Художественная вышивка. Виды вышивки, особенности техники выполнения и где применяются Техники вышивания нитками мулине


В этой статье мы расскажем, какие бывают виды вышивки. В центре нашего внимания - виды машинной вышивки, однако мы коснёмся и ручного труда. Расскажем про виды вышивки нитками, а также про вышивку лентами, бисером и пайетками. Сложные и простые виды вышивки, исторические и современные - постараемся коротко охватить всё!

Мы занимаемся машинной вышивкой нитками и пайетками с 2007 года. Нам доступны разные виды вышивок на одежде - гладью и крестом, нитками, пайетками, лентой и шнуром. Ниже мы расскажем, какие виды вышивок в каких случаях востребованы, чем они отличаются.

Среди наших клиентов - модельеры и бизнесмены, спортсмены и журналисты, байкеры и военные, а также многочисленные частные лица. Для каждого мы создаём ту самую вышивку, которая ему нужна. Обращайтесь , рады вышить для вас!

Современные виды вышивки нитками

Вышивка пайетками буквы "М"

Виды ручной вышивки

В самом общем виде ручную вышивку нитками обычно делят на свободную и счётную. Счётная нам всем привычна - это та самая, на канве, по клеточкам. Свободная, соответственно, не требует считать клеточки, при таком способе рисунок наносится свободно.

Эти виды ручной вышивки просто связать с двумя самыми популярными техниками вышивания. Конечно, счётная – это вышивка крестиком, а свободная – вышивка гладью . Хотя бывалые мастерицы могут и оспорить это утверждение, но всё же такое разделение вполне оправдано. Никто не спорит, бывает счётная гладь, но она не очень распространена.

Виды стежков и швы в глади

Плоская гладь. Двусторонний стежок равномерно заполняет рисунок.

Гладь вприкреп. Длинный стежок прикрепляется более коротким: используется при больших площадях.

Верхошов. Односторонняя гладь, стежки слегка расходятся «веером».

Узкий гладьевый валик. Мелкие стежки оформляют контур или край.

Стебельчатый шов. Мелкие стежки перекрывают друг друга, как в шнурке.

Петельный шов. Стежки образуют «петельки»: удобно вышивать округлые элементы.

Гладь с настилом. Сначала вышивается подложка – по ней рисунок.

Цепочка. Каждая новая петля закрепляет предыдущую: похоже на вязание на плоскости.

Виды стежков крестиком

Простой крестик. Выполняется в два стежка, один ложится поверх другого накрест. Для красоты рисунка нужно, чтобы верхние стежки смотрели в одну сторону.

Полукрест, или гобеленовский шов. Как видно из названия: выполняется только один стежок.

Двойной крест. Выполняется из четырёх стежков: два косых – и два прямых. Похоже на восьмиконечную звезду.

Двусторонний тамбовский крест. Обычный крест обводится квадратом из четырёх стежков, соединяющих концы крестика.

Гладь Вышивка крестиком “Ришелье” “Мережка” Машинная вышивка

Гладь

Издревле гладью мастерицы украшают одежду, постельное белье, полотенца, скатерти. Для работы требуется только игла, нити и основа, правильно подобранные по толщине.

Крест и полукрест

Этот вид вышивки не требует особых навыков. Но необходимы специальные иглы: с тупым концом и лучше с овальным, позолоченным ушком. Вышивать можно или шерстяными, по специальной канве или полотну, льну. Вышивкой крест украшают одежду, кошельки, постельное белье, вышивают картины.

Ришелье

Эту вышивку еще называют ажурная гладь. Техника ришелье требует терпения, аккуратности и усидчивости. Для работы понадобится ткань, не подвергающаяся деформации, и специальные иголки. В технике ришелье вышивают воротнички, блузки, постельное белье.

Мережка, столбик, раскол, настил и козлик

Вид ажурной вышивки при помощи которой обрабатывают края салфеток, скатертей, постельного белья. Для работы требуется плотная ткань с выдернутыми в одном направлении нитями. Оставшиеся нити компонуют в разнообразные узоры. Это так называемая “счетная вышивка”, при которой надо считать количество задействованных нитей.

Машинная вышивка

Используя специальные вышивальные машины можно создавать украшения для одежды и декора помещения. Техника вышивания запрограммирована изначально и нужно только выбрать понравившиеся виды.

Менее известные виды вышивки

Алмазная вышивка Изонить Сутажная вышивка “Рококо”
Барджелло
“Бути” (бутис)

Скорей, это напоминает мозаику. Для такой вышивки понадобятся пинцет, линейка, готовый набор “алмазов” и канва, которые можно купить практически в любом магазине шитья. Алмазная вышивка яркая, запоминающаяся. Изделия, выполненные в этой технике вышивания поражают своей красотой. “Алмазная” картина станет украшением любого интерьера.

Ниткография или изонить

Узор из ниток выполняется на картоне, бархатной бумаге. Выполненные в этой технике открытки, картины, шкатулки необычны и красивы.

Сутажная вышивка

Для изготовления украшений в сутажной технике потребуется плоский камень, войлок, бисер или бусинки, сам шнур, игла и нитки. Подвески и элементы декора, выполненные в этой технике, оригинальны и неповторимы.

Рококо

Основой вышивки является шов “рококо”: нить плотно навивается на тонкую иглу и аккуратно вытягивается, создавая витой стежок.

Барджелло

Это шитье пришло к нам из Италии. Секрет удивительно красивых покрывал, балдахинов, накидок в бесконечно повторяющемся рисунке, вышитом простым стежком и расположенном параллельно друг другу.

Бути (бутис)

Объемная вышивка, выполняемая белыми нитками по двум слоям белой же ткани. В дальнейшем свободное пространство между слоями заполняется толстыми нитями и образует выпуклый рисунок.

Хардангер

Оригинальная техника вышивания, при которой можно использовать только квадраты, ромбы либо прямоугольники, выражая через строгие формы свое видение окружающего мира.

“Хардангер” Монохромная вышивка Прорезная вышивка Черная вышивика Строчевая вышивка Бразильская вышивка

Монохромная вышивка

Используя нити только одного цвета, но различной толщины, либо разбавив базовый цвет несколькими оттенками, можно получить выразительную и яркую картину.

Прорезная вышивка

Разновидность вышивки гладью – контур небольшого рисунка наносится стежками, делается прорезь по центру и края обшиваются аккуратными одинаковыми стежками.

Черная вышивка

Такая вышивка выполняется черными тонкими нитями на белой или светлой ткани, при этом рисунок не заполняется полностью. Сочетание черных и белых частей образует удивительный эффект.

Строчевая вышивка

Такая ажурная техника вышивки основана на заполнении узором сетки. Шитье похоже на гипюр. Строчевая вышивка в виде ленты используется для украшения одежды, постельного белья, скатертей. На больших работах обычно шитье повторяется из квадрата в квадрат. Строчевая вышивка довольно разнообразна: крупная и мелкая, белая и цветная.

Бразильская вышивка

Это шитье является одним из видов объемной вышивки. Принципиальным отличием является то, что бразильская вышивка выполняется искусственным шелком. Преобладание мотивов цветов, плодов и животных делает работы, выполненные в технике бразильской вышивки яркими, красочный и живыми.

Вышивка с использованием специальных материалов

Вышивка бисером Вышивка пайетками
Вышивка стразами Вышивка стеклярусом Вышивка лентами

Бисер

Бисером расшивают национальные костюмы, кошельки, косметички, шапочки и просто нарядную одежду, вышивают картины.

Пайетки

При помощи пайеток украшают верхнюю одежду, сумки, национальные костюмы.

Стразы

Пришивные стразы получили широкое распространение при украшении одежды, костюмов для выступлений, кошельков, сумок.

Стеклярус

Так же, как и бисер, пайетки и стразы используется для украшения и вышивания картин, а так же создания бахромы.

Ленты

Для такой вышивки лучше использовать канву, ленты же могут быть самыми разными: шелковыми, атласными, капроновыми и даже гофрированными. Иглы нужны гобеленовые с широким ушком и тупым кончиком.

Шелком по шелку

Одна из красивейших и сложнейших вышивок пришла к нам из Древнего Китая. Мастера в то время использовали “иголки, тонкие, как волос”. Утонченная и элегантная двухсторонняя вышивка одинаково выглядит с обоих сторон.

Вышивка шелком Вышивка шерстью Вышивка крючком Вышивка металлизированными нитями Вышивка аппликцией

Шерсть

Используя специальную вышивальную шерсть и иглы, комбинируя разные швы можно легко и быстро вышивать красивые объемные картины, украшать верхнюю одежду.

Крючок

При помощи обычного крючка и ниток мулине можно украсить узорами или цветами косметичку, кошелек, игольницу, салфетки и скатерти.

Металлические нити

Металлические нити, изготавливаемые из полиэстерной основы и оплетки из тонкой проволоки или фольги, толстые, но гибкие. Поэтому их чаще всего нашивают поверх ткани, украшая верхнюю одежду, сумки, кошельки.

Вышивка аппликацией

Нашивая куски материи на основу, обшивая их различными стежками или шнурами, можно украшать верхнюю одежду, сумки.

Русские народные виды вышивки

Крестецкая вышивка Пермогорская роспись Петриковская роспись Городецкая золотная вышивка Олонецкое шитье

Крестецкая ажурная (Новгород)

Одна из самых сложных ажурных вышивок, основанная на сплетении крупной сетки и узора, выполняемого по специально подготовленным сновочным нитям.

Пермогорская роспись

Вышивка повторяет колоритные рисунки старинной пермогорской росписи, до сих пор восхищающей своей живописностью и жизнерадостностью.

Петриковская роспись

Сказочная петриковская роспись, дающая вторую жизнь обитателям живой природы, воплотилась в этой вышивке.

Городецкая золотая вышивка

Старинная и уникальная золотая вышивка городецких мастериц служила украшением одежды в состоятельных купеческих семействах. Такую одежду хранили и передавали по наследству, как настоящую драгоценность.

Олонецкое шитье

Возникшее на Русском Севере, шитье выполняется белыми нитками по белому же полотну. Готовое изделие представляет собой силуэт, расположенный на сетке.

Орловский спис

Древняя вышивка, выполняемая без узелков и, в основном, красными нитями. Согласно старинной легенде, мастерицы вышивали узоры, образовывавшиеся зимой на оконных стеклах. Отсюда такая текучесть рисунка, обилие кругов и спиралей.

Гжель, хохлома

Вышивки повторяют узоры старинных русских росписей и выполняются в цвете, характерном для каждой из них.

Нижегородский гипюр

Удивительно красивый орнамент получается при вышивке по сетке с квадратными ячейками. Использование только белых нитей и филигранная ажурность делают нижегородский гипюр узнаваемым во всем мире.

Кадомский вениз

Русские мастерицы из Кадоми, обученные веницианскими монахинями, создавали уникальную сказочную вышивку: нежнейшее кружево, украшавшее одежды знатных особ.

Орловский спис Вышивка гжель Нижегородский гипюр Кадомский вениз

Виды вышивки с использованием разных видов швов

Таким швом обшивают края ткани, располагая их перпендикулярно подгибу.

Стебельчатый

Шов образует ряд плотно прилегающих друг к другу косых стежков.

Непрерывный ряд петель, являющийся основой такого шва, используют для обшивания по контуру более сложных узоров.

Узелковый

Используется для образования сердцевины цветов или обшивания другой вышивки.

Бархатный

Таким плотным швом с разрезанными петлями вышивают коврики и накидки.

Спираль

Выполняемый толстыми нитками, шов состоит из восьми стежков, создающих кольцо спирали. Иногда в центе так же помещают узор.

Вышивка петельным швом Вышивка стебельчатым швом Вышивка тамбурным швом Вышивка узелками Вышивка бархатным швом Шов “Спираль”

Национальные виды вышивки

Вышивка “Крюил” Бухарская вышивка Швальмская вышивка Вышивка “Шиша”

Крюил (Англия)

Особенностью вышивки, возникшей более четырехсот лет назад, является использование пряжи, свитой из двух нитей разной толщины. Цена такой пряжи была очень высока и подобную вышивку могли позволить себе только знатные особы.

Бухарская вышивка золотом

Роскошную и утонченную бухарскую золотую вышивку невозможно спутать ни с чем другим. До сих пор на Востоке высоко ценятся расшитые тюбетейки,обувь, национальная одежда.

Швальмская (Германия)

Швальмская вышивка белыми нитями по белому узнаваема благодаря использованию простых мотивов цветов и животных и стилизованного “дерева жизни”.

Шиша (Индия)

Оригинальный и необычный вид вышивки, при котором используются обшитые осколки стекла, зеркала, слюды, пайетки. В старину бедные люди использовали даже блестящие крылья насекомых. Таким способом декорируют низ юбок, лацканы пиджаков, сумочки и косметички.

Трапунто (Италия)

Объемная, набивная вышивка, которой украшают сумочки, кошельки, верхнюю одежду. При этой технике стежки обрисовывают выпуклый силуэт.

Шнурковое кружево (Румыния)

При этой технике рисунок выкладывается шнурком, а свободное пространство заполняется при помощи ниток и иголки. Сами шнуры вывязываются крючком. Вставками из шнуркового кружева украшают платья, сумочки, пояса.

Виши или “цыплячьи лапки” (Швейцария)

Для такой вышивки используется ткань в клетку. Расшивая ее разнообразными стежками, можно сымитировать нежное и оригинальное кружевное полотно.

Хедебо (Дания)

Вышивка выполняется на льняной ткани льняными же нитками, при этом вырезанные части узора обрамляются разнообразными швами.

Вышивка “Трапунто” Румынское шнурковое кружево Вышивка “Виши”
Вышивка “Хедебо”

Японские виды вышивки

Вышивка “Когин” Вышивка “Сашико” “Темари” “Кинусайга”

Когин

Основным мотивом данной вышивки является ромб, выполняемый белыми нитками по синей ткани.

Сашико

Переплетение обычных швов “вперед иголка”, соединяющих несколько слоев ткани, изначально было призвано укреплять одежду, делая ее многослойной и теплой.

Шары темари

Для создания удивительно яркого шара необходима заготовка и любые разноцветные нити. Обвивая секторы шар в разных направлениях, соблюдая симметричность рисунка, можно получить прекрасное украшения или игрушку.

Кинусайга

Искусство вышивания картин маленькими кусочками шелка пришло из Древней Японии, где для этого использовали старые кимоно.

Видео: вышивка золотыми нитями

Наверняка в гардеробе у каждой женщины и девушки есть такие вещи, которые они надевали всего пару раз, а может, и не носили вовсе.

Со временем юбочки, блузочки и прочая одежда устарели, вышли из моды. Как же дать им вторую жизнь? Существует много способов для того, чтобы сделать из старой вещи совсем новенькую. И одним из них являются различные виды вышивки.

Наиболее известными и популярными ее видами являются вышивка крестом и гладью. Давайте узнаем больше о них.

Виды вышивки крестом

Вышивание крестиком - самый простой и распространенный способ. Он имеет несколько разновидностей.

Простой крестик - вышивается справа налево, начиная сверху и заканчивая снизу по диагонали. При этом все стежки должны делаться в одном и том же направлении.

Удлиненный крестик - технология та же, что и в простом кресте. Только здесь стежок занимает более одной ячейки на канве.

Шов рисовый - на всей поверхности канвы вышиваются большие крестики, каждый через четыре ниточки. Затем вышиваются сами стежки. Они должны проходить через четыре точки большого креста. Так получаются новые крестики.

Прямой крестик - вышиваем горизонтальный и вертикальный стежки.

«Славянский» крест - такой же, как и удлиненный, только с наклоном и перекрещивается.

Виды вышивки гладью

Гладь - это техника вышивания плотными стежками. Она бывает двухсторонняя и односторонняя.

Двухсторонняя гладь - вышитый рисунок получается одинаковым как с лицевой, так и с изнаночной стороны.

Односторонняя гладь - изнанка кардинально отличается от лицевой стороны.

Вышивка декоративной гладью используется в основном для вышивания цветов, листьев и т. д. Лепестки вышиваются от края к центру, а листья - к середине, как расположены жилки.

При вышивке верхошовом лицевая сторона вышита плотными стежками, а изнаночная сторона получается в виде пунктиров.

Для вышивания могут использоваться бисер, ленты, золотые или серебряные нити.

Очень красиво выглядит. Бусины передают все и оттенки. Рисунки как будто оживают в руках. Для вышивки бисером используют тоненькую леску, но можно вышивать и обычной ниткой. Главное, чтобы бусинки по размеру были одинаковыми, а иголка с легкостью проходила через отверстия бисера.

Вышивка канителью - для этой техники используются исключительно золотые или серебряные нити. Их можно заменить люрексом или нитями на основе пластмасс.

Саму канитель прикрепляют к ткани с помощью нитки одним из трех возможных способов. Ее можно крепить, как бисер, продевая нитку через маленькие отрезки канители. Можно растянуть канитель и продеть сквозь нее нить, а после этого прикрепить ее к ткани еще в нескольких местах. Жесткую канитель нужно растянуть и пришить к ткани мелкими стежками, но нить сквозь нее уже продевать не требуется.

Вышивка лентами - самая легкая по технике из всех видов вышивания. Она не требует особо щепетильного исполнения и предоставляет возможность воплотить в рукоделии полет своей фантазии.

В статье перечислены только самые известные виды вышивки. Но ее техники продолжают развиваться и совершенствоваться. Более подробно узнать о видах вышивки можно в специальной литературе для рукодельниц.

Вышивка

широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины (См. Вышивальная машина) на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами и т.п. Для шитых аппликаций (См. Аппликация) (разновидность В., часто с рельефным швом) используются ткани, мех, войлок, кожа. В. применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно. Бесконечно разнообразны виды швов: для «глухой» В., т. е. по целой ткани, характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и др.; для «строчки», т. е. В. по ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на отдельных её участках нитями, - мережка, «перевить», настил, гипюр и др. Применяемые как по отдельности, так и в различных комбинациях друг с другом, они позволяют создавать В. от совсем плоских до выпуклых, от легчайших контурных или ажурных сетчатых («кружевных») до «ковровых», плотно укрывающих всю поверхность изделия. Рисунок с геометрическими формами выполняется преимущественно счётной В. (отсчётом нитей полотна), а криволинейный рисунок - «свободной» В. (по нанесённому заранее контуру). Главные выразительные средства В. как вида искусства: выявление эстетических свойств материала (переливчатый блеск шёлка, ровное мерцание льна, сияние золота, блёсток, камней, пушистость и матовость шерсти и т.д.); использование свойства линий и цветовых пятен узора В. дополнительно воздействовать ритмически чёткой или прихотливо-свободной игрой швов; эффекты, извлекаемые из сочетания узора и изображения с фоном (тканью или другой основой), близким или контрастным В. по фактуре и цвету.

Возникновение В. относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Усовершенствование её техники обусловлено переходом от каменного и костяного шила к костяной игле, затем - к бронзовой и позднее - к стальной, а также развитием прядения, ткачества, красильного дела и т.д. Её эволюция прослеживается по изображениям В. в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам В. разных времён и народов. Сложившиеся в давние века у отдельных народностей и этнических групп традиции узорной В. (с характерными для них местными композиционными и техническими приёмами, орнаментальными и изобразительными мотивами, цветовым строем и т.д.) дольше всего сохраняются и развиваются в украшении бытовых предметов и в особенности одежды, удерживаясь в ряде стран до наших дней в народном творчестве. Эти традиции проступают и в узорной В. для верхушечных слоёв общества (например, в шитье испанского придворного костюма 16 в.), более подверженной воздействию общей стилевой эволюции искусства. Теснее связана с развитием современного ей изобразительного искусства сюжетная В. Яркими её образцами являются и самые ранние из сохранившихся В. - седельные покрышки с типичными для скифо-сибирского «звериного стиля» фигурами животных (В. из Пазырыкских курганов (См. Пазырыкские курганы), 5-3 вв. до н. э., и из могильника Ноин-Ула , 1 в. до н. э. - 1 в. н. э., все - в Эрмитаже, Ленинград), и расшитые стилизованными фигурами человека-ягуара древнеперуанские мантии из некрополя в Паракасе (1-е вв. н. э., Национальный музей антропологии и археологии, Лима). Традиционные для Китая вышитые панно, в особенности известные с 14 в. «сюхуа» («живопись иглой»), стилистически близки к китайской пейзажной живописи тушью на шёлке. Древнерусская сюжетная В. (шитьё) на церковных облачениях, покрывалах и пр. в ранних образцах (сохранились с 12 в.) связана с византийской иконописной традицией и отличается идущей от Византии тягой к богатой цветовой игре естественного материала (шёлк фона, золотые нити, жемчуг). Для шитья 14-17 вв. характерны свойственные русской иконе выразительность общего силуэта фигур (нередко усиленная контурной линией из жемчуга) и чистота изысканных цветовых сочетаний. Присущие романской миниатюре плоскостность и подчёркнутая экспрессия контура своеобразно преломились в вышитом фризе - так называемом ковре из Байё (около 1080, Музей королевы Матильды, Байё), на котором с наивной непосредственностью сплошными рядами размещены изображения эпизодов из истории завоевания Англии норманнами. Полихромная готическая В. с применением золотых нитей и жемчуга соединила в себе идущую от эмали яркость, стрельчатые обрамления отдельных фигур и сцен, сближающие В. с витражом, и распространённый в миниатюре приём объединения сцен в повествовательные циклы. Ажурной монохромностью фасада готического собора навеяна В. «белым по белому», появившаяся в 13-14 вв. в Германии и в Англии (известна под названием opus anglicum). Она достигла в 15-16 вв. высшего расцвета в венецианском кружеве (вид В. крючком). В эпоху Возрождения В. отличается высоким техническим совершенством и художественной тонкостью. Картоны для В. выполняют видные живописцы (Перуджино, Боттичелли и др.). Во Фландрии появляются вышитые алтарные пелены с заключёнными в широкие орнаментальные полосы самостоятельными многофигурными композициями. В. сближается с алтарным образом, со станковой картиной. В эпоху барокко и раннего классицизма сюжетная В. всё чаще имитирует шпалеры или гротесковые (см. Гротеск) настенные росписи дворцов, и, хотя в этот период создаются такие первоклассные ансамбли В., как отделка стеклярусного кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов), В. постепенно деградирует, становясь к середине 19 в. главным образом средством воспроизведения популярных картин.

Достижения сюжетной В. быстро усваивались и перерабатывались в узорной В. (шитьё парадных костюмов, особенно сложное и изысканное в 17-18 вв.). В преображённом виде новые приёмы выступали как органический элемент народной В., которая вбирала в себя из нового лишь то, что было созвучно её традициям и поддавалось переработке в близком им духе. Так, в Германии, Франции, Швеции, Норвегии, Дании характерные для народного искусства этих стран узоры стали с 18 в. вышиваться на одежде крестьян гладью «белым по белому», а в скандинавских странах, кроме того, в технике, навеянной английским церковным шитьём 16 в. и сочетавшей шерсть, шёлк, золотые и серебряные нити. Приёмы древнерусского шитья 15-17 вв. золотом и жемчугом на церковных облачениях начинают с 18 в. применяться в В. на праздничном наряде русских крестьянок. Относительное постоянство основного набора мотивов в народной В. не исключало появления в ней новых сюжетов, подсказанных жизнью, и орнаментов, идущих из придворного или религиозного искусства, Но эти новые мотивы довольно скоро трансформировались трактовкой, присущей народному искусству той или иной страны, и органически включались в традиционные композиции. В народной В., обычно ограничивавшейся вначале 1-2 цветами нитей, каждый вновь вводимый цвет подчинялся прежним, отчего народная В. долго удерживала национальное своеобразие цветового строя и, став многоцветной, не впадала в пестроту. Так, в большинстве районов России в народной В. 18 и 19 вв. (преимущественно счётной) доминирует огненно-яркий красный цвет с вкраплениями синего и черного - в смоленской В., в сочетании с белым и синим - в тульской, с зеленым - в калужской, с черным - в тамбовской, с многоцветным дополнением - в каргопольской. В ней наряду с мотивами, восходящими к древним славянским культам (ромб - символ Солнца в В. центральных районов, 3-частные геральдические сцены с матерью-богиней или древом жизни посредине - в В. северных районов), уже в начале 19 в. появляются изображения барсов и орлов, взятые с узоров привозных тканей и включаемые на С. в симметричные 3-частные композиции, а в центральных районах - в ряды 3-полосных фризов. В вологодских В. часто встречаются цветы тюльпана и граната, листья аканта, идущие от тканей 17 в., сцены гулянья, поездок в карете, навеянные лубком; нередко они сочетаются со своеобразно трактованными барочными раковинами и рокайльными завитками; счётная В. постепенно сменяется «свободным» тамбурным швом. В В. южных районов (главным образом в воронежской) со 2-й половины 19 в господствует яркая полихромия; плотное, «ковровое» шитьё поражает тонкой цветовой гармонией и энергией ритмических ударов чёрного. Ряд народных вышивных промыслов возник во 2-й половине 19 в. в результате закрытия монастырских и помещичьих мастерских (мстёрское шитьё белой гладью, торжковское золотое шитьё и др.). Бывшие крепостные мастерицы, усвоившие приёмы и пластический строй В. для верхних слоёв общества, при работе на рынок «от себя» постепенно сближают свои изделия по характеру и духу с народной В. Фигурные композиции приобретают обобщенность и ритмическую строгость симметричных построений, орнамент - плоскостно-силуэтную трактовку.

С развитием фабричного производства во 2-й половине 19 в. народная В. в промышленно развитых странах переживает упадок. Не выдерживая конкуренции с машинной В., она постепенно лишается своих художественных традиций и вырождается в подражание фабричным образцам. Новую жизнь народная В. обрела в СССР и в странах, идущих по социалистическому пути развития, где поддерживаются действующие и возрождаются угасавшие её центры как средоточие высокого мастерства и художественного вкуса, где к работе с объединёнными в производственные комбинаты мастерами привлекаются обученные в вузах художники. Возрождение народной В. благотворно сказалось и на художественном качестве машинной В., например саратовской, в которой осваиваются мотивы белой строчки посёлка Крестцы (Новгородская область), В. Ивановской и Горьковской областей, гладьевой В. Мстёры. В свою очередь в народной В. всё чаще встречается сочетание ручных и машинных приёмов работы. Этот процесс взаимовлияния и сближения народной и фабричной В. характерен и для других советских республик, а также для некоторых социалистических стран (ГДР, Венгрия, Польша, Чехословакия).

В. является также одним из самых распространённых и популярных видов самодеятельного искусства и домашнего рукоделия.

Лит.: Фалеева В. А., Русская народная вышивка [в. 1]. Древнейший тип, Л., 1949; Работнова И. П., Яковлева В. Я., Русская народная вышивка, М., 1957; Верховская А. С., Западноевропейская вышивка XII-XIX веков в Эрмитаже, Л., 1961; Русское декоративное искусство, т. 1, М., 1962, с. 461-480 (библ. на c. 493); Dillmont T. de, Encyclopedia of needlework, Mulhouse (Alsace), 1890; Schuette М., Müller-Christensen S., A pictorial history of embroidery, N. Y., 1964.

И. М. Глозман.

Очень много людей, особенно домохозяек, начинают занятия рукоделием, в том числе техникой вышивания. Это весьма сложная работа, для исполнения которой необходимо иметь довольно заметный опыт в данном ремесле. Многим начинающим свой путь в шитье придётся узнать многое не только о тканях, нитях и иглах, но и изучить многие виды вышивки.

Безусловно, имеются некоторые основные виды вышивки, а потом уже множество дополнительных, для тех, кто заинтересовался:

  • — это почти самый распространённый вид, имеющий особенность, облегчающую работу: выполнение идёт по счёту нитей на ткани. Таким образом, можно сделать рисунок на ткани точь-в-точь подобным на оригинал. В связи с тем, что каждую клетку на схеме можно условно принять за крестик, то выполнение происходит на ткани с равномерным переплетением нитей. Их просто необходимо сосчитать, и, выполняя равномерные стежки, соотносить все «крестики» с переплетениями на ткани. Необходимое снаряжение для выполнения: иголка, нитки, схема с непосредственным рисунком, напёрсток (для безопасности) и, естественно, сама ткань. Для начала, желательно, обклеить края рабочей поверхности скотчем или заделать швом, т.к. края могут рассыпаться. С целью определения центральной точки полотна необходимо свернуть ткань в 4 раза и, развернув, сделать метки по согнутым линиям. Затем, закрепив на рабочем месте ткань, начать процесс вышивания по исходному рисунку. Сама по себе технология крестика состоит в диагональных стежках, чередуя справа налево и слева направо. Из-за того, что всё выполняется по размеченным крестикам, подобная техника считается самой лёгкой. Один из самых распространённых вариантов для начинающих

  • — так же является разновидностью счётных видов вышивки, выполняющаяся с помощью крупных и объёмных элементов. Основные использующиеся швы: накладной, наборной, рококо, тамбурный и французский. Для примера следует разобрать именно наборной шов, а рисунок — цветок. Так как сама техника является довольно сложной, то следует всё подробно изучить. После этого станет гораздо легче. Сам по себе шов подразумевает навивание нити на иглу. Таким образом, набираются петли. Для красоты картины надо набирать необходимое количество петелек. Вот основные подручные средства:
  1. иголка (длинная)
  2. сама ткань (желательно однотонная)
  3. нить
    А теперь сама пошаговая инструкция: начинать необходимо с центра. Протянув иглу, сделать стежок на том месте, где будет середина будущего цветка. Затем, сделав несколько петель вокруг пальца, возвращаем их на иголку и затягиваем. В общей сложности надо сделать десять штук на иглу, аккуратно протягиваем сквозь ткань. Получится очень красивый центр нашего цветка. Для создания маленьких лепестков, надо проделать те же шаги, но с четырнадцатью петельками. А вот для больших лепесточков понадобится девятнадцать петель. Так вот и получится цветок

  • Строчевая вышивка . Так же входит в счётные виды вышивки. Ткань должна быть обязательно с равномерным переплетением нитей. А основой подобного вида являются гладьевые стежки, которые выполняются по четыре в блоке. Нить подбирать желательно скрученную. В основном, по этой технике шитьё выполняется по прямым линиям, а в последствии получаются различные геометрические фигуры и узоры. Подобный вид является очень кропотливым, так что необходима довольно большая часть свободного времени. Вот принцип выполнения подобной работы: сделать несколько гладьевых стежков, затем один диагональный. После вышивание идёт по размеченным блокам до полного завершения картины. Так же является одной из самых лёгких технологий

  • по принципу мозаики — довольно интересное занятие, являющееся не совсем вышивкой. Для неё не понадобится ни нить, ни иголка. Это процесс обклеивания определённой картины стразиками . Понадобится лишь: сама схема с нанесённым клеящимся материалом, маленький пинцет, упаковки с самими стразами и расшифровка схемы (куда и какой номер клеить). На первый взгляд она может показаться очень сложной и громоздкой, но это лишь первое впечатление. На самом деле это очень простое занятие, требующее лишь усидчивости. Отчасти кропотливое, т.к. деталек довольно много. Клеящаяся основа обычно закрыта целлофаном, дабы не испортить и не загрязнить её. Желательно не снимать всю плёнку целиком, а по частям, которые вы сразу заполните нужными стразами. На заготовке рисунка в каждую клеточку нанесён определённый символ, который и отвечает за номера на пакетиках страз (расшифровка, обычно, находится в углу картины). Таким образом, беря каждый стразик пинцетом и клея на основу, со временем вы получите очень красивый рисунок. Единственный минус данного метода — работа с мелкими детальками, которые надо прятать от маленьких детей

  • . Получаются очень красивые картины, но является весьма трудоёмким. Вот перечень предметов, необходимых для выполнения: сама ткань, ножницы, золотая нить (желательно иметь много разной толщины), исходный рисунок, иголка и напёрсток (опять-таки для безопасности). Работу над картиной следует начинать с тщательной подготовки и планирования. Найти картинку, которую хотите увидеть на полотне. Выбрать удобную для вас ткань, закрепить её на рабочем месте и постепенно переводить исходную картинку. Данный вид вышивки известен ещё с древности, ведь именно таким образом создавали иконы и элементы одежды для зажиточных сословий

  • Вышивка лентами . В основном, используется для при создании красивых картин цветов и прочей растительности. Знать необходимо всего-лишь два стежка, так что это очень простой вид. Самым лучшим вариантом является использование шёлковых лент. Но есть и более бюджетный вариант — атласные ленты. Они недорогие и присутствуют во многих магазинах в цветовом изобилии (а смотрятся ничуть не хуже шёлковых). Если вы не любите придерживаться строгих правил при вышивании — это самая подходящая техника. Ведь здесь всё зависит только от вашего желания, можно сочетать любые формы и фигуры. Размеры стежков так же подбираются по личному желанию, их можно менять на протяжении выполнения. Можно смело обшивать любые элементы одежды и украшений подобными лентами. Весь интерьер в квартире тоже выглядит привлекательно после вмешательства в него с подобными элементами

  • Вышивка бисером . Очень интересная технология, с помощью которой создаются очень красивые элементы. Так как сам по себе бисер очень выразителен, то с помощью него не составит никаких проблем создать по истине шедевральное произведение. Им можно, как и лентами, украсить свою одежду или аксессуары, что будет выглядеть стильно и привлекательно. В отличие от алмазной, здесь уже придётся использовать иглу. Но ничего сложного тут нет, всё происходит по принципу «иголку вперёд». Таким образом, подобрав сочетание цветов, и создаются все красивые картины. Единственная сложность — надо очень аккуратно и ровно выкладывать все стежки. Все советуют начинать именно со сложных и больших картин, чтобы сразу понять, понравится ли вам. Потому, что в мелких работах бисер не особо себя раскроет. Да и научиться будет легче

  • Ришелье . Одна из самых красивых, но, к сожалению, теряющих свою актуальность. В данный момент, используется в основном в производстве на станках. Но, к сожалению, это выглядит не так, как ручное шитьё. Ришелье — это прорезная вышивка. Она довольно сложная, так что придётся очень постараться, прежде чем начнёт выходить нечто действительно стоящее. Бриды — основные элементы ришелье. Они заполняют вырезы на ткани, и именно из них получается рисунок. Выполняется настил стежками в несколько слоёв (петельками) на месте будущих брид . После этого выполняется узор (но не по нитям ткани, а именно по настилу), благодаря чему получаются красивые и объёмные детали. После этого, ткань междубрид вырезается и получается эффект ещё большей объёмности рисунка

  • — не слишком кропотливый вид, ведь работы получаются довольно быстро, а выглядят очень приятно. Она весьма проста и прекрасно подойдёт начинающим свой путь в рукоделии. Полотно натягивается по определённому контуру, на нём расчерчивается карандашом схема будущего узора (в основном, это прямые линии по вертикали, горизонтали и диагонали без слишком сложных элементов). После этого же начинается сам процесс вышивки. Нитки желательно использовать мулине, а ткань подойдёт любая. Сначала вышивается так называемая «сетка», места пересечения вертикальных и горизонтальных нитей закрепляются маленькими стежками крестиком, а после этого выполняется основной узор (всё это для удобства)

Вышивание пришло к нам из очень далёких времён, а некоторыми приёмами владели лишь самые опытные мастерицы из богатых сословий, а обычным людям эти секреты не раскрывались, потому, что это было прерогативой состоятельных слоёв населения.

Это замечательный вариант занять чем-нибудь своё время, с учётом того, что количество различных видов и технологий попросту невозможно сосчитать, на столько их много.