Ракетный хвост. Хвосты ракеты

Американские пилоты F-22 уверены в победах над нашим истребителем

Военный обозреватель издания The National Interest Дейв Маджумдар слетал в командировку в элитное 1-е истребительное крыло ВВС США, где эксплуатируются самые лучшие американские истребители F-22 Raptor. И вернулся с совершенно обескураживающими сведениями. Главная новость состоит в том, что война США с Россией и Китаем неизбежна. «Дело было во время учений по проверке боевой готовности. В отличие от крупных учений типа Red Flag или тех, что проводит Школа вооружений ВВС США на этапе обучения выполнению боевой задачи, когда главным образом отрабатываются навыки пилотирования, учения по проверке боевой готовности имеют целью выяснить, насколько то или иное подразделение готово к выполнению боевой задачи. По сути дела, это генеральная репетиция и проверка готовности к войне», - пишет Маджумдар.

В пространной статье обозреватель The National Interest, пообщавшись с командиром крыла и пилотами «Рапторов», с восторгом рассказывает об увиденном и услышанном. При этом не фильтрует информацию, поскольку некоторые рассказы пилотов доверчивому штатскому явно смахивают на охотничьи рассказы. Вот один из них: «Я могу незаметно подобраться к противнику, - сказал пилот Феслер. - На F-22 я облетаю его, а он меня даже не видит. Я пристраиваюсь ему в хвост и говорю: „Зачем тратить ракету, если есть пушка"». Противником в данном случае выступает не МиГ-23 и не Су-15, а многоцелевой истребитель поколения 4++ Су-35С, принятый на вооружение три года назад.

Элитное подразделение нацелено на решение самых сложных боевых задач. То есть пилоты оттачивают умение ведения воздушных боев против российского Су-35, а также навыки противостояния российским зенитно-ракетным комплексам С-300В4, С-400, «Панцирь». ЗРК имитируют американские РЛС, настроенные на российские частоты. В качестве противников используются как сами «Рапторы», так и очень уже немолодые учебно-тренировочные самолеты Т-38.

Так вот, высказывание о том, что Су-35 абсолютно слеп, и F-22 может безнаказанно крутиться вокруг него на расстоянии пушечного выстрела, опровергают пилоты «Рапторов», которые готовятся к войне не на находящейся в глубоком тылу авиабазе, а сталкиваются с российскими истребителями в небе Сирии. Командир 95-й экспедиционной эскадрильи ВВС США, базирующейся на одном из аэродромов Объединенных Арабских Эмиратов, признался изданию Aviation Week, что у F-22 обнаружился целый ряд недостатков. «Раптор» не в состоянии отслеживать ночью полеты российских самолетов, поскольку не имеет специальной оптики, работающей и в видимом спектре, и в инфракрасном.

Речь идет об оптико-локационной станции (ОЛС), которой Су-35 оснащен. Американцы такую на «Раптор» не установили в связи с сумбурностью разработки этого самолета. Он был задуман как истребитель, который будет удерживать господство в воздухе на протяжении всего XXI века. И, получив карт-бланш, конструкторы компаний «Локхид Мартин», «Боинг» и «Дженерал Динамикс», засучив рукава, с энтузиазмом начали создавать идеальный истребитель.

Однако вскоре бюджет разработки вырос до громадных размеров. И его урезали. Конструкторы пошли путем технических компромиссов, чтобы уложиться в выделенные не только на разработку, но и на серийное производство средства. И вновь сумма пересекла критическую отметку. Снова ее секвестировали. В результате на F-22 не удалось установить не только ОЛС, но и РЛС бокового обзора и системы оповещения о ракетном нападении. Но все равно самолет получился настолько дорогим, что Пентагон ограничился закупкой 187 серийных машин. После чего производство было остановлено.

Практика использования самолета на Ближнем Востоке показала, что у «Раптора» есть и другие слабые места. Так, он плохо интегрирован в единое информационное пространство при групповой работе самолетов. Пилоты вынуждены общаться друг с другом при помощи обычной рации, ни о каком межпартнерском целеуказании речи не идет. С целеуказанием не слишком здорово и в пределах одного самолета. Командир 95-й экспедиционной эскадрильи рассказывает Aviation Week: «Нам приходится буквально вертеть головой и искать чужой самолет, который видели некоторое время назад. Всё это вместо того, чтобы наблюдать координаты этого самолета на шлеме».

Однако в 1-м элитном авиакрыле настроение боевое. Пилоты рассказывают, что в учебных боях уже сбили бессчетное количество «сушек». Причем сражения, как правило, проводятся с существенно превосходящими силами противника.

При этом главной своей задачей они считают не сблизиться с противником. Поскольку все прекрасно понимают, что в ближнем бою сверхманевренный Су-35 на голову выше, чем «Раптор». Случаи, когда в учебном бою, пилоту «Раптора» не удается держаться от Су-35 на безопасной дистанции, инструкторы считают катастрофой.

И это несмотря даже на то, что совсем недавно F-22 получил прекрасную ракету малого радиуса действия AIM-9X Sidewinder. У нее два очень существенных достоинства. Во-первых, отклоняемый вектор тяги. В связи с чем ее можно запускать при большом угле «Раптора» по отношению к самолету противника. Во-вторых, матричная головка самонаведения, которую очень непросто обмануть при помощи комплекса обороны самолета. Но сверхманевренность в ближнем бою, несмотря на то, что натовские эксперты считают ее анахронизмом периода Второй мировой войны, реально оказывается главным достоинством российского самолета при столкновении «лоб в лоб».

Кстати, несмотря на все умные разговоры о неактуальности ближнего боя, американские авиаконструкторы не отказываются от авиационной пушки. Так что все это чистой воды лицемерие.

Гарантированные победы над Су-35, о которых говорят американские пилоты, вряд ли сильно соотносятся с реальным положением вещей. Хоть пилоты, несомненно, и не лукавят. Дело в том, что смоделировать на чужом самолете работу некоторых важнейших комплексов Су-35 практически невозможно. Это относится к ОЛС. И к станции радиоэлектронной борьбы, об алгоритмах работы которой американцы представления не имеют. К тому же на самолете с не самыми лучшими летными характеристиками невозможно воссоздать полет более сильного в этом отношении самолета. Это относится, прежде всего, к Т-38. Да и у «Раптора» скорость на 100 км/ч меньше, чем у Су-35.

Итак, какие же элементы выигрыша «Раптором» дальнего боя у Су-35 являются наиболее сомнительными? Принцип «первый увидел - первый выстрелил - первый сбил», на который уповают натовские генералы. Он хорошо работает лишь в двух частях этой формулы. По поводу «сбил» у пилота «Раптора» могут возникать серьезные проблемы. И это связано с качеством дальнобойной ракеты AIM-120D. У нее прекрасная дальность - 180 км. Это даже на 30 км больше, чем то расстояние, с которого РЛС F-22 способен увидеть российский самолет. Большую часть траектории полет корректируется сигналом GPS. На финальном участке включается активная радиолокационная головка самонаведения. Однако она обладает довольно посредственной помехоустойчивость. И вот тут будет дуэль между ГСН и станцией РЭБ Су-35. По части же РЭБ Россия является безусловным мировым лидером.

И еще один момент. Пилот российского самолета, вооруженный информацией системы предупреждения о ракетном обстреле, воспользовавшись исключительными летными характеристиками, способен совершить эффективный противоракетный маневр. Тем более что динамика у AIM-120D не самая лучшая.

На «Рапторе» нет системы предупреждения об атаке. И этим пилот «сушки» может воспользоваться с большой эффективностью.

Что же касается рекордной малозаметности «Раптора», то она работает до того момента, как только включится его бортовая РЛС, которая высылает в пространство сигнал о своем присутствии в точке пространства с определенными координатами. А РЛС должна быть включена практически постоянно, поскольку самолет не может вести пассивное наблюдение за небом из-за отсутствия на борту ОЛС. Пилот Су-35 имеет станцию предупреждения об облучении кругового обзора. И она прекрасно фиксирует сигнал от РЛС «Раптора». Так что нельзя однозначно сказать, что «органы чувств» в F-22 значительно лучше, чем у российского самолета. В чем-то они и уступают.

Несомненно, «Раптор» - хороший самолет. Но его подавляющее преимущество в учебных боях не отражает реального положения вещей. Слишком приблизительно в них имитируются боевые возможности Су-35. В ближнем бою F-22 однозначно уступает российскому самолету. На больших дистанциях самолеты примерно равны по возможностям.

Понятно, что громадную роль играет мастерство пилотов. А американцы наших пилотов боятся. Они неоднократно заявляли, когда наши самолеты перехватывали американские, что «русские просто хулиганят», подвергая американских летчиков громадной опасности.



Оцените новость

Новости партнеров:

Говорят, на одном из банкетов Юрий Гагарин обронил шутку, которая стала печатной только в наше время: «До сих пор не пойму, кто я - первый человек или последняя собака». Действительно, звездный путь первому космонавту планеты прокладывали обыкновенные подмосковные дворняги, и собачий лай донесся из космических высот еще за три с половиной года до гагаринского «Поехали!». Понятно, что прославленные Белка и Стрелка, дававшие пресс-конференцию в ТАСС, не были первыми. Не была первой и почему-то менее популярная Лайка, чья судьба ставила перед советскими родителями сложную задачу: как объяснить детям, куда делась собака? Всего в догагаринских полетах участвовали сорок восемь собак. Двадцать из них погибли.

В первые послевоенные годы жители московских окраин могли наблюдать, как люди в погонах прикармливали колбасой бездомных собак, а самых симпатичных, здоровых и ласковых загружали в машину и увозили. Вопросов тогда никто не задавал, и адрес «неизвестного направления» - бывшая гостиница «Мавритания» на задворках стадиона «Динамо», чей красно-кирпичный особняк принадлежал тогда Институту авиационной и космической медицины, - был строго засекречен, как и дальнейшая судьба шариков и жучек.

Первое живое существо сообразительнее мухи отправили в стратосферу американцы еще в конце сороковых - это были макаки-резусы, и пуски заканчивались, как правило, трагически. Максим Никулин рассказывал, что примерно в это время в Цирке на Цветном выступал знаменитый дрессировщик обезьян Капеллини. После одного из представлений его отозвали в сторону «секретные медики» и долго беседовали о дрессировке обезьян. Выяснилось, что к инъекциям обезьян приучают месяцами, а стрессовых ситуаций они и вовсе не переносят: слишком эмоциональны. Академик Владимир Иванович Яздовский, который руководил всей медико-биологической программой, вспоминал, как Королев однажды сказал ему на прогулке в парке: «Кабину я тебе дал, а чем ее начинять - это твоя забота!». Когда Яздовский помчался в библиотеку изучать материалы, единственное, что он обнаружил на тему жизнеобеспечения человека в космосе, - лист миллиметровки, на котором была вычерчена собака. Уже в ходе экспериментов выяснилось, насколько выше человеческих собачьи терпение, здоровье и выносливость. Причем помеси декоративных пород с «двортерьерами» не удовлетворяли ученых. Да и обаятельнее подмосковных дворняг никого найти было невозможно.

Для первых опытов отбирали блондинок - самок с гладкой белой шерстью. Окрас был продиктован кино- и теленаблюдением за животными в полете: белая шкурка заметна в темноте. Ну, а для девочек оказалось значительно легче моделировать и шить одежду - не для тепла и красоты, а чтобы фиксировать собаку в лотке специальной кабины и отводить ее естественные отправления. Сотрудник Института авиационной медицины Александр Серяпин рассказывает, что так увлекся сверхсекретным заданием, что шил эту одежду ночами на кухне вместе с тещей.

На первом полигоне (раскинутом в астраханских степях в поселке Капустин Яр) прошедших испытательные экзамены собак учили носить одежду, приучали к моделям жилого отсека ракеты, к перегрузкам, вибрации и шуму. Вживляли датчики, а сонную артерию выводили в отдельный кожный лоскут, чтобы было удобнее снимать показания. Ко всем тренировкам и издевательствам дворняги относились совершенно спокойно. Закармливание собак работниками полигона достигло таких масштабов, что потребовалось вывесить специальный приказ, запрещающий беспокоить животных. Королев каждый день заходил к хвостатым питомцам и следил за их самочувствием, а однажды, увидев пустую миску, приказал посадить «на губу» нерадивого солдата, а в виварий назначить того, кто любит животных.

Первый запуск собак в суборбитальный полет состоялся 22 июля 1951 года, из «Капусты», за десять минут до рассвета. Ракета с испытателями Дезиком и Цыганом - самыми спокойными и тренированными членами отряда - поднялась на 87 километров 700 метров, сработало отключение двигателя, головная часть с животными отделилась, и через пятнадцать минут парашют плавно опустился неподалеку от стартовой площадки. Крики обступивших капсулу: «Живы! Живы! Лают!» - ознаменовали триумф отечественной космической медицины. Извлеченные из капсулы собаки бегали и ластились к врачам. Все удивились, когда солидный Сергей Павлович Королев схватил пса на руки и радостно забегал с ним вокруг кабины. Он же лично отвез собак в вольер, к которому, несмотря на протесты медиков, началось настоящее паломничество, а на следующий день вывез весь полигон на пикник с двумя бочонками пива и сам варил на всех уху.

И стресс, и нагрузки собаки перенесли замечательно, и уже через неделю Дезик вновь поднялся в стратосферу с новой напарницей, Лисой. Но белого купола в небе наблюдатели не увидели. Парашютная система не сработала, и кабина с собаками разбилась.

Сразу же после трагедии первого выжившего испытателя, Цыгана, от полетов отстранили. Его взял к себе председатель Госкомиссии академик Благонравов, у которого он прожил долгую и сытную жизнь. Космических щенков дарили, как ордена, за особые заслуги. А однажды отличавшийся суровым нравом Цыган цапнул за лампас проверяющего виварий генерала - но пнуть собачонку в ответ высокопоставленному гостю не дали: как-никак космонавт!

До весны 1961 года в программе суборбитальных полетов было проведено еще 29 запусков на высоту 100-150 километров. Парашютные системы отказывали, сбоила система жизнеобеспечения, кабины разгерметизировались… У каждого медика в отряде были свои любимцы, каждая катастрофа становилась личной трагедией. Свою любимицу Лису, охранявшую его во время совместных прогулок и разбившуюся при отклонении ракеты от курса, Александр Серяпин похоронил в степи, хотя подобные ритуалы не допускались… И ни в одном отчете, ни в одном документе собаки не были названы «экспериментальным материалом».

Некоторые барбосы летали по нескольку раз и, что удивительно, совершенно благодушно воспринимали подготовку к повторным запускам, хотя, казалось бы, натерпелись и насмотрелись достаточно… Собачка Кусачка получила кличку Отважная после четвертого удачного запуска.

Случались в «первом отряде» и дисциплинарные проступки. Во время одного из запусков 1951 года на полигоне находились только собаки из испытуемого экипажа: остальные готовились к следующему этапу в Москве. Когда накануне полета лаборант вывел собак погулять, пес по кличке Смелый сорвался с поводка и удрал в степь. И вернулся с виноватым видом только утром, к самому запуску. А вот ушедшему в самоволку спустя полмесяца Рожку пришлось срочно искать замену - ведь собаки подбирались по парам, у них тоже есть психологическая совместимость. Хотели идти с повинной к Королеву, но тут кто-то вспомнил, что около солдатской столовой все время вертится куча дворняг. Сотрудники надели плащи, отловили подходящую по размеру и масти собаку, повесили на нее датчики и наградили кличкой ЗИБ - Замена Исчезнувшего Бобика. В суматохе даже не заметили, что космонавт, по сути, еще щенок - и как же удивился Королев, увидев в капсуле незнакомого пса! Но на факт подмены не рассердился - ведь ЗИБ с честью выдержал эксперимент. И фигурировал в отчетах как «Запасной Исследователь Без подготовки».

Вначале 1956 года начались работы над новым этапом проекта - орбитальным полетом. Требовалось разработать кабину и системы жизнеобеспечения, в которых животное могло жить до тридцати суток: длительное влияние невесомости еще не было изучено.

Испытатели-кобели опять отошли на второй план: «космический туалет» было проще сделать для девочек. Для кормления был создан специальный автомат-конвейер, два раза в день выдававший новую порцию тестообразной пищи с необходимым количеством жидкости (его прозвали «пулеметной установкой»).

Первым искусственным спутником Земли мог быть не бездушный шар с усиками, а корабль-лаборатория с собакой на борту. Но получилось так, что между запуском ПС-1 («простейший спутник-1», как ни странно) и рассекреченным полетом Лайки (капсула с собакой заменила в корабле термоядерный груз) прошел месяц. Королев позднее признавался, что это был самый счастливый месяц в его жизни: казавшиеся еще недавно безумными мечты космического романтика вырвались за пределы стратосферы. Эйфории мешало лишь одно «но»: Хрущев требовал запуска собаки на орбиту как можно быстрее, а системы возвращения капсулы на Землю тогда еще только разрабатывались. Из десятка схожих собак выбрали трех - Альбину, Лайку и Муху. Все понимали, что та, чье имя войдет в историю, домой не вернется. Сначала остановились на уже дважды летавшей Альбине, но все-таки пожалели: у нее тогда были забавные щенки. В итоге выбор пал на Лайку. «Перед отлетом на полигон я привез Лайку к себе домой, показал детям, - вспоминает Яздовский. - Они были очарованы ее поведением и красотой, играли с ней, ласкали. Мне хотелось сделать собаке что-нибудь приятное, так как жить ей оставалось совсем недолго».

Собака должна была погибнуть через семь суток после старта: конструкторы придумали шприц, который сделает ей смертельную инъекцию. Получилось иначе. Сначала из-за неполадок ракета с уже помещенной в ней собакой простояла три дня на ноябрьском морозе. Кабину обогревали из шланга теплым воздухом, а незадолго перед стартом Яздовскому удалось уговорить Королева разгерметизировать на минутку контейнер, и Серяпин напоил Лайку водой. Третьего ноября Лайка стартовала с нового полигона Тюратам, который позже назовут Байконуром, и вышла на орбиту. Медики получили ценнейшую информацию по каналам телеметрии, что длительная невесомость не влияет на показатели работы сердца и дыхания, - Лайка чувствовала себя хорошо. Спутник с собакой находился на солнечной стороне дольше расчетного времени, и уже через несколько витков вокруг Земли (через 4-5 часов полета, по мнению Яздовского) Лайка погибла от жары и удушья. А СМИ всю неделю передавали сводки о замечательном самочувствии собаки. Обществ защиты животных в СССР тогда не было, и радующийся полету советский народ не задумывался, что у той, чье фото появилось во всех газетах, билет в один конец. А во всем мире, узнав о судьбе собаки, к зданиям посольств СССР пришли защитники животных с самодельными плакатами, на которых была фотография Лайки и одно слово «Убийцы!».

Лайка стала не только символом самопожертвования во имя науки, но и очеловеченным в литературе мифом, настоящим героем времени. Задолго до появления гротескного образа «товарища Лайки», с орденами на засаленном мундире и водкой в миске, в романе Виктора Пелевина «Омон Ра»1 жалкие судьбы советских собак-космонавтов и простых земных жителей сравнивал Иосиф Бродский в «Стихах о зимней кампании 1980 года»: «Новое оледененье - оледененье рабства/наползает на глобус. <…> В стратосфере, всеми забыта, сучка/лает, глядя в иллюминатор./«Шарик! Шарик! Прием. Я - Жучка»./Шарик внизу, и на нем экватор./Как ошейник. Склоны, поля, овраги/повторяют своей белизною скулы./Краска стыда вся ушла на флаги».

После полета Лайки приняли два решения: человеку на орбите быть, а все неудачные пуски с собаками засекретить. На следующем корабле-спутнике на орбиту три года спустя должны были отправить Чайку и ласковую рыжую Лисичку, любимицу Королева. Рассказывает конструктор Борис Черток:«Лисичка совершенно не реагировала на наши споры и общую испытательную суматоху. Подошел Королев. Я собрался докладывать, но он отмахнулся, не спрашивая медиков, взял Лисичку на руки. Она доверчиво прильнула к нему. Сергей Павлович осторожно гладил собаку и, не стесняясь окружающих, сказал: «Я так хочу, чтобы ты вернулась».

28 июля 1960 года на 38-й секунде полета ракета с Лисичкой и Чайкой разбилась при аварии первой ступени-носителя. В прессе сообщение об аварии не появилось.

Но уже день 20 августа этого же года стал триумфальным: мир узнал имена Белки и Стрелки. За 22 часа полета корабль (настоящий Ноев ковчег, поднявший на орбиту крыс, лабораторных мышей, мух-дрозофил, семена растений (само собой, включая кукурузу!) и образцы человеческих тканей) совершил 18 витков вокруг Земли и благополучно приземлился. (Радиотелевизионная система зафиксировала, что на 4-6-м витках Белка вела себя неспокойно, билась, старалась освободиться от привязных ремней, у нее была рвота. Именно этот факт позже повлиял на выбор длительности первого полета человека - 1 виток.)

Конструктор Олег Газенко по такому поводу решился на неслыханное: без согласования с начальством организовал своим подопечным пресс-конференцию в ТАСС. Рассказывает сотрудница его лаборатории Людмила Радкевич: «Мы ехали на пресс-конференцию в старой «Победе» и встали на светофоре на Маяковской. Я сидела сзади, и собаки в своих кафтанчиках были у меня на руках. И мы услышали овации: нам аплодировали из стоящих рядом машин».

Популярность вернувшихся с орбиты космонавток была неслыханной - во многом благодаря их обаянию2 . Хрущев во время своего визита в США пообещал Жаклин Кеннеди подарить щенка одной из собак, и год спустя в Белом доме появилась подмосковная дворняжка Пушинка, дочь Стрелки. Джон Кеннеди рассчитывал на ответ: ему доложили, что американская ракета способна поднять в космос человека. Он не знал, что «Восток», на котором летали собаки, создавался для полета советского космонавта.

Хрущев требовал от Королева скорейшего запуска на орбиту человека. Но генеральный конструктор стоял на своем: космонавт полетит только после двух удачных запусков собак. Следующий запуск с Пчелкой и Мушкой закончился трагически: корабль отклонился от расчетной траектории. Возникла угроза приземления на чужой территории, и сработала система автоматического уничтожения. Делиться государственными секретами не хотелось. Полет Жемчужины и Жульки из-за аварии третьей ступени аппарата закончился посадкой в районе Подкаменной Тунгуски. Система катапультирования не сработала, и кресло, в котором находились собаки, осталось в корабле. Спасатели подобрались к засыпанной снегом капсуле только на четвертые сутки, и какая же была радость, когда они услышали собачий лай! Погибли все мыши, насекомые и растения, а обе собаки выжили. Жулька прожила еще 12 счастливых лет дома у академика Олега Газенко. 9 марта 1961 года точную модель грядущего полета человека совершил корабль с Чернушкой и манекеном Иван Иванычем, облаченным в такой же оранжевый скафандр, в каком полетит Гагарин. (Чучело Чернушки до сих пор стоит в Институте медико-биологических проблем - за ее заслуги.)

25 марта генеральную репетицию с тем же Иван Иванычем благополучно провела Звездочка. С целью пропаганды и на радость людям, собаку отдали в Московский зоопарк. И поселили с соседями под табличкой «Медвежонок Вася, волчонок Петя и собака Звездочка - участница полета вокруг Земли».

К моменту ее приземления Королев уже знал имя первого человека, который полетит в космос. Хотя история отечественной космонавтики состоит не только из звездных имен. Были в ней и клички.

P.S. На полете Гагарина «собачья космонавтика» не закончилась. В феврале-марте 1966 года собаки Ветерок и Уголек провели 22 дня на орбите искусственного спутника Земли «Космос-110». Уголька изначально звали Снежком, но кличку сменили под масть, а его партнер до полета и вовсе был известен как Бздунок из-за соответствующих способностей организма… Советской космической собаке такое имя носить не пристало, и кличку подредактировали, хотя все знали, что за «ветерок» такой... Длительный полет кобели перенесли плохо, но удачно восстановились и дали здоровое потомство.

P.P.S. В 2004 году на телеканале «Россия» был снят замечательный фильм Романа Газенко «Отряд космических дворняг».

Замените словосочетаниеЗамените словосочетание «студенческого хора» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью

управление. Напишите получившееся словосочетание.
Замените словосочетание «дощатый сарай» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Замените словосочетание «зимнее царство» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Замените словосочетание «стеклянная дверь» построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Замените словосочетание «берег моря» построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
замените словосочетание «в водяных дорожках», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Замените словосочетание «фарфоровые собаки» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

1.Замените словосочетание "закатное небо" построенное на основе согласования,синонимом словосочетание со свьзью управление. 2.Замените

словосочетание "трудно разглядеть" построенное на основе согласования,синонимом словосочетание со свьзью управление.

3.Замените словосочетание "европейское платье" построенное на основе согласования,синонимом словосочетание со свьзью управление.

4.Замените словосочетание "рассказал подробно" построенное на основе согласования,синонимом словосочетание со свьзью управление.

5.Замените словосочетание "дом из кирпича" построенное на основе согласования,синонимом словосочетание со свьзью управление.

6.Замените словосочетание "больно вспомнить" построенное на основе согласования,синонимом словосочетание со свьзью управление.

7.Замените словосочетание "заботливо прочистил" построенное на основе согласования,синонимом словосочетание со свьзью управление.

8.Замените словосочетание "в печной трубе" построенное на основе согласования,синонимом словосочетание со свьзью управление.

9.Замените словосочетание "не без грусти вырвал" построенное на основе согласования,синонимом словосочетание со свьзью управление.

10.Замените словосочетание "стеклянным колпаком" построенное на основе согласования,синонимом словосочетание со свьзью управление.

11.Замените словосочетание "атласы по географии" построенное на основе согласования,синонимом словосочетание со свьзью управление.

12.Замените словосочетание "залетел по ошибке" построенное на основе согласования,синонимом словосочетание со свьзью управление.

13.Замените словосочетание "пшеничные поля" построенное на основе согласования,синонимом словосочетание со свьзью управление.

14.Замените словосочетание "с испугом бросаются" построенное на основе согласования,синонимом словосочетание со свьзью управление.

15.Замените словосочетание "печально сказать" построенное на основе согласования,синонимом словосочетание со свьзью управление.

1)ДОСАДЛИВО ПОМОРЩИЛСЯ построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.

2) «в ресторанном зале» построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
3)НАСТОЙЧИВО ПОТЯГИВАЕТСЯ построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.
4)«отнестись юмористически» построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.
5)«на прибрежном песке» построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
6)«осторожно выбрался»,построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.
7)МАЙСКОГО УТРА,построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Макет «Байкала» на Международном аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже. Фото: Александр Кондрашов / ИТАР-ТАСС

По проекту в воздух новый «Байкал» будет поднимать топливная пара метан-кислород. Для многоразовости метан куда лучше керосина: при сгорании последнего образуется сажа, которая оседает на подсистемах ракеты. Ее нужно или удалять, что делает эксплуатацию дороже, или мириться с небольшим числом повторных использований ступени. Метан и кислород летучи, и, чтобы избавиться от их остатков, достаточно оставить баки с ними открытыми во время возврата первой ступени на Землю. К слову, на той же паре метан-кислород Илон Маск планирует запускать следующую ракету своей компании - недавно начатую BFR, самую мощную ракету в истории человечества.

17 лет назад наш многоразовый проект «не взлетел», и легко понять почему. Российские одноразовые ракеты в пересчете на стоимость вывода полезной нагрузки были самыми дешевыми в мире, куда дешевле многоразовых шаттлов. К тому же космических запусков в мире было немного и многоразовость сделала бы изготовление новых ракет редкостью, а штучное производство означало бы простой предприятий российской космической отрасли. К чему перемены, когда все и так хорошо? Нечто подобное произошло, например, с новозеландскими птицами моа. Им незачем было подниматься в воздух, потому что они и так были крупнейшими животными на острове - им нечего было опасаться.

Но однажды в Новой Зеландии появился человек, а на рынке космических запусков - Илон Маск. С этого момента моа и традиционным космическим игрокам как-то перестало везти. Возникло понимание того, что надо что-то менять. Как это сформулировал Дмитрий Рогозин: «Американцы в рамках своих программ уже создают носители, которые дают возможность сэкономить на пусках… с возвращаемыми первыми ступенями. Россия должна дать им ответ». Следовательно, продолжал Рогозин, нужен «асимметричный ответ» SpaceX . Необходимость «асимметрии» он объяснял тем, что идти по пути американской частной компании для России слишком затратно. Тут, правда, возникает вопрос: как совместить «возможность сэкономить на пусках» с тем, что «идти по пути США [SpaceX ] слишком затратно»? Но это, как несложно догадаться, вопрос скорее риторический.

Итак, крылья мы выбрали потому, что это не так дорого. И действительно, новый проект, анонсированный Фондом перспективных исследований, предусматривает отделение первой ступени от второй на высоте менее 60 километров. Это значит, что ее скорость неизбежно будет ниже двух километров в секунду. То есть торможение двигателями практически не потребуется - только горизонтальный полет. В варианте SpaceX - посадки на хвост - нужно создавать куда больше нового.

Дело в том, что для посадки на хвост требуется умение точно и дозированно менять тягу ракетных двигателей первой ступени. Это значит, что таких двигателей в первой ступени либо должно быть много, либо они должны необычайно широко варьировать тягу. Двигателей второго типа просто нет - даже SpaceX пока только работает над ними. Поэтому в том же Falcon 9 в первой ступени работает сразу девять двигателей. Своей первой ступени под такое количество двигателей у России нет - у нас традиционно используется более оптимальная для одноразовых ракет схема с одним двигателем.

Теперь о минусах

Да, крылья не потребуют многодвигательной схемы, но все имеет свою цену. Возврат первой ступени на крыле значит, что скорость в момент соприкосновения с поверхностью не будет погашена тягой ракетных двигателей, как при посадке на хвост. Поэтому нужно «самолетное» шасси, способное перенести большие нагрузки, а не более легкие «ноги», как у Falcon 9 . Кроме того, как мы уже отмечали, посадить первую ступень на морскую платформу Россия, в отличие от Маска, не может. Значит, нашей первой ступени не удастся сесть одним планированием, нужен турбореактивный двигатель и запас топлива для него.

Дополнительный минус «байкальских» крыльев - их привязанность к Земле. Маск выбрал посадку на хвост, по образцу советских лунных аппаратов, не просто так. Победа на рынке коммерческих запусков, которую он одержал к 2017 году, для него всего лишь ступень на пути к настоящей цели SpaceX - другим небесным телам. Сесть на хвост можно где угодно, кроме планет-гигантов, потому что там садиться не на что. А на крыльях - нет, потому что кое-где (Луна) атмосферы нет, а кое-где (Марс) она такая разреженная, что крылья там не помогают. Впрочем, для России этот минус роли не играет, поскольку мы, в отличие от SpaceX , не собираемся высаживаться на Марс в обозримом будущем.

Есть и более близкие к Земле минусы представленного публике «крылатого» проекта. Это сверхлегкая система с полезной нагрузкой 600 килограммов. Чем крупнее ракета, тем ниже себестоимость выводимого ею груза, поэтому и Falcon 9 и «Протон» - ракеты тяжелые, а строящаяся BFR - сверхтяжелая. Соответственно, сверхлегкая ракета с многоразовой первой ступенью будет выводить на орбиту грузы дороже заокеанского конкурента.

Очевидно, в Роскосмосе это тоже понимают. Однако если рассматривать сверхлегкую частично многоразовую ракету как демонстратор самой технологической возможности спасения первой ступени на крыльях, то все становится на свои места. Если первую ступень получится спасать таким образом, то дальше уже можно думать и о создании более крупной версии. Тем более что сверхлегкий опыт покажет и то, насколько дорого оснащать космические ракеты крыльями и имеет ли это экономический смысл, или проще идти по пути посадки на хвост.

Посадка бустеров Falcon Heavy на хвост. Источник: SpaceX / youtube

«Чердак» попросил Роскосмос прокомментировать текущий статус проекта сверхлегкого носителя. Там подтвердили, что ФПИ и Роскосмос действительно ведут такой проект, в котором участвует с одной стороны ГНКПЦ имени Хруничева, а с другой - ОКБ Мясищева. Если он покажет экономическую целесообразность многоразовости на крыльях, речь может пойти и о более крупной версии. Таким образом, на сегодня статус этой разработки заметно лучше («официальнее»), чем у другого инициативного многоразового российского проекта, с посадкой ракеты на хвост. О нем - ниже.

Что у нас есть кроме крыльев?

Государственный ракетный центр имени Макеева еще в 2007 году, когда Маск не планировал сажать свой Falcon на хвост, предложил проект «Россиянка». Эта ракета должна была садиться на хвост, используя тягу своих двигателей. С тех пор прошло много лет, но ГРЦ по-прежнему не отказывается от своей идеи. Интересно, что здесь макеевцы на самом деле оказались дальновиднее Маска. Тот долго планировал спасать ракету на парашютах, как приземляются «Союзы», о чем не раз заявлял. Лишь в 2008-2009 годах SpaceX убедилась в том, что в СССР было известно давно: парашюты не обеспечивают достаточно мягкого приземления крупной и сложной техники. Правда, толку от прозорливости макеевцев было мало: денег на ее воплощение в металл они не получили.

В январе 2018 года в очередной раз отметился и наследник «Россиянки» - проект «Корона». Полезная нагрузка у него заявлена в семь тонн, при этом садится на своих двигателях не одна первая ступень, но вся ракета целиком - благо, это одноступенчатая ракета. В принципе это то, к чему стремится и SpaceX , которая хочет сделать и верхние ступени многоразовыми. Казалось бы, вот она, возможность сработать на опережение заокеанских конкурентов.

Но пока дальше эскизного этапа работа не очень движется - на нее не дают финансирования. Кроме того, «Корона» - это очень большой объем действительно новых технологий, в то время как у нас пока хотят догнать и перегнать Маска, как мы помним, так, чтобы это не было «слишком затратно».

Корпус одноступенчатой ракеты, способной выводить в космос семь тонн и садиться после этого на остатках топлива, должен быть рекордно легким - углепластиковым, впервые в практике мирового ракетостроения, которое до сих пор опиралось на металл. К тому же одноступенчатой ракете нужны двигатели, которые хорошо работали бы и в вакууме, и в атмосфере (у обычной ракеты за это отвечают разные по конструкции двигатели второй и первой ступеней). Для создания «универсального жидкостного ракетного двигателя» макеевцы предложили оснастить его не соплом Лаваля, как на всех ракетах мира, а принципиально новым - клиновоздушным соплом. И посадочные «ноги» у «Короны» необычные, на пневматических амортизаторах, для обеспечения мягкой посадки даже на неустойчивую морскую платформу.

В качестве топлива и окислителя предлагается использовать водород и кислород. Это энергетически весьма выгодное сочетание - высокий удельный импульс плюс никакой сажи. Но под него нужна отдельная инфраструктура для сжижения водорода - она была в СССР, но у современной России такой нет.

Мощности для сжижения водорода дорогие и оправдывают себя экономически только при массовых запусках. Это также снижает привлекательность проекта, по крайней мере если мы хотим избежать крупных капиталовложений. К тому же «Корона» не сверхлегкий, а полноценный средний носитель. Поэтому его создание макеевцами оценивается в два миллиарда долларов. Это дешевле Ангары - ее разработка стоила несколько миллиардов долларов , но та создавалась до 2014 года, когда деньги на космос выделяли куда охотнее. Сейчас ситуация в российской экономике совсем иная - есть сомнения в том, что макеевцам дадут эти два миллиарда.

Вся история нашей космонавтики - это история о том, как отечественный конструктор что-то предлагает, госзаказчик говорит: «На Западе этого нет, а там не дураки сидят, значит, это нереально или не нужно», а потом «это» появляется на Западе, и тут наши бросаются догонять. Именно так было с Королевым, в 30-е годы строившим ракеты в личное время. Лишь после зримого успеха «Фау-2» ему дали заниматься ракетами за государственный счет. Так было и с космическими челноками: проект «Спираль» появился в СССР до шаттлов, но ему не давали ходу, пока американцы не сделали свои челноки. Только тогда руководство профинансировало разработку «Бурана», спроектированного по образцу шаттлов и со всеми их недостатками.

Кажется, мы вновь видим эту историю. Проект макеевцев и самый проработанный, и самый инновационный из существующих на сегодня (даже BFR более традиционна в плане технического облика), но мы вряд ли увидим его реализованным.

А чего стоит ожидать?

Сверхлегкий проект с крылатой первой ступенью не может конкурировать с «Фальконами» в цене просто потому, что он сверхлегкий, а «Фальконы» средние и тяжелые. «Корона» не может конкурировать с «Фальконами» потому, что в ней слишком много нового и аналогов этого нового на Западе пока нет, а значит, руководство отечественной космической отрасли, традиционно настроенное консервативно, средств на такую ракету, скорее всего, не даст.

К тому же «Корона» - проект инициативный, то есть за нее болеют ее авторы, но они не стоят в базовом плане развития Роскосмоса. В Федеральной космической программе их финансирование также не предусмотрено (по крайней мере, пока).

Исходя из этого, нетрудно спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации в области российских многоразовых ракет. К 2022 году, через несколько лет успешных пусковых кампаний Falcon 9 Block 5 , мы можем получить демонстраторы сверхлегкого наследника «Байкала» с крыльями. Но не «Корону». На фоне продолжающегося доминирования «Фальконов» на мировом рынке коммерческих запусков рано или поздно наша страна обратится к копированию их схемы - с посадкой первой ступени ракет хвостом вниз на выдвижные «ноги».

В этот текст вносились правки . Изначально мы писали, что уже первый проект «Байкала» должен был взлетать на топливной паре метан-кислород, что не так. О подобном топливе говорится лишь в пресс-релизе ФПИ 4 июля 2018-го.