Какие способности могут быть у ребенка. Какие вообще бывают способности? Взаимосвязь наклонностей и способностей

Все дети талантливы по-своему, но обнаружить этот талант бывает непросто. Все равно, что сделать огранку драгоценного камня. При правильной огранке он засияет, но может превратиться в обычную стекляшку, если отнестись к процессу огранки «лишь-бы как».

Кто из родителей не мечтает, чтобы в будущем его ребенок стал успешным. А самая большая вероятность достичь успехов у человека, который занимается любимым делом, используя свои природные способности. Это по-настоящему счастливый человек. Он получает огромное удовольствие от процесса работы, добивается наивысших результатов и соответственно достигает материального благополучия.

Занятие любимым делом и самореализация сделает такого человека успешным и самостоятельным сравнительно рано и на всю жизнь, если его таланты, тот «дар божий» с которым он был рожден, вовремя обнаружатся и вовремя получат свое развитие.

Поэтому определение способностей ребенка для дальнейшего их развития одна из самых основных и сложных задач родителей . Чем раньше Вы их обнаружите, тем лучше. Не будет бесконечной смены спортивных секций, кружков и школ, которые в итоге могут привести ребенка к неверию в свои силы и умения. Не будет разочарования родителей в своем чаде так, как вначале даже самые талантливые дети, посещая подходящие для них секции из-за дисциплины или отсутствия полной свободы творчества, могут капризничать и не желать посещать занятия регулярно.

В то же время родители точно не будут знать, что же на самом деле происходит — период адаптации, когда нужно проявить твердость и регулярно проводить разъяснительные беседы с ребенком или менять одну секцию на другую, так как данная «не его».

Кроме всего прочего такое «хождение» обязательно отрицательно скажется на , так как в наше время все секции, школы и кружки в основном платные, стоят немало денег, а для их посещения, кроме оплаты, необходима еще и покупка нужного для занятий инвентаря: спортивной формы, инструментов, красок, кисточек, альбомов и т.д. и т.п. .

Поэтому, выбрав из большого разнообразия, то, что действительно поможет развить способности ребенка, вы сэкономите приличную сумму денег , да и время не будет потрачено попусту.

Как определить способности ребенка

На что родителям стоит обратить внимание в первую очередь:

От рождения и до 3-х лет:


В это время все зависит только от наблюдательности родителей и проведения так называемой предварительной подготовки , а именно:

  • Обратите внимание на гороскоп ребенка . Не ухмыляйтесь с недоверием. Вам предстоит изучить и запомнить астрологический и восточный (лунный) гороскоп Вашего ребенка. Зачем? Чтобы в последующем времени с одной стороны наблюдать, есть ли характерные для его знака черты, а с другой быть готовыми использовать полученную информацию о способностях ребенка, дарованных ему небесными силами при рождении.
  • Проследите свою родословную, генетическое древо . Так Вы узнаете природные предпосылки, передающиеся генами по наследству. Проследив свою родословную, Вы сможете сделать выводы обладатели, каких профессий в Вашем роду добивались наибольших успехов и наилучших результатов. Так ребенок из семьи математиков генетически склонен к точным наукам и наверняка добьется больших успехов на этом поприще. (Например, Сергей Брин — сооснователь и разработчик поисковой системы Google. Его родители — математики и достигли в этой науке больших успехов. Соответственно, уже на генетическом уровне, у него было больше шансов добиться успехов в математике, чем, например, в спорте.) Не забывайте и о старших представителях своего рода. Не обязательно ребенок унаследует таланты родителей (если говорят, что природа на детях отдыхает то не в смысле, что они глупее родителей, а просто таланты у них могут быть другие, унаследованные от дедушек, бабушек или других пра-пра-родственников).
  • Чаще присматривайтесь к своему ребенку , играя с ним. Какие игры он выбирает? Как относится к музыке? Какие книги или сказки ему больше нравятся? Как можно больше проводите с ребенком времени. В этом возрасте он остро нуждается в Вашем присутствии. Выбирайте развивающие игры для своего ребенка . Сейчас их великое множество. Вместо покупки сто пятьдесят пятой по счету машинки или куклы, лучше купите конструктор или детские пазлы. Они способствуют развитию моторики ребенка. И уж конечно, в таком возрасте, к каким играм Вы приучите своего ребенка, в такие игры он и будет играть еще долго, вплоть до подросткового возраста. Пользуйтесь моментом ищите правильные, развивающие игры , ведь маленьким деткам все равно во что играть лишь бы мама или папа были рядом . Не играйте вместо ребенка его конструктором, не складывайте за него пазлы или кубики. Расскажите как играть, будьте рядом, что-бы подсказывать, а не делать все вместо него. И не забывайте хвалить за каждый его успех.
  • Старайтесь оградить ребенка от потока не нужной информации , рекламы, следите за тем, что он смотрит по телевизору. Способности ребенка можно не только развить, но и загубить, если лишить их возможности развития . Необходимо, чтобы ребенок получал информацию развивающую его, а не наоборот отупляющую и бессмысленную. Поток бессмысленной информации может забить и заглушить ростки талантов Вашего ребенка, а длительные просмотры мультфильмов вытеснят желание общаться с кем-либо.
  • Ведите дневник наблюдений за ребенком , отмечая все нюансы развития, его успехи и неудачи, реакцию на события и поведение при общении как со взрослыми так и с детьми. Читайте ребенку . Это поможет развить его память и привить любовь к книгам.

С 3-х до 6 – ти лет:


Очень важно определить способности ребенка именно в дошкольном возрасте , т.к. от этого зависит и выбор школы и класса, и выбор дополнительных занятий, которые помогут дать дальнейшее развитие природных талантов Вашего ребенка. Как правило, к 5-и годам внимательные родители уже видят способности ребенка по его пристрастиям , умениям, настроению, с которым он относиться к тому или иному роду занятий. В этом возрасте с большей точностью можно определить наклонности ребенка, наблюдая за его поведением.
Итак, у ребенка способности:

  • Интеллектуальные. Если ребенок наблюдателен и любознателен. Задает много ситуационных вопросов. Рано научился читать. У него очень хорошую память. Знает больше, чем его сверстники. С удовольствием быстро и легко обучается . Четко излагает свои мысли. Никогда не отвечает « не знаю», пытается найти ответ на любой заданный ему вопрос .
  • Музыкальные. Если он с удовольствием слушает музыку разных жанров. Легко запоминает мелодии на слух и также легко их воспроизводит. Его интересуют музыкальные инструменты. Он подпевает или сам с удовольствием поет, даже когда его об этом не просят. Сочиняет собственные мелодии .
  • Художественные. Если ребенок рисует все, что видит, а не только то, что лучше всего получается. Рисует везде и всем, что подвернется под руку. Стремиться украсить дом или одарить всех своими «произведениями». С удовольствием лепит, рисует карандашами и красками, старается скомбинировать разные материалы. Его рисунки разные по цвету и изображению, часто зависящие от настроения.
  • Литературные. Если ребенок очень любит, чтобы ему читали. Рано научился читать сам. Легко пересказывает, прочитанное. Запоминает, на чем остановились, читая книгу. Умеет и любит, что-то рассказывать, часто фантазирует, но доводит свои рассказы до логического конца. С удовольствием и эмоционально пересказывает, увиденное ним .
  • Артистические . Если легко и с удовольствием выступает перед большой аудиторией. Стремиться, чтобы его выступление вызвало похвалу и восторг. Старается, чтобы его внешний вид соответствовал теме выступления. Заменяет слова мимикой, жестами. Подражает каким-либо героям или артистам. Очень эмоционален.
  • Технические. Его любимые игрушки машинки, механизмы, конструкторы. Пытается самостоятельно отремонтировать сломанную игрушку . Интересуется работой домашней бытовой техники и папиным инструментом. Любит рисовать машинки, технику.
  • Спортивные способности Ребенок-непоседа. Он все время двигается: бегает, прыгает, кувыркается. Активный участник всех подвижных игр. Быстро улавливает все основные моменты игры, стремиться обогнать всех. Легко управляется с мячом, роликами, велосипедом. Не боится никаких преград на пути. Недолго расстраивается по поводу разбитых коленок. Отличная координация и умение держать равновесие. Не пропускает ни одного спортивного снаряда или лестниц и горок детских площадок. Часто бывает лидером среди сверстников.

Определив способности ребенка, еще рано «почивать на лаврах», так как более точно судить о них можно лишь по результатам обучения .


Кроме прочего, занимаясь определением способностей своего ребенка, не упускайте из вида и его слабые стороны . Есть качества без которых невозможно стать успешным человеком, например, хорошая память, вера в свои силы, настойчивость в достижении цели. Помогите детям в развитии этих качеств.

Также на совести родителей научить ребенка финансовой грамотности, обращению с деньгами . К сожалению этому не учат в школах, а начинать обучение нужно в детстве и чем раньше, тем лучше. Об этом я писала в статье

И в заключении хочу добавить — способности ребенка обнаружить непросто, но проработав пункты этой статьи, Вы сможете наметить для себя путь, по которому будете двигаться в направлении гармоничного развития Вашего ребенка и главное поймете, что без Вашего активного участия Ваш ребенок может так и остаться «нераскрытым талантом» .

Заметить проявление способностей можно с раннего детства. Некоторые малыши начинают пытаться рисовать, другие любят танцевать или петь. Чтобы понять, что будет лучше для ребенка, стоит определить его способности.

Стоит отметить, что человеку мало обладать способностями, так как их нужно развивать в течение длительного времени.

Только в таком случае человек сможет достичь успеха в выбранной деятельности.

Многие родители задумываются о дополнительном образовании ребенка уже после рождения и перед ними встает несколько вопросов:

  • можно ли точно определить способности ;
  • стоит ли отдавать ребенка в разные секции и студии;
  • что делать, если выбор ошибочен.

Важно понимать, что не у каждого человека имеются способности, благодаря которым он может достичь успеха в выбранной сфере. Но также стоит учитывать и то, что при усердной работе многие люди добиваются больших результатов и без врожденных способностей. Именно поэтому важно не выбирать для ребенка сферу деятельности, а понять, чем он сам желает заниматься.

Существуют тесты для родителей, отвечая на которые можно определить способности ребенка. Но стоит отметить, что этот вариант подходит для тех, кто постоянно наблюдает за своими детьми и знает особенности их поведения. Например, ответив на вопросы о том, чем любит заниматься ребенок и как он относится к определенной деятельности, можно сделать предположение о его способностях.

Какие бывают способности ребенка

Способности классифицируются в соответствии с несколькими сферами деятельности:

  1. Интеллектуальная. Способности в этой сфере проявляются в любознательности, исключительной памяти и желании учиться. Если ребенок наблюдателен и знает то, о чем его сверстники и не подозревают, скорее всего у него способности к интеллектуальной деятельности.
  2. Академические достижения. При наличии способностей в этой сфере ребенок много читает, обладает хорошим вниманием и способен удерживать в памяти символы, буквы и слова.
  3. Творческое или продуктивное мышление. При наличии творческих способностей ребенок является любознательным и при этом изобретателен в различных сферах деятельности. Также людей с творческими способностями характеризует высокая продуктивность.
  4. Общение и лидерство. Способности в этой сфере определяются умением легко приспосабливаться к новой ситуации и сохранение уверенности среди незнакомых людей. Детей, предрасположенных к общению, легко определить по тому, как к ним относятся сверстники. Если ребенка часто выбирают в качестве партнера по играм или занятиям, скорее всего он обладает способностями в данной сфере.
  5. Художественная деятельность. Дети со способностями в этой сфере отличаются стремлением создавать рисунки или фигуры из пластичных материалов. Также они уделяют большой интерес визуальной информации.
  6. Двигательная деятельность. , обладающие способностями в данной сфере, демонстрируют хороший уровень развития двигательных навыков.

Согласно данным сферам деятельности родителям предлагается несколько тестов, ответив на которые можно будет понять, какие способности есть у ребенка.

Как определить способности ребенка к профессии

Перед тем как направляться к специалистам по профориентации, следует учитывать, что делать это нужно лишь в подростковом возрасте. При этом нужно быть уверенным в том, что ребенок пройдет тестирование у компетентного специалиста, который сможет уделить ему достаточно внимания. Школьные психологи зачастую не обладают новыми методиками и временем для того, чтобы помочь ребенку определить, какая профессия ему подходит.

Как протестировать ребенка?

Из-за этого многие молодые люди через несколько лет после получения профессионального образования получают второй диплом или начинают работать не по специальности. Это происходит из-за того, что в подростковом возрасте не было уделено достаточно внимания профориентации.

Существует множество методик, благодаря которым можно определить, предрасположенность ребенка к определенной деятельности. Но стоит отметить, что важно проходить комплексное тестирование, а не полагаться на результаты нескольких общеизвестных методик.

Именно поэтому лучший вариант – проведение тестирования платными психологами. Но при отсутствии такой возможности ребенку стоит ответить на вопросы тестов, предлагаемых школьным психологом. Важно понимать, что для определения наиболее подходящей профессии нужно предоставить ребенку информацию о различных сферах деятельности и узнать его мнение.

Как протестировать ребенка на способности

Тестирование детей в подростковом возрасте

Протестировать ребенка можно в специализированных центрах или при помощи методик, которые находятся в открытом доступе. При отсутствии знаний о данном процессе лучше всего доверить такую работу специалистам. При самостоятельном тестировании можно неверно определить подходящую сферу деятельности, из-за чего в будущем ребенок не будет доволен своей профессией.

Многие родители знакомы с ситуацией, когда ребенок после обучения в музыкальной школе прекращает брать в руки музыкальный инструмент и забывает о нем на много лет. Чаще всего это происходит из-за того, что родители ошибочно считают, что у ребенка есть способности в определенной сфере деятельности. Также это случается и по причине того, что при наличии таланта ребенок не желает заниматься определенной деятельностью.

Именно поэтому важно проведение тестирования для определения способностей. Благодаря этому родители:

  • начинают лучше понимать своих детей;
  • узнают об их талантах и склонностях;
  • не совершают ошибок, отдавая ребенка учиться тому, к чему у него нет мотивации и таланта.

Тестирование самих детей производится в подростковом возрасте, так как до этого времени они не способны удерживать внимание, отвечая на сотни вопросов. Поэтому для определения способностей детей в младшем школьном возрасте используются тесты для родителей.

Как влияет среда на способности ребенка

Вопрос о происхождении способностей является наиболее сложным в психологии. Существует 2 точки зрения на данную проблему:

  • теория о генетической природе способностей;
  • теория о приобретенных способностях.

С точки зрения первой способности являются врожденными особенностями, которые передаются от родителей. В качестве доказательства многие приводят раннее проявление способностей у детей.

Согласно теории приобретенных способностей на развитие ребенка влияет среда и именно она полностью формирует его личность. К благоприятным факторам среды можно отнести:

  • опытных педагогов, занимающихся ребенком с раннего детства;
  • особенности воспитания;
  • особенности той или иной культуры, в которой воспитывается человек.

Неблагоприятным фактором является обедненная среда. Если ребенок испытывает дефицит впечатлений, его способности не развиваются. Учитывая обе представленные теории можно говорить о том, что в некоторых случаях факторы наследственности могут компенсировать отсутствие подходящей среды. В других же случаях именно факторы среды способны оказать сильное влияние на развитие способностей.

Стоит отметить, что в психологии существует такое определение, как задатки. Данным термином обозначаются природные предпосылки способностей. В пример можно привести предрасположенность к восприятию звуков, красок и пространственных форм у творческих личностей.

Важно понимать, что из одних и тех же задатков могут возникнуть разные способности. Например, хорошая наблюдательность присуща таким профессиям, как геологи, следователи и художники. Таким образом, задатки создают возможности для развития различных способностей.

Чтобы понять, как среда влияет на развитие способностей, достаточно представить ребенка, который имеет музыкальные задатки, но при этом условия не позволяют ему получить музыкальное образование. В лучшем случае он научится играть на одном из музыкальных инструментов на любительском уровне. Но ребенок, не обладающий задатками, но обучающийся в музыкальной школе, может достичь больших успехов в данной сфере.

Но не стоит забывать и о личной активности. Если ребенку неинтересна определенная деятельность, даже при наличии задатков, он не станет выдающимся музыкантом, художником или математиком. Именно поэтому личная активность является важнейшим фактором, который влияет на развитие способностей.

Склонностью считается избирательная направленность человека, которая побуждает его заниматься определенной деятельностью. Именно возникновение склонности является предпосылкой к развитию способностей.

Какие способности ребенка описывает Монтессори

Под педагогикой Монтессори подразумевается система обучения детей, которая была разработана Марией Монтессори. Согласно данной методике ребенок должен обучаться в условиях, при которых его не принуждают к выполнению каких-либо действий.

Мария Монтессори была убеждена, что как наказание, так и поощрение негативно сказываются на результатах обучения. Она считала, что при создании благоприятных условий ребенок сможет проявить свои задатки и развить способности.

Обучение по указанной методике производится в соответствии с несколькими обязательными правилами:

  1. Ребенка не следует принуждать к чему-либо. Он должен сам обратиться к взрослому.
  2. О детях нельзя говорить ничего плохого.
  3. Во время воспитания и обучения необходимо концентрироваться на хороших качествах и поступках ребенка. Благодаря этому для плохого со временем не останется места.
  4. Важно тщательно подготавливать среду, в которой будет заниматься ребенок.
  5. Во время обучения необходимо быть готовым откликнуться на призыв ребенка.
  6. Необходимо уважать ребенка, который сделал ошибку, но при этом немедленно останавливать его в случае, если он совершает действия, которые могут угрожать безопасности ребенка или его развитию.
  7. Если ребенок отдыхает или наблюдает за другими детьми, нельзя принуждать его к активным действиям.
  8. Важно помогать ребенку найти занятие, если он ищет его.

Одним из наиболее важных элементов педагогики Монтессори является подготовленная среда. Она позволяет ребенку постепенно освобождаться от опеки взрослых. В пример можно привести использование столов и стульев, которые дети могут переставлять самостоятельно.

Как проверить ребенка на спортивные способности

Педагогика Монтессори

Решая отдать ребенка в спортивную секцию, родители часто не представляют, какой вид спорта стоит выбрать. Для того чтобы занятия были эффективными, сначала необходимо определить способности ребенка. Одной из распространенных ошибок становится выбор секции в соответствии со своими желаниями. Кто-то всегда мечтал стать боксером и поэтому отдает сына для занятий данными видом спорта. Но у ребенка могут отсутствовать способности или желание заниматься определенной деятельностью.

Стоит помнить о том, что физкультура и спорт – это разные вещи. Если хочется укрепить здоровье ребенка, достаточно заниматься общей физической подготовкой. Спорт же подразумевает соревнования и достижения высоких спортивных результатов. Именно поэтому при выборе спортивной секции прежде всего необходимо ориентироваться на способности и его физические данные.

Наиболее простым способом определения способностей являются пробные занятия в разных спортивных секциях. Опытный тренер после первого занятия способен определить, подходит ли ребенку выбранный вид спорта или нет.

Еще одним способом является комплексное генетические обследование, благодаря которому можно точно определить, к какой области ребенок при желании сможет достичь больших результатов. В основе такого обследования лежат особенности функционирования мышечной ткани. Человек, который будет быстрее пробегать короткие отрезки за минимальное время, не сможет стать лучшим в беге на длинные дистанции.

Существует 2 типа мышечных волокон – медленные и быстрые. Медленные приспособлены к длительной нагрузке, а быстрые лишь в кратковременной взрывной. В соответствии с наличием генов, отвечающих за разные параметры, выделяют 3 генотипа:

  1. Люди с генотипом R/R способны достигать высоких результатов в спринтерском беге, метании ядра и других дисциплинах, где важна скорость и сила.
  2. Обладатели генотипа R/X имеют преимущества при занятии такими видами спорта, как единоборства и спортивные игры.
  3. Более редким генотипом считается X/X. Его носители способны достичь больших результатов при занятии спортом, где важна выносливость. В пример можно привести плавание на длинные дистанции.

Таким образом, самостоятельно определить наличие спортивных способностей и задатков практически невозможно. Именно поэтому необходимо посоветоваться с тренерами, которые занимаются подготовкой детей в различных секциях. Лучшим вариантом является определение генотипа ребенка.

Важно учитывать, что перед началом занятий ребенок должен пройти обследование. Это связано с тем, что некоторым детям противопоказаны большие нагрузки.

Не стоит забывать, что ребенок должен стремиться достигать результата в выбранной деятельности, так как без мотивации даже при наличии способностей ничего не выйдет. Также достижение результатов зависит от:

  • характера ребенка;
  • квалификации тренера;
  • социальных условий.

Если все описанные факторы будут благоприятными, результаты будут заметны уже на начальных этапах.

В физкультуре есть множество направлений, в которых человек может стать успешен независимо от того, какой у него генотип. Но при желании провести исследование сделать это можно уже в раннем .

Как распознать способности ребенка смотрите в следующем видео:

Тест-анкета: как определить талант ребенка

В дошкольные годы у ребенка могут проявляться специфические способности в одной из областей человеческой деятельности, что свидетельствует о врожденных способностях ребенка, его одаренности. Американскими психологами А. де Хааном и Г. Кафом разработана тест-анкета на выявление этих способностей.

Музыкальные способности (5 признаков)

Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:

* любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
* очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает;
* если поет или играет на музыкальных инструментах, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
* сочиняет свои собственные мелодии;
* научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Технические способности (5 признаков)

У Вашего ребенка совершенно очевидны технические способности, если он:

* интересуется самыми разнообразными машинами и механизмами;
* любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру, сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
* может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
* любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;
* интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.

Способности к научной работе (5 признаков)

У Вашего ребенка способности к научной работе, если он:

* обладает явно выраженной способностью к восприятию абстрактных понятий, к обобщениям;
* умеет четко выразить словами чужую и свою собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает (или просит записать) не с целью похвастаться, а для себя;
* любит слушать (или читать) научно-популярные издания, взрослые статьи и книги, опережая в этом сверстников на несколько лет;
* часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
* с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
* не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретения или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант (7 признаков)

Артистический талант проявляется у Вашего ребенка тем, что он:

* часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
* стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
* меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
* с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его слушателями были взрослые;
* с легкостью передразнивает привычки, позы, выражения;
* пластичен и открыт всему новому;
* любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

Незаурядный интеллект (9 признаков)

У Вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:

* хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
* обладает хорошей памятью;
* легко и быстро схватывает новый учебный материал;
* задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
* любит читать (или слушать) книги, причем по своей собственной программе, на несколько лет опережающей дошкольную или школьную литературу;
* обгоняет своих сверстников по интеллекту, причем в учебе не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе (или на занятиях в д/саду) ему скучно;
* гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;
* обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
* очень восприимчив, наблюдателен, быстро не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

Спортивный талант (8 признаков)

Не сердитесь на Вашего шалуна - просто у него спортивный талант:

* он энергичен и все время хочет двигаться;
* он смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;
* он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
* не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
* лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко пластично, грациозно;
* предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
* кажется, что он никогда всерьез не устает;
* неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-то одним, но у него есть свой герой - спортсмен, которому он подражает.

Литературное дарование (5 признаков)

У Вашего ребенка литературное дарование, если он:

* рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
* любит пофантазировать или импровизировать на тему действительно события, причем придает событию что-то новое и необычное;
* выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние и чувства героев сюжета;
* изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;
* любит, уединившись, сочинять (или писать) рассказы, стихи, не боится начать писать (сочинять) роман о собственной жизни.

Художественные способности (6 признаков)

Художественные способности Вашего ребенка могут проявиться в том, что он:

* не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;
* в своих рисунках или картинках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;
* серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
* когда имеется свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
* стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;
* не робеет высказывать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

Познакомившись с этими «признаками опознания» таланта, вооружитесь карандашом и бумагой и оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак во всех восьми описанных талантах. Если какая-то характеристика особенно подходит Вашему ребенку, ставьте ему 5 баллов, если она выражена только хорошо - 4 балла, ну и так далее (но не ставьте оценку ниже 2 баллов).

Затем суммируйте баллы внутри каждой из восьми анкет на каждый тип таланта. Полученную сумму поделите на число признаков таланта (например, сумму полученную при сложении баллов за спортивный талант надо поделить на 8).

Теперь построим график. Проведем оси координат. На горизонтальной оси 8 позиций (по числу видов таланта). На вертикальной оси нанесите через равные расстояния цифры от 2 до 5. На пересечении проекций средней оценки в баллах и вида таланта нанесите точку. Соединив полученные точки, вы получите нужный вам график.

Для чего нужен график одаренности ребенка? Для того, чтобы ребенок одновременно занимался музыкой и плаванием, а также математикой и рисованием. Взглянув на график, вы сможете оценить перспективы малыша. У данного ребенка одаренность в области музыки, науки, интеллекта и артистических сферах. Плавание и технический кружок чужды ему и будут в тягость.

А если линия на графике не имеет пиков? Не переживайте, предлагаемый Вам метод выявления одаренностей ребенка при помощи анкетирования все-таки довольно прост, а талант имеет свойство долгое время вести «скрытый образ жизни» и проявляться бурно и ярко.

Инструкция

В раннем возрасте интересы малыша только начинают формироваться, поэтому разговор с ребенком о том, что ему нравится делать, а что нет, - мало что даст. Определить «гуманитарий» малыш или «технарь» тоже очень сложно. Случаи, когда наклонности были определены у дошкольника, очень редки. В этот период большинству нравится заниматься самыми разными делами. Конечно, можно говорить о музыкальной или художественной одаренности, артистичности, если ваш ребенок хорошо поет или рисует. Но, как правило, определить склонность ребенка к какому-то виду деятельности можно не раньше того времени, когда психика перейдет в подростковую. А до этого старайтесь развивать своего малыша во всех направлениях. Гармоничное развитие ребенка в дальнейшем поможет вам определить его наклонности, а ему самому сделать правильный выбор.

Учитывая возраст малыша, максимально расширяйте круг его интересов. Все дети рождаются с потенциальными задатками к любому виду деятельности, т.е. способными ко всему. Ваша задача помочь развиться этим способностям. И здесь не так важно научить малыша в три года читать и считать. Этому он и так научится. Ему необходимо базовое, общее развитие. Как можно больше общайтесь с малышом, водите его на экскурсии, в театр. Учите его давать развернутые ответы на вопросы, красиво говорить, пересказывать. Читая ему сказку, спрашивайте, как бы он сам поступил на месте разных героев. Всячески поощряйте творческие начинания малыша. На стенах комнаты развесьте листы ватмана, чтобы кроха рисовал, лепите из , стройте песочные замки на берегу реки или в песочнице, собирайте разные конструкторы.

Наблюдайте за тем, какими игрушками ваш малыш любит играть и за тем, как он с ними играет. Играйте в разные игры и наблюдайте, какая из них ему больше нравится. Чаще играйте в ролевые игры. Рассказывайте ребенку о разных профессиях. Дайте возможность малышу представить себя в игре учителем, врачом, космонавтом и т.д. Устройте для него небольшую познавательную экскурсию к себе на работу. Приобретите для малыша разные игры «Юный химик», «Парикмахер», «Доктор», микроскоп, набор детских музыкальных инструментов и т.п. Пусть это будут ваши «стратегические» покупки. Запишите малыша в спортивную секцию по его выбору.

Когда малыш станет старше (в школьном возрасте), попробуйте составить для себя список, который поможет определить его способности к разным видам деятельности. Например, ребенок склонный к занятиям научной работой:
- много , в том числе научно- издания;
- точно и ясно умеет выражать свои мысли;
- хорошо усваивает абстрактные понятия;
- точно может записать то, что слышит, зафиксировать увиденное;
- пытается выяснить смысл и причины разных событий;
- много времени проводит за конструированием.
Литературные способности ребенка выражаются в его умении:
- легко, последовательно строить повествование, рассказывать о чем-либо;
- рассказывая, отбрасывать все незначительное, оставляя самое главное;
- привнести что-то необычное, новое, рассказывая о чем-то известном и знакомом всем;
- выбирать в своем рассказе слова, хорошо передающие чувства и эмоциональный настрой героев;
- передавать важные для понимания события детали;
- писать стихи и рассказы.
Технические способности помогают ребенку:
- с легкостью выполнять задания по ручному труду;
- разбираться в механизмах и машинах, конструировать их (авиамодели, модели поездов, машин и т.п.);
- легко чинить сломанные приборы, старые детали использовать для создания новых игрушек, поделок, приборов;
- рисовать наброски и чертежи и механизмов.
Ребенок с интеллектуальными способностями:
- легко и быстро все схватывает на занятиях;
- ясно рассуждает, не путаясь в мыслях;
- использует свои знания на практике в повседневных ситуациях;
- может улавливать связь между причиной и следствием, одним событием и другим;
- быстро, без специального заучивания запоминает прочитанное и услышанное;
- имеет обширный словарный запас;
- любит читать книги, которые обычно интересуют детей на год или два постарше;
- может решать сложные, требующие умственного усилия, задачи;
- задает много вопросов взрослым на разные темы;
- предлагает неожиданные решения, ответы, оригинально мыслит.
Артистические способности выражаются у ребенка:
- в легком вхождении в роль другого человека;
- понимании и возможности хорошо разыграть какую-либо драматическую ситуацию, конфликт;
- в точной передаче чувств и эмоций через жесты, мимику, движения;
- в стремлении вызвать у своих слушателей эмоциональные реакции, когда он чем-то рассказывает с увлечением.
Безусловно, вы сможете дополнить этот далеко не полный перечень всех особенностей поведения вашего ребенка.