Маугли реальная история. Дети-маугли: Невероятные и шокирующие истории

Рассказы о мальчике, воспитанном дикими животными, знакомы большинству детей постсоветского пространства. Маугли, которого звери называли маленьким братцем, покорил сердца зрителей и читателей бесхитростностью и отвагой, достойной взрослого человека.

История создания

Первые наброски произведений о мальчике, вскормленном стаей волков, появились у задолго до выхода «Книги джунглей». Изначально рассказы о Маугли не предназначались для детей. В черновиках Киплинга «маленький братец» представал перед читателями взрослым женатым мужчиной, который работает лесничим и в свободное время рассказывает окружающим о детстве в лесах Индии.

Заметки о диких животных попали в руки детской писательницы Мэри Мейп Додж. Женщину очаровал стиль повествования, и Додж уговорила Киплинга написать что-то подобное для молодого поколения. Мэри Мейп пообещала разместить повесть в детском журнале «Святой Николас».

После публикации первых рассказов тема увлекла писателя, и уже через год небольших рассказов о животном мире хватило для выпуска книги. Затем последовал еще один сборник, в котором помимо приключений Маугли присутствовали и другие известные произведения. Но наибольший отклик получили приключения юного дикаря.


В 2013 году на аукцион выставили письмо Редьярда Киплинга, в котором писатель признается, что в «Книге джунглей» присутствует плагиат. Письмо, чей адресат неизвестен, датировано 1895 годом. Послание было обнаружено в букинистическом магазине:

«Весьма вероятно, что я прибег к заимствованиям, однако сейчас уже не помню, чьи истории я украл».

Сюжет рассказов о Маугли

Маленький мальчик, сын дровосека, теряется в густой чаще джунглей. Учуяв запах человека, на охоту выбирается злой и коварный тигр. Растерянный малыш случайно добирается до стаи волков, которая берет ребенка под защиту.


Таким исходом дела недовольны большинство зверей, но кто посмеет возразить вожаку стаи? На совете племени пантера платит выкуп за ребенка, и в джунглях воцаряется мир.

Маугли, которого приемные родители назвали в честь лягушонка, растет и развивается с братьями-волками. Однако тигр не оставляет намерений съесть человека. Попытки хищника заканчиваются провалом. В финальной схватке с врагом Маугли убивает тигра и навеки завоевывает уважение животного мира.


Людская натура берет свое. Подросший юноша, который жил в лесу много лет, выходит к людям, обретая потерянную человеческую семью. Ужиться с людьми кажется Маугли непосильной задачей. Со временем молодой человек привыкает к новой жизни и встречает девушку, с которой связывает судьбу.

Друзья и враги

Основным противником Маугли в «Книге джунглей» с первых страниц стал злобный тигр Шерхан. Хищник недоволен, что его лишили законной добычи, и всевозможными средствами пытается уничтожить человека. На подхвате у грозного врага находится шакал Табаки (в других источниках - гиена), порой раздражающий даже Шерхана:

«А мы уйдем на север! А мы уйдем на север! Когда ж назад вернемся, не будет никого! И даже лягушонка и косточек его!»

Не менее опасным противником становится стая рыжих псов. Кровожадные животные надвигаются на джунгли, сметая все живое на пути. Единственный шанс спастись – вступить в схватку. Маугли объединят вокруг себя животных леса, и дает отпор вражеской стае.


На пути у повзрослевшего Маугли встают обезьяны-бандерлоги. Стая похищает героя, но мальчику удается спастись. Образ шумных животных имеет определенный контекст. Киплинг создал пародию на презираемую им либеральную интеллигенцию:

«Мы велики! Мы свободны! Мы достойны восхищения! Достойны восхищения, как ни один народ в джунглях! Мы все так говорим - значит, это правда!»

Главные герои, которые настроены к Маугли дружелюбно, в основном хищники:


Маугли и Багира

Черная пантера Багира - олицетворение подлинного воина. Животное заботится о малыше, как о своем детеныше. Пантера находит возможность остановить роптание стаи, когда Акела решает оставить мальчика в джунглях. Багира испытывает к Маугли почти материнскую любовь и оберегает его от опасностей.

Медведь Балу - воспитатель малыша, который относится к ребенку с отеческой заботой. Метод обучения медведя напоминает способы, пользующиеся спросом в классических английских школах. Существует теория, что Балу - собирательный образ учителей Киплинга. Среди друзей молодого дикаря медведь отвечает за физическую силу.


Удав Каа - мудрый наставник, обучающий Маугли правилам жизни в диком лесу. Персонаж считается старейшим животным в джунглях. Удав с насмешкой относится к проделкам мальчика и нередко спасает ему жизнь. Медлительный удав отвечает в троице за мудрость.

Экранизации

Первое появление Маугли на экране состоялось в 1942 году. В советском кинопрокате фильм вышел под названием «Джунгли». Роль Маугли исполнил американский актер индийского происхождения Сабу. В картине рассказаны приключения маленького дикаря, взрослые годы героя не затрагиваются.


Первый мультфильм, снятый по Киплингу, вышел в 1967 году. Картина дополнена музыкальными фрагментами, но сюжетная линия не изменена. Мультипликационный фильм снят на «Walt Disney Productions». лично настаивал, чтобы иллюстраторы не читали оригинал и создали героев максимально добродушными и наивными.


В 1973 году появился на свет полноформатный советский вариант приключений Маугли. Мультфильм освещает всю историю юного дикаря, затрагивая отношения с родителями. Позже творчество советских иллюстраторов показали в США. Американские прокатчики вырезали из советской интерпретации большинство кровожадных сцен и заменили музыку.


Вторая попытка снять фильм о мальчике-волке состоялась в 1997 году. Лента носит название «Вторая книга джунглей: Маугли и Балу». Создатели картины решили значительно отойти от оригинальной идеи, оставив неизменными только главных героев. Роль маленького дикаря сыграл Джеймс Уильямс.


Очередная интерпретация классического сюжета снята в 1998 году. В этот раз роль Маугли примерил на себя Брэндон Бейкер. Кинолента под названием «Книга джунглей: история Маугли» - добрая семейная комедия, снятая специально для детей.


Свежей экранизацией является «Книга джунглей» 2016 года. Фильм снят с применением компьютерной анимации. Лента получила «Оскар» за лучшие визуальные эффекты.


Американский актер Нил Сети получил роль, обойдя на пробах тысячи юных артистов. Мальчик вырос в Нью-Йорке в семье выходцев из Индии, поэтому замечательно вписался в образ.

  • В оригинальном тексте Багира – представитель мужского пола. При переводе на русский язык издатели решили сменить половую принадлежность животного, так как слово «пантера» – женского рода. Изменение устранило ненужные затруднения с восприятием повести.
  • Киплинг написал продолжение «Книги джунглей». Во втором томе писатель посвятил Маугли еще 5 рассказов.
  • Дети-маугли существуют в действительности. В мире зарегистрировано 48 малышей, которых воспитали дикие животные.

  • Прототипом главного героя «Книги джунглей» стал француз Виктор из Аверона. Молодой человек вышел из леса в 1797 году.
  • В 2010 году найден экземпляр «Книги Джунглей» подписанный автором. Дарственная надпись гласит: «Эта книга принадлежит Жозефине Киплинг, для которой она была написана её отцом. Май, 1884».

Цитаты

«Мы принимаем бой!»
«Мы с тобой одной крови - ты и я!»
«Прошлый раз меня гнали за то, что я человек. На этот раз за то, что я волк».
«Людям непременно надо расставлять ловушки для других людей, а без этого они все будут недовольны».
«Это правда, что я человек, но нынче ночью я сказал, что я волк. Это у меня в крови. Я охотник Свободного народа, и останусь им, пока не уйдут рыжие собаки».

Всем нам с самого детства знаком один из самых необычных героев знаменитого произведения Редьярда Киплинга «Книга джунглей». Маугли — мальчик, попавший в индийский тропический лес еще в младенчестве. Малыша нашли и воспитали звери — семья волков, а также медведь Балу и пантера Багира. Самые разные приключения ждали Маугли в его лесной жизни, но главное — это борьба с кровожадным тигром Шерхан.

Редьярд Киплинг — писатель английского происхождения, но все свое детство он провел в Индии, когда его отца назначали на должность в одной из английских колоний — в Бомбее. В памяти маленького Редьярда эта страна осталась чудесным волшебным миром, именно поэтому писать о ней автору было особенно легко и приятно. Индия до сих пор полна самых невероятных историй и необычных событий, а в те давние времена подавно поражала воображение современников. Совсем не исключено, что история с Маугли действительно имела место быть в реальном мире, а не только на страницах книги. В этой статье вместе с вами мы попробуем разобраться какая доля правды, а какая выдумки, в этой истории про мальчика-волченка.

Давайте попробуем вспомнить, слышали ли мы когда-нибудь истории про детей, вскормленных и выращенных животными? В школе часто рассказывают о двух братьях — Ромуле и Реме, которые основали Рим, переросший со временем в великую Римскую империю. По легенде маленькие братья-близнецы были брошены злым правителем на произвол судьбы, которая видимо соблаговолила им, т.к. младенцев нашла волчица и вскормила их своим молоком. С одной стороны это всего лишь миф, ведь в наши дни невозможно найти каких-либо доказательств, чтобы утверждать, что это правда. С другой стороны, совершенно удивительно, что именно волчица выступала кормилицей, т.к. в последующей истории были неоднократно случаи, подтвержденные документально, когда человеческие детеныши жили в стаях волков. Потому небольшая, но все-таки вероятность того, что легенда о Ромуле и Реме — правда, все-таки существует.

В Индии особенно часто находили детей-волков. В период с 1843 по 1933 года было произошло 15 известных случаев нахождения таких детей. Один из самых первых таких людей был Дин Саничар, найденный в 1872 году. Ребенка нашли в логове волков, когда ему было 6 лет. Передвигался он на четвереньках и ел сырое мясо. Говорить мальчик не научился, а только рычал и выл, как и его собраться по стае. С Дином стали заниматься, пытаясь чему-то научить, но это оказалось совсем не просто.

Из истории Редьярда Киплинга мы знаем, что Маугли вернулся в деревню людей, став ее полноценным жителем. На самом же деле дети, которые в свои первые годы жили совершенно чуждой человеческой среде, перенимают повадки и образ жизни своего окружения. Переучить их потом практически невозможно, так же как и научить говорить человеческим языком. Основная часть мозга формируется в первые пять лет жизни и если упустить это время, наверстать упущенное уже невозможно.

Всего через 2 года после того, как был найден Дин Саничар, индийцы обнаружили еще одного мальчика-волка в другой части страны. Все эти случаи пришлись на детство маленького Редьярда, которого воспитывала няня-индианка, рассказывая ему обо всем, что услышала сама. Несомненно, это не могло не отложиться в памяти писателя, который впоследствии поведал эти необычайные истории всему миру. Впервые рассказы из серии «Книга джунглей» были опубликованы в английских журналах в 1893-1894 годах.

Таким образом, можно сделать вывод, что самого героя по имени Маугли, конечно же, не существовало, он абсолютно выдуманный персонаж со своей собственной историей жизни. Тем не менее, прообразом Маугли стали найденные ранее настоящие дети-волчата. Реальность переплетается с выдумкой в рассказах Киплинга. В жизнеописание дикого мальчишки писатель великолепно вплел образ жизни многих экзотических животных — медведя, пантеры, тигра, обезьян, питона. Именно из его книги дети многих стран впервые узнали об этих обитателях джунглей.

Также именно из «Книги джунглей» многие из нас впервые услышали о затерянных в тропических лесах городах. Помните, куда унесли обезьяны-бандерлоги Маугли? К развалинам столицы существовавшего когда-то государства. Мы уже рассказывали на сайте увлекательную историю об одном , но подобных случаев было огромное множество, ведь на территории Индии издавна жили древние империи. Когда та или иная цивилизация по каким-то причинам исчезала, ее брошенные города с годами зарастали гигантскими тропическими деревьями, после чего найти их было практически невозможно. Судя по описаниям Редьярда Киплинга вдохновением для его книги послужил город Хампи, который был столицей великой империи Виджанаягара в период XIV-XVII вв.

Жизнь этого английского писателя была насыщенной и разнообразной, весь свой опыт, переживания и мысли он умело слагал в прекрасные произведения. Это было оценено по достоинству всем миром и в 1907 году Редьярд Киплинг получил Нобелевскую премию по литературе. Он был одним из первых английских писателей, кто удостоился этой легендарной награды.

В книге жизнь Маугли сложилась вполне счастливо, в реальной же жизни судьба таких детей-волчат в основном печальна. Давайте еще раз посмотрим этот замечательный мультфильм по знаменитой книге великого писателя.

Вопрос: способен ли выжить и стать полноценной личностью маленький ребёнок в условиях полной изоляции от общества, волнует писателей и психологов. Первые рисуют радужные картины воссоединения с социумом, вторые сокрушённо качают головами, говоря об упущенном сензитивном периоде развития. Почему такие персонажи как Маугли, Тарзан или Бинго-Бонго невозможны в реальной жизни?

Одичавшие дети: сложности реабилитации

Есть несколько причин, по которым, едва появившись на свет, индивид может оказаться вдалеке не только от родителей, но и от человеческой цивилизации в целом.

  1. В семьях, где отец или мать имеют психические проблемы (часто на почве наркомании и алкоголизма), детям не уделяют должного внимания, либо наоборот, применяют агрессивные методы воспитания. Маленькие жертвы разочаровываются в людях, начиная искать защиту у домашних или уличных животных.
  1. Взрослые полностью изолируют детей с некоторыми отклонениями в развитии, например, аутизмом и не общаются с ними. В некоторых слаборазвитых странах таких малышей бросают в лесу, чтобы избавиться от «лишнего рта».
  1. В сельской местности субтропической и тропической зон нередки случаи похищения младенцев дикими животными. Либо маленькие дети сами уходят в лес и не могут найти дорогу обратно.

Социальная изоляция в раннем возрасте приводит к умственной деградации, получившей в научных кругах название «синдром Маугли».

Клиническая картина заболевания

Дикие дети-маугли (фералы от латинского feralis – погребённый), копируют повадки «приёмных родителей», в роли которых чаще всего выступают волки, собаки и обезьяны. При попытке наладить контакт, выказывают панику и агрессию: пытаются укусить, поцарапать, нанести травму.

Оторвавшись от себе подобных в раннем возрасте, «человеческие детёныши» передвигаются преимущественно на четвереньках и едят только сырую пищу. Свои эмоции они выражают не плачем, а звуками: лаем, рёвом, визгом, шипением, воем. Не умеют смеяться и пугаются открытого огня.

Долгое пребывание бок о бок с дикими зверями отражается на внешности «Маугли». Их скелет, особенно конечности, деформируются: кисти напоминают скрюченные птичьи лапы, ноги полностью не выпрямляются. На коленях от бегания на четвереньках образуются массивные мозоли, челюсти непропорционально развиваются, зубы становятся острыми, как у хищников. Передвигаются такие дети с огромной по человеческим меркам скоростью, обладают большой ловкостью и развитыми органами осязания: слухом, зрением, обонянием.

Важно: после поимки и попыток социальной адаптации, люди, выращенные животными, редко смиряются с новыми условиями существования и быстро умирают. Судьба оставшихся в живых не менее печальна – их ждёт прозябание в домах для умственно отсталых до конца своих дней.

Научное объяснение феномена «диких детей»

Тому, что «маугли» в реальной жизни не могут, подобно герою Киплинга, стать людьми в полном смысле этого слова, есть научное объяснение. Они находились в обществе животных в тот момент, когда формируются важнейшие навыки:

  • речь;
  • поведенческие стереотипы;
  • пищевые привычки;
  • самоидентификация личности.

То есть в период между 1,5 и 6 годами, который ещё называют сензитивным. Как следствие, их интеллект вместо активного развития деградировал, уступая дорогу первобытным инстинктам выживания. Опорно-двигательный аппарат также претерпел необратимые изменения, отчего ходьба на двух ногах без дополнительной опоры становится почти невозможной.

Важно: после начала периода полового созревания, примерно с 12 – 14 лет, людей с синдромом маугли можно только дрессировать, заставляя заучивать слова или движения. Но самостоятельной, осознанной личностью они уже не станут.

Шансы на реабилитацию значительно возрастают при попадании в социальную изоляцию после 3, а ещё лучше 5 лет. И реальные истории людей, воспитанных в исключительных условиях, доказывают верность этой гипотезы.

Самые известные «человеческие детёныши»

Первыми в мировой истории детьми-маугли можно считать близнецов Ромула и Рема. По легенде, их родила царственная весталка Рея Сильвия от бога войны Марса. Братьев отняли у матери и бросили в Тибр, но им удалось выжить, а волчица вскормила младенцев своим молоком.

Близнецы остались абсолютными людьми, а Ромул даже основал Рим. Считается, что он немало сделал для становления и процветания «Вечного города». За давностью лет отделить правду от вымысла сложно, но исход младенческих странствований Ромула и Рема можно назвать благополучным. Их собратьям по несчастью, чьи имена тоже остались в истории, повезло намного меньше.

Неизвестный мальчик, по виду и поведению напоминавший дикое животное, был пойман жителями департамента Аверон, на юге Франции в 1800 году. По описаниям современников, он питался кореньями и овощами, украденными с огородов местных жителей, передвигался на четвереньках и не носил одежду. Найдёныш, в возрасте около 12 лет, не разговаривал и не воспринимал обращённые к нему вопросы.

Мальчик 8 раз убегал от людей, пытавшихся дать ему приют, но его вновь ловили и пытались «приручить». Наконец, маленького дикаря передали студенту-медику Жану Итару, который задался целью вернуть своего подопечного к нормальной жизни. Методики, применяемые молодым врачом при обучении Виктора – так назвали найдёныша из Аверона, до сих пор используют психологи при работе с умственно отсталыми детьми.

Мальчик стал адекватно реагировать на поведение окружающих и даже произнёс два слова, в остальном же, изъяснялся жестами. Посвятив попыткам социализировать подростка 5 лет, Итар передал его на попечение своей экономки. Виктор умер 40-летним мужчиной, так и не сумев адаптироваться в человеческом обществе.

Постфактум была выдвинута версия, что мальчик изначально страдал аутизмом, за что в 2 года от него отказались родные.

По мотивам этой истории снят фильм «Дикий ребёнок».

Есть предположения, что рассказ о Маугли Киплинг написал, основываясь на реальных событиях из жизни индийского мальчика-волка, обнаруженного охотниками штата Уттар-Прадеш в 1872 году. В те времена фералы не были редкостью в стране, где джунгли и саванна занимают большие площади, вплотную подходя к человеческому жилью.

Увидев, как у звериного логова в компании волчат резвится 6-летний малыш, охотники не удивились. Выгнав с помощью дыма и убив хищников, они взяли «находку» с собой и передали местному священнику отцу Эрхардту. Миссионер назвал мальчика Дина Саничар (на урду эта фамилия означает «субботу») и попытался цивилизовать его. Малыш перемещался только на четвереньках, выл по-волчьи и отвергал любую приготовленную пищу, предпочитая сырое мясо с костями.

Впоследствии Саничар смог носить одежду, хотя делал это крайне небрежно и даже передвигался в вертикальном положении, но его походка оставалась неуверенной. Говорить «мальчик-волк» не научился. Единственное, что он перенял у людей – привычку курить, отчего и умер, заболев туберкулёзом в 34 года. Всё это время он прожил одиноко в миссионерском приюте.

Ещё одна история выращенных волками детей-маугли. Девочек из Индии нашли неподалёку от города Пашимбанга в 1920 году. Крестьяне были напуганы двумя призраками, которые появлялись по ночам вместе с волчьей стаей и сообщили об этом миссионерам.

Управляющий местным сиротским приютом Джозеф Лал Сингх отправился в лес, чтобы узнать причину странного явления. Выследив волчье логово, он заглянул туда и увидел свернувшихся клубком девочек, мало напоминавших человеческие существа. Лесных детей назвали Амала и Камала. Первой к моменту находки было 18 месяцев, второй – около 8 лет. Обе дикарки демонстрировали поведение, типичное для фералов.

Взявший над ними «шефство» Сингх, вёл дневник, где описывал жизнь своих подопечных. Амала через год умерла от инфекции почек. Её сестра или скорее «товарищ по несчастью» долго горевала, выражая эмоции не только волчьим воем, но и слезами. Однако после гибели младшей девочки, старшая больше привязалась к людям, научилась прямохождению и нескольким словам. В 1929 году Камала умерла от почечной недостаточности.

Существует версия, что история девочек-волков – всего лишь фальсификация, поскольку кроме Сингха о них никто и нигде не упоминает.

Когда этому уроженцу Уганды исполнилось 3 года, на его глазах отец жестоко расправился с матерью. Напуганный мальчик скрылся в джунглях, где попал под покровительство стаи карликовых зелёных мартышек – верветок. В 1991 году, когда Джону исполнилось 6 лет, его заметила на ветке дерева некая Милли, жительница близлежащего посёлка, собиравшая в лесу дрова.

Добросердечная женщина забрала найдёныша в свой дом, где, несмотря на отчаянное сопротивление, отмыла и привела в порядок. Оказалось, что у Джона развился гипертрихоз, то ли от долгого пребывания в дикой природе, то ли на нервной почве. Когда мальчика накормили горячей пищей, он чуть не погиб, поскольку организм, привыкший к сыроядению, отказался принимать варёные продукты. Кроме того, у малыша обнаружили гигантских ленточных червей до 1,5 м в длину.

Позднее Джона передали на реабилитацию в семью основателей детской правозащитной ассоциации – Пола и Молли Вассва. Поскольку первые годы жизни мальчик-обезьяна провёл среди людей, он сумел частично социализироваться. По прошествии 10 лет, Джон не только вписался в общественную жизнь, но и стал солистом хора «Жемчужины Африки», с которым гастролирует по западным странам.

Героиню следующей истории в 1954 году похитила из родной деревни банда колумбийских работорговцев и по непонятным причинам бросила в джунглях. Трудно пришлось бы 4-летней девочке, если бы её не приняли в стаю обезьяны-капуцины. За несколько лет пострадавшая забыла человеческий язык и переняла многие повадки своих спасителей.

Затем её изловили местные браконьеры и продали в бордель города Кукута на северо-востоке Колумбии. Слишком юная, чтобы обслуживать клиентов, Марина выполняла обязанности прислуги, пока однажды не сбежала и не начала вести уличную жизнь.

Собрав собственную банду малолетних нищих, девочка промышляла воровством и мошенничеством, а через время попала в семью мафиози, где превратилась в сексуальную рабыню. К счастью, 14-летнюю Марину спасла соседка Маруджа и отправила жить к своей дочери в Боготу. Позднее девушка вместе со своими покровителями выехала из страны, обосновавшись в английском городе Брэдфорд.

Марина не знает, как её зовут на самом деле. Она вышла замуж, родила двоих детей и написала автобиографическую книгу «Девушка без имени», где рассказала о своих приключениях.

Одна из самых известных детей-маугли нашего времени. Жительница украинского села под Херсоном, родившаяся в 1983 году, попала в мировые средства масс-медиа из-за своего странного «собачьего» поведения. Когда девочку в возрасте 8 лет обнаружили журналисты, она с лаем бросалась на них, а затем бегала на четвереньках, лакала воду из миски и совершала другие аналогичные поступки.

Ванзина Е., Никишина Ю., Шкунова А..

Цель данной работы – определить, что составляет человеческую природу? Выяснить, наделён ли человек признаками человека от рождения, или приобретает их в результате общения с себе подобными?

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №78»

Заводского района города Саратова

Исследовательская работа

ДЕТИ «МАУГЛИ»

Никишина Юлия,

Шкунова Анна,

Ванзина Елена

ученицы 8 «Б» класса

Руководитель:

Емельянова Валентина Николаевна,

учитель биологии - химии

МОУ «ООШ № 78»,

высшей квалификационной категории

Саратов

2013 год

1. Введение_________________________________________3

2. Кто они – «дети Маугли»?__________________________4

3. «Дети Маугли» среди нас____________________________5

4. Признаки «синдрома Маугли»_______________________7

5. Возможен ли процесс восстановления человека?_________8

6. Заключение_______________________________________11

7. Список используемой литературы_____________________12

8. Приложения____________________________________13

Введение:

С экрана телевизора на меня смотрел страх. Скачущая на четвереньках пятнадцатилетняя девочка с неистовым лаем бросалась на телекамеру. Затем останавливалась, тяжело дышала, по-собачьи высунув язык, и продолжала носиться по зелёной поляне. Этой девочке поставили редчайший в мире диагноз – «синдром Маугли».

Все мы зачитывались в детстве «Маугли», а сотни мальчишек играли «в Тарзана». В сказке Киплинга о человеческом детёныше Маугли ребёнок, воспитанный животными, научился у них доброте, порядочности и, можно сказать, человечности. (слайд № 2)

У меня возник вопрос: Может ли такое случится в жизни? Может ли эта девочка, которая росла в собачьей будке, брошенная на произвол судьбы собственными родителями, приобрести такие же качества, стать полноценным человеком?

За всю обозримую историю человеческого рода зарегистрировано в документальной или устной форме чуть больше сотни случаев, когда дети росли вдали от людей, в одиночестве или в обществе животных, повадки которых перенимали. К сожалению, в настоящее время в средствах массовой информации все чаще стали встречаться сообщения о таких детях.

Цель данного проекта – определить, что составляет человеческую природу ? (слайд № 3)

Задачи:

  1. Выяснить, наделён ли человек признаками человека от рождения, или приобретает их в результате общения с себе подобными?
  2. Какова роль врождённого и приобретённого в развитии человека?
  3. Кто они «дети Маугли» ?
  4. Возможно ли восстановление человека?

Кто они – «дети Маугли»?

Карл Линней, создавший классификацию растений и животных, в 1758 году вводит в научный обиход термин Ноmo ferens, что означало «создание, полностью покрытое густыми волосами и не владевшее даром речи».

В качестве примера Линней описал несколько Ноmo ferens, среди них литовского «мальчика-медвежонка», ирландского «мальчика-овцу», двух пиренейских волосатых мальчиков и девочку-дикарку из Шампани.

Исследователями собран огромный материал о нескольких десятках «диких детей», выросших среди животных: (слайд № 4)

Первый «мальчик-волк» был обнаружен в 1344 г. в Гессене (Германия).

До 4-х лет он жил в норе, питался сырой пищей и находился под защитой волков.

В 1731 г. во Франции найдена 10-летняя девочка, у которой удлинились большие пальцы рук, позволявшие ей легко перелетать с дерева на дерево.

Дети «Мауги» - это люди, лишенные человеческого общества, дети, без вести пропавшие многие годы назад. Бывали случаи, когда ребенок рождался с какими-то отклонениями, и мать испугавшись, что ее обвинят в связях с нечистой силой, тайно уносила ребёнка в лес, в пещеры, в горы и там оставляла на верную гибель. Бывало и по другому: оставшись без присмотра родителей малыш заблудился и звери приняли его в свою семью. Иногда бывало, что самки зверей сами захватывали младенцев - это те самки, которые потеряли своих детенышей. Одичавшими становятся не только те дети, которые потерялись, но и те, которых специально держали в изолированной комнате, никогда не выпуская наружу.

(слайд № 5)

К сожалению, все чаще детей - Маугли стали находить не в лесу и не в джунглях, а рядом с нами, в городах и деревнях, в наше с вами время. Они живут совсем рядом, иногда - в соседних квартирах или домах, но чаще всего их находят по чистой случайности, и зачастую только тогда, когда необратимые изменения в их физическом развитии и психике уже произошли.

«Дети Маугли» среди нас.

Оказывается людей, выросших среди зверей, находят едва ли не каждый год. И судьба их складывается вовсе не как в сказке… (слайд № 6)

(слайд № 7)

Мальчик-кот. Осенью 2003 года в одном из домов деревни Горицы Ивановской области нашли 3-летнего Антона Адамова. Малыш вел себя словно настоящий кот: мяукал, царапался, шипел, передвигался на четвереньках, терся спиной о ноги людей. Всю недолгую жизнь мальчика с ним общалась только кошка, вместе с которой ребенка запирала 28-летняя родительница - чтобы не отвлекал от выпивки.

(слайд № 8)

Подольский мальчик-собака . В подмосковном городе Подольск в 2008 году был обнаружен семилетний ребенок, который жил в квартире со своей матерью, и, тем не менее, страдал "синдромом маугли". Фактически, воспитывала его собака: Витя Козловцев в совершенстве владел всеми собачьими повадками. Он прекрасно бегал на четвереньках, лаял, лакал из миски и уютно сворачивался калачиком на коврике. После того, как мальчика нашли, его мать лишили родительских прав. Самого Витю передали в "Дом милосердия" Лилит и Александра Гореловых.

(слайд № 9)

Мальчик из Реутова , ставший вожаком у собак. В 1996 году 4-летний Ваня сбежал из дома от пьющей матери, и ее хахаля - алкоголика. Пополнив собою двухмиллионную армию бездомных детей Российской Федерации. Пытался на московских окраинах клянчить пищу у прохожих, залез в мусорный контейнер и познакомился со стаей бродячих собак, с которыми поделился найденным съедобным мусором. Стали бродить вместе. Собаки защищали Ваню и обогревали зимними ночами, выбрали его вожаком стаи. Так прошло два года, пока Мишукова не задержала милиция, подманив его к заднему входу на кухню ресторана. Мальца отдали в детский дом.

(слайд № 10)

Скачущая на четвереньках пятнадцатилетняя девочка с Украины – Оксана Малая росла в собачьей будке, брошенная на произвол судьбы собственными родителями, и чудом выжила, питаясь молоком дворняг. В детском доме, куда её наконец-то забрали, девочке-собаке не нравится. Она изо всех сил стремится вернуться к прежней жизни – смешивает в одной тарелке все блюда и лакает оттуда по-собачьи, и при первой же возможности начинает передвигаться на четвереньках.

Самыми известными являются индийские девочки Камала и Амала, найденные в джунглях в 1920 году. Пока попечитель сиротского приюта в Миднапоре доктор Сингх не поймал сестер, встречавшие девочек в лесу местные жители считали их оборотнями. Сестры жили в стае волков и передвигались либо на коленях и локтях (при медленной ходьбе), либо на ладонях и ступнях (при быстром беге). Они не любили дневной свет. Девочки питались сырым мясом и самостоятельно пойманными цыплятами. Чтобы забрать девочек из волчьего логова, людям пришлось застрелить их «мать»-волчицу. На тот момент той малышке, которую позднее назвали Амалой, было около полутора лет, а той, которой дали имя Камала, – примерно восемь лет. Амала менее чем через год после начала жизни среди людей умерла от нефрита (воспаления почек). Камала прожила в условиях цивилизации около девяти лет. Она очень слабо адаптировалась к человеческой жизни: выучила всего лишь несколько слов и не смогла избавиться от привычки становиться на четвереньки.

В Китае в 1996 году был пойман двухлетний мальчик, живший вместе с пандами. Он ползал по земле на четвереньках и питался бамбуком. Тело ребенка из-за генетической аномалии было полностью покрыто волосами. Возможно, именно из-за этого суеверные родители когда-то отнесли младенца в лес и бросили его там.

В 2001 году в Чили поймали мальчика, который в 7 лет убежал из приюта со стаей собак. Ребенок два года бродил вместе с псами по улице, убегая от пытавшихся схватить его полицейских.

Известно множество других примеров:

Волгоградский мальчик-птица.

Уфимская девочка-собака.

Вяземская девочка-Маугли.

Девочка-собака из Читы и многие другие.

(слайд №11)

Дети, воспитанные животными, страдают заболеванием –"синдром Маугли".

(слайд № 12)

Признаки «синдрома Маугли».

По мнению кандидата психологических наук, преподавателя кафедры "Специальной и клинической психологии" Галины Алексеевны Паниной "синдромом Маугли" называют совокупность синдромов, которые демонстрирует ребенок, выросший вне социальной среды.

Среди общих признаков "синдрома Маугли" выделяют нарушения речи или неумение говорить, неспособность к прямохождению, десоциализацию, отсутствие навыков пользования столовыми приборами, боязнь людей. При этом у них часто отменное здоровье и гораздо более устойчивый иммунитет, чем у людей, живущих в обществе. Часто психологи отмечали и то, что человек, который провел среди животных достаточно долгое время, начинает себя идентифицировать с "собратьями".

Страшный диагноз «Синдром Маугли» – необратимость дефектов психического развития – один из редчайших в медицине, но медикам придётся ставить его, пока общество не научится заботится о несчастных детях, лишённых внимания родных, пока не перестанет перекладывать на звериные лапы то, что является его прерогативой, пока не поймёт, что теряет человека самым ужасающим образом – потерей его души.

Возможен ли процесс восстановления человека?

(слайд № 13)

Социальная изоляция в первые месяцы и годы жизни человека может привести к тяжелой эмоциональной неустойчивости и умственной отсталости, в том числе к так называемому "синдрому Маугли". Отсутствие общения у ребенка ведет к аномалии формирования клеток, изолирующих нейроны, и замедлению связи между различными областями мозга.

Американские ученые-нейрофизиологи из Гарвардской медицинской школы в Бостоне провели исследование. Одну группу новорожденных детенышей мышей изолировали от сородичей, а вторых оставили развиваться в нормальной среде. Через две недели исследователи сравнили мозг грызунов из этих групп. Как выяснилось, у изолированных мышей произошло нарушение работы клеток, вырабатывающих вещество миелин, которое отвечает за оболочку нервных волокон. Миелин защищает нейроны от механических и электрических повреждений. Нарушение выработки этого вещества является причиной таких заболеваний, как рассеянный склероз.

По результатам исследования, в мозге мышей, находившихся в изоляции, вырабатывалось значительно меньше миелина, чем в мозге их социализированных собратьев. Ученые не исключают, что аналогичная взаимосвязь существует и у людей. Вполне возможно, что такие же процессы происходят и при развитии так называемых детей-маугли.

(слайд № 14)

На вопрос, возможен ли процесс восстановления человека после долговременного пребывания вне человеческой среды в социум, специалисты не дают однозначного ответа: все слишком индивидуально. В том случае, если у человека вовремя не сформированы какие-либо из функций, позже восполнить их практически невозможно. Как отмечают специалисты, после 12-13 летнего порога неразвитого человека возможно только "надрессировать" или, в некоторых случаях, минимально адаптировать в социальную среду, но можно ли его социализировать как личность - большой вопрос. Если ребенок попадает в звериное сообщество до того, как у него сформируется навык прямохождения, то передвижение на четвереньках станет единственно возможным способом на всю жизнь - переучить будет уже невозможно.

(слайд № 15)

Юрий Левченко, кандидат психологических наук, говорит, что в период до пяти лет у ребенка закладываются элементы общения и психосоматические функции (Приложнение № 1). У детей, находящихся в изоляции нет психосоматической устойчивости, да и элементы общения при полном его отсутствии не выработаются. Прежде всего, ребенок должен общаться с себе подобными. Ребенка, который до этого возраста не имел никаких контактов с людьми, вылечить сложно.

Две сестры, отобранные у стаи волков, обе умерли; младшая – практически сразу, а старшая – спустя несколько лет, так и не научившись говорить

Подольский мальчик – собака, Витя Козловцев, за год научился ходить, говорить, пользоваться ложкой и вилкой, играть и смеяться.

Оксану Малую долгие годы очеловечивали. Научили строчить на машинке, вышивать, считать до двадцати. Но без присмотра ее оставлять было нельзя. Повзрослевшую девушку перевели в интернат для взрослых, где ей разрешается общаться с лучшими друзьями - дворовыми собаками. И помогать ухаживать за коровами. Уже повзрослевшая, девочка-собака постепенно деградирует. Несмотря на все старания воспитателей и учителей, она не умеет читать и писать, хотя умела ещё год назад. С трудом стоит на двух ногах, на вопрос: «Что ты любишь делать больше всего?» отвечает: «Качаться по траве и гавкать», а на вопрос: «Кто ты? Ты человек?», девочка, скаля зубы, даёт душераздирающий ответ: «Нет, я животное, я собака».

(слайд № 16)

Известны случаи когда «детям Маугли» удавалось выжить среди людей. Десятилетний мальчик жил с обезьянами в течение трех лет, но смог