Почему ребенок ломает игрушки и как от этого отучить? Ребенок ломает игрушки: агрессия или любопытство? Что делать если ребенок все ломает.

У многих родителей вызывает тревогу манера обращения ребёнка с игрушками. Часто бывает, что малыш ломает только что купленную куклу или машинку. Но такое не созидательное отношение к вещам вполне объяснимо с точки зрения детской психологии.

Для начала следует сказать, что малыш в возрасте двух-трёх лет должен швырять и ломать игрушки. Так формируется его нервная система, которой необходимы выплески негативных эмоций ничуть не меньше, чем взрослым. Кроме того, игрушки – это первые материальные вещи, которые принадлежат ребёнку, и ему необходимо научится взаимодействовать с ними, вырабатывая систему ценностей.

Причины подобного поведения

Родителям нужно самостоятельно определить, почему малыш крушит свои игрушки

Это интересно. Когда писателя Фредерика Бегбедера спросили о ярких воспоминаниях из детства, он ответил: «Мне надоело, что меня считали испорченным ребенком и упрекали за то, что я ломал игрушки. Я их ломал, чтобы сделать новые».

Если маленькие дети уже научились ходить, пользоваться ложкой, горшком, то это не означает, что они чётко понимают, какие вещи делать можно, а какие – нельзя. Поэтому родителям нужно самостоятельно определить, почему малыш крушит свои игрушки. Психологи и педагоги выделили ряд причин такого поведения маленьких разрушителей:

  • Проявление любознательности. В 2-3 года малыш активно развивается и растёт, он познаёт окружающие предметы и хочет получить о них максимум информации. Этот мотив и толкает заглянуть внутрь плюшевого медведя или оторвать кукле голову.
  • Таким образом ребёнок выражает своё недовольство. Дело в том, что маленькие дети, которые только начали постигать причинно-следственные связи, мыслят очень конкретно: если кукла не вмещается в машинку, то либо машинка, либо кукла летит прочь. Малыш не связывает эту трудность с тем, что это он сделал неправильный выбор, и предметы не соответствуют друг другу по размерам.
  • Ребёнок пытается сделать родителям назло. Если в ответ на просьбу малыша, он слышит, что вначале нужно убрать игрушки, то это вызывает у него возмущение и желание как-то насолить родителям. Самый простой способ – сделать что-то наоборот. Просто по-другому ребёнок ещё не может справиться со своими эмоциями.
  • Малыш только начинает усваивать иерархию отношений. Он полностью зависит от родителей, а игрушки – от него. Вот ребёнку и хочется проявить свою власть над ними так, как родители над ним. В этом случае чем ласковее обращаются с малышом родители, тем более бережлив ребёнок по отношению к куклам;
  • У детей, которые непоседливы по природе, происходит частая смена деятельности, они излишне активны, легко подвержены раздражению. И получается, что игрушки ломаются случайно: слишком крепко схватил, наступил или уронил;
  • Если малыш болеет, то его психика истощается недомоганием и порождает внезапные вспышки гнева. В этом случае одно неосторожное движение – и что-то упало, сломалось или погнулось.

Как отучить

Самое главное в отношении с ребёнком – это терпение.

Главная задача родителей, не вмешиваться в то, как ребёнок познаёт мир. Данный процесс можно лишь осторожно корректировать. Для этого следует воспользоваться советами детских психологов:

  • Объясняйте всё постепенно. Если малыш нервничает, что коробочка не закрывается, подскажите ему, что если оттуда убрать пару машинок, крышечка легко закроется. Если ребёнок пытается оторвать голову кукле, объясните, что куколке будет больно, а вот резиновый конструктор можно собирать и разбирать без всякого вреда.
  • Для тех ребят, которые ко всем игрушкам применяют силу, отлично подойдут прорезиненные блоки, кегли, мячи. Все эти предметы можно швырять, тянуть, а башню из конструктора ломать и собирать заново.
  • Позволяйте ребёнку проявлять свою силу, например, в песочнице. Пусть малыш построит песочный замок и сам его разрушит. Этим, кстати, воспитывается уважение к своему труду. Осенью пусть ребёнок соберёт пожелтевшую листву и разворошит её. Такой выход отрицательной энергии необходим каждому человеку.
  • Проследите за своим поведением. Если родители небережно относятся к своим вещам, то ребёнок будет так же относиться к своим.
  • Не старайтесь сразу же покупать новую игрушку взамен сломанной. Лучше попробовать совместно с виновником поломки починить старую. Это повысит её ценность в глазах ребёнка;
  • Учитесь переключать внимание малыша. Дети быстро включаются в разные виды активности, поэтому отвлечь от разрушительных действий труда не составит.
  • Обязательно спрячьте от малыша предметы, которые не безопасны для его здоровья. А также хрупкие и дорогие вещи.

Самое главное в отношении с ребёнком – это терпение. Не ждите мгновенных результатов. Лучше максимально окружить малыша заботой и вниманием. Тогда он будет уравновешенным и эмоционально спокойным. А способность к созиданию к маленькому разрушителю обязательно придёт с возрастом.

Ребенок сломал подаренную вами игрушку, как только взял ее в руки? Не надо его стыдить или ругать, не разобравшись, в чем дело. Скорее всего, маленький человечек просто не поймет, что именно вызвало ваше недовольство. А раз не поймет - значит, для него это будет психологической травмой. Он может замкнуться, обозлиться, взбунтоваться или просто возненавидеть вас. И все - из-за каких-то игрушек? Да, и тогда ребенок будет ломать игрушки с еще большим упорством. Не удивляйтесь - объяснений такому поведению и впрямь может быть немало.

Детские психологи предоставляют несколько наиболее распространенных причин подобного. На первом месте стоит, конечно, родителей. Как правило, в таких случаях у ребенка нет другой возможности выразить свое огорчение или протест. Но также ощутимы и другие, более «мирные» причины.

Увлечение игрой

Дети отождествляют себя с игровыми персонажами, что вызывает желание сделать что-либо «по-настоящему». Например, «убить» плохого монстра - физически его уничтожив. Не путайте такое погружение в игровой процесс с проявлением жестокости. Любознательность

В отличие от взрослого, ребенок еще только начинает познавать мир, что вызывает у него интерес к внутреннему устройству окружающих его вещей. Так что он вполне может разобрать игрушку на части, чтобы увидеть, что там внутри. Особенно часто это случается с технически сложными игрушками: машинками на радиоуправлении, двигающимися фигурками и другими.

Проявление агрессии

Дети подсознательно переносят в игровой процесс то, что они видят и слышат в семье. Если взрослые от злости или других негативных эмоций повышают голос на ребенка, то вполне ожидаемо, что ребенок будет проявлять свою агрессию, крича на игрушки и ломая их.

Привлечение внимания

В своем стремлении обеспечить ребенка всем необходимым в материальном плане родители зачастую забывают о том, что их чаду необходимо общение с мамой и папой. Никакие игрушки, даже самые дорогие, не могут заменить ребенку родителей, если те сутками пропадают на работе.

Однажды сломав игрушку, ребенок быстро понимает, что это действие сразу привлечет внимание родителей. Несмотря на то, что это внимание проявится хотя бы в том, что его будут ругать или накажут, ребенок все равно будет стремиться даже к такому общению с взрослыми, если его так не хватает в жизни.

В раннем возрасте детей практически невозможно научить бережному отношению к своим игрушкам, но повлиять на его поведение - можно. Во-первых, нужно уделять малышу достаточно внимания, чтобы он не ощущал себя покинутым, и не страдал от нехватки общения с родителями.

Во-вторых, уже примерно с четырехлетнего возраста дети способны осознавать заботу и понимать любовь. Поэтому нужно дарить ему такие игрушки, в отношении которых он сможет проявлять эти чувства.

Дети и аккуратность, к сожалению, понятия несовместимые. Можно научить малыша этикету, самообслуживанию, но когда речь заходит об игрушках, все правила о порядке тут же улетучиваются. Как расценивать ситуацию, когда ребенок ломает игрушки? Это агрессия, любопытство или простая небрежность?

Причины

  • Дети не всегда намеренно портят вещи. Бывает, что это получается у него случайно . Обычно мама не обращает на это внимание, ведь она понимает, что пальчики крохи еще достаточно малы, движения его неумелые, да и силу рук кроха еще не умеет достаточно четко контролировать. Однако в этой ситуации есть чему поучиться. Понаблюдайте за реакцией сына или дочки: малыш расстроен, сердится или не проявляет никаких чувств? Если ребенок плачет и в гневе отбрасывает в сторону поломанную игрушку, значит, он пытается выразить свои чувства. Расскажите, что поломка произошла случайно, и в следующий раз надо быть аккуратным. Гнев не поможет вернуть любимую машинку, а только расстроит маму.

  • Протест против невнимания со стороны взрослого. Мало купить малышу игрушку – ему надо показать, что с ней делать. Что же происходит в жизни: мама приносит домой дорогую куклу, дает ее ребенку, а через день обнаруживает ее сломанной. Сразу же находится виновник – производитель, выпустивший некачественный товар. А ведь причина такого поведения кроется в другом: с детьми надо играть, участвовать в совместных экспериментах, заранее пресекать попытки поломать игрушку.
  • Любопытство . Очень часто дети даже не подозревают, что пытаясь изучить, как устроена машинка или почему у куклы поворачивается голова, они портят игрушку безвозвратно. Если ваше чадо проявляет любопытство, отдайте ему на «растерзание» старые вещи: поломанные часы, телефон, клавиатуру. Эти вещи устроены сложнее, чем игрушки, поэтому разбирать их будет гораздо интереснее.
  • Особенность темперамента . Агрессивное поведение, вспыльчивость, проявление гнева присуще холерикам. Они все делают на бегу, часто переключают внимание от одного к другому. Такие малыш портят все вокруг. Для деток-холериков игрушка не только средство познания окружающего мира, но и та вещь, с которой можно научиться контролировать свои чувства.

  • Узнать, почему ребенок все ломает, поможет ревизия в детской. Возможно, сыну или дочке просто скучно с игрушкой , чадо не знает, что с ней делать, поэтому играет, как может.

Игры, которые научат малыша аккуратности

Строим дом

Возьмите обычный конструктор или кубики. Стройте домики, собирайте фигурки, затем ломайте и придумывайте что-то новое. Цель такой игры – удовлетворить любопытство крохи.

Башни из песка

Стройте башенки, пасочки, фигурки из песка и разрешайте их ломать. Ребенок будет топтать песок, разгребать его лопаткой, подбрасывать вверх – все это даст маленькому непоседе возможность выплеснуть свою энергию. Даже зимой вам будут доступны такие игры: песок легко можно заменить снегом или использовать наборы для творчества под названием .

Самый умелый

Ломать – не строить! Это знают все взрослые, а вот дети считают, что все вещи берутся из ниоткуда. Захотел игрушку – мама купила, сломал – нашлась замена. Устройте дома соревнование: кто быстрее и лучше соберет домик из конструктора. Возможно, у ребенка получится не так красиво, как у вас, но возведенная конструкция будет результатом кропотливой работы. Малыш с особым усердием будет оберегать то, что он сделал своими руками. Это позволит ему осознать ценность труда других.

Маленькие дети нередко что-то ломают или портят. В основном это получается случайно. Но иногда родители сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок намеренно и специально портит хорошие вещи. В статье мы рассмотрим, что делать с детьми, которые постоянно ломают игрушки. И начнем с рассмотрения причин такого поведения.

Почему ребенок ломает игрушки

  • Игрушки не подходят по возрасту. Некоторыми предметами малышу еще рано играть, и он просто не понимает, что с ними делать. Воздержитесь от подобных приобретений и покупайте игрушки по возрасту. Какие подарки можно подарить ребенку, смотрите ;
  • Игрушка не оправдала желание. Если малыш хотел и просил одну вещь, а ему купили другую, он может сломать изделие от обиды, досады или злости, из вредности или мести. Ломая или разбивая игрушку, он проявляет отношение к подарку и пытается настоять на своем;
  • Ребенок может быть агрессивным по собственному характеру и темпераменту. Кроме того, дети-холерики активны сами по себе. Они непоседливы, легко отвлекаются и раздражаются. Крепко сжал игрушку, случайно уронил или наступил, и она уже сломалась;
  • Из-за любознательности и любопытства. Не удивительно, что малыши хотят все изучить и попробовать, выяснить, что внутри того или иного предмета. Поэтому они разбирают, раскручивают и ломают не только игрушки, но и окружающие вещи. Чаще всего, собрать изделие обратно уже не получается;
  • Желание привлечь внимание родителей. Возможно, крохе не хватает внимание и заботы мамы или папы. В этом случае ломанием игрушек дело не ограничивается. Дети начинают капризничать и плохо себя ведут, постоянно балуются, в том числе ломают игрушки;
  • Раздражительность. Если в семье нездоровая атмосфера, и родители регулярно находятся в раздраженном, злобном или негативном состоянии, настроение переходит и на детей. Причем это касается не только маленьких детей, но и школьников, и подростков. Они берут пример со взрослых, когда те кричат, ругаются и повышают голос, бьют по столу кулаком или даже дерутся;
  • Чрезмерная опека и внимание тоже могут привести к негативным последствиям. Когда родители слишком напористо и старательно учат детей, как им играть и обращаться с игрушками, это надоедает и раздражает. Старайтесь быть мягче и не такими навязчивыми.
  • Малыш просто играет. Многие дети, особенно мальчишки, любят игры в войнушку, супергероев и так далее. Следствием таких забав становятся разбросанные вещи, жуткий беспорядок и сломанные игрушки. Для таких игр лучше приобрести отдельные специальные игрушки, типа мечей, детского оружия и т.д.;
  • Малыш болеет, устал или испытывает недомогание. В таких случаях он становится раздражительным, слабым, неловким и нетерпеливым;
  • Нередко дети ломают игрушки назло родителям, когда те не купили ему то, что он хотел или наругали за проступок. Кроме того, это может быть хитрость, чтобы купили игрушку, как у другого ребенка.


Как отучить ребенка ломать игрушки

Мало понять, почему ребенок ломает игрушки. Важно отучить его от таких действий и объяснить, почему нельзя портить вещи. Предлагаем рекомендации по этому поводу. Прежде всего, поговорите с малышом. Делайте это спокойно, не используйте крик и выясните причину такого поведения.

Если малыш пытается оторвать части тела игрушкам, объясните, что кукле или зверюшке больно. Что для таких игр существуют специальные вещи. Это конструктор, мозаика и предметы, которые нужно собирать или разбирать. Для этого обязательно приобретайте подобные игрушки, особенно, если кроха любит ломать и разбирать вещи, смотреть и узнавать, что у предметов внутри, изучать содержимое изделий.

Предложите ребенку погулять, почитать, порисовать, позаниматься вместе. Это подходящий вариант, если родители регулярно заняты и уделяют малышу мало внимания. Но и в других случаях дети будут рады отправиться с папой и мамой на прогулку, а не сидеть и играть в одиночестве. Разнообразьте досуг чада и старайтесь больше времени проводить вместе.

Если ребенок только что сломал игрушку, не кричите, не ругайте и не наказывайте кроху. Не спешите поднимать поломанные или разбросанные вещи. Пусть малыш играет и изучает окружающий мир дальше. Наблюдайте за крохой, давайте подсказки и советы, участвуйте в играх вместе, но не настаивайте и не учите навязчиво, чем и когда нужно играть.

Если вы купили не ту игрушку, которую хотел малыш, спокойно объясните, что подарили вещь от чистого сердца и искренне переживаете из-за того, что кроха расстроен и разочарован. Но не спешите сразу приобретать новую игрушку взамен сломанной. Оставьте поломанную игрушку на виду, чтобы он убедился, как это плохо.

Объясните ребенку, что другим детям тоже дарят подарки. Малыш может специально испортить игрушку, которую вы приготовили для других, поэтому лучше прятать и не показывать такую вещь собственному малышу. Подобные ситуации вызывают обиды и ревность.

Приучайте кроху к порядку. Объясните, что сломанные и разбросанные вещи нужно убирать самому. Как это сделать, подскажут советы из статьи “Как научить ребенка убирать за собой игрушки”.

Как справиться с агрессией и раздражением

Будьте мягче. Не кричите и не раздражайтесь на ребенка. Старайтесь поддерживать добрую и дружественную атмосферу в семье. Тогда и агрессии будет неоткуда взяться. Не спускайте агрессивное поведение чада. Чем старше он становится, тем сложнее справиться с ним. В некоторых случаях помочь сможет только психолог.

К слову, нездоровая ситуация может быть и в детском саду. Если воспитатели постоянно кричат и ругаются или другие дети обижают вашего ребенка, он может раздражаться и агрессивно реагировать на происходящее. Обязательно проверьте условия содержания детишек в детском саду.

Для слишком активных и непоседливых создайте такие условия, чтобы малыш мог избавиться от накопившихся эмоций. Это спортивные снаряды и специальные мягкие блоки, лазилки, лежанки, горки и крепости. Предлагайте разные виды деятельности и займите день подвижными занятиями, среди которых спортивная секция, танцевальный кружок или что-то подобное.

Обратите внимание на то, что нравится ребенку. Если он активный и непоседливый, не знает, куда деть энергию, не нужно его отдавать на спокойное или пассивное рисование или вышивание. Пусть он лучше выплескивает накопившуюся энергию и раздражительность в спортивном зале.

Организуйте дома специальный уголок для игр. Для малышей подойдут мягкие блоки, для детей постарше – мишени с дротиками. Это развивает меткость и координацию, снимает раздражительность и стресс. Дети становятся спокойнее и мягче. Кроме того, в таком месте удобно обустроить уголок творчества, здесь же можно хранить многочисленные игрушки. Куда складывать и где хранить детские игрушки, смотрите по ссылке /.

Каждый родитель хочет, чтобы у его малыша были полезные, многофункциональные и интересные игрушки. Однако стремления родителей не всегда оцениваются детьми, и от необыкновенных, а в ряде случаев ещё и дорогих игрушек остаются лишь детали. Почему ребенок ломает игрушки? Причины кроются в его возрастных особенностях, типе темперамента и окружающих людях.

В попытке заменить внимание

На первое место в списке причин психологи ставят недостаток родительского внимания. В силу своей занятости родители стараются с помощью игрушек компенсировать ребенку свое внимание. Помните, что дорогие подарки и самые инновационные развлечения неспособны заменить родительского общения и внимания. Ломая игрушки, малыш хочет привлечь ваше внимание, даже если его поступок вам будет не по душе.

Статистика такова, что реже с проблемой целенаправленной порчи игрушек сталкиваются в семьях, где родители играют вместе со своими чадами и в случае поломки проводят ремонт совместно. Такой подход к воспитанию позволяет привить ребенку бережливость на собственном опыте. Даже если поломка безнадежно испортила вещь, не торопитесь от нее избавляться, покрутите её немного в попытке придумать способ ремонта. Когда ребенок воочию увидит результат своих действий, он расстроится и поймет, что не все можно починить и исправить.

Возрастные ограничения

Неслучайно на игрушках производители указывают рекомендованный возраст и ограничения. Выбирайте игрушки так, чтобы они соответствовали интересам и развитию малыша. Если вы ребенку до года подарили конструктивно сложный автомобиль, не удивляйтесь отломанным дверцам и колесам. В этом возрасте детям интереснее кубики, мячики и различного рода коробочки с простым открывающимся механизмом. Их можно бросать, грызть и разбирать.

О полноценных игрушках стоит задумываться тогда, когда ребенок начинает примерять на себя социальные роли: неумело убаюкивать куклу или перевозить кубики в кузове игрушечного грузовичка. Чуть позже малыш будет представлять себя мамой, доктором, водителем или папой-милиционером.

Познавательный интерес и любопытство


Как устроено все! Эта мысль движет ребенком, когда он отламывает детали игрушки. Предложите юному исследователю разобрать вместе с вами старые часы или иной механизм, поверьте, детскому счастью не будет предела. Таким испытателям, непременно, придутся по душе разборные, трансформирующиеся роботы, конструкторы и другие игрушки, которые способны не только создать интересную игру, но и удовлетворить любопытство.

Маленькие холерики

Агрессивное поведение и желание сломать игрушки, которые попадают под «горячую руку», присуще маленьким холерикам. У активных и легко раздражаемых детей всё быстро ломается и бьется, они «выпускают пар» удобным для них способом и во многом копируют поведение взрослых. Если у них не получается играть по правилам с предметом (собрать пирамидку, сложить дом из конструктора), в сердцах они способны разметать его по всей комнате, для них такое поведение становится способом выражения эмоций, которые они в большинстве случаев таят в себе.

Три простые правила

  1. Позвольте ребенку наблюдать результат своих действий, не меняйте сразу сломанную игрушку на новую.
  2. Обеспечьте ребенка игрушками, которые бы он мог разбирать без плачевных последствий и потерь.
  3. Контролируйте свои эмоции и способы их выражения, вы - пример для малыша, как в хорошем, так и в плохом.
Видео