Огранка камней в изделиях. Способы огранки минералов

Драгоценные камни в естественном виде без огранки редко выглядят привлекательно.

Способы обработки драгоценных камней придают им оригинальную форму и неповторимое свечение.

Ценность минералам придает не только размер, количество карат, редкая расцветка, но и виды огранки.

В ювелирном деле известны несколько техник огранки камней, каждая из которых призвана подчеркнуть природную красоту самоцвета. Неважно, какая техника применяется (резка по твердому камню, шлифовка более мягких минералов), главное, показать минерал во всей его привлекательности.

Огранка камней выполняется для того, чтобы:

  • заставить сиять на свету;
  • придать форму, которая будет соответствовать стилю изделия.

Тип огранки «Кабошон»

Эта технология известна с глубокой древности, когда предки просто отсекали от камня все излишки, придавая округлую форму и определенный блеск. Таким образом «Кабошон» представляет собой обработку камня без подчеркивания граней, то есть шлифовку.

Этот способ огранки драгоценных камней применяется и в настоящее время. Он прекрасно подходит для минералов, непропускающих свет.

Так как световые лучи не проникают внутрь камня, подчеркнуть его свет можно при помощи шлифовки, когда луч будет отражаться от поверхности.

применяется для полудрагоценных камней, непрозрачных, а также полупрозрачных, таких как бирюза, малахит, кварц розовый, аметист, чароит.

Особенно эффектно смотрится «Кабошон » на минералах, которые обладают звездчатым сиянием. Например, на ограненных таким образом рубинах или сапфирах, которые обладают этим эффектом в наибольшей степени, вспыхивает звезда из шести лучей.

Обычно «Кабошон» выполняют с выпуклой лицевой стороной и ровной изнаночной. Бывает двойная огранка, когда все плоскости выпуклые. Особенно привлекательный хризоберилл, обработанный по технологии «Кабошон», придающей ему полоску посередине камня (речь идет о «Кошачьем глазе»)

В ювелирном словаре можно встретить термин «фасет» («фацет»). Это слово имеет значение «грань». Фасеты наносятся на минерал для того, чтобы лучи света, попадая на поверхность камня, преломлялись с эффектом внутреннего сияния.

Фасетный (фацетный) способ огранки

Метод применим для прозрачных минералов. Он насчитывает несколько распространенных и узнаваемых видов (бриллиантовая) клиньевая, ступенчатая, смешанная)

Обработка «розой»

Некоторые ювелиры считают ее одной из разновидностей бриллиантовой огранки. Ограненные этим способом камни напоминают каплю, которая лежит на плоской поверхности. Минерал шлифуется гранями в виде треугольников или ромбов. Она бывает нескольких видов:

  • голландская роза;
  • португальская;
  • антверпен с 12 гранями;
  • роза с короной, которая может насчитывать от 12 до 24 фасет.

Технология широко применялась в середине ХVI века и встречается в антикварных украшениях. Современные ювелиры ее практически не используют.

Огранка розой делает бриллиант похожим на бутон этого цветка, отсюда одноименное название. Если самоцвет имеет 12 граней, его называют «роза д’Анвер», если граней больше, – «коронованная роза». Встречается двойная роза, когда верхняя часть и низ камня обработаны одинаково.

Камни с огранкой Роза имеют более слабую игру светового луча, чем камни с типом гранения «Бриллиантовый». Поэтому при идентичных исходных данных, камни с бриллиантовой обработкой стоят гораздо дороже, чем при «Розе», примерно на 80%.

По мнению профессиональных астрологов, ограненный сапфир, рубин, брильянт или топаз - это систематизированная информация о взаимодействии нашей планеты со звездами. Известно множество видов огранок драгоценных камней, каждая из которых демонстрирует разные свойства минерала, предлагает помощь, задачи и вознаграждение их владельцам. Обработанный самоцвет расширяет человеческое сознание, открывая источники знаний, которые прежде невозможно было заметить.

cad огранка в siemens nx 8.5. Видео

Бриллиантовая огранка

Бриллиантовый вид обработки драгоценных камней изобретен в Голландии в ХVII веке. Он позволяет показать бриллиант в наиболее выгодном свете. Огранка представляет собой две многогранные пирамиды, которые соединены основаниями. Пирамида снизу – полная, а сверху – в усеченном виде. Усеченная верхушка выполняется в виде многоугольной таблицы.

1. Вид снизу
2. Основные грани низа
3. Калетта (увеличена)
4. Клинья низа
5. Вид сбоку
6. Рундист (увеличен)
7. Вид сверху
8. Парные клинья верха
9. Корона (верх)
10. Павильон (низ)
11. Основные грани верха
12. Площадка
13. Грани звезды (одинарные клинья верха)

Для мелких камней число граней может составлять 17. Это минимальное количество граней. Самое распространенное соотношение 57, где 24 грани в павильоне и 33 грани сверху.

Большие минералы могут при огранке иметь 240 граней. Обычно этот способ гранения применяют для алмазов. Это позволяет камню показать «игру» и свечение во всем великолепии.

Огранка «Восьмерка»

Камень, обработанный по этой технологии, имеет кроме площадки по 8 граней в верхней и нижней частях. «Восьмерка» применяется для обработки мелких минералов, полную огранку которых сделать невозможно.

Ступенчатая бриллиантовая

Этот вид огранки драгоценных камней применяется для бриллиантов в виде квадрата, прямоугольника или трапеции. Грани, обработанные в таких формах выполняются параллельно полоске, отделяющей верх и низ минерала – рундита. Хотя данная техника максимально не выявляет сияние камня, она хорошо показывает степень прозрачности минерала.

1.«Прямоугольник» («багет») ступенчатой огранки (13 граней)

2. «Прямоугольник» («багет») ступенчатой огранки (21 грань)

3. «Трапецеидальный багет» ступенчатой огранки

Вид обработки «Трапеция»

Используется для крупных ювелирных изделий. Ограненный самоцвет имеет от 20 граней +.

Такая обработка встречается редко. Она представляет собой квадрат с более широким основанием. Верх и низ камня параллельны друг другу, а боковые грани расположены верхними углами во внутрь. В трапеции, в ее нижней части граней больше, чем сверху. Применяется для крупных чистых экземпляров, так как выявляет все дефекты.

«Трапеция» используется не только для бриллиантов. Огранку применяют для обработки других натуральных драгоценных камней, а также фианитов, циркония.

Разновидность «Трапеции» – огранка полумесяц. Нижние грани имеют острый угол и при этом выступают. Его края с одной стороны прямые, с другой изогнутые. Способ обработки может быть доступен опытным ювелирам.

К напряженным видам обработки астрологи относят огранки, образованные углами 90° и 45° («Каре», «Таблица», «Восьмерка»).

Огранка фантазийная

Таким способом гранят камни для различных сложных вставок. Это могут быть вставки в форме сердечка, капли воды, сложного соцветия, герба. Огранка выполняется с применением комбинированного способа с клиньями, с разнообразными видами фасетов.

Самая используемая огранка – бриллиантовая, выполняться в виде различных ее модификаций, применяя разные формы, но число граней и их нахождение по отношению друг к другу не изменяется. Это только подчеркивает красоту минерала.

Круглая классическая

1. Низ бриллианта — Павильон
2. 24 грани
3. 1 шип
4. 8 основных граней низа
5. 16 клиньев низа
6. Толщина рундиста в широком месте 0,7%
7. Рундист
8. Толщина рундиста в тонком месте
9. Верх бриллианиа — Корона
10. 33 грани
11. 16 парных клиньев верха
12. 8 основных граней верха
13. 8 одинарных клиньев верха (грней звезды)
14. 1 площадка

Используется для любых ювелирных изделий, насчитывает 57, 33 или 17 граней.

Возможности по огранке камней появились после появления алмазной пилы, что позволило обрабатывать минералы самой высокой твердости.

Более мелкие камни могут иметь 17 или 33 грани. Более крупные подразумевают огранку с 57 гранями. Это позволяет подчеркнуть их искристость и увеличивает продолжительность жизни камня, так как уберегает его от возможных повреждений.

При круглой обработке происходит большая, практически в половину, потеря веса минерала.

Ограненный напряженным способом минерал указывает на конфликт человека с окружающей средой, направляя его на путь ликвидации причин собственного диссонанса. Поэтому такой бриллиант или топаз заставляет своего владельца настойчиво работать над собой (подавляет, сдавливает и вынуждает человека подчиниться естественному закону, измениться внутренне, трансформировать свою личность). Хозяин минерала не сможет радоваться жизни, пока не откроет в собственной душе новые грани и не заставит их засиять.

Овальная огранка

Используется для изготовления колец, серег, браслетов, кулонов, ожерелий. Камни могут насчитывать 57 граней.

Тип обработки известен с 1960 года. Алмаз при овальной огранке имеет клинья значительного размера. Форма продолговатая. Овал хорошо показывает его игру на свету. Самоцвет овальной огранки в кольце зрительно удлиняет пальцы, делает их изящнее.

«Маркиз»

Огранка с 55 гранями. Они применяются для изготовления колец, серег, кулонов.

Название «Маркиз» обязано маркизе Помпадур, известной фаворитке французского монарха. Форма минерала напоминает лодочку с заостренными концами. Самоцвет с огранкой «Маркиз» прекрасно смотрится в кольцах на пальцах, но в уязвимым местах он подвержен сколам.

Самоцветы, обработанные напряженным способом, полезны эмоционально неустойчивым людям со слабым самоконтролем, болезненным, страдающим остеопорозом..

«Груша или Капля»

Применяется в кольцах, подвесках, ожерельях. Камни с грушевидной огранкой имеют 55, 56 или 71 грань.

Прием огранки объединяет в себе огранку «Овал» и «Маркиз». Обработанный минерал имеет форму слезы. Тонкий вид Груши должен быть особо бережно защищен при помощи оправы. Форма очень изящная и прекрасно смотрится в изделиях. Отметим, что самый большой бриллиант в скипетре королевы Британии выполнен именно в этой технике.

«Сердце»

Применяется для камней в серьгах и подвесках, имеет 57 или 58 граней.

Технология напоминает обработку «Грушей», но с раздвоенным верхним концом. Смотрится романтично и очень необычно. Наиболее уязвимы крылышки от сердца, поэтому длина и ширина камня должны относиться друг к другу как 1 к 1.

«Кушон»

Камни, ограненные в технике «Кушон», имеют форму квадрата или прямоугольника с закругленными фасцетами. Благодаря этой шлифовке, минералы при свечах приобретают особое очарование, поэтому их называют свечными.

Так как грани при обработке Кушон достаточно большие, сам минерал предполагает чистоту и качество, потому что трудно скрыть недостатки. Обработанный самоцвет должен иметь не менее четырех зубцов, чтобы его закрепить в оправе.

Гармоничные огранки сформированы углами в 15°, 30°, 60°, 120° по аналогии с планетарными секстилями и тригонами («Роза», «Багет»).

Огранка «Шахматная доска»

Фантазийный вариант ступенчатой огранки. Чаще используется для полудрагоценных камней. Поверхность минерала равномерно покрывается многочисленными фацетами квадратной формы.

Огранка бриллиантов смешанная

Обработка позволяет сохранить изначальный вес минерала по максимуму и подразумевает ступенчатую огранку, что позволяет раскрыть оптические свойства минерала, продемонстрировав его «игру». Технология шлифовки получил свое рождение в 60 годы ХХ века.

«Принцесса»

Применяется в различных ювелирных украшениях. Имеет 49, 65, 68, 76 или другое число фасет.

Камни приобретают форму прямоугольника или квадрата и отличаются великолепной игрой света.

Минерал при обработке меньше теряет в весе, чем при классической огранке, но и стоит несколько дешевле бриллианта классической обработки.

«Принцесса» известна с середины ХХ века и очень популярна.

Но такая прямоугольная огранка нуждается в защите от оправы, так как прямые углы камня отличаются повышенной хрупкостью.

Особенно эффектно смотрится, если самоцвет прозрачный и светлых тонов.

Гармоничный способ обработки помогает владельцу камня расслабиться и забыть про проблемы и обиды. Минералы в гармоничных огранках раскрывают глаза человека, помогая ему увидеть радость и красоту жизни.

«Радиант»

Минералы, обработанные этим методом, имеют 65, 70 или другое количество граней.

Способ используется для обработки камней в таких изделиях, как кулоны, серьги или кольца.

Техника немного схожа с огранкой Принцесса и Изумруд.

Ее применяют для больших камней с хорошей чистотой, насыщенной цветовой гаммой и прозрачностью.

Минерал при огранке приобретает форму восьмиугольника квадратного или прямоугольного вида, углы при этом сточены. Изделия с таким ограненным камнем имеют увесистый и немного грубоватый вид, что очень подходит для мужчин.

На руке кольцо с огранкой камня «радиант» будет казаться массивным и зрительно укорачивать палец.

Минерал, ограненный методом Бриолет, имеет 56 или 84 грани.

Ювелиры используют его для вытянутых украшений, например, серег с подвесками или кулонов.

Применяется метод обработки для камней с нестандартной конфигурацией.

После огранки минерал приобретает форму капли, а грани у него становятся треугольными или в виде ромбов.

Слово «бриолет» переводится с французского как «сушеная слива из местечка Бриньоль». Грани камня в основании широкие, а к вершине все более сужаются. Ранее этот способ огранки использовался для вставки в кольцо или подвеску невесты.

Сводная таблица

Тип огранки Разновидность Описание
Кабошон (Имеет правильную круглую или овальную форму, напоминает «леденец») Простой Плоское основание, верхняя грань выпуклая
Двойной выпуклый Верхняя и нижняя грани выпуклые, изгибы направлены в противоположные стороны друг от друга
Выпукло-вогнутый Основание и верхняя поверхность изогнуты в одну сторону (выпуклые)
Роза (Верхние грани наклонены, основание плоское) Голландская (амстердамская) роза Имеет 24 треугольные грани. Высота фацетной пирамиды равна половине диаметра камня.
Полуголландская роза Аналогичная огранка с 12 гранями
Двойная голландская роза 73 грани
Португальская роза 241 грань. На верхней и нижних поверхностях минерала наносятся два ряда ромбических и три ряда треугольных фацет
Крестовая роза Четырехугольные грани
Антверпенская роза 13 граней, отличается низкой фацетной пирамидой
Бриллиантовая (Имеет округлую форму, состоит из двух пирамид, расположенных напротив друг друга, верхняя усеченная) Полубриллиантовая Имеет 17 фасет
Бриллиантовая полная Количество фасет может варьироваться от 57 до 240
Ступенчатая (широкая верхняя поверхность и разное количество пологих граней) Изумрудная ступенчатая Имеет форму восьмиугольника, применяется для изумрудов
Лестничная Фацеты расположены параллельно, в верхней части их число меньше, чем в нижней
Багет Четырехугольная форма. Объемная площадка сверху, боковых фацет мало
Клиньевая Каждая грань делится на несколько клиньев
Смешанная (содержит бриллиантовой и ступенчатой огранок в разнообразных сочетания) Имеет каплевидную форму с вытянутыми, перекрещивающимися гранями.
Принцесса Пластина прямоугольной формы с глубокими насечками
Полукабошон Верхняя поверхность камня округлая, а нижняя фацетная в форме усеченного конуса.
Радиант Восьмиугольная форма со сточенными углами
Фантазийная (может иметь все формы фацетов, включая искаженные и ассиметричные, используется для изготовления нестандартных вставок) Сердце Форма в виде сердца, образованная многочисленными мелкими гранями в виде клиньев
Капля Удлиненная форма в виде слезы
Маркиз Имеет форму эллипса, заостренную с двух сторон

Рассмотренная классификация видов огранки драгоценных и полудрагоценных камней неполная. Сочетая треугольники, квадраты, прямоугольники и многогранники, можно создавать бесконечное множество вариантов.

Все зависит от фантазии и таланта ювелира. Минерал подсказывает мастеру будущую огранку. Существует огромное количество фантазийных огранок, которые призваны подчеркнуть индивидуальность и красоту самоцвета. В настоящее время ювелиры не только совершенствуют мастерство, но и придумывают новые способы огранки драгоценных камней.

ОГРАНКА ПО СТИХИЯМ ЗНАКОВ

Камни для женских знаков зодиака предпочтительнее обрабатывать кабошоном, потому что фацета выявляет мужские качества, предполагает мужскую экспансивную энергетику, активность.

ОГОНЬ - огранка бриллиантовая или ступенчатая, кабошон закругленной или овальной формы с необработанной скрытой частью минерала.

ЗЕМЛЯ — кабошон в форме овала (кроме Девы). Скрытая часть самоцвета должна быть обработана.

ВОЗДУХ — огранка «трапецией» или голландской «розой», кабошон с необработанной скрытой частью камня.

ВОДА — кабошон круглый «пирамидкой» с ограненной скрытой частью в форме круга.

Виды огранки драгоценных камней на видео

Красота драгоценного камня, блистающего на бархатной подушечке в ювелирном магазине, кажется нам чем-то незыблемым: неуловимо мерцая в своей золотой или серебряной оправе, играя всеми красками радуги под солнечными лучами или светом электрической лампы, он представляется нам чудесным гостем, почтившим своим парадным сиянием наш серый и бренный мир. Однако настоящая история любого самоцвета похожа на историю Золушки: частенько ни за что не признать этот шикарный, сияющий кристалл в невзрачной неопределенного цвета глыбе, извлеченной из земных недр горняком. Путь, который придется пройти минеральной руде до того, как она станет украшением для очередной прелестницы, длинен и тяжел - ведь естественные грани драгоценных камней редко бывают совершенными, и лишь кропотливая работа ювелира-гранильщика способна полностью раскрыть их очарование.

Обработка, которой подвергаются все самоцветы, называется огранкой, и состоит в отсекании от камня ненужных частиц и придания ему определенной формы с неким количеством граней (или фасет, фасок). Именно благодаря огранке окраска, блеск, эффекты двуцветности или люминесценции выявляются в полной мере, а дефекты, замутнения, трещины наоборот исчезают или становятся совсем незаметными. не выбирается наобум - для каждого вида минералов существуют наиболее выгодные в декоративном смысле виды огранки, которые «отвечают» за то, чтоб лучи света, вошедшие в тело камня, не прошли насквозь, а как бы «вернулись», преломляясь на гранях и радуя глаз причудливым блеском; тот же алмаз в неограненном виде представляет собой лишь мутноватый кристалл, похожий на дешевое стекло…

Самым первым видом огранки, какой узнало человечество, стал кабошон - в древности обработка самоцветов была достаточно примитивной, и от камня просто отсекали все лишнее, придавая ему округлую форму, сходную с «головой». Кабошоны не вышли из моды и сегодня, но в наше время так гранят только непрозрачные и полупрозрачные полудрагоценные камни (например, бирюзу, малахит, розовый кварц, чароит), потому что проникнуть внутрь самоцвета свет не сможет, и наилучший вариант - заставить его отражаться от самой поверхности. Некоторые особые эффекты - звездчатость, иризация, опалесценция, - лучше всего видны, когда камень огранен кабошоном, так что кажется, будто на рубине или сапфире (они чаще всего обладают астеризмом) переливается шестилучевая звезда. Наиболее распространены простые кабошоны, с плоским основанием и выпуклой верхней поверхностью. Кроме того, бывают двойные кабошоны, где нижняя грань также немного выгибается в противоположную от верхней сторону, и выпукло-вогнутые кабошоны, в которых нижнее основание изогнуто в ту же сторону, что и верхняя плоскость, делая камень подобием линзы.

Не следует путать кабошоны с геммами - пластинами полудрагоценных камней, на которых был вырезан определенный объемный сюжет. Когда картинка выпуклая и словно выступает из поверхности камня, то изделие называется камея; заглубленное внутрь камня изображение зовется интальо. Глиптика обычно применяется к многослойным цветным самоцветам - халцедонам, яшмам, агатам.

Прозрачные самоцветы вне зависимости от ценности принято гранить различным количеством граней геометрически правильной формы, наносящихся в определенной пропорции. Впервые этот вид огранки был открыт ювелирами Древней Индии, где драгоценные камни являлись основной ценностью, и любовь к ним была огромна. Тогда куски камня вне зависимости от размеров покрывались большим количеством мелких граней, часто несимметрично расположенных - это был прообраз фасеточной огранки, где форма минерала образовывалась из множества плоских многоугольников.


Позже появились более совершенные виды фасеточной огранки - одной из самых интересных, но сегодня не используемых, была роза, т.е. огранка, состоящая из плоского нижнего основания наподобие основания кабошона, и ограненной верхней части, на которой все грани «сходились» к центру. Было несколько разновидностей розы - голландская с 24 гранями, по очертаниям близкая к кругу, полуголландская и антверпенская с очертаниями шестигранника, и кресто-роза, на поверхности которой путем сочетания граней выступал крест.

Ступенчатая или полирная огранка, которую раньше называли «таблица», представляет собой обычно достаточно крупный камень с верхней плоской и широкой площадкой, от которой вниз ступенчато и параллельно друг другу спускаются вытянутые грани.

Ее разновидность - клиньевая огранка, во всем аналогичная предыдущей, но с дополнительным нанесением клиновидных граней - каждая вытянутая фаска дробится с помощью одного или двух соединенных вершинами треугольных «клиньев».

Бриллиантовая огранка была изобретена в 17-м веке в Голландии для полного раскрытия красоты одноименного камня и придания ему характерного радужного блеска. Она состоит из двух многогранных пирамид, сложенных основаниями - нижняя полная, верхняя усеченная, с многоугольной таблицей наверху. Минимальное число граней этого вида огранки - 17 (для самых мелких камней); общепринятое - от 57 (24 фасеты в нижней части, 33 в верхней); крупные и ценные камни могут получить вплоть до 240 и более граней…

Строение бриллианта. Верхняя часть круглого бриллианта — корона.

Строение бриллианта. Нижняя часть круглого бриллианта — павильон.

Наиболее популярные виды огранки - это бриллиантовая и ступенчатая, а также их гибрид - смешанная огранка, взявшая черты обоих видов обработки самоцветов. К смешанным относится знаменитая огранка «бриолет», применяющаяся к продолговатым, нестандартной формы камням, которым придают вид ограненной «капли».

И последняя в списке, но отнюдь не последняя по красоте - фантазийная огранка , которая включает в себя элементы комбинированной с добавлением клиньев и других разнообразных форм фасет. «Фантазийным» способом изготавливают вставки необычных очертаний - сердца, капли, звезды, цветка, челнока, герба и т.п.

Ступенчатая бриллиантовая огранка встречается на бриллиантах квадратной, прямоугольной или трапециоидной форм. Грани бриллианта ступенчатой огранки могут быть в виде прямоугольника или трапеции, и всегда расположены параллельно рундисту — так называется грань, разделяющая бриллиант на верхнюю и нижнюю части. Ступенчатая огранка не так ярко демонстрирует «игру», «огонь» и вспышки света по сравнению с бриллиантовой огранкой, зато подчеркивает прозрачность и чистоту бриллианта.

Бриллианты ступенчатой огранки: Ашер , Изумруд .

Видоизмененная бриллиантовая огранка относится к наиболее распространенному виду огранки бриллиантов, потому что стандартную бриллиантовую огранку можно эффективно модифицировать в множество различных форм, сохраняя при этом количество граней и принципы расположения относительно друг друга. Алмазы, ограненные видоизменной бриллиантовой огранкой, «играют» и очаровывают своими вспышками практически так же, как и круглые бриллианты.

Фантазийные бриллианты с измененной бриллиантовой огранкой: Овал , Маркиз , Груша , Сердце , Кушон .

Смешанная огранка бриллианта объединяет свойство ступенчатой огранки сохранять исходный вес алмаза и преимущества бриллиантовой огранки в демонстрации «игры» и оптических свойств бриллианта. Впервые смешанная огранка появилась в 60-ых годах прошлого века — публике был продемонстрирован камень с короной бриллиантовой огранки и павильоном ступенчатой огранки, тогда же миру была представлена огранка бриллианта Принцесса , ставшая в наше время настолько популярной, что уступает только классической круглой бриллиантовой огранке.

Бриллианты смешанной огранки Принцесса , Радиант .

Тип огранки Разновидность Описание
Кабошон (Имеет правильную геометрическую форму, обычно овал или круг, напоминает «застывшую каплю») Простой Плоское основание, выпуклая верхняя грань
Двойной выпуклый Верхняя и нижняя поверхности изогнуты в противоположные стороны
Выпукло-вогнутый Обе поверхности изогнуты в одну сторону, образуя «линзу»
Роза (Наклонные грани сверху и плоское основание, более не применяется) Голландская Выпуклость в форме летящей капли на плоском основании, 24 треугольных и ромбических грани
Полуголландская Аналогично, 12 граней
Бриллиантовая (Округлая форма, состоит из двух противопоставленных пирамид, верхняя усеченная) Полубриллиантовая Содержит 17 граней
Полная бриллиантовая Содержит от 57 до 240 граней
Ступенчатая (широкая верхняя площадка и различное число «ступеней»-пологих фасок) Изумрудная ступенчатая Восьмиугольная форма, используется в основном для изумрудов
Лестничная Все грани параллельны друг другу, в верхней части граней меньше, чем в нижней
Багет Квадратная или трапециевидная форма, большая площадка сверху, мало боковых граней
Клиньевая (каждая фасета разбита на несколько клиньев) Радиант Восьмиугольная огранка квадратной или прямоугольной формы
Триллион Треугольная форма
Смешанная (сочетает в себе элементы бриллиантовой и ступенчатой огранок в различных комбинациях) Бриолет Полукабошон Грушевидная форма с перекрещивающимися вытянутыми фасетами
Принцесса Пластинка с глубокими врезами-насечками
Полукабошон Верхняя часть - округлая (кабошон), нижняя - фасетная в форме усеченного конуса
Фантазийная (содержит все формы граней, включая несимметричные и искаженные, применяется для получения нестандартных форм вставок) Сердце Сердцевидная форма, образованная множеством мелких клиновидных граней
Маркиза (челнок) Заостренный с обеих сторон эллипс
Подвесок Удлиненно-каплевидная форма
Груша Яйцевидная форма

На самом деле, количество видов огранки огромно - ведь сочетаний треугольных, прямоугольных и ромбовидных фасет можно придумать великое множество, а если прибавить к этому еще и фантазийные огранки, то становится ясно - здесь потребуется не статья, а целая энциклопедия. Ювелиры не останавливаются на достигнутом - они постоянно совершенствуются, придумывают все новые и новые комбинации, которые еще лучше отражают игру света на гранях очередного бриллианта или топаза. А нам, пожалуй, не стоит учить наизусть сложносочиненные термины и знать разницу между челноком и бриолетом - не нужно быть экспертом, чтоб увидеть, как солнце отражается в самоцветных гранях и вновь восхититься тому, как симбиоз Природы и человека оказался чрезвычайно удачным и вылился в такое великолепное произведение искусства. Ведь драгоценное украшение в первую очередь - собственный кусочек счастья, журавль в руке, который приоткрывает нам еще одну удивительную грань бытия.

Лишь мастера ювелирного искусства увидят будущий блеск и красоту в мутном кусочке минерала, только что добытого в шахте. Для того чтобы представить его великолепие, раскрыть его красоту, драгоценный камень придают огранке.

Круглая огранка - пожалуй, самая распространенная из всех существующих огранок. Она симметрична, хорошо полируется и обладает максимальной светопропускающей способностью – то есть, позволяет камню особенно ярко сиять на свету. Из всех разновидностей круглой огранки самая известная – «бриллиантовая» с 57 гранями. Такая огранка часто применяется для самых чистых и дорогих камней.

Огранка овал – клиньевая огранка имеющая контур овала. Чаще эта форма используется для огранки крупных камней для закрепки в кольца, серьги и подвески.

Огранка груша. Несмотря на такое название, эта огранка по виду напоминает скорее каплю, чем грушу. Острыми уголками вверх «груши» подвешивают на ожерелья, серьги, носят в качестве кулонов.


Огранка «маркиз» придает драгоценному камню форму зерна с двумя заостренными уголками. Обычно длина камня, ограненного таким образом, примерно в два раза превышает его ширину, что позволяет его использовать в длинных украшениях воздушного дизайна: серьгах, кулонах, браслетах.


Огранка квадрат. Строгая и геометричная огранка. Также этот вид огранки называют “принцесса” – клиньевая квадратная или прямоугольная огранка с острыми углами. Огранка обладает очень хорошей игрой и высокой степенью блеска. Эта относительно новая огранка с большим количеством сверкающих граней часто используется как одиночные ювелирные вставки в кольцах, серьгах и подвесках.

Огранка триллион. Одна из самых эффектных форм камней, представляет собой треугольник с клиньями. Преимущество триллиона в том, что форма и количество граней может меняться в зависимости от характеристик минерала, дизайна изделий и вкуса огранщика.


Огранка сердце. Самая романтичная огранка камня. Сердца обычно имеют равные длину и ширину. Сердце считается одной из самых сложных и дорогостоящих видов огранки, поэтому её часто применяют в эксклюзивных украшениях, созданных специально в подарок любимым. Незабываемо выглядят помолвочные кольца с таким видом огранки!

Кабошон. Один из самых древних видов обработки, при котором камню придаётся выпуклая форма без граней. Обычно кабошон выбирают для огранки полупрозрачных или непрозрачных вставок, «звёздчатых» камней, а также минералов с эффектом «кошачьего глаза». Кабошон должен быть идеально гладким, поэтому чрезвычайно важно качество шлифовки и полировки камня.

Пятигранник . Пятигранные камни полностью повторяют форму известной геометрической фигуры. Они смотрятся достаточно основательно, поэтому обычно вставляются в объёмные украшения, которые приобретаются не на один сезон, например, гарнитуры с полудрагоценными вставками.

Ждем Вас в нашем магазине!

Мы счастливы, что Вы с нами, и всегда рады видеть ВАС!

Приходи за подарками скорей и приводи с собой друзей!

Приобретенный подарок будет радовать Вас каждый день и долгие годы.

Ювелирная Компания Диамант – это компания драгоценных подарков.

Великолепие и естественную красоту драгоценных камней человечество стало ценить еще в древние времена. Об этом свидетельствуют многочисленные исторические упоминания в литературных источниках Индии, Ирана, Иудеи и Древнего Египта. Уже тогда они являлись олицетворением богатства, изысканности и роскоши. Но вот, что касается обработки самоцветов, придания им дополнительного блеска, прозрачности или игры света, то все это люди научились делать намного позже.

В те далекие времена, мастера могли только отполировать или отшлифовать природные грани минералов. А некоторые камни носили в необработанном виде. Они выглядели очень естественно и природно. Шлифовке подвергались самоцветы с высокой твердостью – алмазы, рубины, сапфиры и изумруды.

Несмотря на это, именно древнему миру мы обязаны таким видом огранки, как кабошон. Сегодня он считается самым простым из существующих, а тогда он был чуть ли не единственным. Название этой огранки происходит от французского слова «кабош». Переводится оно, как «башня». При таком способе обработки камня, ему придавалась выпуклая форма без каких-либо граней. Таким образом в Древнем Риме обрабатывали минералы с пониженной твердостью.

Уже в средние века, в Европе, ювелиры научились шлифовать драгоценные и поделочные камни, очищая их от внешних загрязнений и помутнений. Кристаллы отделяли от породы, очищали природный окатыш и деликатно подчеркивали их естественные грани. Подобная обработка очень походила на кабошон.

После этой ювелирной процедуры камни закрепляли на вещах при помощи филигранных или же глухих профилированных металлических оправ, которые иногда даже имели дополнительные лапки-зажимы. Сегодня огранки подобного плана используют для полупрозрачных или непрозрачных минералов, которые нередко могут иметь дефекты.

Древний Восток, в свою очередь, славился огромной любовью к украшениям изготовленным из бусин. Чтобы получить их, камни обрабатывали со всех сторон, отшлифовывая до идеальных шариков, в которых потом просверливали дырки и нанизывали на нити. Нередко мастера заполняли подобные бусины краской, чтобы самоцвет приобрел более насыщенную и глубокую окраску.

Известно, что гранить камни первыми научились индусы. Именно тут зародилась старинная алмазная огранка, поэтому ее нередко называют индийской. А вот в Европе огранять сложными гранями алмазы стали в середине пятнадцатого века. Первопроходцем был Лодевейк ван Беркем – голландец по происхождению, который впервые применил для данной процедуры алмазный порошок. Вскоре подобный метод обработки твердых самоцветов нашел широкое распространение.

До получения идеально ровной поверхности алмазы гранили в эпоху Возрождения. При этом пытались оставить самоцвет максимально открытым. Для этого минералы помещали в оправы, которые были идеально под них подогнаны. Ситуация поменялась только к середине семнадцатого века, когда человечество открыло для себя фацетную шлифовку и огранку, при которой минерал покрывают большим количеством плоских мелких граней.

Такая огранка сразу «убивает двух зайцев». Во-первых, после нее камень словно оживает, переливается, «играет», а его оттенок улучшается. Во-вторых, при данной обработке можно скрыть мелкие недостатки драгоценного камня, затушевать трещинки, при этом сохраняя размеры самого кристалла.

  • Изумрудная, бриллиантовая, ступенчатая – виды огранки, как они есть

Несмотря на то, что ювелирному искусству более четырех тысяч лет, общей классификации форм огранки не существует по сей день. Но условно ювелиры выделяют такие типы шлифовки и огранки: гладкую, смешанную и фасетную.

В свою очередь, первая делится на полукруглую-сводчатую и ровную-плоскую. Смешанная совмещает в себе несколько шлифовок, например, верхняя часть камня может быть обработана фасеточной, а нижняя гладкой. Для прозрачных драгоценных камней применяют непосредственно фасетную огранку. Она раскрывает самоцвет во всем его великолепии, дарит ему необыкновенную игру света и придает волшебный блеск. Все это благодаря множеству идеально отполированных мелких граней. В итоге получается, так называемый эффект дисперсии. При этом фасеточная огранка делится на ступенчатую и бриллиантовую.

  • Бриллиантовая огранка

Специально для алмазов была разработана бриллиантовая огранка. Только обработанный таким образом алмаз можно считать бриллиантом. Данная обработка насчитывает не меньше 24 фасет в нижней части минерала и 32 фасет в верхней части вокруг площадки. Если же бриллиантовой огранкой обрабатывается другой камень, то в его названии фигурирует обозначение его минералогической природы. Так, циркон будет именоваться циркониевым бриллиантом.

Классическая бриллиантовая огранка (скаполит)

Для мелких алмазов зачастую применяют огранку восьмеркой, когда и в нижней и в верхней частях одно количество фасет – восемь в одной и столько же в другой. Ее используют только тогда, когда полная огранка нерентабельна или же невозможна.

  • Огранка розой

Эту разновидность фасетной огранки используют не часто, так как она недостаточно раскрывает игру света. Применять ее в ювелирном искусстве стали еще в шестнадцатом веке. Она не имеет нижней части и площадки и делится на семь разновидностей, среди которых самыми известными являются — полуголландская роза, голландская роза, двойная голландская роза, антверпенская роза.

Корона камня строится из треугольных граней, расположенных симметрично. Их обычно двадцать четыре либо двенадцать. При этом основание минерала остается плоским, а сам камень приобретает округлую форму. Исключением из правил можно назвать такие огранки, как «антверпенская роза», «бриолетт» и «двойная голландская роза».

  • Ступенчатая огранка

Одним из самых простых видов фасеточной огранки является обработка лесенкой или так называемая ступенчатая. Ее используют для цветных прозрачных самоцветов. Фасеты тут располагаются один над другим, верхняя площадка имеет форму многоугольника, а боковые грани при этом выполняются в виде равнобедренных треугольников или трапеций. В верхней части фасет значительно меньше, чем в нижней. Такая огранка подчеркивает внутреннюю расцветку минерала.

  • Кабошон

Для гладкой шлифовки в основном применяют огранку кабошон. При ее использовании самоцвет приобретает выпуклую, гладкую и отполированную поверхность без каких-либо граней. Помимо это, так называют камни, которые обработаны таким образом. Слово происходит от французского «caboche» и переводится, как «голова». Все потому, что зачастую отшлифованный таким образом минерал имеет шаровидную или овальную форму, при этом он плоский с одной стороны.

Так обрабатывают камни, которые обладают интересным оптическим эффектом и хорошим цветом, но не имеют сильного блеска при огранке. Помимо этого кабошоном отшлифовывают полупрозрачные и мутные самоцветы.

Интересно, что именно в виде кабошонов многие минералы проявляют все свои достоинства и раскрываются с самой лучшей стороны. Яркими примерами являются такие камни, как благородный опал, «звёздчатый рубин», бирюза, хризоберилл («кошачий глаз»), волосатик, «звёздчатый сапфир», олигоклаз («лунный камень»). Из недорогих минералов, которые используют для вставок в ювелирные украшения и обрабатываются кабошоном: лазурит, «соколиный глаз», нефрит, «тигровый глаз», малахит, змеевик, агат.

Несмотря на то, что существует огромное множество форм кабошонов, в ювелирном искусстве чаще всего используют стандартные или общепринятые. Например, крест, кулон, сердечко, многоугольник, круг и овал. Бывают высокие и средние кабошоны, в зависимости от кривизны верха.

Выбирают определенную форму, руководствуясь практическими соображениями. Оценивают хрупкость минерала и его применение в ювелирных изделиях. Овальную используют для экземпляров, которые подвержены, в тонких участках, легкому скалыванию. Кругом гранят самоцветы, обладающие каким-либо эффектом – астеризмом или эффектом световой звезды. Так камень способен показать всю свою красоту. Самоцветы с богатой текстурой и природными узорами, целесообразно обрабатывать в виде таблицы, как, например, чароит.

Во многих случаях, на форму самого камня влияет его прямое использование в ювелирном украшении. Так, кругом и квадратом обрабатывают камни для мужских колец-печаток, а для нежных женских перстней – овалом. Для изготовления серег больше подходит челнок или удлиненный овал.

  • Другие виды огранки

Когда фасеты делятся на четыре клина, такую огранку именуют клиньевой. Это разновидность ступенчатой огранки. Цейлонской называют такую обработку, при которой максимально сохраняется масса минерала. В таком случае на него наносится большое количество мелких граней. Поэтому данная огранка всегда является симметричной.

Для изумрудов, как и для алмазов существует собственный вид обработки. Он носит имя минерала и является ответвлением ступенчатой огранки. После нее камни имеют восьмиугольную форму.

Простым видом ступенчатой огранки считается таблитчатая. Она сегодня активно применяется для создания мужских перстней-печаток. Чтобы увеличить площадку минерала, его верхняя часть делается плоской.

Огранка монгольского типа очень популярна на Востоке. Она заключается в том, что самоцвет по спайности кристалла имеет параллельные плоскости, между которыми делают один или несколько рядов фасет.

Формы, которые придаются при одном и том же типе огранки могут быть совершенно разнообразными. Самоцвет можно обработать в виде шара, конуса, овала, треугольника или шестиугольника. Некоторые камни смотрятся очень эффектно при шлифовке антик, когда прямоугольник или квадрат имеет пологовыпуклые стороны и закругленные углы. Существуют также такие формы, как трапеция, багет или вытянутый прямоугольник, каре или квадрат, грушевидная капля или груша, маркиза или челночок, маслина, бриолет, подвесок и французская огранка.

Как и ювелирное дело, искусство огранки постоянно развивается, а ювелиры – экспериментируют и пробуют что-то новое. Так, российские мастера, не так давно, явили миру совершенно новые виды огранки для топаза и кварца. Они не только ярко раскрывают положительные стороны камней, но и имеют очень эффектные названия – «рассвет», «снежинка» и «яркая звезда».

  • Как выбрать драгоценный камень на удачу: несколько советов по огранке

Перед покупкой драгоценного камня необходимо хорошо оценить его огранку, ведь именно она влияет на способ проявления энергии самоцвета. Напряженным астрологическим аспектам соответствуют ступенчатая, бриллиантовая и огранка восьмеркой, при которых грани минерала образуют углы в сорок пять и девяносто градусов.

Такие камни всегда будут ставить своего владельца перед нелегким выбором – работать над собой и получать дары судьбы или же прощать себе все слабости и пускать все на самотек, пожиная потом весь негатив своей безответственности.

Фантазийная огранка опала

Иногда минералы винят в их способности приносить несчастья, их даже называют проклятыми. Но, на самом деле, самоцветы не в чем винить, так как они являются прямым отражением поступков своих владельцев. Они лишь перерабатывают информацию и энергию, обращая ее либо в позитив, либо в негатив.

Поэтому не следует пускать все на самотек, быть безжалостным и эгоистичным. Необходимо делать жертвы во имя достижения цели, и если Вы готовы пойти на это, то камни в бриллиантовой огранке всегда помогут достичь успеха. В противном же случае, если Вы не хотите работать над собой, развиваться и получать пользу от своих поступков, то самоцветы будут приносить в Вашу жизнь лишь негатив.

Драгоценные камни и изделия с ними – любовь, мечта и предмет восхищения не только девушек и женщин, но и мужчин. Они сияют и сверкают, переливаясь всеми цветами радуги, завораживают взгляд несчётными бликами и гранями, дарят владельцу неповторимое очарование и подчеркивают статус. Бриллианты, изумруды, рубины, сапфиры, александриты, а также огромное множество полудрагоценных минералов всех возможных цветов, узоров и текстур – в таком разнообразии каждый сможет подобрать себе самоцвет по вкусу, по душе и по карману.

Однако, в естественном, необработанном виде эти минералы едва ли смогут вызвать все описанные чувства, ведь огромную роль в их красоте играет огранка. В зависимости от опыта и мастерства ювелира, огранкой можно не только подчеркнуть чистоту, прозрачность, цвет и размер минерала, его способность преломлять солнечный свет, добиться потрясающих эффектов кошачьего глаза и астеризма, но и замаскировать возможные дефекты – мелкие вкрапления, внутреннюю трещинку или мутность. Без огранки, полировки и шлифовки даже алмаз – будущий бриллиант – похож на кусок пластика: совсем не блестит, кажется мутным и уж точно не создаёт игры света и сотен бликов.

В зависимости от вида, формы и размера минерала, моды, стиля ювелирного украшения и пожеланий заказчика, выбирают один из сотен видов огранки драгоценных камней – официально их 250, но каждый мастер создаёт новые вариации, а также зачастую придумывают абсолютно новый тип огранки, кардинально отличающийся от любого другого.

Виды и формы огранки

Существует 2 основных способа огранки – кабошон и фацетная, при чем последняя может быть ступенчатой или клиньевой, а также возможно сочетание разных способов огранки на одном минерале. Рассмотрим подробнее эти варианты, их описание, отличия, применение и разновидности.

Кабошон – огранка, при которой камню придаётся округлая гладкая выпуклая форма, идеально отполированная. Тыльная сторона кабошона обычно плоская, но может быть и вогнутая. Если камень с обеих сторон выпуклый, то это – двойной кабошон. Основание или сечение камня обычно имеет форму круга или овала, однако встречаются даже прямоугольные вариации со слегка закруглёнными углами. На некоторых минералах (чаще всего это разновидности хризоберилла), огранённых таким образом, проявляются красивейшие световые блики: эффект кошачьего глаза – одна светлая прямая полоса, пересекающая весь камень, или астеризм – 3 таких полосы, пересекающихся по центру и образующие 6-конечную звезду.

Применяется огранка кабошоном преимущественно для полудрагоценных непрозрачных и полупрозрачных минералов, но иногда так обрабатывают и сапфиры или рубины, которые способны проявлять эффект кошачьего глаза и астеризма. Такая обработка подчеркивает цвет минерала, максимально усиливает блеск его поверхности.

Иногда кабошон покрывают квадратными, реже — треугольными гранями одинаковых размеров. Если при этом основание камня плоское, то такая огранка называется шахматной, а если общая форма – шар, то это – бусина. Однако, строго говоря, эти виды обработки уже ближе к фацетной огранке, ведь они предполагают наличие плоских граней, пусть и не для достижения преломления света в минерале и бликов.

Фацетная огранка (от слова facet – грань) – придание минералу большого количества граней определённой формы, расположенных под такими углами, чтобы свет в камне максимально отражался и расщеплялся на все цвета спектра, создавая разноцветные блики. Именно эта огранка применяется для большинства драгоценных камней, а также для многих прозрачных полудрагоценных минералов. На фото – различные виды огранки бриллиантов.

В зависимости от формы граней, фацетная огранка бывает 3 типов, включающих все разновидности:

  1. Клиньевая огранка – имеет грани в форме треугольников или ромбов, включает самые популярные виды огранки прозрачных минералов:
    • Бриллиантовая огранка – наиболее выгодно создаёт игру света в прозрачном камне, именно так чаще всего гранят алмазы. Классическая форма контура минерала – круг, все остальные формы огранки бриллианта считаются фантазийными. Эффектнее всего камень с 57 гранями, но для мелких бриллиантов (до 1 карата) их число сокращается до 33 или 17. На самых крупных экземплярах число граней может достигать более 200.

При огранке алмаза сначала формируют плоскую 8-угольную площадку сверху, шириной с половину минерала, затем 8 основных и 16 клиновидных граней павильона – нижней части камня, которые сходятся в шип. После формируется корона вокруг площадки из 8 основных и 24 небольших треугольных граней, а в последнюю очередь выравнивается «ободок» между верхней третью и нижней частью бриллианта – рундист.

Камни, огранённые таким образом, эффектно смотрятся абсолютно в любом изделии. Эта огранка заставит засверкать и цветные минералы, и даже недорогие прозрачные самоцветы.

Главный недостаток такого вида обработки – большая потеря изначального веса самородка – до 50% превращается в пыль и крошку. Это одна из главных причин, почему всё большей популярности набирают фантазийные огранки разных форм:

  • Бриолетт (или капля) – одинаковый с любого бока, такой камень эффектно смотрится в серьгах или подвесках, закреплённый лишь за острую верхушку. Граней обычно 84, они однотипные – либо все треугольные, либо все ромбовидные. Такая огранка не сильно преломляет свет и создаёт немного бликов внутри камня, зато подчеркивает его чистоту и цвет. Обычно применяется для цветных прозрачных минералов.
  • Принцесса – очень оригинальный способ огранки бриллиантов (и не только) квадратной формы. Количество граней колеблется от 49 до 76, а нестандартное сочетание клиновидных, треугольных и трапециевидных граней в этой форме создают несчётное количество бликов, концентрирующихся в крест от угла до угла квадрата. Как и классическая бриллиантовая, эта огранка отлично подчеркивает способность камня преломлять свет и его прозрачность. Также пожжет скрыть за обилием бликов мелкие дефекты от неопытного глаза. Ещё одно преимущество – значительно меньшая потеря массы, чем при бриллиантовой огранке.
  • Античная огранка имеет абсолютно аналогичное бриллиантовой огранке количество и расположение граней, но в пределах квадрата или прямоугольника с закруглёнными краями. Выглядит очень нестандартно и ярко, создаёт огромное количество цветных бликов.
  • Триллиант – целая группа огранок, характеризующихся треугольной формой и самым неожиданным сочетанием и расположением граней. Открывает ювелиру широкий простор для творчества. Количество граней – от 19 до 71 и более, бликов всегда очень много, и они мелкие и острых форм – как и в классической бриллиантовой огранке.
  • Октаэдр – самая примитивная огранка, применяется в основном для недорогих прозрачных минералов, а также как стартовая форма алмаза перед огранкой в бриллиант. Имеет 8 одинаковых граней – равносторонних треугольников и 6 вершин. Можно описать как 2 четырёхгранные пирамиды с общим основанием.
  • Роза – один из первых видов огранки, сейчас утратил былую популярность. У такого камня плоское основание, над которым возведён «купол» из 12 или 24 треугольных граней.
  1. Ступенчатая огранка – имеет грани в виде трапеций, расположенные строго параллельно рундисту – «ободку» камня. Создаёт значительно меньше световых бликов, но они намного ярче и сильнее; подчеркивает идеальную чистоту камня и его цвет. Применяется только для прозрачных минералов, чаще – для цветных. Бриллианты так гранят весьма редко, ведь для такой обработки необходимо наивысшее качество камня, а результат блестит не так завораживающе, как клиньевая огранка.
  • Таблица – простейшая ступенчатая огранка, всего по 1 ступени вверх и вниз от рундиста, 10 граней. Один из первых видов огранки.
  • Багет – прямоугольник с большим количеством ярусов-ступеней.
  • Изумрудная огранка – отличается 8-угольной формой камня: прямоугольник со «срезанными» углами. Была придумана специально для изумрудов и защиты их ценных хрупких углов, но успешно применяется и для других камней. Граней обычно 49 – 2 яруса короны и 3 – павильона.
  • Ашер – вариация изумрудной огранки с большим количеством ступеней. Больше граней – больше бликов, поэтому эффектно смотрится в том числе и на бриллиантах. Может включать 57, 65 и более граней.
  1. Смешанный тип огранки сочетает в себе признаки клиньевой и ступенчатой огранок.
    • Радиант – самый популярный пример. Это своеобразный гибрид огранок принцесса и изумруд, с преобладанием первой. Корона начинается со ступеньки, а продолжается так же, как в принцессе; обратная сторона камня (павильон) огранена клиньями; от изумруда также досталась восьмиугольная форма – квадрат со срезанными углами, вместо обычного квадрата у принцессы. Блики смотрятся более упорядочено, как будто весь хаос мельчайших треугольников разбит и разграничен несколькими рамками. Чаще применяют такую огранку для бесцветных прозрачных камней.
    • Цейлонская – сочетает многоярусный ступенчатый павильон с короной из клиновидных граней. Форма камня и рисунок короны напоминает античную огранку.

Для того чтобы придать камню огранку, первым делом ювелир его внимательно осматривает и планирует сколько камней и какой огранки будет целесообразно изготовить из этого минерала. Затем его распиливают на части тончайшим лезвием с алмазным напылением, причём распил одного небольшого алмаза может занять до 4 часов. Непосредственно огранка производится при помощи специальных ограночных инструментов, позволяющих надёжно закрепить камень, а затем поворачивать его под нужным углом для формирования граней. Этот процесс занимает ещё 3 – 4 часа на камень весом 1 карат. Далее, при необходимости, производится резьба по поверхности – как правило, по полудрагоценным непрозрачным или полупрозрачным самоцветам. Последние этапы – шлифовка и полировка – делают поверхность камня идеально гладкой и максимально прозрачной. Для этого на керамическую основу наносится алмазная пыль с оливковым маслом.

Любое неаккуратное движение или неправильное решение во время всего этого процесса может привести к тому, что камень будет не концентрировать свет, многократно отражая его бликами и раскладывая спектр, а свободно пропускать, как стекло.

Для того, чтобы так точно выполнить работу, которая видна за частую лишь под лупой с 10-кратным увеличением, требуются годы и десятки лет опыта, а каждая ошибка приводит к отбраковке ценнейшего материала. Всё это вполне оправдывает высокую стоимость работы ювелиров – огранщиков, ведь именно они превращают неприметные природные самоцветы в яркие, сверкающие великолепием камни.