Не хочешь читать намаз? Интервью с человеком, который пропускает молитвы Алиасхаб Анатольевич Мурзаев.

У меня возникла такая проблема: в последнее время мне стало очень трудно вставать на утренний намаз. Я, хвала Всевышнему, ложусь спать с омовением, читая зикр, ложусь не поздно, всегда просыпаюсь на утренний намаз, но не могу заставить себя встать. Ощущение, что внутри меня происходит борьба: мозг проснулся, а глаза не хотят открываться. Будто во мне два человека: один рвётся встать и совершить молитву, а другой не хочет. Что мне делать?

С точки зрения религии:

Любая из пяти ежедневных молитв, в частности утренняя, является обязательной. Именно от полноценности и совершенности молитвы во многом будет зависеть загробная участь человека: попадёт он в рай или в ад. Молитва – настолько важное предписание, что согласно мусульманской этике обучать детей её совершению следует уже с 7 лет, а с 10 лет даже наказывать за её неисполнение ребёнком.

Для того чтобы суметь вставать на утреннюю молитву, следуйте нижеприведённым рекомендациям:

– Сделать искреннее намерение проснуться на намаз.

– В смирении молить Аллаха, чтобы Он дал возможность встать на намаз. «Мольба – это оружие мусульман», – гласит хадис.

– Ложиться спать по сунне, то есть на правом боку, подложив правую руку под щёку, – это также отгоняет бессонницу.

– Не ложиться спать после предзакатного намаза или после вечернего, поскольку это приводит к бессоннице или к проведению ночи в разговорах.

– Ложиться спать до обеда, хотя бы на полчаса, если есть возможность.

– Ставить будильник желательно далеко, чтобы для его выключения пришлось встать, а когда человек встаёт, сон проходит.

– Попросить кого-либо – родственников, друзей, соседей, – чтобы разбудили на намаз.

– Обрызгивать лицо водой, ибо это придаст активности и отводит сон.

– Не есть обильную и тяжёлую пищу, а перед сном лучше вообще не есть.

– Вставать сразу, не медля.

– При пробуждении сразу поминать Аллаха и читать истиазу: «Аузубилляхи мина-ш-шайтани-р-раджим» или «Аузу билляхи самииль-алими мина-ш-шайтани-р-раджим».

اعوذ بالله من الشيطان الرجيم

اعوذ بالله السميع العليم من الشيطان الرجيم

– Как проснулись, сразу включить свет, если включатель под рукой, поскольку это тоже отводит сон.

– Ставить будильник на то время, когда уже пора молиться, поскольку, если человек проснётся чуть раньше, он откладывает и думает, что минут через пять проснётся.

– Тому, кто просыпается ночью для поклонения, лучше делать это ближе к утреннему намазу – этим он извлекает двойную пользу: пробуждение ночью и утренний намаз и, согласно хадисам, последняя треть ночи более достойная.

– Если кому-то очень тяжело вставать на намаз, то ему желательно использовать несколько будильников.

– Поминать смерть и ахират при пробуждении, ибо это также отводит сон.

– Быть искренним с самим собой и по отношению к Аллаху.

С точки зрения психологии:

С подобным вопросом обращаются нередко. Судя по всему, эта проблема актуальна для многих, но немногие решают об этом заговорить в силу различных причин. Вообще, сон характеризуется тем, что происходит торможение корковых участков головного мозга, отвечающих за осознанные действия. Именно в период сна сознание человека отключается, и на первый план выходит бессознательное. В момент активного вмешательства в сон (искусственное пробуждение) происходит борьба сознания и бессознательного. Нейроны (нервные клетки) головного мозга, находясь в состоянии торможения, не так быстро приходят в состояние возбуждения и какое-то время находятся в полувозбуждённом состоянии. Во многом переход от состояния торможения в состояние возбуждения зависит от общего типа высшей нервной деятельности и может заметно различаться у разных людей. Так вот, вся проблема в том, насколько быстро сознательная часть личности возьмёт верх над бессознательной и приведёт в тонус кору больших полушарий головного мозга. Многое будет зависеть от конкретной цели и личностной значимости этой самой цели для конкретного человека. Дело в том, что в полудрёмном состоянии человеку бывает сложно объективно оценить происходящее и расставить приоритеты так, как если бы он их расставил, находясь в сознании. К примеру, если человек очень долго желал какой-либо поездки, мечтал о ней и рано утром ему надо встать, чтобы не опоздать на автобус, то, только услышав сигнал будильника, он моментально приходит в себя и борьба со сном даётся ему очень легко. Но если значимость события не так велика, то и борьба со сном будет продолжительнее. Тут даже можно вывести некий закон, который будет звучать следующим образом: «Чем значимее для человека событие, ради которого необходимо прервать сон, тем легче ему будет встать, и наоборот».

Вот Вы говорите о том, что, проснувшись, не можете заставить себя встать, что некая часть Вашей личности тянет Вас совершить молитву, тогда как другая тянет ко сну. Судя по всему, у Вас чаще всего побеждает вторая. Вот и стоит задуматься, какие доводы она приводит для того, что всё время убеждает первую не вставать.

Единственное, что в этой ситуации необходимо, так это укреплять позиции первой субличности: необходимо полное понимание значимости совершения утренней молитвы. Также в этом может помочь понимание того, как человек принимает решения с точки зрения теории функциональных систем Анохина. Не вдаваясь в теоретические подробности, возьмём в расчёт лишь то, что для принятия решения необходима так называемая обстановочная афферентация, то есть дополнительный внешний стимул помимо основного мотива. В качестве этого стимула можно сделать так, чтобы будильник находился на некотором отдалении от Вас, чтобы Вы не могли до него дотянуться рукой и обязательно надо встать и сделать три-четыре шага. Того времени, которое понадобится Вам для отключения будильника, и тех усилий, которые Вы на это потратите, должно хватить для того, чтобы сознательная часть Вашей личности взяла верх над бессознательной.

И, конечно же, самым важным остаётся всё-таки развитие в себе искренности в вопросах выполнения религиозных предписаний. Это самое главное – то, через которое преломляется всё остальное.

Мухаммад-Амин Магомедрасулов

Алиасхаб Анатольевич Мурзаев

психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям

Вопрос: Ассаламу алейкум. Уважаемый алим, у меня такая большая проблема: я очень часто, к сожалению, пропускаю утренние и ночные намазы, какая-то лень у меня, и память у меня стала плохой. Мне 26 лет, и я очень хочу выучить Священный Коран, но мне трудно с этим. Я выучила несколько сур, а в намазе читаю не длинные суры, а короткие, в то время как могу прочитать и длинные. А во время земного поклона в намазе перед моими глазами появляется противный и толстый крест, плохие мысли о Коране приходят мне в голову. Мне очень тяжело, очень и очень я боюсь за свою веру. Помогите мне ради Аллаха. (Таджикистан)

Ответ:

Именем Всемилостивого и Милосердного Аллаха!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Пропуск утренних и ночных намазов - это, безусловно, нехорошее явление, и его нужно исправить. Радует, что вы осознали наличие данной проблемы. Признание проблемы - это уже половина ее решения. Остается лишь разобраться со второй половиной, то есть начать совершать все намазы в предписанное время.

К сожалению, пренебрежение намазом привело к беспорядку в вашей жизни. Об этом нас предупреждал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): если намаз не в порядке, то и в делах будет беспорядок. Да убережет нас от этого Аллах!

Господин Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) передавал следующие слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

إن أول ما يحاسب به العبد صلاته فإن صلحت صلح سائر عمله وإن فسدت فسد سائر عمله
Первое, о чем спросят человека в Судный день, - это его намаз. Если с ним все в порядке, то и остальные дела будут в порядке. Если же его намаз не в порядке, то и остальные поступки в таком же состоянии.
(Хаким. Мустадрак. - № 965)


Поэтому, если вы хотите улучшить свою жизнь и привести в порядок свои дела, вам нужно взять себя в руки и начать вовремя исполнять намаз. Лень ни к чему хорошему не приведет. Всегда будьте активны, контролируйте себя. Не позволяйте дьяволу и своему эго (нафсу) властвовать над собой. Каждый день просите Аллаха дать вам бодрости духа и сил на своевременное исполнение намаза. Соберите волю в кулак и просыпайтесь вовремя на молитву. Подумайте, чего вы хотите: быть ленивой, теряя свою жизнь, или быть активной и пожинать плоды своего труда?

Постоянно мотивируйте себя выгодами от совершения намаза: ваши дела придут в порядок, каждая минута будет приносить больше пользы и удовлетворенности, вы достигнете в жизни большего, укрепите свою веру, станете ближе к Аллаху. Своевременное исполнение намаза приведет к прощению грехов, и вы обнаружите, что отказаться от них стало легче. Эти и многие другие выгоды вы получите, если будете вовремя совершать намаз. Вы обязательно увидите, как все это претворяется в жизнь, если докажете Аллаху свою честность и постоянство.

И помните о следующем высказывании пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха):

من صلى العشاء في جماعة كان كقيام نصف ليلة، ومن صلى العشاء والفجر في جماعة كان كقيام ليلة
Кто совершит ночной (иша) намаз коллективно, тот получит такую награду, словно он полночи провел в молитве. А кто совершит коллективно ночной и утренний (фаджр) намазы, тот будет вознагражден так, будто провел всю ночь в молитвах.
(Абу Дауд. - № 555, передал Усман)


Представьте, насколько бы вы приблизились к Аллаху, если бы проводили каждую ночь в молитвах! Разве найдется мусульманин, который бы не позавидовал такому положению? И такой награды вы можете достичь всего лишь за счет своевременности исполнения утренних и ночных намазов. Это - слова Пророка (мир ему и благословения Аллаха), который всегда во всем был правдив.

Вместе с тем советую не забывать об уловках дьявола, направленных на отвращение вас от намаза. Иной раз это может выражаться в виде чувства лени, другой раз это могут быть мысли об откладывании молитвы, а иногда это выражается в том, что вам внушается образ креста. Все, что вы видите в земном поклоне (суджуде), - это обман дьявола, так что не стоит излишне беспокоиться по этому поводу. Когда вам внушается подобный образ, просто не обращайте на это никакого внимания и сосредоточьтесь на Аллахе. Пройдет время - и, даст Аллах, эти мысли и образы покинут вас.

А Аллах знает лучше.

Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Перевела: indira_akisheva (Q472)

Я подросток, мне 15 лет. Я вырос и живу среди верующих людей, и ничто вроде не мешает читать мне намаз. Но вот в чём дело: когда я иду брать тахарат или уже иду читать намаз, сразу же начинаю плохо себя чувствовать. У меня возникает ощущение, будто бы меня кто-то держит и не хочет, чтобы я совершил молитву, и чаще всего я не читаю молитву из-за этого состояния. Знаю, что намаз обязателен для каждого мусульманина, но у меня не получается перебороть свой нафс, из-за чего совершаю грех. Да ко всему этому я вру матери, что читаю намаз. Мне становится плохо после каждого непрочитанного намаза, но я не могу себя заставить прочитать его. Пожалуйста, помогите мне, я уже просто не представляю, что мне делать.

Ответы

С точки зрения религии:

Ежедневная пятикратная молитва – это предписание, возложенное на нас нашим Создателем в самом Коране! До тех пор, пока человек находится в здравом уме и рассудке, он обязан читать молитву! Одним из первых вопросов, с которых начнут допрос в , будет вопрос о молитве, и если ответ будет исправным, то и весь остальной отчёт будет лёгким, а если нет, то и остальной отчёт будет суровым и тяжким.

По нормам Ислама Вы уже считаетесь совершеннолетним. Следовательно, Вы обязаны совершать и соблюдать все предписания Всевышнего, возложенные Им на Своих рабов. То, что Вам мешает, скорее всего, является происками сатаны, который всячески пытается помешать Вам исполнить свою обязанность перед Всевышним.

Во-первых, Вам необходимо решительно взяться за чтение намаза. При наступлении времени намаза ни в коем случае не откладывать его совершение. Наоборот, поспешите сделать омовение и помолиться. Чем больше Вы будете откладывать намаз, тем сильнее у Вас будет чувство лености и плохого состояния. Молитесь вместе с коллективом, а не отдельно. А ещё лучше – ходите читать намаз в мечеть.

Во-вторых, утром и вечером обращайтесь ко Всевышнему с (азкары), которые читал Пророк (мир ему и благословение). Побольше читайте Коран, читайте его на воду, пейте и купайтесь этой водой.

С точки зрения психологии:

К несчастью, подобное иногда случается в жизни мусульман. Но, к счастью, многим при их внутреннем и сильном желании удавалось преодолеть в себе подобное состояние. Я не стану затрагивать каноническую сторону данной проблемы, хотя, по всей видимости, Вы находитесь под посторонним влиянием. Попробую помочь вам советом в том вопросе, как можно подчинить себе свой характер и как правильно организовать самовоспитание.

Прежде всего проанализируйте то, что могло послужить причиной произошедшего с Вами. Вполне возможно, что Ваш образ жизни содержит поступки, которые противоречат нормам религии. Если такое есть, то Вам стоит отказаться от такого поведения. Большое внимание уделите своим взаимоотношениям с родителями. Ответьте на вопрос о том, довольна ли Вами Ваша мама, проявляете ли Вы по отношению к ней доброжелательность, почтение и другие положительные качества. Это очень важно. Нельзя допустить, чтобы Ваша проблема вела к тому, что Вы будете говорить ей неправду. Пересмотрите свои позиции и в других направлениях. Крайне важно, чтобы от Вас исходило как можно больше доброго: это не только придаст Вам сил, но и окажет лечебное воздействие.

Кроме того, уделите особое внимание распорядку своего дня – он должен быть чётко прописан. Это крайне важно, поскольку его соблюдение поможет Вам контролировать собственные чувства и волю. Приложите максимум усилий к тому, чтобы всё-таки , как бы трудно ни было. Дело в том, что чем больше Вы будет пропускать, тем труднее Вам будет, и наоборот – чем больше Вы приложите усилий для выполнения молитвы, тем легче Вам будет даваться новая попытка.

Самое главное – правильно сформулируйте происходящее с Вами. Вместо сказанного Вами «нечто меня не пускает » скажите: «в моих силах преодолеть то, что происходит со мной». Отбросьте тяжёлые мысли, просто поверьте, что Вы сможете перебороть себя, и заметите, как силы у Вас прибавятся.

Мухаммад-Амин - хаджи Магомедрасулов
теолог
Алиасхаб Анатольевич Мурзаев
психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям

Чуть- чуть совести и силы воли не хватает

Диалог между братом и сестрой:

Брат спрашивает старшую сестру: «Почему ты не одеваешь хиджаб?»

Сестра задаёт встречный вопрос: «Почему ты не делаешь намаз?»

– Я делаю, просто ты не видишь, – с неестественной улыбкой и застенчивостью отвечает он.

– Ну конечно, и в прошлую пятницу ты не лежал и не смотрел фильмы, а пошёл в мечеть, так? – с ухмылкой спрашивает она.

– Когда это такое было? – улыбается.

Давай не будем сейчас делать вид, как будто было не так. Тогда я тоже одеваю хиджаб, просто ты не видишь.

Всё, молчу, – опустив голову, сдаётся он.

Так этот диалог был переведён в шутку.

Сестра продолжает: «Вот ты понимаешь, что я должна носить хиджаб, и то, что намаз надо совершать ты тоже знаешь, но что тебе мешает совершать намаз?».

Брат, долго думая, всё-таки ответил: «Чуть-чуть совести и силы воли не хватает».

Интервью, взятое у того самого брата

Скажите, пожалуйста, в течение дня Вы вспоминаете о своём святом долге перед Всевышним Аллахом, то есть об обязательной пятикратной молитве?

– Да, вспоминаю.

И что Вам мешает сразу же совершить намаз, когда наступает время её совершения?

– Я смотрю на часы и вижу, что наступило время обеденной молитвы и говорю себе, что через десять минут я встану и пойду её совершать. Проходит десять минут, потом ещё десять потом ещё… Лень меня одолевает и так время намаза проходит, а потом уже ленишься до такой степени, что пропускаешь и следующие намазы с намерением возместить их потом. Мне хочется совершать все пять молитв в день, но лень берёт верх. Я думаю, что шайтан тоже мешает.

– Вот Вы сказали, что делаете намерение возместить пропущенные намазы, но всё-таки стабильно намаз не совершаете, не обманываете ли Вы себя?

– Намерение делаю искреннее, но в итоге понимаю, что занимаюсь самообманом.

– Знаете ли Вы о наказании за несовершение молитвы? Какие чувства Вы испытываете, когда пропускаете возложенную на Вас, да и на всю общину Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) молитву, не становится ли страшно?

– Я слышал на пятничных проповедях, что за один пропущенный намаз предусмотрено наказание семьдесят лет мучений в аду (да убережет нас Аллах). Также слышал и о том, что намаз нужно совершать правильно, без ошибок, иначе такая молитва не действительна. Зная о таком наказании, конечно, становится страшно. Определённое чувство страха наступает и перед выходом из дома. Неизвестно, вернусь ли я домой или нет, ведь Аллах может наказать нас в любое время. Если же умру, то предстану перед Всевышним с пропущенными молитвами, и в такие моменты хочется даже плакать. После определённых испытаний человек меняется, задумывается о своей жизни, так и я, попав в аварию и оставшись живым, понял, что Всевышний дал мне возможность исправиться, дал жизнь для того, чтобы начать совершать намаз, по возможности помогать людям, делать добро. Каждый человек по-своему осознаёт важность соблюдения предписанных Аллахом норм. И это испытание (авария) послужило поводом для осознания лично мной важности намаза и других обязательств перед Всевышним.

– И всё-таки страх проходит, и молитва вновь пропущена, происходит долгая борьба: один намаз совершается, а следующий может и нет. Как Вы думаете, почему проходит чувство страха за несовершение намаза?

– Стараюсь делать добро людям, например, помочь незнакомой бабушке донести пакеты до дома и тому подобные дела. Также стараюсь в другом богослужении, которое мне даётся легче, тем самым успокаивая себя. Но чувство вины за несовершение молитвы никогда не проходит. Я начинаю совершать молитвы с большим желанием, но в течение некоторого времени это желание как будто угасает. Угасает, наверное, из-за любви к мирскому, отвлечённости от ахирата. Так же, когда попадаешь в общество людей, где не совершают намаз, проводишь с такими людьми время, то и сам начинаешь забывать о молитве. К сожалению, таких людей больше чем тех, от которых идёт положительный заряд в духовном смысле, или же мне не повезло постоянно находиться в обществе таких богобоязненных людей.

– А что Вам помогает совершать молитву или что Вас побуждает к этому?

Когда хожу на пятничную молитву и слушаю проповедь, то сердце наполняется верой. Вижу богобоязненных людей, поклоняющихся Аллаху, и хочется брать с них пример. Например, когда на тренировках наступает время намаза и ребята делают джамаат намаз (коллективная молитва), то с радостью присоединяюсь к ним, и это тоже стимулирует на совершение молитвы. Если рядом находится человек, который не пропускает намаз, то это тоже очень сильно помогает.

– Желаю Вам и себе, и всей умме Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) помощи Аллаха в соблюдении всех обязанностей перед Ним.

– Что нам мешает и что помогает соблюсти второй столп Ислама?

Из этого интервью видно, что нам мешают совершать ежедневные молитвы: отвлеченность от ахирата, любовь к мирскому и занятость ею. Помогают: нахождение в обществе богобоязненных людей и размышления о творениях Аллаха, о Судном дне, о наказании за несовершение молитвы и о вознаграждении за совершение её. Так же посещение мечети для совершения коллективного намаза укрепляет иман (веру) и придаёт стимул и энергию для совершения последующих молитв. Но самое главное – это наши дуа (мольбы) к Всевышнему Аллаху, чтобы Он помог нам соблюсти все столпы Ислама, а иначе нет у нас силы для совершения благого и нет силы отказаться от плохого, кроме как при помощи Аллаха. Да поможет нам Аллах.

До наступления времени намаза подготовьте свое тело и мысли к намазу

Все виды поклонения, вне зависимости от того, как их осуществляет мусульманин, имеют обязательные условия, составные части, желательные действия и другие правила. Эти все правила необходимы для того, чтобы то или иное поклонение мусульманина считалось действительным. Но для того, чтобы это поклонение было принято Всевышним Аллахом, необходимо ещё, чтобы оно было совершено только ради Него, со смиренностью, искренне и с присутствием сердца. Для достижения всего этого надо максимально сосредоточиться на своем поклонении, и больше всего это необходимо при совершении намаза.

Часто человек совершает намаз подобно машине, выполняя привычные движения, как по заранее запрограммированному алгоритму. При этом он повторяет известные слова без придания им особого значения. К великому сожалению, от совершенного таким образом намаза человек ничего не приобретает.

Всевышний Аллах сказал о намазе в Коране:

إِنَّ الصَّلَوةَ تَنْهَى عَنِ الْفَحْشَآءِ وَالْمُنْكَرِ

«Воистину, намаз оберегает от мерзости и порицаемого ». (сура Аль-Анкабут, 45)

Соблюдение всех намазов как положено удерживает человека от мерзких деяний и неодобряемого, так как исполнение его столпов и условий увеличивает Веру и стремление к совершению благого. Но такой намаз не делает нас лучше, не очищает наши сердца и не удерживает нас от порицаемого. Поэтому мы и продолжаем совершать грехи, как будто и не молились вовсе.

Причиной же всего этого является отсутствие сосредоточенности при совершении намаза, присутствие которой позволило бы нам стать ближе ко Всевышнему Аллаху во время намаза и занять свою голову и сердце только Тем, ради кого мы совершаем этот намаз.

Как же сосредоточиться во время намаза?

1. Не переедайте .

Если человек излишествует в еде и часто переедает, он никак не может сосредоточиться на намазе из-за дискомфорта в организме.

Имам Аль-Газали в книге «Минхадж аль-‘абидин» пишет: «Что касается потребления больше того, в чём есть нужда, – то это беда для поклоняющихся и горе для тех, кто желает усердствовать в строгом следовании нормам религии.

Я размышлял об этом и обнаружил десять бед, которые являются следствием неумеренности в еде:

От переедания сердце черствеет, и его покидает свет познания Аллаха. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не убивайте свои сердца чрезмерной едой и питьём, поистине, сердце погибает, подобно тому, как погибают посевы от изобилия воды».

Один из праведных сказал, что желудок – это нечто наподобие кастрюли, кипящей под сердцем. Копоть и пар, поднимающиеся от неё, затуманивают и очерняют сердце.

Переедание является бедой для всех органов, ибо это призывает их к занятию лишним, тем, в чём нет необходимости, и к совершению грехов. Когда человек заполняет свой живот – его глазам хочется глядеть на запретное или лишнее, его ушам хочется слушать подобное, его языку хочется говорить подобное, а шахват тянет на исполнение своей нужды. И он, не удержавшись, впадает в запретное.

Но когда человек заставляет свой живот голодать, все остальные органы пребывают в спокойствии, они не тянутся к совершению того, что мы упомянули, и не желают этого».

2. Подготовьтесь к намазу .

Заранее до наступления времени намаза подготовьте свое тело и мысли к намазу, настройтесь на намаз. Совершите омовение, соблюдая все обязательные и желательные действия омовения, тщательно доводя воду к каждому омываемому органу. Переоденьтесь в чистую и самую красивую одежду, найдите в доме самое укромное тихое место, где вам никто не мешает и где бы вы могли полностью «погрузиться» в атмосферу поклонения и намаза.

Не лучшее решение – делать намаз как перерыв между «основными» делами, ибо так вы не сможете полностью сосредоточиться на намазе в полной мере. Наоборот, намаз, как и другие обязанности перед Всевышним Аллахом, должен быть основной заботой мусульманина, а на другие мирские дела можно отвлечься в свободное от поклонения своему создателю время.

3. Оставьте проблемы

Перед совершением намаза наша голова может быть забита множеством мыслей о работе, семье, деньгах, прошлых и будущих событиях и т.д. Если человек не оставит это все за пределами намаза и начнёт намаз с этими мыслями, он так и будет продолжать думать об этих вещах во время молитвы. Уделите намазу особое внимание и выделите время исключительно для него, оставив мирское за пределами намаза.

Имам Абу Хамид Мухаммад аль-Газали книге «Ихьяъ ‘улум ад-дин» пишет об этом следующее:

«Ничто не отвлекает сердце от намаза, как приходящие мысли, отнимающие внимание сердца от него. Целительным средством для приведения сердца в состояние хузура является отклонение таких мыслей. И ничто не отклоняется иначе, как путем сведения на нет его причины. Так разузнай же вначале причину, порождающую эти мысли».

Имам Аль-Газали подчёркивает , что мы не можем просто отклонить эти мысли, а вот найти и обезвредить причины, из-за которых возникают эти мысли, нам под силу, так просто избавиться от лишних мыслей у нас не получится. Намаз мы совершаем ради довольства Аллаха и не можем лишать себя такой возможности, занимая мысли посторонними вещами.