Платные услуги соцзащиты для пенсионеров. Субсидии на оплату услуг ЖКХ

В Москве многое сделано для обеспечения доступности социальных услуг и, особенно, для развития сети центров социального обслуживания (ДСО), пользующихся у пенсионеров большой популярностью. Работа по их созданию была начата в 1989 году. По состоянию на начало 1996 года в Москве было создано 58 центров социального обслуживания. В результате реализации Программы развития центров социального обслуживания (1996-1997 годы) численность центров увеличилась почти в два раза. В настоящее время в городе создано 113 центров социального обслуживания и 9 филиалов.
Центры социального обслуживания играют огромную роль в жизни пенсионеров, имея в своей структуре различные службы социальной помощи: отделения социальной помощи на дому, отделения дневного пребывания, отделения срочной социальной
помощи, отделения специализированной помощи на дому, отделения социально- медицинского обслуживания на дому и т. д.
Наиболее многочисленными в структуре ЦСО являются отделения социального обслуживания на дому. Они оказывают социальные услуги одиноким людям и пожилым супружеским парам с ограниченными возможностями самообслуживания. К числу основных социальных услуг, предоставляемых на дому, относятся такие как: организация питания и доставка продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские учреждения, помощь в поддержании условий проживания в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями; содействие в оказании других социально- бытовых услуг (ремонта жилья, оплата жилья и коммунальных услуг, оформление документов, ритуальные услуги). Такая форма обслуживания позволяет максимально продлить нахождение граждан в привычной для них домашней обстановке, поддержать их жизненный тонус, защитить при необходимости их права и законные интересы, а также уменьшить потребность в домах-интернатах. В настоящее время создано 996 таких отделений, которые обслуживают 118,8 тыс. человек.
В стационарных учреждениях постоянно проживают на полном государственном обеспечении более 14,5 тыс. человек.
На сегодняшний день в системе социальной защиты населения Москвы функционируют 32 стационарных учреждений. Для проживающих используются временная (до 6-ти месяцев) и постоянная формы пребывания (по желанию пенсионера). Все перечисленные учреждения профилированы с учетом физического, психического состояния здоровья, возраста и социальной активности проживающих граждан. Пенсионеры и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях, получают в полном объеме социальную, медицинскую, психологическую, правовую помощь и поддержку. Более 70 процентов проживающих в домах-интернатах подопечных находятся на постельном режиме содержания.
Положительную оценку москвичи дали новому виду социальных учреждений - жилым специальным домам для одиноких пенсионеров и инвалидов, а также семейных пар пенсионного возраста, с комплексом служб социально-бытового назначения, круглосуточно действующими диспетчерскими и медицинскими пунктами. Построено 3 дома на 382 квартиры.
Жилые социальные дома являются прообразом домов-интернатов будущего, в которых обеспечены комфортные и достойные условия проживания, все для спокойной жизни и активного долголетия ветеранов.
В целях дополнительной социальной поддержки одиноких пожилых граждан создана и функционирует служба «Моссоцгарантия», которая выплачивает ежемесячную компенсацию 2,5 тыс. одиноким гражданам, которые завещали городу принадлежащее им жилье.
В системе органов социальной защиты населения функционирует 11 учреждений социальной помощи лицам БОМЖ.
В целом существующая сеть стационарных учреждений Комитета удовлетворяет потребность в этом виде медико-социальной помощи нетрудоспособному населению. Имеется необходимый резерв свободных мест, очередность отсутствует.
Комитетом социальной защиты населения Москвы и Государственным унитарным предприятием Правительства Москвы "Московская социальная гарантия" (Моссоцгарантия) проведена определенная работа по заключению с одинокими пожилыми гражданами и инвалидами договоров пожизненного содержания с иждивением в обмен на добровольную передачу жилой площади в собственность г. Москвы. Это позволило предоставить им дополнительную социальную поддержку и защиту от преступных посягательств.
В настоящее время заключено свыше 1700 таких договоров.
В обмен на добровольную передачу жилья городу указанной категории москвичей выплачиваются денежные компенсации, предоставляются различные виды социально- бытовых услуг. В декабре 1995 года введен в эксплуатацию первый специальный жилой дом для одиноких пенсионеров и инвалидов, одиноких супружеских пар пенсионного возраста на 208 квартир с комплексом служб социально-бытового назначения, круглосуточно действующими диспетчерским и медицинским пунктами. В доме в настоящее время проживает более двухсот пенсионеров. В октябре 1997 года переданы под заселение два специальных дома в Митино по 87 квартир каждый. В настоящее время программа продолжает успешно работать.

Еще по теме Социальное обслуживание одиноких пенсионеров в Москве.:

  1. Глава 6. Учреждения социального обслуживания для пожилых граждан и инвалидов: Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, дом-интернат, отделения милосердия и временного проживания при домах-интернатах для престарелых и инвалидов, специальные дома для одиноких пенсионеров
  2. Учреждения социального обслуживания для пожилых граждан и инвалидов: Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, дом-интернат, отделения милосердия и временного проживания при домах-интернатах для престарелых и инвалидов, специальные дома для одиноких пенсионеров

На сегодняшний день помимо ежемесячных пенсионных выплат законодательством предусмотрена дополнительная помощь в виде набора социальных услуг. Сюда включено обеспечение лекарственными средствами, оформление путевки в санаторий и бесплатный проезд на некоторых видах транспорта.

Кому предоставляется государственная социальная помощь

Точного определения, что такое социальные услуги не существует, но понятие подразумевает поддержку физических лиц, имеющих право или оформивших ежемесячную денежную выплату (ЕДВ). В соответствии с законом о государственной соцпомощи, определены категории граждан, которым предоставляется льгота по линии государства:

  • нетрудоспособные граждане, которым присвоена инвалидность вне зависимости от группы;
  • ветераны боевых действий;
  • граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • дети-инвалиды;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • лица, получившие инвалидность вследствие боевых действий;
  • несовершеннолетние узники времен ВОВ;
  • члены семей погибших или умерших участников ВОВ, погибших инвалидов и ветеранов боевых действий.

Что входит в НСУ

Социальные услуги для пенсионеров и инвалидов, входящие в НСУ, могут предоставляться льготника в натуральном или денежном выражении – право выбора остается за льготником. Это означает, что гражданин самостоятельно определяет, воспользоваться льготой или получить компенсацию в размере, установленном законодательно:

Как оформить

Процесс оформления государственной поддержки состоит из нескольких последовательных этапов и одинаков для всех регионов, будь то Москва или другой населенный пункт:

  1. Обратиться в местное отделение Пенсионного фонда либо Многофункциональный центр лично или через законного представителя. Предусмотрена возможность подачи заявления через личный кабинет на интернет-портале ПФР.
  2. Написать заявление на предоставление ЕДВ. Поскольку НСУ назначается автоматически получателям ежемесячной выплаты, оформлять отдельное заявление нет необходимости. Исключение – лица, которые подверглись радиоактивному воздействию.
  3. Получить справку, дающую право на получение НСУ, где указывается категория льготника, срок назначения ЕДВ и перечень услуг.

Перечень необходимых документов

Для предоставления ежемесячной выплаты, которая является основанием для назначения социальных услуг, необходимо предоставить определенные документы:

  • заполненное заявление;
  • паспорт либо другой равнозначный документ;
  • документальное подтверждение права на получение ЕДВ (справка об установлении инвалидности, удостоверение и т. п.).

После назначения ЕДВ для получения социальной услуги в железнодорожных кассах при покупке билета или при оформлении путевки нужно будет предоставить:

  • справку, выданную ПФР, которая подтверждает, что заявитель вправе получить НСУ;
  • паспорт;
  • документ, свидетельствующий о праве на получение ЕДВ.

При обращении в аптеки дополнительно потребуется рецепт, который выписывает лечащий врач.

Социальная помощь на дому пожилым людям и инвалидам

Помимо того, что законодательством предусмотрен набор социальных услуг для пенсионеров и инвалидов, а также прочих незащищенных категорий граждан, государство предоставляет им дополнительную поддержку. Она полагается людям, которые самостоятельно не могут о себе позаботиться. Помощь оказывают работники соцзащиты в виде:

  • стационарного обслуживания в домах-интернатах для престарелых, ветеранов, инвалидов;
  • полустационарного обслуживания в отделениях ночного или дневного пребывания;
  • соцобслуживания на дому;
  • оказания реабилитационных услуг;
  • срочного социального обслуживания.

С учетом особенностей каждого заявителя, предусмотрены следующие виды соцуслуг:

  • медицинские;
  • педагогические;
  • правовые;
  • бытовые;
  • правовые;
  • трудовые.

Социальное-бытовое обслуживание

Помощь пенсионерам и инвалидам соцработники оказывают по таким направлениям, как:

  • покупка (производится за счет льготника) и доставка продуктов питания, периодики, книг, товаров первой необходимости;
  • уборка жилых помещений;
  • приготовление пищи;
  • оказание помощи при оплате коммунальных и прочих платежей;
  • содействие в проведении ремонта;
  • помощь в организации услуг жилищно-эксплуатационной службы;
  • доставка питьевой воды и топка котлов и печей, если жилье инвалида или пенсионера не оборудовано центральным водоснабжением и отоплением;
  • сдача одежды и вещей в химчистку, для проведения их ремонта (оплату производит льготник);
  • оформление подписки на периодику и пр.

Медицинские услуги

Работники социальных служб вправе оказывать и медицинскую помощь, которая заключается в:

  • проведении медицинских процедур (инъекции, перевязки и пр.);
  • оказании санитарно-гигиенических услуг;
  • наблюдении за состоянием здоровья (измерение давления, температуры);
  • оказании доврачебной помощи;
  • покупке и доставке медпрепаратов и лекарственных средств;
  • оказании помощи при посещении медицинских учреждений, госпитализации;
  • посещении пенсионера или инвалида, находящегося на лечении в больнице;
  • оказании всесторонней поддержки при оформлении санаторно-курортного лечения.

Психологическая и правовая помощь

Социальные службы для пожилых людей и инвалидов содействуют в оказании правовой и психологической помощи. Среди основных услуг можно выделить:

  • содействие в получении образования;
  • помощь в трудоустройстве;
  • содействие в организации помощи юристов и нотариусов;
  • помощь в написании писем и заявлений;
  • содействие в получении льгот и социальной поддержки.

Кому положен социальный работник

Помощь работников соцслужб предоставляется по заявительному принципу. На нее могут претендовать:

  • граждане, достигшие общеустановленного пенсионного возраста;
  • инвалиды всех категорий;
  • участники ВОВ.

Социальные услуги для пенсионеров и инвалидов оказываются работниками соцслужб на бесплатной основе всем тем, у кого доход в месяц не дотягивает по полуторакратного размера прожиточного уровня, установленного в регионе проживания льготника. Со всех остальных категорий заявителей взимается плата, размер которой регулируется законодательно.

Порядок и условия заключения договора

Для оказания социальных услуг пенсионерам и инвалидам потребуется заключить договор. Сторонами соглашения являются сам льготник и орган социальной защиты. Договор начинает действовать со дня подписания до конца календарного года. Повторно заключать договор на следующий период нет необходимости – он автоматически пролонгируется, но только если ни одна из сторон не заявила о его прекращении.

25 октября 2010 года, выступая на заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении пожилых граждан, Дмитрий Медведев , занимавший на тот момент пост президента, выступил с инициативой подготовки нового закона о социальном обслуживании. "Одна из задач сегодняшнего президиума Госсовета – обобщить и распространить то, что называется лучшими региональными практиками. Причем он [новый закон. – Ред .] может касаться не только людей пожилого возраста, но и всего населения нашей страны", – заявил тогда политик.

И такой закон был принят, а уже с 1 января 2015 года он вступил в силу (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ " " (далее – новый закон). При этом большая часть актов, прежде регулирующих социальное обслуживание граждан, утратила силу. В частности, прекратили свое действие Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ " " (далее – старый закон) и Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ " ".

Рассмотрим, какие изменения необходимо иметь в виду гражданам в связи со вступлением в силу нового закона.

Введено понятие "получатель социальных услуг"

С 1 января из законодательства исчез термин "клиент социальной службы" (), вместо которого было введено понятие "получатель социальных услуг" (). Гражданин может быть признан получателем социальных услуг, если он является нуждающимся в социальном обслуживании и ему предоставляется социальная услуга.

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обеспечению основных жизненных потребностей в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  • наличие в семье инвалида или инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • невозможность обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • насилие в семье или внутрисемейный конфликт, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами или страдающими психическими расстройствами;
  • отсутствие определенного места жительства;
  • отсутствие работы и средств к существованию;
  • наличие иных обстоятельств, которые на региональном уровне признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан ().

Теперь информация о получателях социальных услуг заносится в специальный регистр. Его формированием занимаются субъекты федерации на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг ().

До 1 января 2015 года социальное обслуживание предоставлялось гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации – в новом законе такой термин отсутствует, что делает перечень оснований получения помощи более однозначным. Старый закон понимал под трудной жизненной ситуацией ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Обычно под этим подразумевались инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п. ().

МНЕНИЕ

"Для того, чтобы новый закон заработал, каждый регион должен принять 27 нормативных документов. Мы провели мониторинг готовности регионов к принятию нового закона. К середине декабря 2014 года лишь 20 регионов приняли всю необходимую нормативную базу, 20 регионов приняли меньше половины, остальные – около половины. Мы каждый день пытаемся сделать все возможное, чтобы ускорить принятие регионами необходимых документов".

Определен поставщик социальных услуг

Расширен перечень видов социальных услуг

Новый закон изменил подход к содержанию перечня предоставляемых социальных услуг. До 31 декабря 2014 года граждане могли получить материальную и консультативную помощь, временный приют, социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, а также имели право на дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания и реабилитационные услуги ().

После вступления в силу нового закона граждане могут рассчитывать на предоставление им следующих видов социальных услуг:

  • социально-бытовые;
  • социально-медицинские;
  • социально-психологические;
  • социально-педагогические;
  • социально-трудовые;
  • социально-правовые;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности;
  • срочные социальные услуги ().

К срочным социальным услугам относится обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилого помещения, оказание юридической и экстренной психологической помощи, а также иные срочные социальные услуги (). Гражданин может рассчитывать на получение таких услуг в сроки, обусловленные его нуждаемостью. При этом с 1 января текущего года граждане лишились возможности получать материальную помощь в виде денежных средств, топлива, специальных транспортных средств, а также реабилитационные услуги, которые ими могли быть получены ранее ().

Установлен порядок расчета платы за получение социальных услуг

Как и раньше, социальные услуги могут быть предоставлены бесплатно или за плату ().

  • несовершеннолетние;
  • лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
  • лица с доходом, равным или ниже среднедушевого дохода, установленного регионом для предоставления социальных услуг бесплатно (при получении социального обслуживания на дому и в полустационарной форме). При этом размер такого дохода не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума.

Кроме того, в субъектах федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно ().

Как видим, из числа лиц, имеющих право на бесплатное соцобслуживание, исключены безработные граждане (если такая категория граждан не предусмотрена законом субъекта федерации).

Раньше для получения бесплатной социальной услуги одинокими гражданами, больными, пенсионерами и инвалидами им нужно было иметь среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума ().

Рассмотрим пример. Величина прожиточного минимума в Московской области за III квартал 2014 года для пенсионеров составляла 6804 руб. (постановление Правительства Московской области от 10 декабря 2014 г. № 1060/48 " "). Значит, до 1 января на получение бесплатной социальной услуги мог претендовать, например, одинокий пенсионер из Московской области с доходом менее 6804 руб. в месяц. После вступления в силу нового закона размер дохода, позволяющего получить право на бесплатную соцуслугу, не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума. Теперь для получения бесплатной социальной услуги при прочих равных месячный доход одинокого пенсионера должен быть 10 206 руб. или менее (1,5 x 6804 руб.) (Закон Московской области от 4 декабря 2014 г. № 162/2014-ОЗ " ").

Для тех, кто не имеет права на получение бесплатных социальных услуг, за их предоставление установлена плата. Ее размер за обслуживание на дому и в полустационарной форме теперь рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, устанавливаемой регионом. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг ().

ПРИМЕР

Рассчитаем по новому закону максимальный тариф на соцуслуги в полустационарной форме для одинокого пенсионера из Московской области с месячным доходом в 12 тыс. руб. Плата за соцобслуживание на дому и в полустационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода. Величина среднедушевого дохода пенсионера – 12 тыс. руб. (учитывается только размер его пенсии, поскольку нет других членов семьи, имеющих доход), предельная величина среднедушевого дохода для одинокого пенсионера из Московской области составляет 10 206 руб.

Следовательно, максимальный тариф на соцуслугу должен рассчитываться по следующей формуле:

(12 000 руб. - 10 206 руб.) x 50% = 897 руб.

Таким образом, с 1 января 2015 года тариф на предоставляемые пенсионеру социальные услуги на дому и в полустационарной форме не может превышать 897 руб. Это значение изменится, если пенсионеру необходимо лечение в стационаре. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Формула для расчета тарифа будет следующая:

12 000 руб. x 75% = 9000 руб.

Таким образом, тариф на лечение в стационаре не может быть более 9000 руб. в месяц.

Раньше размер платы за социальные услуги и порядок их предоставления регулировался органами государственной власти субъектов федерации и непосредственно социальными службами ().

Изменен порядок получения социальных услуг

С начала текущего года для получения социальной услуги гражданину необходимо подать заявление. Прежде социальное обслуживание осуществлялось на основании обращения – в том числе устного – гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, местного самоуправления, общественного объединения (). Заявление на соцобслуживание может быть написано самим гражданином, его представителем или иным лицом (органом) в его интересах (). Подать заявление можно в том числе посредством направления электронного документа, чего в прежнем законе предусмотрено не было.

С каждым получателем социальных услуг составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В ней указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Данная программа является обязательной для поставщика социальных услуг и рекомендательной для самого гражданина. Иными словами, получатель помощи может отказаться от какой-то услуги, но поставщик обязан ее предоставить по желанию получателя.

Составляется программа в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социального обслуживания, а пересматривается не реже чем раз в три года (). Срочные соцуслуги оказываются без составления индивидуальной программы (). Прежде составление таких программ не было предусмотрено.

После составления индивидуальной программы и выбора поставщика социальных услуг гражданину необходимо заключить с поставщиком договор о предоставлении социальных услуг (). В договоре обязательно должны быть закреплены положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату.

МНЕНИЕ

Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации:

"Новый закон позволит увеличить количество граждан, которые могут претендовать на получение бесплатных социальных услуг. Кроме того, изменится качество, объемы и оперативность их предоставления. Раньше социальные услуги предоставлялись исходя из группового подхода. Однако у всех граждан разные потребности, доход, жилищные условия. С 1 января 2015 года с потребителями социальных услуг заключаются социальные программы, в которых учитываются все индивидуальные особенности каждого потребителя".

Определена организация социального обслуживания

Интересно, что в новом законе прописаны на первый взгляд всем очевидные вещи: поставщики социальных услуг не вправе ограничивать права получателей социальных услуг; применять оскорбления, грубое обращение; помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот ().

Однако сделать акцент на таких запретах все же стоило. Например, многочисленные случаи помещения в России здоровых детей в организации для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, были отмечены в докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch в 2014 году.

Принципиально новым является подход к финансированию социального обслуживания. По старому закону, соцуслуги гражданам оказывались за счет бюджетов субъектов федерации (). В связи с этим в зависимости от региона объемы предоставляемой социальной помощи сильно отличались. С 1 января 2015 года социальное обслуживание финансируется за счет федерального бюджета, благотворительных взносов и пожертвований, собственных средств граждан (при предоставлении социальных услуг за плату), доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иных не запрещенных законом источников (). Предполагается, что данное нововведение поможет уравнять объем предоставляемых соцуслуг в разных регионах.

Но есть и "ложка дегтя" в новых правилах. Так, новый закон не устанавливает никаких требований к кадровому обеспечению социальных служб. Напомним, ранее работниками социальных служб могли быть только специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания, и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг ().

По закону социальный работник два раза в неделю обязан приходить к пенсионеру . Если требуется большее количество посещений, значит, он будет ходить больше, но тогда пенсионер будет платить немножко больше. Есть дополнительные услуги, которые нам разрешено было ввести. К ним относится, например, выписка рецептов – стоимость такой разовой услуги составит 50 рублей. А также сдача анализов (50 рублей), вынос мусора (10 рублей) или запись на приём к врачу (50 рублей). Работники проводят много времени в медицинских учреждениях, даже по удостоверению зачастую не получается попасть без очереди. Режим такой: 7 человек обслуживаются в понедельник и четверг, 7 человек – во вторник, и пятницу. Среда – рабочий день, когда сотрудники Центра посещают различные учреждения по поручению клиентов.

Для этого пенсионер или его представитель должен предоставить перечень документов. К ним относятся: заявление, копия паспорта, выписка из лицевого счёта из домоуправления, документы о доходах гражданина и членов его семьи за 12 месяцев, копия справки об инвалидности и, наконец, копия страхового свидетельства пенсионного фонда (СНИЛС).

Кто имеет право на бесплатную помощь социального работника

Обратите внимание: за услуги (см. ниже) придется раскошелиться тем, кто не имеет права на бесплатную помощь социального работника. Это пожилые москвичи и инвалиды, проживающие в семьях с родственниками трудоспособного возраста и имеющие детей трудоспособного возраста, а также в других случаях по их личному желанию. За плату соцуслугами вправе воспользоваться также горожане, находящиеся на надомном обслуживании и желающие оформить помощь сверх территориального перечня гарантированных государством социальных услуг (полный перечень цен и услуг — на kp.ru).

— покупка и доставка для подопечного продуктов, горячих обедов из соседних с домом торговых предприятий, промтоваров и лекарств по его просьбе. При этом действуют такие правила разовой доставки (согласно нормам предельно допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную, утвержденным постановлением правительства РФ № 105 от 6.02.93 г.): для одного человека — не более 4 кг, для семьи из двух человек — не более 6 кг, для семьи из трех человек — не более 9 кг;

Социальное обслуживание на дому инвалидов и пожилых граждан

  • Содействие в получении необходимой медицинской помощи;
  • Осуществление гигиенических и медицинских процедур и манипуляций;
  • Помощь в прохождении медико-социальной экспертизы, проведении медицинской и социальной реабилитации;
  • Оказание психологической помощи, содействие в госпитализации и больничном уходе, санаторно-курортном лечении;
  • Посещение вместе с гражданином стационарных учреждений здравоохранения;
  • Организация питания, досуга или быта, покупка продуктов, помощь в приготовлении еды, приобретение товаров первой необходимости, лекарственных препаратов;
  • Если гражданин живет без воды или отопления, то это топка печи, доставка воды;
  • Уборка в доме, стирка вещей, помощь в косметическом ремонте жилья, помощь в обустройстве и организации быта;
  • Помощь в оплате коммунальных услуг, содействие в посещении мест отдыха, санаторно-курортном лечении;

Активная работа проводится социальными работниками по расширению объема и характера бытовых услуг. Большое внимание уделяется качеству оказания социальных услуг в соответствии с государственными стандартами. Качество социального обслуживания во многом зависит от личности социального работника, его ответственности, порядочности, отзывчивости, уровня профессионального мастерства.

Виды, объем, периодичность, сроки предоставления социальных услуг определяются индивидуальной программой предоставления социальных услуг (далее - индивидуальная программа), составленной в утверждаемом министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края (далее - министерство) порядке.

Как оформить соцработника для ухода за пенсионером

То, насколько часто будет приходить соцработник и какую работу выполнять, зависит от степени нуждаемости пенсионера или инвалида и его физического состояния. При этом учитывается и помощь родственников, а также и других граждан, которые могут оказать посильную помощь. Максимально это может быть ежедневное посещение (за исключением субботы и воскресенья).

Социальные услуги на дому предоставляются бесплатно либо на условиях частичной или полной оплаты. Так, с 1 января 2015 года социальное обслуживание на дому бесплатно получают граждане, чей среднедушевой доход равен или ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в области для пенсионеров. Кроме того, право на бесплатное социальное обслуживание на дому имеют участники и инвалиды Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Услуги соц работника на дому стоимость

Заключение Договора на предоставление платной социальной услуги предусмотрено Гражданским Кодексом РФ. В части предоставления услуг социального обслуживания на условиях полной оплаты предусмотрено постановлением правительства Москвы от 12.10.2010г. №919-ПП «О предоставлении гражданам платных социальных услуг государственными учреждениями нестационарного социального обслуживания города Москвы».

Прейскурант тарифов на социальные услуги предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам учреждениями нестационарного социального обслуживания города Москвы, предусмотренные Территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг

Помощь за деньги: сколько стоят услуги социального работника

Зачастую люди пенсионного возраста уже не в состоянии справиться с домашними делами самостоятельно. В таком случае можно прибегнуть к помощи социального работника. Достаточно позвонить в ГУ “Территориальный центр соцобслуживания” и сказать, что нужна помощь. Сотрудники центра сами приедут, соберут все необходимые документы, заключат с клиентом договор. Редактировать

Для городских семейных пар стоимость социальной помощи на дому на одного человека равна 0,81 рубля для одиноких семейных пар – 0,51 рубля. Для сельских семейных пар стоимость социальной помощи на дому на одного человека равна 1 рублю 18 копейкам, для одиноких семейных пар – 0,74 рубля.

Сокращение социальных работников в сфере социального обслуживания на дому

Для выполнения контрольной функции в Территориальных центрах социального обслуживания создан Отдел контроля качества оказания социальных услуг и в целом, приоритетная функция административно-управленческого состава принимает вид надзирателя исключительно социального работника, что является основной их деятельностью на сегодняшний день, забывая о реализации государственной политики РФ в области социальной защиты нуждающихся граждан.

Вышеизложенная информация поднимает вопрос об излишне раздутом штате сотрудников административно-управленческого состава ТЦСО и его пересмотре в сторону значительного уменьшения таких должностей, как заместитель директора, специалист по социальной работе, заведующий ОСО, специалист отдела кадров.

Социальный работник

Хорошо, когда социальный работник имеет среднее специальное образование или высшее профессиональное образование, но, к сожалению, в настоящее время к обслуживанию пожилых граждан и инвалидов привлекаются лица, совсем не имеющие профессиональной подготовки. Для выполнения этой работы требуется наличие многих душевных качеств и в эту профессию чаще всего приходят по зову сердца.

Социальный работник должен в совершенстве знать государственные законы, постановления и нормативные акты о социальном обслуживании инвалидов и граждан пожилого возраста. Также он должен безукоризненно выполнять правила трудового внутреннего распорядка и должностные инструкции. Руководствуясь правилами охраны труда и основными правилами техники безопасности, нормами санитарии и пожарной безопасности, работник социальной службы может оказывать посильную помощь по месту проживания своих подопечных. Очень важно, чтобы это выполнялось, не только не вызывая дискомфорта или раздражения со стороны пожилого человека, но и грамотно.

Социальный работник

  1. Подать заявление до регионального комплексного центра либо до центра по общественному уходу столицы. Данные центры расположены во всех уголках страны.
  2. Затем в 3-дневный срок начальство центра должно осуществить исследование вещественно бытового состояния касательно жительства и соответственно создать протокол.
  3. После того, как льготник даст свое письменное соглашение, подается запрос на выписку до инженерной службы региона чтобы получить материальный лицевой счет, вдобавок решение касательно состояния по самочувствию и неимение медикаментозного ограничения до общественного сервиса на дому из медсанчасти.
  1. Внеочередным льготникам
  • инвалидам и участникам ВОВ.
  • одиноким гражданам не менее 70 лет, а так же одиноким инвалидам не менее 60 лет.
  • участникам, которые прошли боевые действия.
  • одиноким гражданам и инвалидам, которые уже не в состояние самостоятельно предоставлять себе услуги, не имеющих посторонней поддержки или от близких.
  1. Супругам, у которых имеются погибшие участники, инвалиды ВОВ, ветераны боевого действия, при условии, что они не имели повторного брака.
  2. Гражданам, которые подверглись радиационному влиянию в результате Чернобыльской трагедии.
  3. Лицам, что подверглись реабилитации, аналогично гражданам что пострадали от политической расплаты.
27 Июл 2018 4706

Согласно статистическим исследованиям, московские пенсии находятся на более высоком уровне по сравнению с выплатами в других регионах. В том случае, если пособие пенсионера не соответствует установленному в Московской области , независимо от наличия трудоустройства, выплачиваются надбавки.

Для неработающих пенсионеров пособие назначается только при условии, что гражданина проживал в Москве более 10 лет (посмотреть и скачать можно здесь: ). Средний размер в Москве составляет 18 800 рублей , а в Московской области – 15400 рублей . Данный стандарт установлен в официальном порядке и считается достаточным для комфортного проживания пенсионера в столичном регионе. В том случае, если пожилой человек коренным москвичом не является, его пенсионное пособие рассчитывается исходя из минимального прожиточного минимума в 9 908 рублей . Если выплата не дотягивает до данной отметки, то разницу доплачивает городской бюджет.

Несмотря на то что трудоустроенные пенсионеры теперь лишены права на , в столице такое право пока за ними осталось, и данную обязанность на себя взял также городской бюджет.

Выплаты по государственному обеспечению были проиндексированы 1 апреля 2019 года и в Москве составили:

  • социальная пенсия – 9 252 рублей ;
  • 12 681 рублей ;
  • 36 895 и 37 479 рублей.

Социальные льготы пенсионерам Москвы

Помимо обязательного пенсионного пособия пенсионеры Москвы могут получить дополнительные меры соцподдержки.

Льготы пенсионерам Москвы в 2019 году:

  • безвозмездное передвижение на всех видах общественного транспорта, включая метро, кроме такси и маршруток;
  • ежегодное получение путевки в оздоровительное заведение безвозмездно и в порядке очереди, если на это имеются медицинские показатели;
  • протезирование зубов, за исключением дорогостоящих конструкций, в бесплатном порядке;·
  • уход на дому в порядке предоставления соцпомощи одиноко проживающим людям пенсионного возраста, утратившим возможность самообслуживания;
  • соцобслуживание в виде дневного пребывания с пенсионерами;
  • помощь в виде покупки вещей и продуктов, которая оказывается пожилым людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию;
  • помощь в оказании санитарно-гигиенических услуг, патронаж, комплексная уборка помещений;
  • льготы при оказании ритуальных услуг;
  • освобождение от уплаты взносов за капремонт пенсионеров старше 70 лет и одиноких граждан старше 80 лет .

Таким образом, льготы пенсионерам в Москве представлены широким перечнем мер, которые позволяют обеспечить пожилым людям максимально комфортное проживание.

Налоговые льготы и вычеты

Субсидии на оплату услуг ЖКХ

Столичным пенсионерам, как и другим группам людей, предоставляется субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг в том случае, если общая сумма к уплате составляет более 10% от ежемесячного общего дохода семьи. Право на субсидию подтверждается каждый месяц и подлежит отмене в том случае, если доход пенсионера повысится.

Гражданам, чьи доходы соответствуют установленным нормам, полагается скидка в размере 50% от начислений за электроэнергию, водоснабжение, отопление.

Предоставляется возмещение в размере 50% от утвержденного тарифа за использование кабельного телевидения. Данная скидка полагается одиноко проживающим пенсионерам и семьям, состоящим из пенсионеров, уже оформивших субсидирование услуг ЖКХ.

Каждый месяц в отношении людей пенсионного возраста осуществляется компенсационная выплата в сумме 230 рублей на оплату стационарного телефона.

Медицинское обслуживание пенсионеров Москвы

Московские пенсионеры, как и жители других регионов, могут получить следующие виды помощи в рамках медицинского обслуживания:

  • получение бесплатной и внеочередной помощи в медицинских учреждениях города по месту регистрации пенсионера;
  • ежегодное предоставление бесплатных путевок, если на это имеются медицинские показатели, в оздоровительные и санаторные заведения в порядке очереди;
  • скидки при покупке медикаментов;
  • частичная компенсация стоимости средств технической реабилитации пенсионеров, необходимых по медицинским показателям;
  • изготовление зубных протезов, кроме конструкций из дорогих материалов, в клиниках государственного типа;
  • организация социальной помощи для тех граждан, которые не могут себя полностью обслуживать.

Оформление каждой из льгот происходит в порядке, предусмотренном законодательными актами Москвы и Московской области.

Социальная доплата к пенсии

Ежемесячные компенсации пенсионерам Москвы

ЕКВ или ежемесячные компенсационные выплаты полагаются тем пенсионерам, которые имеют официальное трудоустройство, и их среднемесячная заработная плата не превышает 20 000 рублей . Как правило, данные компенсации предоставляются гражданам, трудящимся на должности, входящей в утвержденный список. К таким относятся: библиотекари, дворники, медсестры, воспитатели, водители, фармацевты и некоторые другие, за исключением участников и инвалидов ВОВ, а также граждан, имеющих ограничения по здоровью 1-й и 2-й групп (данной категории людей ЕКВ назначается вне зависимости от места трудоустройства и занимаемой должности).

Размер доплаты определяется индивидуально и зависит от общего размера пенсии и добавочных выплат. Основным условием является то, что общий доход граждан должен быть не менее 12 115 рублей .

Минимальная пенсия в Москве и Московской области в 2019 году

Те пенсионеры, чей размер пенсий не дотягивает до уровня ПМП в регионе, получают специальную надбавку. Поэтому можно было определить, что минимальный размер пенсий в России соответствует показателю прожиточного минимума пенсионера. Но с 1 апреля 2019 года в силу вступил ФЗ №49, который изменяет механику начисления доплаты. Теперь перед тем, как проводить ежегодную индексацию, власти должны будут довести размеры пенсионных обеспечений до установленного минимума. Поэтому с апреля 2019 года минимальный размер пенсий в России будет превышать показатель ПМ на величину индексации.

Для Москвы и МО минимальный размер пенсии в 2019 году составит:

  • 12357,3 руб. для Москвы;
  • 10106,16 руб. для МО.

Заключение

В итоге можно сказать следующее:

  1. Пенсионные выплаты в пользу московских пенсионеров имеют некоторые отличия от пособий, выплачиваемых в .
  2. Средний размер страховой пенсии в Москве и Московской области составляет более 18 800 рублей.
  3. В начале апреля текущего года произошло повышение пособий государственного обеспечения, включая социальные выплаты инвалидам.
  4. Пенсионерам столицы полагается целый перечень стандартных льгот и дополнительных мер социальной поддержки в различных сферах.
  5. Пожилые люди могут получить скидку или полное освобождение от уплаты транспортного, имущественного и земельного налогов.
  6. Граждане пенсионного возраста имеют право оформить компенсационные выплаты на содержание жилища, включая оплату коммунальных услуг, радиоточки, телефона.
  7. Льготы также предоставляются в виде бесплатного медицинского обслуживания, предоставления путевок, скидки при покупке лекарств.
  8. Помимо федеральных доплат до прожиточного минимума, столичным пенсионерам предлагаются дополнительные «лужковские» выплаты. Важным условием для их назначения является проживание граждан в Москве не менее 10 лет .
  9. Людям пенсионного возраста, занимающим определенные должности, полагается ЕКВ, если их заработная плата менее 20 тыс. рублей . Участникам ВОВ и гражданам с инвалидностью 1 и 2 групп полагается такая выплата независимо от должности и размера заработной платы.

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов: