«К нейропсихологу неплохо сходить хотя бы раз – как к стоматологу, для профилактики. Проблемы с русским языком у школьников — как может помочь нейропсихология

К нейропсихологам нашего центра в г. Мытищи и г. Королёв, обращаются родители дошкольников, младших школьников и подростков с различными трудностями. Среди них наиболее часто встречаются жалобы на невнимательность, плохую память, трудности поведения, нежелание учиться, отставание по школьным предметам. Отдельным блоком мы выделяем коррекционную работу нейропсихолога с детьми с ОВЗ (ЗПР, РАС, СДВГ, УО)

Предметом изучения нейропсихологии является мозговая организация психических функций. Другими словами, эта наука объясняет, какие области головного мозга работают при осуществлении той или иной деятельности (чтении рассказа, написание диктанта, запоминания стихов и т.д.).
Когда мы говорим о нейропсихологии, мы сразу вспоминаем имя выдающегося отечественного психолога – А.Р. Лурия. Он выделил так называемые «три блока мозга».

Три блока мозга Первый блок Второй блок Третий блок
Функции, задачи блока Энергетический. Поддержание коры головного мозга в рабочем состоянии, активизация мозга Информационный. Работа с поступающей извне информацией, память, ориентация, фонематический слух, зрительное восприятие Программирование и контроль за протеканием всех психических функций
Как проявляются нарушения Повышенная утомляемость: у ребёнка всё буквально выпадает из рук, он зевает, вертится, кривляется, мешает окружающим Ребёнок допускает грамматические ошибки, в некоторых случаях зеркальное написание букв, нарушен фонематический слух Ребёнок не может действовать по образцу. Знает правила, но всё равно допускает ошибки. Не может соблюдать общепринятые нормы поведения

Если хотя бы один из трех блоков мозга работает неправильно, ребенок испытывает трудности различного характера (дефицит внимания, речевое недоразвитие, плохая память, школьная неуспеваемость и многое другое).
Нейропсихолог поможет определить причины трудностей и выстроить грамотную работу по их устранению.

Наш детский центр располагает огромным арсеналом методических пособий, которые увеличивают эффективность занятий и помогают найти подход к любому ребёнку.


НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Диагностика включает различные нейропсихологические пробы (это безаппаратный метод!). По окончании обследования нейропсихолог делает вывод об актуальном уровне сформированности у ребенка высших психических функций (внимания, контроля, мышления, памяти, речи, восприятия и др.). Нейропсихолог помогает родителям понять не только причины трудностей развития ребенка, но и увидеть его сильные стороны. Специалист подробно рассказывает об индивидуальном плане работы, об этапах нейрокоррекции, о предполагаемой динамике и прогнозах.

Мы придерживаемся такой позиции, что каждый нейропсихолог должен быть полноценным специалистом в своей обласи, способным самостоятельно взять нейропсихологическую пробу и выстроить эффективную программу, опираясь на базовое высшее психологическое образование (клинический психолог, специальный психолог), знания, полученные на курсах повышения квалификации нейропсихолога и свой обширный опыт работы. В некоторых случаях, по назначению методиста, когда есть такая необходимость, ребёнка могут вести два нейропсихолога, охватывая каждый свою область в рамках собственной специализации.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

После проведения диагностики нейропсихолог, при необходимости, составляет индивидуальную программу коррекции и приступает к ее осуществлению. Количество занятий в неделю определяется индивидуально (как правило, это два раза в неделю по 50 минут). Специалисты почти всегда проводят занятие в присутствии родителей для того, чтобы ребенок мог заниматься с ними дома. Нейропсихологи нашего центра постоянно поддерживают обратную связь с родителями с целью своевременного регулирования составленной программы (нам важно знать, как меняется настроение ребенка, его поведение и т.д.).

Условно всю нейропсихологическую работу можно разделить на два этапа: психомоторная коррекция и когнитивное развитие .

Первый предполагает двигательные упражнения по методу «замещающего онтогенеза», которые создают базу для дальнейшей работы. Второй этап – когнитивное развитие – насыщен упражнениями по каждой конкретной задаче, которую следует решить (например, развитие логического мышления, концентрация внимания и др.). Таким образом, курс нейропсихологической коррекции позволит ребенку почувствовать себя успешным и избежать многих трудностей обучения.

Нейропсихологический подход эффективен в работе с детьми с дефицитом внимания и гиперактивностью (СДВГ), задержке в речевом и психическом развитии (ЗПР, ЗРР), при расстройстве аутистического спектра (РАС) школьной неуспеваемостью и др.

Нейропсихологическую диагностику также рекомендуется пройти детям, собирающихся поступать в школу.

Нейропсихологическая коррекция также может решить ряд проблем:

  • Невнимательность
  • Плохая память
  • Недоразвитие связной речи
  • Низкая работоспособность
  • Недоразвитие крупной и мелкой моторики
  • Дизориентация в пространстве
  • Трудности овладения чтением и письмом
  • Зеркальное письмо

ШКОЛЬНАЯ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ

Почему ребёнок пропускает всё «мимо ушей», а на уроке «витает в облаках»? Почему со слезами встает по утрам в школу? Почему по несколько часов делает несложное домашнее задание и только под вашим тщательным контролем? Почему плохие оценки появляются вновь и вновь? Ведь вы вместе выучили уроки вечером, почему же утром он «всё забыл»? Есть ли шанс всё исправить и превратить учёбу в удовольствие?

Чем дольше ребёнок находится в ситуации учебной неуспешности, тем больший стресс он испытывает, навсегда теряя желание учиться, добиваться цели и работать со сложным материалом. Ребёнок привыкает быть неуспешным.

Для решения подобных проблем существуют проверенные годами исследований комплексные нейропсихологические методики. Работа строится в два этапа:

  • Нейропсихологическое обследование позволяет найти причину школьной неуспеваемости ребёнка. В большинстве случаев истинная причина остаётся недоступной невооружённому взгляду, поскольку кроется в недоразвитии/нарушении развития определённых зон центральной нервной системы. В ходе нейропсихологического обследования специалист выявляет проблемные участки с помощью батареи методик.
  • Далее нейропсихолог составляет индивидуальную программу устранения выявленных недостатков развития ребёнка.

На первом этапе необходимо создать адекватную базу – сформировать все необходимые по возрастной норме структуры головного мозга (преодолеть нарушение функций программирования, регуляции и контроля собственной психической деятельности, нарушение регуляции цикла «сон-бодрствование», нарушение тонуса организма, недоразвитие речевых центров, моторики, инструментальных движений пальцев, межполушарного взаимодействия и многого другого). Для достижения этой цели в нейрокоррекции используется метод «замещающего онтогенеза», апробированный многими нейропсихологами по всему миру. Он заключается во вторичном «проживании» организмом всех этапов развития от рождения до трёх лет. Специализированные упражнения призваны помочь нервной системе проработать/доработать пропущенные этапы развития (переворачивание, ползание и т.д.), каждый из которых в будущем будет отвечать за более сложные функции: пространственные представления, концентрацию внимания, мыслительные операции, удержание программы действий, самоконтроль, зрительно-моторную координацию, мнестические операции, квазипространственные представления, логико-грамматические конструкции и другое.

Второй этап – когнитивный - развитие высших психических функций. На первом этапе была устранена/максимально скорректирована причина школьной неуспеваемости, однако, за предыдущие годы она успела значительным образом повлиять на развитие психических процессов. К примеру, снижение концентрации внимания делает невозможным усвоение всего информационного материала, который необходим для полноценного развития, в результате чего все остальные психические функции «недополучают» и начинают «отставать». На втором этапе нейропсихолог строит индивидуальную программу исправления когнитивных процессов от сенсорного развития и внимания до метапространственных представлений и сложных форм мышления. В зависимости от необходимости впоследствии в программу включается развитие математических представлений, работа с речью и письмом.

Чаще всего в нейропсихологической программе эти два этапа идут параллельно друг другу, меняется лишь доля их участия: в начале работы большая часть времени отдаётся методу «замещающего онтогенеза», и лишь 10-15 минут - когнитивным упражнениям, к концу процесса распределение времени – с точностью наоборот.

Общая продолжительность занятий с нейропсихологом зависит от многих факторов, наиболее важные из которых:

  • Возраст ребёнка (чем младше ребёнок, тем пластичнее его нервная система)
  • Время возникновения нарушения (чем позже возникло нарушение, тем меньше сфер оно успело повредить)
  • Степень нарушения
  • Системность нарушения (поскольку высшие психические функции находятся в тесном взаимодействии друг с другом, необходимо выяснить, какое количество и в какой степени сфер было задето)
  • Наличие/отсутствие органического поражения

Нейропсихологическая работа при школьной неуспеваемости – это сложный многоуровневый процесс, занимающий от 3 месяцев до нескольких лет методичной работы. Устранение причины нарушения и восстановление «отставших» психических функций при условии отсутствия органического поражения позволяют говорить о приведении нервной системы ребёнка к статистической норме по итогам работы с нейропсихологом.

Ребёнок, который начинает получать «хорошие оценки» и, что важнее, положительный опыт собственной успешности, идёт в школу с удовольствием, быстро и самостоятельно делает домашнее задание, смело берётся за работу повышенной сложности, хотя ещё полгода назад обучение в школе казалось «адскими муками».

МОЗЖЕЧКОВАЯ СТИМУЛЯЦИЯ

В программу работы с детьми с различными нарушениями речи, внимания, поведения и др. наши специалисты (логопеды, психологи, нейропсихологии) включают программу мозжечковой стимуляции (Learning Breakthrough – прорыв в учебе; разработчик Френк Бильгоу).

Долгое время мозжечок характеризовали как отдел головного мозга, отвечающий за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса. Однако сейчас ученые доказали связь мозжечка со всеми структурами нервной системы. Он перерабатывает всю информацию от органов чувств, которая поступает в мозг. На основе этой информации проводит регулирование движений и поведения. Последние исследования свидетельствуют о том, что у большинства детей с речевыми, поведенческими проблемами, нарушениями координации, внимания, мышления отмечается нарушение функций мозжечка.

Выполнение упражнений на специальной балансировочной доске улучшает взаимодействие и синхронизацию работы обоих полушарий,а также взаимодействие вестибулярной, зрительной, кинестетической и тактильной систем . Таким образом, включение в работу логопеда, нейропсихолога программу мозжечковой стимуляции положительно отражается на динамике развития ребенка.

В результате работы наблюдается улучшения:

  • Чтения и письма
  • Внимания
  • Поведения и эмоционального состояния
  • Координации

Стоимость нейропсихологической диагностики (50 - 80 минут) - 2000 рублей

Стоимость нейропсихологической диагностики с оформлением заключения (50 - 80 минут) - 2400 рублей

Стоимость индивидуального занятия с нейропсихологом (50 минут) - от 1300 рублей

И коррекция детей занимают одно из ведущих мест среди дисциплин, относящихся к области нормального и отклоняющегося развития (онтогенеза). Работа основывается на представлении о динамической системной локализации высших функций мозга. Сегодня нейропсихологическая диагностика и коррекция распространяются на новые практические сферы.

Цели и задачи

И коррекция в детском возрасте направлена на:

  1. Определение уровня несформированности высших функций, выявление компенсаторных возможностей.
  2. Становление и развитие дефицитарных психологических процессов. Это достигается за счет опоры на сохранные сильные звенья и установления взаимодействия между функциями.

Ключевые положения

В работе специалисты опираются на определенные принципы нейропсихологической коррекции. В первую очередь, необходимо понимать, что данные методики не выступают как обучение. Они предполагают формирование основных функций и процессов, которые необходимы для дальнейшего развития. Коррекция начинается с воздействия на фоновые элементы. Таким образом, происходит опосредованное влияние на становление дефицитарных функций. Программа должна выстраиваться согласно степени развития мозговых процессов. Вектор формирования функций - снизу вверх, слева направо, изнутри наружу. Закономерности процесса интериоризации - базис программы, по которой проводится нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Упражнения должны постепенно усложняться, а посторонняя помощь при выполнении заданий - уменьшаться. В результате ребенок переходит от совместной деятельности к самостоятельной, руководствуется сначала развернутой, а затем свернутой инструкцией. В рамках программы должны предусматриваться занятия в игровой форме. Это необходимо для устранения напряженности, повышения мотивации, усиления эффективности деятельности мозга без ущерба здоровью.

Особенности разработки программы

Методы нейропсихологической коррекции подбираются индивидуально для каждого ребенка. Для этого проводится системный анализ данных. От особенностей строения высших функций будут зависеть направления работы по обучению при нарушенном развитии. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте осуществляются на основании представлений о трех функциональных мозговых блоках (в соответствии с концепцией А. Р. Лурии). Особое внимание уделяется установлению Оно необходимо для успешного течения всех психических процессов.

Развитие познавательной сферы

Ее формирование начинается в первые дни жизни ребенка. В первую очередь маленький человек включается в семейную (домашнюю) жизнь. Здесь он получает огромное количество ощущений: он видит окружающих людей, его кормят, он испытывает разные прикосновения к телу, слышит голоса, шумы и пр. Как известно, в различные возрастные периоды развитие психики детей происходит неравномерно. К примеру, становление двигательных функций наиболее интенсивно в 1,5-2 года. Ребенок в этом возрасте учится управляться с предметами, со своим телом. После 1,5 лет активизируется речевое развитие. У ребенка начинает накапливаться словарный запас, происходит освоение фразовой речи, наступают периоды вопросов и словотворчества. Каждой функции соответствует сенситивный возраст, в котором она развивается наиболее интенсивно. После своего формирования она начинает выступать в качестве основы для становления следующих по сложности психических процессов.

Первый мозговой блок

Он считается энергетическим. Первый блок обеспечивает необходимый тонус нервной системы, способствует поддержанию оптимального состояния бодрствования. Нормальная активность организма возможна только при стабильной его работе. Возникающие нарушения в функциях первого мозгового блока не позволяют ребенку выполнять задания, осуществлять какую-либо деятельность, играть.

Снижение активности

Это один из основных симптомов нарушения деятельности энергетического блока мозга. В таких случаях ребенок пассивен, его не интересует окружающее. Его познавательная и минимальна. Определяющее значение в таких ситуация будет иметь нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Упражнения должны быть направлены на стимуляцию активности через двигательную, эмоциональную и сенсорную (тактильную, слуховую, зрительную) области. Игры, которые предлагаются ребенку, должны содержать ритмичные движения. При этом обязательно эмоциональное подкрепление. Для стимуляции используются также ароматерапия, массаж, водные процедуры. По мере увеличения активности ребенку можно предлагать не только отдельные ощущения, а более сложные их комплексы. Основные элементы, на которые опирается стимулирующая нейропсихологическая коррекция в детском возрасте, - упражнения, требующие от ребенка удерживать определенный ритм. К примеру, это может быть ходьба под музыкальное сопровождение в заданном темпе, отстукивание на барабане песни и пр. После того, как ребенок научился держать один ритм, ему даются задания на их смену. В результате он старается улавливать изменения и действовать соответственно. В работе следует также использовать приемы, которые включает в себя комплексная нейропсихологическая коррекция (программа А. В. Семенович). К ним, в частности, относят деятельность, направленную на формирование правильного дыхания. На обогащение энергетического фона ребенка положительное влияние оказывает арттерапия.

Информационный мозговой блок

Он отвечает за прием, переработку и хранение сведений. Деятельность анализаторных структур организма позволяет человеку слышать, видеть, запоминать и воспроизводить полученную информацию, а также сравнивать ее с уже имеющимися данными. Нарушения этого блока проявляются в плохом опознании картинок или реальных предметов. В запущенных случаях ребенок может даже не узнавать знакомые ему игрушки или объекты домашнего обихода. Если нарушения касаются слухового восприятия, он плохо ориентируется в пространстве, не может установить источник звука, сопоставить с предметом, который его издает. При тактильных нарушениях у ребенка формируется искаженное представление о теле, замедляется развитие мелкой и крупной моторики. Также отмечается сбой в координации движений.

Зрительные нарушения

Как в таких случаях выполняется нейропсихологическая коррекция в детском возрасте? Упражнения должны быть направлены на опознавание:

  1. Реальных предметов. Если у ребенка есть сложности в их узнавании.
  2. Реалистичных изображений. Ребенок учится определять соответствие между картинкой и предметом.
  3. Зашумленных изображений. После того, как ребенок научился устанавливать взаимосвязь между предметами и их иллюстрациями, задачу усложняют. Ему предлагают схематичные, контурные, черно-белые или зашумленные картинки.
  4. Конструирование изображений. В этом случае ребенок учиться узнавать картинку по ее фрагменту.

Расстройства слухового восприятия

В этом случае нейропсихологическая коррекция детей с ЗПР включает в себя задания на различение:

Понимание речи

Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте осуществляется от простого к сложному. Сначала ребенка учат понимать простые отдельные слова. По просьбе взрослого он дает какую-то картинку или предмет. Затем ребенок учится воспринимать и выполнять инструкции (также - от простых к сложным, двух- или трехступенчатым). В процессе работы необходимо включать упражнения в игровой контекст. В таком случае ребенок не выполняет какое-либо задание, а совершает действие.

Тактильные расстройства

Рассмотрим, как в этом случае проводится нейропсихологическая коррекция. В упражнениях, в первую очередь, должны присутствовать задания на сенсорное развитие, в рамках которых ребенок будет получать разные ощущения от собственного тела. В результате формируется целостное представление о нем. Ребенок должен четко понимать, где какая часть тела, что она делает, какие возникают ощущения от прикосновений.

Развитие памяти

Нейропсихологическая коррекция трудностей в обучении в детском возрасте направлена на фокусировании внимания ребенка на конкретном предмете. Как показывают наблюдения, при нарушении запоминания материала, полученного с помощью одного канала восприятия, отмечается способность воспроизводить данные, принятые другим способом. Проще говоря, ребенок, который плохо запоминает информацию на слух, может с легкостью по памяти нарисовать 5-6 картинок. Однако зачастую дети не умеют использовать эти способности. Нейропсихологическая коррекция проводится с учетом хронологии развития памяти. Изначально она появляется на людей и события, имеющие эмоциональное значение для ребенка. Так, в первую очередь среди людей он выделяет маму, затем тех, с кем связаны определенные переживания (с кем-то ему нравится играть, кого-то боится). Игровые занятия должны закреплять информацию в памяти - сначала простую, затем сложную. Здесь можно использовать разнообразные стихи, скороговорки, песни и пр.

Нарушение внимания

Оно проявляется во всех сферах активности. Ребенок не в состоянии сконцентрироваться даже на интересных играх, он отвлекается на любые шумы (ветер за окном, упавший предмет и пр.). Нейропсихологическая коррекция также осуществляется по ходу игры. Сначала специалист наблюдает за ребенком, определяет предметы и игрушки, которые ему интересны. Ими можно привлекать внимание малыша. Далее ребенок учится сосредотачиваться на какой-либо интересной игре кратковременно. Задача здесь состоит в удержании внимания на протяжении нескольких минут. Педагог использует для этого дополнительные стимулы. Далее нейропсихологическая коррекция детей включает в себя занятия по распределению внимания. Так, ребенку предлагают не одну, а несколько игрушек. Он учится взаимодействовать с ними одновременно. В результате игра становится интереснее. Далее задачу можно усложнить: положить несколько игрушек не прямо перед ним, а по разные стороны, увеличив, таким образом, игровое пространство.

Нейропсихологическая коррекция: отзывы

Чтобы ребенок мог ориентироваться в окружающих условиях, воспринимать новую информацию, взаимодействовать с другими людьми, он должен определять различие и сходство между явлениями и предметами, уметь их классифицировать, прослеживать связь событий. Развитие наглядно-действенного мышления - первая задача, которую ставит нейропсихологическая коррекция. Отзывы специалистов и родителей свидетельствуют о том, что в ходе практических занятий у ребенка происходит:

  1. Осознание функционального назначения различных предметов.
  2. Формирование представлений о различиях и сходствах объектов, их размерах.
  3. Понимание причинно-следственных связей между событиями.

При выполнении заданий на развитие наглядно-образного мышления, как показывают наблюдения, у ребенка формируется понимание соответствия картинки, предмета и слова, его обозначающего. На более сложном уровне он устанавливает связь между иллюстрацией и событием. Те дети, которые не применяют в общении речь, учатся выражать желания с помощью картинок. Например, если ребенку хочется пить, он показывает взрослому изображение чашки, если погулять - иллюстрацию одежды и так далее. Такой способ организации жизни и общения применяется при взаимодействии с аутичными детьми. Кроме этого, ребенок начинает понимать смысл сюжетных картинок и их серий.

Третий мозговой блок

Он отвечает за программирование, регуляцию и контроль сложных видов деятельности. Благодаря этому блоку обеспечивается организация активного сознательного психического поведения, составление программы и плана действий, а также контроль их выполнения. При работе с детьми, у которых эти функции нарушены, важно учитывать, что занятия необходимо проводить только в игровой форме. Ребенок не будет долго сидеть за столом, слушать и выполнять задания, которые ему не хочется делать.

Межполушарное взаимодействие

Оно имеет определяющее значение в психической деятельности. При нарушении связи может затрудняться или становиться недоступной координация движения (взаимодействие ног и рук, ходьба и пр.). На следующем уровне не образуются связи между невербальными и вербальными функциями, затрудняется процесс анализа поступающей информации. В первую очередь необходимо развивать общую двигательную координацию. Для этого используются различные программы ЛФК, подвижные игры. На их основе выстраивается дальнейшая работа по развитию взаимодействия разных частей тела. Параллельно с ребенком проводятся занятия с использованием мягких материалов. Он лепит простые фигурки из глины или пластилина, замешивает двумя руками тесто.

Пальчиковая гимнастика

Зависимость формирования речи ребенка от уровня развития общей моторики доказана экспериментально. Как показывают исследования, если объем движений соответствует возрастному периоду, то способность детей выражать вслух свои мысли также будет в пределах нормы. За счет развития общей и пальчиковой моторики повышается работоспособность коры мозга. Педагог может использовать упражнения, сопровождаемые речью детей, включенные в основную программу логопедических занятий в качестве физкультминуток.

Релаксация

Упражнения на расслабление проводятся на всех этапах коррекции. Их выполнение может сопровождаться музыкой. Детям предлагается на своем месте (за столом) положить на руки голову и закрыть глаза. Они могут также лечь на ковер на спину, вытянуть руки ладонями вниз вдоль туловища. При этом им предлагается представить какой-нибудь сюжет с их участием. Например, они летят на облаке, чувствуют теплый ветерок на своих щеках. Упражнение можно закончить словами: "Ну вот, ветер стал прохладным, и нам захотелось обратно на землю".

Занятие по логоритмике

В ходе практической работы сформировалась определенная его структура. В нее входят:

  1. Движения без музыкального сопровождения, предполагающие разные виды ходьбы.
  2. Танец.
  3. Пальчиковая гимнастика, предполагающая соблюдение определенной интонации.
  4. Дыхательная гимнастика, делающая упор на силе выдоха, с элементами релаксации.
  5. Песня в сопровождении жестов.
  6. Артикуляционная гимнастика, включающая элементы мимических упражнений.
  7. Разучивание четверостиший с использованием движений.
  8. Логопедическая гимнастика.

Особенности проведения

Все упражнения выполняются по подражанию. В процессе проведения занятий педагог должен выбрать место так, чтобы его лицо было видно каждому ребенку, чтобы можно было повторять артикуляцию и мимические движения. Желательно, чтобы все сидели в кругу или расположились полукругом. В этом случае дети будут хорошо видеть педагога, синхронно с ним проговаривать и повторять материал.

Значение занятий

Как показывает многолетний опыт наблюдения, дети, имеющие в дошкольном возрасте общее речевое недоразвитие, в ходе совместных игр становятся более активными, уверенными. Они достаточно быстро усваивают правила, которые впоследствии переносят в самостоятельную деятельность. предотвращают переутомление детей, выступают в качестве средства эмоциональной разрядки и позволяют достигать максимального коррекционно-обучающего эффекта. Занятия для дошкольников, таким образом, должны быть разнообразны.

Заключение

Представленная выше программа считается универсальной. На ее основании строится нейропсихологическая профилактика и коррекция большого спектра нарушений: от довольно тяжелых сочетаний расстройств речи, явной задержки умственного развития до изолированных сбоев отдельных процессов. Элементы, которые включены в программу, успешно используются в работе со школьниками, испытывающими сложности при освоении образовательной программы.

Перед началом коррекционно-развивающего занятия необходимо установить начальный уровень развития функций мозга у ребенка. В соответствии с этим следует выбирать тот этап, с которого нужно проводить работу. К примеру, при наличии грубых речевых расстройств целесообразно начать с музыкальных и сенсорных занятий для повышения активности ребенка. При выраженных нарушениях, когда развитие происходит очень медленно, работа может растянуться на несколько лет. В этих случаях, не прекращая занятий по формированию основных функций, нужно уделять внимание применению полученных навыков в жизни.

Если нарушения не очень грубые, следует определить стадии, которые были пройдены ребенком самостоятельно. Работа начинается с последней из них. При соблюдении последовательности программы можно добиться явных положительных результатов.

– Как часто эти проблемы связаны с внутриутробным развитием ребенка?
– Как детский нейропсихолог, я всегда отслеживаю и изучаю перинатальный анамнез и могу сказать, что в 60-70% случаев проблемы связаны с неблагополучно протекавшей беременностью, с осложнениями во время беременности и родов. А также с не всегда благополучным ранним периодом развития ребенка, когда родители в силу своего незнания неправильно организовывают и проводят восстановительную работу с малышом.

Например, ко мне приводят ребенка с проблемами интеллектуального плана, и выясняется, что у него имеется незрелость межполушарных взаимодействий мозга. Первый уровень межполушарных взаимодействий формируется на первом году жизни ребенка. Многие родители этого не знают и не помогают сформировать этот базовый уровень, который позволяет в дальнейшем выстраивать правильные вектора в созревании мозга. И это очень важно! И приходится это делать тогда, когда родители начинают сталкиваться с проблемами и приходят к нейропсихологу. А если бы родители знали и провели эту работу раньше сами либо с помощью специалистов, то развитие было бы более эффективным. Очень часто обращаются с проблемами памяти, развития речи, ощущения пространства, координации. А источник проблем та же незрелость межполушарных связей. Хотя родители считают, что плохо запоминает – проблема с памятью, не может назвать дни недели – проблемы с речью, «сшибает все углы» – проблемы с координацией.

– Что именно нужно делать?
– Например, перекрестный шаг, ползанье. Когда у родителей спрашиваешь, как ползал ваш ребенок, они вспоминают, что он не ползал вовсе, «сидел, сидел, встал и пошел». И получается, что у такого ребенка пропущен целый этап развития, когда начинают формироваться межполушарные взаимодействия.

– А как сказывается тяжелое течение беременности?
– Достаточно часто после тяжело протекавшей беременности дети рождаются ослабленные. Чаще всего у них имеется перинатальная энцефалопатия в анамнезе, нарушения гемоликвородинамики, они входят в группу риска. Часто это дети с нормальным интеллектом, но при этом не могут долго выдерживать интеллектуальные нагрузки. Т.е., говоря научно, это дети с низким уровнем умственной работоспособности. В эмоциональном плане у этих детишек часто имеется склонность к аффективным состояниям, нарушение эмоционального контроля, что проявляется в частых перепадах настроения, «истериках». Конечно, тут очень важно, чтобы родители понимали суть процессов и правильно действовали!

– Помощь психолога может помочь выправить данную ситуацию?
– Да, конечно. Существуют различные психологические подходы в коррекции эмоциональных состояний ребенка. Я работаю в рамках гуманистической подхода, т.е. работа с маленьким ребенком через свое состояние, «через себя». Т.е. мы сами должны быть спокойны и уравновешены, если мы хотим добиться этого от ребенка. С родителями тоже приходится говорить о том, что для ребенка важно, чтобы они стали той хорошей средой, которая понимает, помогает, любит и является буфером. Т.е. родители помогают перерабатывать эти негативные эмоции и менять их накал и знак. Хотя это очень сложно! И причины разные. Бывает, что активно работающие родители сами очень устают, и им самим нужна поддержка. Бывает, что с ребенком не проводят достаточное количество времени, и чаще это общение с няней.

Важно, чтобы раннее развитие было правильным образом организованно. Многие родители считают, что раннее развитие, в первую очередь, связанно с обучением чтению и счету. Это обучение буквам, слогам с выходом на чтение. Но получается, и об этом очень активно говорят детские нейропсихологи, что это нарушает естественный ход развития ребенка. Потому что в возрасте до 3 лет должны развиваться другие процессы. И когда идет активное интеллектуальное обучение, то можно сказать, нарушается природой обусловленная последовательность созревания функциональных систем мозга. И в дальнейшем у таких детишек очень часто наблюдается заикание, тики разной сложности. Конечно, родителей можно понять и объяснить эту ситуацию «успеть все и как можно раньше» требованиями социума. Вопрос – «цена обучения». Достаточно часто дети в более старшем возрасте, перед школой, перестают выдерживать эти нагрузки, устают. Появляется сбой в виде тяжелых проблем со здоровьем, либо проблем с эмоциональным состоянием, в виде протестного поведения, аффективных состояний.

Однако, бывают ситуации, когда ранее обучение не вредит, а как раз обусловлено самой природой развития ребенка. Чтобы это понять, желательно увидеть малыша и всю семью в целом и обсудить вопросы, важные именно для вашего ребенка и вашей семьи.

– Есть проблемы в раннем периоде, которые легко корректируются психологом и семьей?
– Да, сейчас очень часто обращаются родители с эмоциональными проблемами у ребенка, а причина кроется в нарушении режима сна и бодрствования. Сегодня многие родители выстраивают режим ребенка так, как это удобно им, но не полезно для ребенка, что отражается на его психике не лучшим образом. Для эффективного восстановления нервной системы и эмоционального здоровья необходим определенный, правильно выстроенный режим дня с учетом психофизиологической конституции ребенка, его нагрузки и даже времени года. Конечно, это обсуждается индивидуально, и если родители готовы к изменениям, то тогда работа со специалистом бывает очень эффективной и проблемы с «неправильным» поведением, эмоциональными реакциями устраняются.

– Обращаются ли к вам с проблемами у детей, которые появились на свет через ЭКО?
– Да, сейчас большой поток детей 5-6 лет, появившихся на свет в результате этих операций. По мнению разных специалистов, это очень важный этап в развитии науки, но неоднозначный с точки зрения здоровья и развития детей. Практика показывает, что очень часто есть изменения и нарушения со стороны здоровья детей, рожденных таким образом. Изменения со стороны эмоционального развития, нейропсихологического и психосоматического здоровья. У меня есть пожелание, мое личное, что надо очень серьезно подумать, прежде чем идти на такого рода операции. Ведь та гормональная терапия, которую получает мама во время подготовки к ЭКО и во время беременности, воздействует и на плод. Такие дети часто рождаются с неблагополучным гормональным фоном, что ведет к эмоциональным проблемам в будущем. При готовности родителей, это можно скорректировать занятиями с психологом. Но это занимает время и силы, в первую очередь, семьи. На мой взгляд, проблема естественного зачатия не только медицинская, но и психологическая. В моей практике были такие счастливые случаи естественного зачатия после 3-5 лет «молчания».

Еще родителям нужно понимать, что большинство проблем со здоровьем у детей имеют психосоматическую природу. Для успешного развития ребенка очень важен эмоциональный комфорт, который он получает, в первую очередь, в семье, от своих близких. Причины же нарушения эмоцинального комфорта и как следствие появления функциональных, психосоматических расстройств бывают разные, и надо разбираться в каждом конкретном случае отдельно. В частности, ко мне обращаются с такими психосоматическими проблемами как ВСД (вегето-сосудистая дистония), ДЖВП (дискинезия желчевыводящих путей), бронхиальная астма в стадии ремиссии. Часто обращаются с одной проблемой, например, эмоционального плана, а после цикла занятий ребенок начинает меньше болеть простудными заболеваниями и лучше учиться. Уходят другие проблемы, которые родители не видели, но которые были видны специалисту.

– С какими проблемами детей нужно обязательно обратиться к нейропсихологу?
– Я считаю, что ребенок, с неблагополучным перинатальным анамнезом, проживающий в мегаполисе обязательно должен пройти нейропсихологическую диагностику и чем раньше, тем лучше, то есть примерно в 4 года. Важно обращаться в возрасте 5-6 лет по вопросу готовности к обучению школе, и в тех случаях, когда родители чувствуют что с ребенком что-то не так, и они не могут понять причины.

– Вы часто говорите о готовности родителей, то есть один психолог не может решить проблему ребенка?
– Нет, конечно. Обязательно должна быть работа вместе с семьей, ее активная помощь. Лично придерживаюсь позиции работать в режиме домашних заданий. Когда мы что-то делаем с ребенком в ходе индивидуальной работы, потом рассказываем это родителям, и они повторяют пройденное для закрепления эффекта. И еще это очень важно, чтобы ребенок видел, что это наше общее, семейное. Это по-другому мотивирует ребенка и дает очень хорошие результаты.

– А если родители привели ребенка к психологу и считают, что груз проблемы они с себя сняли, теперь другой человек ее решит?
– Результат будет, но кратковременный. Эффект будет на самом занятии и некоторое время после него. Для ребенка действительно важна поддержка родителей, чувство единения. И мы же знаем, что самые главные мотивы для ребенка закладываются в семье.

Помочь ребенку подготовить его мозг к повышенной интеллектуальной нагрузке в школе, активировать его до нужного состояния. Применить совершенно иные техники, которые способны эффективнее и качественнее «включить» и развить интеллектуальные способности, которые помогут оградить ребенка от стресса.

Актуальность

ИСТИННЫЕ ПРИЧИНЫ СТРЕССА И ПЛОХОЙ УСПЕВАЕМОСТИ В НАЧАЛЕ УЧЕБНОГО ГОДА

Резкий переход из летних каникул в школьный обучающий процесс представляется для психики ребенка стрессовым фактором, так как:

  • в кратчайшие сроки происходит полная смена режима (сна и бодрствования, питания, ритма жизни);
  • возникает необходимость в максимальной концентрации внимания, собранности и порядке;
  • повышается концентрация оценочных суждений со стороны учащихся и учителя;
  • в несколько раз усиливается интеллектуальная нагрузка (вычисление, чтение, запоминание, логика и пр…).

Последствия такой нагрузки могут выливаться в излишнюю раздражительность ребенка и плохие оценки. И как результат, отвращение к учебе и желание скорее от этого отделаться или под любым предлогом избежать встречи со школой. И если со сменой режима и оценочным суждением мы справиться не в силах, то помочь ребенку подготовить его мозг к повышенной интеллектуальной нагрузке, так сказать, раскачать его до нужного состояния, это в наших силах. И речь пойдет не о натаскивании ребенка путем решения задач, чтения и всего того, с чем он встретиться в школе. Существуют совершенно иные техники, которые способны эффективнее и качественнее «включить» и развить интеллектуальные способности.

Ошибочность некоторых суждений...

Многие родители ошибочно считают, что готовность ребенка к школе определяется в умении читать, писать, считать… Для мозга, это не так! Дело в том, что готовность к обучению не имеет к этому никакого отношения. Например, трудность в письме связана с неразвитостью мышц кисти, координации движений пальцев, предплечья и плеча пишущей руки, несформированностью межполушарных связей.

Поэтому «дрессировка» ребенка через часовые работы в прописях долго приносит желаемый результат. Гораздо эффективнее и интересней будет лепка, плетение, вырезание ножницами различных фигур из бумаги и т.д.

Почему с нейропсихологом?

Чем отличается активация с нейропсихологом от тренировки методом решения задач?

Развитие движения является основой для развития когнитивного, социального и эмоционального. Единство мозга заключается в слаженной работе двух полушарий, связанных между собой системой нервных волокон. Поэтому когда мы развиваем мелкую моторику, развиваются височные и лобные доли коры головного мозга, которые отвечают за высшие психические функции. А при регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон связывающих два наших полушария, что и обеспечивает благополучное развитие высших психических функций. Важно заметить, что развитие межполушарных связей, есть основа развития интеллекта.

При помощи сенсорно моторных упражнений мы можем активизировать работу мозга, различных отделов коры больших полушарий, благодаря чему могут развиваться способности человека или корректироваться проблемы в различных областях психики. При помощи таких тренировок мы стимулируем интеллектуальное развитие самым гармоничным образом без каких-либо инородных или чужеродных вмешательств. Так же важно, что чем более интенсивна нагрузка (в пределах допустимой нормы), тем значительнее эффект.

Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Качественно улучшается регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные техники позволяют расширить возможности деятельности человеческого мозга.

Активация ребенка с нейропсихологом. Что мы предлагаем?

Мы предлагаем интенсивный курс занятий с нейропсихологом - курс сенсорно моторных упражнений, который способен активизировать работу мозга ребенка, работу различных отделов коры больших полушарий. После летнего отдыха это может быть крайне необходимо.

Наш курс не похож на начало учебных занятий в школе. Мы бережем оставшееся летнее время для отдыха, поэтому предлагаем курс, который будет сообразен летнему отдыху, но сконструирован на основе различных упражнений, понятных ребенку.

Задачи курса и состав занятий:

Задачи курса

Активировать функции ребенка, необходимые для учебы в школе:

  • повысить способность мозга воспринимать и запоминать информацию;
  • увеличить способность удерживать концентрацию внимания;
  • скорректировать гиперактивность или медлительность;
  • развитие способностей к понятийному мышлению.

Цели данных занятий с научной точки зрения:

  • развитие межполушарной специализации;
  • развитие межполушарного взаимодействия;
  • синхронизация работы полушарий;
  • развитие мелкой моторики;

Состав занятий:

В программу нейропсихологических занятий могут включаются в различных комбинациях:

  • Специальные игровые занятия;
  • Комплекс двигательных упражнений (сенсомоторные занятия);
  • Комплекс дыхательных упражнений;
  • Комплекс упражнений на развитие речи и артикуляции;
  • Нейрохореография (выполнение двигательных «танцевальных» движений под музыку, с отработкой правильного дыхания, напряжения и расслабления мускулатуры);
  • Арт-занятия;

Для кого необходим курс?

Важно подчеркнуть, что это должен быть специально подготовленный комплекс упражнений от нейропсихолога, который будет рассчитан на активацию и развитие всех отделов мозга, с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Упражнения должны проводиться под контролем нейропсихолога.

Нейропсихологическую активацию проводит наш специалист нейропсихолог:

Дрозд Иван Андреевич

Психолог. Нейропсихолог. Специалист по работе с фобиями и паническими атаками (ПА). Окончил Московский Гуманитарный Университет (МосГУ) по специальности "психология". Ведет научную разработку

Досье: Юлия Малафеева , 1978 г.р. Окончила факультет психологии Уральского государственного университета им. А.М. Горького. С 1999 г. – клинический психолог в областной детской психиатрической больнице №5, имеет первую медицинскую категорию. С 2001 года занимается нейропсихологической коррекцией детей разных возрастов, ведет практикум по детской нейропсихологии и читает курс лекций по психологии аномального развития на факультете психологии УрГУ. Прошла курс повышения квалификации по поведенческой психологии и психотерапии, регулярно повышает квалификацию по клинической психологии. Методики нейропсихологического сопровождения развития детей от трех лет применяет с 2003 г. В настоящее время ведет по этим методикам развивающие занятия в . Воспитывает 10-месячную дочку.

U- mama: Чем нейропсихология отличается от психологии и психотерапии, а нейропсихолог – от психолога?

Ю.М.: Нейропсихология – это отрасль психологии, она находится на стыке психологии и физиологии, на грани с медицинскими науками. Нейропсихология изучает мозговую организацию психических процессов (проще говоря, какая область мозга отвечает за ту или иную способность, психическую функцию). Детская нейропсихология исследует развитие мозга ребенка и факторы, влияющие на это развитие и препятствующие ему. И отслеживает закономерности: что за чем, в какой очередности должно развиваться, и какая психическая функция должна формироваться. Ведь если что-то начинать развивать раньше, чем к этому готов мозг, то развитие ребенка будет дисгармоничным. Чаще всего это проявляется в школе, когда ребенок начинает получать плохие оценки и не может справиться со школьной программой. И это происходит не потому, что он глупый или у него мало знаний, а потому, что на ранних этапах у него не сформировалась некая основа.

U- mama: И как сделать так, чтобы у ребенка все сформировалось вовремя? Многим ли необходимы занятия по нейропсихологической коррекции?

Ю.М.: Для детей 3-5 лет я очень осторожно отношусь к слову «коррекция», поскольку невозможно исправлять то, что еще не сформировалось. В три года у ребенка мозг еще недостаточно зрелый, чтобы говорить о каких-то нарушениях. Конечно, у каждого есть особенности развития, что-то может быть развито лучше, что-то – хуже. Мы называем наши методики сопровождением развития. И мы организуем детям такие формы деятельности, чтобы все зоны мозга развивались равномерно и получали достаточную стимуляцию. Скажу так: насущной необходимости в подобных занятиях у большинства детей нет. Но при условии, что родители полноценно занимаются с ними дома. Что значит «полноценно»? Это не значит сидеть с ребенком за столом и учить буквы. Это значит, что ребенок достаточно двигается, много общается, с ним гуляют в лесу, где позволяют ползать по деревьям; постоянно обращают его внимание на то, где право и лево, верх и низ, много рисуют с ним, причем по-разному. А в последнее время я часто сталкиваюсь с тем, что родители, например, рано начинают учить ребенка читать и не уделяют внимания другим аспектам. В моей практике был мальчик, которого научили хорошо читать в три года. Но он был зажат, напряжен, очень тихо разговаривал, у него было много невротических проявлений, ему было сложно общаться – то есть одни способности развились в ущерб другим. Но даже при отсутствии у ребенка видимых проблем, когда мы занимаемся с ним нейропсихологическим развитием, мы можем точно себе сказать: мой ребенок получит полноценную стимуляцию всех зон мозга, насколько это в принципе возможно.

U- mama: В возрасте 5-6 лет и старше нейропсихологические методики – это тоже сопровождение развития? Или здесь уже можно говорить о коррекции нарушений? С какими проблемами приходится сталкиваться?

Ю.М.: Наиболее интенсивно основные мозговые структуры развиваются в возрасте до 3 лет, затем до 7 лет они интенсивно доформировываются, а дальше эти процессы идут все медленнее и завершаются приблизительно к 12 годам. И в 11-12 лет, как правило, к нейропсихологу приходят уже с реальными проблемами, когда требуется серьезная коррекция и реабилитация, которую лучше проводить в индивидуальном порядке. Что касается 6-10-леток, мы часто встречаемся с проблемой гиперактивности, с различными неврологическими диагнозами, которые обусловливают нарушение внимания, памяти, усидчивости. Перед школой такая нейропсихологическая подготовка бывает крайне полезна: мы не учим читать и писать, мы учим умению себя контролировать, сосредоточивать внимание, правильно анализировать материал. По большому счету, я бы рекомендовала родителям всех дошкольников при подготовке к школе уделять больше внимания не столько обучению навыкам чтения или счета, сколько тому, чтобы ребенок мог сидеть за партой в течение 40 минут, умел достаточно регулировать свой мышечный тонус. Что происходит, если этому не научить? Ребенок сидит за партой и пишет, но он весь напряжен, зажат – напряжены плечи и руки, ноги высунуты из-под парты. И сил на усвоение материала у него при всем его интеллекте просто не хватает! У нас есть конкретные упражнения, которые позволяют этот мышечный тонус регулировать. И ребенок будет писать рукой, а не всем телом, и у него больше сил останется на познание.

U- mama: Поскольку речь идет о мозговых структурах, иногда – о последствиях неврологических проблем, взаимодействует ли нейропсихолог с неврологом? С другими специалистами?

Ю.М.: Да, и очень сильно. Более того, некоторые нейропсихологические упражнения позволяют заменить или, правильнее сказать, дополнить легкую противоорганическую терапию. Есть упражнения, которые увеличивают кровоснабжение головного мозга: можно пропить тот же циннаризин, а можно научить ребенка правильно дышать, и он уже сам себя будет компенсировать. Естественно, если есть какие-то выраженные проблемы, мы рекомендуем наблюдение у невролога. К логопедам тоже направляем. Хотя мы и не ставим звуки, на наших занятиях присутствует много артикуляционных упражнений, поэтому моторный аппарат речи мы готовим. Но бывают случаи, когда имеет место тяжелое недоразвитие, или когда у ребенка звук уже неправильно сформировался, и тогда мы советуем обратиться к логопеду.

U- mama: Когда становятся заметны результаты занятий и в каком случае эффект наступает быстрее – на стадии профилактики или на стадии коррекции нарушения?

Ю.М.: Конечно, между профилактикой и коррекцией огромные различия. Если 6-7-летний ребенок приходит с какой-то проблемой, на ее коррекцию может уйти год, чтобы мы увидели положительные результаты. Если мы начали работать с маленьким ребенком, помогая ему развиваться, он этих же вещей достигает за 2-3 месяца, и у него это получается гораздо лучше. Занятия проходят ступенями, и у нас были дети, которые на третью-четвертую ступень приходили, превышая все нормы развития по возрасту, хотя в начале складывалось впечатление, что была небольшая задержка в развитии. Конечно, более заметны результаты на сложных случаях, тогда, когда у ребенка в начале занятий что-то совсем не получалось. Например, у нас занимался ребенок, который говорил только гласными звуками. И к 16-му занятию в его речи появились согласные. Часто бывает так, что результаты во время цикла занятий не видны, а проявляются за два месяца перерыва между ступенями – начинает развиваться речь, практически все начинают рисовать. Улучшается усидчивость, дети начинают лучше выполнять правила, в том числе и дома.

U- mama: Почему вы начинаете заниматься с трех лет? Почему не раньше?

Ю.М.: Когда мне предложили вести развивающие занятия для трехлеток, я вообще сначала не соглашалась, потому что все нейропсихологические коррекционные методики, которым я обучалась и о которых читала в литературе, были предназначены для детей в возрасте от 5-6 лет, а в основном все рассчитано на младших школьников. Но мы с коллегами решили попробовать и, к своему удивлению, увидели хорошие результаты. Вообще знать о нейропсихологии и заниматься со своим ребенком имеет смысл, как только ребенок родился, и даже еще до того, как он родился. Сейчас я хожу со своей 10-месячной дочкой на обычные развивающие занятия , которые тоже проходят в «Ладе»: там используются некоторые нейропсихологические элементы. Но наша программа – это не просто элементы, это системная методика, под которую подведены научные исследования закономерностей развития мозга и способов воздействия на его зоны. Такие занятия имеет смысл начинать с трех лет по ряду причин. Во-первых, мы занимаемся без родителей.

U- mama: Так родители на занятиях не нужны? И как остаются трехлетки, особенно несадичные?

Ю.М.: Родители противопоказаны! Потому что дети в присутствии родителей ведут себя совершенно иначе, чем в их отсутствие. Возраст три года, если учитывать не только нейропсихологические знания, но и возрастную психологию, - это возраст, когда у детей начинается социализация, когда они должны учиться переключению с тесного взаимодействия с мамой на сверстников, на других людей. В три года уже появляется такая особенность, как удовольствие от оценки, - и это отличная мотивация к занятиям. За годы моей работы было лишь несколько человек, которые не остались. Но в этом, скорее, проявлялись трудности мамы (иногда папы) – отпустить своего ребенка. После пяти занятий, если ребенку все время требуется мама, мы объясняем родителям, что наш формат им пока не подходит. Но в большинстве случаев мы можем заинтересовать детей.

U- mama: Чем вы занимаетесь на занятиях?

Ю.М.: Обо всем рассказывать нет смысла, лучше прийти на презентацию программы 3 апреля или сразу на занятия. Мы делаем и дыхательные упражнения, и самомассажи, всевозможные пальчиковые, язычковые упражнения, упражнения на межполушарное взаимодействие. На каждую нейропсихологическую методику придумана игровая форма, которая интересна детям. Кроме того, мы рисуем, в том числе и двумя ручками, обязательно ползаем разными способами (это особенно полезно тем, кто недоползал в раннем детстве). Всегда на занятиях есть игры – и коммуникативные (на общение), и на развитие способности к саморегуляции (умению себя контролировать). В конце занятия проводим релаксацию: дети ложатся на коврики и под музыку слушают наши сказки. Кстати, эту часть занятий очень любят родители, потому что мы предлагаем таким образом дома укладывать детей спать, и многие дети на это соглашаются. Обязательно награждаем детей – даем им медали за то, что они что-то делают: за то, что занимаются самостоятельно, без мамы, за то, что некоторое время спокойно сидят на коврике, и так далее.

U- mama: Чем отличаются занятия малышей от занятий более взрослых детей? Будут ли группы, например, для десятилеток?

Ю.М.: Да, можно заниматься и с десятилетками. Вся структура занятий сохраняется, в зависимости от возраста изменяется их интенсивность и наполненность. Ведь как строится нейропсихологическая коррекция? Считается, что если ребенок пропустил какой-то этап развития, то берется все с раннего детства и повторяется. Понятно, что навыки ползания десятилетка освоит быстрее, чем трехлетка. Поэтому у более взрослых детей программа интенсивней и сложнее, ведь многие навыки у них уже развиты, и некоторые вещи им даются быстрее. Подключаются когнитивные занятия – угадать на ощупь цифру или нарисованную на спине фигуру и так далее.

U- mama: Сколько длится одно занятие и сколько занятий в неделю?

Ю.М.: Занятие длится 40-45 минут, проходит, повторюсь, без родителей, им разрешается только подглядывать. На первых занятиях, если это маленькие дети, мы просим, чтобы родители никуда не уходили, открываем дверь и говорим детям, что всегда можно подойти, проверить маму, а потом вернуться обратно. Частота встреч - два раза в неделю.

U- mama: Это обязательно? Можно ли заниматься реже?

Ю.М.: Здесь ситуация аналогична физическим тренировкам: мы, конечно, можем посещать их нерегулярно, но в результате мышечный аппарат не разовьется.

U- mama: Отсюда и название программы – «Гимнастика для ума»?

Ю.М.: Существует понятие «бодибилдинг» – построение тела, а эту программу можно было бы назвать «брэйнбилдинг» - построение мозга. У детей мы именно помогаем выстраиваться мозговым структурам; организуем такую стимуляцию, которая способствует нарастанию связей между нервными клетками, мейолинизации нервных волокон.

Ю.М.: Что касается занятий с детьми 3 лет – да, мы разрабатывали ее втроем с моими коллегами, сейчас пишем методичку. С трехлетками до нас, может быть, кто-то и работал, но таких данных мы найти не смогли, хотя достаточно тщательно искали.

U- mama: Чем чреваты пропуски занятий? Дети забывают навыки?

Ю.М.: Дело не в том, что забывают. Регулярные занятия необходимы для того, чтобы связи между клетками нарастали, и мозг развивался, а для этого надо повторять и повторять. Вспомните, как вы учились водить машину. Пока все эти движения не отпечатаются в мозгу на подкорке, ты будешь думать о том, что и в какой последовательности сделать. Ты будешь смотреть на рычаг переключения передач и, может быть, даже на педаль сцепления, соображать, что и куда двигать, и при этом еще желательно не отпускать руль (смеется ). А потом, со временем, когда ты переключаешь передачи, ты начинаешь делать это автоматически, не думая, что за чем следует. И чтобы «записать» на мозг эту информацию, нарастить эти связи, надо повторять и повторять. Точно так же и на наших занятиях. Первое время родители часто спрашивают: почему на занятиях из раза в раз повторяются многие вещи? И мы объясняем, что мы отрабатываем навык: пока ребенок не начнет выполнять его «на автомате», пока это не «запишется» у него на уровне мозга, сложнее упражнений мы вводить не будем. Потому что иначе это просто развлечение, без пользы ребенку в плане нейропсихологии, в плане образования связей между этими клетками.

U- mama: На сколько занятий рассчитан цикл и в каких случаях требуется прийти повторно?

Ю.М.: Мы говорим о 16 занятиях. Практика показывает, что за это время мы даем детям некий толчок к дальнейшему развитию, после чего они уходят на двухмесячный перерыв. По окончании цикла мы встречаемся с родителями и рассказываем, как ребенок занимался на группе, что у него получалось хорошо, а с чем надо поработать. Рекомендуем упражнения для занятий дома, особенно если какая-то функция слабая. Кому-то советуем прийти на следующую ступень, кому-то – повторить первую ступень; кому-то говорим, что острой необходимости в продолжении занятий больше нет, но их можно посещать по желанию.

U- mama: Имеет ли смысл приходить с ребенком после садика? Не слишком ли он устал, чтобы воспринимать еще 40 минут занятий?

Ю.М.: Я повторюсь, у нас это не занятие, это игра. И если в садике чаще всего на 10-15 человек приходится один педагог, то у нас в группе – 6-8 детей и двое психологов. Каждому ребенку уделяется внимание, его награждают. Дети испытывают от этого удовольствие. А когда человека за какую-то деятельность постоянно награждают (это методики поведенческой психотерапии), впоследствии награда ему становится не нужной, и он уже получает удовольствие от самой деятельности.

Презентация программы нейропсихологического развития «Гимнастика для ума» пройдет в Центре родительской культуры «Лада» 3 апреля в 18-30 по адресу ул. Смазчиков, 8-28.

Вход свободный!

Справки и запись в группы по телефону: 213-20-41

Центр родительской культуры «Лада»

Наши адреса в Екатеринбурге:

1. бульвар Денисова-Уральского, 14-121. Тел.: 213-20-31

2. улица Смазчиков, 8-28. Тел.: 213-20-41

3. улица Латвийская, 51-8. Тел.: 217-55-48

Единая справочная: 213-40-08

сайт центра: