к развитию ребенка в 1-2 месяца жизни является прочным фундаментом к дальнейшему благополучию и гармоничности развития крохи.

Вот вашему карапузу и исполнилось 1 год и 2 месяца, а это значит, что теперь вы соседствуете с маленьким естествоиспытателем. Это тот самый возраст, когда маленькому человечку особенно хочется все потрогать, побросать на пол и, конечно же, попробовать на зуб. Теперь за малышом только глаз да глаз!

Физиологические параметры ребенка в год и 2 месяца: рост и вес малыша в возрасте одного года двух месяцев

  • Рост — диапазон нормы расширяется, теперь средние показатели составляют 74-82 см.
  • Вес — 10-13 кг.
  • Окружность головы — 46-48 см, груди — 48-51 см.

Зубы — их становится больше, у некоторых шустрых деток уже появляются первые жевательные зубки.

Внимание: не впадайте в панику, если ваши показатели немного отличаются, это нормально. Все детки разные, это обусловлено и состоянием здоровья, и генетикой. Но, если сильно переживаете, конечно, стоит проконсультироваться с врачами.


Что умеет ребенок в 1 год и 2 месяца: особенности развития крохи

  1. Уверенно ходит без посторонней помощи (в этом смысле мальчики ленивее девочек, часто ходить они начинают позже. Это не отклонение, а особенность психо-эмоционального развития).
  2. Повышается пассивный словарный запас , ребенок уже способен безошибочно выполнять маленькие просьбы (например, «принеси машинку» или «подойди к кроватке»).
  3. Может произносить короткие слоги, обозначающие слова («мама», «папа», «ба», «ням» «чёсь» — расческа, еще, конечно же, всеми любимая «кака», ну и т. д.).
  4. Может имитировать звуки, которые издают животные (барашка «бэ-э-э», киска — «мяу» и т. п.).
  5. Различает голоса близких и чужих людей.
  6. Умеет делать несложные манипуляции с предметами , играть с крупными игрушками (кататься на игрушечной лошадке, отталкиваясь ножками, нажимать на кнопочки, открывать-закрывать дверцы и ящики, расчесывать волосы).
  7. Может показывать на предметы и просить помочь (показывать пальчиком на высоко лежащую игрушку и говорить«дай» или показывать на холодильник со словом «ням»).
  8. Может просить, чтобы его покачали или покатали на плечах.

В этом возрасте детки обычно еще не умеют:

  • проситься на горшок;
  • орудовать ложкой.

Это комплексные навыки, более сложные, они приходят попозже.

Режим дня ребенка в 1 год и 2 месяца

Сон

Дневной сон сохраняется двухразовый, второй чуть покороче первого. Очень важно приучить малыша к четкому режиму дня, в то же время, чутко прислушиваясь к его потребностям. Если вы видите, что днем ребенок спит беспокойно и часто просыпается, стоит подумать о том, чтобы постепенно переходить на одноразовый сон днем, продлевая его продолжительность. Пока режим устанавливается, ребенка нужно будить, если он сам не просыпается вовремя. В дальнейшем это делать не рекомендуется, так как настроение малыша ухудшается. Спать стоит с открытой форточкой, а в теплое лето можно даже укладывать кроху спать на летней веранде.

Питание

Кормление остается 4-5-разовым (завтрак, обед, полдник, ужин, ночное кормление — по требованию). Иногда малыш просит грудь утром, это нормально, но тогда режим нужно немножко подкорректировать. Перерыв между кормлениями составляет 3-4 часа.
В этом возрасте зубов становится больше, могут даже появиться первые жевательные, поэтому в рацион нужно уже потихоньку добавлять более твердую пищу (хлеб, фрикадельки, печенье, кусочки фруктов).

Примерное меню для малыша в возрасте 1 год и 2 месяца

Завтрак: лучше давать кашку (уже можно не протирать ее, достаточно хорошо разварить крупу), овощи, творог, яйца, мясные и рыбные пюре. Из питья — молоко, травяные чаи, морсы.
Обед: обязательно суп (овощной или мясной), второе блюдо (с гарниром) и сладкое (компоты, муссы, кисели, суфле).
Полдник: желательно какое-то кисломолочное блюдо с фруктами и печеньем. Если вы заметили, что малыш неохотно кушает ужин, то полдник нужно сделать более легким.
Ужин: строится по принципу завтрака. Должен быть легким и хорошо усваиваемым, чтобы ребенок спокойно уснул.
Если ребенок перед сном набегался и проголодался, допустим легкий перекус (творожок, банан и т. д.)

Свежий воздух

Обязательно нужно гулять с малышом не менее 2-х раз в день по 1,5 часа. Летом, если позволяет погода, можно и все два.

Купание

В этом возрасте детки очень любят купаться и плескаться в воде, поэтому проблем быть не должно. Для поддержания гигиены достаточно мыться 2-3 раза в неделю и по необходимости. Температура воды должна быть комфортной. Также можно ввести обтирания мокрым полотенцем перед полдником.

Гимнастика

В этом возрасте детки и без специальных упражнений очень подвижны, поэтому лучше направить внимание на мелкую моторику и следить, чтобы ваш карапуз не слетел с лестницы в погоне за солнечными зайчиками. Малыш будет с упоением вытаскивать всю посуду из кухонных шкафов, а также разбрасывать папины носки, достав их с нижней полочки. Но не нужно злиться на него за это, таким образом очень хорошо укрепляются мышцы ручек. И, к тому же, самое время начать приучать ребенка к порядку, складывая все на место.


Чем занять ребенка в 1 год и 2 месяца — игры и занятия для малыша

Внимание:

В этом возрасте малыши начинают испытывать большую потребность в самовыражении и слово «нет» прочно входит в их лексикон. Здесь очень важно не переборщить с запретами и в, то же время, не потакать капризам. Старайтесь уважать предпочтения своего ребенка, не заставляйте его кушать, если он не хочет. Но послаблений в режиме дня делать не стоит, от этого маленький капризуля распояшется еще больше.

Развитие речи

Обязательно нужно много разговаривать с крохой. К примеру:

  • описывайте свои действия («давай будем собирать игрушки, возьмем зайку и положим в коробку», «одеваемся, достаем штанишки и натягиваем на ножки»);
  • называйте части тела (моем ладошки, игры и песенки про пальчики и т. д.);
  • описывайте, что видите на рисунке;
  • можно начать учить стишки , одновременно изображая то, что там происходит («Идет бычок, качается…»).

Интересное и познавательное. Попробуйте делать так:

  1. начните изучать формы и их свойства (для начала достаточно шара и куба). Шарики можно катать, забрасывать в корзинку. Из кубиков можно строить башенки. Со временем можно будет просить малыша разобрать предметы на шарики и кубики;
  2. изучайте свойства предметов. В воде можно плескаться и переливать ее, бумагу рвать или мять, открывать и закрывать крышки кастрюль. Это занятие на часы, главное, соблюдайте технику безопасности, помните про режущиеся зубки и желание все попробовать на вкус;
  3. рисуйте . Мелками, карандашами и в особенности красками! Это доставит вашему карапузу нескончаемое удовольствие и начнет развивать абстрактное мышление.

Общение. Тут тоже есть свои приемы:

  • начните осваивать вежливость (фразы: «привет», «доброе утро», «пока-пока», «пожалуйста» и т. д.);
  • учитесь делиться (игрушками, фруктами и т. п.).

Крупная моторика. Надо делать так:

  • закрепляйте навыки ходьбы , учитесь ходить по прямой линии (можно выложить разноцветными ленточками);
  • ходите по ступенькам за ручку , залезайте на бордюры и небольшие возвышенности, перешагивайте через предметы;
  • собирайте предметы (перекладывайте кубики с пола на стул). И все это — вместе!

Мелкая моторика. Очень важный момент, потому:

  • играйте в пирамидки и конструктор (важно: не стоит требовать собирать пирамидки правильно, в этом возрасте достаточно научиться нанизывать кольца на основание);
  • пересыпайте крупы и макароны из кастрюльки в кастрюльку ручками или ложкой (главное, в этот момент быть рядом, чтобы ребенок случайно не засунул макаронину в рот и не подавился);
  • играйте в прищепки. Пусть ваш малыш стаскивает прищепки с подушек, тканей и плюшевых игрушек.

Ребенок в год и два месяца очень любознателен. Постарайтесь уделить малышу больше внимания, ведь в этом возрасте оно ему так необходимо.

Физическое развитие
Во втором месяце ребенок продолжает быстро развиваться: ему предстоит набрать 1/4 своей массы, рост увеличится на 3-4 см. Он активно ест и много спит.
На втором месяце увеличивается выработка молока у матери. Если его не хватает, пересмотрите свой рацион: пейте не меньше двух литров воды в сутки; ешьте рыбу, мясо, творог, молоко и кефир. До кормления выпивайте стакан теплого сладкого чая с молоком. Кормите ребенка в тесном телесном контакте: глядя ему в глаза, прикасаясь друг к другу кожей.

Повышают лактацию чай из сухой крапивы и аниса, грецкие орехи, мед, апилак – маточное пчелиное молоко, его и мед употребляйте осторожно, чтобы у малыша не было аллергии. Остатки молока сцеживайте до последней капли. Молоко у женщины может пропасть от волнений и неприятностей. Если мама счастлива и спокойна – ребенок будет сыт! Лучший психотерапевт для женщины - собственный муж.
Раньше на 2-м месяце ребенку давали несколько капель свежеотжатого овощного или фруктового сока, к концу месяца - до столовой ложки в день. Но при грудном вскармливании необходимости в соках нет, это лишняя нагрузка для пищеварения, и с введением соков лучше не спешить.

По-прежнему у крохи могут быть колики. Маме надо ограничить сладкое, виноград, овощи с грубой клетчаткой, забыть о газированных напитках давайте малютке активированный уголь по 1/2 растолченной таблетки с водой, гомеопатический препарат магнезия фосфорика – 1 крупинку растолочь, без контакта с металлом, 3-5 раз в день. Выкладывайте младенца на животик, прикладывайте тепло, можно аккуратно поставить газоотводную трубку, смазав ее кремом.

Ребенок плачет, если устал и не может уснуть; сообщает родителям: «хочу к вам!». Оказаться на руках у взрослого, согреться его теплом - потребность крохи, может - единственная возможность успокоиться. Если ребенок много плачет, при этом дрожат ручки и подбородок, мало спит, часто срыгивает, сильно запрокидывает голову, если мышцы его рук и ног постоянно напряжены, срочно покажите его невропатологу!

В месяц у ребенка должен быть налажен режим кормления и сна. Он 2-3 раза гуляет сначала по 1/2 часа, к концу месяца – по 1,5 часа и больше, если на улице нет сильного ветра и холода. Вечером перед кормлением его купают. Выделите 10 минут для воздушных процедур, массажа и легкой гимнастики, делайте это до еды, лучше в первой половине дня. Чистыми, сухими и теплыми руками нежно поглаживайте малыша. От ладошек и стоп - к туловищу, стопу - от пальчиков к пяточке, спинку – вверх и вниз вдоль позвоночника, животик – по часовой стрелке.

На втором месяце младенец в вертикальном положении и лежа на животе до минуты удерживает голову. Его ручки и ножки расслаблены, вытягиваются в стороны, мускулы подергиваются реже. Кулачки частично раскрыты, он недолго удерживает игрушку, иногда бесцельно молотит руками.

Психологическое развитие
Период новорожденности прошел, теперь познание мира и приспособление к нему будет происходить на более высоком уровне.

Кроха способен поймать взгляд взрослого, внимательно следит за движущимися предметами, поворачивая голову. Малыш долго изучает ваше лицо. Активно ищет источник звука. Если вы ласково заговорите с лежащим младенцем, он повернет голову в вашем направлении. Детям нравится лежать на груди у отца, покачиваться или подпрыгивать.

У младенца заметный прогресс в развитии эмоциональной сферы. Он радостно улыбается на ласковое обращение взрослого, резкие интонации ему не нравятся. Двухмесячный карапуз гораздо больше интересуется другим ребенком, чем игрушкой, внимательно рассматривает маму или папу и как бы обдумывает увиденное.
Возможно, скоро кроха порадует вас гулением. Отдельные звуки постепенно превращаются в эмоциональное лепетание. Иногда он воркует, чавкает, булькает, может спонтанно смеяться. Чувствует настроение близких.

Развиваются мыслительные способности. Малыш доверяет маме. Подавая сигналы плачем, ждет реакции взрослых. Появляется ассоциативная связь – за плачем следует необходимая помощь или кормление. Психологи считают, что возможности умственного развития новорожденного гораздо больше, чем мы представляем.