Психологические семейные проблемы. Психологическая библиотека

Психологические проблемы семьи в условиях современного общества

Стрелкина Л.И. социальный педагог

Иванисова О.Ю. педагог-психолог

Морева Ю.В. педагог-психолог

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №9» г.Белгорода

[email protected] ; [email protected] ; [email protected] .

Аннотация. В статье рассматриваются основные психологические проблемы семьи в современных условиях общественного развития. Данная тема была и будет всегда актуальна, так как для многих исследователей она является фундаментальной не только в осмыслении этапов личностного развития, но и в постижении социального взаимодействия.

Ключевые слова: семья, психологический климат, самостоятельность, контроль.

Проблемы семьи в современной России относятся к числу ключевых и существуют столько же, сколько и сам институт семьи.

В настоящее время важное место в структуре семейных трудностей, в современных условиях общественного развития, занимают психологические проблемы, которые супруги не всегда способны осознать и самостоятельно с ними справиться.

Семья – один из основных социальных институтов, благодаря которому человечество осуществляет функции воспроизводства населения, преемственности поколений, социализации детей и др.

Калмыкова Е.С., рассматривая межличностные отношения в семье, особое внимание уделяет психологическим проблемам первых лет супружеской жизни. Первые год-два совместной жизни – это первая стадия жизненного цикла семьи, стадия формирования индивидуальных стереотипов общения, согласования систем ценностей и выработки общей мировоззренческой позиции. На этой стадии происходит взаимное приспособление супругов, поиск такого типа отношений, который удовлетворял бы обоих. При этом перед супругами стоят задачи формирования структуры семьи, распределения функций между мужем и женой и выработки общих семейных ценностей .

«Под структурой семьи понимается способ обеспечения единства ее членов; распределение ролей проявляется в том, какие виды семейной деятельности каждый супруг берет под свою ответственность и какие адресует партнеру; семейные ценности представляют собой установки супругов по поводу того, для чего существует семья. Для благополучного осуществления взаимной адаптации брачных партнеров необходимо достижение совместимости их представлений по трем указанным параметрам» .

Гурко Т.А. , рассматривая проблему стабильности семей, полагает, что сложности во взаимоотношениях супругов обусловлены, прежде всего, тем, что в современной семье образцы поведения мужа и жены становятся все менее жесткими. В настоящее время в результате массового вовлечения женщин в производственную деятельность, роста уровня их образования, широкого распространения идей равноправия муж и жена нередко имеют примерно одинаковый социальный статус и заработок, на равных участвуют в принятии семейных решений .

Психологический климат в семье может существенно осложняться, если пара вынуждена жить вместе с родителями. Решение жить совместно с родителями одного из супругов может быть продиктовано не только отсутствием материальной возможности купить квартиру или хотя бы ее снимать, но и другими соображениями. В любом случае, если есть возможность жить отдельно от родителей, надо ее использовать, в противном случае, если молодожены не стремятся к этому, есть более или менее осознаваемый отказ от принятия на себя ответственности за собственную семью.

По мнению некоторых исследователей, молодые люди, создавшие семьи, полностью зависящие от родителей, той или иной стороны, не имея собственного бюджета, жилья и стабильного заработка, вряд ли можно назвать семьей как таковой. В этом случае пара полностью принимает семейные правила, традиции родительской семьи, на территории которой она проживает.

Если молодая пара в большей или меньшей степени материально зависима от старших, то возможность контроля или наказания находится в прямой зависимости от «длины материального поводка» , на котором держат молодую пару. Такое положение приводит к нарушению границ молодой семьи, их полной прозрачности, к изменению или даже полному исчезновению правил функционирования молодой семьи. Происходит нарушение эмоционального взаимодействия, возникают напряженность, чувство общей неудовлетворенности браком, иногда происходит нарушение сексуальных отношений на фоне невысказанных обид и нерешенных проблем. С появлением ребенка ситуация может усугубляться и представители старшего поколения часто начинают предъявлять претензии к молодой семье (т.е. появляются дополнительные расходы на необходимые для ребенка товары).

Таким образом, для формирования собственной семьи человеку необходимо психологически отделиться от своих родителей, достичь определенного уровня психологической зрелости. В противном случае имеет место психологическая неготовность к браку, незрелость супругов, которая и определяет их чрезмерную привязанность к своим родителям .

Существуют в семьях и социально-психологические сложности с умением распределять бюджет. Психологическая проблема состоит также в неумении отказаться от чего-либо, необходимого одному из супругов, для удовлетворения общей потребности. Кроме того, совершенно банальной на первый взгляд причиной конфликтов становится простое неумение договариваться между собой, искать компромиссные пути решения общей проблемы.

Серьезные психологические проблемы создает физиологический и сексуальный процесс. Современных семей волнует недостаток «доверия и любви», «сексуальная безграмотность»; меньше – «привычка и скука» и «усталость от работы».

Отдельную психологическую проблему представляет собой несовпадение представлений мужа и жены относительно профессиональной карьеры женщины. Если женщина активно участвует в профессиональной деятельности, то она, как правило, пользуется и большими правами в решении основных семейных проблем. Вопрос о том, в какой степени женщина должна посвятить себя семье или же работе, часто является предметом споров между супругами. Сегодня в современных семьях распространено мнение, что замужняя женщина должна работать, но не в ущерб интересам семьи.

Таким образом, современная семья имеет ряд психологических проблем. Основными из них являются: психологическая незрелость, зависимость от родителей, жестокость, агрессивность, грубость, конфликтность, ревность, супружеская неверность, эгоизм, жадность, неуравновешенность характеров.

Для того чтобы семья могла осуществлять все свои функции в современных условиях общественного развития необходимо комплексное решение данных психологических проблем, на что должна быть направлена государственная семейная политика в отношении семьи.

Литература

  1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1999. С. 117.Здравомыслова О. М. Психологические и социально-культурные функции семьи // Психология семьи / Под ред. Д.Я. Райгородского (Серия «Психология семейных отношений»): Учеб. пособие для факультетов психологии, экономики и журналистики. Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2002. С. 87.
  2. Гурко Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи. Психология семьи: Хрестоматия. М.: Бахрах, 1998. С. 486-487.
  3. Джеймс М. Корни брака // Психология семьи / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М, 2002. С. 35.
  4. Еникеева Д. Секрет семейного счастья. М.: Астрель, 2001. С. 114.
  5. Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни. Психология семьи: Хрестоматия. М.: Бахрах,1998. С. 479.
  6. Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни // Психология семьи: Учеб. пособие для факультетов психологии, экономики и журналистики / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Изд. дом «Бахрах – М», 2002. С. 481-482.Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под ред. Н.Н. Посысоева. М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004. С. 74.
  7. Ключников С. Семейные конфликты. СПб.: Питер, 2002. С. 54.
  8. Стуколова М. Семейные конфликты и их особенности // Вопросы психологии. 2000. № 4. С. 24.
  9. Юрьев В. Разорвать порочный круг, или из больного семени не вырастет здоровое дерево // Медицинский вестник. 2001. № 20.

Причины психологических проблем в семье и пути их разрешения.

Психологические проблемы семьи во всем их разнообразии, имеют, в конечном счете, три основные причины:

  • Нарушенная коммуникация между супругами
  • Неумение адекватно выражать агрессию
  • Тотальное несовпадение системы ценностей

Особняком я бы поставил различные нарушения в сексуальной жизни. Но секс является лишь продолжением отношений, поэтому здесь можно вынести его за скобки.

Нарушение коммуникации как предпосылка психологических проблем семьи

Представьте себе двух гребцов в лодке, каждый из которых гребет в свою сторону и даже не пытается присмотреться к тому, что делает его партнер. В лучшем случае лодка будет судорожно дергаться на месте. В худшем - посудина рано или поздно пойдет ко дну.

Так и с отношениями. Неумение или нежелание четко и ясно говорить партнеру о своих истинных потребностях приводит к бесконечным ссорам, неудовлетворению отношениями и, наконец, к разводу.

Это непросто: просить то, в чем нуждаешься. Трудно осознать свои подлинные потребности и сформулировать их так, чтобы партнер вас понял. Мешает и страх быть непринятым, искаженные представления о том, что допустимо просить, а что - нет.

Женщина хочет получать больше сочувствия, а вслух говорит мужу, что он «бесчувственный чурбан». Мужчина хочет одобрения и поддержки, но бросает жене: «Ты никогда меня не понимала!»

Первый шаг к нормализации отношений -- осознавать свои потребности и прямо выражать их. Если хочется, чтобы муж чаще говорил комплименты, нужно попросить его чаще говорить комплименты, а не обвинять его в неумении обращаться с женщиной.

Человек слышит то, что ему говорят, а не то, что думает в глубине души говорящий.

Агрессия в семье

Агрессия это так же нормально, как чувство голода. Но в нашем обществе существует масса запретов на открытое выражение агрессии. Та же история и в семье. Раздражение, злость, гнев на супруга есть, но заявлять об этом напрямую как-то не принято.

Агрессия, не выраженная напрямую, всегда найдет лазейку. Слезы, хлопанье дверями, холодное молчание или скандалы из-за пустяков. Кое-как пар спускается, напряжение спадает, но истинная причина остается непроясненной, а к ней добавляется чувство вины: мы же приличные люди, а вели себя просто ужасно. Не за горами очередной бессмысленный конфликт.

Между тем, решение этой проблемы очевидно: нужно сделать агрессию в семье легитимной. То есть:

  • Признать и принять наличие и у себя, и у супруга негативных чувств. Злость - это нормально, человек имеет право злиться.
  • Договориться о том, что иногда позлиться друг на друга допустимо и даже нужно. Подписать своеобразный пакт о нападении. Агрессия должна выражаться открыто. И лучше, если она будет выражаться сразу, а не станет накапливаться. Раздражение не так разрушительно, как слепая ярость.
  • Помнить о том, что за раздражением и гневом супруга стоит невысказанная потребность. Сам по себе скандал не является полезным. Полезно, когда за скандалом следует прояснение подлинных причин конфликта.

Как только агрессия в семье перестает быть запретной темой, отношения заметно улучшаются. Такой вот парадокс.

Системы ценностей

Психологические проблемы семьи, вызванные этой причиной, решать труднее всего. Речь идет не просто о вкусах, а о мировоззренческих разногласиях. Если он убежденный чайлдфри, а она мечтает о троих детишках, договориться этим двоим будет трудновато.

Как правило, определенная корректировка ценностей происходит в каждой семье на первых этапах совместной жизни. Без этого никак - все мы очень разные.

Но чем глубже разногласия, тем больше нужно любви, терпения и мотивации, чтобы прийти к соглашению. И здесь как раз очень важно уметь разговаривать, слушать и слышать своего партнера.

Решение проблем семьи - дело рук самой семьи. Специалист бывает нужен только для того, чтобы помочь двоим любящим людям научиться говорить друг с другом на одном языке.

Но это при условии, что двое действительно любят друг друга и хотят быть вместе. В противном случае, даже самый опытный профессионал будет бессилен. Потому что, если нет любви и желания быть вместе, нет и семьи.

Всесторонний комплексный анализ жизнедеятельности российской семьи, взаимоотношений между супругами, воспитание детей и их психо-эмоциональное состояние, обо всем этом рассказала в своем докладе «Психологические проблемы современной семьи» психолог педагог ТОГАОУ СПО «Техникум отраслевых технологий» Марина Львовна Плескачевская. Доклад прозвучал в рамках второй секции Рождественских чтений «Князь Владимир цивилизационный выбор Руси».
За последние несколько лет активизировалось внимание к социальному институту – семье, и этот интерес оправдан: ведь семья является социальным образованием, способным реализовать сложную совокупность социальных функций, гармонизировать собственные интересы с интересами общества, государства, обеспечивая тем самым социальную стабильность.
Сегодня можно услышать различные, нередко диаметрально противоположные высказывания о семье, ее статусе, происходящих изменениях внутри семьи, представителей властных структур, бизнеса, различных партий и общественных движений, известных деятелей культуры и искусства.
Но наверное, очень важно в этом многоголосии оценок услышать голос самой российской семьи: восприятие ею происходящих в стране событий, основные проблемы жизнедеятельности, ее понимание целей и задач воспитания подрастающего поколения в новых социокультурных условиях и приоритетных путей преодоления возникающих трудностей.
Большую помощь здесь оказывают социологические исследования, опросы (исследование «Российская семья-2014», проведенное в системе профессионального образования (Техникум отраслевых технологий, Многопрофильный колледж) г. Тамбова, социально-психологическое исследование «Моя семья» 2012- 2014 гг.
(в сравнении с данными исследований «Московская семья — 2006», проведенного Государственным НИИ семьи и воспитания при поддержке Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы)
В исследовании приняли участие родители и дети из 150 семей: 71,5% полных и 28,5% неполных семей. В число опрошенных вошли как семьи, состоящие только из родителей с детьми (нуклеарные), так и сложные, многопоколенные, в которых помимо родителей проживают бабушки, дедушки, другие родственники. В 2 неполных семьях единственным родителем, воспитывающим ребенка (детей), является отец.
Проведенное исследование позволило, в частности, узнать мнение россиян о современной семье и удовлетворенности браком; выявить основные трудности в воспитании детей; определить потребность в различных мерах социальной и социально-психологической поддержки.
Сравнительный анализ результатов за период с2012 по 2014 годы дал возможность выявить динамику взглядов тамбовчан на современную семью, различные аспекты ее жизнедеятельности.
Спектр мнений тамбовчан о семье, и особенности ее функционирования в начале 21 века дает основание для вывода о том, что в общественном сознании наших сограждан происходит определенная трансформация модели семьи. Более лояльным становится отношение к различным типам брачного поведения.
За обязательную регистрацию брака выступает 67, 8% (34,7% москвичей) из полных семей и 62,4 % (21,5% москвичей) из неполных семей.
Подавляющее число опрошенных москвичей (и более 30% тамбовчан) считают возможным создание семей без официального оформления супружеских отношений, т.е. признают альтернативные формы брака (сожительство, гостевые браки, браки выходного дня и др.).
Отмечается одобрительное отношение к браку по расчету, особенно со стороны респонденток из неполных семей (12,5% москвичей и 12,2% тамбовчан). Мужья и жены из полных семей менее терпимы к бракам по расчету: только 5,4 % (6,6% москвичек) жен и 3,3% (4,9% москвичей) мужей признают прочность таких браков.
Брак по расчету считают предпочтительным прежде всего респондентки из неполных семей.
Определенную привлекательность в глазах москвичей сохраняет брачный контракт. Целесообразность его заключения признали четверть женщин и пятая часть мужчин из числа опрошенных.
При этом доля одобривших оформление брачного контракта возрастает у респондентов старшего возрастов: в группе 40-50 лет 28% опрошенных убеждены в его необходимости, а в группе 20-25 летних – только 21%. (Москва). Столь невысокий уровень популярности брачного контракта, согласно мнению юристов и социологов, объясняется свойственным россиянам романтическим отношениям к браку, убеждением, что он должен быть основан на любви.
Вместе с тем в ответах и москвичей и тамбовчан отмечается определенное стремление вернуться к традиционным моральным и семейным ценностям.
Снижается доля россиян, считающих, что развод – нормальное явление: за два года она сократилась с 17 до12,6% среди мужчин и с 19 до12% среди женщин.
Более того, увеличивается доля россиян, полагающих, что ради детей стоит сохранять семью даже с нелюбимым человеком. Одновременно снижается число россиян, согласных с тем, что для рождения ребенка необязательно вступать в брак.
В связи с возросшим в последние годы вниманием к демографическим проблемам в стране особый интерес вызывают ответы респондентов на вопросы, выявляющие репродуктивные установки россиян. Их анализ позволил установить наличие определенной противоречивости во взглядах: с одной стороны, снижается доля респондентов, согласных с мнением, что молодежи следует сначала пожить для себя, а потом уже рожать детей; уменьшилась доля лиц, считающих, что сейчас не время для рождения детей (с 6% в 2012 г. до 2,7% в 2014 г.)
Вместе с тем снижается процент респондентов, признающих, что семья без детей – это плохо (с 67% до 56% среди мужчин и с 74% до 69% среди женщин), причем за бездетную семью в большей степени выступают молодые люди в возрасте до 30 лет.
Значительная часть респондентов согласна с утверждением, что семья требует большого труда и терпения по отношению друг к другу.
Интересно, что это мнение молодежь до 30 лет (около 50%) поддержала активнее, чем люди более старших возрастов (около 40%).
Почти все респонденты свидетельствуют, что для них имеет ценность семья, основанная прежде всего на любви, ответственности, взаимном уважении супругов;и при этом современная российская семья по сравнению с 2012 годом более нацелена на рождение детей и совместное их воспитание. Однако безусловную ценность семьи признают только около 1/3 женщин и ¼ мужчин.
Для определения характера внутрисемейных отношений большое значение имеет оценка психологической атмосферы в семье.
Анализ ответов респондентов свидетельствует, что в полных семьях удовлетворенность внутрисемейными отношениями значительно выше, чем в неполных: и мужья, и жены оценили психологическую атмосферу в семье в 8 баллов и более, при этом высшую оценку в 10 баллов дали сложившимся семейным отношениям почти 1/3 мужей и 1/4 жен из полных семей (более низкую оценку женщин можно объяснить тем, что они, видимо, более осторожны в оценках и склонны занижать их, чем занижать.)
В супружеских отношениях мужчины больше ценят взаимопонимание, помощь, поддержку, а женщины – отношения, основанные на любви и дружбе. Скорее всего это объясняется тем, что у женщин превалирует эмоциональное восприятие брака. На сложность взаимоотношений указали 14,2% женщин, страдают от невнимания и безразличия 4,1% жен и 0,9% мужей.
Отношение с родителями чаще всего базируется на взаимопонимании и поддержке. Такой ответ дали 46,5% участников опроса из неполных семей, 63% мужей и жен из полных, и 16% респондентов указали на сложные отношения с родителями.
Сохраняется тенденция поддержки старшим поколением взрослых детей.
Роль старшего поколения в семейной жизни заключается главным образом в присмотре и уходе за детьми, ведении домашнего хозяйства, материальной поддержке детей.
Следует отметить снижение числа семей, которые не могут обойтись без помощи родителей: 34% в 2012 году и 31,2% в 2014 году.
ОДНОВРЕМЕННО УМЕНЬШИЛАСЬ И ДОЛЯ СЕМЕЙ, КОТОРЫЕ ОКАЗЫВАЮТ ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ: 8% В 2012 ГОДУ И 6,7% В 2014 ГОДУ.
Отношения с детьми в полных семьях, согласно ответам респондентов, строится главным образом на основе любви и дружбы:
59% ;
В неполных семьях так же ответили только27% женщин.
Основу детско-родительских отношений в таких семьях по ответам 38,9% респондентов составляют взаимопомощь и поддержка.
Вместе с тем одинокие матери чаще сталкиваются с непониманием и конфликтностью и грубостью в отношениях с детьми.
Настораживает, что 22% респонденток из неполных семей, а также 15% мужей и 6% жен из полных семей не пожелали ответить на этот вопрос.
Данный факт может свидетельствовать о наличии серьезных проблем в отношениях с детьми.
В целом же конфликтные отношения с детьми как наиболее важную проблему, с которой приходится сталкиваться родителям, отметили 27% родителей.
Больше всего сегодня волнует семьи тамбовчан проблемы, связанные с воспитанием и развитием детей. Прежде всего это трудности в приобщении детей к спорту, музыке, живописи и другим развивающим видам деятельности.
Неполные семьи очень беспокоит постоянная нехватка денег (68%). Для них третьей по значимости проблемой является организация отдыха детей (47%).
Полные семьи к числу наиболее актуальных проблем относят плохие жилищные условия и также нехватку материальных средств.
И те, и другте семьи волнуют сложности в организации быта, плохое медицинское обслуживание, неблагоприятные экологические условия. Слайд:Проблемы духовно-нравственного характера беспокоят 34,7% семей.
Настораживает, что менее значимым становится вопрос, касающийся употребления наркотиков и пьянства в семье.
Слайд:Так пьянство супруга, как актуальную проблему отметили лишь11% опрошенных.
Принимая во внимание, что по данным Росстата, потребление алкоголя в России растет и в настоящее время почти вдвое превосходит социально опасную черту, можно предположить, что уровень тревожности по поводу пьянства снизился вследствие равнодушия и терпимого отношения общества к этому явлению, либо нежелание респондентов обнажать нелицеприятные стороны семейной жизни.
Семья, являясь одной из первых исторических общностей, на протяжении веков остается главным передатчиком от поколения к поколению социокультурного опыта. С воспитания в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и нравственных ценностей, национальных и религиозных традиций. Не случайно воспитательная функция семьи признается учеными и обществом одной из важнейших. Динамические изменения российской действительности в последние десятилетия оказали существенное (но далеко не всегда позитивное) влияние на семью как социальный институт и ее воспитательный потенциал.
Воспитательный потенциал семьи можно рассматривать как комплекс условий и средств, определяющих возможности реализации семьей ее воспитательной функции. Он объединяет материальные и бытовые условия жизнедеятельности, численность и структуру семьи, степень развития семейного коллектива, характер внутрисемейных отношений, жизненный опыт, образовательный уровень, ценностные ориентации, профессиональные качества родителей и т.д.
Безусловно, нелегко выявить параметры, позволяющие объективно оценить воспитательный потенциал той или иной семьи ввиду сложности и многогранности самого феномена. В определенной степени показателями воспитательного потенциала могут служить: приемы и методы воспитания в семье; наличие проблем в воспитании детей и способы их решения, условия воспитания; понимание и оценка родителями сущности воспитательного процесса, ориентиры в области воспитания и образования.
Именно этот круг вопросов и брался во внимание при проведении исследования.
Успешность воспитания во многом зависит от того, сколько времени родители уделяют детям и как организован семейный досуг.
Только 26% респондентов считают, что того времени, которое они уделяют на воспитание детей вполне достаточно. Это максимальный показатель, полученный в группе матерей из полных семей.
В неполных семьях лишь 17% респонденток придерживаются такого же мнения.
Среди отцов этот показатель самый низкий – всего 15%.
Еще 69% отцов отметили, что уделяют воспитанию детей времени меньше, чем хотелось бы.
При этом чем больше трудностей вызывает у них процесс воспитания детей, тем менее активна их позиция.
Приведенные данные подтверждают выявленную учеными, исследующими проблемы семейного воспитания тенденцию к самоустранению отцов от воспитания детей.
Особый интерес представляют взгляды родителей на содержание воспитания. Исследование показало, что родители всех возрастов практически независимо от их образования признают необходимость воспитания в детях ответственности и трудолюбия.
Именно эти качества являются в глазах родителей абсолютной ценностью.
Третье место отдается высоким моральным качествам, при этом приоритетным является воспитание порядочности.
Значительная доля респондентов полагает, что необходимо обучать детей умению строить взаимоотношения с другими людьми. (30%)
Приблизительно четверть ответивших указали на необходимость воспитания в детях ответственного отношения к учебе, а также на важность передачи детям от родителей знаний, умений и навыков, которыми обладают сами.
4о% респондентов считают, что воспитание заключается прежде всего в том, чтобы уберечь ребенка от различных неприятностей.
Свои воспитательные возможности родители,принимавшие участие в опросе оценивают в среднем на 3-4 балла. (по 5-ти бальной шкале).
Наиболее распространенными методами воспитания являются любовь, ласка, доброта (67% родителей);
Привлечение к домашнему труду (53%);
Воспитаниа самостоятельности и ответственности (52%).
Часто родители воспитывают своих детей на личном примере (42%);
Чуть реже они взывают к их совести и честолюбию (31%);
Иногда прибегают к денежному поощрению (21%);
Насилие как метод воздействия применяется крайне редко
Сложности в семейном воспитании испытывают все большее количество родителей (67% одиноких матерей; 42% полных семей).
Весьма интересны ответы родителей на вопрос о проблемах, встречающихся им при воспитании детей. Наиболее распространенной проблемой, по их мнению, является чрезмерное увлечение детей компьютером, телевизором (почти 55% респондентов констатируют ее серьезность).
Значительная часть родителей отмечает отсутствие возможности контролировать полведение детей (29%).
Серьезной и часто возникающей проблемой родители считают нехватку педагогических способностей.
Весьма актуальным, по мнению родителей является детский «вещизм». С ситуацией, когда дети требуют покупки вещей, которую родители сделать не в состоянии, сталкиваются 14% родителей.
Беспокоит родителей и нежелание детей помогать в домашних делах (45%).
Некоторые родители обеспокоены отсутствием у детей настоящих друзей.
Доля родителей обозначивших проблему в недостаточном взаимопонимании с детьми и различии во вкусах и взглядах на жизнь невелика (12%), что может свидетельствовать об отсутствии серьезной психологической дистанции между поколениями.
В число менее значимых проблем, беспокоящих родителей, вошли низкая успеваемость в техникуме, наличие плохой компании.
Следует особо подчеркнуть, что значительное число родителей (27%), отвечая на вопрос о проблемах в воспитании детей, не смогли их обозначить. Это тревожный факт свидетельствует о том, что далеко не все родители задумываются над проблемами воспитания и осознают их.
Естественно, проведенное исследование не ставило целью осуществить всесторонний комплексный анализ жизнедеятельности российской семьи. Однако оно помогло составить своеобразный портрет современной тамбовской семьи, взглянуть на проблемы ее жизнедеятельности и присущие ей особенности.
Вместе с тем были выявлены трудности и проблемы, с которыми семья сталкивается в процессе своей жизнедеятельности. Их острота и комплексный характер дают основание для вывода о том, что российская семья нуждается сегодня в различных видах поддержки, в том числе и социально-педагогической.
Лишь на основе активизации внутреннего потенциала семьи можно получить желаемый результат, способствующий эффективному функционированию семьи в современном обществе.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к 5-ти годам он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительно, так и отрицательно направленного фактора воспитания, так как никакой другой социальный институт не может потенциально как благоприятно влиять на формирование личности, так и нанести ей невосполнимый ущерб. Семья выступает как особого рода общность, играющая в воспитании ребенка ключевую и длительную роль.
У постоянно обеспокоенных матерей, достаточно часто растут тревожные дети; амбициозные родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; вспыльчивый отец, выходящий из себя по любому поводу, часто, сам того не понимая, закладывает в сознание ребенка тот же стереотип поведения.
В связи с неповторимой воспитательной ролью семьи возникает задача: усилить положительное и свести к минимуму возможное отрицательное влияние на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно словесно передаваемый опыт подкреплять конкретными примерами, чтобы ребенок видел – у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании человека – достижение духовного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не надо полагаться на то, что процесс воспитания будет осуществляться сам по себе. Для успеха необходимо прикладывать определенные усилия и постоянно заниматься самовоспитанием.
Воспитательная роль семьи основывается на природных стремлениях и действиях человека. В естественных условиях семейной жизни удовлетворяются насущные потребности человека. Общность интересов старших и младших членов семьи заключают в себе неограниченные и бесценные возможности в воспитании подрастающего поколения.
Условием действенности семейного воспитания является целостность и единство семьи как группы. В семье, где присутствует родительский авторитет, взаимопонимание, постоянство, единство требований, уважение к институту семьи в целом, стремление без ссор и конфликтов решать возникающие проблемы, воспитание детей будет успешным.
Однако сегодня, к сожалению, в обществе можно наблюдать то, как семейные ценности не только подвергаются сомнению, но и теряют свою значимость, что отражается в первую очередь на процессе формирования личности ребенка.
Осложненное поведение детей и подростков сейчас является серьезной проблемой семьи, учебных заведений, общества в целом.
Как объяснить родителям, что их личные проблемы должны отходить на второй план, если ребенок чувствует себя несчастным?
Как убедить родителей и педагогов, что соблюдение психогигиены воспитания в семье и школе – важнейшее условие успешности их деятельности?
Возможности родителей, связанные с созданием в семье благоприятных условий для всестороннего развития ребенка, безусловно, зависят от развития и углубления их педагогических представлений. Но повышение уровня знаний о психо-физиологическом развитии и представлении о системе ценностей подростка еще не гарантируют семейного счастья. В отношениях родителей и детей особое место занимает эмоционально-чувственный контакт, близость. Развитие самосознания родителей – ведь только сознавая себя можно понимать и других.
По данным статистики, 17 тысяч детей раннего возраста становятся жертвами преступлений. При этом каждый второй из погибших детей убит родителями или лицами, их заменяющими. Дети, престарелые, женщины и инвалиды составляют более трети всех пострадавших на почве семейно — бытовых отношений.
Однако это только кажется, что «дверь» во внутрисемейные отношения закрыта; вопрос лишь в том, как подобрать «ключ».
Оказалось возможным представить, как общество получает ребенка с «убитой душой», который вырастая сам становится «душегубом».
Смешение любви и ненависти, желаемого и действительного, надежды и отчаяния, попытка оправдать ожидания и впустую потраченная энергия – это то, с чем приходят подростки на консультацию к психологу.
Среди них – дети из вполне благополучных на первый взгляд семей, а также дети, находящиеся на особом учете.
«Родители говорят, что меня не за что любить», «Иногда родители меня обманывают», «Я часто чувствую себя хуже других», «Бывает, меня незаслуженно наказывают», «Я часто чувствую, что меня все бросили и я никому не нужен», «Мне трудно учиться, потому что я бестолочь».
«РЕБЕНКУ ДЛЯ ПОЛНОГО И ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЕГО ЛИЧНОСТИ НЕОБХОДИМО РАСТИ В СЕМЕЙНОМ ОКРУЖЕНИИ, В АТМОСФЕРЕ СЧАСТЬЯ, ЛЮБВИ, ПОНИМАНИЯ»
Конвенция ООН о правах ребенка
-По официальным данным в детских домах, интернатах и домах малютки находится более 700 тысяч детей.
-ребенок учится создавать свою будущую семью, глядя на отношения родителей;
-дети узнают, как нужно заботиться о своих детях из заботы своих родителей
-Отсутствие совместных интересных дел, увлечений;
-внутренняя обособленность членов семьи друг от друга, закрытость, недоверие (кому из семьи ты доверяешь свои секреты, все ли о тебе знают твои родители);
-несформированность представлений о том какой хочется видеть в будущем свою семью.

  • § 1. Понятие и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением
  • § 2. Понятие и виды общения
  • § 3. Функции и трудности общения
  • § 4. Характеристика профессионального общения
  • Глава 6
  • § 1. Сущность и виды деформации социальных отношений
  • § 2. Деформации общения: криминогенный аспект
  • Раздел IV
  • Глава 7
  • § 1. Социально-психологический анализ общества
  • § 3. Социально-психологическая характеристика стратификации общества. Образ, качество и стиль жизни
  • Глава 8
  • § 1. Понятие и виды малых неформальных групп
  • § 2. Возникновение и развитие малой неформальной группы
  • § 3. Социально-психологические характеристики сложившейся группы
  • Глава 9 социальная психология семьи
  • § 1. Социально-психологическая классификация и функции семьи
  • § 2. Социально-психологические проблемы семьи
  • Глава 10
  • § 1. Понятие и составляющие организационной культуры
  • § 2. Характеристика социально-психологического климата различных социальных организаций
  • Глава 11
  • § 1. Социально-психологические особенности
  • § 2. Психология менеджмента
  • Глава 12
  • § 1. Социально-психологическое понимание организованной преступности
  • § 2. Общеуголовная преступность: социально-психологический анализ
  • Глава 13
  • § 1. Признаки больших социальных групп и движений
  • § 2. Характеристика массовых социально-психологических явлений
  • Глава 14
  • § 1. Социально-психологическая сущность толпы
  • § 2. Характеристика различных видов толпы
  • Глава 15
  • Глава 16 социальная психология безопасности
  • § 1. Социально-психологическое измерение безопасности
  • § 2. Безопасная власть
  • § 3. Общественная безопасность
  • Раздел V
  • Глава 17 социальная напряженность
  • § 1. Понятие, уровни, причины и механизмы возникновения социальной напряженности
  • § 2. Формы проявления социальной напряженности
  • Глава 18
  • § 1. Основы конфликтологии: понятие о конфликтах, их структура, функции, стадии протекания и виды
  • § 2. Конфликты в различных общностях
  • Глава 19
  • § 1. Техника снятия социальной напряженности
  • § 2. Урегулирование конфликтов
  • Глава 20
  • § 1. Сущность социально-психологического воздействия
  • § 2. Характеристика социально-психологического воздействия
  • Глава 21
  • § 1. Понятие и функции моды
  • § 2. Психология пропаганды
  • Часть II
  • Раздел VI
  • Глава 22
  • § 1. Структура и предмет прикладной социальной психологии
  • § 2. Теоретические основы прикладной социальной психологии: состояние и перспективы развития
  • § 3. Функции и задачи прикладной социальной психологии
  • Раздел VII теоретические и методические
  • Глава 23
  • § 1. Программное обеспечение социально-психологической диагностики и воздействия
  • § 2. Организация и процедура проведения социально-психологической диагностики
  • Глава 24
  • § 1. Наблюдение и эксперимент как методы социально-психологической диагностики. Аппаратурные методы диагностирования социально-психологических явлений
  • § 2. Использование опросов в социально-психологической диагностике
  • § 3. Контент-анализ как метод социально-психологической диагностики
  • § 4. Тестирование социально-психологических явлений
  • § 5. Нетрадиционные методы социально-психологической диагностики
  • Глава 25
  • § 1. Социально-психологическая диагностика социальных отношений и общения
  • § 2. Диагностика массовых социально-психологических явлений
  • Глава 26
  • § 1. Понятие, виды и организация социально-психологического тренинга
  • § 2. Понятие и основные техники социально-психологического консультирования
  • Раздел VIII групповое и личностное развитие
  • Глава 27
  • § 1. Социально-психологическая диагностика проблем семьи
  • § 2. Социально-психологическая диагностика малых неформальных групп
  • § 3. Социально-психологическая диагностика личности
  • § 4. Немедицинская групповая психотерапия: сущность, этапы и методы проведения
  • Раздел IX
  • Глава 28
  • § 1. Функции и эффективность социальных организаций
  • § 2. Социально-психологическая диагностика социальных организаций
  • § 3. Формирование имиджа социальных организаций
  • § 4. Социально-психологический тренинг делового общения
  • 2. «Оркестр».
  • 1. «Начало совещания».
  • 2. «Мозговой штурм».
  • 4. «Дискуссия о дискуссии».
  • 7. Ролевая игра «Выбор поставщика».
  • 1. Ролевая игра «Военные действия» .
  • 3. Ролевая игра «Освобождение заложников» .
  • 1. Ролевая игра «Знакомство».
  • 2. Ролевая игра «Приглашение к разговору».
  • 6. Ролевая игра «Симпатия-антипатия» .
  • 7. Ролевая игра «Уверенность-беспокойство» .
  • § 5. Организационное консультирование, его сущностные характеристики
  • § 6. Базовый алгоритм организационного консультирования
  • Раздел X
  • Глава 29
  • § 1. Прикладная социальная психология и политика
  • § 2. Прикладная социальная психология в сфере экономики
  • § 3. Прикладная социальная психология в образовании
  • § 4. Прикладная социальная психология в здравоохранении
  • § 5. Экстремальная прикладная социальная психология
  • Часть I. Основы социально-психологической
  • § 2. Социально-психологические проблемы семьи

    Важнейшими характеристиками семьи на этапе добрачного ухаживания являются факторы, влияющие на стабильность буду­щего брака (так называемые «факторы риска»). Результаты отече­ственных и зарубежных исследований в этой области наглядно отражены в таблице .

    Добрачные факторы, влияющие на стабильность брака

    Прямо коррелирующие со стабильностью брака

    Обратно коррелирующие со стабильностью брака

    1. Высшее образование мужа*

    2. Социальное положение семьи в це­лом

    3. Положительная оценка респонден­тами успешности семейной жизни родителей

    4. Продолжительность добрачного знакомства, ухаживания

    5. Взаимное положительное первое впечатление друг о друге

    6. Знакомство в ситуации работы, учебы

    7. Период ухаживания (год-полтора года)

    8. Инициатива о заключении брака со стороны мужчины

    9. Принятие брачного предложения после непродолжительного (до двух недель) обдумывания

    10. Сопровождение регистрации бра­ка свадебными торжествами

    1. Ранний возраст вступления в брак и у мужчин, и у женщин

    2. Поздний возраст вступления в брак

    3. Превышение возраста жены над возрастом мужа

    4. Высшее образование жены

    5. Более высокое образование жены, чем мужа

    6. Гетерогенность социального по­ложения супругов

    7. Городское происхождение супру­гов или городское происхождение у жены и сельское - у мужа

    8. Воспитание в неполной семье

    9. Отсутствие братьев (сестер) у буду­щих супругов

    10. Неустойчивость отношений в пе­риод знакомства

    11. Наличие добрачной беременности

    12. Отрицательное отношение роди­телей к браку

    13. Национальная гетерогенность супругов

    * О влиянии образования и социального положения семьи существуют неоднознач­ные данные.

    Из приведенной таблицы следует, что собственно социально-психологических факторов немного (из «позитивных» - это 3, 5, 8, из «негативных» - 10 и 12). Однако важно иметь в виду, что веро­ятность развода в значительной мере зависит не только от соци­ально-демографических характеристик будущих супругов (возраст

    вступления в брак, уровень образования, структура родительской семьи и пр.), сколько от «преломления» этих параметров в созна­нии человека, их воплощения в его установках, ценностных ори-ентациях.

    Следующий большой этап жизненного цикла семьи - собст­венно семейная жизнь , большей частью связанная с рождением и воспитанием детей, которые, в свою очередь, неотделимы от осо­бенностей межсупружеских отношений. Здесь также можно упо­мянуть о «факторах риска», влияющих на стабильность брака.

    Результаты анализа отечественных исследований связи брач­ных факторов со стабильностью семьи можно представить в виде таблицы .

    Факторы , влияющие на стабильность брака

    Прямо коррелирующие

    со стабильностью брака

    Обратно коррелирующие

    со стабильностью брака

    1. Высокие репродуктивные установ-

    ки женщин

    1. Употребление алкоголя супругом

    2. Расхождение репродуктивных ус-

    тановок мужа и жены

    2. Наличие в семье главы

    3. Совместное принятие основных

    семейных решений

    3. Расхождение установок супругов

    на профессиональную работу жены

    4. Равноправное распределение хо-

    зяйственно-бытовых обязанностей по

    уходу за детьми

    4. Расхождение установок супругов

    на характер главенства в семье

    5. Расхождение установок на распре-

    деление хозяйственно-бытовых обя-

    занностей

    5. Совместное проведение супругами

    свободного времени

    6. Сходство семейных ценностей

    6. Расхождение установок супругов

    на совместность-раздельность до-

    машнего/внедомашнего проведения

    7. Высокая ролевая адекватность

    8. Низкая конфликтность в разных

    сферах жизни

    9. Высокое уважение и эмоциональ-

    ное принятие супругами друг друга

    7. Негативная оценка друзей-подруг

    другого супруга

    10. Высокая адекватность восприятия

    супругами друг друга

    8. Ограниченность общения, увлече-

    ний, интересов

    9. Отсутствие адаптивного поведения

    иустановок супругов

    10. Расхождение установок мужа

    и жены на характер духовного

    11. Неудовлетворенность сексуаль-

    ными отношениями

    12. Отсутствие доверия и поддержки

    со стороны другого супруга

    13. Расхождение установок мужа и

    жены на характер помощи со сторо-

    ны родителей

    Необходимо отметить, что практически все перечисленные фак­торы успешности брака являются социально-психологическими (описывают установки мнения супругов), и это, видимо, не случай­но. Вместе с тем перечень таких факторов, безусловно, неполон. Например, в нем почти никак не представлены дети (говорится только о репродуктивных установках супругов). Возможно, это обусловлено тем, что в качестве объекта исследования в основном выступала молодая семья. Но в таком случае неясен уровень репре­зентативности полученных данных для остальных семей. Заслужи­вает пристального внимания и проблема определения «удельного веса» (важности) выделенных факторов. И наконец, вызывает со­мнение надежность некоторых показателей (например, «употреб­ление алкоголя супругом», «наличие в семье главы», «ограничен­ность общения»...).

    Другим социально-психологическим подходом к изучению семьи является исследование супружеской совместимости . При этом выделяются такие ее уровни, как индивидуально-психоло­гический, социально-психологический и социокультурный. Каж­дый из названных уровней совместимости обладает своей специ­фикой на разных этапах жизненного цикла семьи.

    Согласно концепции С. И. Голода, стабильность брака обеспе­чивается супружеской адаптированностью . Последняя, в свою оче­редь, зависит от таких факторов, как интимность («симпатия, рас­положенность и эротическая привязанность» супругов) и авто­номия - относительная независимость супругов друг от друга, предполагающая у них такие потребности и виды общения, кото­рые выходят за рамки супружества.

    Тесно примыкает к отмеченному выше направлению в изуче­нии семьи подход, разрабатываемый Д. Олсоном и его коллегами. Суть взгляда научного коллектива, возглавляемого Д. Олсоном, сводится к тому, что для внутрисемейных (а не только супруже­ских) отношений характерны два относительно независимых ас­пекта, измерения: сплоченность , определяемая как эмоциональная привязанность членов семьи друг к другу, и адаптивность , т.е. способность брачной или семейной системы изменять свою струк­туру власти, ролевые отношения и правила, их регулирующие, в ответ на ситуационный или развивающийся стресс. Каждый из выделенных аспектов имеет четыре градации - от самых низких до самых высоких значений. В результате получается матрица 4x4, образующая 16 возможных типов внутрисемейных отношений (или в терминологии авторов - «круговая модель семейной системы»). Многочисленные исследования подтвердили исходную авторскую гипотезу о том, что чем более смещена семья к крайним значени-

    ям шкал сплоченности и адаптивности, тем более неблагоприятны отношения, складывающиеся в ней, и, следовательно, задача про­фессионала, оказывающего помощь семье, - сместить ее к «золотой середине».

    Социально-психологический подход к анализу семьи предпо­лагает рассмотрение таких специфических функций, как репро­дуктивная и воспитательная. Если первая функция семьи доста­точно изучена, в частности, исследованы репродуктивные уста­новки супругов, мотивация их репродуктивного поведения и со­циальной политики в этой области , то в отношении второй функции есть некоторые замечания. Во-первых, традиционно о воспитании детей писали педагоги, не особенно утруждая себя приведением надежных эмпирических данных по этой проблеме. Во-вторых, в психологии существует целый ряд методических приемов (рисунок семьи, тест цветовых отношений, тест-опросник родительского отношения и др.), позволяющих оценить различ­ные аспекты детско-родительских отношений, однако все они не интегрированы в рамках сколько-нибудь общей теории. В-третьих, видимо, воспитание детей можно рассматривать как специфиче­ский вид руководства - один из традиционных феноменов социаль­ной психологии. Но отечественные исследования этой темы не встречаются.

    Таким образом, попытки теоретического социально-психологи­ческого анализа супружества и детско-родительских отношений оказались в значительной мере изолированными друг от друга.

    Далеко не всякая семья заканчивает свое существование естест­венным путем, т. е. из-за смерти одного из супругов. Нередко рас­пад семьи происходит вследствие вдовства или развода. Первое мало изучено, что же касается развода, то эта проблема привлека­ет внимание ученых из самых разных отраслей знания, таких, как демография, социология, история, этнография. Мы попытаемся вы­делить социально-психологический аспект этой проблемы.

    Прежде всего, к называвшимся «факторам риска», влияющим на стабильность брака, следует отнести мотивы развода, которые выявляются главным образом через прямые, закрытые вопросы, обращенные к разводящимся супругам. Ответы молодых разво­дящихся супругов позволяют говорить о том, что немаловажное значение в процессе принятия решения о разводе (помимо стерео­типа о психологической несовместимости) имеют мнения других людей, материальные соображения, возможность лучшего прове­дения досуга и профессионального роста, злоупотребление алко­голем одного из супругов .

    Другой важной проблемой развода является его процессуаль­ная сторона. Анализ зарубежных данных по этой проблеме позво­ляет свести их в таблицу. Большая часть фаз, стадий, этапов разво­да, приводимых в таблице, носит внутриличностный, индивидуаль-

    ныи характер, но в то же время наблюдаются взаимодействие, пе­рестройка отношений с другими людьми.

    Этапы психологического переживания супругами процесса развода

    Кризис в супру­жеских отноше­ниях

    Переходная стадия

    Адаптация к разводу

    Валлер В.

    Стадия 1: отчуж­дение, ломка ста­рых привычек

    Стадия 2: начало перестройки жиз­ни, охлаждение любви к супругу Стадия 3: поиск новых объектов любви

    Стадия 4: окон­чательная пере­адаптация

    Вайсман Р.

    Стадия 1: отри­цание

    Стадия 2: чувст­во утраты и де­прессия

    Стадия 3: гнев и амбивалентность Стадия 4: пере­ориентация стиля жизни и идентич­ности

    Стадия 5: приня­тие факта развода и новый уровень функциониро­вания

    Фройланд и Хоз-ман

    Фаза 1: отрица­ние Фаза 2: гнев

    Фаза 3: уговоры Фаза 4: депрессия

    Фаза 5: принятие (факта развода)

    Леви и Джаффе

    Фаза 1: раздель­ное проживание

    Фаза 2: индиви­дуализация

    Фаза 3: воссоеди­нение (психологи­ческой целостно­сти личности)

    Стадия 1: раз­очарование Стадия 2: эрозия (любви)

    Стадия 3: отчуж­дение

    Стадия 4: уста­новление раз­дельного прожи­вания

    Стадия 5: опла­кивание

    Стадия 6: второе подростничество Стадия 7: тяже­лая работа (по адаптации к раз­воду)

    Крантцлер М.

    2. Оплакивание

    3. Восстановление психологического равновесия

    1. Амбивалент­ность чувств к супругу

    2. Шок и отрица­ние

    3. Переход

    4. Восстановление от развода

    1. Интрапсихиче-ская

    2. Диадическая

    3. Социальная

    4. Фаза «отделки»

    1. Осознание неудовлетворен­ности

    2. Выражение не­удовлетворенности

    3. Переговоры

    4. Решение

    5. Трансформа­ция

    Не менее важной социально-психологической проблемой явля­ется межсупружеское взаимодействие в процессе распада брака. Недавно была предпринята попытка выделить позиции разводя­щихся супругов: «аутсайдеры» - те, кто против развода; «догово­рившиеся» - ориентированные на развод по согласованию с парт­нером; «автономисты» - принимающие решение о разводе без учета мнения супруга; «пассивные» - воспринимающие развод как нечто совершившееся помимо их воли . Недостаток этой классифи­кации в том, что строилась она на опросах разведенных супругов из разных семей. Нами (с опорой на идею Дж. Дедерико) разрабо­тана и впоследствии подтверждена более сложная типология меж­супружеского взаимодействия - объектом анализа выступали раз­водящиеся супружеские пары, которую можно представить в виде следующей таблицы:

    Стили межсупружеского взаимодействия в условиях предразводной ситуации

    Принятие решения о разводе

    Преобладающая форма конфликтности

    1-й супруг

    2-й супруг

    Вербальная

    Поведенческая

    Комплексно - смешанная

    Отказ от раз­вода

    Провокация

    Отказ + про­вокация

    Открытое

    обсуждение

    Обсуждение + + саботаж

    Наиболее часто у молодых супругов встречаются комплексно-смешанные стили взаимодействия. При этом и мужья, и жены (на­помним: опрашивались супружеские пары) рассматривают другого супруга как «провокатора», подталкивающего семью к разводу. И те и другие чаще отмечают у себя вербальную активность, а у супруга - поведенческую. Или же считают, что слова и действия супруга противоречили друг другу («согласилась переехать, но не захотела наладить отношения»; «просил прощения, а потом все на­чиналось снова...»).

    Немаловажный аспект развода - его последствия, которые мож­но разделить на три относительно независимые группы: для супру­гов, для их детей и для общества.

    Есть основания полагать, что нередко период, непосредственно предшествующий разводу, переживается супругами более тяжело, чем жизнь после развода. Имеются данные зарубежных исследо­вателей о предразводных факторах, усиливающих или ослабеваю­щих эмоциональную «травму развода».

    Впоследствии среди разведенных оказываются выше, чем среди людей другого брачного статуса, такие неблагоприятные показа-

    тели, как смертность, заболеваемость (физическая и психологиче­ская), уровень самоубийств, количество автокатастроф и т.д. На этот счет есть обширная зарубежная статистика , однако не сле­дует сбрасывать со счетов и данные отдельных зарубежных авто­ров, свидетельствующие об отсутствии связи между фактом раз­вода и эмоциональным благополучием супругов.

    Что касается последствий распада родительской семьи для ре­бенка, то в обыденном сознании присутствует убеждение в их одно­значно-негативном характере. Вместе с тем на эмпирическом уров­не эта проблема остается малоизученной. Однако некоторые выво­ды можно сделать. Во-первых, исследованиями установлено, что более мощное негативное влияние на детей оказывают не отсутст­вие одного родителя и не сам развод, а период, предшествующий ему и сопровождаемый межсупружеской конфликтностью. Во-вто­рых, уход мужа (и следовательно, прекращение конфликтов), по оценке некоторых женщин, положительно сказался на состоянии ребенка (вплоть до исчезновения психосоматической симптома­тики, нормализации сна). И в-третьих, существуют значительные различия между мальчиками и девочками в реагировании на раз­вод родителей. Если первым в большей мере присущи агрессив­ность, драчливость, возбудимость, то вторым - замкнутость, плак­сивость, неуверенность и т. п. .

    Для общества главными функциями семьи являются репродук­тивная и воспитательная. Согласно вполне обоснованному мнению в условиях значительно распространившейся малодетности раз­вод практически не оказывает влияния на уровень рождаемости.

    В отношении качества воспитания влияние развода неоднозначно. По крайней мере, сравнение психического благополучия детей из полных семей, в которых супруги удовлетворены браком, и полных конфликтных семей показало, что дети из разведенных семей зани­мают промежуточное положение между этими двумя группами.

    В то же время имеются достоверные статистические данные о так называемой транспоколенной передаче разводимости (более высокая вероятность развода у детей, чьи родители развелись, чем у детей из полных семей).

    Литература

    1. Алешина Ю . Е . Исследование развода в западноевропейских странах и США // Служба семьи: изучение опыта и принципов организации. - М., 1981.

    2. Антонов А . И . Социология рождаемости. - М., 1982.

    3. Бойко В . В . Рождаемость: социально-психологические аспекты. - М, 1985.

    4. Волкова А . Н ., Трапезникова Т . М . Методические приемы диагностики супружеских затруднений // Вопросы психологии. - 1985. - № 5.

    5. Гозман Л . Я . Психология эмоциональных отношений. - М., 1987.

    6. Голод С . И . Стабильность семьи. -Л., 1989.

    7. Кутсар Д . Я . Качество - интегральная характеристика брака // Стабиль­ность и качество брака. - Тарту, 1982.

    8. Мацковский М . С . Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. - М., 1989.

    9. Мацковский М . С , Гурко Т . А . Молодая семья в большом городе. - М., 1986. !0. Мацковский М . С . Социальная сфера: преобразование условий труда и

    быта.-М., 1988.

    11. Мацковский М . С , Гурко Т . А . Успешность функционирования молодой семьи в крупном городе // Программы социологических исследований моло­дой семьи. - М., 1986.

    12. Обозов H.H., Обозова А . Н . Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. - 1982. - Т. 3. - № 2.

    13. Обозов H.H., Обозова А . Н . Факторы устойчивости брака // Семья и личность. -М., 1981.

    14. Олейник Ю . Н . Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологический журнал. - 1986. - Т. 7. - № 2.

    15. Психология: Словарь / Под ред. А. В.Петровского, М.Г.Ярошевского. -М., 1990.

    16. Седельникова С . С . Позиции супругов и типологические особенности реакции на развод // Социологические исследования. - 1992. - № 2.

    17. Солодников В . В . Условия и причины нестабильности молодых город­ских семей // Становление брачно-семейных отношений. - М., 1989.

    18. Солодников В . В . Анализ предразводной ситуации в молодых семьях // Исследования семьи и практика консультационной работы. - М., 1988.

    19. Солодников В . В . Дети развода // Социологические исследования. -1988.-№4.

    20. Харчев А . Г . Исследования семьи: на пороге нового этапа // Социологи­ческие исследования. - 1986. - №3.

    21. Харчев А . Г ., Мацковский М . С . Современная семья и ее проблемы. -М., 1978.

    Семейная психология: формируется новый тип семьи

    Кризис, затронувший все системы жизнеобеспечения общества, напрямую поразил и семью, выступающую важнейшим социальным фактором, определяющим жизнестойкость нации, общества и государства. От психологического самочувствия современной семьи и будет зависеть, какое поколение будет жить и работать в ХХI веке.

    В последние десятилетия современная семья в большинстве стран претерпевает серьезные изменения. По данным литературы можно выделить общие черты, свойственные семьям в современном обществе: падение рождаемости, усложнение межличностных отношений, рост разводов и, следовательно, рост числа неполных семей и семей с неродными родителями, широкое распространение внебрачных рождений. В нашей стране остро стоят социальные проблемы семьи: снижение ее материального уровня, ухудшение физического и психического состояния здоровья детей и родителей, увеличение числа одиноких мужчин и женщин .

    Если в прошлом семью объединяли чисто внешние, формальные факторы (закон, нравы, общественное мнение, традиции и др.), то в настоящее время формируется новый тип семьи, единство которой все больше зависит от личных отношений друг к другу всех ее членов - их взаимопонимание, привязанность, взаимное участие, уважение, преданность, симпатия и любовь. Именно эти чувства и способствуют прочности семейного очага .

    Таким образом, осуществив анализ психологической литературы в области семейной психологии, результатов экспериментальных исследований, мы пришли к выводу, что бескризисное развитие молодой семьи невозможно, однако не все причины ведут к разрушению. В супружеских отношениях важно все, так как недооценка каких-либо сторон или кажущихся мелочей может иметь далеко идущие последствия.

    Выявление кризисного периода в жизни молодой семьи может иметь немаловажное прогностическое значение, способствовать его смягчению или предупреждать неблагоприятные кризисные проявления.

    Хотите освоить направление «психология семьи»? Тогда наши образовательные программы и - это именно то, что вам нужно! Поступайте учиться прямо сейчас!

    Литература:

    1. Андреева Т. Семейная психология. СПб, 2004. с. 61, 73, 80, 113 №6
    2. Антонюк Е.В. Становление ролевой структуры молодой семьи и ее восприятие супругами. //Вестник МГУ, сер. 14, психология. 1989. №4. с. 25-34
    3. Бэндлер Р., Гриндлер Д., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж, 1993. с. 128
    4. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений.//Вопросы психологии. 1985. №5. с. 11-116
    5. Гурко Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи..//Социологические исследования. 1993. с. 58-74
    6. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония. М., 1990. с. 270
    7. Захаров А.И. Психологические особенности диагностики оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье.// Вопросы психологии. 1981. №3. с. 58-68
    8. Зацепин А.И. Брак и семья. //Психология семьи. Хрестоматия./ Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 2002. с. 20-29
    9. Зацепин В.И. Молодая семья: социально -экономические, правовые, морально-психологические проблемы. Киев, 1991. с. 313
    10. Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни.// Вопросы психологии. 1983. №3. с. 83-89
    11. Кинесса М.З. Молодые супруги и культура секса. //Психология семьи. Хрестоматия./ Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 2002. с. 544
    12. Косачева В.И. Проблема стабильности молодой семьи: философ, и социально- психологический анализ. Дис. канд. филос. н. Минск, 1990. с. 25-39
    13. Немировский Д.Е. О некоторых ориентациях молодежи в вопросах любви, брака, семьи. //Психологический журнал. 1982. Т.3, №6. с. 118-121
    14. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990. с. 16, 65, 79, 191
    15. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. /Под редакцией Силяевой Е.Г. М., 2004. с. 46
    16. Сысенко В.В. Молодежь вступает в брак. М., 1986. с. 79, 132
    17. Сысенко В.В. Устойчивость брака. М., 1981. с. 183, 210
    18. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978. с. 48, 223
    19. Шапиро А.З. Психолого-гуманистические проблемы позитивности-негативности внутрисемейных отношений. // Вопросы психологии. 1994. №4. с. 45-46
    20. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М., 2000. с. 19, 98-101, 216- 220
    21. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб, 2003. С. 27, 30,189, 652