Рождество Христово в России: история и традиции. Рождество Христово

Праздник Рождества Христова был на Руси одним из самых любимых, так как знаменовал собой важный период. С одной стороны, кончился Рождественский пост, с другой – намечался Великий. Да и сама пора, когда все работы по хозяйству замирали, предполагала отвлечение от насущных забот и радостную встречу рождения Спасителя. Какие же традиции празднования Рождества Христова существовали на Руси?

На селе

У крестьян сложились свои особые обычаи празднования Рождества Христова, которые отличались от городских традиций. Так, канун праздника – Рождественский сочельник – проводился в строгом посте. Есть начинали только с восходом первой звезды в ночь с 6 на 7 января. При этом сама трапеза совершалась по-особому. В сочельник, перед закатом солнца, вся семья становилась на молитву. По её окончании хозяин дома брал зажжённую восковую свечу и прикреплял её к одному из хлебов, лежащих на столе. Затем со двора приносилась охапка соломы и сена, которыми застилался передний «красный» (с иконами) угол дома. Под иконы также ставился необмолоченный сноп ржи и кутья (каша, разведённая мёдом). После этого вся семья садилась за стол.

Эти обряды имели двойной смысл. С одной стороны, в них оставались элементы языческого прошлого славян – солома, сено и прочее символизировали собой пробуждение творческих сил природы, начало нового жизненного цикла после долгой зимы. С другой стороны, закладывался и христианский смысл: солома и сено были символом яслей (кормушки для скота), в которых находился Спаситель после рождения, а поставленные в «красный» угол, они напоминали пещеру Рождества.

После ночной трапезы все выходили гулять на улицу, начинались колядки. Колядование заключалось в том, что молодые парни и девушки, а иногда и дети, собирались группами и, переходя от одного двора к другому, пели под окнами небольшие песни в честь Рождества Спасителя. По обычаю, хозяин дома приглашал молодёжь к себе или, как минимум, давал деньги, хлеб, сладости, а тем, кто постарше, и спиртное.

Сам праздник крестьяне старались встретить в храме за богослужением. Однако после праздничной службы начиналось настоящее разгулье. Как отмечают отечественные этнографы, на праздник Рождества Христова в сёлах пили много. Бывало, что единственными, кто после гулянок мог стоять на ногах, были маленькие дети и подростки. И всё же молодёжь продолжала колядовать и славить рождение Спасителя. Славильщики, как правило, пели тропарь праздника, а в конце прибавляли небольшое песнопение-присказку. Одна из них звучала так:

Пречистая Дева Мария

Иисуса Христа породила.

В яслях положила,

Звезда ясно сияла,

Трём царям путь показала –

Три царя приходили,

Богу дары приносили,

На колени припадали,

Христа величали…

В городе

В городах праздник Рождества Христова был временем, когда человек оставлял обычный распорядок своей жизни. Большинство горожан в честь праздника совершали дела милосердия и благотворительности. Тон в этом, как правило, задавал царь и его окружение.

Так, например, накануне празднования Рождества, царь традиционно посещал богадельни и тюрьмы, где раздавал щедрую милостыню и из собственных рук кормил обездоленных.

В сам праздник, помимо участия в праздничном храмовом богослужении, было принято приглашать духовенство к себе домой для совершения молебна. По его окончании царь, а по его примеру и весь двор, устраивал благотворительную трапезу для нищих и бездомных, на которой снова раздавал милостыню. Сохранились свидетельства того, что за совершение дел милосердия царь повышал своих подчинённых, как это делалось за службу. В целом канун Рождества и сам праздник были временем пиров, а не работы.

По обычаю, в эти два дня не разрешалось судить и работать в приказах, торговцам запрещалось сидеть в своих лавках как минимум за три часа до начала праздничных богослужений. Православная Церковь также призывала верующих в эти дни оставить все житейские заботы.

К сожалению, праздничные народные традиции не всегда были благопристойными. Простые горожане считали, что в честь такого великого праздника, да ещё и после поста, можно разговеться спиртным. Дело доходило до того, что в эти дни около питейных, кабаков и кружечных дворов собирались целые толпы народа. По этому поводу русский историк Николай Иванович Костомаров приводит поговорку, которая бытовала в среде горожан и характеризовала собой их отношение к празднику: «Кто празднику рад, тот до свету пьян».

Однако важно заметить, что Русская Православная Церковь всегда противостояла такому разгулу и призывала к благочестивому празднованию Рождества - к крестным ходам, молитвам, славословиям, духовной радости. В качестве вразумления за безудержный разгул священники накладывали на людей епитимьи (церковные наказания), а также отлучали от участия в Таинстве Евхаристии на продолжительное время. Таким образом, именно Церковь старалась оградить человека от его пагубных привычек, напоминая о главном смысле рождественских торжеств – приходе в мир Спасителя Иисуса Христа.

Подготовил: Сергей Милов

Празднование Рождества на Руси началось в 4 веке и до сих пор это один из главных христианских праздников.

Вернувшись со своего первого путешествия, Пётр I сразу же переделал календарь и издал указ о праздновании Нового года с 1 декабря, как и у всех европейцев, а не как ранее на Руси 1 сентября. А также распорядился украсить Москву еловыми и можжевеловыми ветками и всякими хвойными деревьями.

Традиции празднования Рождества на Руси

На Руси Рождество считали семейным праздником.

Праздник Рождество Христово на Руси был одним из самых любимых народных праздников, потому как праздновали Рождество всей семьёй. История праздника уходит корнями вглубь веков. В Сочельник – ночь перед Рождеством дети наряжались в пастухов, ангелов и других добрых людей, ходили по деревням, напевали рождественские колядки и угощали сладкой кутьей.

В ответ добрый хозяин должен был одарить их щедрыми подарками, а были и такие, кто подавал копеечку. На Рождество принято вспоминать усопших зажигать много свечей.

В русских семьях были обычаи перед Рождеством: убирались в домах, мылись в бане, припасали новую одежду для этого дня. В Рождество каждый верующий считал за честь накормить одинокого путника или подать щедрую милостыню нищему человеку.

Обратите внимание! В рождественские дни крестьяне не занимались физическим трудом, не сгибали, не пилили, не шили.

Самым любимым и желанным праздничным блюдом на Руси были приготовленные в русской печи всевозможные пироги, пирожки, расстегаи, кулебяки, ватрушки, колобки, курники, лодочки, и начинок было просто не счесть.

Отличие Рождества католического от православного

Католики дарят подарки на Рождество, а не на Новый год.

Католики считают Рождество семейным праздником. Официально отмечать Рождество начали тогда, когда христианство стало религией Римской Империи. До 1582 года весь цивилизованный мир пользовался юлианским календарём, но в нём были погрешности, и лишнее время продолжало накапливаться. Каждые 128 лет набегали одни неучтённые сутки. А исправил эту ситуацию папа Григорий 13, который поменял календарь юлианский на григорианский.

В итоге астрономический и календарный год практически сравнялись, благодаря тому, что раз в 4 года добавлялся один день. 88% христиан всего мира празднуют Рождество 25-го декабря, а остальные 12% православных христиан – 7 января. Православные христиане отказались следовать нововведению и решили оставить старый календарь, поэтому дата празднования Рождества в России будет постоянно меняться.

Важно! На самом деле в Библии не указана точная дата рождения Иисуса, поэтому не столь важно, в какой именно день это произошло, главное – с каким сердцем встречаешь этот праздник, ведь на свет пришёл тот, благодаря кому началась наша эра.

Именно на Рождество католики дарят друг другу подарки, на столе обязательно стоит запечённая индейка или утка. Рождественский венок – неотъемлемая часть праздника.

За столом собирались всей семьёй сразу после появления на небе первой звезды, именно она означала рождение Иисуса. Перед праздничным ужином в знак любви и уважения семья делила между собой рождественский хлеб. Стол накрывала белоснежная скатерть, а блюд на столе должно было быть 12, и все эти блюда должны быть постными. На столе стояла рождественская свеча, а под столом лежало сено, в память о месте, в котором лежал младенец. Одно место за столом оставалось свободным, это означало, что семья готова принять Христа.

Именно на Рождество католики дарят друг другу подарки, на столе обязательно стоит запечённая индейка или утка.

Рождественский пост

Рождественский пост длится 40 дней, его основу составляют зерновые культуры, он менее строгий, чем Великий пост перед Пасхой. В эти дни исключаются яйца, мясо, сыр, молочные продукты. Разрешается рыба по вторникам и четвергам, субботам и воскресеньям. Недочётом со стороны православной церкви является то, что в новогоднюю ночь, когда принято накрывать богатый стол, верующие, соблюдающие рождественский пост, должны довольствоваться постными блюдами.

Сочельник – обычаи и нравы

День накануне празднества Рождества Христова называют рождественским Сочельником.

Любите ли вы Рождество?

Да Нет

В Сочельник полагалось поститься весь день, готовить праздничные угощения и приводить в порядок одежду. Церковь в эти дни вспоминает страдания спасителя, взявшего на себя все грехи человечества, и его смерть на кресте. Считалось, что нельзя встречать Рождество в чёрной одежде.

Святки и колядки

Период святок начинается в канун Рождества с появлением первой звезды и длится до крещенского освещения воды. В эти дни проводились святочные обряды, в основном это гадания на будущее. Ещё до принятия христианства в эти дни отмечался древний праздник солнцеворота, когда солнце умирает и постепенно возрождается. Эти две недели считались весёлыми и разгульными.

Считалось, что в это время к людям приходили души умерших предков, и колядовщики их олицетворяли. Было важно щедро благодарить колядовщиков, дабы год был плодородным. Колядующие пели хвалебные песни и несли тем самым добро, чтобы у хозяев на будущий год всё сложилось хорошо.

Традиции и приметы на Рождество

С праздником Рождества связано много обычаев и примет. Вот некоторые из них:

  • с часу ночи до 5 утра можно воспользоваться моментом и попросить у Бога прощения за свои грехи и исцеления от болезней;
  • в канун Рождества обязательно зажигаются свечи в память об умерших, считается, что они помогут привлечь удачу, материальное благополучие и счастье в дом;
  • обязательно сытно накормить домашних питомцев;
  • в этот день не принято было ходить в гости, исключением были женатые дети, которые во второй половине дня приходили к родителям.

Рождество Христово

Праздник светлого дня Рождества Христова вернулся на Русь и с 1991 года стал "настоящим" праздником - Постановлением Верховного Совета РСФСР день 7 января объявлен выходным. Сам праздник - удивительно "детский", пожалуй, даже самый "детский" изо всех православных праздников. Посмотрите, как дети воспринимают Рождество! И все мы в этот день и накануне его - немного дети. Понятно, что длительное гонение христианства в СССР привело к забвению многих традиций и ритуальных обрядов...

Почему в Православии Рождество празднуется 7 января? Как на Руси праздновали Рождество. Богослужение на Рождество Христово. Еда на Рождество.

Город наш заметает порошею,

Рождество к нам приходит опять...

Мы желаем Вам только хорошего,

То, что можно друзьям пожелать.

История праздника Рождество Христово

Рождество Христово является одним из больших праздников христианства и относится к двенадцати великим двунадесятым праздникам. В восточной церкви праздник Рождества Христова считается вторым после Пасхи праздником. А в западной церкви, в некоторых конфессиях, этот праздник почитается даже выше Пасхи. Это происходит потому, что Рождество Христово символизирует собой возможность спасения, открывающуюся для людей с приходом в мир Иисуса Христа. В восточных странах Пасха символизирует духовное воскресение человека, которое чтится больше чем Рождество Христово.

Окончательно сформированы правила по празднованию Рождества Христова были в IV веке. Так, например, если навечерие праздника припадает на воскресный день, используют правило первое Феофилакта Александрийского для празднования этого праздника. В навечерие праздника, вместо обычных часов читаются так называемые Царские Часы, вспоминаются различные Ветхозаветные пророчества и события, имеющие отношение к Рождеству Христову. После полудня происходит литургия Василия Великого, в том случае, когда навечерие не происходит в субботу или в воскресенье, когда совершается литургия Иоанна Златоуста, в обычное время. Всенощное бдение начинается Великим повечерием, на котором выражается духовная радость по поводу Рождества Христова пророческой песней "Яко с нами Бог".

Однако красивый и торжественный праздник Рождества Христова празднуется в разных странах не одинаково, а несет на себе отпечаток обычаев и традиций определенного народа. Так, например, в католицизме Рождество Христово отмечается пышно и торжественно тремя богослужениями: в полночь, на заре и днем. Такое построение праздника символизирует собой Рождение Иисуса Христа в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующего человека. Со времен Франциска Ассизского в католических храмах устанавливают ясли с фигуркой Младенца Христа, для того чтобы верующие могли совершить поклонение образу новорожденного Иисуса Христа. Сооружается вертеп (то есть пещера, где родился Иисус Христос) с фигурами Святого семейства и в православных храмах.

И в католицизме и в православии во время Рождественской проповеди особенно подчеркивается та мысль, что с рождением Иисуса Христа (что символизирует приход в мир людей Мессии) открывается возможность перед каждым верующим человеком достичь спасения души и через исполнение учения Христова получить жизнь вечную и райское блаженство. В народе праздник Рождества Христова сопровождался народными гулянием, песнями и играми, посиделками и колядованием, святочным весельем.

Рождество на Руси

Рождество Христово - "вторая Пасха"; великий праздник, святой день, чтимый более всех других дней года - после дня Светлого Христова Воскресения.

Мерцает звездами ночное небо над Вифлеемом... А мы вместе с пастухами слышим ангельское пение, видим ангела-благовестника и радуемся рождению чудесного Отрочати. Но радость наша не буйна, как ликование язычников. Она тихая, христианская. Мы знаем, что страдание и смерть ждут этого Младенца. Он, безвинный, будет неправедно осужден, и те, ради кого Он явился в мир, будут кричать Пилату: "Распни! Распни Его!" Поэтому радость о пришествии Бога окрашивается грустью. Но знаем мы и то, что Он пришел для Воскресения, для того, чтобы избавить нас от смерти и победить зло. И опять на душе покой.

Для православных христиан в России, Грузии, Святой земле, а также для некоторых других церквей восточного обряда, день, традиционно считающийся днём рождения Иисуса наступит позднее.

Временное несоответствие празднования Рождества различными церквами в связано с тем, что Большинство стран Европы и США Рождество отмечают по григорианскому календарю - 25 декабря, а Россия - по юлианскому, 7 января (т.е. 25 декабря по григорианскому календарю совпадает с 7 января по старому стилю).

В юлианском календаре средняя длительность года в интервале 4-х лет равнялась 365.25 суток, что на 11 мин 14 с длиннее тропического года. Длина года в григорианском календаре в среднем равна 365.2425 суток, что лишь на 26 с превышает тропический год.

Различие между старым и новым стилями в 1582 году (в год, когда он был введен в Европе папой Григорием) составляло 10 суток, в 18 веке - 11 суток, в 19 веке - 12 суток, и в 20 соответственно - 13 суток.

В нашей стране григорианский календарь был введён в 1918 году, но русская православная церковь продолжает пользоваться юлианским календарём по сей день, объясняя нежелание переходить на новый стиль тем, что тогда нарушится устройство церковного года.

Как на Руси праздновали Рождество

И Рождество как маг, волшебник,

Как драгоценный талисман.

Здоровья, бодрость и веселье,

И счастье пусть подарит Вам.

На Руси Рождество начали отмечать в Х веке. Издавна это был тихий и спокойный праздник. Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и разгул - святки.

С песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями и разной нечистью, пугали детей и девушек, гадали. Для пущей убедительности делали из различных материалов страшные маски. Кстати, с XVI века святочные маски стали официально называться харями и рожами.

Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганчики, карусели, рынки, чайные и водочные палатки. Люди побогаче засиживались допоздна в ресторанах и кабаках. Купцы катались на тройках. Знатные вельможи устраивали балы. В деревнях святки отмечали всем миром, переходя из хаты в хату. Москвичи на Рождество отправлялись гулять в Петровский парк. Марьину рощу, Останкино, Сокольники.

Шумно праздновали Рождество и российские государи

Пётр Первый имел обыкновение потешаться святочными игрищами. В царских теремах все рядились, пели песни, гадали. Сам государь с многочисленной свитой объезжал дома знатных вельмож и бояр. При этом все должны были рьяно веселиться - кто имел "кислую мину", был бит батогами.

Елизавета Петровна святки справляла по старинным русским обычаям. Придворные должны были являться ко двору костюмированные, но без масок. Императрица и сама рядилась, а ещё государыня очень любила петь с девушками святочные песни.

Екатерина Великая уважала народные потехи и развлечения и частенько принимала в них участие. В Эрмитаже играли в жмурки, фанты, кошки-мышки, пели песни, а императрица лихо отплясывала с мужиками.

Богослужение на Рождество Христово

В V веке Анатолий, Патриарх Константинопольский, а в VII веке Соффоний и Андрей Иерусалимские, в VIII веке Иоанн Дамаскин, Козьма Маюмский, а также Герман, Патриарх Константинопольский для праздника Рождества Христова написали церковные песнопения, которые и использует нынешняя церковь. А также исполняется Рождественский кондак "Дева днесь...", написанный преподобным Романом Сладкопевцем.

Христос раждается - славите!

Христос с небес - срящите!

Христос на земли - возноситеся,

Пойте Господеви вся земля,

И с веселием воспойте, людие,

Яко прославися!

В храме совершается служение Божественной Литургии. Посреди храма, там, где обычно выставляется праздничная икона, стоит устроенная из еловых веточек, усыпанная звездочками пещерка. Не забыты и меньшие братья, свидетели Рождества: коровка и теленочек. Они тоже участвуют в торжестве. Может быть для того, чтобы лучше приблизиться к великой тайне? А для этого, по словам Христа, надо уподобиться детям.

Сам праздник - удивительно "детский", пожалуй, даже самый "детский" изо всех православных праздников. Посмотрите, как дети воспринимают Рождество! И все мы в этот день и накануне его - немного дети. Мы вместе наряжаем ёлочку - и сколько радости у всех!

Чтобы достойно подготовиться к празднику Христова Рождества, Церковь установила время подготовки - Рождественский пост. Во время всего поста следует воздерживаться от развлечений, пустой траты времени на удовольствия, от праздности - ведь настоящий праздник впереди.

Всё большее место в ежедневных богослужениях занимают песнопения, повествующие о Рождественских событиях, все строже становится пост. Последняя неделя перед Рождеством имеет своим прообразом Страстную седмицу. И трогательные, щемящие напевы Страстной положены в основу предрождественских песен.

Канун Рождества - Сочельник... Ожидание достигло своего апогея. В этот день Литургия соединяется с вечерней, которая знаменует собой начало следующего дня, ведь день церковный начинается с вечера. Следовательно, после торжественной Литургии и соединенной с ней вечерни, наступает время первого дня Рождества. Но пост пока не отменяется. В снедь нам предлагается особое предрождественское кушанье - "сочиво". Именно оно дало название кануну Рождества - Сочельнику. "Сочивом" называли на Руси сваренные с медом зерна пшеницы. И это не просто обычай. Как все, что освящено церковной традицией, трапеза сочельника имеет свое глубокое символическое значение. Мы поминаем сочивом Христа-Богочеловека, подобно волхвам, прозревая в Его Рождестве земной подвиг, смерть и Воскресение. Ведь зерно - это евангельский образ смерти и воскресения: "...аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает, аще же умрет, много плод сотворит...". В смерти Его - залог Его Воскресения и воскрешения нашего.

И в Рождестве мы видим прообраз Воскресения. И тут пещера, а ночь Рождества подобна ночи будущего Воскресения, ангел возвестил пастухам о рождении чудесного Младенца - и ангел благовествует женам-мироносицам о Воскресении Христа и даровании нам вечной жизни...

Еда на Рождество

Главным из ритуальных блюд у православных считается кутья, которую готовят в рождественский сочельник (6 января). Для приготовления этого блюда можно использовать вареные зерна злаковых - пшеницы, ячменя или риса. Вот типичный рецепт простой кутьи: 0,5 кг пшеничной крупы залить холодной водой и варить до размягчения. Воду слить, стакан меда развести 4 стаканами воды и залить пшеницу, кастрюлю с этой смесью поставить на огонь, довести до кипения и охладить. В более сложных рецептах в массу добавляют грецкие орехи, изюм и растертый мак.

Необходимо отметить, что истинно православные в праздничные дни обязаны соблюдать и определенные пищевые запреты - в период с 28 ноября до 6 января продолжается 40-дневный Рождественский пост. В эти дни по понедельникам, средам и пятницам не следует употреблять мясную и молочную пищу, яйца, рыбу и растительное масло. После 19 декабря (св. Никола) рыба разрешается только в субботу и воскресенье. Последние дни поста со 2 января по 6 января являются наиболее строгими, разрешена только простая растительная пища, и то только вечером. Строгий пост соблюдается, естественно, и в сочельник, когда есть можно только с появлением первой звезды и только сочиво (кутью). Первая звезда должна напоминать о той новозаветной звезде, которая указала путь волхвам в Вифлеем к недавно родившемуся Иисусу.

Как встречали Рождество на Руси?

Наши предки получили рождественское богослужение в Х веке почти уже в готовом виде из Константинополя. Примерно с конца XII века праздник стал предваряться сорокадневным постом, который иногда называется еще «Филиппов пост», потому что он начинается 28 ноября – сразу после празднования памяти апостола Филиппа.

У древних христиан был обычай строго поститься накануне великих праздников, чтобы почувствовать величие праздника, перед которым должны отступить даже самые естественные потребности человека в пище. Такой строгий однодневный пост по сей день сохраняется накануне праздников Рождества и Крещения и называется Навечерием или Сочельником от обычая вкушать вечером этого дня (после первой звезды) сочиво – вареную пшеницу с медом.

Почему именно после первой звезды? Никакого мистического смысла здесь искать не стоит. Просто первая звезда появляется на небе с наступлением темноты, то есть весь день христиане проводят в строгом посте, а вкусить сочиво можно только вечером. Но конечно, накануне Рождества хочется, чтобы даже самые малейшие церковные установления напоминали о наступающем торжестве. Потому и говорят о звезде.

От Рождества до Крещения следуют особые дни духовного торжества, которые на Руси называются святками. У славян-язычников на это время тоже приходился солнечный праздник. Начинался он в конце декабря и длился до первых чисел января. Это были дни «солоноворота», когда «солнце поворачивает на лето, а зима на мороз. Солнце наряжается в солнечный сарафан, кокошник, садится в телегу и едет в теплые страны», – так говорили наши далекие предки. Зима делается лютой, но конец ее уже виден, поэтому надо веселиться. Зиме пришел «карачун» – это день солнцеворота, то есть самый короткий день. С другой стороны, «Карачун» у славян – это злой дух, убивающий жизнь.

Видимо, древние славяне-язычники рассуждали так: солнце только что родилось, значит, оно слабенькое и зима может «задать ему карачун». Поэтому солнце является людям не в обычном своем виде, а в маске, переряженное. Отсюда берут начало маскарады. Можешь веселиться от души, но надень маску, чтобы злой дух не узнал тебя и не навредил. Кроме того, эти дни у язычников были связаны со множеством обрядов, игр, примет, гаданий, в основе своей имеющих одно желание – начать с благословенья богов новую жизнь, полную радости, счастья и довольства. Конечно, молодые люди имели здесь преимущество – у них ведь впереди будущее. Поэтому молодежи на святках отводилось первое место. Старшее поколение могло быть лишь «группой моральной поддержки».

Общее название этого веселья – колядование. Николай Карамзин считал, что Коляда у славян был богом пиршеств и мира. В словаре Даля сказано, что это слово происходит от латинского calendae (январь 1 – 6). Некоторые исследователи считают, что коляда происходит от санскритского «Kala» – созывать.

В Х веке Русь приняла крещение.

Как же поступить с языческими праздниками? В Западной Европе в этом смысле было проще: Церковь обращалась к государственной власти и та силой подавляла пережитки язычества. В России было по-другому. Церковь сама боролась с язычеством и, отнюдь не силовыми методами. Каким же образом? Она старалась наполнить старую форму новым содержанием.

Говоря о разнице мировоззрения Востока и Запада, Василий Розанов очень точно подметил, что на Западе средства спасения, употребляемые Церковью в отношении к заблуждающимся, по ее мнению, людям, носят характер причинный, отгоняющий от заблуждения. На Востоке же – характер целесообразный, привлекающий к истине. Именно поэтому Церковь никогда не давила на сознание людей внешней силой и не отменяла святки. Зато на основании старых появились новые традиции. Например, колядки стали обрядом хождения по домам в святочные дни так называемых «славильщиков или «христославов» с вертепом и со звездою. Они пели песни, посвященные Рождеству Христа.

Пришла Коляда
Накануне Рождества.
Мы ходили,
мы искали
Коляду святую…
Нашли Коляду
У Петрова-то двора…


Далее следовало прославление «Петрова двора», к кому пришли славильщики. За это они получали от Петра щедрое угощение. Конечно, с одной стороны, между христианскими и языческими колядками очень тонкая грань, которую можно незаметно перейти и начать славить вовсе не Христа, а иную духовную реальность… И Русская Церковь обращала на это внимание. Например, соответствующие предупреждения есть в решениях Стоглавого Собора 1551 года и в специальной грамоте царя Алексея Михайловича 1649 года: «ведомо учинилося», как по всей Москве «в повечерии Рождества Христова кличат многие люди Коляду и Усеня, а игрецы бесовские – скоморохи с домрами и с дудами, со медведи ходят; бабы всяко животно скотское и птичье пекут… Засим плясанье и пение производят». Царь запрещает все это, как «зело греховное». Стоглав укоряет христиан в том, что «во градех и селех творят еллинския (то есть языческие. – Р.М.) беснования, игры, плясание против праздника Рождества Христова и в нощи, славя Коляду…».

Но с другой стороны, если люди не переходят эту грань, если они радуются рождению Христа и славят Его, как может Церковь запретить это? Напротив, следуя словам апостола Павла «всегда радуйтесь», она будет радоваться в святочные дни вместе с теми, кто обрел Христа. Другое дело, что бывают разные уровни радости и ее выражения. И чем глубже радость, тем она тише, тем сильнее заботится человек о том, чтобы ее не потерять.

Что же касается гаданий, то Церковь не раз высказывалась против этой языческой традиции, хотя существует устойчивое мнение, будто бы на святках Церковь гадания благословляет. Конечно, в новогодние дни человеку хочется заглянуть в свое будущее, хочется узнать, «что день грядущий нам готовит». Но христиане ведь не случайно выражают свое религиозное мировоззрение не словом «знание», а словом «вера». Оно предполагает, что человек всегда свободен в своей духовной жизни. А гадание нарушает свободу, потому что люди пытаются взять за шиворот духовный мир и вытрясти из него нужную информацию, сделать ее предметом знания, а не веры. Человек попадает в зависимость от того, что он видит на звездном небе или в кофейной гуще. И здесь уже нет места для свободного решения. Но Бог только там, где свобода. Это выразилось в том, что Он родился не в римском императорском дворце, не в палатах царя Ирода и даже не в доме иудейского Первосвященника. Он появился на свет в пещере, где в непогоду прячут животных. Его Рождество не сопровождалось громом и молниями. Бог предоставил человеческому сердцу свободу верить.

Факт № 1. С временем празднования Нового года на Руси многие столетия был полный разнобойВ стародавние времена с датой празднования главного зимнего праздника были полный разброд и шатание. Древние славяне-землепашцы считали первым днем нового года 1 марта, когда начинались работы на полях после зимы. По другим источниках, это было 22 марта - день весеннего равноденствия. А предки-язычники, считавшие своим божеством злобного морозного колдуна Трескуна (Карачуна), с которым им удалось «подружиться» лишь благодаря хитрости, отмечали Новый год в самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы - на «зимний солнцеворот». В 988 году, после введения князем Владимиром Святославичем христианства на Руси, был принят и византийский календарь. Празднование Нового года было перенесено на 1 сентября - время, когда урожай уже был собран, все сельскохозяйственные работы завершены - и можно было начинать новый жизненный цикл. С тех пор на Руси параллельно существовали два праздника: по-старому - весной и по-новому - осенью. Разногласия продолжались до ХV века, тогда указом царя Ивана III официальной датой празднования Нового года на Руси стало 1 сентября и для церкви, и для мирских людей. Факт № 2. Дату главного зимнего праздника в России ввел император Петр IТолько в 1699 году Петр I своим указом повелел считать отсчет Нового года с 31 декабря на 1 января 1700 года. Молодой царь внедрял европейские обычаи, так что дома в праздничную ночь по его велению были украшены сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями по образцам, выставленным в Гостином дворе - так, как это исстари делали в Голландии. Петр I считал, что 1700-й - это начало нового столетия. В исторических документах зафиксировано, что в первую «петровскую» новогоднюю ночь на Красной площади был устроен грандиозный фейерверк, пушечные и ружейные салюты, москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов. Бояре и служивые люди было облачены в венгерские кафтаны, а женщины - в нарядные иноземные платья. Отметили новый праздник, как говорится, по «полной программе». Бурные торжества продолжались вплоть до 6 января и окончились крестным ходом на Иордань. Вопреки обычаю русский император не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом. Факт № 3. Морозные январские дни были для русских людей ярким и ожидаемым праздником Испокон веков Рождество Христово считалось праздником милосердия и доброты, призывавшим заботиться о немощных и нуждающихся. В нашей стране этот праздник берет начало с Крещения Руси князем Владимиром в 988 году. В праздничные дни, начинавшиеся 7 января по григорианскому календарю, в русских городах устраивались благотворительные аукционы и балы, организовывались праздничные столы с «государевыми» пирожками, кренделями и графинчиками с «горькой» для нищего люда, дарились подарки больным и сиротам. А в морозные зимние деньки от Рождества до Крещения (19 января), именуемые святками, праздничная трапеза чередовалась с бурным весельем. Устраивали катания с гор на санях и ледянках, игры в снежки, кулачные драки, колядки. Название этой древнерусской забавы происходит от имени языческого божка пиршеств и мира Коляды. Колядовать на Древней Руси любили и молодежь, и старики. Вечерами, облачаясь в звериные шкуры или смешные наряды, толпа отправлялась по домам за угощениями и деньгами. Если скупые хозяева пытались отделаться от навязчивых визитеров парой баранок или конфет, то острые языки сыпали недобрыми пожеланиями - «на двор чертей, а в огород - червей» или собрать урожай пшеницы «сплошь с пустыми колосками». И чтобы гости свои страшные слова забрали, их нужно было щедро одарить. Факт № 4. В праздничные дни любили и погадать - святочные гадания считались самыми правдивымиОсобое место в эти дни занимали святочные гадания. Как и сейчас, девушки мечтали заполучить завидного жениха. «Хочу суженого - красавца писаного и щеголя, кудри длинные, сапожки высокие сафьяновые, рубаха красная, кушак золотой», - читали они старинный заговор. В дни святок девушки гадали, разложив на полу у печки пшеничные зерна. В дом приносили черного петуха. Считалось, что если петушок склюет все зерна, то жених наверняка вскоре объявится. А если «вещая» птица от угощения откажется, то суженого в Новом году ждать не стоит. Особой популярностью пользовались восковые гадания - растопленный воск наливали в таз с водой, а затем рассматривали получившиеся фигурки: сердечко - к «амурным делам», вилы - к ссоре, медальон - к богатству, а бублик - к безденежью. Факт № 5. В начале ХХ века Новой год, Рождество и Дед Мороз оказались в России под запретомВ начале ХХ века Российская империя переживала очень тяжелые времена. В 1914 году, во время Первой Мировой войны, правительство царской России запретило все новогодние торжества - елки, Новый год, Рождество Христово и даже Деда Мороза. Считалось, что эти праздничные традиции переняты у немцев, которые в то время были врагами. После прихода к власти большевиков в конце октября 1917-го зимние праздники то возвращали, то запрещали, а в 1929 году 1 января и вовсе сделали рабочим днем. Однако в 1935-м Новый год, Рождество, праздничные елки и Дед Мороз в Советском Союзе были реабилитированы. Новый год был признан светским праздником, а Рождество оставлено церкви, отделенной от государства. Статус выходного дня Рождество получило лишь в 1991 году, уже после развала СССР. А вот Старый Новый год в России впервые отметили 14 января 1919 года. В 1918 году по решению Совета Народных Комиссаров был утвержден «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря». Связано это было с тем, что европейские страны давно жили по григорианскому календарю, названному так в честь Папой Римского Григория XIII, а Россия - по юлианскому (от имени Юлия Цезаря). С тех пор у русских людей установился обычай праздновать Старый Новый год в ночь с 13 на 14 января, и тем самым отмечать любимый зимний праздник еще раз.