«Алые паруса» - самый романтический праздник в году. Алые паруса: Какие корабли наряжали к выпускному Алые паруса какой парусник плавает

Одно из величественнейших и самых неповторимых шоу России «Алые паруса» вот уже 11 лет воспроизводит самую романтическую сцену из одноименного литературного произведения Александра Грина. На этот неповторимый фестиваль в Санкт-Петербурге мечтают попасть тысячи выпускников, и каждый год эти желания сбываются.

Этим торжеством Россия показывает, что гордится своим новым поколением и возлагает на перспективную и талантливую молодежь большие надежды.

Праздник «Алые паруса» в Санкт-Петербурге: рождение традиции

В 11 ч вечера 27 июня 1968 года в Ленинграде был организован масштабная для того времени феерия для выпускников всех городских школ. По всей поверхности Невы, выступающей в качестве сцены, разворачивалось красивейшее театрализованное выступление, за которым наблюдали зрители с Дворцовой набережной. Диктор посвящал будущее празднование всем выпускающимся школьникам – молодым юношам и девушкам города, с пожеланиями запомнить день вручения аттестатов зрелости на всю жизнь.

После всех представлений, фейерверков и шоу на воде в акваторию Невы, словно со страниц произведения Грина, величественно выходил живой символ праздника – галиот «Секрет» с парусами алого цвета. На его палубе разыгрывалась романтическая встреча Ассоль с капитаном Греем под аккорды живого оркестра. Празднования продолжались до самого утра, а представление увидело более 25 тыс. гостей… Именно с этого и началась история праздника «Алые паруса» в Санкт-Петербурге.

Это был единственный фестиваль подобного рода во всем Советском Союзе: красочный, яркий, завораживающий и впечатляющий. Он повторялся год за годом до 1979 г. А затем был запрещен Григорием Романовым – главой городского обкома КПСС, который опасался, что массовые скопления молодежи могут привести к массовым беспорядкам. Мероприятие стало неофициальным и возродилось только в 2005 году.

Первый «воскрешенный» фестиваль «Алые паруса» представил в виде 25-минутного шоу, состоящего из 3-х различных синхронных проекций, и опять во главе — корабль с парусами из алого полотна. На тот момент это был парусник «Штандарт», красочно подсвеченный не только снаружи, но и изнутри.

Из года в год гуляния набирали обороты, расширяя масштабы представления за счет разработок в сфере светопиротехнических и музыкальных направлениях. И сейчас «алый бал» выпускников внесен в реестры мирового туризма по посещению стран к конкретным событиям, и почти 20 государств Евросоюза рекомендуют посетить Санкт-Петербург именно в этот период.

Попутного ветра кораблю юности, кораблю радости, кораблю счастья!

Фестиваль «Алых парусов» имеет и второе название – неофициальное: Праздник выпускников. Датой мероприятия выбирается одна из июньских суббот, ближайшая к 21 числу – Дню летнего солнцестояния, а его проведение совпадает с периодом белых ночей в Санкт-Петербурге. Поэтому, видимо, фразы «белые ночи», «Алые паруса», «Санкт-Петербург» звучат неразрывно и практически повсеместно в преддверии самого длинного дня в году.

Программа фестиваля «Алые паруса» в Санкт-Петербурге представляется обычно двумя последовательными частями. Первое театрализованное отделение проходит на территории Дворцовой площади при участии популярных артистов и певцов российского шоу-бизнеса. Вход сюда только по пригласительным.

Второе отделение – самое главное и самое кульминационное, плавно вытекает из первого и занимает почти всю водную гладь Невы и часть Дворцовой набережной. Это мультимедийный спектакль грандиозного масштаба, включающий в себя прохождение корабля с парусами истинно алого цвета, суперсовременное музыкальное сопровождение и обрамление всего происходящего многочисленными фейерверками и салютами. В процессе прохождения корабля мимо набережной зрители могут наблюдать воспроизведение отдельных сюжетов бессмертной одноименной повести Грина в исполнении театральных актеров. Сюда вход свободный.

Из интересных фактов фестиваля:

«Алый» фестиваль-2016: как это будет

В 2016 г. праздник «Алые паруса» в Санкт-Петербурге откроется 25 июня. В этом году символом праздника станет мост, который олицетворяет переход в будущее из прошлого, переход во взрослую жизнь из мира детства, объединение народов и времен, путь вперед и преодоление препятствий.

Стартует праздник вечером в 22:00 по Московскому времени на Дворцовой площади Санкт Петербурга, открываясь величественным театральным прологом. Шесть разных красочных эпизодов, главным действующим элементом которых будет именно мост – петербургский, реально существующий, и вымышленный, фантастический. В этот момент сцена, собранная у Главного штаба, будет отображать собой сверкающий мост. По ходу представления конструкции будут разводиться, словно разводные питерские мосты.

Почти сразу после полуночи начнется главная сенсация праздника — шоу пиротехники на Троицком мосту. Это будет представление по последним, новейшим техническим технологиям с конструкциями, наполненными хитроумными сюрпризами.

Ожидается масса новинок. Например, будет соединены воедино огонь с водой и звук со светом в момент переноса гостей в мир кинематографа. Стрелка Васильевского острова станет пристанищем живого симфонического оркестра и лучших голосов страны, которые по-новому исполнят хиты отечественной классики кино. И, конечно же, апогеем мероприятия «Алые паруса-2016» в Санкт-Петербурге станет долгожданный парусник «Tre Kronor» с легендарными алыми парусами. Стоит заметить, что именно в 2016 году снаряжение парусника будет полностью обновлено – впервые с 2010 г.

Для повышенной безопасности праздника и качественной организации порядка вход на Дворцовую набережную и площадь осуществляется исключительно по пригласительным. Разрешение дается только выпускникам 2016 года и одному сопровождающему их лицу. Примерно ожидается более 80 тыс. человек. Билеты имеют особые защитные элементы от поддельных, распространяются бесплатно по училищам и школам и станут доступны не ранее, чем за двое суток до начала праздника.

Санкт - Петербург, праздник «Алые паруса» является всероссийским балом выпускников средних школ, проводимый в городе Санкт-Петербурге в субботний день, наиболее ближайший к самой короткой белой ночи. Обычно это конец июня: с 19 по 25).

«Алые паруса» праздник выпускников проводится в два этапа. На первом этапе организуется большой концерт на стрелке Васильевского острова и Дворцовой площади с использованием элементов театрализованного представления. Вторым этапом является проведение в акватории Невы грандиозного мультимедийного светопиротехнического шоу. Вход везде свободный.

Ночное шоу представляет собой уникальный спектакль на воде. А проход корабля с алыми парусами вдоль набережных является главным событием шоу. Торжественное движение корабля по воде происходит в сопровождении водного перформанса, фейерверков и специального подготовленного светового представления. Также все представление полностью синхронизировано с музыкой. В целом около 30 минут составляет продолжительность этого водного спектакля.

Каждый год в режиме реального наблюдают за представлением около 3,5 млн. человек. Также с раздачей сигнала на весь мир на федеральном пятом канале ведется прямая телевизионная трансляция. Праздник проходит при личном участии губернатора и всероссийском поддержке Правительства Санкт-Петербурга.

В 1968 году в Ленинграде впервые состоялся единственный в Советском Союзе праздник для выпускников под названием «Алые паруса». Дворец творчества юных (ныне), а ранее - на Невском проспекте Городской дворец пионеров считается местом его рождения. Именно там было положено начало яркому и масштабному мероприятию по инициативе городского отдела народного образования Ленинграда.

Грандиозное открытие праздника состоялось вечером, в одиннадцать часов, 27 июня 1968 года. На воде было показана его вступительная театрализованная часть. Широкий участок реки напротив Петропавловской крепости - акватория Невы между Дворцовым и Кировском мостами - стала сценой. А местами для зрителей стала вся Дворцовая набережная, Стрелка Васильевского острова и два огромных моста.


Цепочка мощных прожекторных установок была вытянута вдоль набережной. Все пространство над рекой было пробито их цветными лучами. Праздник открывала эскадра катеров, на которых находились все поколения советских людей: солдат большевистского бронедивизиона, матрос революционной Балтики, молодой рабочий дней Октября и многие другие. На самом первом корабле был изображен громадный «молот». А вторым шел корабль «серп». А тертим шел корабль «атом».

Юные барабанщики и фанфаристы, одетые в яркую парадную форму Нахимовского и Суворовского училищ, расположились по бортам всех катеров в роли почетного эскорта. Все ночь на реке Неве происходило красочное, завораживающее, грандиозное представление. Данное шоу посетило около 30 тысяч выпускников.

Именно с этого дня праздник выпускников «Алые паруса» стал традиционным и отмечался вплоть до 1979 года. Но опасаясь большого скопления молодежи, Григорий Романов, глава Ленинградского обкома КПСС, закрыл этот праздник. И с тех пор он перешел в разряд неофициальных. А его возобновление состоялось лишь в 2005 году.

На сегодняшний день праздник «Алые паруса» - большой мультемидийный спектакль, проводимый в Санкт-Петербурге в самую светлую из белых ночей в акватории реки Невы, в котором применяются все самые современные технологии мультимедийного ряда. Главным событием шоу является проход корабля-мечты с алыми парусами вдоль набережных, символизирующий в свою очередь яркое будущее, исполнение желаний и дающий надежу.


Около 2 километров составляет рабочее пространство акватории.


О символе алых парусов!

Парусник с необыкновенными алыми парусами принято считать главным символом праздника.

Бриг«Tre Kronor» является в последние годы символом «Алых парусов». Он представляет собой современную копию брига Gladan, который был построен в 1857 году. Нынешное судно было построено при участии волонтеров со всего мира и благотворительных организаций, в связи с чем оно также именуется Парусником мира.

Торжественный спуск судна на воду состоялся в 2007 году в августе месяце. Судно имеет уникальные технические характеристики: есть двойное прямое парусное вооружение мачты, обладает хорошей маневренностью и имеет достаточно габаритные размеры (его длина равняется 46 метрам).

В прежние годы символами «Алых парусов» были различные судна. Так в Ленинграде, в 1968 году, это была эскадра катеров, на которых расположились костюмированные представители различных поколений. В 1970 году роль символа «Алых парусов» исполнила немецкая трофейная шхуна «Ленинград», принадлежавшая графу фон Люкнеру (главный германский корсар Первой Мировой Войны).

В 2005 году символом стал «Фрегат», являющийся первым кораблем Балтийского флота, который был восстановлен в 1994 году. В 2008 году поднял Алые паруса на Неве трехмачтовый быстроходный парусник «Мир». В 2009 году главную роль исполнила шхуна «Юный балтиец». А с 2010 года символом Алых парусов явился бриг «Tre Kronor».

Праздник «Алые паруса» символизирует надежду, которая возлагается на перспективную и талантливую молодежь, в том числе выпускников, от которых зависит будущее не только петербуржцев, но и всей страны. В этом году девиз праздника – «Вместе с Россией». В этом слогане заложен глубокий смысл – именно выпускникам предстоит строить будущее нашей Родины.

Ведущими будут Иван Ургант и Дарья Александрова. На празднике выступят:

  • Маркус Рива
  • 2МАШИ
  • #Lera
  • Владимир Пресняков
  • BURITO
  • Юля Паршута
  • Марсель
  • Сергей Лазарев
  • Полина Гагарина

В этом году будет представлена совершенно новая программа пиротехнического шоу. Гости Санкт-Петербурга увидят поистине фееричное зрелище, самое красивое в их жизни. На Троицком мосту будут сконструированы девять башен, четыре из которых – по 33 метра. Кроме того, на понтонах в акватории Невы установят 13 пиротехнических сооружений. Парусник под алыми парусами, музыка и красочные переливы всех цветов радуги создадут зрелище потрясающе красоты.

Гостей праздника ждет премьера – в этом году шоу «Алые паруса 2019» будет представлено новым парусником, созданным в России и специально для этого праздника. Он прибыл из Кронштадта и находится на набережной лейтенанта Шмидта, имя его – «Россия».

Основой будущего парусного судна стал корпус бывшего рыболовецкого сейнера. Чтобы бриг соответствовал парусникам XIX века, специалисты почти полностью перебрали корпус. При создании судна учитывались старинные методы кораблестроения, а также использовались и современные технологии. Длина парусника – 50 метров, ширина - 7,6 метров, осадка - 3,5 метра. Мощность главного двигателя - 610 л.с. Размер алых парусов – 900 кв. метров. В открытом море бриг может перемещаться со скоростью 16 узлов в час (около 30 км в час), что является максимальным показателем для такого класса судов.

Предполагается, что праздник Алые паруса соберет более 33 000 выпускников петербургских школ и более 1,5 миллионов горожан и гостей Санкт-Петербурга.

Впервые праздник Алые паруса в Санкт-Петербурге отмечали в 1968 году и праздновали его в течение 10 лет до 1979 года. Вновь этот знаменательный день стали отмечать в 2005 году. Проводится он в выходные, ближайшие к самому длинному дню июньской белой ночи.

Программа праздника «Алые паруса» в 2019 году

Название

Место проведения

Сбор выпускников и гостей

Концертная программа с участием звёзд шоу бизнеса

1:10 -
04:00

Продолжение концертной программы с участием молодежных коллективов

Мероприятия в праздник «Алые паруса» Санкт-Петербурга

Сейчас «Алые паруса» – это шоу международного масштаба, собирающее год от года все больше зрителей.

Выпускники петербургских школ получают 2 пригласительных билета – на себя и на своего друга. Празднование проходит обычно на 2-х площадках – на Стрелке Васильевского острова и на Дворцовой площади , где установлены большие экраны и между площадками организован телемост. Вход на Дворцовую площадь осуществляется по пригласительным билетам. На Стрелке Васильевского острова обычно присутствуют все желающие. В ночь проведения мероприятия движение по Неве останавливается.

С напутственным словом к выпускникам обращается губернатор Санкт-Петербурга. Девиз праздника - «Россия – страна возможностей». Его символ - увертюра Дунаевского к кинофильму «Дети капитана Гранта».

Затем на Дворцовой площади проводится концерт, в программе которого принимают участие известные артисты, а одним из ведущих несколько лет подряд является Иван Ургант. Много гостей также смотрит концерт на Стрелке Васильевского острова.

Кульминацией является зрелищное светотехническое шоу в сопровождении красочного фейерверка и живых звуков симфонического оркестра в акватории Невы между Троицким , Дворцовым и Биржевым мостом . Под музыку Дунаевского к кинофильму «Дети капитана Гранта» со стороны Троицкого моста появляется корабль с алыми парусами.

После красочного шоу продолжаются концерты, в которых принимают участие молодежные коллективы.

К сожалению, к утру места проведения торжеств бывают усыпаны мусором, а газоны вытоптаны. По улицам гуляют сильно пьяные молодые люди. Иногда возникают и драки. В связи с этим обсуждаются предложения об ограничении продажи спиртного крепче 15 градусов накануне и в день праздника. Но замечательно, что так бурно отмечает праздник только небольшая часть молодежи.

Праздник «Алые паруса» в Санкт-Петербурге вселяет выпускникам веру в светлое будущее. Организаторы стараются сделать мероприятие интересным не только молодым, но и людям старшего поколения.

Как появился праздник «Алые паруса» в Санкт-Петербурге

Тогда, в 1968 году директору Городского Дворца пионеров руководством города было дано задание организовать общегородской праздник выпускников. Поскольку ребята всегда после получения аттестатов гуляли по набережным Невы, то местом его проведения была выбрана набережная от Медного всадника до Летнего сада .

Первая часть мероприятия включала в себя концерты и конкурсы на набережных Санкт-Петербурга. Через каждые 100 метров были организованы площадки, на которых проходило выступление артистов и проводились конкурсы. За победу в конкурсе школьники награждались поездкой по ночному городу или прогулкой на речном трамвайчике по Неве. В то время выиграть такой приз хотели все выпускники и поэтому они с удовольствием участвовали в забавных конкурсах.

Например, на площадке стояли весы и ростомер, а ребятам предлагалось угадать дотянет ли вес всех выпускников класса до тонны, а рост – до 1 км. А на одной площадке стояла 3-х литровая банка с орехами и надо было угадать, сколько в ней орехов.

Ребята принимали участие в конкурсе танцев и в исполнении песен под баян или аккордеон. Песню надо было спеть до конца. Начинали обычно дружно, а выигрывал тот класс, кто знал слова песни полностью.

Все понимали, что название торжества должно быть связано с водой и по началу, кроме названия, связанного с водой – Аврора , ничего не могли придумать. Идея назвать праздник «Алые паруса» была принята с восторгом.

Непосредственно торжественные мероприятия начинались в 23 часа. От Петропавловской крепости отходил катер, на котором стояли парень и девушка с горящим факелом в руках. Катер двигался к Стрелке Васильевского острова. Факел передавался курсантам, стоявшим у Ростральных колонн, которые зажигали факелы на колоннах и извещали об открытии праздника.

Затем из-за Кировского моста на глади Невы появлялся парусник с алыми парусами, на котором стояла Ассоль. Зрелище было необычайно красивым и недолгим. К сожалению, видеть его могли только те, кто стоял в первых рядах на набережной. В тот год праздник, в котором приняли участие 25 тысяч человек, продолжался до 2 часов утра и запомнился всем участникам как светлое и доброе событие.

Появление прекрасного брига с алыми парусами — всегда самый эффектный и романтичный момент праздника «Алые паруса», кульминация водно-пиротехнического шоу. Для корабля, исполняющего эту роль, требуются не только красота и масштаб, но и отличная маневренность. А также умелая команда и виртуозный капитан, ведь в узкой акватории Невы с очень переменчивой розой ветров следует появиться секунда в секунду.

За годы существования праздника, занесенного в реестр мирового событийного туризма с рекомендацией к посещению почти в 20 странах Евросоюза, главную роль бригантины с алыми парусами из повести Александра Грина исполняли самые разные корабли.

«Алые паруса — 2019»

В этом году главным символом праздника выпускников в Санкт-Петербурге станет новый корабль, его уже готовят в Кронштадте. Парусно-моторное судно заменит на ответственном посту шведский бриг «Три короны», который последние семь лет выходил под алыми парусами в Неву.

Бриг «Россия» заходит в Кронштадт, 2019 год
Пятый канал

«Металлист» — Первый корабль с алыми парусами

Первым символом праздника мечты — кораблем с алыми парусами — стала яхта «Металлист». Специально для нее были заказаны паруса алого цвета. «Одели» яхту Центрального яхт-клуба Ленинграда в ночь накануне праздника. Борт украсили светящимися буквами «Секрет» — так назывался тот самый корабль в повести Александра Грина, на котором Грэй приплыл за Ассоль.

Фото: Архив Пятого канала

«Ленинград»

С 1970-го роль галиота «Секрет» исполняла шхуна «Ленинград». Это был немецкий трофейный корабль «Der Seeteufel» (в переводе с немецкого — «Морской ангел»), принадлежавший в 30-х годах графу Феликсу фон Люкнеру — главному немецкому корсару Первой мировой войны.

«Дер Зеетойфель» стал первым немецким судном, совершившим кругосветное плавание. Впрочем, команда корабля ставила перед собой отнюдь не романтические цели. Экипаж состоял в основном из разведчиков и картографов. Под прикрытием кругосветки «Морской ангел» осуществлял сбор информации о портах вероятного противника перед началом войны.

Граф Феликс фон Люкнер и шхуна «Der Seeteufel»

После окончания Второй мировой странами-победительницами была создана военно-морская комиссия для раздела флота Германии. «Дер Зеетойфель», как военный трофей, был передан Нахимовскому училищу и переименован в «Надежду».

В июле 1956-го шхуна была отправлена в яхт-клуб Ленинградской военно-морской базы. А через два года — исключена из состава ВМФ и безвозмездно передана детской спортивной школе, где была переименована в «Ленинград».

Корабль неоднократно участвовал в съемках советских, российских и зарубежных кинематографистов, исполняя роли и фрегатов, и морских шхун.

Шхуна «Ленинград» под алыми парусами
Фото: архив Пятого канала

Каравелла «Нева»

«Нева», которая участвовал в празднике выпускников «Алые Паруса — 1971» вместе с «Ленинградом», — реплика трехмачтового парусного судна «Санта-Мария». Оно входило в состав флотилии Колумба. Именно на «Санта-Марии» в 1492-м Христофор Колумб и отрыл Новый Свет.

К 1971-м энтузиасты Ленинградского клуба водно-моторных туристов закончили строительство «Невы». И сделали они это собственными силами. Судно «Нева» очень близко по характеристикам к каравелле «Санта-Мария».

Каравелла «Нева»
Фото: ТАСС /Олег Пороховников

Шхуна «Кодор»

С 1971 по 1979 год совместно с «Ленинградом» в празднике участвовала трехмачтовая бермудская шхуна «Кодор», построенная на верфи города Турку в 1951-м. Изначально корабль использовали как рыболовецкое судно, но со временем его отдали Ленинградскому мореходному училищу.

Парусник находился в эксплуатации больше 30 лет, что было настоящим рекордом для деревянного корабля. С курсантами на борту «Кодор» обошел одиннадцать морей и побывал в водах Атлантического океана. Кроме того, шхуна использовалась при съемках фильмов «В поисках капитана Гранта», «Капитан „Пилигрима“» и «Остров сокровищ».

Шхуна «Кодор», 1972 год
Фото: sailngstamps.ru

Фрегат «Штандарт»

Трижды в акваторию Невы поздравить выпускников заходил фрегат «Штандарт» — действующая копия первого корабля Балтийского флота, заложенного по указу Петра Первого в 1703-м.

Сегодня экипаж «Штандарта» составляют волонтеры, подготовленные перед началом каждого плавания. Летом 2000-го «Штандарт» отправился в первое плавание по маршруту Великого посольства — городам и странам, которые посетил Петр Первый, обучаясь корабельному ремеслу. С 2005 по 2007 год «Штандарт» — главный символ «Алых парусов».

Фрегат «Штандарт» под алыми парусами, 2006 год
Фото: Пятый канал

Трехмачтовый корабль «Мир»

После «Штандарта» роль галиота «Секрет» выполнял учебный трехмачтовый корабль «Мир», который был построен на польской верфи в 1987 году. С момента спуска на воду фрегат неоднократно занимал призовые места на самых престижных парусных регатах. До сих пор «Мир» считается самым быстрым парусником в мире. В 2008-м его появление стало кульминацией самого романтического петербургского праздника — «Алых парусов».

Фрегат «Мир» под алыми парусами, 2008 год
Фото: Пятый канал

Шхуна «Юный балтиец»

В 2009-м алые паруса примеряет учебная шхуна «Юный балтиец». С 1914 года — это был первый парусник, построенный в нашей стране. Он участвовал практически во всех европейских регатах — в Германии, Польше, Голландии, Бельгии, включая знаменитые гонки «Катти Сарк». Показывал и продолжает показывать неплохие результаты.

Шхуна «Юный балтиец» под алыми парусами, 2009 год
Фото: Пятый канал

Бриг «Tre Kronor»

С 2010-го по 2018-й включительно в акваторию Невы под алыми парусами заходил бриг «Tre Kronor» (в переводе со шведского — «Три короны»).

Корабль называют «парусником мира», поскольку строился он на деньги благотворителей и волонтеров из разных стран. Создавались «Три короны» как учебное судно для интернациональной команды моряков. До сих пор бриг регулярно ходит в экологические экспедиции и выступает международным символом сотрудничества.

Бриг «Tre Kronor» под алыми парусами
Фото: Пятый канал

В 2009 году бриг победил в крупнейшей регате больших парусных судов «The Tall Ships Races». Именно тогда организаторы праздника «Алые паруса» и обратили внимание на корабль. Шведская команда во главе с капитаном Алланом Палмером тогда впервые открыла для себя книгу Александра Грина. Моряки настолько прониклись красивой петербургской традицией, и следующие семь лет бриг был главным действующим лицом праздника «Алые паруса». В 2019 году его место займет новый корабль — новый символ самого романтичного праздника России.

«Алые паруса — 2019» состоятся 23 июня на Дворцовой площади и ближайших набережных. Ожидается, что участие в выпускном под открытым небом примут более 30 тысяч выпускников, а также сотни тысяч петербуржцев и гостей города на Неве.

В ночь на 26 июня в Санкт-Петербурге прошел традиционный праздник «Алые паруса», в котором приняли участие более 30 тыс. выпускников, 5 тыс. гостей из различных регионов страны, а за действом наблюдали более 80 тыс. зрителей.

Деревянный шведский бриг «Tre Kronor» / ПАРУСНИКИ ИНФО

За 11 лет после своего возрождения праздник выпускников уже стал одним из летних символов города на Неве. Главную роль в нем вот уже шестой раз подряд выполнял шведский бриг «Tre Kronor of Stockholm».

Первые праздник выпускников в Ленинграде провели в 1968 году. Тогда по Неве прошла целая флотилия из «Кораблей труда», на котором плыли рабочий Кировского завода, революционный матрос, солдат Великой Отечественной войны. А сами катера символизировали идею строительства общества, основанного на свободном труде: на первом судне был изображен громадный молот, на втором серп, на третьем атом.

С 1970 года праздник приобрел более романтический оттенок повести Александра Грина «Алые паруса». Галиот «Секрет» тогда исполняла шхуна «Ленинград», судьба которой заслуживает даже не статьи, а целой книги.


Шхуна «Ленинград / Алые паруса» / ПАРУСНИКИ ИНФО Будущая шхуна «Ленинград» была построена на верфи Геброудерся в Голландии в 1912 году, как парусное рыболовое судно «СН 374», а после - «Стерна». В 1927 году парусник приобрёл новый судовладелец из Гамбурга, который переоборудовал его в универсальное грузовое судно и переименовал в «Эдельгард». В 1936 году шхуну купил герой Первой мировой войны в Германии граф Феликс фон Люкнер (Felix Graf von Luckner). Он перестроил шхуну, изменив носовую часть установил новый, заменив старый двухтактный двухцилиндровый двигатель производства «Дойче Веерке» (Deutsche Werke) мощностью 70 л. с. на 140-сильный уже четырехтактный, и переоборудовал её в комфортабельную яхту. Шхуна получила новое имя ″Seeteufel″ – ″Морской дьявол″. Под этим названием и под командованием фон Люкнера шхуна в 1937-1939 годах совершила кругосветное плавание по маршруту: Норвегия - Панамский канал - Таити - Австралия - Индонезия - Аден - Суэцкий канал - Средиземное море - Италия - Англия. На самом деле, экипаж судна состоял из разведчиков и картографов, и основной целью путешествия был сбор информации о портах вероятного противника перед началом войны. С началом второй мировой войны шхуна числилась вспомогательным судном немецкого ВМФ. После войны шхуна по репарации была передана СССР и много лет служила учебно-парусным судном ВМФ и Нахимовского училища под именем "Ленинград".

В 2005 году, после 26-летнего перерыва праздник выпускников было решено возродить. И до 2010 года галиот «Секрет» в разное время играли историческое судно «Штандарт», парусник «Мир», шхуна «Балтиец». В 2010 году алые паруса впервые на себя примерил шведский парусник «Tre Kronor of Stockholm».


Бриг «Tre Kronor» / ПАРУСНИКИ ИНФО

Гордость Швеции

В 1993 г. в Стокгольме стартовал проект «Стокгольмский бриг», и за основу нового деревянного «парусника мира» был взят учебный бриг «Gladan» 1857 года.

Бриг «Gladan» несколько раз принимал участие в полярных экспедициях к Шпицбергену и Гренландии известного полярного исследователя Адольфа Эрика Норденшельда. Позже «Gladan» использовался как учебный парусник ВМС Швеции. Его служба окончилась в 1924 году, когда он затонул в военной гавани г. Карлскрона. Мачты парусника «Tre Kronor» / ПАРУСНИКИ ИНФО

Это судно стало идеальной моделью для создания парусника по старинной технологии, поскольку в военных архивах нашлись подробные чертежи.

Киль «Tre Kronor of Stockholm» был заложен на верфи Скипхолмен (Skeppsholmen) в Стокгольме. Строилось судно на деньги благотворительных организаций и волонтеров – как теперь говорят по схеме краудфандинга.

27 августа 2005 году судно спустили на воду, причем крестной матерью судна стала принцесса Виктория. А в свое первое плавание «гордость Швеции» отправилась в 2007 году.

Технические характеристики парусника «Tre Kronor of Stockholm»:

полное водоизмещение,т 330
макс. скорость под двигателем, узл. 8
максимальная скорость под парусами, узл. 17
длина по палубе, м 35
ширина габаритная, м 8,25
осадка, м 3,25
высота мачт от ватерлинии, м 29,5
площадь парусов, кв.м 735
количество парусов, шт 16
экипаж штатный, чел 8—12
максимальное число людей на борту, чел 68

Основными материалами для строительства судна послужили дуб, сосна, сибирская лиственница. На корпус судна пошло около 544 куб. метров дуба, а это примерно тысяча взрослых деревьев. Палуба сделана из сибирской лиственницы, мачты и реи изготовлены из сосны и лиственницы.

При этом на судно построено с учетом всех правил классификационных обществ. Например на нем 8 водонепроницаемых отсеков, современная рулевая машина, навигационное оборудование. Для создания праздничного освещения судна используется специальный дизель-генератор.

Постоянный экипаж парусника - от 8 до 13 человек, остальные – волонтеры, курсанты или пассажиры, которые на коммерческой основе могут свободно попасть на судно. При этом требования к ним равные с практикантами.

Все члены экипажа свободно говорят по-английски, однако основная их часть – все-таки шведы, поэтому шведскую речь, особенно во время установки парусов можно услышать чаще.

Говорит Сергей Тимошков, командир-координатор брига «Tre Kronor» с российской стороны:


Сергей Тимошков, командир-координатор брига «Tre Kronor» с российской стороны

«Праздник состоит из нескольких основных составляющих: пиротехника, музыка, световое шоу, десятки тысяч зрителей на берегах Невы – все это вместе создает настоящую атмосферу праздника, кульминацией которого является появление парусника в пролете Троицкого моста.

В это время на борту судна идет колоссальная работа. В обычных условиях на выполнение таких, казалось бы, несложных маневров, как прохождение, поворот, швартовка нормы времени исчисляются десятками минут. У нас задача уложить все это в несколько секунд – ведь все выверено, согласовано с пиротехникой, музыкой. В прошлом году, например, мы отклонились от сценария всего на 3 секунды. Это, безусловно, верх профессионализма.

Поэтому несмотря на то, что «Tre Kronor» приходит на праздник уже шестой год подряд, экипаж проводит огромное количество тренировок».


Карл Бавнер (Karl Bavner) главный кок парусника «Tre Kronor» / ПАРУСНИКИ ИНФО

Всем известно, что на судне «главный человек» после капитана это кок, а «главное место» после капитанского мостика – камбуз. Надо признаться, что вкусно и вовремя приготовленная пища — это залог хорошего настроения экипажа. Судовой кок парусника «Tre Kronor» Карл (Karl Bavner) — энергичный молодой человек лет 25ти. Рассказывает, что один с легкостью справляется с приготовлением пищи на 20 человек команды. Система вахт на судне такая же, как и на российских парусниках 4 через 8, поэтому кормится экипаж 4-5 раз в день. Сложнее приходится, когда парусник делает коммерческие однодневные выходы, тогда к 20 членам экипажа прибавляется ещё 50 пассажиров, но Карл не жалуется, работа творческая. «Готовлю еду, смотрю в иллюминатор, а за бортом море плещется, романтика», – улыбаясь рассказывает Карл. Когда судно стоит дома в порту Карл подрабатывает в одном из местных ресторанчиков, но говорит, что на судне, конечно, интереснее.

В ответ на наши вопросы Карл спросил, есть ли в Петербурге заведение для моряков, куда можно сходить после вахты, отдохнуть, отведать разные напитки. И мы конечно посоветовали ему знаменитый портовый кабак «Fiddler’s Green» на Рубенштейна 5 , настоящее пристанище для моряков и людей влюблённых в море.

Капитан парусника «Tre Kronor» Аллан Палмер (Allan Palmer) не менее интересная личность. Потомственный моряк, сам вот уже 20 лет ходит на парусных судах, в проекте «Tre Kronor» он участвовал с самого основания. В свободное от морской деятельности время Аллан художник-оформитель. И особая его любовь - подготовка изображений для почтовых марок (подробнее об этом можно прочить здесь )


Капитан брига «Tre Kronor» Allan Palmer / ПАРУСНИКИ ИНФО

Все петербургские журналисты задают Аллану один и тот же вопрос об особенностях маневрирования на Неве. Задали его и мы. И как заверил опытный капитан, основная проблема на Неве – это ветер, поэтому надо координировать работу главного двигателя и парусного вооружения, и еще следить, чтобы на палубу не попали догорающие фейерверки.

А вот культурная жизнь на борту парусника не так развита. Например, что удивительно – нет традиционного шанти-хора. «Мой отец ходил на паруснике, у него на борту был шикарный шанти-хор, а вот у нас не получается, наверное, потому как большая часть экипажа – практиканты», – рассказывает Аллан.

После непродолжительной экскурсии капитан ушел по своим делам проверять паруса, высказав на прощание свои впечатления от уже шестого посещения «Алых парусов»:

«Выступление для нас - это не только работа. Потому что, когда приезжаем, мы стараемся немного погулять по городу. Петербург – очень красивый город. В некотором роде мы, как артисты – даем хорошее представление и радуемся, если все вышло хорошо и зрителям понравилось».

Наблюдая за выступлением шведского коллектива с берега мы можем сказать, что Аллану и его команде оно удалось на славу. Достаточно посмотреть на фото.



Рында парусника, «нечищенная». Год указан 1687. Происхождение и подлинность рынды неизвестна. Но как сказал капитан, это скорее всего «стилизация под старину». У нас бы все равно надраили.


Рында парусника «Tre Kronor» / ПАРУСНИКИ ИНФО

Настоящие повседневные паруса парусника «Tre Kronor».


Настоящие паруса «Tre Kronor» / ПАРУСНИКИ ИНФО

Кстати, в этом году алые паруса, которыми оснащались все парусники, принимавшие участие в празднике, впервые за 12 лет поменяли. Старые паруса передали в музей Грина в Феодосии,

Каюта для пассажиров / ПАРУСНИКИ ИНФО

Швеция – нация пива. Специальный аппарат в кают компании парусника.


Швеция — нация пива / ПАРУСНИКИ ИНФО


Большинство матросов на паруснике «Tre Kronor» это красивые отважные шведские девушки / ПАРУСНИКИ ИНФО