Как научить ребенка любить учиться советы психолога. Как заставить делать уроки ребенка - советы психолога

Всё чаще и чаще мы слышим слова: дети спасут человечество. Этот мотив вечен. Он и в поступи "Сикстинской мадонны", и в светской философии Ф. Достоевского, Л. Толстого, в русской литературе. И в сегодняшней борьбе за выживание человечества.

Ребёнок – это мера всех вещей. Первообраз добра и красоты. Поэтому знаменитое "красота спасёт мир " звучит, как дети спасут мир.

Дети – наше будущее. Наши потенциальные возможности и наши человеческие идеалы в будущем.

Что же такое детство? Каков путь ребёнка к гармонии?

"Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш" (В. А. Сухомлинский)

Детство – особое психическое состояние, говорят философы. Это человеческое состояние полно неукротимой энергии, наполнено игрой физических и интеллектуальных сил. И энергия здесь особенная – энергия роста. Энергия земного побега. Энергия неодолимости.

Ребёнок живёт, а не воспитывается. Чем ярче его жизнь, тем больше положительных эмоций, тем полноценнее и здоровее воспитание.

И эта энергия нередко творит беды. Достоинства, различные увлечения и потребности способны обернуться своей противоположностью и привести к дисгармонии отношений детей с взрослыми. Возникшие противоречия между детьми и родителями не проходят бесследно, могут сопровождаться своего рода кризисами, нравственными потрясениями, страданиями. И здесь задача взрослых: педагогов, родителей – находить разумное разрешение конфликтов.

Вообще-то ребёнок сам творит своё воспитание. Но помочь ему ставить перед собой задачи и сверхзадачи призван взрослый человек, наставник, старший товарищ, родитель или педагог.

Но какие же задачи в первую очередь должны решать взрослые и дети?

Первая – забота о здоровье. О здоровье физическом, психическом и нравственном. Здесь всё связано. Неотделимо. Психические расстройства, нервные срывы и даже детские самоубийства во многом зависят от большой, порой ненужной загруженности школьников учебными занятиями, принижения их человеческого достоинства в школе и дома, от разобщённости в детской среде, которая нередко предъявляет жестокие и несправедливые требования к личности ребёнка. (Пример из своей практики.)

В литературе на темы воспитания есть немало писем самого разнообразного содержания. Вот одно из них:"Мой ребёнок боится ходить в школу. Она ему ненавистна. Месяц назад ему вымазали пальто масляной краской. А вчера на уроке труда ему облили ацетоном шнурки на ботинках и потом подожгли их. Сын кричал, а все дети хохотали. И самое ужасное случилось дома: отец увидел испорченную обувь и избил сына…"

К сожалению, подобные случаи нередки. Дети не защищены от авторитарных средств воздействия ни в школе, ни дома. Авторитарный характер отношений, жестокость и разобщённость создают дискомфорт в душах детей, отрицательный психологический климат в классном коллективе, что всегда очень скверно воздействует на психическое состояние учащихся и явно мешает успешному обучению.

И здесь нужно выделить вторую задачу – заботу о нравственно-волевом воспитании детей.

Важно, чтобы каждый ребёнок школьного возраста составлял свой план жизни, в котором непременно были бы элементы общего и профессионального развития, занятия спортом, трудом, искусством. И непременно – сверхзадача. Непременно испытание: что я могу? На что я способен? Есть немало семей, где детям помогают ставить и достигать различные увлекательные цели. Учат, может быть, самому главному в жизни – дорожить временем. Считать каждую минуту. Постоянно спрашивать у себя: а что я сделал? Чего я достиг? и как же здесь необходимо единство взрослых и детей! Единство как сотрудничество!

Опыт семейного воспитания семьи Никитиных замечателен не только тем, что дети школьные курсы освоили на три – четыре года раньше своих сверстников, а тем, что сэкономленное время расходовали на укрепление здоровья, на чтение литературы, на участие в производительном труде.

Так старший сын часто по выходным выполнял заказ завода – делал электронные выключатели, а младшие красили кубики для фабрики игрушек, за что получали денежное вознаграждение.

Если ребёнок с детства и до 12 лет не включён в систему реальной ответственности, в реальный производительный труд и частичное самообеспечение, он непременно, как это имеет место в жизни, вырастет инфантильным, неприспособленным, безвольным человеком. Среди молодёжи часто встречается немало растерянных, слабых духом людей: они-то и тянутся к наркотикам, алкоголю, лёгкой и праздной жизни.

Правильная организация учебной работы включает в себя ряд моментов, касающихся внешних и внутренних условий деятельности. К внешним условиям относятся правильно организованный режим дня, оборудование места для занятий, определение оптимального порядка приготовления уроков на каждый день и на всю неделю. К внутренним условиям можно отнести умение быстро включаться в работу, вести её не отвлекаясь и в хорошем темпе, привычку садиться за уроки вопреки желанию погулять, поиграть, послушать музыку и т. д. Конечно, это перечисление не исчерпывает все моменты, так или иначе влияющие на процесс обучения. Я остановлюсь на тех, которые обычно игнорируются взрослыми или являются источником грубых психологических ошибок.

Возьмём такой пример.

- У моего сына вечно не хватает времени для уроков. Проводит над книгами часа по три, по четыре и еле-еле успевает приготовить задание .

Мальчик учился в пятом классе. Можно объяснить этот случай тем, что пятый класс является переходным к средней ступени обучения, что именно здесь происходит переход от начального обучения к систематическому изложению наук; что резко возрастает сложность и объём изучаемого материала; что старых учебных приёмов, которые оправдывали себя в начальной школе, становится недостаточно и требуется помочь школьнику овладеть новыми приёмами, позволяющими усваивать всё больший и больший объём информации.

Но оказалось, что в приведённом примере была совсем другая причина. Это неумение школьника регулировать собственное поведение. Иными словами, недостаточно развитое умение управлять своим поведением препятствует полноценному формированию учебной деятельности и, как следствие, успешному обучению.

Случай этот не столь редкий, к сожалению. Он встречается и у пятиклассников и у более старших ребят. (Примеры из практики )

Следовательно, чтобы школьник легко и успешно учился, надо научить его учиться – то есть научить организовывать не только свою внутреннюю умственную деятельность (в процессе которой и происходит усвоение новых знаний), но и своё поведение (чтобы внутренняя умственная работа проходила как можно более успешно).

Что же может учитель посоветовать родителям, если их сын или дочь не могут усадить себя за уроки? На этот вопрос можно ответить только так: предстоит долгая и нелёгкая работа по формированию у школьника качества произвольности – умение управлять собственным поведением, чтобы человек стал хозяином своих желаний, а не наоборот.

1) Лото, шашки, домино и т. п. игры, где играющий должен поддерживать произвольное внимание.

2) Очень полезно бывает для ребёнка выполнять какое-то дело вместе с взрослыми. Какое именно – не так уж важно. Необходимо только, чтобы это дело выполнялось быстро, весело, без предварительной раскачки, и без томительных пауз. Можно вместе убирать посуду: взрослый моет, ребёнок вытирает; читать книгу - страницу взрослый, страницу он; что-нибудь прилаживать или чинить - папа работает, а ребёнок подаёт ему гвозди, молоток, отвёртку.

Пусть на первых порах посуда будет плохо вытерта, а книгу придётся читать совсем не интересную для старших. Ничего страшного. Зато в ходе такой совместной работы школьник приобретает умение сосредоточиться на выполняемом деле.

Важно также выработать у ребёнка привычку быстро переключаться с одного дела на другое.

Если его зовут кушать, он должен немедленно прекратить свои дела и идти к столу.

Конечно, ребёнок есть ребёнок. И деловитость не может быть основной чертой школьника. Не надо требовать, чтобы он всё время ходил "по струнке". Пусть у него обязательно будет свободное время, когда школьник предоставлен самому себе и никто его не "регулирует". Но очень важно приучить детей отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьёзным, не путать дело с игрой, не превращать одно в другое.

Вспомните, когда ваши дети были дошколятами. Сколько раз приходилось видеть, как, сев за стол, ребёнок не столько ест, сколько строит из каши на тарелке какие-то домики и фигурки. А родители не обращают на это внимания. Пришёл с прогулки, начал снимать сапожки – и пошёл скакать на одной ноге по комнате: ах, как смешно болтается полуснятый сапог. Пошёл в ванную мыть руки и заигрался с зубными щётками. Родители не должны быть пассивными наблюдателями таких сцен. Иначе то же самое будет твориться и потом во время занятий, когда станет школьником.

Надо приучить ребёнка всё необходимое делать с первого же напоминания, ни на что не отвлекаясь.

3) По мере взросления школьника можно ему давать самостоятельные поручения, а потом эти поручения постепенно перевести в постоянные обязанности. Он может ходить за хлебом или газетой, подметать пол, водить в детский сад младшего братишку или сестрёнку, в более старшем возрасте – чинить перегоревший утюг, поправлять замок, убирать в доме, делать покупки в магазине, платить за квартиру и телефон, стирка, мытьё полов и многое другое.

Это помогает не только овладеть тем или иным умением, но и усвоить "взрослый" стиль жизни: браться за работу без промедлений, делать её не отвлекаясь, добросовестно.

Нельзя забывать о том, что умение управлять своим поведением – это целостное свойство личности, и выработать его в каком-то одном виде деятельности, например, только в учёбе, невозможно.

Не надо думать, что у школьника, кроме учёбы, не должно быть других обязанностей. Это обычное родительское заблуждение. Человек, который должен в течение дня сделать много дел, привыкает ценить время, заранее рассчитывать, когда и что он должен сделать. Он приступает к делу без проволочек и работает не отвлекаясь. Избыток свободного времени, напротив, приучает человека разбрасываться им.

Несколько слов о режиме занятий

Казалось бы, не всё ли равно, в какое время школьник готовит уроки, лишь бы задания были тщательно выполнены. Однако это далеко не так. Специальные обследования, проведённые среди учащихся всех ступеней обучения, показали, что, как правило, отличники и хорошие ученики имеют твёрдо установленное время для приготовления уроков и постоянно его придерживаются. И, напротив, среди слабых учеников много таких, которые занимались без режима. Это, конечно, не случайно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без которых не могут быть достигнуты серьёзные успехи. Поначалу это требует определённых усилий со стороны школьника. Но постепенно вырабатывается привычка, и всё становится значительно проще. Кроме того, хорошо известно, что ученик, привыкший заниматься в одни и те же часы, не только чувствует приближение этого времени, но, более того, у него появляется к этому времени осознанное или неосознанное предрасположение к умственной работе. А это также очень важно. Чем старше школьник, тем более прочна у него привычка заниматься в одни и те же часы. Такие учащиеся приступают к работе быстро, без промедлений.

Надо сказать, что само слово "режим" почему-то пользуется нелюбовью у многих учеников. Ребята старших классов обычно уже умеют распределять своё время, и вмешательство взрослых тут требуется не так уж часто. А вот для младших и средних школьников твёрдый режим, установленный с помощью взрослых, может сыграть свою положительную роль.

Я не буду останавливаться на тех, других факторах, которые играют немаловажную роль в успешном обучении школьника (место для занятий, в каком порядке учить уроки, планирование домашних заданий, контроль и самооценка). Наверняка эти вопросы уже освещались в нашем лектории раньше.

А теперь перейдём к раскрытию последних задач. Третья задача – забота о воспитании чувства хозяина, гражданина, созидателя. Решается она, прежде всего, в процессе трудового воспитания.

В своей книге "Сердце отдаю детям" В.А.Сухомлинский писал:"Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает всё новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребёнок должен глубоко пережить это благородное чувство".

В школе эта задача частично решается на уроках технологии, через работу на монастырских полях, на пришкольном участке.

А вот дома!? Все ли вы, родители понимаете важность трудового воспитания и привлекаете своих детей к посильному труду? К сожалению, не все.

Четвёртая задача – забота о повышении общей культуры школьников, в частности, средствами эстетического воспитания.

В настоящее время в нашей стране в сферу эстетического воспитания (музыка, живопись, дизайн, хореография, художественные работы с металлом и деревом, керамика), как и в техническое творчество, вовлечено не более 10% школьников. Зарубежные и наши исследования установили, что качество выпускаемой продукции во многом зависит от эстетической развитости рабочего, инженера, техника. Именно поэтому регулятором эстетического воспитания в Японии, США, Германии стал экономический рынок. Поэтому в Японии отводится только на одно рисование до 12 часов в неделю, в США – 3 часа, а у нас 1 час в неделю с первого по шестой класс. Надо ли говорить о том, что буржуазия зря средств не швыряет на образование, а даёт рабочему ровно столько знаний, сколько может обеспечить конкуренцию и прибыль.

Эстетическое воспитание, общая культура молодого человека – это та почва, на котором строится духовно-нравственная жизнь людей.

Один мудрый старец сказал как-то: "Чего там мудрить с воспитанием. Всё очень просто - наполняйте душу ребёнка прекрасным – и он будет воспитан".

Здесь нельзя не согласиться с самим принципом – воспитывать на прекрасном, на высоком. Приобщать человека к сочинительству, к творчеству, к чтению и перечитыванию хороших книжек – это метод, и ещё какой!

Ребёнок не может развиваться без фантазии, без мечты, без трепетной нежности, которые заложены в художественном творчестве.

"…Ребёнок, - говорил В. Сухомлинский, - по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Населяя окружающий мир фантастическими образами, создавая эти образы, дети открывают не только красоту, но и истину".

Одна из важнейших задач родителей и школьного образования – это воспитание ума.

Существует такая точка зрения о воспитывающем обучении, дескать, само обучение воспитывает, формирует личность. В известном смысле это так, ибо само содержание образования действительно является мощнейшим средством развития личности. Но всего лишь средством. В воспитании всё будет зависеть от того, кто и как пользуется этим средством.

Да, разумеется, если это средство правильно используется, если его освоение будет связано с развитием творческих задатков, с демократизацией жизни школы, с самовоспитанием и с самодеятельностью школьников.

Сегодняшний научно-технический прогресс не может быть выигран без школы. Доказано: эстетически развитой человек не способен производить продукцию плохого качества. А здоровье человека едва ли не главнейшая проблема наступившего века. И такого рода заболевания в детском возрасте, как ухудшение зрения, желудочно-кишечные, сердечно-сосудистые и нервные заболевания - результат зряшной, никчёмной загруженности детей. Толочь воду в ступе никто не пробовал. А дети выносят всё. Несомненно, что всё это отрицательно сказывается на способах освоения знаний.

Отсюда вытекает шестая задача – забота об экологическом воспитании.

"Экология детства" - термин этот возник не так давно. Дети неотделимы от природы. Вырвать их из её лона, заключив в асфальт, бетон, захламленные программы и учебники, - значит погубить их энергию, силу, юность.

Дети тянутся к игре, к состязаниям не потому, что в них заложены разрушительные инстинкты, а потому, что это их естественное состояние роста.

Ребёнок является частью природы, поэтому и воспитание его должно быть предельно приближено к природе, воздуху, траве, движениям.

Все усилия взрослых (родителей, учителей) направлены на крохотную часть человеческого организма – на мозг. Мы пичкаем ребёнка книжками, музыкальными звуками, красками, прививаем манеры – всё это в отрыве от живой природы лишь уродует человеческую личность, высушивает её жизненные силы, уничтожает сопротивляемость организма и то, что заложено в самом существе детскости.

В общении с детьми всегда должны перекрещиваться, если можно так сказать, два начала: духовно-творческое, идущее от культуры, и экологическое, идущее от природы.

Зелёные холмы, сочная поросль, бархатистость полей, тёплая земля, шершавость стволов, звенящие ручьи, ясное небо, счастливые песни – всё это, оказывается, имеет прямое отношение к воспитанию. Всё это соединяется с детской душой, является частью её жизни.

Детское сердце нуждается в одухотворении не только силами природы, но и силами культуры.

Игра на вольном просторе обнаружила самое разное в детях, их живую пытливость, ловкость и сноровку, раскованность и бесстрашие, нежность и беспощадность. Они состязались в благородстве. Здесь не было скидок на возраст, разум, на силу или слабость, здесь властвовал закон игры: вольный, справедливый.

"Детские годы, тот возраст, который мы, взрослые, считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки, - это истоки жизненного идеала. Именно в это время закладываются корни гражданственности. От того, что открылось ребёнку в окружающем мире в годы детства, что его изумило и восхитило, что возмутило и заставило плакать – не от личной обиды, а от переживания за судьбу других, - от этого зависит, каким гражданином будет наш воспитанник. Перед взором ребёнка открывается многогранный мир с его противоречиями и сложностями, в нём дети видят красоту и уродство, счастье и горе. Всё, что происходит в окружающем мире, всё, чем жили люди в прошлом и чем живут сейчас, дети разделяют на добро и зло. Чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребёнку правильное видение добра и зла". (В. А. Сухомлинский)

Тема сегодняшнего лектория очень актуальна. Она касается как педагогов, работающих в школе с детьми, так и родителей.

Воспитание тех качеств личности ребёнка, о которых я говорила, несомненно, будет способствовать более успешному усвоению школьных программ.

Создание в классе и дома спокойной обстановки, доброжелательность и взаимопомощь – тоже необходимые слагаемые успеха. Дети раскованны, свободны, никакого страха в ожидании вызова, работают активно и с удовольствием, потому что внимание учителя сосредоточено не на ошибках и промахах, а на удачах и победах, пусть самых маленьких.

Именно такие уроки сотрудничества, на которых у всех всё получается, и рождают чувство успеха в учении, желание и готовность решать всё более трудные задачи, идти вперёд по дороге познания.

Это в идеале. А в обычной школьной жизни много нюансов, мешающих плодотворному сотрудничеству учителя и ученика. (Примеры из практики )

Конечно, проблема умения учиться очень сложна. Возникает она с момента поступления ребёнка в школу и часто сохраняется вплоть до старших классов. В качестве задачи совершенствовать свои учебные навыки она не снимается в течение всего времени, пока человек учится.


© Все права защищены

Не секрет, что для многих родителей особо актуальным является вопрос о том, как заставить делать уроки ребенка. И это не праздный вопрос. Ведь часто приготовление домашних заданий становится большим испытанием для всей семьи.

Вспомните, сколько слез, переживаний было положено, чтобы выучить, в каком веке родился Юрий Долгорукий или как вычислить интегральное уравнение! Сколько детей с ненавистью вспоминают свои школьные годы, учителей, которые мучили их непомерными домашними работами, родителей, которые заставляли из-под палки эти работы выполнять! Давайте мы не будем повторять эти ошибки. Но как же научить своих детей учиться? Попробуем с помощью психологов дать несколько ответов на эти непростые вопросы.

Почему ребенок отказывается работать?

Первый вопрос, на который должны ответить для себя родители, заключается в том, почему ребенок не хочет учиться дома? Ответов на него великое множество.

Ребенок может просто бояться сделать ошибку при выполнении домашней работы, он может элементарно лениться, бояться самих родителей, у него может просто отсутствовать мотивация к домашнему учебному труду. Также ребенок может быть просто утомлен тем, что у него очень много учебной нагрузки, потому что, помимо обычной школы, он посещает музыкальное учреждение, художественный кружок и секцию по шахматам. Это как у А. Барто, «Драмкружок, кружок по фото…». Тут уж, и правда, для ребенка многовато что-то занятий, вот и приходится ему неосознанно от чего-то отказываться. Вот он и отказывается от выполнения домашней работы.

Однако и других мотивов отказа от выполнения уроков у школьников предостаточно. Но родители должны перебрать в уме все варианты и найти единственно верный ответ, который подходит к характеру именно их ребенка. Тем более следует помнить о том, что домашнее задание в современной школе - дело весьма непростое, часто, чтобы его выполнить, нужны усилия буквально всех членов семьи. Ведь программы все усложняются, даже в первом классе сегодня ребенок должен уже читать около 60 слов за минуту. Это в третьей четверти! А ведь раньше наши мамы и папы, будучи сами первоклассниками, учились только складывать буквы.

Ну а если родители определили причины, почему ребенок отказывается делать уроки, то им нужно приучать себя к терпению и понимать, что их ждет трудная миссия домашних наставников.

Поговорим о мотивации

Ключ к успеху в данном случае - это положительная мотивация ребенка к выполнению домашних заданий. Чтобы сформировать эту мотивацию, нужно много усилий. В первую очередь, данные усилия основываются на положительном школьном опыте. Если же в самой школе дела у вашего чада идут плохо, то и домашнее задание он будет воспринимать как продолжение школьной пытки.

Поэтому вырабатывается положительная мотивация, в первую очередь, в стенах школы, а только потом уже - дома. Здесь можно говорить о необходимости тесного взаимодействия школы и семьи.

Ну а что же делать тем родителям, которые понимают, что на вопрос о том, как заставить ребенка делать уроки без скандалов, они не могут найти ответа, в связи с тем, что ребенок просто не любит ту школу, в которую вынужден ходить ежедневно? Таким родителям можно посоветовать решить этот вопрос принципиально, вплоть до того, чтобы поменять школу или найти другого учителя.

Вообще, отцам и матерям нужно быть очень чуткими в вопросах школьного обучения. Бывает и такое, что в классе ребенку достается незавидная роль «чучела», «мальчика для битья», отношения с одноклассниками не складываются, окружающие обижают вашего ребенка. Естественно, что и учиться ему совершенно не хочется. Ведь как ходить в школу, если тебя там не любят и обижают? Какое уж там правильное выполнение домашних заданий…

Играет ли роль возраст?

Многое в данном вопросе решает тот возраст, в котором находится сам ребенок. Бывает, например, такое, что ребенок не хочет делать уроки, 1 класс, в котором он пока учится, просто еще не сформировал правильной положительной мотивации. В этом случае заинтересовать такого первоклассника гораздо проще, чем более старшего ученика.

Вообще, родителям первоклассников нужно помнить о том, что их дети в первой четверти проходят процесс адаптации. Поэтому проблема того, как заставить ребенка делать уроки без скандалов, не является еще такой значимой. Скандалы в данном случае будут. Но есть шанс, что они прекратятся, когда ваш сын или дочь пройдет непростой процесс адаптации к первому классу.

Также родителям первоклашек нужно помнить о том, что именно 1-й класс является тем «золотым временем», от которого зависят все будущие успехи или неуспехи их ребенка. Ведь этот тот период, когда ваш сын или дочь понимают, что такое школа, зачем нужно учиться, чего они хотят достичь в своем классе. Очень важна в этом вопросе и личность первого учителя. Именно мудрый и добрый учитель может стать для вашего ребенка тем проводником в мир знаний, человеком, который покажет дорогу в жизнь. Поэтому для детей очень важна личность такого учителя! Если же первоклассник боится своего учителя, не доверяет ему, то это, безусловно, очень плохо скажется на его учебе и стремлении выполнять домашние задания.

Как заставить делать уроки ребенка-старшеклассника?

А вот это уже более сложный вопрос. Ведь на малыша родители еще могут надавить, могут его заставить, применив, в конце концов, свой авторитет, но как быть с отпрыском, который пребывает в переходном возрасте? Ведь такого ребенка уже ничто не может заставить учиться. Да, с подростком совладать гораздо труднее. Тут нужно терпение, такт, умение понимать. Родителям нужно задуматься над вопросом о том, как делать уроки с ребенком без криков, ведь, возможно, часто они сами просто провоцируют конфликт, не выдерживая и обвиняя своего повзрослевшего сына или дочь во всех грехах. А подростки очень остро реагируют на критику, им трудно справиться с ней, в итоге они просто отказываются выполнять работы, которые задают в школе на дом.

Переходный возраст, в котором находятся школьники с 12 до 14-15 лет, может серьезно повлиять на успеваемость ученика. Дети в этот момент испытывают серьезные физические и психологические нагрузки, часто они переживают свою первую влюбленность, стремятся произвести впечатление на сверстников. Какая уж там учеба? А родители в этом возрасте становятся для детей своеобразными оппонентами, ведь подросток стремится оторваться от своей семьи, получить право самому распоряжаться своей жизнью. Излишне авторитарные родители в данном случае начинают сильно давить на своих детей, чтобы призвать их к послушанию. Но не всегда они добиваются этого послушания, а бывает так, что ребенок начинает протестовать. И часто отказ выполнять домашнюю работу - это и есть следствие этого протеста.

Вырабатывайте у детей ответственность

Хорошее подспорье для всех родителей, которые стремятся наладить отношения со своим ребенком, а заодно и сделать так, чтобы их сын или дочь хорошо учились, - это найти ответ на вопрос о том, как научить ребенка делать уроки самостоятельно? Ведь если вы приучите своего ребенка с самых первых лет в школе к тому, что он сам должен нести ответственность за свои поступки, то возможно, эта ответственность будет сопровождать его все оставшиеся школьные годы. Вообще очень важно учить детей понимать, что в жизни все зависит от их поступков, от их желаний и стремлений.

Задумайтесь, для чего ваш ребенок учится, что вы внушили ему? Вы сказали ему, что он учится ради своей карьеры, которая ждет его в туманном будущем? Вы объяснили ему, что процесс учения - это своеобразный труд, труд непростой, результатом которого станут знания о мире людей, которые невозможно купить за деньги? Подумайте, о чем вы разговариваете со своим ребенком, чему вы его учите?

Поэтому, прежде чем анализировать проблему того, если ребенок не учит уроки, что делать с ним, попробуйте разобраться в себе. Да и не забывайте о том примере, который вы подаете своим детям. Ведь ваше отношение к работе, домашнему труду также станет для ваших детей своеобразным стимулом для учебы. Поэтому всем своим видом демонстрируйте, что учеба всегда была интересующим вас делом, продолжайте учиться вместе с детьми, даже если вам уже стукнуло 40 лет!

Используйте методические приемы!

Конечно же, стоит помнить и о современных методических приемах. Таких приемов великое множество. Большинство из них, правда, направлено на помощь детям младшего школьного возраста. Это различные игры, которые проводятся до и после выполнения домашних заданий, стимулирование познавательной активности детей, пересказы и прочее. Старым методическим приемом является составление для ребенка режима дня. Даже ваш малыш-первоклассник должен знать, сколько у него времени на школу, дополнительные занятия, игры и, конечно же, уроки. Ведь вы, будучи озабоченными проблемой того, как заставить делать уроки ребенка, должны всячески помогать в этом.

Не делайте уроки вместо вашего сына или дочери!

Очень часто родители совершают еще одну педагогическую ошибку. Они с самого раннего возраста приучают свое чадо к тому, что делают с ним уроки вместо него. Ребенок быстро понимает, что его задача просто сделать-переписать то, что уже приготовили для него мама или папа. Не допускайте такой ошибки! Тем самым вы приучаете своего ребенка к тому, что без труда, за счет других можно многого достигнуть в жизни. И получается, как в рассказе Драгунского «Папа у Васи силен…». Не будьте такими папами и мамами. Помните, вы должны знать ответ на вопрос, как научить ребенка делать уроки самостоятельно. Эта ваш родительский долг!

Еще одной распространенной ошибкой становится излишняя амбициозность родителей, которые хотят во что бы то ни стало сделать из своих детей юных гениев. Причем такие родители часто просто «ломают» психику самих своих детей, просто забывая о том, что они должны быть озабочены проблемой о том, как приучить ребенка делать уроки, а не о том, как вырастить юное дарование по всем предметам.

Очень часто домашние задания в таких семьях превращаются в пытку для детей. Мама или папа заставляет сына или дочь по несколько раз переписывать одно и то же задание, добиваясь идеального его выполнения, родители придираются к мелочам, они скупы на похвалу. Ну и что же остается в таком случае делать детям? Конечно же, через какое-то время дети отказываются работать, впадают в истерики, всем своим видом показывая, что они просто не могут стать юными гениями, как хотят от них их родители. Но это еще в самом легком случае. А ведь бывает, что родители внушают своим детям «комплекс отличника или отличницы», ставя перед ним задачи, которые их дети просто не могут выполнить.

Например, амбициозная мама, всю жизнь воспитывавшая своего сына в одиночку, мечтает о том, чтобы он стал великим скрипачом и выступал со своими концертами по всему миру. Ее сын действительно успешно учится в музыкальной школе, однако выше уровня музыкального училища подняться не смог, скажем так: ему просто не хватило дарования и терпения. А что делать такой маме, которая в своем воображении уже возвела сына в ранг великих музыкантов современности? Обычный сын-неудачник ей не нужен… И разве можно упрекать этого молодого человека в том, что природа не сделала его гением?

Или другой пример. Родители мечтают о том, чтобы их дочь защитила диссертацию доктора наук. Причем для них даже не совсем важно то научное направление, в рамках которого это должно быть сделано. Девочке с юных лет внушают эту семейную мечту, от нее требуют чудесных результатов в научной карьере, но девушка имеет интеллектуальные способности всего лишь выше среднего, в итоге для нее стремление к ученой степени заканчивается психбольницей.

Согласитесь, что примеры эти печальные, но ведь они - сама плоть от нашей реальной жизни. Часто, очень часто родители так поступают со своими детьми.

А если предмет просто не дается?

Бывает и такое, что учебный предмет просто не дается ребенку. Ну нет у вашего сына или дочери способностей к физике или химии, например. Что делать в таком случае? Как заставить делать уроки ребенка, если он ничего не понимает, элементарно не понимает, как решать то или иное задание? Здесь одного родительского терпения уже недостаточно. Нужна выдержка, такт и еще человек, который сможет объяснить ребенку трудное задание. В этом случае родителям будет разумнее всего нанять своему сыну или дочери репетитора, для того чтобы он помог решить этот вопрос в положительном русле.

Можно ли делать уроки за деньги или подарки?

В последнее время родители стали использовать нехитрый способ манипуляции, который называется просто - подкуп. Суть его заключается в том, что отец или мать, не задумываясь над объективным решением вопроса, как правильно делать уроки с ребенком, просто стремятся подкупить свое чадо разными обещаниями. Это могут быть как денежные суммы, так и просто подарки: сотовый телефон, велосипед, развлечения. Однако стоит предостеречь всех родителей от такого способа воздействия на детей. Это неэффективно, потому что ребенок раз за разом начнет требовать больше и больше. Домашних заданий каждый день много, и вот уже ваше чадо не удовлетворяется просто смартфоном, ему нужен айфон, и он имеет на него право, ведь он же учится, выполнят все школьные требования и т. д. Да и потом, представьте себе, насколько пагубна привычка за свою ежедневную работу, которая является обязанностью ребенка, требовать от родителей каких-либо подачек.

Что же должны делать родители? Мнение психолога

Опытные специалисты в области психологии советуют родителям помочь ребенку делать уроки. Помогать нужно с умом и любящим сердцем. Вообще идеально здесь чувство меры. В данном случае родитель должен быть и строгим, и требовательным, и добрым, и справедливым. Он обязан иметь терпение, помнить о такте, уважать в своем ребенке личность, не стремиться сделать из своего сына или дочери гения, понимать, что у каждого человека есть свой характер, склонности и способности.

Очень важно показывать ребенку, что родителям он дорог всегда. Можно рассказать сыну или дочери, что отец или мать гордятся им, гордятся его учебными успехами и верят в то, что он может самостоятельно преодолеть все свои учебные трудности. И если в семье есть проблема - ребенок не делает уроки, совет психолога придется очень кстати в ее разрешении.

Наконец, всем родителям следует помнить о том, что дети всегда нуждаются в нашей поддержке. Учеба для ребенка - это настоящая работа с ее проблемами, взлетами, успехами и падениями. Дети сильно меняются в процессе школьного обучения, они приобретают новые черты характера, учатся не только понимать мир, но и учиться. И безусловно, на этом пути детям должны помогать и учителя, и их самые близкие и верные товарищи - родители!

Как позаботиться о будущем детей? Какое образование им дать? Как лучше подготовить их к жизни?
Пожалуй, эти вопросы приходят в голову каждому родителю. Разумеется, всем хочется дать детям хорошее образование, однако все дети разные, и довольно сложно определить, чем в будущем они захотят заниматься и какую выберут профессию.

Как позаботиться о будущем детей? Какое образование им дать? Как лучше подготовить их к жизни? Пожалуй, эти вопросы приходят в голову каждому родителю. Разумеется, всем хочется дать детям хорошее образование, однако все дети разные, и довольно сложно определить, чем в будущем они захотят заниматься и какую выберут профессию.

При этом важно понимать ещё одну печальную истину, столь актуальную для нас сегодня: обучение детей в школе - одна из самых скучных вещей на свете.

Увы, но именно в то время, когда ребенок больше всего открыт новому, когда он искренне стремится делать свои маленькие открытия, а мир играет для него самыми яркими красками.....мы даем ему тяжеленный ранец в одну руку, и букет цветов - в другую. И отправляем в школу.

Обучение в школе подчас становится своего рода прививкой от жажды знаний. И вот, ребенок уже будто и не хочет учиться.

Это, конечно же, не так. Дети остаются самыми любознательными существами на свете. И весь вопрос сводится к тому, чтобы правильно преподнести материал. На самом деле, позитивные сдвиги в системе и методиках обучения детей уже происходят, но как это часто бывает, они начинаются в коммерческой среде.

Возьмем, к примеру, курсы английского языка. Почему мы решили остановиться на них? Ответ лежит на поверхности: на сегодняшний день в России это самая востребованная ниша детского образования в негосударственной среде; и самая быстроразвивающаяся.

И не зря: такие занятия способствуют развитию креативности, логики, критического мышления, инициативности, эрудиции, умения работать в команде, а уж о преимуществах владения английским языком сегодня не говорит только ленивый.

Сейчас стали открываться новые школы английского языка для детей. В частности, об открытии новых детских школ заявил Международный центр изучения английского языка EF English First.

Разумеется, своей непосредственной ориентацией на работу с детьми. Проявляться это может во всем.

Во-первых, в детских школах работают педагоги, которых отбирают в том числе и по личным качествам - умению ладить с детьми. Ведь дети впечатлительнее взрослых, и потому контакт с преподавателем - основа дальнейшей мотивации ребенка учиться.

В таких детских школах важную роль играют и аудитории, в которых проводятся занятия. В раннем возрасте особенно важно создать уютную обстановку, чтобы юным студентам было комфортно учиться.

Большую роль играют и сами программы обучения, адаптированные под определенную возрастную группу детей, с учетом их потребностей и интересов. Кроме того, в ряде школ предусмотрены на бесплатное полугодовое обучение детей. С одним из таких предложений выступила школа EF English First, заявившая о своей готовности поддержать талантливых ребят. Подробнее об этом и многом другом можно узнать, задав вопрос в онлайн-консультации, которую проводит представитель на сайте сайт Светлана Васильевна Шульжик.

Сегодня существенно изменились и сами методики: идет активное внедрение новых технологий в учебные программы. Это и всевозможные мультимедийные материалы, и интерактивные программы, а также различные приложения. Например, бесплатное приложение для iPad - EF High Flyers , разработанное для детей 7-9 лет. Оно сочетает в себе игровые и обучающие элементы - разнообразные обучающие игры, словарные карточки с 3D графикой, с помощью которых ребенок запоминает английские слова.

С одной стороны, применение новейших технологий способствует усвоению материала, а с другой - делает процесс обучение увлекательным. Многие родители жалуются, что их дети чрезмерно увлекаются компьютерами, однако немногие думают, что их интерес можно направить в полезное русло.

Примером тому может послужить онлайн-компонент от компании EF. Он является дополнением очного курса, созданного для детей 10-13 лет. Отличительной особенностью курса является то, что он построен на основе увлекательного сюжета, погружаясь в который, ребята изучают английский язык. Это интерактивная онлайн-программа, в которой можно выполнять различные упражнения для развития навыков чтения, письма, разговорной речи, восприятия речи на слух. Ознакомиться с ее демо-версией можно совершенно бесплатно. Для детишек 4-6 лет и 7-9 также разработаны интерактивные онлайн-программы. Получить бесплатный доступ .

Но разнообразие методик не ограничено применением компьютерных технологий. Есть масса других способов сделать обучение интересным: школы могут проводить тематические мероприятия, выездные занятия, где языковые навыки развиваются в непринужденной обстановке живого общения.

На самом деле, существует масса способов превратить процесс обучения в хобби. Более того, вы и сами можете придумать нечто свое. Ваше непосредственное участие в обучении детей - это залог их успехов. И именно в ваших руках - сделать процесс обучения увлекательной и естественной частью жизни. А ведь именно так и должно быть!

EF Englih First приглашает всех желающих на День Олимпийских Знаний 1 сентября и День Открытых дверей 10 сентября. Приходите вместе с детьми, пообщайтесь с высокопрофессиональными преподавателями, загляните в уютные аудитории и узнайте о предстоящих акциях.

Наши советы - для родителей, которые задумываются о том, как научить ребенка учиться, чтобы воспитать его гармоничной личностью с успешным будущим.
Современные родители по-разному пытаются реализовать эту цель. Одни отдают пятилетнего малыша непосредственно перед поступлением в первый класс на подготовку к школе, чтобы он успел освоить базовые знания. Другие с первых месяцев несут кроху в школы раннего развития, не совсем понимая, что же дает это раннее развитие.

В том или ином случае любящие родители пытаются мотивировать своих малышей к школьным успехам. Практикой проверено: этот путь - не всегда успешный. Если усмотреть в обучении только внешние предпосылки, типа слушаться, выполнять задания учителя и т. д., привить желание, умения учиться и хорошо успевать в школе таким путем не добиться. Как надо научить ребенка учиться, чтобы он сам желал этого, стремился к знаниям?

Готовим к школе заранее

Чтобы ребенок имел тягу к знаниям, нужно сформировать эту мотивационную готовность загодя до школы. Главную роль для ее успешного формирования играют слова родителей и игры, в которые ребенок играет.

Некоторые родители передают детям свои воспоминания о школе, увы, совсем не те, которые служили бы для успешной их мотивации к учебе. «За плохие знания ты получишь плохую оценку», «За плохое поведение тебя могут отругать в классе» - эти фразы не способствуют желанию обретать знания в школе. Основной целью родителей должно быть создание положительного образа школы.

Если малыш посещает школу раннего развития, поясните ему, что ему теперь нужно соблюдать рамки поведения, расскажите, зачем это нужно.
Если ваш ребенок стеснителен, помогите: поддерживайте и присоединяйтесь к процессу на занятиях, показывая свой интерес к происходящему. В случае, если малыш не хочет участвовать в выполнении задания, не стоит давить. Посидите и понаблюдайте за другими детьми. Возможно, скоро малыш захочет включиться в занятия, найдя заинтересовавшие его, и будет проявлять желание учиться и посещать занятия.

Почемучки

Чтобы разжечь интерес к учебе, не игнорируйте многочисленные вопросы малыша, отвечайте на его «почему?», находя ответы на все интересующие его вопросы.
Жажда знаний - базис, на нем выстраивается желание учиться в школе и приобретать новые навыки. Умение учиться увеличивается за счет развития интеллекта ребенка. Развитие интеллекта - это умение думать, воспринимать услышанное, оценивать, анализировать - в совокупности. Все эти процессы начинают развивать с первых месяцев жизни, а не перед поступлением в первый класс. Идя в школу, ребенок должен иметь логику мышления и хорошо развитое внимание.

Как помочь развитию ребенка?

Придерживаясь некоторых советов, можно в процессе игровой деятельности ребенка достичь хороших результатов.
  1. Любое вместе проведенное время проводите с пользой: обсуждайте особенности погоды, сезонные явления, увиденное по дороге в дет сад растение или дерево. Знакомьте малыша с такими понятиями, как цвет, форма, запах и др.
  2. Имейте в виду, что детям сложно долго удерживать внимание на чем-то одном. Поэтому не стоит сердиться, когда он начинает отвлекаться на посторонние вещи.
  3. Занятия против воли не принесут успеха. Занимайтесь тогда, когда ребенок к этому расположен.
  4. Придерживайтесь занятий, соответствующих возрасту малыша и нравятся ему: лепка, рисование, игры, аппликации и др.
  5. Зная, с какими заданиями малышу справляться по силам, давайте ему чуть более усложненные.
  6. Плавный переход от игры к учебным занятиям происходит за год до поступления в первый класс, но не раньше.
  7. Занятия должны носить регулярный характер.
  8. Критика действий и успехов ребенка недопустима. Хвалите и поощряйте своего маленького ученика за маленькие, но реальные достижения.

Тренировка воли

Сформировать стремление к учебе поможет волевое управление своим поведением. Школа обязывает придерживаться определенных правил поведения, что не всегда легко дается малышу. Учите малыша ставить перед собой цель и стремиться к ее выполнению, оценив в конце полученный результат.

Умение дружить

Учите ребенка выстраивать отношения со сверстниками, жить в коллективе. не ограждайте его от общения с ровесниками, пусть обучается навыкам коммуникативного общения.

Физическое здоровье

Следите за физическим здоровьем ребенка, закаляйте его. Пусть он выполняет режим дня, избегая переутомления от нововведенных занятий.

Вместе с ребенком радуйтесь его небольшим успехам и победам, поощряйте его тягу к знаниям. Всестороннее развитие всех направлений деятельности поможет гармоничному развитию личности.

Ваш ребенок ходит в школу с удовольствием? Что ж, он счастливчик. А что делать, если ему там не нравится? Если дневник пестрит плохими оценками и замечаниями, уроки в школе - ежедневное мучение, а домашнее задание растягивается на весь вечер? Автор книги Элизабет Лукас рассказывает, как помочь ребенку найти себя и полюбить школу.

Должны ли вы хвалить детей за сильные стороны? Крутить носом, когда они проявляют свои слабости? Ни в коем случае! Если ваше отношение уважительно, то достижения - это совсем не то, что подразумевает общество.

Достижения, заслуживающие нашей похвалы, всегда имеют отношение к тем условиям, в которых они были проявлены. Если человек с ампутированными конечностями проплыл 800 метров, он достиг большего, чем мускулистый спортсмен, проплывший 8 километров.

Подлинные достижения - всегда важное свидетельство того, что человек преодолел самого себя.

Если алкоголик полгода жил в полном воздержании от спиртного, это настоящее достижение. То же самое, если бывший вор прожил год, честно трудясь. Или если Казанова сохранил верность своей жене. Перед такими людьми можно снять шляпу. Возможно, в объективном смысле жизнь без алкоголя, воровства или разврата не является достижением, поскольку это должно быть само собой разумеющимся, но для некоторых людей это великое достижение, учитывая, как тяжело им дается то, что другим кажется нормой. Их усилие - вот что заслуживает уважения.

Вернемся к профилям одаренности детей. Допустим, у ребенка слабые лингвистические способности. Если он принес домой тройку по английскому, это означает, что он много трудился для того, чтобы подтянуть то, в чем он слаб. Это заслуживает признания.

Теперь допустим, что тот же ребенок обладает исключительными способностями в счете. Если он принес домой четверку по математике, это значит, что он был ленив, потому что мог легко заработать пятерку. Но родители могут повести себя неправильно и начать ругать его за тройку по английскому, не обращая внимание на ситуацию с математикой.

Чему в результате учатся дети, чьи родители совершают такую педагогическую ошибку? Они начинают думать, что в легких предметах никакого усилия прилагать не надо, поскольку даже при посредственных успехах они получат родительское одобрение. В тех предметах, которые им даются тяжело, они тоже приучаются особо не стараться, поскольку им все равно не избежать критики и недовольства.

Федор Решетников. Опять двойка. 1952 г.
Третьяковская галерея

Хотим ли мы, чтобы дети продолжали так относиться к учебе? Конечно, нет! Они должны стараться, причем в конструктивном смысле: радоваться своим талантам и не отчаиваться по поводу своих слабых сторон. Поэтому правило должно звучать так: поощрять сильные стороны ребенка и требовать большего, поддерживать его слабые стороны и радоваться даже самым незначительным достижениям!

Конечно, учителя при оценке успеваемости учеников не могут учитывать их профиль одаренности. Они должны мерить всех учеников одной меркой. Если ученик в чем-то слишком слаб, учитель не может для него одного повторять материал снова и снова. С другой стороны, что делать простому учителю музыки, если перед ним сидит маленький Моцарт?

Учебный план ориентирован на учеников со средними способностями. То, чего не может предложить школа, попадает в сферу ответственности родителей. Им следует относиться всерьез не к оценкам в школе, а к потенциалу развития своих детей. И ни в коем случае они не должны сравнивать себя с другими родителями, а ребенка - с другими детьми, даже с братьями и сестрами, даже с братом-близнецом, поскольку каждый человек уникален!

Есть еще два важных момента: отношение к заниженным способностям и отношение к исключительным талантам. Каждый человек лишен каких-то способностей. Конечно, существуют «универсально одаренные» люди, которые могут достичь успехов во многих областях, но практически любого из нас можно поставить в такие обстоятельства, в которых мы окажемся несостоятельными. Однако взрослые прагматично избегают ситуаций, в которых их несостоятельность была бы заметна.

Молодая хозяйка, не умеющая вкусно готовить, не станет организовывать вечеринку у себя дома. Мужчина с «двумя левыми руками» не будет пытаться самостоятельно делать дома ремонт. Но школьнику не разрешается выбирать те предметы, которые ему больше нравятся (за исключением специальных школ). Ему приходится снова и снова конкурировать с более одаренными одноклассниками и выслушивать негативные комментарии учителя.

Если только ученик не оказался в неподходящей школе (в которой требования по всем предметам оказались для него завышенными), трудности у него будут лишь с несколькими предметами, но и этот недостаток может глодать его самолюбие. В таком случае весьма полезна профессиональная помощь психолога, специальные упражнения, подобные тем, что применяются при терапии легастеников.

Наилучшее средство - краткие непринужденные занятия со специалистом несколько раз в неделю, которые носили бы добровольный характер. Замечательно, если дети принимают эти формы помощи. Реакция родителей также должна сообщать ребенку: «Будь спокоен, в жизни не нужно уметь всего. То, что необходимо, у тебя и так получится, и при этом совершенно не стыдно попросить о помощи».

С другой стороны, у каждого есть таланты и способности, которые он призван проявлять с пользой для себя и других. «В благодарность» человек получает здоровое чувство собственного достоинства, уверенность в завтрашнем дне, радость от успехов и самореализацию. То, что у нас получается, мы делаем с удовольствием. Люди, оказавшиеся на своем месте, с энтузиазмом включаются в решение поставленных перед ними задач и бывают исключительно продуктивны. Если с детства поощрять в человеке те сферы деятельности, в которых он проявляет талант, он вырастет счастливым. Ведь в таком случае его уже ничто не остановит - мы видим это и на примере гениев, и на примере простых людей, с энтузиазмом погрузившихся в любимую деятельность.


Жаль, что родители чаще предпринимают усилия для того, чтобы восполнить дефициты ребенка, чем поддерживают его таланты и интересы. Также малопродуктивно загружать детей дополнительными занятиями, которые их не интересуют. Конечно, нужно пройти стадию распознавания талантов, на протяжении которой дети будут пробовать ходить на самые разные дополнительные занятия. И школа дает здесь хороший толчок. Человек должен жить творчески, используя свои таланты, и, если он с детства этому научился, в будущем перед ним будут открыты все пути. Радость будет его путеводной звездой.

Хотите, чтобы у ребенка было меньше проблем в школе? Тогда дайте ему все возможности для развития своих талантов и хвалите его за самые скромные успехи, которых он достигает несмотря на недостаток способностей.

Из книги Элизабет Лукас .