Развитие инициативности детей изобразительная деятельность. Материалы методического объединения воспитателей «фгос дошкольного образования

Презентация: Развитие познавательной инициативы детей раннего возраста в изобразительной деятельности 

Развитие детской инициативы одна из актуальных тем на сегодняшний день, а поскольку у детей очень развит интерес познать что-то новое мы решили посмотреть как можно развивать инициативу у детей в раннего возраста в изобразительной деятельности.

Одно из условий развёртывания детьми самостоятельной деятельности - оснащение групп нужным оборудованием и пособиями, удобное их расположение

В уголке творчества мы собрали различные средства художественной деятельности и материалы, в том числе и нетрадиционные:

*широко представлены изобразительные и пластические материалы знакомые детям;

*бумага разного цвета, формата, фактуры;

*аппликативный материал (клей, ножницы, линейки и т. д.);

*трафареты, силуэты;

* дидактический материал, образцы, схемы и т. д.

Первоначальные ростки творчества появляются у детей на занятиях, если для этого созданы необходимые условия. Очень важно доверять ребенку те задания, которые ему по силам и которые он в своем раннем возрасте выполняет охотно.

С помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности, поэтому целесообразно организовывать работу с детьми с применением нетрадиционных способов.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. А главное то, что нетрадиционная техника играет важную роль в общем психологическом развитии ребенка.

Для того чтобы завлечь ребенка обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, желание помочь. Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам изобразительной деятельности и, дать понятие о разных техниках изображения. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Малыши воспринимают занятия изодеятельностью как новый, необычный и интересный опыт.

Маленького ребёнка поначалу мало интересует результат, ему интересен сам процесс. Тем не менее, даже такой карапуз уже способен по-своему оценить прекрасное и готов создавать собственное произведение искусства.

Так для детей раннего возраста подходит пальцевая живопись.

Терапевтический эффект пальцевой живописи наблюдается не только в момент создания, но и в последующем, являясь мощной позитивной доминантой. Как заверяют психологи, у ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти, зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей.

Существует несколько приемов рисования в технике пальцевой живописи: рисование, пальчиком возможно на песке, манке, пальчиковыми красками одни из первых наших работ были «Цветы на окне», «Листопад».

Рисование ладошкой вызываем не менее яркие эмоции у детей, так с помощью волшебных ладоней были созданы следующие работы «Аквариум», «Золотой петушок», «До свидания лето»

С удивлением и восторгом дети воспринимают такую технику, как проступающий рисунок. Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов.

Раскрывать изобразительные возможности тех или иных материалов, их многообразие и варианты комбинирования следует постепенно, но так, чтобы у ребенка по возможности возникало ощущение встречи с чудом. Это повышает интерес ребят к процессу изобразительной деятельности и его результатам. Одна из таких работ «Природные явления»

Рисования штампами, нравится всем без исключения детям и даже взрослым.

Рисуя этим способом, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется ИНТЕРЕС, а вместе с тем и ЖЕЛАНИЕ рисовать

Рисование штампами способствует развитию у детей:

Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

Внимания и усидчивости;

Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

Ватными палочками «Любимая игрушка»

Яблоками «Компот»

Фигурными штампами «Бусы для мамы»

Поролоновыми штампами «Цветок желаний»

Аппликация из песка из цветного песка Работать с песком одно удовольствие, а готовые картины получаются просто шикарными. Детям любого возраста нравится возиться с песком: сыпать его, выбирать цвета, разравнивать, а главное стряхивать. развивать чувство цвета, творчество, фантазию, мелкую моторику пальцев рук, «Елочка красавица», «Фрукты»

Накладная аппликация способствует развитию творчества, созданию образа из готовых деталей, развивает эстетическое восприятие, творческие способности, аккуратность «Платье для матрешки», «Божьи коровки» аппликация с элементами конструирования

Мозаика успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы «Весна», «на лужайке»

Обрывная аппликация Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной,»«Утята на прогулке», «Кораблик для Зайчика»

Формируя у детей умение, самостоятельно работать, творить, думать, фантазировать мы способствуем тому, что жизнь ребёнка становится более интересной, содержательной, насыщенной. Очень хочется, чтобы наши дети смотрели и видели мир глазами творца и созидателя.

которые питает источник творческой мысли.

В.А. Сухомлинский

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Согласно пункту 2.4 ФГОС ДО, образовательная программа дошкольного образования должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности .

По данным ученых (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев), изобразительная деятельность в дошкольном возрасте является наиболее эффективной для развития инициативы и творческих способностей детей. Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе самого ребенка, выражает его интересы, склонности, а самое главное, способствует проявлению его способностей.

Развивать творческую способность и инициативность дошкольников нужно с раннего возраста, когда они самостоятельно берутся за карандаши и краски. Успешное развитие детского изобразительного творчества зависит от целого ряда условий. Главное из них – целенаправленное обучающее воздействие педагога, организующего деятельность детей, систематическое и последовательное развитие восприятия, представлений, на основе которых формируется воображение; обучение изобразительным умениям и навыкам; умение педагогов и родителей «читать» рисунки детей и их оценивать. Для развития детского творчества и овладения детьми изобразительной деятельностью нужно учитывать интересы детей, использовать разнообразные формы организации (индивидуальные и коллективные) и темы занятий. Очень важно создание доброжелательной обстановки на занятиях .

Занятия по рисованию, лепке и аппликации являются частью многогранной работы детского сада, поэтому изобразительная деятельность должна быть тесно связана со всеми сторонами образовательной (музыкальные занятия, знакомство с окружающим миром, игры, чтение книг и др.) и воспитательной деятельностью, в процессе которой дошкольники получают разнообразные знания и впечатления. Для изображения важно выбирать самые яркие явления из жизни дошкольников, чтобы предлагаемая тема была им знакома, вызывала интерес, положительный эмоциональный настрой, желание лепить, рисовать, вырезать или наклеивать.

Особое значение имеет взаимосвязь изобразительной деятельности с игровой. Эта взаимосвязь диктуется, с одной стороны, общностью, которая есть между двумя видами деятельности (отражение впечатлений окружающей жизни); с другой стороны – спецификой изобразительной деятельности, стремлением детей обыгрывать предметы и изображения (часто, нарисовав или вылепив предмет, дети начинают играть с ним). Исходя из этого положения, целесообразно использовать различные формы связи с игрой: предлагать дошкольникам создавать продукты творчества, которые затем могут быть использованы в игре, вводить в занятие игровые ситуации, игровые приемы обучения, предлагать дошкольникам отражать в своих работах образы детских игр .

На занятиях лучше не использовать образец воспитателя, так как дети не будут проявлять самостоятельность, а просто копируют с образца. Важно дать детям самостоятельно решать детали. Можно показать несколько приемов решения одной задачи, а дети должны проявить инициативу при выборе подходящей для своего решения темы. Особенно интересно и познавательно для детей любого возраста будет использование нетрадиционных материалов и техник. А для этого необходимо дать ребенку практические умения и навыки и еще предоставлять ему право проявлять самостоятельность, ведь они очень любят экспериментировать, создавать что-то новое и уникальное по-своему. И ни в каком случае нельзя критиковать работу ребенка.

Таким образом, чем разнообразнее будут условия, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться творческие способности детей. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества, т.е. состояние детей, когда разбужены их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. При этом каждый ребенок чувствует себя свободно, раскрепощено, комфортно.

Наталья Цыряпкина
Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Развитие самостоятельности и активности - важная задача воспитания детей дошкольного возраста . Именно в этот период ребенок в своих действиях и поступках активно и настойчиво проявляет стремление к самостоятельности . Актуальность проблемы развития самостоятельности у младших дошкольников связана с определенными перекосами в воспитании детей . Исследования, проведенные в последнее время, свидетельствуют о том , что детям свойственен инфантилизм и синдром беспомощности, так как взрослые не предоставляют детям свободу выбора и не создают условия для развития самостоятельности . Промедление в развитии самостоятельности приводит к появлению детских капризов, упрямства, вредной привычки постоянно надеяться на помощь окружающих.

Вместе с тем, развитая самостоятельность и активность обеспечивает формирование эмоционально-положительного настроя ребенка в коллективе, уравновешенность его поведения, активность во взаимоотношениях со сверстниками. Своевременное развитие самостоятельности у младших дошкольников является необходимой предпосылкой для проявления ими активной взаимопомощи, заботы об окружающих, бережного отношения к вещам.

Для решения этой задачи, каждый педагог подбирает наиболее оптимальные методы и приемы в своей работе.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности .

Что означает понятие инициативность и самостоятельность ?

Самостоятельность - работа , совершаемая собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи.

Инициатива – первичный признак самостоятельности , показывающий независимость от посторонних влияний самого источника возникновения конкретного действия.

Для самостоятельной деятельности дошкольника характерны умение действовать по собственной инициативе , как в знакомых, так и в новых условиях; ставить перед собой цель и планировать результат; способность выполнять необходимые для достижения цели действия без помощи взрослых; наличие самоконтроля и самооценки .

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности .

Изобразительная деятельность - одна из любимых детьми в свободное время и является одним из важных видов детской деятельности , в которой можно успешно сформировать эти качества. Но, чтобы ребенок стал инициативным , самостоятельным и творческим человеком в процессе , необходимо сформировать у него определенные технические навыки и умения.

Проанализировав работы детей , выполненные в свободное время, я увидела, что они носят репродуктивный характер : дети в своих работах применяют только те навыки и умения, которые приобрели на занятиях, не проявляя творчества и фантазии. Работы по тематике и способу изображения сходны с темами занятий. Учитывая это, я поставила перед собой цель : развитие инициативы и самостоятельности у детей в изобразительной деятельности .

Для достижения поставленной цели определила следующие задачи :

Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;

Совершенствовать навыки работы с различными изобразительными материалами ;

Содействовать развитию умений у детей самостоятельно поставить цель , отобрать для этого необходимый материал и инструменты в Центре творчества, определить последовательность, способы и приемы выполнения работы, адекватно оценить полученный результат, при необходимости скорректировать его.

Занятия изобразительной деятельностью интересны и привлекательны дошкольникам занимательностью содержания, направленностью на результат.

Самостоятельная изобразительная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей. Желание самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность.

Для развития инициативы и самостоятельности у детей в изобразительной деятельности служит созданная в группе развивающая предметно-пространственная среда, в которой каждый ребенок может заниматься любимым делом.

В Центре творчества, я собрала различные средства художественной деятельности и материалы такие как традиционные, так и нетрадиционные : краски с блестками, мелки, карандаши, палитры, зубочистки, печатки, ватные палочки, трубочки для раздувания, разнообразная бумага (газетная, обёрточная, картон, чертёжная, цветная, тонированная, трафареты для рисования, поролон, вата, губка и другие средства для художественной деятельности .

Это позволяет ребенку самостоятельно выбрать заинтересовавший его материал и сотворить вот такие яркие и запоминающиеся работы, которые можно использовать в интерьере детского сада и в интерьере собственной комнаты или квартиры, в которой ребенок проживает.

В своей работе придерживаюсь принципов новизны и динамичности, т. е. стараюсь регулярно пополнять содержание Центра творчества новыми художественными материалами, наглядными пособиями : интересные книги иллюстрированные художниками, раскраски, фотографии, игры – мастерилки, чтобы детям не было скучно, а интересно. Регулярно осуществляю сменяемость материалов.

Чтобы вызвать интерес к изобразительной деятельности , расширила представления детей о различных техниках и приемах в творчестве, познакомила с использованием нетрадиционных материалов при изготовлении работ. Например, рисовать можно не только кисточкой, но и пальцем, губкой, палочкой, бумажной салфеткой и т. д. При изготовлении аппликации использовать не только бумагу, но и пуговицы, бусинки, природный материал, поролон и т. д. Лепить можно не только из пластилина, но, например, из теста. Всё это помогает развивать творческие способности, ум, речь, воспитывает эстетический вкус.

Использование нетрадиционных методик очень привлекательно для детей , так как оно открывает большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом .

Стремясь сформировать потребность в самостоятельном творчестве у детей , тщательно продумываю организацию различных форм изобразительной деятельности (создание коллективных работ, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр и т. д.). Подбираю интересные для детей темы : «Золотая осень» , «Новый год» , «Бабочки» , «Аквариум» и т. д. Всё это дает толчок детскому воображению, заставляет ребенка творчески мыслить.

Такая работа развивает у детей самостоятельность , уверенность в своих силах, побуждает к проявлению инициативы , проведению самостоятельных исследований , созданию новых творческих работ.

Во время работы я отношусь ко всем детям благосклонно, подбадриваю их, одобряю. Если работа имеет не законченный или небрежный вид, не говорю об этом сама, а стараюсь чтобы в процессе самоанализа работы ребенок увидел и понял, как можно закончить или преобразить свою работу. В каждой из них стараюсь отметить что-нибудь хорошее. Не даю детям образцов в качестве примера, не делаю акцент на том, что должно получиться, не подгоняю, не вывешиваю только лучшие работы, не сравниваю их, чтобы не развивать чувство соперничества, так как это мешает нормальным отношениям между детьми.

В работе использую различные методы и приемы : информационно-рецептивный (рассматривание, наблюдение, образец и показ взрослого) ; репродуктивный - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей ; эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т. е. предлагаю ребёнку выполнить часть работы самостоятельно ; исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности , но и фантазии и творчества.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии активизирую внимание дошкольника , побуждаю его к деятельности при помощи дополнительных стимулов :

Игра, которая является основным видом деятельности детей ;

Сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми.

Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются разнообразные выставки детского рисунка. Выставка - очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает степень мастерства других детей . Отчетные выставки проходят один раз в квартал.

Будучи убежденной, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями выстроила на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сблизила их с детьми, и позволило открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.

Провела родительские собрания на тему : «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста », «Развиваем вместе творческое начало в ребенке» ; консультации : «Как часто вы рисуете с ребенком» , «Использование нетрадиционных способов в изобразительной деятельности », «Развитие изобразительной деятельности детей в семье »; оформила папки – передвижки : «Как воспитывать инициативу у ребенка » , «Самостоятельность ребенка . Её границы» , провела мастер-класс «Опускаем руки в краску» , на котором родители вместе с детьми создавали совместные работы.

В группе постоянно устраиваю выставки детских работ для детей и для родителей . Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей , когда видят на выставке детские работы. Постоянно провожу выставки совместных работ родителей и детей .

В результате работа с родителями вышла на более высокий уровень. Это проявляется в заинтересованности данной деятельностью , что выражается в желании принимать участия не только в выставках совместного творчества с детьми на районном уровне, но также на краевом и Всероссийском.

В результате проделанной мной работы у детей повысился интерес к самостоятельной изобразительной деятельности . На занятиях и в самостоятельной деятельности дети стали более самостоятельными и активными в доведении работы до конца, в выборе необходимых изобразительных материалов и инструментов для достижения результата. Тематика детских работ стала более разнообразной и отличается выразительностью и оригинальностью.

Заканчивая год с детьми средней группы, я наметила перспективу работы на следующий учебный год :

Продолжить работу по развитию инициативы и самостоятельности у детей в различных видах деятельности ;

Пройти курсы повышения квалификации по созданию условий для развития инициативы и самостоятельности у дошкольников .

Подводя итог проделанной работы можно сказать, что такую черту личности ребёнка как самостоятельность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста .

Я считаю, себя творческим воспитателем и стараюсь жить и работать по принципу : «Если хочешь воспитать в детях самостоятельность , смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».

Список использованной литературы :

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М., 2014 г.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования .

4. Виноградова Н. А., Гайнуллова Ф. С. Предметно-развивающая среда детского сада . / Под ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

5. Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников . Программа «Ребенок – педагог – родитель» /А. В. Дронь, О. Л. Данилюк. – СПБ : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» ,2012.

6. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество . Пособие для воспитателя дет. сада / Т. Г. Казакова. - М.: Просвещение, 2012 г.

7. Ковалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ : Пособие для воспитателей/Л. М. Ковалицкая. - М.: Аркти, 2010 г.

8. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 2002 г.

9. Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей . // Д. в. 2004.- №8.

Ушаков Д.Н.

Нынешние ориентиры модернизации системы российского образования – доступность, качество и эффективность – предъявляют повышенные требования к дошкольному образованию.

Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ культурно целесообразного поведения, здорового образа жизни. Поэтому разработка стратегии развития дошкольных образовательных услуг в ДОУ – является актуальной и важной задачей на данный момент времени.

В условиях реализации Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования задача по воспитанию личности инициативной, самостоятельной, творческой, является одной из приоритетной.

Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества (Александр Владимирович Запорожец, Александр Григорьевич Ковалев, Алексей Николаевич Леонтьев, Анна Александровна Люблинская). По данным ученых изобразительная деятельность в дошкольном возрасте является наиболее эффективной для развития инициативы и самостоятельности детей. Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе самого ребенка, выражает его интересы, склонности, а самое главное, способствует проявлению его способностей. Самостоятельная художественно-творческая деятельность способствует развитию самостоятельности, инициативы, активности, творческих проявлений, интереса к собственной художественной деятельности.

Основными видами изобразительной деятельности дошкольников являются рисование, аппликация, конструирование, лепка и ручной труд. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним. Использование различных видов изобразительной деятельности дает ребенку широкую возможность в проявлении своих творческих задатков, в формировании личности инициативной, самостоятельной, индивидуальной.

Так в рисовании, работая по тематическому блоку «Пейзаж», рассматривание пейзажей с детьми начинаем уже с младшего дошкольного возраста. У детей возникает желание рисовать и они воплощают свои эмоции от увиденного и пережитого в свои первые пейзажи, так появляются пейзажные этюды: « Почки и листочки», «Дождик, дождик:кап-кап-кап!», «Ветер», «Вьюга-завируха», «Ненастье» и др. Дети уже в младшем дошкольном возрасте проявляют самостоятельность в выборе разного материала и проявляют инициативу в изображении элементов пейзажной живописи. Потребность в самостоятельности возникает у малыша очень рано, важно не пропустить этот момент, помочь ребёнку проявить свою индивидуальность, предоставить ему выбор и помочь раскрыть то, что заложено в каждом малыше природой. У детей старшего дошкольного возраста индивидуальность в изображении пейзажа проявляется более ярко. Каждый ребенок по своему видит изменения в природе, ощущает красоту и неповторимость природы в разное время года и отражает это в своей работе. Так дети старшего дошкольного возраста изображают природу в переходных сезонных состояниях: начало осени, золотая осень, поздняя осень. Проявляется индивидуальность и в выразительных средствах живописи-колорите, композиции, рисунке. Один ребенок изображает зиму белоснежную, а у другого зима в фиолетовых оттенках. Индивидуальность проявляется и в построении композиции.Для поддержки детской инициативы и самостоятельности используем прием незавершенных композиций, экспериментирование с цветом, где дети самостоятельно смешивают краски и находят нужный оттенок, выбирают фон и материал для передачи образа. Детская самостоятельность и инициатива поддерживается через коллективные композиции, где дети выбирают партнера, работают в паре, подгруппе.

В детских работах можно увидеть, какой дует ветер, как летят и кружатся осенние листья, несет их легкий прохладный ветерок или пронзительный злой северный ветер. Своим работам дети самостоятельно придумывают названия «Ласковое утро», «Грозный вихрь», «Северное сияние» и др. Результатом проведенной работы по ознакомлению дошкольников с пейзажной живописью стала выставка детских работ «Красивые уголки нашего города». В своих работах дети проявили индивидуальный почерк, самостоятельность при выборе сюжета, материалов и средств, способность к интерпретации художественных образов. Не случаен и выбор сюжета, каждый ребенок изображает свой любимый уголок города, а значит, у него зарождаются любовь и чувство патриотизма к своему родному краю.Каждый вид изобразительной деятельности наряду с общим эстетическим воздействием оказывает специфическое влияние на ребенка. Как показывает опыт работы педагогов нашего детского сада применение в аппликации нетрадиционных техник способствует не только развитию художественного воображения и эстетического вкуса, творческого мышления, пространственного восприятия, но и развитию детской инициативы и самостоятельности. Мы используем разные виды аппликации, которые различаются по форме (объемные, плоские), цвету (одноцветные, двуцветные) и тематике (предметная, декоративная, сюжетная). Для их создания мы используем цветную бумагу, пластилин, ткань, солому. Дети с удовольствием используют в сочетании с аппликацией технику оригами. В качестве необычных материалов для аппликации используем клейкие модули: клейкие листочки и клейкие ленты, бумажную мозайку. Дети с помощью цветочков, стрелочек, звездочек оформляют как объемные, так и плоские аппликации, тематические открытки, настенные панно. Работа с необычным материалом позволяет дошкольникам проявлять фантазию, креативность, творческий подход, учит мыслить нестандартно.

Лепка вызывает интерес практически у детей всех возрастов. Педагоги нашего ДОУ используют различный материал: пластилин, тесто, гипс, глину и различные техники работы с данными материалами.Нетрадиционная техника работы с пластилином «Пластилинография» активно используется в практике работы нашего ДОУ. («Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Темы близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства. Дети с удовольствием самостоятельно придумывают новые, интересные темы для картин. Первые успехи обязательно вызовут у детей желание создавать композиции в собственном, самостоятельном творчестве, проявлять инициативу, индивидуальность, так как эта техника является необычной, привлекающей к себе внимание и интерес. В своей работе используем такие виды пластилинографии как обратная пластилинография, пластилиновая мозайка, модульная пластилинография. Детям предоставляется большой выбор разнообразного пластилина. В пластилинографии используем те же приемы, что и в лепке: придавливание, примазывание, сглаживание, сплющивание. Цвета легко смешиваются между собой и получаются дополнительные оттенки, что помогает ребенку развить цветоощущение. Родители, посетив выставку объемных картин в детском саду активно откликнулись и посетили мастер-классы, где вместе с детьми создавали пластилиновые шедевры. Многие из родителей создали свои уголки творчества в домашних условиях, что привело к проявлению самостоятельности в творчестве детей. Системность и поэтапность в работе с пластилином при создании объемных картин позволяет детям проявить оригинальность, самостоятельно довести дело до завершенного конца.

Предлагаем вашему вниманию мастер-класс на тему «Пластилинография»

Данный мастер – класс может быть полезен родителям, воспитателям и учителям в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель: развитие самостоятельности, инициативы, индивидуальности посредством пластилинографии.
Материал для работы: пластилин; цветной картон; маркеры; стержни от шариковой ручки; стека; фоторамки.

Выберите себе незавершенные композиции, по желанию вы можете нанести свой рисунок: предмет, цветок, гриб, бабочку и пластилин. В данном случае мы предоставляем большой выбор пластилина. Сейчас я расскажу о нескольких видах пластилинографии, а вы сами выберите себе тот вид, который вам больше всего понравился.

1. Обратная пластилинографии – изображение лепной картины с обратной стороны прозрачной поверхности или витражная.

Данный вид пластилинографии используется на стекле, изображение получается с другой стороны, поэтому называется обратная пластилинография. Т.к. на стекле детям дошкольного возраста работать нельзя, можно использовать пластик или оргстекло.

При обратной пластилинографии поверхность для работы нужно предварительно тщательно вымыть с мылом или моющим средством для стекла. Перенесите рисунок на поверхность при помощи маркера или витражного контура, а затем заполните элементы рисунка пластилином. Для этого нужно подобрать по размерам кусочек пластилина и хорошо размять его в руках, а затем размазать по стеклу. Размазывать можно пальцами или стеком, тщательно придавливая его к поверхности, чтобы получился тонкий слой. Новый цвет нужно наносить последовательно и отдельно. По контуру полученную работу можно оклеить полосками, чтобы получилась аккуратная рамка, или вставить в готовую рамку.

2. Модульная пластилинографии – изображение лепной картины с использованием различных элементов -валиков, шариков, косичек, дисков.

Данная техника более сложная, так как необходимо владение всеми приемами лепки. Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона и заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав краям нужную форму при помощи стеки.

3. Мозаичная пластилинографии – изображение лепной картины с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.

Такая техника наиболее простая, так как элементы все одинаковые – пластилиновые шарики. Необходимо лишь красиво сочетать цвета и аккуратно заполнить пространство, не выходя за контур. Вы можете приступить к работе и выбрать любую технику пластилинографии.

Пока наши коллеги работают, я расскажу о других видах пластилинографии.

Существует еще несколько видов пластилинографии.

3. Прямая пластилинографии – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.

В данной технике работы работают в основном все дети, начиная с раннего возраста. Для раннего возраста можно подготовить контурный рисунок более простой, без мелких деталей, а в старшем возрасте дети могут нанести самостоятельно более сложные композиции, с мелкими деталями. Рисунок заполняется более мягким пластилином, например восковым. Он хорошо размазывается и прекрасно смешивается. Такую технику нужно выполнять выполнять на листе плотного картона, но в таком случае необходимо предварительно оклеить поверхность скотчем. Размазывать пластилин по картону лучше всего руками, так как материал под давлением ложится ровным слоем на поверхность, таким образом достигается эффект мазка масляными красками.

4. Контурная пластилинографии –изображение предмета при помощи жгутиков.

Данная техника больше походит для старшего возраста, так как требует усидчивости и кропотливой работы. Контурный рисунок заполняется жгутиками, которые предварительно раскатываются самим ребенком или заранее готовятся воспитателем. Для этого необходимо поместить пластилин в шприц, а шприц поместить в горячую воду, чтобы пластилин подтаял. Через 2-3 минуты можно выдавливать пластилин, так можно подготовить совершенно одинаковые жгутики, которыми впоследствии заполняется пространство.

5. Многослойная пластилинография – объемное изображение лепной картины с последовательным нанесением нескольких слоев . Преимущества данной техники в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет. Такая техника подходит для изображения неба, гор, лес и других пейзажных сюжетов, когда один слой сверху закрывается другим. Некоторые детали пластилиновой картины могут иметь сложный контур. В таком случае нужно наложить пластилиновую лепешку и удалить излишек пластилина при помощи стеки.

Если в картине представлены элементы, которые трудно вылепить, то их повторяют тонким слоем пластилина на бумаге, вырезают ножницами и прилепляют на основу с помощью тонких пластилиновых валиков, таким образом добиваясь 3-Д эффекта.

6. Фактурная пластилинография-изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности с более выпуклым изображением (барельеф, горельеф, контррельеф)


Подписи к слайдам:

Пластилинография Воспитатель: Скиба О.А.

Что такое « Пластилинография »? Пластилинография - это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.

Что такое пластилин? Пластилин (итал. plastilina, от др.-греч. πλαστός - лепной) - материал для лепки. Изготавливается из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, сала и красителей. Служит для выполнения различных фигур и изображений.

Материалы, используемые в пластилинографии Пластилин (разных цветов). Пластиковые дощечки для выполнения работ. Стеки. Картон (однотонный и цветной),желательно плотный. Можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево, стекло, пластик. Бросовый материал - для создания игровых фантазийных изображений: бумага разной фактуры, фантики от конфет, семечки, зернышки, пуговицы, пластиковые ёмкости и т.д.

Шариковый пластилин Плавающий пластилин Масса для лепки

совершенствовать зрительное восприятие. способствовать познавательно-творческому и сенсомоторному развитию: развивать восприятие формы, фактуры, цвета, веса, пластичности материала; развивать мелкую моторику кисти руки, синхронизацию действий обеих рук; развивать фантазию, воображение, пространственное мышление; формировать эмоционально-волевую сферу детей, развивать навыки самоконтроля за выполняемыми действиями. способствовать социализации детей: развития у них трудовых навыков планирования работы по реализации замысла, умения предвидеть результат и достигать его, при необходимости - вносить коррективы в первоначальный замысел. Задачи:

Прямая пластилинография-изображение картины на горизонтальной поверхности Обратная -изображение с другой стороны(витражная)

Контурная пластилинография-изображение картины по контуру, с помощью жгутиков Многослойная- нанесение пластилина несколькими слоями

Модульная пластилинография-нанесение множества готовых элементов Мозаичная –нанесение одинаковых элементов(шариков)

Фактурная –более выпуклое изображение (рельеф, барельеф)

* Можно закрашивать шаблон пластилином; * процарапывать зубочисткой рисунок на слое пластилина; * лепить объёмную картину – барельеф; * делать пластилиновую картину. Иногда для лепки удобно использовать готовые прочные формы – баночки, бутылочки, пластмассовые яйца, коробочки. Они служат прочной и удобной основой. А также позволяют избежать лишней работы. Лепка по форме Рисование пластилином

Когда образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название).Этим способом начинают лепить уже в 2-3 года(пирамидка. бусы. Заборчик, колодец) Объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Называют пластическим или лепка из целого куска, когда ребёнок моделирует форму – основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, сминает, прищипывает там, где нужно: сверху, по бокам, снизу. Конструктивный способ Скульптурный способ Комбинированный способ Техника лепки – разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.

Раскатывание Скатывание Оттягивание Сплющивание Вдавливание Загибание Оформление работы

«Азбука лепки» - приём скатывания формы шара: играем с пластилином в «Волшебный колобок» Слегка вытянуть с обеих сторон и раскатать овоид или эллипс- воздушный шарик, дыня. Оттянуть с одной стороны- груша, матрёшка. Сплющить между ладонями в диск-колесо, лепёшка. Раскатать в конус - мороженое, пирамида. Сплющить с одной стороны в полусферу- пряники, жуки. Сделать углубление пальцами или карандашом - шляпка гриба, чашка, ваза.

«Азбука лепки» - приём раскатывания формы цилиндра: играем с «колбаской» Совместно с детьми, выполняем движения ладонями рук вперед - назад (до получения детали нужной формы и размера) с одновременным проговариванием следующего текста: «Едет, едет паровоз – две трубы и 100 колес: « Чух, чух, чух, чух, чух! » (особенно актуально на начальном этапе освоения основных формообразующих движений).

1 этап Зрительно-тактильное обследование предмета- определение особенностей его строения: частей и деталей, из которых он состоит.

Зарисовка изображения, определение количества пластилина 2 этап

3 этап Непосредственное создание пластилинографи-ческого изображения, используя приёмы «Азбуки лепки» и производные от них приемы техники пластилинографии.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Чтобы была завершённость занятия, обязательно подводится краткий итог Самостоятельная оценка работы с помощью: карточек – символов; схемы; смайликов и др. Создание сюжетной композиции, выставка и общая оценка работ педагогом Оценка работы соседом; героем из сюрпризного момента

Спасибо за внимание!

Список источников « Пластилиновая страна Лепилка » Селивон В.А. Минск: «Поппури», 2010. «Программа 4 вида» под ред. Плаксиной Л.И. http: //www.Lenagold.ru http: //strandetstva.ru «Пластилинография: анималистическая живопись» Давыдова Г.Н., изд-во: Скрипторий 2003.Год выпуска 2008. http: //detskiysad.ru


муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Катюша» г. Волгодонска

Городское методическое объединение воспитателей

МБДОУ г. Волгодонска

МАСТЕР – КЛАСС

«Педагогическая поддержка детской инициативы и самостоятельности в изобразительной деятельности»

Воспитатель высшей

МБДОУ ДС «Катюша» г. Волгодонска

г. Волгодонск, 2017

Цель:повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах создания условий для поддержки детской инициативы.

Познакомить педагогов со способами, приёмами и принципами работы, вариантами создания условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности в изобразительной деятельности. Создать условия для педагогов в практическую деятельность в процессе мастер-класса.

Материалы и оборудование: презентация, различные изобразительные материалы, силуэты посуды.

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта задача по воспитанию личности инициативной, самостоятельной, творческой является одной из приоритетных.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие самостоятельности, инициативы и творчества у детей в изобразительной деятельности.

Уважаемые коллеги, как вы думаете, что означает слова «инициатива»? Подберите синонимы к слову «инициативный».

Ответы педагогов

Для того, чтобы воспитать самостоятельную, инициативную, творческую личность в изобразительной деятельности первым делом необходимо дать ребёнку определённый багаж знаний, умений и навыков, обучить его способам действия с различными материалами.

В своей работе я использую парциальную авторскую программу «Цветные ладошки», которая способствует созданию условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами, а так же воспитанию художественного вкуса и чувства гармонии, самостоятельности и инициативности.

Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость.

Самостоятельная инициативная деятельность может носить как индивидуальный характер, так и коллективный. Иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе создают художественный образ, декорации, изготавливают атрибуты для игры.

Все дети умеют и хотят фантазировать, но если в 2-3 года ребенок может раскрепоститься в рисунке, то, подрастая, он может заявить: «Я не умею рисовать!».

Уважаемые коллеги, как вы поступаете в такой ситуации?

Ответы воспитателей

Это ситуация, с которой сталкивается каждый воспитатель, в ней отражается неуверенность, излишняя осторожность, страх ребенка перед оценками окружающих людей.

Приобретая эти качества с детства, мы не просто сможем от них освободиться и во взрослой жизни. Почему же так происходит? Причины могут быть разные, в том числе и неверный подход педагога к изобразительной деятельности, который заключается в следующем:

    ребенку навязываются определенные штампы и стереотипы (трава - только зеленая, дом - только такой формы); отрабатываются алгоритмы изобразительной деятельности (повторение образца); исключается возможность самовыражения ребенка в цвете, линии. И еще одна причина - боязнь педагогов предоставить ребенку множество материалов для изодеятельности.

Чаше всего детям предлагают карандаши, кисти и краски. Известный художник отмечал: «Когда ребенок обращается к искусству, ему дают обычно карандаши, краску и бумагу, это, несомненно, ошибка: необходимо дать ребенку всевозможные материалы. Пусть он рисует на бумаге, на стене, делает рисунок к занавескам в своей комнате, рисунок для своего платья, делает для себя костюмы из газет».

Художественная самостоятельная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей и проходит, казалось бы, без непосредственного руководства воспитателя. Однако эффективность воспитания самостоятельности в изобразительной деятельности зависит от соблюдения педагогом определенных условий.

Опыт показывает, что одним из наиболее важных условий является разнообразие и работы с детьми.

Предлагаю вам стать на некоторое время детьми. Приглашаю 4 желающих.

Мотивация: на электронную почту пришло письмо от директора фарфорового завода с просьбой придумать узоры для посуды. Как вы думаете, мы сможем помочь? Перед вами тарелки различного размера, цвета и формы. Предлагаю выбрать любую, наиболее вам понравившуюся. Для оформления вы можете использовать разнообразные материалы.

Педагоги выполняют задание. Подведение итогов.

В своей работе с детьми использую разнообразные, художественные материалы: восковые мелки, гуашь, тушь, пальчиковые краски, пластилин, соленое тесто, глину, природный, бросовый, нетрадиционный материал. Знакомлю ребят с разными нетрадиционными техниками выполнения картин и поделок, таких как воскография, акварельная живопись, живопись пальцевая, печатание, отпечатывание, коллаж, монотипия, рисование кусочками поролона, куском ткани, мылом, щеткой, свечой, пластилином, нитками и т. д. Изучив разные техники, малыш в будущем может стать художником, дизайнером, архитектором и т. д.

Итак, уважаемые коллеги, вернёмся к условиям. Другое важное условие: опора на личный опыт ребенка. Детям интереснее и доступнее изображать то, что им хорошо знакомо, что привлекает их внимание. Это повышает личностно значимую мотивацию, развивает фантазию и творчество, способствует проявлению самостоятельности.

Следующим условием для эффективного проявления детьми самостоятельности и инициативности выступает индивидуальный подход к ребенку со стороны педагога.

В своей деятельности создаю ситуации успеха для каждого ребёнка. Для этого использую такие приёмы как:

«Убеждение»: «Ты это сможешь, тебе это обязательно удастся». Если педагог будет убеждать ребёнка и на первых порах поддержит его, то успех обязательно придет.

«Эмоциональное поглаживание» - констатация любого даже малого успеха ребенка, который даст силу поверить в возможность получить положительный результат, вера в себя и свои силы.

«Поиск» - педагог обязан найти тот , который ребёнку по силам и он сможет реализовать себя успешно, тем самым обеспечив себе успех.

Немаловажным является организация личностно ориентированного взаимодействия педагога с ребенком. Необходимо использовать разные типы общения. В какие-то моменты требуется руководство детьми, когда-то возможны партнёрские отношения или предоставление детям свободы.

Следующее условие - создание и обогащение предметно-развивающей среды, обеспечивающей право самостоятельного выбора деятельности, проявление своей индивидуальности. В группе организуется зона самостоятельной художественной деятельности. Материалы и оборудование периодически меняются и дополняются. Такая среда позволит ребенку свободно реализовывать свои замыслы, будет способствовать развитию изобразительного творчества, проявлению самостоятельности.

Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо:

Предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы. Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей. Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться изобразительными материалами. Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает. Для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности ребенка создавать для детей все необходимые условия. Содержать в открытом доступе различные материалы и изобразительные средства. Поощрять различные творческие начинания ребенка.

В заключении хочу рассказать вам притчу.

Одной женщине приснился сон: за прилавком магазина стоял сам Бог.

Господи! Это действительно ты? - воскликнула женщина с радостью.

Да, это я, - ответил Бог.

А что у тебя можно купить? - решила спросить женщина.

У меня ты можешь купить абсолютно всё, - ответил Бог.

Тогда дай мне, пожалуйста, счастья, здоровья, успеха, много денег и любви.

Бог улыбнулся ей в ответ и удалился в подсобное помещение за всем заказанным. Спустя некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой в руках.

Разве это всё! - удивилась разочарованная женщина.

Да это всё, - ответил Бог. - А разве ты не знала, что в моём магазине продаются только семена?

Мы сеем вечное и доброе и не куда-нибудь, а в души детей и что прорастет, культурные семена или сорняки, зависит только от нас.

Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность). Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности. Поощрение высказывания оригинальных идей. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы. Планомерное обогащение жизненного опыта детей.