Положение о приемной семье. Приемная семья образуется на основании чего, каких документов

Попробуем выяснить, на основании какого документа образуется приемная семья. Проблема защиты интересов и прав детей, лишившихся присмотра биологических родителей, а также детей-сирот в наши дни приняла особое значение.

В Российской Федерации существует социальное сиротство. Большая часть детей, которые попали в сложную жизненную ситуацию, становятся социальными сиротами, имея обоих родителей.

В Конвенции ООН о правах детей закреплено их право жить и воспитываться в полноценной семье. Государство должно обеспечивать социальную защиту малыша, который лишен семейной среды, предлагать ему альтернативу семьи.

Модели воспитательной деятельности

В настоящее время предусматриваются три варианта воспитания в семье детей, которые лишены традиционной опеки:

  • удочерение (усыновление);
  • попечительство (опекунство);
  • приемная семья.

Часть субъектов РФ использовала предоставленные им права, предусмотрев передачу детей в патронажные семьи.

Удочерение (усыновление)

Основной разновидностью воспитания детей, что оказались без присмотра родителей, а также детей-сирот считают удочерение (усыновление) ребенка.

Подобный вариант является обособленным видом воспитания в семье, обладает бессрочным характером. Это устройство связано с появлением длительного, часто пожизненного общения ребенка с посторонними для него людьми. Что является основанием образования приемной семьи?

Удочерение (усыновление) является такой формой воспитания, в результате которой создаются условия жизни, которые аналогичны условиям развития родных малышей.

Суть создания

Приемная семья образуется на основании Семейного кодекса, а также Федерального закона, касающегося гарантий по защите детей.

Отдельные граждане или супруги, которые желают взять одного или нескольких детей, лишившихся родительской опеки, на воспитание в новую приемную семью, юридически считаются приемными родителями.

Ребенок, который передается в новую семью, - это приемный ребенок.

Основания для передачи детей

Приемная семья образуется на основании решения судебных органов (при согласии отдела опеки и попечительства). На воспитание в такую семью передают детей следующих категорий:

  • сирот;
  • детей, у которых официально нет родителей;
  • малыши, чьи папы и мамы лишены, утратили свои права либо признаны недееспособными в судебном порядке, имеют ограничения, официально осуждены;
  • дети, мамы и папы которых из-за тяжелого физического недуга не способны осуществлять должный уход и воспитание;
  • дети, находящиеся в лечебно-профилактических, воспитательных учреждениях, а также иных государственных организациях образовательного типа.

Каковы основания и порядок образования приемной семьи? Помимо наличия решения суда, потенциальные опекуны должны отвечать определенным критериям и требованиям. Исключениями для признания права совершеннолетнего лица выполнять функции опекуна являются следующие ситуации:

  • признание судом человека ограниченно дееспособным либо полностью недееспособным;
  • лишение по суду родительских прав либо установление ограничений на их полное выполнение;
  • отстранение попечителя (опекуна) от обязанностей за ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него законом;
  • бывших усыновителей, если отмена усыновления была по их вине;
  • лиц, которые имеют заболевания, не позволяющие брать в приемную семью одного либо нескольких детей.

Важные аспекты

Приемная семья образуется на основании решения суда, только тогда у опекунов появляются определенные права и обязанности:

  • воспитывать ребенка, взятого под опеку (попечительство);
  • заботиться о его физическом здоровье, духовном, психическом, нравственном развитии;
  • самостоятельно подбирать методики воспитания ребенка, учитывая его мнение, а также отношение попечительского органа, соблюдая требования Семейного кодекса РФ.

Попечители и опекуны могут устраивать своих подопечных на общих основаниях в образовательные государственные учреждения.

Полезная информация

Основания и порядок формирования новой семьи определяются судом, но общее число в приемной семье детей, включая усыновленных и родных, не должно превышать 8 человек.

Приемная семья образуется на основании решения суда, составляется договор о передаче одного (нескольких) малышей на воспитание в семью. Это соглашение заключается между приемными родителями и органом опеки по установленной форме.

Основания для передачи ребенка в приемную семью должны быть законными, соответствовать законодательству РФ. Взятие под опеку ребенка не приводит к установлению между приемными детьми и приемными родителями наследственных и алиментных правоотношений, которые вытекают из законодательства Российской Федерации.

Последовательность действий

Приемная семья образуется на основании заявления лица, которое желает взять на воспитание ребенка. Подается заявление в орган опеки по месту жительства, к нему прилагаются следующие документы:

  • характеристика с места работы;
  • справка с места работы с указанием размера заработной платы, должности, заверенная работодателем в установленном порядке;
  • автобиография;
  • документ, который подтверждает наличие у лица, планирующего взять в приемную семью на воспитание ребенка (нескольких детей) жилья;
  • лицам, состоящим в официальном браке, необходимо представить копию свидетельства о заключении брака;
  • медицинская справка лечебного учреждения о состоянии здоровья заявителя, который изъявил желание взять в приемную семью на воспитание ребенка.

Приемная семья возникает на основании согласия органов опеки, а также по решению судебных органов.

Заявитель, который обращается по вопросу получения ребенка в семью, обязан предъявлять гражданский паспорт.

Орган опеки и попечительства для подготовки заключения о возможности стать приемными родителями составляет акт по итогам обследования условий жизни заявителя, который желает взять ребенка (детей) под опеку или попечительство в приемную семью.

Если есть все основания для возникновения приемной семьи, то через 20 дней после подачи официального заявления органом опеки и попечительства будет дано положительное заключение.

Полезная информация

В процессе подготовки заключения орган опеки учитывает личные качества тех людей, которые решили взять ребенка в семью на воспитание, их способность выполнять родительские обязанности, взаимоотношения с иными членами семьи, которые совместно с ними проживают.

Если заявитель демонстрирует желание взять в семью ребенка, имеющего ослабленное здоровье, больного малыша, ребенка с серьезными отклонениями в физическом развитии, инвалида, то у будущего приемного родителя (попечителя или опекуна) есть для этого необходимые условия.

Любая приемная семья образуется на основании согласия ребенка, если он достиг десятилетнего возраста.

Проблемы приемных семей

Рассмотрим основные проблемы этой формы семейного воспитания малышей, которые остались без родительского попечения. Не все дети, которые нуждаются в удочерении (усыновлении), оказываются в приемных семьях. Практика свидетельствует о том, что большие шансы есть у здоровых малышей грудного возраста. Больные дети, а также ребята, которые перешагнули порог младенчества, продолжают жить в детских домах, либо их усыновляют граждане иностранных государств.

У иных индивидуальных форм семейного воспитания - опеки (попечительства) патронажной и приемной семей - срочный характер, они являются временным устройством детей, которые остались без родительского присмотра, а также сирот в семью.

Предназначение приемной семьи

Она позволяет обеспечивать сирот и детей, которые лишились попечительства со стороны родителей, правом на воспитание в семье. Законодательное оформление подобные семьи получили только после принятия в РФ Семейного кодекса. В России была традиция брать в чужие семьи на воспитание детей-сирот. Эта форма именовалась патронатом. В ее основе был договор о передаче в чужую семью ребенка на добровольной основе. Патронатный воспитатель получал некое вознаграждение за выполнение обязательств, наложенных на него.

После 1917 года государственной поддержки семейный патронат не был удостоен, поэтому он перестал существовать. Во второй половине прошлого века появилась идея создания детских домов семейного вида.

Они обладали некоторыми признаками патроната. Современная правовая модель приемной семьи стала результатом синтеза традиций дореволюционной России в вопросах воспитания сирот. Приемная семья характеризуется всеми признаками лиц, которые объединены обязанностями и правами, предусмотренными семейным законодательством. При этом она считается самостоятельной формой семейного воспитания детей, которые остались без попечения родителей, а также сирот.

Основу ее составляют супруги, которые пожелали на воспитание взять чужих детей. В основном это лица, которые заботятся друг о друге, о близких людях, понимают ответственность за судьбу сирот. Основания прекращения договора о приемной семье указаны в Семейном кодексе РФ.

Те взаимоотношения, которые существуют между приемными родителями и детьми, в будущем становятся моделью семьи для такого ребенка. Именно поэтому так важно ответственно подбирать родителей для приемной семьи.

Заключение

На практике приемными родителями выступают супруги, которые имеют собственных детей. Сироты, оказавшиеся в новой семье, с первых дней строят взаимоотношения с другими детьми и со взрослыми людьми. Они ощущают уют и семейное тепло, называют приемных родителей папой и мамой, обретают братьев и сестер.

Ребенку важно слышать такое к себе обращение, как «дочурка», «сынуля». При подобном обращении и иных знаках внимания душа малыша оттаивает, что необходимо для его психического и физического здоровья, последующей жизни.

Каждому несовершеннолетнему ребенку важно иметь тот дом, в котором его всегда ждут, где его любят. Нормальные условия проживания и развития способны давать сироте приемные родители. В таких семьях ребенок получает не только материальное содержание, обеспечивается питанием и необходимыми принадлежностями, но и приобретает традиционное семейное воспитание до достижения им совершеннолетнего возраста.

Дети получают возможность приближаться к реальной жизни, приобретают опыт преодоления сложных жизненных ситуаций, поведения при стрессах, получают психологическую защиту, морально-этическую установку на созидание собственной полноценной семьи.

Многие граждане сделали воспитание чужих малышей собственной профессией. Те граждане, которые взяли на воспитание приемных детей, за свой труд от государства получают заработную плату. Целью приемной семьи является создание условий, при которых ребенок долгое время находился бы в комфортных взаимоотношениях с приемными родителями. Так как приемная семья основывается на договоре, после достижения ребенком возраста совершеннолетия он теряет свою законную силу.

Шпаргалка по семейному праву Щепанский Роман Андреевич

83. Права ребенка, переданного на воспитание в приемную семью

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье» на воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшийся без попечения родителей :

– дети-сироты;

– дети, родители которых неизвестны;

– дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;

– дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

По желанию лиц (лица), имеющих на то необходимые условия, возможна передача им на воспитание в приемную семью ребенка (детей) с ослабленным здоровьем, больного ребенка (детей), ребенка (детей) с отклонениями в развитии, ребенка (детей) – инвалида (инвалидов). При передаче ребенка в приемную семью учитывается его мнение. Передача ребенка, достигшего возраста десяти лет, в приемную семью осуществляется только с его согласия. Разъединение братьев и сестер не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает интересам детей.

Ребенок (дети), переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты. Например, государственные пособия полагаются детям в связи со смертью их родителей в установленных законодательством случаях (в частности, детям лиц, погибших при исполнении служебных обязанностей). Причитающиеся ребенку выплаты и компенсации перечисляются на счета, открываемые на имя ребенка в банковских учреждениях. Алименты, пенсии и пособия поступают в распоряжение их приемных родителей как законных представителей.

За ребенком сохраняется право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением. Жилое помещение, занимаемое гражданами по договору социального найма, сохраняется за детьми в течение всего времени их пребывания в приемной семье (ст. 71 Жилищного кодекса РФ). В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении, предоставленном гражданам по договору социального найма, остались проживать исключительно несовершеннолетние, приемные родители в течение трех месяцев обязаны оформить договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

При отсутствии жилого помещения ребенок по окончании пребывания в приемной семье имеет право на предоставление ему жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди.

Ребенок (дети), переданный в приемную семью, обладает также правами, предусмотренными ст. 55–57 СК РФ (на защиту своих прав, на общение с родителями и другими родственниками, а также на выражение своего мнения). Личные контакты ребенка с кровными родителями и родственниками возможны, если это не противоречит интересам ребенка, его нормальному развитию и воспитанию. Они допускаются с согласия приемных родителей.

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 5. 36. Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей 1. Нарушение руководителем учреждения, в котором

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Статья 5. 37. Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью –влекут наложение

Из книги Семейный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 5.36. Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей – сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей 1. Нарушение руководителем учреждения, в котором

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 5.37.Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью – влекут наложение

Из книги Шпаргалка по семейному праву автора Щепанский Роман Андреевич

Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью 1. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении

Из книги Семейное право. Шпаргалки автора Семенова Анна Владимировна

Статья 5.36. Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей 1. Нарушение руководителем учреждения, в котором

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

Статья 5.37. Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью -влекут наложение

Из книги Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Никитина Татьяна Исааковна

81. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью является основанием для образования приемной семьи. Приемная семья – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на

Из книги автора

31. Личное право ребенка на семью и общение с родителями Каждый ребенок вне зависимости от его возраста рассматривается Семейным кодексом РФ прежде всего как личность. Как личность ребенок имеет, соответственно, и все права, связанные со свободой личности и защитой от

Из книги автора

34. Имущественные права ребенка Поскольку ребенок априори не может иметь собственного дохода, закон стоит на страже его имущественных прав. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, установленных

Из книги автора

84. Права опекуна на воспитание и образование ребенка Гражданский кодекс РФ указывает, что опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, допускается с

Из книги автора

99. Неотъемлемые права ребенка Конвенция о правах ребенка указывает, что, хотя подписавшие ее государства уважают права, обязанности и ответственность родителей, опекунов, прочих лиц, взявших на себя заботу о детях, а также местные обычаи и этнические особенности, но

Из книги автора

100. Права ребенка как личности Конвенция предусматривает, что любой ребенок является прежде всего личностью, поэтому положения Конвенции направлены на закрепление за ребенком прав личности, характерных, например, для Декларации прав человека.По Конвенции ребенку

Из книги автора

58. Семейные права ребенка Ребенок имеет право на реализацию своих семейных прав. Особенность реализации прав ребенка состоит в том, что наряду с ним самим в распоряжении его правами участвуют законные представители и/или учреждения, на которые законом возложена

Из книги автора

59. Имущественные права ребенка СК РФ особо подчеркивает самостоятельность имущественных прав несовершеннолетнего. Ребенок по семейному законодательству остается обладателем не только личных, но и имущественных прав.СК РФ возлагает на семью обязанность по

Из книги автора

§ 33*. Права ребенка В нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла чрезвычайно остро. Революционные события 1917 г. и Гражданская война обрекли страну на разруху и голод. Распалось множество семей. Миллионы беспризорников бродяжничали по городам и весям

20. На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшийся без попечения родителей:

  • дети - сироты;
  • дети, родители которых неизвестны;
  • дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;
  • дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

21. По желанию лиц (лица), имеющих на то необходимые условия, возможна передача им на воспитание в приемную семью ребенка (детей) с ослабленным здоровьем, больного ребенка (детей), ребенка (детей) с отклонениями в развитии, ребенка (детей) - инвалида.

22. При передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка.

23. Передача ребенка (детей) в приемную семью осуществляется с учетом его мнения и с согласия администрации воспитательного и лечебно-профилактического учреждений, учреждения социальной защиты населения и другого аналогичного учреждения, в котором находится ребенок.

Передача в приемную семью ребенка (детей), достигшего возраста 10 лет, осуществляется только с его согласия.

24. Дети, находящиеся в родстве между собой, как правило, передаются в одну приемную семью, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам они не могут воспитываться вместе.

25. На каждого ребенка, передаваемого в приемную семью, орган опеки и попечительства или администрация воспитательного и лечебно-профилактического учреждений, учреждения социальной защиты населения и других аналогичных учреждений передают приемным родителям следующие документы:

  • свидетельство о рождении;
  • выписку из истории развития ребенка (истории новорожденного) о состоянии здоровья;
  • справку о состоянии здоровья матери и течении родов (в случае передачи ребенка из родильного дома, родильного отделения лечебно-профилактического учреждения);
  • документ об образовании (для детей школьного возраста);
  • документы о родителях (копию свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справку о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);
  • справку о наличии и местонахождении братьев и сестер;
  • опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;
  • документы о закреплении ранее занимаемой жилой площади за несовершеннолетним;
  • копию решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионную книжку на ребенка, получающего пенсию, документ о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении.

Указанные документы передаются непосредственно приемным родителям не позднее двухнедельного срока после заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.


26. Ребенок (дети), переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации, которые перечисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации на счета, открываемые на имя ребенка (детей) в банковском учреждении.

За ребенком (детьми) сохраняется также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения он имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

27. Органы опеки и попечительства по месту нахождения имущества (в том числе жилого помещения) ребенка (детей) обеспечивают контроль за его использованием и сохранностью.

28. Ребенок (дети) в приемной семье имеет право на поддержание личных контактов с кровными родителями, родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (детей), его нормальному развитию, воспитанию. Контакты родителей с ребенком (детьми) допускаются с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребенком (детьми), его родителями, родственниками и приемными родителями определяется органами опеки и попечительства.

Семья, принимающая ребенка на воспитание, может рассчитывать на помощь от государства . В некоторых случаях предусмотрена только единовременная выплата, в других - ежемесячные пособия на содержание ребенка.

Выплаты на приемных, усыновленных и принятых под опеку детей, оговорены в ФЗ (Федеральном законе) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» № 81-ФЗ от 19 мая 1995 г.

  • По периодичности выплат существуют несколько видов пособий: единовременные (включая ) и . Помимо этого есть компенсации (они также делятся на разовые и предусматривающие выплату каждый месяц).
  • Пособия и компенсации по источнику выплат подразделяются также на и . Первые являются едиными для всех граждан России, а вторые действуют только в определенном субъекте федерации в соответствии с местным законодательством.

Формы передачи ребенка на воспитание в семью

Независимо от формы передачи ребенка в семью, законом установлено несколько общих правил:

  1. Лица, желающие оформить опеку любого вида над ребенком, проверяются на предмет наличия у них соответствующих условий .
  2. У детей, которым уже исполнилось 10 лет, спрашивают согласие на передачу в семью .
  3. Условия проживания, отношения с новыми родителями или опекунами контролируются органами опеки .
  4. Братьев и сестер, согласно закону, предпочитают передавать в одну семью .

Усыновление

При усыновлении между ребенком и его усыновителями (а также всеми родственниками последних) устанавливаются правовые взаимоотношения, аналогичные тем, которые существуют у родственников по происхождению . Основанием для их возникновения является соответствующее решение суда .

Подлежат усыновлению дети до 18 лет, в отношении которых отсутствует родительское попечение . Последнее подразумевает смерть или недееспособность биологических родителей, их добровольный отказ от обязательств, принудительное лишение родительских прав и другие обстоятельства.

  • Усыновление регулируется гл. 19 СК (Семейного кодекса) РФ.
  • Полноценные родственные права и обязанности возникают между ребенком и его новыми родителями со дня вступления в силу судебного решения. Обычно это происходит в течение 30 дней со дня принятия решения судом (срок подачи апелляционной жалобы).
  • Допускается усыновление парами и одинокими гражданами . Требования к усыновителям в обоих случаях равнозначны.
  • Разрешается отмена усыновления , если оно перестало соответствовать интересам ребенка (из-за жестокого с ним обращения, недостойного поведения усыновителей или плохих отношений с ребенком). Она производится в судебном порядке.

При желании усыновить ребенка необходимо обратиться в местный орган опеки. Желательно предварительно пройти соответствующую психологическую подготовку.

Установление опеки и попечительства

Под опекой (попечительством) подразумевается содержание, воспитание, обучение, защита прав детей, оставшихся без родительского попечения. Эти два вида устройства не предполагают возникновение родственных отношений между опекунами (попечителями) и детьми.

Опеку можно установить над ребенком до 14 лет, а попечительство - при возрасте детей 14-18 лет (Федеральный закон № 159-ФЗ от 31.12.2014 г.). Это происходит по решению органов опеки.

  • Вопросы опекунских взаимоотношений регулируются гл. 20 СК РФ.
  • Опекунами могут быть совершеннолетние дееспособные лица , которые не имеют пристрастия к алкоголю и наркотикам, судимостей, не были лишены родительских прав и прошли подготовку.
  • Преимущественное право в опекунстве предоставляется биологическим родственникам детей.
  • Опекуны (попечители) должны жить с ребенком, лечить и ухаживать за ним, развивать физически и интеллектуально, обеспечивать социализацию и общение.
  • Лица, установившие опеку, могут и должны оформить нужные пособия и при наличии биологических родителей - алименты на детей , а также защищать их юридические, жилищные и другие права.

Теоретически инициатива в передаче ребенка на воспитание в семью опекунов должна исходить от органа опеки. Однако практически чаще всего бывает наоборот:

  1. Желающие оформить опекунство подают заявление о своем согласии в местный орган опеки.
  2. После распоряжения руководителя местного органа самоуправления ребенок передается опекунам.

Приемная семья

Дети, оставшиеся без попечительства родителей, передаются на воспитание в приемную семью на основании договора о приемной семье , заключенного между приемными родителями и органом опеки.

Документ заключается на определенный срок, он может быть расторгнут досрочно по инициативе органа опеки или приемных родителей при наличии у них уважительных причин (болезнь, отсутствие взаимопонимания с воспитанником).

  • Взаимоотношения приемных детей и родителей регулируются статьями гл. 21 СК РФ.
  • Право наследования и необходимость выплаты алиментов на ребенка в приемной семье не возникают .
  • Договор, помимо других пунктов, содержит данные о вознаграждении за воспитание или о выплате содержания, социальной поддержке. Условия могут отличаться в зависимости от законов субъекта РФ.
  • Приемные родители имеют те же права и обязанности, что и опекуны.

Традиционно, общее количество приемных и родных детей в современной российской семье редко бывает более восьми человек.

Семья может рассчитывать на такое пособие за каждого из детей до 18 лет, переданных ей на воспитание.

Кому предоставляется право

На единовременную выплату могут рассчитывать усыновители, опекуны либо приемные родители при всех трех вариантах формы передачи ребенка в семью.

  • Разовое пособие получает лишь один родитель (предпочтительнее - тот, кто был трудоустроен до возникновения права на выплату).
  • Если пособие уже было перечислено опекунам или приемной семье, при усыновлении ею этого же ребенка разовая денежная помощь не положена (на этот счет есть разные мнения, а о полноценной судебной практике по вопросу говорить рано).

Установленные размеры пособия в 2016 году

Размер выплаты ежегодно пересматривается и зависит от:

  • момента времени, когда ребенок был принят на воспитание и когда было подано заявление на пособие;
  • от субъекта РФ, детского состояния здоровья и других факторов.
  • Усыновитель или опекун будет получать минимальное ежемесячное пособие , если он не работал либо зарегистрирован в качестве ИП. составляет 2908,62 руб. на первого ребенка, принятого в семью, и 5817,24 руб. - на второго, третьего и последующих.
  • Максимальный размер пособия до 1.5 лет лимитирован максимальной учитываемой величиной среднего заработка, с которой уплачиваются страховые взносы в ФСС, и составляет 21554,85 руб.
  • Еще один показатель - 11634,50 руб. - составит максимальную сумму, положенную матери, которая была уволена во время декретного отпуска из-за ликвидации предприятия или получала вместо заработной платы денежное довольствие по месту службы.
  • При расчете окончательной суммы пособия учитывается региональный коэффициент .

При выплате данного ежемесячного пособия на двоих и более детей его размер суммируется (однако в сумме не может превышать 100% от среднемесячного заработка за 2 предыдущих календарных года).

Материнский капитал при усыновлении ребенка

Усыновление приравнивается к рождению ребенка в этой семье, с выплатой соответствующих пособий. В связи с этим женщина, которая усыновила 2-го, 3-го (и так далее) детей, имеет право на получение материнского капитала .

Если единственным усыновителем является мужчина, ему положена аналогичная сумма.

  • Чтобы получить материнский капитал, усыновитель подает заявление и нужные документы в районное отделение ПФ (Пенсионного фонда) , а не в органы соцзащиты.
  • В большинстве регионов РФ усыновителям положен дополнительный (региональный) материнский капитал , размер которого варьируется. На него может претендовать женщина, усыновившая 3-го ребенка, и мужчина при выполнении этого же условия, но если он является единственным усыновителем.

Ежемесячные выплаты на содержание ребенка

Состав и размер выплат устанавливается региональными нормативно-правовыми актами . Он подразумевает компенсацию издержек на содержание ребенка, принятого в семью.

Ежемесячные пособия выплачиваются за весь период, в течение которого лицо имеет право его получать (ст. 17.2 Федерального закона № 81-ФЗ от 19.05.1995 г.). Однако это справедливо при условии, что заявление было подано не позднее, чем через 6 месяцев по окончании этого промежутка времени.

На государственном (федеральном) уровне опекуны и попечители наделяются ежемесячными льготами по отчислениям НДФЛ () по ч. 4 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса (НК) РФ. Размер вычета по НДФЛ на усыновителя, приемного родителя или опекуна (попечителя) и их супруга варьируется в зависимости от количества принятых на воспитание в семью детей.

Для установления своего права на получения ежемесячных выплат из регионального бюджета необходимо самостоятельно изучить местную законодательную базу или обратиться в службу соцзащиты населения по месту жительства.

Под опекой (попечительством)

В качестве примера рассмотрим ежемесячные пособия на ребенка, принятого под опеку, в рамках законодательства . В этом случае средства, которые будут выплачены семье на содержание каждого из детей, составят 7583 руб. (с учетом индексации на 2016 год). При этом:

  • ребенок должен быть зарегистрирован в г. Санкт-Петербург;
  • выплаты прекращаются после перерегистрации в другом населенном пункте, по достижении ребенком 18 лет или окончания учебы в средней школе (по событию, которое наступит последним из двух), в случае смерти опекуна или подопечного;
  • сумма не выплачивается для детей, находящихся на полном гособеспечении.
  • 15-20 тыс. руб. в общем случае;
  • 18-23 тыс. руб. при оформлении опеки над троими и более детьми;
  • 25 тыс. - на лицо до 18 лет с инвалидностью.

В приемной семье

На каждого из приемных детей, прописанных в Санкт-Петербурге, патронажная семья также получит 7583 руб. (по состоянию на 2016 г.). В других регионах установлены другие суммы ежемесячных выплат на ребенка.

Помимо них, патронажным родителям начисляется трудовой стаж.

  • Выплаты начинаются с того месяца, в котором был заключен договор о приемной семье. Они осуществляются ежемесячно не позднее 20-го числа с переводом денег на счет патронажного родителя, либо почтовым переводом.
  • В зависимости от индекса роста цен эта сумма будет индексироваться.
  • За назначением и перечислением выплаты в Санкт-Петербурге следят органы местного самоуправления (ОМСУ) внутригородских муниципальных образований.
  • Ежемесячное перечисление денег прекращается после расторжения договора одной из сторон либо на иных основаниях.

За каждого ребенка, принятого на патронат, согласно постановлению Правительства Москвы № 492-ПП от 26.05.2009 г., ежемесячные выплаты составят 15 000 руб. и 20 000 руб. (до 12 лет и 12-18 лет соответственно). Они увеличатся, если на патронаж будет принят ребенок-инвалид, 3 или более детей.

Единовременные и ежемесячные компенсации

Законодательством РФ и отдельных регионов предусмотрены компенсации на разнообразных основаниях как с перечислением ежемесячно, так и в форме единовременной выплаты.

Например, согласно Закону г. Москвы № 61 от 30.11.2005 г. дети-сироты, устроенные в семью, могут лично рассчитывать на единовременную денежную выплату (ЕДВ) по окончании школы после поступления на дальнейшую учебу или работу. Суммы составят соответственно 20 639 и 79 416 руб.

Компенсации при усыновлении

Регионы зачастую устанавливают дополнительные единовременные и ежемесячные пособия усыновителям. Например:

  • По законодательству Москвы, усыновитель имеет право на ЕКВ (единовременную компенсационную выплату) для возмещения расходов на усыновление . Согласно ст. 12 Закона г. Москвы № 61 от 30.11.2005 г., компенсация на первого усыновленного ребенка составит 5 прожиточных минимумов (ПМ), на второго - 7 ПМ, третьего и далее - 10 ПМ. Величина ПМ устанавливается правительством столицы ежеквартально.
  • Ежемесячная компенсация от властей положена лицам, усыновившим ребенка после 01.01.2009 г. Согласно постановлению Правительства Москвы № 492-ПП от 26.05.2009 г., она составит 15 000 руб. и 20 000 руб. на каждого приемного ребенка в возрасте до 12 лет и от 12 до 18 лет соответственно. Если в семье трое и более детей, суммы будут увеличены.

В других регионах и городах местными властями могут быть установлены другие компенсационные начисления.

При установлении опеки (попечительства)

Помимо единовременного пособия на передачу ребенка в семью и ежемесячных выплат, по столичному законодательству опекунам положена социальная компенсация за найм квартиры и коммунальные расходы .

  • Возмещение затрат осуществляется на основании Закона г. Москвы № 60 от 23.11.2005 г. и постановления правительства Москвы №37-ПП от 24.01.2006 г.
  • Общая сумма выплаты составит 928 руб. ежемесячно.
  • Оплата осуществляется при регистрации опекуна и опекаемого им ребенка на жилплощади первого в пределах г. Москвы.
  • Компенсация выплачивается независимо от остальных ежемесячных и одноразовых выплат.

Согласно законодательствам других городов, эта форма принятия ребенка в семью может предусматривать другие условия компенсации.

При передаче ребенка в приемную семью

Приемные родители (патронатные воспитатели) в Москве могут рассчитывать на ежемесячное вознаграждение за свой труд, компенсацию затрат на ребенка, возмещение расходов за жилье и коммунальные платежи.

  • За патронаж каждого из принятых в семью детей положена выплата 15 155 руб. Вознаграждение за воспитание ребенка-инвалида составит 25 763,50 руб. Суммы назначены на основании Закона г. Москвы № 12 от 14.04.2010 г. и постановления Правительства Москвы № 93-ПП от 29.03.2011 г.
  • Выплата детям, оставшимся без родительского попечения и не получающих пенсию или алименты, составляет 3 000 руб. Она назначается на основании закона г. Москвы № 60 от 23.11.2005 г. и постановления Правительства Москвы № 206-ПП от 06.04.2004 г.
  • В соответствии с Законом г. Москвы № 12 от 14.04.2010 г., приемные родители наделяются правом на компенсацию расходов за помещение, в котором проживают дети, коммунальные услуги и телефонную связь.

Лица, оформившие патронаж в других городах, чтобы претендовать на денежную компенсацию, должны изучить законодательство соответствующего края и города или обратиться предварительно за консультацией в органы социальной защиты населения.

Заключение

В российском законодательстве существуют 3 формы принятия ребенка в семью - усыновление, приемное родительство (патронаж) и опека (попечительство) . Для каждой из них по факту передачи ребенка в семью предусматривается выплата единовременного государственного пособия.

Кроме того:

  • по аналогии с , при передаче ребенка на воспитание в семью предоставляется разовая выплата в размере 15512,65 рублей ;
  • при усыновлении женщиной 2-го или 3-го ребенка ей выплачивается ;
  • предусмотрено федеральным законодательством как для родных родителей, таки и для усыновителей и опекунов;
  • другие выплаты зависят от правовых взаимоотношений семьи и ребенка и особенностей местного законодательства:
    • местными краевыми нормами могут назначаться свои разовые и ежемесячные выплаты;
    • для приемных родителей и опекунов предусматриваются ежемесячные выплаты на содержание детей.
страница 1
Приемная семья в вопросах и ответах
1. Что такое приемная семья?

Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

Приемная семья отличается от других форм принятия детей на воспитание (усыновление, опека) - временным характером и договорным способом оформления отношений.
2. Почему детям нужно воспитание в приемных семьях?

Чаще всего в приемную семью приходят дети, имеющие определенный опыт, так называемый "жизненный сценарий". И у всех он разный. У кого-то родители погибли, чьих-то лишили родительских прав, чьи-то родители отказались от дочери или сына. Все это не может бесследно пройти для ребенка. Поэтому очень важно помочь ему изменить этот сценарий, подарив ему тепло своей души, любовь, знания и умения, да и просто состояние счастья и благополучия.

Для нормального формирования личности ребенку необходимо окружение таких людей, которые принимали бы его как личность, с которыми бы он жил одними интересами.

Каждому ребенку в первую очередь нужна мать или человек, полностью ее заменяющий. Психические потребности ребенка лучше всего удовлетворяет хорошая семейная обстановка.

Семья предоставляет ребенку не только оптимальные возможности для формирования его личности, но она так же естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для его вступления в самостоятельную жизнь. Ребенок, попавший в приемную семью, становится активным участником воспроизводства семейного опыта через взаимодействие, взаимовлияние, общение с представителями разных поколений, приемными родителями, их детьми, родственниками. У детей появляется положительный опыт семьи, они впоследствии смогут сами стать эффективными родителями.
3. Кто может быть приемными родителями?

Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

Лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

Лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в родительских правах;

Отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

Бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

Лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (в том числе инвалидность I и II групп).

Предпочтение отдается семьям или одиноким лицам, имеющим опыт воспитания детей, или же родственникам этих детей.


4. Какие дети передаются на воспитание в приемные семьи?

На воспитание в приемные семьи передаются дети, оставшиеся без попечения родителей:

Дети-сироты;

Дети, родители которых неизвестны;

Дети, родители которых лишены родительских прав;

Дети, родители которых ограничены в родительских правах;

Дети, родители которых признаны в судебном порядке, недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;

Дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание.

Дети, оставшиеся без попечительства родителей, находящиеся в детских интернатных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

По желанию лиц (лица), имеющих на то необходимые условия, возможна передача им на воспитание в приемную семью:

Ребенка (детей) с ослабленным здоровьем;

Больного ребенка;

Ребенка с отклонениями в развитии;

Ребенка-инвалида.


5. Сколько детей может быть в приемной семье?

Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.


6. Куда должны обращаться лица, желающие взять на воспитание приемного ребенка?

Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, обращаются в районный (городской, областной) социально-педагогический центр по месту своего проживания.


7. Какие документы должны представить лица, желающие взять на воспитание приемного ребенка?

Лица, желающие взять на воспитание приемного ребенка, предоставляют с заявлением определенные "Положением о приемной семье" документы:

справку с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо копию декларации о доходах, заверенную в установленном порядке;

документ, подтверждающий наличие жилья (копия финансового лицевого счета с места жительства и выписки из домовой книги, либо документ, подтверждающий право на собственное жилое помещение);

копию свидетельства о заключении брака (если состоят в браке);

медицинскую справку о состоянии здоровья. Кроме того, необходимо предъявить паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, другой заменяющий его документ.


8. Какое медицинское освидетельствование должны пройти кандидаты в приемные родители?

Медицинское освидетельствование, при необходимости - дополнительное обследование, осуществляется в учреждении здравоохранения по месту жительства кандидата в приемные родители. Медицинское заключение подготавливается на основании осмотра, а также данных из медицинской карты амбулаторного больного (уч.ф.№25/у-87). Заключение специалиста, осуществляющего освидетельствование гражданина(ки), подтверждается подписью руководителя учреждения и гербовой печатью. В медицинскую карту амбулаторного больного (уч.ф.№25/у-87) вносится запись о том, что гражданин(ка) прошел(а) освидетельствование, без указания его цели. Результаты медицинского освидетельствования действительны в течение 3-х месяцев.


9. При каких заболеваниях кандидатов в приемные родители не разрешается передавать ребенка в приемную семью?

Туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II и V групп диспансерного учета;

Заболевания внутренних органов, нервной системы, опорнодвигательного аппарата в стадии декомпенсации;

злокачественные онкологические заболевания всех локализаций;

Наркомания, токсикомания, алкоголизм;

Психические заболевания до снятия с диспансерного учета;

Все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие работоспособность.
10. Какие жилищные условия должны быть у приемной семьи?

На каждого ребенка в приемной семье должно быть не менее 8 кв.м. жилой площади. Ребенку обязательно нужна своя собственная кровать, место для приготовления уроков, для хранения личных вещей.


11. Кто готовит заключение о возможности быть приемными родителями?

Для оценки личных качеств, способностей к выполнению обязанностей по воспитанию детей психологи социально-педагогических центров проводят психодиагностическое обследование приемных родителей. При отсутствии в районе подготовленных специалистов психодиагностическое обследование приемных родителей проводит психолог Областного (районного) социально-педагогического центра. На основании представленных кандидатами в приемные родители документов, а также результатов медицинского обследования, обследования жилищно-бытовых условий при положительных результатах психодиагностического обследования кандидатам в приемные родители дается заключение о возможности быть приемными родителями, предоставляется возможность подбора ребенка.


12. Из каких учреждений кандидаты в приемные родители могут подобрать ребенка в свою семью?

Лица, получившие от органов опеки и попечительства заключение о возможности быть приемными родителями, могут подобрать ребенка (детей), находящихся в доме ребенка, детском доме, приюте для несовершеннолетних, центре усыновления, опеки и попечительства. При посещении этих учреждений они должны иметь сопроводительное письмо из органа опеки и попечительства.


13. Какую подготовку проходят кандидаты в приемные родители?

Кандидаты в приемные родители проходят первичную психолого-педагогическую подготовку в областном (районных) социально-педагогических центрах.


14. Кто заключает договор с приемными родителями?

Орган опеки и попечительства по месту проживания приемных родителей заключает с приемными родителями Договор о передаче на воспитание ребенка (детей) в их семью. В договоре предусматривается ответственность и права приемных родителей и органов опеки и попечительства, распределение обязанностей при реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка в приемной семье.


15. Как долго дети могут находиться в приемной семье?

Дети в приемной семье могут находиться до достижения ими совершеннолетия или до поступления ребенка до достижения совершеннолетия в профессионально-техническое училище, средне-специальное, высшее учебное заведение; при желании приемных родителей - и дольше, однако отношения уже не будут носить правового характера. При желании родителей, приемный ребенок может быть ими усыновлен, взят под опеку (попечительство).


16. Учитывается ли мнение ребенка при передаче его в приемную семью?

Передача ребенка (детей) в приемную семью осуществляется с учетом его мнения.

Передача в приемную семью ребенка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия.
17. Для чего составляется индивидуальная программа реабилитации ребенка в приемной семье?

При передаче ребенка в приемную семью до заключения договора с приемными родителями составляется индивидуальная программа реабилитации ребенка в приемной семье, которая включает в себя комплексное социально-психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка и его семьи.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка в приемной семье составляется социально-педагогическим центром, на основании потребностей ребенка, заключений и рекомендаций специалистов медико-психолого-педагогических центров диагностики детей, заключений и рекомендаций специалистов учреждений (приютов, домов ребенка, детских домов, областного и регионального СПЦ), заключений и рекомендаций медицинских учреждений, школ, информации о наличии (закреплений) жилья, имущества приемного ребенка, информации о биологических родителях, информации других субъектов социализации ребенка, а также реальных возможностей данной приемной семьи, учреждений социального блока данной территории.
18. Какие права имеет ребенок в приемной семье?

Ребенок (дети), переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации.

За ребенком находящимся в приемной семье, сохраняется право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением. При отсутствии жилого помещения он имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающуюся ему пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности), которая перечисляется на счет, открываемый на имя ребенка в кредитном учреждении в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь для детей, находящихся на полном государственном содержании.


19. Какие права имеют приемные родители?

Приемные родители, в соответствии с Кодексом о Браке и Семье РБ, по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя).

1. Приемный родитель имеет право выразить свои предпочтения при выборе ребенка: пол; возраст; допустимые дефекты здоровья.

2. Вернуть ребенка органам опеки до истечения срока договора, если возникали проблемы в отношениях, которые он не может решить.

Замечания

Запрет на развлечение

Лишение сладостей

Отказ от приобретения желаемой вещи

Наказание бездействием (останься в комнате...)

4. Предотвращать проявления дурных привычек у ребенка.

5. Предотвращать проявление жестокости, агрессии со стороны ребенка, сквернословие.

6. Препятствовать контактам ребенка с кровными родителями, если наблюдается прямое отрицательное влияние этих встреч.

Обращаться за помощью и консультацией по проблемным ситуациям в социально-педагогический Центр, орган опеки и попечительства.


20. Какие обязанности возлагаются на приемных родителей?

Приемный родитель - это лицо, которому передан на воспитание ребенок (дети), находящиеся на попечении органов опеки и попечительства на основании трудового договора.

Приемные родители обязаны:

1. Осуществлять физическую, психическую и моральную защиту ребенка.

2. Предоставлять ребенку соответствующие условия проживания: отдельную комнату или угол в комнате, отдельную кровать; заботиться о здоровье.

3. Не делать различий в воспитании своих детей и приемных: не унижать ребенка, не применять меры физического насилия к ребенку.

4. Разъяснять ребенку временный характер пребывания в этом доме, не допускать излишне эмоционального привыкания.

5. Прививать ребенку уважение к своей семье, готовность вернуться домой.

7. Создавать условия для интеллектуального развития ребенка, обеспечивать обучение, следи за физическим и психическим здоровьем.

8. Представлять регулярные отчеты в орган опеки и расходовании опекунских средств; социально-педагогический центр о результате пребывания ребенка в семье (достижении проблемы) по установленной форме.

9. Вести дневник наблюдения за ребенком.

10. Регулярно принимать у себя дома социального педагога, контролирующего ситуацию.

11. Сотрудничать со специалистами СПЦ по повышению знаний в вопросах воспитания детей.


21. Допускается ли контакт кровных родителей и других родственников с приемным ребенком?

Контакт кровных родителей и других родственников с приемным ребенком допускаются с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребенком, его кровными родителями, родственниками и приемными родителями определяется органами опеки и попечительства.


22. Какую финансовую помощь получают приемные родители?

Образование приемной семьи и труд в ней приемных родителей является добровольной и нелегкой нагрузкой и лишь в определенной части компенсируется государством.

Денежные средства, выделяемые на содержание приемного ребенка ежемесячно, не позднее 20-го числа предыдущего месяца, перечисляются в кредитные учреждения на лицевые счета приемных родителей (родителя) либо выдаются по расходному кассовому ордеру.

Размер денежных средств, необходимых для содержания приемных детей, пересчитывается с учетом изменения цен на товары и услуги.

Денежные средства на содержание приемного ребенка выплачиваются приемным родителям в течение действия срока договора, но не далее, чем до достижения ребенком возраста 18 лет.


Условия оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законодательством Республики Беларусь.

Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах и управлении имуществом приемного ребенка, в том числе жилым помещением, представляются ежегодно в орган опеки и попечительства в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

Имущество, приобретенное для приемной семьи за счет бюджетных средств, принимается на баланс органом опеки и попечительства. Приемные родители обязаны обеспечить сохранность этого имущества. При досрочном расторжении либо по истечении срока трудового договора вопрос о дальнейшей судьбе этого имущества решает орган опеки и попечительства.
23. Какую поддержку могут получить приемные родители?

Приемные родители могут получить необходимые консультации и психолого-педагогическую поддержку в областном социально-педагогическом

Центре (г. Брест, ул. Я. Купалы 20/1; тел. 46-17-87)
24. Что делать, если придется вернуть приемного ребенка?

Если приемные родители почувствовали, что не справляются с воспитанием ребенка, не рассчитали свои силы, в семье стало неуютно и все раздражает, им необходимо обратиться за помощью в социально-педагогический центр. Если и после помощи ситуация в семье не изменилась, родительско-детские отношения не нормализуются, приемным родителям необходимо поставить в известность орган по охране детства, который решит вопрос жизнеустройства ребенка в установленном порядке.


25. Какие существуют нормативные документы по организации приемных семей?

2. Положение о «приемной семье», утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь №1678 от 28.10.1999 г.

3. Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 24 ноября 1999 г. №701 «Об утверждении формы договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью и образца удостоверения, выдаваемого приемным родителям».

4. Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 9.08.2000 года № 363 "Об организации работы по созданию приемных семей".
26. Каких детей лучше брать в приемную семью?

Ребенок от 1 года до 3-х лет

Видны особенности внешности, можно оценить состояние здоровья ребенка, а также заметить патологии развития;

Ребенок податлив к внешним влияниям, можно эффективно влиять на развитие интеллекта и черт характера;

Ребенок начинает говорить, речь своеобразная и забавная;

Много передвигается, интересуется окружающим.

Минусы:


- нужно много времени уделять уходу за ребенком; не остается времени на себя и других членов семьи, потому что все время занимает подвижный и любознательный малыш;

Ребенок подвержен различным заболеваниям, простудам, инфекциям.

Ребенок от 3 до 7 лет

Плюсы:


- ребенок уже самостоятелен и независим;

Можно определить отдельные черты характера, темперамент;

Проявляются его способности, склонности и интересы;

Он реже болеет;

Он разумен, почти не капризничает, с ним можно поговорить как со взрослым, побеседовать на разные темы.

Минусы:


- он еще помнит отдельные эпизоды из своей прошлой жизни, родственников и других людей и, возможно, эти воспоминания наложили негативный отпечаток на его сознание и поведение.

Ребенок от 7 до 10 лет

Ребенок самостоятелен и не требует много времени для ухода, он независим и трудолюбив;

Видны особенности характера, поведения, привычка склонности, способности, уровень интеллекта;

Ребенок очень хочет иметь хорошую семью; любого взрослого, проявившего к нему внимание и позаботившегося о нем, готов назвать родителем;

Ребенок может оценить желание приемных родителей заменить ему родных.

Минусы:


- трудно бывает приспособиться к особенностям поведения, привычкам, чертам характера и принять его таким, как он есть;

Если что-то не нравится, ребенок проявляет характер.

Нужно терпение, умение сдерживаться, не раздражался понимать, что ребенок - продукт среды и обстоятельств стал таким не по своей воле, а по вине окружавших его взрослых.

ПОДРОСТКИ, воспитывавшиеся в школах-интернатах, - самый трудный контингент для усыновления. Все противоречия их развития в этом возрасте обостряются и умножаются. Взрослым, рискнувшим взять такого ребенка в семью, нужны огромные терпимость, тактичность, мудрость и уважение к его личности, часто очень далекой от совершенства. Они должны быть готовы к постоянной психологической напряженности и помнить, что подростку приходится испытывать не меньшие трудности в этот кризисный период развития. Конечно, многое зависит от состояния здоровья, личных качеств ребенка, а также приемных родителей.

Многое зависит от состояния здоровья, личных качеств, как самого ребенка, так и приемных родителей. Нужно помнить, что растущую личность можно многому научить, развить, если постараться. А на какие-то явления просто не обращать внимания, принимая его как данность.

Обычно дети, попадающие в приемные семьи, как правило, удивительно быстро развиваются. Одновременно с формированием, чувства уверенности, с развитием межличностных отношений значительно улучшается их речь, расширяется их кругозор. У некоторых детей наблюдается такой быстрый скачок в развитии, которого не могли даже предполагать врачи и педагоги.


27. На что следует обратить внимание в первые две недели нахождения ребенка в приемной семье?

Особое внимание стоит уделить первой встрече с ребенком. Бывает что ребенок при первой встрече пугается мужчин, долго не может привыкнуть к новому папе. Это происходит если ребенок долго находился в детских учреждениях, где работают женщины, и мужчины непривычны для ребенка. Наберитесь терпения и не обижайтесь на ребенка, если он отдает предпочтение кому-то одному из членов семьи.

Помните, что установить контакт с детьми легче всего через необычные игрушки, предметы, подарки.

В первые дни нежелательно приглашать в дом гостей, новых людей. Не советуем в этот период злоупотреблять походами в гости или часто посещать незнакомые места.

В первые дни дети боятся спать одни, оставаться в комнате без взрослых.

Исключите из общения с ребенком жесткие и категорические требования. Дисциплинирующие ограничения, наказания, порицания лучше использовать попозже, когда ребенок привыкнет к новым условиям, примет взрослых как своих родных. Первое время нужно меньше ограничивать свободу ребенка. Запретами в этот период трудно добиться его расположения. Нужно считаться с привычками ребенка, постараться почувствовать его состояние.

Чтобы вхождение в семью создавало меньше трудностей, в первое время необходимо придерживаться того режима дня, по которому ребенок жил последнее время.

Внимательно выслушивайте все рассказы ребенка из прошлого опыта, это поможет лучше его узнать, быстрее установить с ним контакт и доверительные отношения. Запрет или нежелание слушать могут усугубить имеющиеся у ребенка проблемы. Не старайтесь слишком настойчиво и назойливо расположить ребенка к себе. Ему нужно время освоиться и оглядеться. Все нормально развитые дети очень любопытны. Особый интерес они проявляют к бытовой технике, к предметам, которых они раньше не видели (не отходят от телефона или телевизора, пробуют мыло, выдавливают пасту, выливают мамины духи, рвут книги, ломают хрупкие предметы, игрушки, лезут в запрещенные места). Самый простой способ избежать неприятностей и сохранить добрые отношения - заранее убрать те предметы, которыми вы особенно дорожите, в укромные места. А полезные для ребенка вещи оставить на видном месте, так чтобы их удобно было взять.


28. Как строить взаимоотношения приемного ребенка с родственниками?

Приемного ребенка нельзя представлять сразу всем родственникам. Вначале ему надо дать время, чтобы он по возможности познал домашнее окружение. Постепенно ребенок становится членом семьи и всего семейного окружения. У него появляются свои тети, дяди, бабушки, дедушки, двоюродные сестры, братья. Иногда бабушки и дедушки выражают свой протест "чужому" ребенку, но ребенок обычно "подкупает" их своей непосредственностью.


29. Как строить взаимоотношения приемных и собственных детей?

Если в семье, пожелавшей взять приемного ребенка, есть свои собственные дети, то их надо подготовить еще до прихода приемного сына или дочери. При соответствующей предварительной подготовке собственные дети с нетерпением ждут появления нового члена семьи.

Приемные дети, особенно в первый период, требуют от родителей большого терпения, внимания, заботы. И совершенно неуместно в присутствии своих детей говорить о недостатках приемного сына или дочери, со вздохом оценивая его несовершенство. Важно сделать родных детей своими сторонниками, даже партнерами в помощи и заботе о приемных детях. Если родные дети уверены, что их положение в семье прочно, то есть они по-прежнему любимы, их интересы будут соблюдены, то они могут во многом помочь родителям. Через пример родных детей приемные учатся взаимодействию с родителями.
30. Как относиться к воспоминаниям приемного ребенка о его кровных (биологических) родителях?

В большинстве случаях у детей сохраняются плохие воспоминания о покинувших их родителях. Однако встречаются дети, которые с грустью и слезами вспоминают своих, даже бросивших их родителей, чаще всего мать.

Если ребенок в своих воспоминаниях проявляет положительное отношение к своей матери, то будет абсолютно неправильно исправлять его взгляды или высказывать в связи с этим неудовольствие. Наоборот, надо радоваться, что чувства ребенка не притупились, потому что его мать хотя бы частично удовлетворяла его основные физические и психические потребности. На воспоминания ребенка о родной семье можно не обращать внимания. На возможные вопросы ребенка, не вспоминая родную мать, говорить, что у него есть новая мама, которая будет заботиться о нем. Этим объяснением, а главное приветливым и ласковым подходом, можно успокоить ребенка. Через некоторое время его воспоминания сгладятся и он сердечно привяжется к новой семье.

Когда взрослые люди говорят с ребенком о его прошлом, ни в коем случае нельзя высказываться о его прежней семье пренебрежительно. Ребенок может почувствовать себя оскорбленным. Однако он должен четко знать, почему он не мог оставаться среди прежнего окружения, что его воспитание другой семьей - спасение для него. В разговоре с ребенком о его прошлом необходимо проявлять находчивость: сказать ему всю правду и не обидеть его, помочь ему все понять и правильно осмыслить. Ребенок должен внутренне согласиться с действительностью, только тогда он к этому не будет возвращаться.


31. Отдавать ли приемного ребенка в детский сад?

Приемного ребенка в возрасте до 3 лет желательно воспитывать матери, так как после всех переживаний ему необходимо успокоиться и сжиться с семьей.

Когда ребенок полностью адаптируется в семье, то он может посещать детский сад. Для детей, не посещавших детский сад, это критический момент, когда ребенок оказывается в широком социальном окружении. В интересах ребенка родителям необходимо тесно сотрудничать с воспитателями детского сада. Желательно познакомить их с судьбой и предшествующим развитием приемного ребенка, попросить их уделять ему немного больше внимания, придерживаясь индивидуального подхода.
32. Какие трудности могут возникнуть при поступлении приемного ребенка в школу?

Для детей, не посещавших детского сада, в начале учебы в школе возникает критический момент, когда ребенок оказывается в широком социальном окружении. В интересах ребенка родителям необходимо тесно сотрудничать с учителями. Желательно познакомить их с судьбой и предшествующим развитием приемного ребенка, попросить их уделять ему немного больше внимания, придерживаясь индивидуального подхода. Если ребенок наблюдается психологом, то сообщить об этом, ибо психолог также будет нуждаться в информации учителей.

Если врач и психолог, которые наблюдают за приемным ребенком, посоветуют отдать его в школу только через год, то безусловно, надо прислушаться к этому совету. Такое решение поможет выровнять отставание в общем развитии ребенка, создаст условия для формирования уверенности в своих силах. Ребенок потом будет лучше, без напряжения усваивать школьный материал. При необходимости приемным родителям надо показать ребенка врачу-логопеду для полного исправления произношения и дикции у ребенка перед поступлением в школу.
Содержание (перечень рассмотренных вопросов):

Что такое приемная семья? 3

Почему детям нужно воспитание в приемных семьях? 3

Кто может быть приемными родителями? 3

Какие дети передаются на воспитание в приемную семью? 4

Сколько детей может быть в приемной семье? 4

Куда должны обращаться лица, желающие взять на воспитание приемного ребенка? 4

Какие документы должны предоставить лица, желающие взять на воспитание приемного ребенка? 4

Какое медицинское освидетельствование должны пройти кандидаты в приемные родители? 5

При каких заболеваниях кандидатов в приемные родители не разрешается передавать ребенка в приемную семью? 5

Какие жилищные условия должны быть у приемной семьи? 5

Кто готовит заключение о возможности быть приемными родителями? 5

Из каких учреждений кандидаты в приемные родители могут подобрать ребенка в свою семью? 6

Какую подготовку проходят кандидаты в приемные родители? 6

Кто заключает договор с приемными родителями? 6

Как долго дети могут находиться в приемной семье? 6

Учитывается ли мнение ребенка при передаче его в приемную семью? 6

Для чего составляется индивидуальная программа реабилитации ребенка в приемной семье? 7

Какие права имеет ребенок в приемной семье? 7

Какие права имеют приемные родители? 7

Какие обязанности возлагаются на приемных родителей? 8

Допускается ли контакт кровных родителей и других родственников с приемным ребенком? 9

Какую финансовую помощь получают приемные родители? 9

Какую поддержку могут получить приемные родители? 9

Что делать, если придется вернуть приемного ребенка? 10

Какие существуют нормативные документы по организации приемных семей? 10

Каких детей лучше брать в приемную семью? 10

На что следует обратить внимание в первые две недели нахождения ребенка в приемной семье? 11

Как строить взаимоотношения приемного ребенка с родственниками? 12

Как строить взаимоотношения приемных и собственных детей? 13

Как относиться к воспоминаниям приемного ребенка о его кровных (биологических) родителях? 13

Отдавать ли приемного ребенка в детский сад? 13

Какие трудности могут возникнуть при поступлении приемного ребенка в школу? 14
Литература:
1. Краснитская Г.С. Усыновление: вопросы и ответы (специалистам органов опеки и попечительства). – М., 1997 г. – 96 с.

2. Постановление Совета Министров РБ №1678 от 28.10.1999 г. «Положение о приемной семье».

3. Приемная семья в вопросах и ответах. Самара, 2001 г.

страница 1