Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас. Как ребёнок может научиться говорить без помощи людей

Пятьдесят с лишним лет назад в Москве было лишь 16 логопедов. В 1951 году дефектологический факультет Московского государственного педагогического института (теперь — университет) выпустил 30 специалистов по исправлению недостатков речи. В настоящее время в нашей стране работают тысячи логопедов — выпускники московских педагогических университетов, а также пединститутов областных и республиканских центров. И все же проблема речевых расстройств остается актуальной по сей день. В каждом дошкольном учреждении, в каждой школе есть дети с недостатками речи. Для детей со сложными речевыми расстройствами созданы специальные детские сады и школы. И таких школ немало. В чем же дело? Как предупредить нарушения речи у ребенка? Ведь этот недостаток мешает ему благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, затрудняет выбор профессии.

Речь — функция головного мозга

Специальных органов речи у человека нет. Речь реализуется с помощью артикуляции и аппаратов дыхания, жевания, глотания, обеспечивающих процессы голосообразования. Центральное звено всего аппарата речи — кора головного мозга (у правшей — преимущественно левого полушария, у левшей — наоборот), где сосредоточены представительства доминирующей руки, речеслухового и кинестетического (мышечного) анализаторов.

У ребенка процесс развития речи разделяют на три периода. Первый — подготовительный — включает крик, гуление и лепет. Криком младенец подает сигнал родителям, например, о том, что голоден. А благодаря голосовым реакциям гуления (звукам типа "ау", "эу"), постепенно приобретающим различную интонационную окраску, усваивает интонационную систему языка, копирует интонации окружающих его людей. Гуление — следствие случайно возникающих позиций будущего артикуляционного аппарата — губ, языка, мягкого нёба, глотки и гортани. У детей всего мира оно одинаковое. Наблюдается и у глухих младенцев, у которых не было звукового контакта с матерью.

К шести-восьми месяцам жизни малыш начитает лепетать, произносить звуки типа "мА", "па", "ба", "на", "ди" ("иди), "да" ("дай") и т. п. Звуковой состав лепета — результат кинестетической "настройки" артикуляционного аппарата по слуховому, акустическому подражанию речи окружающих. Одновременно ребенок осваивает элементарную слоговую структуру слова, состоящую, как правило, из одного слога. Если гуление не перешло в лепет, родителям стоит забеспокоиться, все ли в порядке у младенца со слухом.

Во втором периоде, примерно с восьми-девяти месяцев жизни, малыш начинает глобально воспринимать звучание некоторых слов, взглядом или указательным жестом "отвечать" на вопросы "где папа?", "где птичка?". Он радуется, что его понимают, подражает взрослым в играх с игрушками, в манипулировании ложкой, чашкой. Слов еще нет, но интонации-восклицания уже варьируются: чувства радости и недовольства вокализируются, сопровождаясь характерными звуками "а-а-а", "у-у-у". Лепет делается продолжительнее, обогащается интонационная окраска, звуки начинают повторяться ("ба-ба-ба", "ма-ма-ма") и превращаются в слова, которые, в свою очередь, становятся компонентами мышления. И хотя произношение слов еще очень несовершенно, ребенок вкладывает в них определенный смысл. Видя, что мама пришла или уходит, он произносит слово "ма-ма". Это так называемые слова-предложения. К концу первого года жизни появляются звукоподражательные слова типа "ав-ав" ("собака"), "би-би" ("машина"), "тик-так" ("часы").

В третьем периоде, ведущем отсчет со второго года жизни, малыш уже понимает обращенную к нему речь, по слову выполняет простые поручения. У него появляется целенаправленный указательный жест, сопровождаемый звуками с интонацией требования, которые означают: назови. Ребенок настойчиво перемещает указательный пальчик с одного предмета на другой, по нескольку раз возвращается к уже "пройденным" предметам, пока не "насытится" сознанием того, что разные предметы имеют разное название. Период активного указательного жеста является большим скачком в становлении первого этапа детского конкретно-образного мышления, связанного с первичным выделением на слух звуковой оболочки слова. В это время закладывается пассивный словарь ребенка. Бурное развитие понимания речи на несколько месяцев опережает развитие устной речи. Нередко пауза между тем, когда ребенок стал показывать пальцем на тот или иной предмет, и моментом, когда он произносит слово, обозначающее предмет, насчитывает пять-восемь месяцев. Наконец, наступает черед, когда малыш делает попытку связать два слова в фразу ("мама, дай").

Слышащий ребенок, воспринимая правильную, не сюсюкающую речь матери, начинает говорить в 14-18 месяцев со дня рождения. У разных детей развитие речи может протекать по-разному. У одних довольно медленно формируется высказывание из двух-четырех слов, зато такие малыши примерно к году и восьми месяцам овладевают произношением почти всех звуков родного языка. У другой группы ребятишек бурно развивается мелодика речи, они произносят длинные фразы, но оперируют несколькими слогами, многие звуки не выговаривают. В таких случаях только мама может разобрать, что сказал ее малыш. Замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков; вероятно, это обусловлено более пластичной их нервной системой.

К полутора годам возникает первый период вопросов "что это?". В активном словаре такого человечка уже 30-35 слов, состоящих из одного-двух слогов и произносимых при помощи шести-восьми звуков с разными слоговыми вариациями, которые понимает не всякий взрослый, но это уже общение с помощью речи.

К двум годам словарь малыша достигает примерно 300 слов. Он активно употребляет наречия и глаголы. На третьем году жизни усваивает первые грамматические формы, выстраивает многословные фразы со сложными и придаточными предложениями, предлогами, прилагательными, наречиями, вопросительными словами. После двух с половиной лет у ребенка, кроме обилия прилагательных, появляются причастия, сложные предлоги "через", "вдоль" и др., а к концу третьего года жизни — соединительные союзы и местоимения. Основное формирование речи заканчивается, но ее совершенствование продолжается на четвертом и пятом годах жизни. Это период вопросов: "почему?", "зачем?".

Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте

Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых во время подготовительного периода: при недостаточном речевом общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом.

Прежде чем заговорить, малыш должен натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит, глотает, сосет грудь, жует. Замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те, которых своевременно приобщали к твердой пище, говорят намного четче сверстников, которых чуть ли не до школы пичкали жидкими кашами и протертыми овощами.

Нарушение речи вызывают разные причины: врожденные аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба (такая патология приводит к гнусавости), психическая травма (к примеру, у впечатлительных, склонных к неврозам детей реакция испуга может спровоцировать ) и др.

Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, пока сурдопедагог (специалист, обучающий глухих детей речи) не обучит его "чтению с губ", не научит произносить отдельные звуки, а затем слова с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие. Такие занятия нужно начинать с трех-четырехлетнего возраста.

Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать. У них достаточно развиты память и внимание.

Развитие речи и мышления

Английский философ, педагог и психолог XVII века Джон Локк в монографии о воспитании детей очень точно отметил, что сознание человека, его характер, культура, воспитанность и мышление зависят от того, что родители заложили в него до пятилетнего возраста.

Наиболее важный период эмоционального и интеллектуального развития ребенка приходится на возраст до трех лет. Новорожденный с первых дней жизни реагирует не только на тактильное восприятие материнских рук, яркий свет, но и на звуки, тембр голоса матери и других людей, а главное — на интонации (известно, что самые ласковые слова, произнесенные с угрожающей интонацией, даже взрослого могут повергнуть в страх). Неспроста из глубины веков, из поколения в поколение передаются колыбельные песни, которые успокаивают, убаюкивают младенца. Очень важно, чтобы ребенок с первых дней жизни слушал мамино пение колыбельных или народных песен. Оно должно быть тихим, но разборчивым. Современная тенденция заменять мамино пение магнитофонными записями классической или популярной музыки не стимулирует восприятие ребенком мелодики и лексики родного языка. Такие концерты порой его просто оглушают.

Обязательно откликайтесь на плач ребенка. В первые месяцы жизни он только так может вам сказать, что испытывает дискомфорт, что ему холодно, мокро или очень хочется есть. Кроме того, крик или плач — это еще и попытка общения. Малыш дает вам понять, что соскучился и хочет увидеть родное лицо.

Говорите с грудничком буквально с самого его рождения, грамотно, медленно и четко произнося слова, без каких-либо сюсюканий. Неважно, что он еще не понимает смысл ваших слов, зато чутко реагирует на интонацию и прекрасно улавливает ее. Все действия — купание, переодевание, кормление и т. п. — сопровождайте подобием беседы. Например: "Сейчас я посмотрю, что тебе не нравится, почему ты вертишься, плачешь". Речь должна быть неспешной, ласковой. Новорожденный лучше всего воспринимает мелодичные гласные звуки, произносимые нараспев. Важно, чтобы малыш видел вашу мимику, движения губ. Особенно тщательно произносите звуки "о", "и", "е". Именно их впоследствии многие дети проговаривают нечетко, иногда заменяя на другие — "у", "э". Из-за этого в школе они пишут слова с буквами "о", "и", "у", "е" ("э") с ошибками. Разговаривая с крохой, всегда помните о том, что на вас лежит ответственная задача — привить сыну или дочке врожденную грамотность. Благодаря активному общению в еще не дифференцированной слухоречевой памяти младенца закладывается та канва, на которой в будущем будет расцветать, вырисовываться речевой опыт ребенка, появится его первый лепет.

Советую родителям вести дневник, записывая в него, когда малыш начал лепетать, когда заговорил, когда стал ползать, ходить, когда у него зарос . Эти сведения при отклонениях в развитии могут понадобиться врачу-невропатологу или педагогу-дефектологу.

Очень важно в самом раннем возрасте воспитывать у ребенка зрительное и слуховое внимание, предлагая ему найти направление звучащей игрушки (погремушки, пищащих резиновых зверюшек), перемещаемых по комнате громко тикающих часов и т. п. У трех-четырехлетнего малыша зрительное внимание формируется в процессе занятий с картинным лото или паззлами. Невнимательность у одних ребятишек объясняется их излишней активностью, неусидчивостью, несдержанностью, неумением слушать и наблюдать, у других, напротив, некоторой замедленностью, вялостью, несобранностью, неорганизованностью и рассеянностью. В школе эти трудности приводят к тому, что дети невнимательны на уроке, не могут следить за указаниями учителя, начинают импульсивно действовать, не дослушав до конца задание, поспешно или очень медленно его выполняют. Учитель всякий раз вынужден делать им замечания. В результате у ребенка пропадает желание учиться. Он становится стойко неуспевающим.

Как только ребенок освоит хождение, учите его танцевать. Ритмичные движения способствует развитию слуха, а значит, и речи.

Внимание ребенка-левши и его ориентацию в пространстве можно развивать, предлагая сначала показать предметы, нарисованные в книге слева от центра, затем в центре и справа. Умение контролировать слуховое внимание, вовремя тормозить двигательную активность отлично воспитываются в играх на поднимание и опускание рук на вопросы: "Кто летает?", "Кто бегает?", "Кто плавает?" и т.д. Например: "Птица летает? Диван летает? Бабочка летает?". Ребенка надо учить быстрому переключению внимания при показе предметов обихода, частей лица, тела. К двум с половиной годам у детей бурно развивается конкретно-образное мышление с элементами фантазии, которое надо поощрять в процессе игр: "Угадай загадку", "Чьи это ноги?" (показывайте ребенку только нижнюю часть картинки с изображением какого-нибудь животного), "Узнай, кто я" (нарисуйте с помощью точек контур зверька или несложного предмета, попросите ребенка соединить все точки одной линией, чтобы узнать, кто же прячется в ваших точках). Привлекайте малыша к творчеству, предлагая порисовать или сочинить вместе сказку. С трех лет хорошо говорящего ребенка можно в игровой форме начать обучать чтению слов, составленных из азбуки на кубиках. В этом возрасте он уже имеет представление о числе (один, два, много), способен наизусть запоминать стихи, работать с конструктором, "исследовать", что у мишки в животе или как устроена машинка, ходить с коляской, подражая маме. Ему все интересно. Он познает мир и узнает, что чайник горячий, ножницы колкие, стакан стеклянный и потому разбился. Осознает смену поколений и то, что какое-то событие было вчера, еще раньше или давным-давно и что очень многое еще должно случиться в будущем. Ваша задача состоит в том, чтобы удовлетворить любопытство малыша, ответить на все его "почему?". Малышей в возрасте от трех до пяти лет пора знакомить с русскими народными сказками, но избегайте сказок о Иванушке-дурачке, о Емеле ("По щучьему велению"), так как они воспевают лень, безделье, жизнь за чужой счет. Учите наизусть с ребенком фрагменты мудрых сказок А. С. Пушкина, читайте ему стихи и сказки К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. В. Михалкова, сказки братьев Гримм, Андерсена. При этом объясняйте малышу непонятные речевые обороты, например: "и лес, и дол видений полны...". Еще до школы ему станут интересны рассказы о богатырях (Илье Муромце, Добрыне Никитиче и др.), о подвигах народа, защищающего свою страну от чужеземцев. Он с удовольствием будет слушать мифы Древней Греции.

Если к четырем-пяти годам ребенок не освоил произнесение звуков "л", "р", свистящих, шипящих звуков или все звонкие звуки произносит глухо, а твердые — мягко, обязательно обратитесь к логопеду, так как в школе он может путать эти звуки. Занятия с логопедом требуют довольно много сил и времени, поэтому данную проблему желательно разрешить хотя бы за год до поступления в школу, когда ребенок еще не загружен уроками.

По методическим пособиям родители могут и сами помочь своему ребенку избавиться от некоторых дефектов речи (например, трехлетние малыши нередко вместо звука "ш" произносят звук "с", вместо "р" — "л"). Начинать нужно с постановки отдельных звуков, применяя своеобразную гимнастику речевого аппарата.

Ребенку пятилетнего возраста уже можно рассказывать об особенностях жизни и обычаях народов разных стран, об обитателях морей, рек и лесов, о звездах и планетах. Покажите ему на глобусе или географической карте, сколько континентов, морей и океанов на Земле, где находится страна, в которой он живет. Очень внимательно отбирайте передачи телевидения. Ни в коем случае не давайте смотреть своему чаду мультфильмы ужасов. Они нарушают сон ребенка, делают его нервозным.

Предпосылки для развития речи закладываются ещё в период беременности, и многие мамы, зная об этом, включают музыку, поют песенки и разговаривают с малышом (хорошо, если это делают и папы, и другие члены семьи). Это стимулирует слух и зоны мозга, отвечающие за формирование языка. Доказано, что уже в утробе дети различают звуки и начинают двигать губами, когда говорит мама.

От чего зависит развитие речи появившегося на свет человека? Это четыре составляющие:

  • Способность слышать.
  • Функционирующий речевой аппарат.
  • Насыщенная языковая среда (и речь, направленная на малыша).
  • Желание общаться.

Так как же помочь ребёнку начать говорить? Убедитесь, что первые два физиологические фактора в норме, и создайте условия для развития двух других психологических аспектов.

1. Есть простой способ проверить слух в домашних условиях: похлопайте в ладоши, позвените погремушкой и посмотрите на реакцию - малыш может моргнуть, задвигать ручками, замереть, начать искать источник звука глазами или, с двух месяцев, повернуть голову в сторону шума. Отсутствие реакции или любой тревожащий вас сигнал - повод проверить слух.

2. Речевой аппарат при рождении готов к работе лишь частично и постепенно «дозревает». К третьему месяцу опускается гортань, у языка появляется больше места, и малыш начинает издавать звуки, которые затем будут складываться в слоги и слова. Чтобы это получалось, ему обязательно нужно с рождения слышать взрослого и видеть его лицо, следить за его губами. Поэтому первые полгода-год родителям важно быть «зеркалом».

Например, около трёх месяцев, когда дети начинают говорить агу, нужно активно и эмоционально повторять за ними, стимулируя к многократному произнесению и соединению звуков. С вашей поддержкой кроха будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. Постепенно отдельные звуки «а-а-а», «гы-кхы», «а-гу» перерастают в «ба-ба-ба», «аль-ле-е-лы-aгы».

В 5–6 месяцев появляются новые звуки и слоги: ба-ба, ма-ма, ду-ду, а затем они удлиняются: ба-ба-ба, ма-ма-ма.

С 7 до 12 месяцев отрабатываются нужные звуки и устанавливаются взаимосвязи между предметом и названием, а также за отдельными понятиями закрепляются определённые звукосочетания и слоги.

Малыш внимательно вслушивается и пытается подражать речи взрослых, а значит, усваивает просодическую сторону речи, которая включает в себя интонации, тембр, ритм, темп, мелодику, дыхание, паузы и даже мимику во время произношения. Эта сторона не менее важна, чем звуковая, и речевому аппарату нужна тренировка. Поэтому важно продолжать говорить так, чтобы дети видели ваше лицо, петь песни с разной мелодикой и ритмами.

Возраст около года (12–14 месяцев) - устоявшаяся норма, когда ребёнок начинает говорить первые слова, хотя уже с 8–9 месяцев некоторые дети целенаправленно говорят мама, папа, баба). Малыш уже выполняет простые словесные просьбы и соотносит предметы с их названием.

Уголок для чтения в Инфант-классе Монтессори-школы LePort

3. Необходимым условием, чтобы помочь ребёнку научиться говорить, является насыщенная языковая среда. От взрослых нужны простые, но очень важные действия:

  • речь должна быть направлена на малыша, темп при этом немного замедлен, слова растянуты, артикуляция подчёркнута;
  • говорить, петь и читать как можно больше, чтобы создать «разговорный объём», из которого малыш черпает свой словарный запас и может подражать (подробнее об этом в статье «О чём говорить с детьми»);
  • следить за грамотностью и красотой речи.

4. У детей должно быть ж елание общаться, которое внимательный взрослый активно поддерживает. Помните о принципах взаимодействия с малышом, которые действуют на любых возрастных этапах (подробнее о них в статье «О чём говорить с детьми»):

1) Обращаемся именно к сыну или дочке (речь направлена на ребёнка и сопровождается контактом глаз, улыбкой, жестами), внутренний посыл при этом: «Я обращаюсь к тебе».

2) Демонстрируем заинтересованность в реакции, транслируем мысль: «Мне важно услышать тебя».

3) Проявляем уважение к мнению и чувствам собеседника, независимо от возраста, так чтобы он знал нашу позицию: «Я понимаю, что ты хотел сказать / что ты чувствуешь».

Мария Монтессори писала: «В возрасте одного года ребёнок произносит первое слово намеренно. Он лепечет, как и раньше, но теперь у этого лепета есть цель, и эта преднамеренность является доказательством его способности к пониманию. Ребёнок начинает ещё в большей степени осознавать, что язык имеет отношение к его окружению, и в нём появляется ещё большее желание овладеть языком сознательно», - Мария Монтессори, «Впитывающий разум ребёнка», гл. 11.

Педагог и малышка рассматривают картину в Тоддлер-классе Монтессори-школы «Золотая бусина»

Речевое развитие детей от года до трёх лет

После года начинается лавинообразный рост словарного запаса. В 1,5 года в норме появляются предложения из двух слов («Мама, дай»), а в 2 происходит «взрыв языка», как обозначила этот этап Мария Монтессори: двухлетка говорит много, обозначая и то, что происходит вокруг, и то, что думает, чувствует и делает сам.

Около трёх лет происходит важное событие - в речи и сознании маленького человека появляются слова «я», «моё» и «я сам». Родители должны удовлетворять потребность малыша в общении и поддерживать его попытки выразить себя, создавая ситуации успеха.

Конечно, на то, в каком возрасте ребёнок начинает говорить предложениями, влияет множество факторов, и возрастные границы довольно условны. И всё-таки задача родителей - создавать условия, о которых мы писали выше, и устранять препятствия, к которым можно отнести:

  • Сюсюканье (оно не даёт детям правильный образец ни со звуковой, ни с просодической, ни с лексической сторон языка).
  • Отсутствие речи, направленной на малыша.
  • Отсутствие движения (для развития зон мозга, отвечающих за развитие речи, детям необходима свобода движения, которая исключает ходунки, манежи и прочие приспособления и предполагает ползанье, лазанье, качание).
  • Постоянное присутствие соски во рту.
  • Отсутствие твёрдой пищи.
  • Эмоциональные, интеллектуальные перегрузки.
  • Шум (тяжёлая музыка и т. п.).
  • Телевизор, планшеты (важно помнить, что только человеческая речь и коммуникация являются для детей условием формирования и развития языка).
  • Излишняя предупредительность взрослых и, как результат, отсутствие усилий маленького человека.

Чтение в Тоддлер-классе Монтессори-школы «Золотая бусина»

Почему ребёнок не начинает говорить

К сожалению, за последние годы число детей, имеющих сложности в речевом развитии, выросло в несколько раз. Причины, почему ребёнок поздно начинает говорить или говорит плохо, могут быть разными:

  • осложнения во время беременности и родах;
  • генетика;
  • поражение органов слуха;
  • нехватка микроэлементов;
  • проблемы нервной системы;
  • социальные факторы.

Важно понять, относятся ли они к медицинской или педагогической сфере, чтобы знать, к какому специалисту обратиться.

Родители могут проанализировать поведение крохи с точки зрения четырёх составляющих речи, чтобы попробовать определить, где именно возникают сложности.

Нужно помнить о двух сторонах: понимание чужой речи и собственная активная речь. Часто бывает, что в 2 года малыш прекрасно понимает обращения к нему, обладает богатым словарным запасом, но есть какие-то препятствия, мешающие ему разговаривать. И совсем другая ситуация, когда, например, двухлетка не связывает предметы и их названия, не воспринимает простые слова и не воспроизводит их. Но если ребёнок плохо говорит в 3 года или не говорит совсем - это в любом случае повод обратиться к специалистам: педиатру, неврологу, логопеду, дефектологу.

Верхнее фото сделано в Нидо-классе Монтессори-школы «Золотая бусина»

Как научить ребенка разговаривать? Начните с ним учить стихи, проговаривать буквы. Как это делать? Читайте дальше…

Как научить ребенка говорить?

Как утверждают эксперты по раннему развитию, умение говорить в раннем возрасте является важнейшим фактором, определяющим всё дальнейшее развитие ребёнка. И то, насколько оно будет гармоничным, напрямую зависит от самих родителей. Именно поэтому многие сегодня так стремятся научить своего ребёнка говорить как можно раньше. К тому же это один из лучших способов сделать жизнь малыша ещё более интересной.

Важно уже в раннем возрасте учить детей грамотно выражать свои ощущения и эмоции, правильно строить предложения. Конечно, мы не помним, как и когда учимся говорить сами, и поэтому кажется, что процесс обучения всегда лёгок и прост. Но так ли это на самом деле? Действительно ли просто научить ребенка говорить?

Только в том случае, если вы выбрали правильную методику!

Компания «Умница» предлагает уникальные методики раннего развития, созданные специально для того, чтобы научить ребенка говорить, читать, считать и быть самостоятельным. Хотите узнать больше? Мы расскажем вам как научить ребенка правильно говорить слова. Выбирайте лучшее для своих детей!

Приводим несколько способов того, как быстро научить ребёнка говорить.

С самого рождения уделяйте внимание установлению эмоционального контакта с крохой. Ловите его взгляд, улыбайтесь, разговаривайте. Пойте, говорите с переменами интонации. Ваша речь должна быть чёткой, правильной, разнообразной.

Рассказывайте малышу о том, что происходит вокруг, чем вы с ним сейчас будете заниматься. При этом делайте паузы, чтобы кроха мог вам ответить на своём языке. Обязательно поддержите разговор, повторяя вслед за ребёнком его звуки или эмоционально вопрошая: «Ты вправду так считаешь?».

Целенаправленно ходите по дому или по улице и рассказывайте малышу про различные предметы. Когда кроха сам научится указывать пальчиком на интересующую его вещь, ваши беседы станут дольше и содержательней.

Развивайте речь малыша, обучая чтению целыми словами. Заниматься можно начать как с рождения, так и после 2–3 лет. Сначала показывайте ему карточки со словами, затем переходите к совместному чтению детских книг из комплектов «Книжная разминка» – часть 1 и часть 2. Для активного пополнения словарного запаса крохи мы также рекомендуем использовать программу «Говорим с пелёнок».

Дополняйте слова малыша. Например, он научился говорить «Ба», показывая на собаку. Ответьте ему: «Правильно, это собака, собачка говорит «Гав». Активно пользуйтесь звукоподражанием животным, это приносит малышу особенное удовольствие.

Выберите несколько предметов одного цвета, и покажите крохе со словами: «Вот колечко, оно синее, вот кубик, он тоже синий, и коробка синяя. Все эти вещи синие». После изучения основных цветов можно переходить к знакомству с оттенками цветов.

Рассказывайте малышу стихи и пойте песенки, благодаря ритмичности они прекрасно запоминаются ребенком. Когда стихотворение будет прочитано много раз, давайте крохе возможность самому закончить строчку, или же заканчивайте ее намеренно неправильно, чтобы малыш ее исправил.

Используйте специальные стихи-игры: ладушки, сороку-ворону, гуси-гуси, которые к тому же развивают мелкую моторику рук. Все они, а также другие прибаутки, считалочки, умывалочки, просыпалочки, шагалочки есть в комплекте «Букварь с пелёнок». Будут полезны для занятий и уникальные «книжки-листалки», которые входят в состав системы «Говорим и читаем с пелёнок»
К слову о мелкой моторике. Уже давно доказано, что ловкость пальчиков и развитие речи связаны прямо пропорционально, поскольку за них отвечают соседние участки мозга. Поэтому постоянно давайте крохе играть разными по фактуре и форме предметами.

Вот такие полезные и весёлые занятия по развитию речи - точный ответ на вопрос, как научить ребенка говорить. В процессе обучения малышу никогда не будет скучно, ведь его самое любимое занятие сейчас - это учиться и познавать мир. Общайтесь с крохой с удовольствием, и вы не только научите его разговаривать, но и установите тесный эмоциональный контакт с вашим самым близким маленьким человечком.

Развитие речи ребенка от 1 до 2,5 лет

Чтобы ваш малыш заговорил, используйте различные стимуляторы. Это могут быть ваши эмоции, или же слова из лексикона детей и взрослых. Давайте детальней рассмотрим варианты стимуляции речи малыша.

  1. Положительно реагируйте на любые попытки ребенка произнести что-то новое , даже если слово прозвучало не идеально.
  2. Используйте такие слоги и буквы: ааа, га-га, да-да, ма, па, ба.
  3. Выделите 5 основных слов и используйте их часто в речи, либо же отдельно.Это могут быть следующие слова: мама, папа, бабушка, дедушка, собака.
  4. Используйте слова-подражания :- спать – ааа,- скушать – ням-ням,

    — сдождик – кап-кап,

    — ссобака – гав-гав,

    — сгусь – га-га,

    — слягушка — ква-ква,

    — сдать – дам-дам,

    — супал – бах-бах,

    — барабан – бам-бам.

  5. Используйте слова из лексикона взрослого : трава, собака, часики, смотри и т.д. Ребенок может их повторять по-своему. Например: тава, бабака, титики, моти. Упрощать слова естественно для деток в возрасте от 1 до 2,5 года.

Помните о том, что обучение чему-то новому должно вызывать у ребенка положительные эмоции. Играйте с малышом, часто говорите ему “да” вместо “нет” и скоро ваш ребенок заговорит.

Логопедические стихи для детей, считалки на согласные звуки: В, Г, Т, Д, Б

Считалки

В

Воробьи, вороны, совы,
Волки, львы, волы, коровы.
Кто сумеет повторить?
Не сумел – тебе водить!

В небе паровоз летает,
В море плавает вагон,
Волк по воздуху шагает,
Кто не верит – выйди вон!

Стихи

Г

Гром гремит, грозит, грохочет –
Напугать гроза нас хочет!

Небо было голубое –
Стало грозное, стальное…

Град горошинами бьет,
Град гулять нам не даёт!
Но гроза всё дальше, тише,
Глуше гром, и небо чище…

Загорелась полукругом
Радуга – дуга над лугом!

Друг за другом выбегаем –
В догонялки мы играем!

Гомоним, галдим, гогочем,
Прыгаем, гремим, грохочем!

Т

Собаке Лайке гость
Принес большую кость.
Открыла лайка пасть,
Схватила кость и шасть
Под Настину кровать,
Чтоб кот не мог достать.
Собака: хрусть да хрусть,
Но вдруг – какая грусть! –
Застряла в пасти кость
И колет, словно гвоздь!
Котенок крикнул: «Насть!
Раскрой собаке пасть!».
Схватил когтями кость
И спас собаку гость.
Котенок, Костя, Настя
Сияют все от счастья!
Весь день котёнок Вася
Учил собаку Насти:
«Жадных, знай, никто не любит,
Жадность, знай, тебя погубит!».

Т-К

Татке надели
Тапки на лапки.
Тапки – на Татке.
На тапках – заплатки.

Скинула Татка
Тапки в заплатках.
— Дайте носочки!
— Дайте чулочки!

Наденьте сапожки
На Таткины ножки!
Наденьте перчатки
На рученьки Татки!

Накиньте платочек
В синий цветочек!
Теперь всё в порядке
У модницы Татки.

Д

Бездельники

Ходили, бродили,
Судили, рядили,
Галдели, гудели
Без дела, без цели.

Недели проходят,
Года пролетели…
Бездельники бродят
Без дела, без цели…

Дразнилка

Жадина, жадина,
Съела шоколадину,
Съела виноградину,
Смородину – громадину,
Съела девять видиков,
Девятнадцать ходиков,
Девяносто гвоздиков,
Десять пароходиков!

Б

Робин – Бобин – Барабек
Съел барана на обед,
Съел быка, балык, бобы,
Борщ, бульон, блины, грибы
Яблоко, арбуз, бананы,
Кабачки и баклажаны,
Съел клубнику и бруснику,
Барбарис и голубику,
Съел батон, бисквит, буханку,
Булку, бутерброд, баранку!

… Бедный Робин говорит:
— Невелик мой аппетит.
Я обедом недоволен…
Может быть, я очень болен?

Музыканты

Барабан, баян и трубы,
Балалайка, бубен, тубы.
Мы играем, бьем, бренчим,
Барабаним и трубим!

Логопедические стихи и скороговорки на согласные звуки: Р, ̕P̕

Вертолет

Вот готовится в полет
Винтокрылый вертолет.
Ни разгона, ни разбега:
Раскрутили винт – и в небо.

Трамвай

Трамвай гремит,
Трамвай звонит,
По рельсам быстро мчится.
В любую сторону домчит.
Кто хочет прокатиться?

*****
Метро

Нам проехать не хитро
Через город на метро:
Нет машин и пешеходов,
Перекрёстков, переходов –
Путь проложен под землей
Самый быстрый и прямой.

Корабль

Посмотри:
Корабль старинный
С парусами,
С мачтой длинной,
У штурвала – рулевой,
Ветер дует за кормой.
Ветер парус надувал,
По морям кораблик гнал.

Троллейбус

Затормозил
У тротуара
Синий троллейбус,
Круглые фары.
Вошли пешеходы,
Лишь двери открылись,
И в пассажиров
Все превратились.

По небу летит ракета.
По дороге едет карета.

На лугу пасется корова
У царя золотая корона.

На березе сидит ворона.
Во дворе открыты ворота.
*****

Задали Мише урок
Со словами: дорога, порог,
Ворона, сорока, бараны,
Воробей, караси, барабаны.

Мама с сыном успели
Рассказ сочинить за неделю.
Мама сказала сыну:
— Представь такую картину:

Вот озеро. В нём караси.
Над озером дождь моросит.
Растут у дороги ромашки
И ароматные «кашки».

По дороге корова идёт,
Ароматную «кашку» жуёт.
Идёт по дороге баран,
Несёт баран барабан.

Воробей на дороге пирует,
Горох и корки ворует.
Стоит конура у забора,
Дворняга рычит на вора.

Сорока сидит на воротах,
Ждет деток своих, зовет их
(Сорока кашу варила,
А деток еще не кормила).

А розовые поросятки
(Совсем расшалились ребятки)
Корыто с водой опрокинули
И в озеро рыбам кинули!

Ворона над ними летает
И каркает – их ругает!
Миша учил старательно,
Но не очень внимательно,

И вот какая картина
Получилась в рассказе сына:
«По озеру, как пароход,
Корыто с бараном плывёт.

От радости этот баран
Рогами стучит в барабан!
По дороге идут караси
(Самый важный едет в такси!).

Из конуры корова
Мычит воробью: — Здорово!
Пируй, дорогой, на здоровье
И пей молоко коровье!

Над порогом дворняга летает
И очень старательно лает.
Поросята сидят на воротах
И песню поют о сороках:

— Сорок сорóк воровали горох,
Сорок ворон обокрали сорóк.
Воробей вызывает ворону
На разговор к телефону».

Спорили, ссорились
Андрей с Григорием:
— Я – говорит Андрей, —
Переговорю тебя быстрей!

— А я – говорит Григорий, —
Быстрей тебя переспорю!
А рядом стоял Кирилл,
Смотрел на них, говорил:
— Помирились, Андрей, с Григорием!
Григорий, с Андреем не ссорься!
Андрею Григория не переговорить,
Не переспорить Григорию Андрея.
Я один сумею вас уговорить,
Помирить, передружить сумею!

Скороговорки

Постой-ка, постройка
Простую постройку.
Постой на простой постройке,
Постой на пустой постройке,
Постой на пустой,
Постой на простой,
На пустой, на простой постройке!

Мандаринки у Иринки,
У Иринки мандаринки.

Фонари на двери.
На двери фонари.

Тетерев на дереве,
На дереве тетерев.

Логопедические стихи на согласные звуки: К, Г, Р, В, М, Н

Котя-котя, кыс-кыс-кыс,
Ты ловил сегодня крыс?
Крыски вышли погулять.
Котик, нужно их поймать!

Кашу варим каждый день.
Кушать кашу нам не лень.
Каша нам дает все силы,
С кашей будем мы красивы.

Гуси-гуси, га-га-га!
Гонят их все со двора.
Гуси вышли на газон.
«Га-га-га!» — кричат на нем.

Гоша в городе гулял.
Гену Гоша там искал.
Где живет его друг Гена,
Год назад сказала Лена.

«Р-р-р, — тигренок зарычал, —
Разных я зверей встречал.
Но тигрята р-р-р-рычат
Лучше всех зверей-ребят!»

Радуга красками небо
Вдруг разукрасила смело.
Радостно вновь по дорожке
Прыгают Ромка с Антошкой.

Восемь вежливых медведей
Вместе кашу всю доели.
Всех перепугав соседей,
Благодарно заревели.

Вася, Вова и Виталик
Взяли с краской синей валик.
Валиком ворота красить
Им доверил папа Васи.

Восемь вафель и ватрушек
Вова будет с Васей кушать.
Вася быстро съел все вафли.
Вова будет рад навряд ли.

Маша мыла руки с мылом,
Заодно помыла сливу.
Маша Милу угостила,
Мила улыбнулась мило.

Мама, можно мне гулять?
Меня Маша может ждать.
Мы хотели вместе с Машей
Мелом рисовать с Наташей.

Ночью нужно нам всем спать,
Чтобы сны все повидать.
Ночью Нину-Антонину
Навещает фея Нила.

«Ню-ню-ню, — сказала Нина,-
Обзываться некрасиво.
Нужно нам всем маму слушать
И не обижать Настюшу».

Логопедические стихи на согласные звуки: З-С, Д-Т, В-Ф, Б-П, Ж-Ш

За соской Зося вниз пошла,
Но соски Зося не нашла.
Заснуть у Зоси не выходит,
И Зося соску ищет, ходит.

Саша с Зоей в сад за сливой
Шли, держась за ручки мило.
Зоя Саше вслух сказала:
«Краше сада я не знала!».

Взрыв салюта – сильный звук.
Сразу исчезает слух.
Ушки ты свои закрой.
Тише звук – слух чище твой.

Дятел долбит для детей
Дом-дупло уж девять дней.
Дети дятла будут там
Долбить дырки по утрам.

«Дотёр до дыр я тряпку дома, —
С досадой Диме сказал Тёма, —
Вот, Дима посмотри на дыры!
Я не дочистил половины!»

Сидит дятел долбит дуб.
В этом деле дятел крут!
Дятел деток долбить учит.
Детки дятла не конючат.

Вафли с кофе во дворе –
Фросин завтрак по весне.
Вот бы Фросю попросить
Вафлями всех угостить.

В руки я флажок возьму,
Всем флажком я помашу.
Вот какой флажок в руке!
Всем флаг виден вдалеке.

Финики возьму в дорогу.
Заверну в фольгу немного.
По два финика нам всем.
Финики всегда я ем.

Бык по полю быстро ходит,
Бык пыхтит, бык к нам подходит.
Быстро с Петей побежали.
Бык, похоже, бежит с нами.

Боря и Петя пошли на борьбу.
Боря хотел раз устроить пальбу.
Но Петя у Бори забрал пистолет:
Умел он бороться, Борис – пока нет.

Бобов чуть больше половины
Отсыпал нам по-братски Дима.
Бобов побольше нам бы кушать,
Побольше бы нам папу слушать.

По жаре шоссе шипит.
«Жарко, шумно, — говорит, —
Жутко быстро все машины
По жаре сжигают шины».

Шажок один, шажок другой.
Прыжок и снова шаг ногой.
Шагаю живо, широко.
Шагать с желаньем так легко.

Жутко шумно жук жужжал.
Шум жужжаньем создавал.
Подошел я сам к жуку.
«Тише, жук!» — сказал ему.

Логопедические стихи на гласные звуки: Ы, О, А, И, У, Е

Рыба к рыбе подплыла:
«Я в Крыму вчера была.
Крабы и дельфины в море
Отдыхают на просторе».

Есть у Димы две машины,
Есть и мячик из резины.
Если б был батут у Димы,
Был бы он совсем счастливый.

Рысь рычала на рысенка:
«Ты вчер-р-ра дразнил сестрёнку,
А ведь вы дружить должны.
Сёстры, братья всем нужны!»

Очень скучно во дворе –
Оли с Толей нет нигде.
Олю увезли на море.
С бабушкой уехал Толя.

Ехал паро-паровоз.
Он дрова в деревню вёз.
Очень часто паровозик
В ту деревню что-то возит.

«Очень хочется на море, —
Говорит подружке Соня, —
Я люблю на Черном море
Загорать и плавать вдоволь».

Астры Ася очень любит
И выращивать их будет.
А потом все астры Ася
Девочкам подарит в классе.

Арбузы бабушка купила,
Сначала их так много было.
Но Аля быстро все их съела,
Заметить даже не успела.

Зайка собирал мозайку,
А енот читал Незнайку.
Ёж в альбоме рисовал,
Братец лис ворон считал.

Синий иней всё покрыл –
Им морозец наследил.
Зимушка-зима пришла,
С собой иней принесла.

Сливы синие висели,
Приглашали, чтоб их ели.
Сливы в миску собираю,
Иру, Вику угощаю.

Лилия и просто Лиля –
Лишь одно и то же имя.
Так же Рита-Маргарита,
Виталина – это Вита.

У меня уроков много.
Позову сестру в подмогу.
Выучить уроки дружно
Много времени не нужно.

У кукушки кукушонок
Говорит «ку-ку» спросонок.
Кукушонку утро любо,
Гусениц он съел бы блюдо.

У Ульяны есть юла.
Кукла есть, и не одна.
Дональд Дак, утенок, есть –
Всех игрушек нам не счесть.

Еле-еле душа в теле,
Черепашка поползла.
Шаг ее всегда размерен,
Не спеша живет она.

Елена любит полениться,
Лениться Лене не годится.
Лентяйкой Лене стыдно быть,
О лени нужно ей забыть.

Ежедневно у енота
Есть одна только забота:
Находить себе еду,
Полоскать еду в пруду.

Логопедические стихи на согласные звуки: Т, Д, С, Б, П

Трём-потрём, трём-потрём,
Чистой тряпкой всё протрём.
Убираем всё, метём.
А потом гулять пойдём.

Тётя Таня, посмотри,
Я котлет съел целых три.
А теперь я тортик буду –
Приготовь большое блюдо!

Три котенка так играли,
Что игрушки растеряли.
Ищут тут и смотрят там…
«Попадёт от мамы нам!»

В дудочку, ду-ду, ду-ду,
Песенку дудеть могу.
Дважды в день её беру
И играю: «Ду-ду-ду».

Дайте яблочка две дольки:
Долька – мне и долька – Тольке.
С другом поделюсь всегда.
Не был жадным никогда!

Даша, Дина и Дарина
Дружат с Даней, дружат с Димой.
В садик вместе они ходят,
Дружно время все проводят.

Сорока прилетела в сад.
Садовник этому не рад.
Стащить сорока может сливы,
А сливы сладкие на диво.

Сорок семь сомов поймал
Наш сосед рыбак Иван.
Всем селом ему сказали:
«Столько рыбы не видали!»

Сашу Сонечка спросила:
«Сколько сушек всего было?»
Саша быстро посчитала,
«Семь» — уверенно сказала.

Бабушка блины пекла,
Внука Борю позвала.
Боря ел блины с грибами,
А с брусникой блины — маме.

«Баю-бай, баю-бай,
Бегемотик, засыпай» —
Пела мама-бегемот,
Королева всех болот.

У барашка – барабан.
Барабанит по утрам.
У бычка есть балалайка,
Ну-ка нам, бычок, сыграй-ка.

Пароходик по реке,
Плыл так плавно, налегке.
В порт зашел наш пароход —
Пассажиров он везёт.

Полю покатать на пони
Папа в парк привел с утра.
Пони милую в попоне
В парке ждет вся детвора.

Паучок сплел паутинку.
Паутинка как картинка.
Он в нее поймает мушек.
Будет паучок их кушать.

Чистоговорки на звуки Ш, Ж, Ч, Щ

Ша-ша-ша-ша,
Наша Таня хороша.
Шо-шо-шо-шо,
И поет хорошо.
Шу-шу-шу-шу,
Поет песню малышу.
Ши-ши-ши-ши,
Любят песни малыши.

Жа-жа-жа-жа,
Есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи-жи,
Но не шьют, увы, ежи.
Жу-жу-жу-жу,
Нитки не нужны ежу.
Же-же-же-же,
Это песня о еже.

Ча-ча-ча-ча,
На столе горит свеча.
Чо-чо-чо-чо,
Ой, как свечке горячо.
Чу-чу-чу-чу,
Я подую на свечу.
Чи-чи-чи-чи,
Пламя сдую у свечи.

Ща-ща-ща-ща,
В дождь я мокну без плаща.
Щу-щу-щу,
Зонтик я себе ищу.
Ще-ще-ще,
Буду я ходить в плаще.
Щё-щё-щё-щё,
И в сапожках еще.

ПЕСНЯ МАЛЫШУ

Ша-ша-ша,
Пойте с нами не спеша.
Шу-шу-шу-шу,
Поем песню малышу.
Ши-ши-ши,
С нами пели камыши.
Шо-шо-шо,
Получилось хорошо.

На долгом и занимательном пути развития ребенка и становления его, как личности, умение разговаривать и облачать мысли в верно подобранные слова является, пожалуй, одним из самых необходимых навыков. От этого многое зависит в будущем: как ребенок будет общаться с людьми, сможет ли находить с ними общий язык....

Но это все потом, а сейчас, когда малыш уже давно гулит и агукает, родители так сильно ждут, когда он скажет свое первое слово и гадают на ромашке: каким оно будет? «Мама»? «Папа»? Или даже «Кыся»?

Все родители желают, чтобы их ребенок как можно быстрее заговорил, но у всех детей это происходит по-разному. В силах мамы и папы повлиять на речевой процесс и помочь ребенку начать говорить.

Основные стадии развития речи

Первая

Первые звукосочетания малыш начинает издавать в раннем возрасте, когда ему исполняется 2-3 месяца. Ему даже удается отличать голоса, но вот общие звуки дети воспринимают, как умиротворяющую мелодию. Это считается первой стадией развития речи.

Вторая

К 5-7 месяцам бормотание ребенка становится более отчетливым, украшается эмоциями, потому что наступает вторая стадия.

Третья

Наконец, третья стадия приходится на возраст с 7-9 месяцев. Малыш в этот период начинает произносить короткие слова, сложенные из слогов: «ма-ма», «ба-ба».

Осмысленная речь

Восторг родителей, услышавших такие свершения, малыш не воспринимает, как данность. Осмысленность речи появляется у него в возрасте около года, когда словарный запас пополняется уже несколькими «конструкциями» из 3-10 примитивных слов.

Если с ним в это время заниматься, то в 2 года малыш будет способен не только пополнить словарный запас, но и называть предметы, действия и даже говорить о собственных ощущениях.

Когда нужно начинать?

Считается нормальным, если ребенок не очень хорошо говорит в 2 - 2,5 или даже в три годика. Научить ребенка разговаривать — это означает видеть явный прогресс в развитии речи: новые звуки, попытку повторения слов, знание того, что означают конкретные предметы.

Девочки в этом смысле гораздо быстрее начинают радовать родителей своими звуковыми успехами, а мальчишки отстают от них на несколько шагов. Все потому, что слабый пол созревает намного раньше, чем сильный — и это природный закон выживания.

В тех семьях, где родители говорят на двух и более языках, малыш, скорее всего, начнет разговаривать еще позже. Сами посудите, каково ему «переварить» и применить в действии сразу два потока информации!

Как научить малыша говорить?

Начинаем с рождения

Нельзя пытаться начинать учить ребенка говорить только тогда, когда ему исполнится годик. С самого рождения мама должна принимать активное участие в формировании его речи: говорить с ним, петь, улюлюкать, агукать, при этом показывая малютке свою артикуляцию.

Рассказываем обо всем вокруг

Когда он подрастет, вы должны постоянно разговаривать с малышом: обо всем и постоянно, чтобы он сначала научился понимать интонацию, потом ритм, затем смысл слов. Также давайте ребенку возможность ответить вам пусть даже и на непонятном, гулящем языке. Такой смешной на первый взгляд диалог помогает ребенку учиться разговаривать.

Комментируйте действия, которые вы выполняете: Смотри, мама берет кастрюльку», «Гляди, мама наливает тебе молоко!», «Сейчас я буду тебя переодевать». «Рассказывайте» малышу свой жизненный опыт, чтобы он понимал, о чем идет речь.

Произносим слова и звуки четко и внятно

Малыш должен видеть ваше лицо, когда вы к нему обращаетесь. Слова, брошенные на бегу, тут не помогут. Произносите слова четко, а ударные гласные протягивайте: ка-роо-вааа. Смело тяните губы в трубочку и округляйте рот, чтобы малыш понял, как нужно произносить звуки.

Переходим на новый уровень

В возрасте полутора лет переходите на обычный «голосовой режим», при этом продолжая четко проговаривать звуки. Сложные слова при этом не стоит заменять простыми, пусть ребенок пополняет свой словарный запас.

Также не стоит обобщенно называть какие-то предметы: шапкой именовать и шляпу, и косынку, и каску. Вы не облегчаете ему этим «жизнь», а затрудняете процесс познания мира.

Не оставляем без внимания глаголы с прилагательными

Берите во внимание глаголы, не останавливаясь на пополнении словарного «существительного» запаса. Тучка, дождик, собачка должны присутствовать в разговоре, но наравне с «идет», «летит» и «бежит». При этом предложения должны быть максимально простыми: машинка едет, солнышко светит.

К этим правилом добавьте и необходимость накопления определений, чтобы малыш мог сказать, что солнышко на улице золотое, а лето жаркое. Правильным также будет противопоставлять слова друг другу: бабочка порхает, а жучок ползет.

Так вы обогатите словарь малыша и систематизируете все в голове ребенка, чтобы он вовремя смог «выудить» из библиотеки необходимое слово.

Играем со звуками и слогами

Думая о том, как научить ребенка говорить, чаще играйте со слогами и звуками, ведь все это можно совмещать с текущими делами: едете в автобусе - играйте в слоги, идете на прогулку - пойте песни.

Когда малыш станет старше, увеличьте нагрузку и начните ту же забаву, только со словами: что бывает твердым? (камень), что можно назвать зеленым? (траву).

Развиваем мелкую моторику

Мелкая моторика рук тоже должна постоянно развиваться, ведь руки по утверждениям врачей считаются вторым органом речи. Массируйте пальцы ребенка, играйте с ними в потешки, ладушки, сороку-ворону.

Немногим позже, когда малыш станет старше, перейдите на игру разными предметами - резиновыми, деревянными, колючими, шершавыми, гладкими, чтобы он изучал их своими руками.

Смело давайте годовасику макароны и фасоль, занимайтесь с ним лепкой из пластилина, собирайте мозаику и обязательно рисуйте. Все это поможет ребенку не только научиться говорить, но и делать это правильно.

Способы, помогающие детской речи быстрее развиваться

Игры с использованием языка

Хорошая забава — игра с языком, которой необходимо заниматься вместе с ребенком.

  • язычок гулять собрался (при этом нужно открывать рот);
  • потом он умылся (языком проводите по верхним зубам);
  • решил причесаться (надо высовывать и прятать язычок);
  • назад оглянулся (облизывайте губы);
  • в сторону повернулся (поворачивайте язык то к левой, то к правой части рта);
  • шлепнулся вниз, повис (опустите язык);
  • вверх полез и в домике исчез (поднимите язык и спрячьте го во рту).

Песни с играми

Мама и папа поют песню, при этом изображая звуками все, что в ней происходит: цоканье копыт, звук мотора, мычание коровы. Потом повторяют тоже самое с малышом.

Скороговорки

Когда детки плохо выговаривают звуки ж, с, щ и прочие, помогите ему скороговорками.

Например, такими:

  • «У ежа ежата, у ужа ужата»;
  • «В грозу от груза развалился кузов»;
  • «У осы не усы, не усища, а усики»;
  • «Шесть мышат в шалаше шуршат».

Проблемы с речью: когда идти к логопеду?

Размышляя о том, как научить ребенка говорить, необходимо осознавать одну важную деталь: вы должны быть ответственным и внимательным родителем. Чем больше вы говорите с ним, тем больше ребенок запоминает слов, а его речь развивается гармонично.

Почему нельзя пытаться самостоятельно корректировать дефекты детской речи?

Однако не всегда малыш проговаривает буквы хорошо, а родители, желая помочь ему, пытаются откорректировать эти дефекты самостоятельно. Делать этого категорически нельзя!

Подобные логопедические занятия вредят малышу, а их последствия не в силах исправить и опытный специалист. То же самое относится и к логопедическому массажу, из-за неправильных движений которого происходит спазм нервных окончаний.

В каких случаях нужна помощь специалиста?

Обращаться за помощью к специалисту стоит в том случае, если ребенок в 3 года вообще не говорит или заикается. Также насторожить родителей должен факт того, что малыш говорил, а потом вдруг прекратил разговаривать.

Наконец, если в пять лет ваше чадо все еще неверно произносит звуки, помощь логопеда ему просто необходима!

Как найти хорошего логопеда?

Чтобы найти профессионала своего дела, лучше воспользоваться услугами «сарафанного радио» - спросить о хорошем логопеде у знакомых и друзей. Если же вы решили обратиться сразу в клинику, то посмотрите на отзывы в Интернете и попросите дипломы и сертификаты заведения — так же, как и диплом врача.

«Медвежья» услуга непрофессионала приведет к тому, что ребенок не только не научится говорить, но и его речь впоследствии вообще нельзя будет исправить.

И, напоследок стоит сказать, что речь любого малыша напрямую зависит от того, сколько времени родители уделяют занятиям. Научить ребенка говорить можно только разговаривая с ним. Потому, приложив к достижению заветной цели необходимые усилия и свободное время, вы достигнете на пути развития речи вашего карапуза больших и радостных успехов!

На вопрос, может ли ребёнок научиться говорить без помощи людей, есть один ответ: нет. Всякое достижение малыша в обучающем процессе связано с копированием того, что он видит или слышит.

Психология развития речи

Первые звуки малыш слышит в утробе матери. Когда он появляется на свет, все его существо направлено на познание окружающего мира. Родители в этом играют непосредственную роль. Было отмечено, чем больше мама уделяет внимания младенцу, тем раньше он начинает говорить.

Может ли ребёнок научиться говорить без помощи людей - нет, он должен слышать речь

Слышать позитивную речь настолько важно для крохи, что если контакт минимален, младенцу грозит задержка в развитии. Позже начинают говорить дети, оставшиеся в раннем возрасте без родителей в Доме малютки.

Каждый возраст требует обучения, которое идёт методом копирования. Как утёнок, оставшийся без матери, не сможет крякать, младенец, не слыша человеческой речи, не сможет говорить. Если малыш лишён слуха, то он останется немым до тех пор, пока им не займутся корректирующие психологи. При этом крайне сложно научить такого ребёнка говорить. Скорее всего, после обучения, он будет общаться жестами.

Дети – «маугли»

Известно много случаев, когда дети оставались без родителей и выживали, благодаря заботе животных. Р. Киплинг выразительно описал в своей сказке судьбу ребёнка, которого вырастили волки. Маугли – так звали мальчика – не владел человеческой речью, но полностью копировал повадки своих родителей-волков. Он так и не смог появиться среди людей, поскольку вырос диким зверем.

Синдром «маугли» известен не только по книгам. На Алтае мальчика воспитала домашняя собака. Когда его нашли люди, ребёнок не говорил. Он быстро бегал на четвереньках, лаял и пытался укусить окружающих. Малышу было уже 7 лет, а родителей он потерял в 3 месяца. На всю жизнь у него остались трудности с речью и походка собаки.

Возраст обучения

Есть определённый возраст, в котором ребёнок должен усвоить те или иные навыки. Если время упущено, то полноценно овладеть этим уже не получится. С 2 до 5 лет малыш должен научиться говорить. Причём в этом возрасте он может выучить не только родной, но и иностранный язык. Говорить с ребёнком нужно постоянно, произнося слова чётко, внятно. Каждое действие желательно сопровождать словами, описывая ситуацию, действия, называя предметы.

Научить малыша говорить может только человек. Начинать это надо, общаясь с растущим в утробе младенцем. Задержка в развитии может быть связана с недостатком внимания.