Художественный труд в детском саду: практическое постижение духовных ценностей народной культуры. Ручной и художественный труд как вид труда детей дошкольного возраста Художественный труд детей дошкольного возраста

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ручной и художественный труд в детском саду Бобкова Елена Владимировна воспитатель логопедической группы Кемерово. МАДОУ № 218

«Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. Но, верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал необходимо раскрыть!» А. С. Галанов

Ручной и художественный труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей.

Художественный ручной труд- это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которого он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия.

Творческая деятельность делится на разделы: Работа с разными видами бумаги. Работа с природным материалом Работа с бросовым материалом Работа с разными видами тканью, фурнитурой для шитья

Поделки из бумаги: Сложенный лист пополам Из конуса

Из бумажных полосок Из бумажной пружинки

Из бумажных шариков Плетение полосок

Бумажные комочки Гармошка

Бумажные помпоны

Квиллинг Торцевание

Поделки из природного материала

Поделки из бросового материала

Поделки из разных видов ткани

Поделки из фурнитуры для шитья Рисуем тесьмой Рисуем пайетками

Пуговицы

Мастер – класс поделка из бумажного шарика «Божья коровка»

Оборудование: Бумажные полоски, прямоугольный лист Шаблон головы Клей Ножницы Синельная проволока

Не бойтесь экспериментировать… Творите! Пробуйте! Создавайте! Спасибо за внимание и творческих вам успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественный труд в детском саду, как средство ознакомления детей с народно-прикладным искусством народа ханты в процессе игровой деятельности

Ознакомление детей с народно-прикладным искусством народа ханты...

Практикум для воспитателей: «Очумелые ручки. Художественный труд в детском саду.» «Применение метода изонити в работе со старшими дошкольниками»

Презентация содержит практический материал кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста....

Ручной труд, является наиболее благоприятным для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, а также способствует познанию окружающего мира....

Образовательная программа по художественному труду «Азбука творчества» На основе программы: И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду»

Исаченко Любовь Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №49
Населённый пункт: Канск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методика и требования к организации ручного труда в детском саду"
Дата публикации: 17.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Методик а и требования к организации ручного труда в детском саду

значение

трудовому

воспитанию

придавал

Ушинский

«Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в

человеке жажду серьёзного труда…».

Основная задача

ручному

труду

удовольствием

мастерить,

работать

подручным

материалом,

фантазировать

своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат

Ручной труд в детском саду дает ребенку возможность почувствовать себя

мастером,

художником,

формирует

стремление

мастерить

своими руками, прививает уважение к чужому труду.

наиболее

успешного

развития

детского

художественного творчества, а ручной труд является таковым, - это разнообразие и

вариативность работы на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы,

красивые

разнообразные

материалы,

интересные

неповторяющиеся

задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы – вот что помогает не

допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и

непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз

воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли

применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые

решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребёнка положительные

эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на

принципах построения педагогического процесса :

1. От простого к сложному.

2. Принцип систематичности.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.

5. Принцип последовательности.

При проведении занятий необходимо учитывать специфику возраста детей и

использовать

соответствующие методы

обучения в

зависимости

поставленных задач:

Объяснительно – иллюстративный,

Репродуктивный,

Проблемного изложения,

Частично поисковый,

Рефлексивные приёмы и методы,

Игровой.

Объяснительно – иллюстративные: беседа, вопросы, чтение художественной

литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, скороговорки), объяснение,

описание, напоминание, поощрение, убеждение, анализ результатов собственной

деятельности и деятельности товарищей.

отводится наглядности

педагога,

пример), то

реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе

наглядность

используется

направить

усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В

конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития

образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

Используются

занятиях

и практические

методы (самостоятельное

совместное выполнение поделки). Изготовление поделки, составление композиции в

присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать

вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.

Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с

материалами

необходимы

объяснение

воспитателя,

определенные

практические

действия

контролем

взрослого,

наблюдающего

правильностью выполнения операций и формированием навыка.

Игровые приемы могут быть использованы в любом типе занятий и в каждой её

процессе

постановки

мотивации

исполнительской

деятельности, в анализе детской деятельности, в анализе и оценке детских работ.

Методические приемы, применяемые в ручном труде :

Обследование (воспитатель обращает внимание на технику, орнамент, цвет,

сочетание цветов, строение);

Анализ образца, выполненного педагогом (обнаружение способа создания,

основы конструкции);

образцов,

выполненных

способом

(вычленить

обобщенный способ их создания);

Анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю (учить

действиям сопоставления, проговаривать названия действий, обозначений);

установку

самоконтроль

выполнения

контрольных действий, взаимоконтроль).

НОД с детьми можно проводить по следующей схеме:

1. Организационный момент – сюрпризный момент, сказочный сюжет или

какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи,

проводятся беседы.

сопровождается

материала.

исследуют

форму, обращают внимание на цвет, структуру, другие особенности.

3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.

Объяснение

создания.

побудить

высказыванию

предложений

последовательности

выполнения

отметить

особенности

работы с данным материалом.

5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.

6. Самостоятельное изготовление поделки.

7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.

8. Выставка работ.

9. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Методика организации и руководство ручным и художественным трудом в

разных возрастных группах:

Младшие группы. Необходимо вызвать интерес к «исследованию» материала

уверенность

собственных

получить

удовольствие от результата своей работы. Нужно способствовать освоению детьми

пространственных

отношений

предметами

некоторых

физических

закономерностей, познанию свойств материалов. Сформировать у детей основные

практические навыки работы с материалами и инструментами.

Средняя группа. Здесь уже проводится обучение конструированию из бумаги:

прямоугольный

совмещая

приклеивать к основной форме детали. Можно обучать изготовлению поделок из

природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов. Воспитатель обучает

использовать

закрепления

пластилин;

применять

поделках

катушки, коробки различной величины, пластиковые бутылочки.

Старшая группа. Происходит совершенствование умения работать с бумагой:

сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке. Дети

обучаются

созданию

объемных

квадратный

несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам. Продолжается

обучение создания игрушек, сувениров из природного материала (шишки, ветки,

материалов

(катушки,

проволока

коробки),

соединяя

Формируются

самостоятельно

игрушки для сюжетно-ролевых игр; сувениры для родителей, сотрудников детского

сада; украшения на елку. Хорошо привлекать детей к изготовлению пособий для

занятий, и самостоятельной деятельности, ремонту книг, настольно-печатных игр.

Подготовительная

школе

группа .

разделить

воспитателя на несколько видов:

картоном

продолжать

обучение

складывать

прямоугольной

квадратной,

направлениях;

использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона;

создавать

игрушки-забавы;

создание

предметов

подбирать

изготовлении

сувениров,

костюмов и украшений к праздникам; формирование умения использовать образец;

создание разнообразных объемных игрушек в технике оригами.

завязывать

пришивать пуговицу, вешалку, шить простейшие изделия швом «вперед иголкой»;

аппликацию,

используя

разнообразной

наносить

вырезать

соответствии

задуманным

Работа с природным материалом – создание фигур людей, животных, птиц из

косточек

передавать

выразительность

создавать

общие композиции.

Условия для самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного

возраста:

Насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского

художественного творчества предметно-развивающая среда;

Свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;

Наличие образцов изделий и поделок;

Использование созданных детьми продуктов художественного творчества для

оформления

дошкольного

учреждения,

подготовки

атрибутов

спектаклей,

организации выставок, участия в конкурсах;

Создание музея детских поделок, альбомов, книг;

Непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности

с детьми.

Для успешного обучение дошкольников ручному и художественному труду

необходимо провести определенную предварительную работу:

Создание выставок;

Создание коллекций (фантиков, пуговиц, ракушек, камней и др.);

Создание альбомов (образцы и схемы поделок, виды тканей, гербарий и др.);

Экспериментирование;

Просматривание диафильмов;

Чтение литературы;

Рассматривание картин;

Экскурсии;

Коллажи;

Материалы и инструменты, необходимые для занятий ручным и

художественным трудом в ДОУ:

Природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев,

кора, листья, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, крупы, семена

овощей и цветов)

Бросовый материал (коробки и баночки разных размеров, диски, крышки,

трубочки, фантики и т. д.)

Бумага (обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга) -

Ткань, проволока, вата, целлофан, бисер, поролон, пуговицы и т. д.

Ножницы, клей, пластилин, кисти, иглы для шитья.

Условия успешной организации ручного труда:

насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского

художественного творчества предметно - развивающая среда

свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними

создание

эмоционально-положительной

творческой

атмосферы

процессе

совместной педагогической деятельности с детьми

использование созданных детьми продуктов художественного творчества для

оформления

дошкольного

учреждения,

подготовки

атрибутов

спектаклей,

организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и

мини-библиотеки детских рукописных книг;

непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с

провоцировать

родителей

оценивание

результатов

художественного

творчества детей.

практика

современного

нетрадиционного

детского

художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной

и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития

Требования к организации ручного труда в детском саду

конструктивных (анализ образца, «прочтение» чертежа и т. п.) и технических

(сгибание

перевязывание,

плетение,

склеивание)

которые дети получают на занятии и вне занятия. Если дети придумывают новые

соединения

композиционное

воспитатель поддерживает их и помогают достичь результата;

Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить

конкретное практическое применение;

В трудовом процессе необходимо предусмотреть усложнение предлагаемой

детям работы;

В изготовлении поделок должен принимать участие каждый ребенок;

Используемые

воспитателем

педагогические

помогают

осознать необходимость и значимость работы и выполнять ее с желанием;

выполнении

предусмотреть

воспитателя в зависимости от степени овладения детьми различных навыков, а

самостоятельности

организации,

планировании

осуществлении

трудового процесса.

Трудовое

воспитание

формирует

дошкольников

нравственные

доброжелательность,

сочувствие,

моральные

личности:

бережливость,

трудолюбие,

правдивость,

сознательность.

трудовом

воспитании

моральная

дошкольника: значимость его труда, бережное отношение к результатам труда,

материалам,

заботливое

отношение

художественной

литературе дети знакомятся с трудом взрослых, с красотой родной природы, с

сезонными

изменениями

Ознакомление

взрослых

осуществляется в разных формах: не только нужны наблюдения за трудом или

рассказов

организация

совместной

деятельности

взрослыми. Детям импонирует роль помощника взрослого, но основной смысл

такой организации – непосредственное общение с тружеником, во время которого

ребенок «заражается» трудовым энтузиазмом, подражает действиям взрослых.

Эффективность воспитания положительного отношения к труду зависит от

проявления интереса к деятельности.

Это является одним из условий, обеспечивающим включение детей в труд,

успешное выполнение заданий педагога.

характер

деятельности

инициативу,

активность,

творчество

влияют познавательная направленность интереса, его эмоциональная окраска.

Значительное место в обучении детей ручному труду отводится вопросу

положительных

взаимоотношений

особенно

выполнение

коллективных

дошкольников

формируются

взаимопомощи,

способы согласования действий, сотрудничество на основе организации трудовой

деятельности.

Накапливается

положительный

коллективной

трудовой деятельности.

Навыки ручного труда формируются у детей как на занятиях, так и вне

занятий, во время самостоятельной деятельности.

обучения

художественному

являются

изготовления

предметов, имеющих значение для самого ребенка, его сверстников, близких

Например,

занятиях

приобретают определенные умения, получают новые знания. Педагог предлагает

сделать домики и подарить их малышам. Все его приемы направлены не на

поддержания

общественного

реализацию

занятия – сформировать навыки изготовления поделки.

формирует

создания

поделки по образцу, чертежу, выкройке. Для этого ставит перед детьми задачу

Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть

обобщенным способам анализа – умение определять в предмете его основные

части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали. Это

необходимо при выполнении поделок из бумаги, соломки, засушенных растений.

последовательность

рассматривания

образцов,

придерживаться

выработанного

особенно

подчеркивает значимость анализа (рассматривание) «научитесь рассматривать и

тогда вы сами сумеете рассмотреть игрушку (картинку), которую вы захотите

сделать в уголке труда».

Чтобы выдвигаемые задачи становились для детей значимыми, воспитатель

раскрывает «ближайшие перспективы» - практическое применение полученных

знаний и умений. С этой целью в ходе занятий педагог показывает рисунки или

образцы разных поделок, которые можно выполнить в свободное время, а после

занятия помещает наглядный материал в уголке ручного труда.

Так воспитатель нацеливает детей на самостоятельный труд, подводя итоги

задания, подчеркивая значимость ручного труда, и вызывает к нему интерес.

деятельности

осуществляется

успешности

решения поставленных задач: Что получилось хорошо и почему, чему еще следует

научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки зависит от конкретно

поставленной

Постепенно

усложняя

активизируя

детский опыт, воспитатель формирует познавательный интерес как мотив учебной

деятельности.

Применяя

полученные

осознают их значение в практической деятельности.

позаботиться

необходимые

материалы

засушенные

растения,

веревок, шпагатов, сутажа, бумага, картон, клей, кисти). Их нужно заготовить в

большом количестве.

воспитателя

методических

декоративно-прикладного

искусства

художественно-творческой

деятельностью

многовариантность

исполнения творческих заданий;

«Эмоциональная

методика»

духовно-эстетического

способствующая

развитию

увлеченности

познавательного

интереса;

Использование коллективных форм художественно-творческой деятельности;

использование

различных

историко-

социологических сведений о местных художественных промыслах;

Включение в художественно-творческую деятельность дошкольников работ с

различными материалами, что имеет огромное значение, как в воспитательном

отношении, так и в плане закрепления навыков работы с разными материалами, а

также в развитии художественного вкуса;

Работа с родителями предполагает : папки - раскладушки, информационные

индивидуальные

консультации,

анкетирование,

родительские встречи, семинары - практикумы.

Литература

Художественный

Учебно-методическое

пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.

Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М.

приводим некоторые выступления педагогов

Казанцева Н.А., воспитатель МКДОУ № 9

Наша встреча посвящена организации ручного труда в детском саду.

Что такое ручной труд в детском саду? Нужен ли он вообще?

Ручной труд в детском саду - это всевозможная образовательная деятельность, зафиксированная в программе по обучению детей дошкольного возраста.

В ФГОС дошкольного образования , вступившего в силу 1 января 2014 года, выделено пять образовательных областей, которые представляют определённые направления развития и образования детей. Труд включён в социально – коммуникативное развитие ребёнка: направлено на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является, то что ребёнок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда.

Содержание ручного труда очень разнообразно: работа с тканью, нитками, бумагой, древесиной, природными и подручными материалами, здесь и поделки из бросового материала, и мягкие игрушки, куклы и т. д. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из наиболее важных сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах.

Ручной труд в детском саду дает ребенку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, прививает уважение к чужому труду.

Своими руками малыш может сделать совершенно разные вещи и подарить своим близким, например книжную подставку для брата, машинку для папы, кухонное полотенце для бабушки, корзинку-игольницу для мамы.

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества, а ручной труд является таковым, - это разнообразие и вариативность работы на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребёнка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно.

по организациии ручного труда в детском саду

Кунавина Л.Ю.,воспитатель первой квалификационной категории

«Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде», - Роден .

Художественный труд — это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты (ножницы, нож, степлер, игла, крючок для вязания и др.), исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, тесто, фольга, листья и мн. др.) и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного результата.

Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности.

Художественный ручной труд — это преобразующая, творческая, социально мотивированная деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства (единство пользы и красоты).

Основная задача по ручному труду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.

Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципах построения педагогического процесса :

1. От простого к сложному.

2. Принцип систематичности.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.

5. Принцип последовательности.

При проведении занятий необходимо учитывать специфику возраста детей и использовать соответствующие методы и приемы обучения в зависимости от поставленных задач:

Объяснительно – иллюстративный,

Репродуктивный,

Проблемного изложения,

Частично поисковый,

Рефлексивные приёмы и методы,

Игровой.

Объяснительно – иллюстративные: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, скороговорки), объяснение, описание, напоминание, поощрение, убеждение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.

Большое место отводится наглядности (показ педагога, пример), то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

Используются на занятиях и практические методы (самостоятельное и совместное выполнение поделки). Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.

Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с материалами необходимы показ и объяснение воспитателя, определенные практические действия детей под контролем взрослого, наблюдающего за правильностью выполнения операций и формированием навыка.

Игровые приемы могут быть использованы в любом типе занятий и в каждой её части: в процессе постановки и мотивации задачи, в исполнительской части деятельности, в анализе детской деятельности, в анализе и оценке детских работ.

Методические приемы, применяемые в ручном труде :

Обследование (воспитатель обращает внимание на технику, орнамент, цвет, сочетание цветов, строение);

Анализ образца, выполненного педагогом (обнаружение способа создания, основы конструкции);

Анализ серии образцов, выполненных одним способом (вычленить обобщенный способ их создания);

Анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю (учить действиям сопоставления, проговаривать названия действий, обозначений);

Анализ поделки (дать заранее установку на самоконтроль выполнения контрольных действий, взаимоконтроль).

Занятия с детьми можно проводить по следующей схеме:

1. Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.

2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру, другие особенности.

3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.

4. Объяснение приёмов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.

5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.

6. Самостоятельное изготовление поделки.

7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.

8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ.На занятии и вне занятий педагог формирует общие способы создания поделки по образцу, чертежу, выкройке. Для этого ставит перед детьми задачу «научиться рассматривать поделку, читать чертеж, делать выкройку»

Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способам анализа – умение определять в предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали.

Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна для них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности.

Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников. Необходимо стремиться к созданию в группе и на самом занятии атмосферы взаимной эмпатии, восхищения успехами детей.

Чтобы выдвигаемые задачи становились для детей значимыми, воспитатель раскрывает «ближайшие перспективы» - практическое применение полученных знаний и умений. С этой целью в ходе занятий педагог показывает рисунки или образцы разных поделок, которые можно выполнить в свободное время, а после занятия помещает наглядный материал в уголке ручного труда

Дети, рассматривая свои поделки, не только радуются успехам в труде, но и самокритично оценивают работы.

Оценка детской деятельности осуществляется с позиции успешности решения поставленных задач: Что получилось хорошо и почему, чему еще следует научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки зависит от конкретно поставленной задачи. Постепенно усложняя содержание занятий, активизируя детский опыт, воспитатель формирует познавательный интерес как мотив учебной деятельности. Применяя в ручном труде полученные знания и умения, дети осознают их значение в практической деятельности.

Большое воздействие оказывают на ребят готовые детские работы. Они способствуют формированию интереса детей к этому труду; стимулируют их к проявлению инициативы в совершенствовании навыков работы. С этой целью в группе организуется выставка детских работ.

Ребенок в процессе труда чувствует себя взрослым и это сознание, что он работает, трудится как взрослый, приносит ему радость, поддерживает его интерес и любовь к труду.

Л.В. Пантелеева, Е. Каменова подчеркивают ведущую роль воспитателя, который не только объясняет ребенку технические приемы обращения с различными материалами, но и систематически, целенаправленно учит понимать прекрасное, воспитывает бережное отношение к народному опыту и традициям.

Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

«Создание нового образа происходит путём взаимосвязи воображения, мышления, произвольности и свободной деятельности» - по словам Выготского Л.С. «Благодаря этой взаимосвязи, воображение совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения».

Очень важно приучать ребенка к самостоятельности – сам придумал, сам вырезал, сам вылепил, сам склеил и т.д. (не отказывая одновременно ему в помощи с возникшими трудностями). И не маловажно воспитывать в детях бережное обращение со своими поделками, не отвлекаться во время работы, доводить задуманное до конца, не бросать работу, помогать товарищу закончить работу.

Пропущенная через сердце детская работа не имеет цены, понятно, что её название – эксклюзивная и она должна войти в историю развития малыша.

Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

v Работа с тканью, нитками:

Декоративная аппликация,

Коллажи из ткани, бисера, бус,

Плетение, ткачество;

Изготовление панно, одежды кукол, деталей костюмов для игр, сувениров;

v Работа с природным материалом:

Изготовление мелких и крупных скульптур – анималистика,

Изготовление декоративных коллажей из сухих растений, соломки,

Плетение из прутьев, сухой травы,

Составление декоративных букетов,

Оформление живого уголка;

v Работа с бумагой, картоном :

Аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом,

Изготовление декоративных панно, открыток;

Изготовление объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников, декораций, сувениров.

v Работа с глиной, тестом, гипсом :

Создание декоративных украшений,

Создание панно для оформления интерьера,

Изготовление мелких скульптур, игрушек – сувениров, кукольной посуды;

v Работа с бросовым и искусственным материалом:

Вязание и плетение из пряжи, декоративной тесьмы, цветной проволоки,

Изготовление декоративных украшений и предметов быта,

Изготовление из различных коробочек, остатков ткани, меха.

Вместо традиционных занятий предлагается форма творческих проектов , для которых характерно следующее:

– выявление не конкретной темы, а смысла как способа постижения каждым ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире;

– расширение границ образовательного и реального (материального) пространства (музеи, выставки, мастер-классы, мастерские на площадке детского сада, прогулки и экскурсии, культурные события);

– вовлечение в проектную деятельность других людей — взрослых (родителей, бабушек и дедушек, педагогов дополнительного образования, художников и мастеров народного искусства, музыкального руководителя, экскурсовода и др.) и детей разного возраста с целью расширения команды единомышленников, выхода за рамки сложившейся группы;

– обсуждение проблемы на всех этапах (от разработки замысла до воплощения и применения) с педагогом и другими детьми для осмысления полученных результатов и принятия решений о дальнейших действиях;

– презентация результата продуктивной деятельности, имеющего персональную и социальную значимость (рукотворные игрушки, книжки, альбомы, сувениры, коллажи, макеты, аранжировки, инсталляции, коллекции).

Также одной из форм является создание портфолио (индивидуальных, коллективных, семейных), в этом процессе принимают участие педагоги, родители и сами дети.

Формы представления результатов продуктивной деятельности :

организация выставок детских работ с последующим применением их в убранстве интерьера, в кукольном и живых уголках, в сервировке обеденного стола, в оформлении зала и театрализованным представлением и т.д.,

открытые мероприятия,

участие в смотрах, конкурсах детского сада, города, района, Российской Федерации.

Работа с родителями предполагает : папки - раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер - классы, анкетирование, родительские встречи, семинары - практикумы.

Условия успешной организации ручного труда:

  • насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно - развивающая среда
  • свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними
  • создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми
  • использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг;
  • непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми
  • провоцировать родителей на оценивание результатов художественного творчества детей.

Теория и практика современного нетрадиционного детского ручного художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития детей.

Литература

  1. Лыкова И.А . Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.
  2. Григорьева Г .Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М: 2003, - 344с.
  3. Куцакова Л .В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома.- М: Мозайка-Синтез, 2007.

Особенности ручного труда в дошкольном возрасте, формы организации работы с детьми, значение художественного труда в развитии и воспитании детей. Материалы для изготовления поделок, критерии оценки детских работ. Традиции декоративно - прикладного искусства, художественного ручного ткачества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Воспитатель Буланкина Т. А.

Особенности ручного художественного труда в дошкольном возрасте.

Ручной труд детей представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов. Труд этот, как правило, несет практическую, в известной мере полезную направленность. Осознание детьми целесообразности своей трудовой деятельности оказывает значительное влияние на ее качество, на отношение каждого ребенка к процессу и результату труда.

Индивидуальный характер ручного труда (имеется в виду, что даже при коллективной работе каждый из детей выполняет какой-то ее участок собственными руками), при условии последовательного приобщения к нему всех детей, позволяет фиксировать и корректировать некоторые недостатки.

Труд становится действенным средством воспитания и развития личности только тогда, когда он естественно включается в повседневную жизнь детского сада, направлен на удовлетворение детских интересов, посилен для ребенка,

Выполнение коллективных заданий развивает у детей умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели, воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, развивает инициативу, смекалку. В процессе выполнения коллективных заданий изобразительного характера дети учатся самостоятельно планировать предстоящую работу, согласовывать свои действия с общим планом, продумывать последовательность ее выполнения, подбирать и использовать нужный изобразительный материал. В то же время в коллективных работах ярко раскрываются индивидуальные особенности детей, формируются творческие способности.

Например, хорошим подарком для украшения игрового уголка малышей будет коврик, скатерть, дорожка. Любая декоративная коллективная работа должна отличаться четкостью и простотой композиции, несложностью содержания, а представлена в такой последовательности: создание психологической готовности детей к предстоящей деятельности, планирование деятельности, подготовки рабочего места, изготовления поделки, включающее обучение технологии и организации контроля, обслуживание результатов, подведение итогов.

Художественный ручной труд есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно - эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности.

В становлении традиционных видов художественного труда дошкольников велика роль декоративно-прикладного искусства.

Декоративно-прикладное искусство имеет в своем развитии прочно сложившиеся традиции. Истинные умельцы, мастера своего дела, на основе традиционных канонов, создают шедевры национальной культуры, которыми гордится не одно поколение людей. Прикладное искусство, сохраняя черты отдаленных веков, вносит в современность своеобразную красоту прошлого. Народная вышивка, ткачество, роспись по дереву, затейливая резьба по бересте, кости, дереву. Керамика и изделия из фарфора содержат изобразительные элементы, которые тщательно отбирались исполнителями и передавались из поколения в поколение, подобно сказкам, былинам, песням, преданиям.

Передача навыков ремесла, творческий процесс изготовление изделий под руководством взрослых способствовали закреплению положительных эмоций, стремлению к познанию и овладению спецификой ремесленного мастерства, формированию первоначальных представлений о народно-декоративном искусстве. Понятие наследия, традиции в обучении художественному ремеслу всегда имело важное значение. Наиболее ценным считался тот продукт труда, который аккумулировал в себе не только индивидуальное творчество, но и наследованный опыт предшествующих поколений, усвоенный в процессе практических действий.

Приобщение ребенка к трудовой деятельности в народной педагогики складывалось веками. Формирование ремесленных навыков всегда было связано с изготовлением необходимых и полезных бытовых вещей. В семье старшие обучали младших разнообразным элементам трудового процесса до тех пор, пока не была «поставлена правильно» рука. Основной предпосылкой такого учения являлись условия окружающего быта.

Деятельность детей с различными материалами в народной педагогике классифицировалась следующим образом: работа с природным материалом; обработка льна, шерсти, изготовление пряжи и ткачество; резьба по дереву, камню, кости, коже; чеканка по металлу, работа с глиной; изготовление керамических изделий.

Декоративно-прикладной труд детей 5-7 лет направлен на создание оригинальных, несложных поделок, различных по качеству, выразительности, фактуре материалов. Чтобы увлечение прикладным искусством носило не эпизодический характер, педагог создает в помещении и на участке детского сада оптимальные условия для творческой деятельности каждого ребенка, желающего испытать свои силы. На атмосферу «интересных дел» влияет организация выставок детских работ с последующим применением их в убранстве интерьера, в кукольном и живых уголках, в сервировке обеденного стола, в оформлении зала и театрализованным представлением и т.д. Для демонстрации наиболее рациональных приемов декора педагог может периодически организовывать выставки предметов искусства (народного и современного).

Л.В. Пантелеева, Е. Каменова подчеркивают ведущую роль воспитателя, который не только объясняет ребенку технические приемы обращения с различными материалами, но и систематически, целенаправленно учит понимать прекрасное, воспитывает бережное отношение к народному опыту и традициям.

Взрослый, занимающийся развитием художественного творчества детей старшего дошкольного возраста, в прикладном искусстве должен:

*научить ребят определять эстетические (художественные) цели замысла изделия, как конечный результат своей работы;

*овладеть техническими навыками работы с материалами и инструментами, с тем, чтобы суметь передать свой замысел, не исказив его.

Показывая детям простейшие приемы работы с бумагой, картоном, глиной, нитками, природным материалом на занятиях лепкой, аппликацией, конструированием педагог решает не только художественные, но и общие воспитательно-образовательные задачи (учит сравнивать, анализировать, проявлять в работе самостоятельность и активность, помогать товарищам, доводить работу до конца, следить за порядком на рабочем месте).

Каждый из видов деятельности своеобразен, обладает своими особыми качествами и поэтому оказывает свое, ничем не заменимое влияние на личность ребенка, обязывает так строить педагогический процесс, чтобы характерные особенности этих видов деятельности были в достаточной мере развиты и использованы в воспитательных целях.

Особенно важно, чтобы знания, получаемые детьми на занятиях, входили в детский обиход, служили развитию труда, игры, общения. Правильно организованный ручной труд дает детям знания о качестве и возможностях материалов, стимулирует желание овладеть особенностями мастерства, приобщает к декоративно-прикладному искусству. При организации художественного ручного труда в детском саду нужно: научить дошкольников определять и реализовывать замысел (эскиз) изделия, уметь планировать конечный результат своего труда; привить навыки работы с материалами и инструментами (бумагой, тканью, нитками, клеем, иглой и т.д.). При этом выдвигаются такие критерии оценки качества изделий детского ручного труда:

* функциональность изделия, т.е. возможность его практического применения;

* соответствие формы, цвета, пропорций фактуре материала;

* использование национальных символов;

выразительность, образность, декоративность изделия.

Эти критерии относятся к работе с тканью, нитками (декоративная аппликация из ткани, плетение, ткачество, изготовление панно, одежды кукол, деталей костюмов для игр, театральных представлений, предметов сервировки стола, сувениров).

К работе с природным материалом (изготовление мелких и крупных скульптур, декоративных коллажей и объемных композиций из сухих растений, соломки, плетение изделий из прутьев, сухой травы, составление декоративных букетов из сухих и живых растений, оформление живого уголка).

К работе с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников, развлечений, декораций, сувениров, макетов, кукольных комнат).

К работе по дереву (поделка и сборка деревянных игрушек, сувениров, изготовление мелкой скульптуры с применением элементов природного материала, кукольной мебели, мелких предметов быта).

К работе с глиной (создание декоративных украшений, керамических панно для оформления интерьера, изготовление настенных вставок, мелких скульптур игрушек-сувениров, кукольной посуды).

К работе с искусственными материалами (вязание и плетение из синтетической пряжи, полимерной пленки, декоративной тесьмы, цветной целлофанированной мягкой проволоки, изготовление декоративных украшений и предметов быта, игрушек и сувениров из синтетического лоскута и меха).

Художественное ручное ткачество, издавна известно в России. В старину домашнее ткачество имело широкое распространение в крестьянском быту. Для ткачества использовалось различное сырье: лен, шерсть, конопля, которые вручную обрабатывались в каждом крестьянском доме. Фабричные крашеные нитки в ручном домашнем ткачестве стали появляться лишь к концу ХХI века. Процесс ткачества был почти ритуален, растянутым во времени - летом выращивалось сырье для тканья, зимой, когда полевые работы приостанавливались, его обрабатывали и ткали. Девушки собирались вместе, свивали нити на ручных прялках. Им помогали в работе младшие сестры. На домашних деревянных станках, которые имелись в каждой крестьянской семье, начинали неторопливо ткать холсты. Ближе к весне их раскладывали на зеленой, прогретой солнцем траве для отбелки. Из этих тканей шилась различная одежда, белье, изготавливались предметы для украшения домашнего быта - полотенца, скатерти, занавески, подзоры. Подлинным искусством ручного художественного творчества можно считать старинную одежду русских крестьянок многих областей России. Из тканого полотна жили сарафаны, юбки-поневы, запоны - передники, рубахи с узорными отделками по подолу и вороту, верхнюю летнюю одежду - шушпаны.

Принципы народного художественного ткачества не угасают, они развиваются в современном декоративном искусстве, приобретая все большее значение в сохранении и развитии национальных традиций, в появлении новых видов изделий, формирующих предметный мир современного человека. В наши дни мы смотрим на этот вид прикладного искусства, как на живой и не иссекаемый источник народного мастерства, мудрости и красоты. Специалисты считают, что в современном народном искусстве именно ткачество относится к числу наиболее многовариантных видов. Неслучайно оно привлекает и захватывает многих людей, независимо от их профессии.

Русское узорное ткачество, пройдя большой путь своего развития и не потеряв веками накопленные традиции в настоящее время наполнилось новым содержанием. Традиционное ткачество завоевывает все большее признание, как один из замечательных видов мастерства рук человечества.

Наибольшее распространение получили такие виды ткачества, как ручные ковроделия, гобелен, макраме.

Обучение художественному ткачеству можно начинать уже в дошкольном возрасте, что бы освоить это интересное и увлекательное занятие, надо иметь представление о самом процессе ткачества, имеющим ряд технологических особенностей, с которыми следует познакомиться, прежде всего, педагогу-воспитателю, работающему с детьми. И так процесс ткачества осуществляется на ручном татском станке или рамке с использованием двух нитей - основы (утка), которые формируют ткань. Самым простым переплетением является полотняное, в котором основные и уточные нити переплетаются поочередно.

При умелом систематическом руководстве педагога дети могут овладеть традиционными и современными видами декоративных работ, выполняют творческие задания, применяя свои знания о композиции цветосочетаниях, умение представить готовое изделие в окончательном виде. Во время занятий ручным трудом у них развивается зрительная память, образное мышление, статический вкус, что, в свою очередь, влияет на четкость и точность исполнения задания, на качество работы.


Ручной и художественный труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. В содержание входит изготовление предметов из разнообразных материалов: бумаги, картона, дерева, природного, бросового.

Изготовляют поделки, игрушки, атрибуты для игр, пособия для занятий, ремонтируют книги, настольно-печатные игры. Проявляют настойчивость, терпение, аккуратность. Планируют работу, отбирают необходимые детали, делают несложные заготовки. Поделки – подарки малышам, взрослым и украшают помещения группы к праздникам. Выставки, конкурсы творчества детей и взрослых, родителей.

Примерное содержание ручного труда в старшей группе:

· ремонт книг для малышей;

· пришивание петель к новым полотенцам;

· изготовление «овощей и фруктов» из поролона для игры в «Магазин»;

· ремонт коробок для настольно-печатных игр;

· шитье кукольного постельного белья;

· изготовление украшений к празднику для группы;

· изготовление персонажей для настольного театра;

· изготовление элементов костюмов к празднику;

· плетение из тесьмы пояса к кукольной одежде;

· изготовление елочных украшений;

· поделка игрушек для обыгрывания построек (деревья, человечки, зверюшки, машинки …);

· изготовление сувениров в подарок папе, маме, другу …;

· изготовление игрушек- забав для малышей и т.д.

Зарождение умственного труда (Куликова Т.А.) – труд может выступать в виде логического решения задачи (математической, житейской, собственное «открытие» ребенка, полученное в результате обдумывания и др.)

Воспитатель учит детей «думать, прежде чем делать», объяснять для себя и для других ход своих мыслей, делать выводы и умозаключения, получать удовлетворение от самостоятельно найденного решения.

Умственный труд имеет все компоненты трудовой деятельности.

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего, следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.



Самообслуживание – это постоянная работа о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и семье.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формулирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.

Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему, большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как не в каком другом сочетается умственные и волевые усилия.

Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессов, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Через содержания труда в природе, например, выращивание красивых цветов, направленного на удовлетворение эстетических потребностей людей, через организацию трудового процесса в соответствии с требованиями культуры и эстетики, использование результатов труда для удовлетворения практических потребностей и радостных эстетических эмоций, осуществляется эстетическое воспитание детей.

Ручной труд – развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.