Каким должен быть внешний вид вожатого. Кто такой вожатый

Создавая резюме вожатого в лагерь нудно обратить внимание на несколько важных аспектов: опыт работы, навыки общения с детьми, знания и образование. От правильного и полного освещения этих пунктов в документе зависит заинтересованность работодателя в соискателе. Работа в лагере требует полной самоотдачи, эмоциональной вовлеченности в рабочий процесс. Обязательно надо указать опыт работы с детьми. Это не обязательно аналогичная должность. Под этот пункт подходит любая преподавательская или организационная работа в школе, в пришкольных лагерях, дошкольных учебных заведениях, опыт проведения праздников, организации анимации для детей в отелях и других местах отдыха.

От будущего вожатого требуется , организовывать их досуг, улаживать конфликты и формировать позитивное настроение в детском коллективе. Рядом с указанием позиций опыта работы необходимо перечислить функциональные обязанности и проблемы, которые приходилось там решать.

Какие навыки обязательны для работы вожатого

После указания предыдущих мест работы важно акцентировать внимание на навыках соискателя. Это могут быть любые , которые помогали на прошлой работе и могут пригодиться в детском лагере. Например:

  • проведение праздников, написание сценарием к тематическим дням;
  • общение с родителями детей;
  • проведение воспитательных бесед с детьми, тренингов;
  • организация спортивных и игровых мероприятий, конкурсов;
  • подготовка детей к выступлениям на фестивалях, соревнованиях;
  • создание творческих проектов с детьми;
  • устранение конфликтов внутри детского коллектива.

Существующие навыки и умения можно указывать возле предыдущих мест работы, акцентировав внимание на том, что каждая занимаемая ранее позиция повлияла на формирование педагогической компетенции соискателя. В этой работе ценится склонность к организационной работе, умение вдохновить и нацелить на общую работу большой детский коллектив, сформировать в них чувство общности и командный дух. Эти умения и составляют обязанности вожатого в лагере. Для резюме следует выбрать 3-4 пункта.

Полезными для получения работы вожатого будут также творческие умения: написание стихов, песен, игра на музыкальных инструментах, умение рисовать, лепить, шить, вышивать и другие виды творческой деятельности.

« (четверостишье из песни, так глубоко тронувшее меня на моей первой в жизни вожатской смене в детском лагере Хагларе:)

И каждый час, и каждую минутуО чьих-то судьбах вечная заботаКусочек сердца отдавать кому-то –Такая, брат, у нас с тобой работа.

Кто они такие, - эти задорные, жизнерадостные, заботливые, порою строгие, ребята, с такими же блестящими глазами, как и у детей вокруг них, - спросите вы? А ответ вы прочтёте в лицах мальчишек и девчонок, искрящихся улыбками неподдельного счастья: это наши любимые вожатые детского лагеря!

Вожатый детского лагеря - профессия, которой вряд ли учат в ВУЗах нашей страны, которая даже не является профессией педагогической, скорее, это некое призвание, состояние. Успешная работа вожатого, безусловно, зависит от индивидуальных черт, обусловленных возрастом, опытом работы, его личностными особенностями, системой ценностей и уровнем овладения педагогическими технологиями. От личности вожатого зависит и выбор методов и приемов педагогического воздействия на детей в детском лагере. Вожатый детского лагеря по отношению к ребенку занимает особую позицию - дистанция между ними значительно короче, чем у педагогов. Вожатый - это не надзиратель, вожатый в детском лагере должен быть другом или подругой, сестрой или братом для тех, кому нужно прийти со своими детскими проблемами, с кем можно интересно провести время, научиться чему-то новому. Вожатый - это артист и спортсмен, литератор и историк, психолог и немного ребенок, фантазер и добрый волшебник. Вожатый - это человек, который всегда рядом с детьми, но в то же время чуть впереди.

Так кто такой вожатый? Человек, который берет на себя ответственность быть вожатым в детском лагере, должен знать и уметь многое. И даже если он этого многого не умеет и не знает, он обязан этому учиться. И учится быстро. Вожатый - это мама-папа для всех своих детей в отряде. А у детей всегда какие-то проблемы: то они что-то теряют, то с кем-то дерутся, ссорятся, то хотят домой, или вдруг влюбляются, стесняются, и не знают, как себя вести... А раз ты вожатый, ты должен успокоить ребенка, разобраться в его проблемах. И неважно, в какое время суток это происходит. Вожатый - это нянька. Перед сном нужно обязательно проследить, чтобы твой ребёнок обязательно умылся и почистил зубы, затем уложить его в постель после отбоя и следить, чтобы твои дети не скакали по кроватям, будучи не в состоянии угомониться после насыщенного яркими впечатлениями дня. Поднимать с уговорами утром на зарядку, чего они сильно не любят. Или же, как можно дольше припозднившись, уводить разгорячённых танцоров с лагерных дискотек, когда у самого вожатого остаётся еще танцевальной прыти на целую ночь… Зато дети очень любят измазывать соседей зубной пастой. И пострадавшие утром, естественно, идут жаловаться вожатому - недосмотрел… Вожатый - это режиссер-постановщик. Участие в мероприятиях твоего отряда и достойное выступление - 80% работа вожатого детского лагеря. Часто дети хитрят, и вовсе не всегда удается уговорить кого-то из них выступать на сцене детского лагеря. Хорошо, если есть талантливые и активные. Но и в этом случае ребенку нужно придумать и поставить танец, смоделировать костюм и сообразить, какая у него будет прическа. Тут в дело включается вся фантазия (даже если ты о ней и не подозревал).

Про слово «выспаться» на время смены вожатому в детском лагере можно попросту забыть. А прикорнуть в течение дня, даже если есть кем подмениться, невозможно - через пять минут поднимут для какой-нибудь надобности. Но и к этому, оказывается, можно привыкнуть, если ты – настоящий вожатый!

Работа с детьми буквально заряжает энергией, дает возможность видеть мир чистыми глазами подростков, и задача вожатого – научить детей пониманию жизни и умению занять в ней достойное место.

Случайных людей в вожатском корпусе детского лагеря нет. Работать с подрастающим поколением в детском лагере могут только те, кто по-настоящему любит детей, кто сам увлечен своей работой и умеет вести за собой. Чтобы заступить на смену в детском лагере, они готовы досрочно сдавать экзамены, махнуть рукой на каникулы и отдых. И всё ради того, как может показаться, чтобы выслушивать круглосуточный гам непослушных детей… Но, как показывает опыт, расстаться с этой работой они смогут очень нескоро.

К концу смены в детском лагере даже самые звонкие вожатские голоса становятся низкими, с характерной хрипотцой. Связки не выдерживают ежесуточной (!) нагрузки – занятия, игры, постоянные сборы, спортивные состязания, различные конкурсы и эстафеты… Отдохнуть душой и телом вожатый в детском лагере может только после…вечёрки! Отнюдь не отбоя, как вы бы могли подумать. Когда ребятня угомонится, воспитательский состав детского лагеря собирается на обсуждение прошедшего дня, подведение его итогов и обязательной распланировки наступающего дня. И на это необходимое мероприятие приходят все вожатые, без исключения. Валящиеся с ног, но с непотухающей искрой в уставших глазах и бодрясь остатками сил, мы можем хоть до утра, если понадобится, готовить для детей новый день – новую сказку…

Вожатый детского лагеря - это скорее не профессия, а состояние души! Профессия - это то, чему можно научиться. А быть лидером, старшим братом, сестрой у молодых горячих сердец не каждый сможет...Вожатыми детского лагеря становятся не по нужде, а скорее по убеждению, из-за любви к детям. Вожатыми становятся те, кто не хочет уходить из детства.

Вот кто такой, вечно не высыпавшийся, голодный, уставший, но добрый вожатый. И если честно, дорого стоят слезы и слова уезжающих домой детей о том, как они нас полюбили, о том, что будут писать и звонить, и просьба приехать в их любимый детский лагерь работать еще.

Каждый юноша и каждая девушка, гордо носящая звание вожатого детского лагеря, несёт по жизни «факел души», имея чистое сердце и непоколебимую веру в важность своего дела, в значимость быть воспитателем, наставником, учителем, а главное, другом любого ребёнка, пришедшего к нему на смену в детский лагерь. И только побыв вожатым, можно понять, насколько это прекрасно, привозя из смен неподкупное золото ребячьих улыбок, серебро собственных слез при расставании и бронзу веснушчатых профилей, навсегда запечатленных в памяти.

Мне кажется, что во все времена вожатый детского лагеря будет профессией-птицей, ему всегда будет чуточку за восемнадцать, он будет для ребят лучшим другом, знающим 463 легенды и 237 песен наизусть, летающим во сне и понимающим, о чем спорят в весенней луже голуби.

Атор: Люба Образцова стажер программы Хаглар

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БЛОКУ

«Разработана» ____________

командир СПО «БЭМС»

А.А. Краснобородко

«СОГЛАСОВАНО»

Социальный педагог,руководитель СПО «БЭМС»

________________

Л.С. Секретова

Ессентуки, 2012.

Пояснительная записка.

Форма контроля – зачёт.

Цель:

Задачи:

Знать:

Уметь:

Владеть:

Тематический план.



1. Кто такой вожатый?

11. Кто такой вожатый?

15. Заповеди вожатого.

Литература.


Лекция 1.

Вожатый – это звучит гордо.

И ЕЙ ВОЖАТЫЙ ВЕРЕН ДО КОНЦА!

Что значит слово «вожатый»?

Доброжелательный.

Внимательный и тактичный.

Требовательный.

Справедливый.

Искренний и честный.

Бодрый и жизнерадостный.

Терпеливый и сдержанный.

Талантливый.

Ответственный.

Обращение к вожатому.

Ты и есть тот единственный, незаменимый Вожатый, и отряд без тебя не может существовать. Десятки детей ждут встречи с тобой. Пришло лето, они встретились с тобой, и мир засиял светом добра и радости. Это не сложно – любить детей. Так откройся, взгляни в глаза тех, кто стоит перед тобой. Ты нашел то, что искал, и слова далее теряют смысл!…

ПОМНИ, ВОЖАТЫЙ, ТЫ ЗА ВСЕ И ВСЕХ В ОТВЕТЕ!!!

Лекция 2.

От истоков до наших дней.

Введение.

Студенческие годы - время взросления и самоопределения, приобретения профессиональных знаний, выбора жизненного пути. Однако для воспитания молодого человека, способного к саморазвитию, самообразованию, обладающего чёткой гражданской позицией, возможностей одного учебного процесса явно недостаточно. Необходимо активное практическое участие студенческой молодёжи в различных формах социально значимой и социально полезной деятельности.

Одна из таких форм - студенческие педагогические отряды. Их прообразом были вожатские коллективы лагерей-спутников для детей сельских тружеников при отрядах различного и, в первую очередь, строительного профиля. Лагеря-спутники создавались двух типов: профильные (культурно-массовые, военно-патриотические, спортивные, учебные, трудовые) и комплексные. Студенты, желающие работать вожатыми в этих лагерях, проходили предварительную профессиональную подготовку. Уже в семидесятые годы лагерей-спутников насчитывалось несколько десятков тысяч.

Принято считать, что история движения педагогических отрядов начинается с 1971 года, когда появились первый Экспериментальный студенческий педагогический отряд Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, который приступил к работе в клубе по месту жительства в московском микрорайоне Лужники, и педагогический отряд Челябинского государственного педагогического университета «Луч». Инициативу поддержали студенты Волгограда, Казани, Баку, Горького и других городов. И в середине восьмидесятых годов в движении педагогических отрядов участвовало уже более 60 000 студентов.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БЛОКУ

«История и развитие студенческих педагогических отрядов»

«Разработана» ____________

командир СПО «БЭМС»

А.А. Краснобородко

«СОГЛАСОВАНО»

Социальный педагог,руководитель СПО «БЭМС»

________________

Л.С. Секретова

Ессентуки, 2012.

Пояснительная записка.

В программе предусмотрено 2 часа (2 лекционных). Основные формы учебно-коллективной деятельности: лекции-дискуссии, лекции-беседы.

Форма контроля – зачёт.

Учебная программа включает в себя теоретические и практические занятия. Учебный курс направлен на подготовку вожатых для прохождения педагогической практики в условиях детского временного коллектива.

В учебном курсе используются традиционные формы обучения: лекция, практическое занятие, а так же формы активного обучения, позволяющие «погружать» обучающихся в среду ДОЛ. В ходе изучения данного блока развивается мотивация к профессиональной деятельности.

Цель: сформировать знания о личности вожатого и развитии педагогических отрядов.

Задачи:

· развитие представления о личности вожатого;

· формирование первоначальных представлений о содержании педагогической деятельности в ДОЛ;

· ознакомление с основными периодами развития педагогических отрядов;

· формирование желания и умения заниматься педагогической деятельностью.

В ходе изучения данного блока обучающиеся должны:

Знать:

· основные функции вожатых, их место в целостном педагогическом процессе;

· основные периоды развития педагогических отрядов;

· качества, которыми должен обладать вожатый.

Уметь:

· овладеть методикой наблюдения за организацией педагогической деятельности;

· организовывать и проводить игры в организационный период.

Владеть:

· теоретическими и практическими знаниями об играх в лагере с детьми;

· историей развития педагогических отрядов.

Тематический план.

Тема 1. Вожатый – это звучит гордо. Что значит слово «вожатый»? Какими качествами должен обладать вожатый? Обращение к вожатому. Составляющие работы вожатого. Заповеди вожатого.

Тема 2. От истоков до наших дней. Введение. Краткий очерк истории общественно-педагогического движения. Субдвижение организаторов детских клубов и площадок 1900-х годов. Субдвижение организаторов русского скаутизма 10-х годов. Движение организаторов первых пионерских сообществ. Тимуровское движение 40-х годов. "Коммунарское движение" 60-х годов. Движение педагогических отрядов 70-х – 80-х годов. Движение педагогических отрядов 90-х годов. Современное общественно-педагогическое движение. Движение СПО на Ставрополье.

Примерный перечень практических занятий.

1. Кто такой вожатый?

Примерный перечень вопросов для итогового контроля.

1. Субдвижение организаторов детских клубов и площадок 1900-х годов.

2. Субдвижение организаторов русского скаутизма 10-х годов.

3. Движение организаторов первых пионерских сообществ.

4. Тимуровское движение 40-х годов.

5. "Коммунарское движение" 60-х годов.

6. Движение педагогических отрядов 70-х – 80-х годов.

7. Движение педагогических отрядов 90-х годов.

8. Современное общественно-педагогическое движение.

9. Движение СПО на Ставрополье.

10. Что значит слово «вожатый»?

11. Кто такой вожатый?

12. Какими качествами должен обладать вожатый?

13. Как стать успешным вожатым?

14. Составляющие работы вожатого

15. Заповеди вожатого.

Литература.

1. Секретова Л.С. Методическое пособие для студенческих педагогических отрядов «Традиции – основа нового». Ессентуки, 2005 г. 100 с.

2. Шпоркина Е.М. Сборник методических материалов по организации детского отдыха «Энциклопедия вожатого». Ульяновск, 2006 г. 88 с.

3. Руденко В.И. Настольная книга воспитателя и вожатого «Лучшие сценарии для летнего лагеря». Ростов-на-дону, 2005 г. 187 с.

4. Котова Е.К. Учебно-методическое пособие для студентов педагогических ВУЗов «Мастерство вожатого». Москва, 2006 г. 229 с.

5. Шорина С.В. Методическое пособие «Копилка вожатских премудростей». Москва, 2003 г. 123 с

6. Братчук О.И. Методическое пособие «Веселые каникулы». Харьков, 2005г. 156 с.

7. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы.- 2-ое изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981.


Лекция 1.

Вожатый – это звучит гордо.

Вожатые! Вожатые! Какое имя гордое.

Романтики, мечтатели, открытые сердца.

Профессия чудесная, такая интересная

И ЕЙ ВОЖАТЫЙ ВЕРЕН ДО КОНЦА!

Что значит слово «вожатый»?

В советское время существования детской (пионерской) организации официально была профессия «вожатый», к ней специально готовили в педагогических училищах и институтах, признавая статус вожатого как профессионального педагога. И действительно, настоящий вожатый был педагогом-универсалом. Он точно знал, что дел в воспитании ребенка должно быть гораздо больше, чем слов. А дела должны быть полезными, добрыми и интересными. И что самое главное – вожатый знал, как нужно научить ребенка делать эти интересные, полезные, добрые дела.

В настоящее время данной профессии не учат ни в одном ВУЗе, в массовом сознании она и не педагогическая, но какими могут быть педагогами 18-20 летние мальчишки и девчонки, которые с точки зрения некоторых исследователей периодов жизни сами являются детьми. И все-таки ежегодно тысячи мальчишек и девчонок 7-15 лет, возвращаясь из 21 дневной лагерной смены, получают эмоций, а зачастую и полезных знаний больше, чем за учебный год под руководством взрослых, дипломированных педагогов школы.

Само слово «вожатый» происходит от слова «вожак». Вожаком в старину называли проводника по незнакомым маршрутам. Так и вожатый ведет свой отряд по неизведанным тропинкам большой страны Детства. В общении с детьми начинающие вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывать, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он вожатый?

Доброжелательный. Каждый ребенок в отряде должен быть уверен в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя "воевать" с детьми, уходить от конфликта вожатый должен всеми способами. И, конечно же, ребенок должен чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.

Внимательный и тактичный. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.

Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У "добреньких" вожатых дешевый авторитет.

Справедливый. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.

Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого.

Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатый должен быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей.

Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться несущественными, необходимость все повторять несколько раз - все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.

Талантливый. Это необъятность замыслов, интуиция, доброта и тактическая дальнозоркость. Вожатый без воображения – ремесленник. И здесь мне хочется привести высказывание В.А. Сухомлинского: «Наша задача - каждым делом удивить ребёнка». Эта фраза, как нельзя лучше подходит к вожатому.

Универсальный и многогранный. Вожатый должен быть всемогущим – и мамой, и другом, и защитником, и хорошим организатором, и психологом, лидером детского коллектива, должен быть человеком талантливым, творческим, обязательно весёлым, общительным, и, конечно, добрым, честным, справедливым, внушать детям уверенность, быть целеустремлённым. Только вожатый способен без сна, без отдыха, а главное – бескорыстно, творить, отдавая всего себя детям.

Ответственный. Вожатый несёт ответственность за жизнь и здоровье детей. При устройстве на работу каждый сотрудник подписывает соответствующий приказ. Имейте в виду: если с ребёнком произошёл несчастный случай на ваших глазах - это несчастный случай, если вас рядом не было - это ваша халатность и это уголовно наказуемо.
Вот он какой, современный вожатый. И дети уважают и любят его, гордятся им и чувствуют себя рядом с ним свободно и уверенно. Симпатичная картинка!

Какими качествами должен обладать вожатый?

Детям необходима личность вожатого, уважающая себя и других. Профессия вожатого очень сложна, требует сосредоточения всех сил, проявления лучших личностных качеств, высокой ответственности и гигантской работоспособности. Вожатый – это мастер на все руки: он и рисует, и поет, и придумывает. Он и заботливая мама, и лучший друг, и мудрый учитель; это человек, у которого всегда отличное настроение. Конечно, ценнейшее качество вожатых – молодость. Только молодые с присущим им огромным энтузиазмом, с необычайной активностью с полной самоотдачей могут подходить под все эти требования. Только молодость способна без устали, и главное, бескорыстно, творить, отдавая всего себя детям. Вот почему чаще всего вожатыми работают молодые, полные сил и энергии. Благодаря всему этому вожатый часто становится для детей «значимым» взрослым. Как нужны нашим детям сегодня - такие взрослые.

Современные дети ставят на первое место общительность, доброту, душевность, искренность и многоумение. Сейчас у нового поколения отсутствуют значимые авторитеты и задача вожатого – стать этим авторитетом.

ЗнА ние

СпраВ едливость

ИнТ уиция

ТрудО любие

ОР ганизация

ПринцИ пиальность

ЧуТ кость

ЦелЕ устремленность

ТакТ ичность

Из этих качеств личности вожатого и будет складываться его АВТОРИТЕТ.

Стать идеальным вожатым – отличная цель, но для этого он должен быть хорошо вооружен знаниями психологии и педагогики, должен уметь разбираться в особенностях возраста, понимать интересы и увлечения современных подростков. Поэтому, не зависимо от опыта работы, вожатый должен постоянно работать над собой, над своим духовным и культурным ростом, упорно овладевать огромным комплексом знаний, умений, навыков, приемов и методов руководством детьми.

Обращение к вожатому.

Успех Вожатого в умении стать своим для ребят. Это не строгий педагог, придирчиво следящий за каждым шагом, это тот взрослый, который понимает, доверяет, уважает, придумывает вечно что-то интересное и участвует во всем вместе с детьми и на равных с ними. Заслужить авторитет и любовь ребят непросто. И главное – это не самоцель. Это должно стать результатом той работы, организующей детей, воспитательной, которую они примут за дружбу и станут доверять вам. И это действительно будет дружба, потому что вы искренне хотите им добра, хотите сделать их счастливыми, а не подчинить, не демонстрировать свою власть, теша амбиции.

Используй время летних каникул по максимуму, наполни его смыслом, динамикой, увлеченностью! Сделай так, чтобы и тебе и отряду было интересно!

Индивидуальный подход и внимание требуются каждому ребенку. Будь честен и крайне осторожен, ведь воспитание – дело ювелирное. От тебя ждут не скучных назиданий, с тобой хотят дружить, доверять тебе самое сокровенное, учиться у тебя тому, что в тебе нравится им. Сможешь ли оправдать ожидания десятков мальчишек и девчонок, не сломаешь ли, играючи, хрупкий цветок их надежды? Если в каждом ребенке ты сможешь увидеть личность, заслуживающую твоего внимания, уважения, нуждающуюся в тебе и не проигнорируешь это, авторитет тебе обеспечен.

«Не навреди!» Этот медицинский лозунг при общении с детьми должен соблюдаться в первую очередь.

Бывают минуты, дни, когда опустишь руки, и нет ни слов, ни сил. Какие бы методики, средства и способы воздействия ты не применял, добиться 100% результата практически нереально. Не думай, что ты круче Макаренко, что тебе под силу сделать из них образцовых воспитанников. Достичь идеального состояния и дать однозначный ответ невозможно даже в физике и математике. Тем более это касается воспитания детей. У тебя не так много времени, но ты можешь вложить в их души что-то важное.

Повышенный тон и крик – крайне неэффективные средства воздействия. Пользуйся этим как можно реже: перекричать 20–40 звонких детских голосов вряд ли удастся, а если получится, то не надолго. Гораздо более действенное средство привлечения внимания – заинтересовать. Например, во время всеобщего «базара» перед отбоем вожатый вдруг начинает рассказывать интригующую историю таинственным тихим голосом…

Дисциплина. Отжимания до изнеможения, сбор шишек в ночном лесу, или мытье полов, подзатыльники… Чего стоит в таком случае вся «педагогика лета»? Насилие во благо? Не опрокинет ли оно единым махом с таким трудом завоеванное доверие в твоих отношениях с отрядом? Видеть в каждом ребенке потенциального нарушителя и превращаться по любому поводу в цепного пса нецелесообразно и глупо. Лагерная смена превратится в сплошное наказание. Помни, подобное ты можешь совершить лишь раз, а лучше и вовсе не поддаваться сомнительному соблазну.

Не заставить, а увлечь! В мире так много интересного, чего не знают ребята, но, возможно, знаешь ты. Поделись с ними этими знаниями, найди то, что не только станет интересным для ребят, но, вероятно, пригодится им в будущем. Научи их преодолевать препятствия, помогать товарищу, во время игры – верить в победу, добиваться ее честно, не опускать руки от неудачи. Ребята должны понять, что каждый день, благодаря тебе, дарит им что-то интересное, а тихий час не мешает, а только подогревает нетерпение вновь встретиться с чем-то новым, увлечься доселе неведомым.

Ребенок не может жить без игры. Создай жизнь по ее законам, и целый ворох конфликтов уйдет бесследно. Ведь тогда самому упрямому придется подчиняться не тебе лично, не режиму, а ее законам. Но не перестарайся и даже в самой игре соблюдай правило: «больше искренности и меньше пустой наигранности». Но прежде…

Начни с себя. Решил сломать существующий порядок? Что можешь предложить взамен? Подумай о последствиях и не для себя лично, а для тех, кто рядом с тобой и верит в тебя.

Ночные вожатские бдения увлекательны, однако не слишком увлекайся. Отряд ждет тебя утром энергичного и свежего, а не подобие живого трупа. В этом ли смысл твоей лагерной жизни?

Вредные привычки… Мы помним, что «дети – цветы жизни» и гораздо естественнее они выглядят, если цветут не в грязи и пороке. Так помоги им этого избежать, они достойны лучшего, чем проводить свое самое счастливое летнее время за курением, в сквернословии, в перебранках и т.д. Хотя бы на время лагерной смены приложи все усилия, чтобы им этого не хотелось, чтобы это не было единственным ощущением свободы и удовольствия.

Опытные коллеги тебя напутствуют: «С первой встречи бери быка за рога; первый бой – он трудный самый;…», и вроде все верно, но присмотрись повнимательнее, что главное в подобных фразах, на что тебя невольно подталкивают? С первых мгновений встречи бодаться с отрядом, лоб в лоб, кто кого… Разве детский лагерь – поле битвы. Помнишь, кто-то сказал: «На войне не бывает победителей». Может, есть иной выход, может не стоит биться? Не противопоставить себя отряду, а перенаправить бессмысленную энергию самоутверждения в энергию созидания, которая не «бьет ключом» по голове других, а дает силы убедить, что власть над другими, если уж очень хочется ее, дает интеллект, а не упрямство барана.

Побеги? Ребёнок бежит не потому, что у него мотор внутри. Что-то тяготит его? Кто-то обижает его? А, может быть, хочется романтики? Подари ее детям, чтобы было, что вспоминать зимними вечерами: ночной костер с песнями под гитару, откровенную беседу на вечернем огоньке, когда ему открылось что-то очень важное.

Вожатый, в твоих силах изменить полярность «магнита» и увеличить силу его притяжения! Ты играешь в футбол, волейбол, плаваешь как дельфин, танцуешь «Стартин», играешь на гитаре…– это здорово! Но этого мало для работы с детьми. Ты не умеешь ничего этого делать, и не похож на Геракла, но ты искренен и справедлив, спокоен и светел, ты веришь в детство, в мальчишек и девчонок, и даешь им возможность поверить в себя… Тебе не в чем более сомневаться!…

Ты и есть тот единственный, незаменимый Вожатый, и отряд без тебя не может существовать. Десятки детей ждут встречи с тобой. Пришло лето, они встретились с тобой, и мир засиял светом добра и радости. Это не сложно – лю

ВОЖАТЫЙ КАК РУКОВОДИТЕЛЬ И ЛИДЕР

ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

1.Определение понятия «вожатый».

2.Профессиональные и личностные качества вожатого.

3.Истоки вожатства.

Литература:

1.Ожегов С.И. Словарь русского языка, М. – 1983, С.78.

2.Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю. Вожатый – старт в профессию. Кипарис-12.Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 192 с.

3.Юзефавичус Т.А. Советы бывалого вожатого. Кипарис-9. Учебно-практическое пособие для организаторов летнего отдыха детей. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 192 с.

4.Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1/Под ред. Н.П.Кузина. М.: Педагогика, 1980. С.259-260.

1.Определение понятия «вожатый».

Студентам, которые уже работали в детских оздоровительных центрах, было предложено задание, исходя из собственных взглядов и анализа предшествующей работы в лагере, дать своё определение понятию «вожатый»:

«Вожатый – это хороший друг и товарищ для детей. Он поможет в любой ситуации и отнесется к вам со всей душой:

Это лидер;

Организатор детского отдыха;

Друг и помощник детей;

- «ящик» с советами и играми;

- «жилетка», в которую можно поплакаться;

Добрый, отзывчивый, понимающий психолог, спасатель;

Остроумный и симпатичный;

Человек, способный найти взаимопонимание с детьми.

Вожатый – это состояние души!».

Слово «вожатый» означает «ведущий за собой», т.е. лидер. Он, во-первых, обладатель притягательной для детей социально- и личностно-значимой идеи, во-вторых, ему присущ магнетизм личности, что проявляется в умении увлечь ребят перспективой интересной жизни, интересными делами; в третьих, это трибун, обладающий силой убеждения, и сам убеждённый в правильности того пути, по которому ведет за собой.

Вожатый по призванию – это особый лидер и особый вожак. Это означает, что вожатый сам всегда немного ребенок. Вожатый – это тот, кто является своим в мире детей, то есть романтик, фантазёр, выдумщик, заводила. У него «внутри вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель». Ему мир не кажется скучным, серым, он умеет и смеет мечтать, он помнит, каким сам был в детстве, он тот взрослый, который сумел совершить невозможное для многих – не расстаться с детством во взрослой жизни. Да при этом еще заглянувший в будущее, в то будущее, в котором его питомцы будут жить как в своем настоящем, а потому и знающий не только, как вести за собой, но и куда вести.

У слова «вожатый» - есть и такое толкование. Оно точно отражает назначение и место, и специфику вожатства с точки зрения личностно-ориентированной педагогики. Растущему человеку на разных возрастных этапах его развития очень нужны надёжные «проводники по дорогам жизненного самоопределения». Для школьников таким «проводником», наряду с другими участниками педагогического процесса, и должен стать вожатый. Вожатый по призванию становится уникальным «проводником» ребенка по миру детства, реально помогающим ему жить в ситуации «здесь и сейчас».

Вожатые бывают разные. Есть вожатые – профессионалы , т. Е есть такая педагогическая профессия «вожатый». Их можно условно выделить в особую группу – профессиональные педагоги-вожатые. Прекрасно, если профессионализм и призвание сочетаются в одном человеке.

Есть вожатые непрофессионалы, то есть профессионально они занимаются другими видами деятельности: производством, наукой, культурой, управлением – и, кроме того, как бы по совместительству (по велению сердца или по призванию) становятся еще и вожатыми. Они выезжают с ребятами в летние и зимние лагеря, организуют их досуг по месту жительства или во внеурочное время в школах, домах детского творчества, учреждениях дополнительного образования. Назовем их вожатыми-добровольцами .

Есть еще сезонные вожатые . Это те, кто свой отпуск всегда приурочиваю к школьным каникулам, чтобы стать вожатыми летних и зимних детских лагерей. Это вожатые – организаторы сезонного детского отдыха, тоже входящие в группу вожатых-добровольцев.

Есть вожатые – «направленцы». Это те, кого направляют для работы с детьми от организаций, учреждений. В этой категории вожатых, люди, как правило, долго не задерживаются. Если вожатское дело оказалось не по душе «направленцу» или он не стал душой вожатского дела, то сроком отбытия служебной командировки все дело и ограничивается.

Словарь русского языка определяет слово «вожатый – проводник, указывающий дорогу, а так же вожак, т.е. тот, кто водит за собой кого-то. Во втором значении – руководитель какой-нибудь организации, общественного движения, течения (комсомольский вожак, руководитель пионерского отряда или дружины (Ожегов С.И. Словарь русского языка, М. – 1983, С.78).

Профессиональные и личностные качества вожатого.

Личность вожатого, его способности, профессиональные (деловые) качества имеют при этом решающее значение. Какими же способностями должен обладать руководитель временного детского коллектива? Л.И.Уманский выделяет специфические организаторские способности , которые необходимы для работы с детьми и подразделяет их на три группы:

1.Организационное чутьё.

2.Эмоционально-волевая воздейственность.

3.Склонность к организационной деятельности.

В первую группу входят три составляющих:

1.Психологическая избирательность – способность быстро и глубоко вникать в психику другого человека, умело изменять тон и форму общения, применять средства и методы воздействия адекватно ситуации.(Правильная оценка состояния ребёнка, понимание его душевной и физической боли, радость за достигнутые результаты ребенка).

2.Практически – психологический ум – способность руководителя учитывать индивидуально-психологические особенности каждого человека с целью повышения эффективности деятельности. (Умелая расстановка ребят при подготовке коллективных дел, распределение обязанностей между членами отряда, умение подбирать интересные игры и задания).

3.Психологический такт – умение быстро находить приемлемую в данных условиях форму общения с людьми в зависимости от их психологических особенностей и эмоционального настроя. Выбирать и реализовывать на практике тип и конкретную форму общения с детьми в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности каждого члена отряда.

При этом: справедливость, чуткость, выдержанность, объективность, проявляемые в условиях любой ситуации, - это те качества, которые дети ценят больше всего.

Во вторую группу (эмоционально-волевая воздейственность) входят общественная энергичность, требовательность и критичность.

1)Общественная энергичность понимается, как способность заражать в процессе общения своей энергией других людей, используя самые разнообразные педагогические и психологические средства, приёмы воздействия и методы влияния на них.

2)Требовательность – характеризуется постоянством и реальностью проявления конкретных требований, связанных с соблюдением установленных правил с учётом складывающейся ситуации.

Если вожатый выдвигает какие-либо требования в адрес ребёнка, он должен их постоянно подкреплять последующими действиями: контролировать их соблюдение, анализировать причины нарушения и, если этого требует ситуация, применить меры воздействия к нарушителю. Но в тоже время, прежде чем выдвигать требования, он должен оценить конкретную ситуацию и реальность их выполнения в сложившихся условиях. Требования должны быть выполнимыми и разумными.

3)Критичность – способность анализировать и максимально возможно объективно оценивать деятельность и поведение как собственное, так и других людей. При этом вожатому важно оставаться доброжелательным, искренним, проявлять объективность в своих суждениях и поступках.

В третью группу специфических организаторских способностей (склонность к организаторской деятельности) входят:

Самостоятельное включение в деятельность;

Быстрое вхождение в роль организатора;

Умение нести ответственность за собственные действия и действия других людей.

В последние годы, даже среди представителей научного мира, бытует мнение о том, что в детском оздоровительном центре ребёнок должен только отдыхать. Воспитать его за столь короткий срок невозможно. Однако, педагогический опыт исследователей и организаторов детского движения говорит об обратном, что зачастую пребывание в детском оздоровительном лагере в корне меняет характер поведения ребёнка, структуру его интересов, увлечений, стремлений. Воспитывают не только специально подготовленные мероприятия, но, в первую очередь, социальная среда, нравственный климат, в которых пребывает ребёнок, система ценностей, прививаемая в детских группах. Способы и формы межличностного общения также несут в себе определенный воспитательный эффект.

Именно от вожатого зависит, какой характер взаимоотношений сложится в его отряде, какие моральные нормы, жизненные установки, ценности будут преобладать среди детей. Будут ли проводимые дела приводить к позитивным, положительным результатам или напротив, к утверждению в отряде вседозволенности, подавлению сильными слабых, способствовать проявлениям распущенности, агрессивности и т.д.

Поэтому очень важно добиваться того, чтобы с подъёма и до отбоя в детском коллективе царил дух взаимоуважения, взаимопонимания и взаимоподдержки.

Истоки вожатства.

В любом явлении жизни есть период его предыстории, некие начала – когда явление ещё не существует как массовое, но уже сложились предпосылки и есть единичные случаи, которые показывают, что совсем скоро это явление заявит о себе в полный голос. Был такой период и в истории вожатства.

В 1885 году Христианский союз молодых людей (Англия), одно из самых первых молодёжных объединений, организовал первый в мире лагерь для молодёжи. Конечно это ещё не вожатство, но произошел первый его прецедент по сути, ведь речь шла о социальной работе с детьми, отделёнными, хоть и временно, от школы и семьи.

В дальнейшем нашлись люди, раньше других осознавшие, что мир ребёнка – это не только семья и школа, что есть ещё двор, улица, где детям зачастую самостоятельно приходится решать тем или иным способом свои проблемы. К числу таких людей по праву можно отнести Стефана Теофиловича Шацкого, русского педагога начала 20 века. «…в основу нашей работы должно быть положено изучение у детей инстинктов исследования, инстинкта работы и движения, инстинкта выявления себя и инстинкта подражательности. Материалом для этого изучения может служить литература, личные воспоминания, наблюдения и исследования. И метод работы должен быть тот же, что и у детей. Мы должны упражняться, постепенно втягиваться в эту работу, скопившийся материал подвергать анализу, а в результате – познать детей. Нередко нашу работу с детьми мы строим на том, что мы сами умеем, не считаясь с потребностью детей, мы подделываемся под детей: развлекаем их, забавляем, занимаем кое-чем. Обыкновенно это оправдывается тем, что лучше ребёнку сидеть в светлом помещении, чем бегать по улицам. Но это ещё вопрос, так как учреждение часто обезличивает, в то время как улица все же удовлетворяет его потребности».

Позиция С.Т.Шацкого – позиция вожатого, то есть воспитателя особого рода. Вожатый – прежде всего – практик, у которого слово не расходится с делом. Поэтому С.Т.Шацкий вместе с А.У.Зеленко организовал общество «Сеттльмент» («Культурный посёлок»), а позднее – общество «Детский труд и отдых», в состав которого вошли детский сад, экспериментальная начальная школа, ремесленные мастерские и клуб для подростков. В 1911 г. вместе с женой С.Т.Шацкий создаёт летнюю детскую колонию «Бодрая жизнь», в основу деятельности которой были положены принципы самообслуживания и самоуправления.

Дальнейшая предыстория вожатства связана с именем сера Роберта Бадена-Пауэлла.

В самом начале века в Англии жил человек, ставший её героем во время войны в Южной Африке. Он был хорошим командиром и старался обучить своих солдат всему, что нужно знать разведчику: как не заблудиться в поле и в лесу; как построить шалаш и сварить обед на костре, как оставлять на тропе знаки, понятные друзьям и не понятные врагу; как не покидать товарища в беде, и ещё многому-многому другому. Звали его Роберт Баден-Паулл, он стал впоследствии основоположником скаутского движения и так определил движение бойскаутов (мальчиков-разведчиков): «… это игра в трапперов и пионеров, по крайней мере, по внешнему виду. Но привлекательность игры, захватывая мальчиков, побуждает их в то же время производить такую работу и такие упражнения, которые имеют для них воспитательную ценность». «Школа даёт задания, но не формирует характер, - пишет он. – Образование и воспитание – разные вещи. Надо занять молодёжь чем-то полезным в воспитательном отношении и в то же время привлекательным для неё. Надо отставить маршировку, ружейные приёмы и проповеди. Следует ввести в практику походы, разведку, лагерь, дежурство у костра, спорт и романтику приключений. Почему не использовать обаяние рыцарских подвигов служения, защиты и помощи? Мальчиков привлекает героизм, романтика приключений, и этим-то надо воспользоваться в целях воспитания».

Последователями Бадена-Пауэлла были: Олег Иванович Пантюхов, родоначальник скаутского движения в России, Григорий Алексеевич Захарченко, преподаватель Александровского юнкерского училища в Москве штабротмистр и Василий Григорьевич Янчевецкий, преподатель латинского языка 1-й Петербургской гимназии, автор популярных в своё время исторических повестей для молодёжи: «Чин-гис-хан», «Батый» и «К последнему морю». В своей брошюре «Что можно сделать для петербургских детей» он писал: «Сотни тысяч петербургских детей живут в неблагоприятных условиях. Они живут над засыпанными болотами. Поэтому необходимо вывозить их из Петербурга и давать возможность удобнее и больше быть на чистом воздухе… Дети мечтают о лагерной жизни, ради которой они даже бегут в Америку. Надо в окрестностях Петербурга устроить лагеря, заняв ребят игрой по книге Бадена-Пауэлла». «…надо открыть разнообразные детские клубы, где ребята могли бы заниматься под руководством взрослых, которые не стесняли бы их инициативу…»

Говоря о предыстории вожатства, нельзя не сказать об Иннокентии Николаевиче Жукове, педагоге и наставнике скаутов в России. В 1922 году он по предложению Народного комиссариата просвещения разработал программы для массового развёртывания пионерского движения. Его называли «старшим другом пионеров России».

Пионервожатым первого пионерского отряда, созданного весной 1922 года в Москве, на Красной Пресне, стал бывший скаут-мастер Михаил Стремяков.

Таким образом, как не выбросишь слова из песни, так и истории вожатского дела не выбросишь его истоков, а именно – системы «скаутинг», придуманной Р.Баденом-Пауэллом, и пионердвижения, придуманного Н.К.Крупской. Она виртуозно переосмыслила конструктивные находки скаутизма для создания системы пионердвижения в Стране Советов. Естественно, необходимо изучать технологические приёмы обобщения и переработки педагогического опыта, использованные Надеждой Константиновной и позволившие сохранить те педагогические находки, которые имелись в системе «Скаутинг», поставив их на службу воспитательной работы с детьми своего времени.

В результате пионерская организация достаточно долго оставалась действительно притягательной для детей и весьма результативной с точки зрения достижения задач, ради которых была организована. Нет смысла игнорировать данный опыт. Полезней творчески использовать его с учётом сегодняшних реалий для решения задач воспитания детей и подростков. Из истории педагогики и детского движения стоит извлекать конструктивные решения, а не выплёскивать вместе с водой и ребёнка, боясь показаться несовременными или быть неправильно понятыми.

Вожатый, в интересующей нас социально-педагогическом смысле появился в истории детского движения с момента появления пионерии в первые годы советской власти.

Первыми вожатыми Страны Советов были молодые рабочие-производственники, направляемые комсомолом для работы с детьми. Комсомольцы-производственники создавали отряды юных пионеров преимущественно там, где были комсомольские ячейки (типографии, фабрики, заводы). Существовала потребность пополнения рядов комсомола после гражданской войны более зрелой и грамотной молодёжью для работы с подростками 12-14 лет. Социальное положение детей и молодёжи на производстве, ограниченное число пионерских отрядов – всё это требовало специфических форм подготовки первых вожатых в овладении опытом красных скаут-мастеров.

Богатый опыт деятельности вожатых накоплен во всесоюзных лагерях «Артек», «Орлёнок», «Зубрёнок» и других. Вожатых, прошедших эту школу, отличает особый стиль управления жизнедеятельностью детей: жизнелюбие. Задор, социальная инициативность. Для них характерна преданность своему вожатскому делу, воспринимаемому уже скорее как образ жизни, нежели как профессиональная деятельность.

В практике вожатства прошлых лет имелись серьёзные недостатки. Профессиональная подготовка вожатых, осуществляемая в одно время в вузах на так называемых, пионерфаках, была больше общепедагогической, нежели специфически вожатской. Постепенно профессиональное вожатство всё больше становилось промежуточным этапом в профессиональном росте практического педагога. А вожатые-волонтёры из числа комсомольцев-производственников становились всё более редким явлением.

В период перестройки (90-е годы прошлого века) вожатый на некоторый период оказался формально не востребованным обществом, вставшим на путь кардинальной перестройки и на время забывшем о приоритетах воспитания. Его подготовкой в централизованном порядке никто не занимался. Только в некоторых вузах готовили студентов к педагогической практике в летних оздоровительных учреждениях. Вожатый исчез и из школы.

Кто хоть раз в жизни был в детском оздоровительном лагере (ребенком или вожатым) или отправлял туда на лето собственное чадо, тот знает, насколько важно, чтобы на отряде работал хороший вожатый. Наверное, в работе каждого, даже самого замечательного вожатого, можно найти какие-то ошибки, минусы, недочеты или недоработки. Нельзя объять необъятное: что-то обязательно выпадет из поля зрения. Вот и сетуют иногда дети, родители и администрация лагеря: «Где бы нам взять идеального вожатого, чтобы все умел, все мог и все делал?»

Давайте попробуем вместе разобраться, кто такой идеальный вожатый, что он должен уметь, какими качествами характера обладать, какие специальные знания иметь. Ведь он живет вместе с ребятами, обеспечивая их (в материальном и духовном плане) всем необходимым 24 часа в сутки, 21 день смены…

Перво-наперво, идеальный вожатый должен любить детей. Без этого в лагерь можно даже не соваться.

Идеальный вожатый должен быть молод. Мне приходилось иногда сталкиваться с родителями, которые крайне недоверчиво смотрели на молодых вожатых: дескать, они еще сами дети, как им можно доверять свое чадо да еще на столь долгий срок?! Конечно, бывает всякое. Но если вы купили путевку в хороший, проверенный лагерь – волноваться не стоит. В таких лагерях абы кто работать не будет – вожатых отбирают, обучают, готовят и инструктируют. А потом еще раз отбирают. Ведь, согласитесь, у молодой девушки или молодого парня гораздо больше энтузиазма, активности и энергии, чем у человека опытного, но постарше. А малышу, и даже подростку, неинтересно просто выполнять режим дня. Ему хочется играть, участвовать в лагерных концертах и конкурсах, постоянно быть чем-то занятым.

Идеальный вожатый должен разбираться в современной музыке, знать фильмы (новые и старые, но хорошие), компьютерные игры, быть в курсе мировых новостей и спортивных событий, чтобы поговорить с ребенком о том, что ему интересно, рассказать что-то новое и увлекательное. Но при этом, конечно, он должен оставаться педагогом, пропуская через внутренний фильтр всю информацию. Конечно, он должен уметь быстро находить ответ на любой заданный ребенком вопрос.

Идеальный вожатый должен хорошо знать психологию и быть наблюдательным, чтобы не допустить конфликты между детьми и помочь каждому малышу почувствовать себя членом отряда. Он должен уметь поставить себя так, чтобы с любым вопросом и любой проблемой дети шли именно к нему за помощью и поддержкой.

Идеальный вожатый должен быть требовательным (это говорят сами дети!), но обязательно справедливым. Когда дети четко знают, что он них хотят и что будет за нарушение правил, им легче эти правила и требования выполнять. У вожатого должен быть достаточно громкий голос, который он никогда не должен повышать на детей.

И, конечно же, у него не должно быть вредных привычек. Потому что личный пример для детей значит очень много. Кроме того, идеальный вожатый любит сцену и умеет быть на сцене: петь, танцевать, участвовать в сценках или проводить игры с залом. Дети любят, когда их вожатый в центре внимания.

Ну и напоследок: идеальный вожатый в любой ситуации остается оптимистом.

Вообще, профессия вожатого предполагает, что ты одновременно и педагог, и психолог, и медик, и портной, и танцор, и певец, и артист, и спортсмен (причем всех видов спорта одновременно), и еще много кто… Так что если хотите стать идеальным вожатым – запоминайте все, что слышите, обучайтесь всему, чего еще не умеете, и постоянно придумывайте для детей что-нибудь новое!