Детская дружба: какие друзья нужны вашему ребенку и нужны ли вообще. Как научить детей дружить со сверстниками: советы психологов

Дружить детей нужно учить – да-да, такие, казалось бы, естественные взаимоотношения не рождаются из ниоткуда, способность к дружбе не впитывается с молоком матери, малышам необходимо объяснять правила взаимодействия в коллективе, их значимость. Чтобы научить ребенка дружить с другими детьми, как показывает практика, нужно приложить немало усилий. Детская дружба – это настоящая удача, ведь ребенок, имеющий друга, более защищен, уровень его психологического комфорта намного выше, чем у одиночки.

Что такое дружба? Это взаимодействие с окружающими людьми. Если раньше ребенку было достаточно общения с мамой и другим домашними, то уже с трех лет его постепенно начинают интересовать сверстники. Как же с ними взаимодействовать? Во многом успех или неуспех отношений зависят от того, какими навыками общения ребенок овладел при взаимодействии с родителями. Взаимоотношения со сверстниками - это бурная жизнь на границе собственного «я».

Как же научить ребенка дружбе, сделать так, чтобы он не был изгоем в детском коллективе?

Проблема детской дружбы в психологии: движение внутрь и наружу

Дружба – это важный аспект в жизни ребенка, ведь именно на границе собственного «я» происходит самое интересное: что-то или кого-то малыш приглашает и впускает, от чего-то и кого-то старается защититься. И это важно как для психологического здоровья, так и для физического. Если говорить о физическом уровне, наш организм нуждается в поступлении воздуха, еды, воды и в выведении углекислого газа, пота, мочи и пр. На психологическом уровне подобное движение внутрь и наружу осуществляют наши потребности.

Потребности, связанные с движением наружу, - это так называемые агрессивные потребности. К ним относятся как потребности в защите собственной территории, так и действия, связанные с расширением собственных границ и возможностей (поступление в вуз, признание в любви и т. д.). Осуществление этих потребностей важно и полезно, но только в приемлемой форме. Например, если вас разозлил муж, вы не бьете его по лицу лопаткой, как маленькая девочка в песочнице, но предъявляете свои чувства при помощи голоса, жестов и «я-сообщений». Другой пример: если вы влюблены, то не налетаете на человека с поцелуями, а предъявляете свои чувства иначе, например как Татьяна Онегину. Неспособность человека проявлять свои потребности, связанные с движением за пределы собственного внутреннего мира, ведет к накоплению внутренней энергии, которая может проявляться в неконтролируемых вспышках гнева и ярости. Хорошо, если гнев и ярость, как говорится, служат для того, чтобы просто «выпустить пар». Хуже, если накопленная внутренняя энергия
находит выход не в гневе и ярости, а в хронических заболеваниях или в ощущении неудовлетворенности собой и своей жизнью.

Потребности, связанные с движением вовнутрь, призваны обеспечить наш организм и нашу личность чем-то новым, приятным, полезным. Если говорить о любви в контексте данного вида потребности, то чтобы любить и быть любимым, нужно уметь не только защищаться, наступать, завоевывать и осваивать, но и принимать, впускать, внимать. То есть уметь принимать дары, в том числе и дар любви.

При здоровом психологическом процессе потребности, связанные с движением вовнутрь, и потребности, связанные с движением наружу, непрерывно сменяют одна другую.

Что же касается психологии детской дружбы, то в этом случае ребенок должен уметь знакомиться, принимать любовь, признание и постоять за себя в коллективе. Так что дружба между детьми - это явление постоянных компромиссов.

Каждый человек сам регулирует режим открытия и закрытия своих границ, постепенно научаясь впускать полезное и отвергать вредное для своего внутреннего мира. Отработка этого механизма неразрывно связана с осознанием своих чувств, потребностей и способов их конструктивного предъявления миру.

Ошибочно было бы думать, что проблема детской дружбы разрешится сама собой, как только малыш начнет выходить во двор, в возрасте трех-четырех лет. Безусловно, со сверстниками ребенок начинает общаться уже с наработанными навыками слияния, давления или сотрудничества.

Воспитание дружбы: как можно научить ребенка дружить с другими детьми

В детских компаниях среди самых распространенных проблем числятся драки, то есть неумение конструктивно говорить о своем гневе; замкнутость - страх предъявления себя, своих чувств и желаний; стремление доминировать - реализация потребности в любви путем запугивания; а также проявление истеричных способов взаимодействия, прилипчивость, долгие обиды, стремление навязать свои желания другим.

Психология дружбы детей небескорыстна, все имеет свой исток. Бурные реки детских проблем несут в себе воды родительских установок, чувств, страхов, ограничений и сложностей. Но прежде чем перейти к советам психологов, способным помочь детям в их трудностях, нужно окунуться в трудности родительские.

Чтобы сделать жизнь малыша на детской площадке и в компании сверстников счастливой, помочь ребенку дружить, как показывает практика, достаточно двух вещей:

  • самим придерживаться правил проявления эмоций и предъявления потребностей;
  • и непременно так же внимательно относиться к своим желаниям и чувствам.

Умение родителей корректно предъявлять и осуществлять свои потребности помогает ребенку выработать навык сотрудничества, как с взрослыми, так и со сверстниками. Внимательное отношение не только к потребностям ребенка, но и к своим собственным, а также поиск конструктивных способов их удовлетворения помогут вам обнаружить и очертить границу между вами и вашим сыном или дочкой, тем более что малыш растет, становится взрослым и учится прислушиваться к окружающему миру. В процессе воспитания дружбы помните - для детей вы самый первый, наиболее естественный и доступный тренажер по части общения и взаимодействия с миром. Только вы сможете научить ребенка защищать себя, когда это требуется, и просить о помощи и внимании, когда это необходимо.

Конечно, родителям приходится во многом поступиться своими потребностями с рождением ребенка. Иногда, например, даже время принятия папой или мамой душа определяет малыш. Родительство, кроме умиления, радости, гордости, нежности и любви, наваливает на нас необходимость огромного ежедневного труда. Именно поэтому родителями становятся не в пять и не в двенадцать лет, а в том возрасте, когда человек способен поступиться на время своими потребностями ради другого маленького существа. Ключевое слово здесь - «на время». И у детей, и у родителей законы осуществления потребностей работают одинаково. Реализацию потребности можно на время отложить, можно изменить частоту и форму их удовлетворения, но совсем избавиться от желания совершенствоваться, узнавать новое или просто отдыхать - невозможно!

Настоящая детская дружба в коллективе: учим детей дружить

Для долгосрочных дружеских отношений в коллективе важно уметь проявлять не только дружелюбие и доброжелательность, но и быть способным отстаивать свои интересы, не разрушая при этом приятельских отношений.

Быть приветливым и добрым - замечательная позиция или установка для начала отношений, но для долгой дружбы этого, к сожалению недостаточно. Невозможно радоваться друг другу бесконечно. Невозможно иметь одинаковые желания, одинаковые стремления, одинаковые мнения обо всех событиях, явлениях и предметах и пребывать благодаря этому в идиллическом состоянии слияния. Разность во взглядах обязательно породит спор, разность в потребностях приведет к необходимости их обозначить и отстоять. С одной стороны, это простая истина, с другой - непреодолимый барьер для многих отношений, и не только детских.

Самый сложный этап в развитии любых союзов (любовных, дружеских, детско-родительских) - это осознание, что твой партнер, хотя и схож с тобой во многом, является отличным от тебя существом, и многое в его видении не совпадает с твоей точкой зрения. Принятие этого различия делает отношения более глубокими и интересными - такими, когда есть место не только дружескому киванию головой, но также противоречиям и спорам. На этом этапе происходит соприкосновение двух разных миров, понимание и принятие их различий. Как показывает практика, научить ребенка дружить без понимания и признания различий между людьми, без уважения к чужим потребностям невозможно. Без этого основой отношений может стать только нездоровое слияние. А оно, в свою очередь неизбежно ведет к обидам - нас обманули! - или чувству вины из-за того, что мы не оправдали ожиданий другого.

Как же научить ребенка дружить со сверстниками, быть всегда желанным членом детского коллектива? Помощью в прохождении этого сложного этапа в отношениях станут умение уважать чувства и желания другого, а также навыки установления и отстаивания своих приоритетов. Причем отстаивать, имея в арсенале одни комплименты и доброжелательные улыбки, не выйдет. Так что нужно дать ребенку дополнительные модели поведения, которые помогут сохранить и дружбу, и его собственную индивидуальность.

Крепкая дружба в школе: как научить ребенка дружить с одноклассниками

Если вы заметили, дети не любят тех, кто все время ими командует, но и не уважают того, кто не может за себя постоять. Новая сказка поможет ребенку научиться сообщать окружающим о своих потребностях и прислушиваться к чужим желаниям. Как вы уже, наверное, поняли, основным тренировочным полигоном снова станут ваши с ним отношения.

Крепкая дружба детей в школе невозможная без умения заявить о своем желании и уважительно отнестись к желаниям другого - это основной навык продуктивного общения. Именно его можно с успехом отрабатывать на ваших отношениях с ребенком. Обратите внимание: насколько часто вы пренебрегаете желаниями ребенка или своими? Что подталкивает вас действовать именно так?

Если брать природные тенденции в формировании навыков общения со сверстниками, то интерес к другим детям возникает у детей в возрасте четырех-пяти лет. Играя, малыши этого возраста в основном воспроизводят действия и поступки хорошо известных им людей: мам и пап. С пяти лет игра детей становится более сложной.

С одной стороны, дети хотят оставаться, «как все», иметь подобные игрушки, тетрадки. С другой стороны, дети, способные предложить нечто неординарное, пользуются популярностью. Важно помочь ребенку найти баланс между желанием быть, как другие, и стремлением быть особенным. Подобная двойственность стремлений присуща человеку вообще и ярко проявляется во время каждого из возрастных кризисов, что можно наблюдать и у наших первоклассников, преодолевающих кризис шести-семи лет.

Чтобы научить ребенка дружить с одноклассниками как можно крепче, помогите малышу в придумывании интересных, оригинальных затей. Отнеситесь с уважением и пониманием к желанию ребенка быть похожим на других. Это может быть реальной помощью в приобретении друзей и подспорьем для комфортного вхождения в школьный коллектив. Основной же арсенал навыков общения со сверстниками ребенок нарабатывает при общении с родителями. Не скупясь на сообщения о любви по отношению к ребенку, родители помогают первокласснику быть доброжелательным, а демонстрируя ему на собственном примере, умение отстаивать себя и прислушиваться к желаниям других, дадут верное направление на пути построения долгих и уважительных отношений.

Важно помочь ребенку найти баланс между желанием быть, как другие, и стремлением быть особенным.

Статья прочитана 6 014 раз(a).

  • Дети копируют дружеские отношения своих родителей.
  • Чтобы подружиться, им необходимо пространство свободной игры.
  • Взрослым лучше обсуждать с детьми их отношения, но не навязывать им друзей.

Недавно я услышала, как две пятилетние девочки очень серьезно договаривались на детской площадке: вернувшись домой, в определенный момент обе громким шепотом должны произнести имена друг друга в знак взаимной верности и искренней любви… Сомневаться не приходится: дружеские чувства могут быть сильны даже в таком юном возрасте.

Взрослые, вспоминая свое детство, обычно верят, что заводить друзей им было легко и просто. Достаточно выйти во двор – и подходящая компания обязательно находилась. Но когда мы наблюдаем за тем, как общаются наши дети, как сложен мир их дружеских связей, мы понимаем, что детская дружба на самом деле никогда не бывает совсем уж безоблачной.

Полюбить себя глазами другого

«Дружба связана для нас с теплыми, приятными чувствами, – рассказывает экзистенциальный психотерапевт . – Это хорошая сторона жизни, и этим она ценна. Часто те положительные переживания, которые мы получили в детских дружеских отношениях, составляют основу нашей способности противостоять жизненным трудностям. Те из нас, у кого в детстве не было друзей, чаще остаются , чувствуют неудовлетворенность своей жизнью, лишены фундаментального ощущения, что «жизнь хороша».

Чтобы дружба возникла, необходимо, чтобы у ребенка была возможность свободно играть со сверстниками: без этого условия, без совместной свободной игры дружбе просто неоткуда взяться. Мечта о друге впервые может появиться в 4–5 лет, но особенно важными такие отношения становится к 7–8 годам: друзья способны оценить ребенка более объективно, чем родители. «В этом возрасте друг необходим как внешнее «зеркало», – поясняет Светлана Кривцова. – Зеркало, благодаря которому ребенок может лучше понять себя: «какой я?», «нравлюсь ли я другим?».

«Технология» отношений

Современная городская жизнь во многом определяет трудности, с которыми сталкиваются дети. Почти исчезли детские дворовые компании, которые еще лет тридцать назад были своеобразной «школой дружбы» и где можно было освоить все тонкости и все виды дружеских и приятельских отношений. Остается не так много мест, где естественно зарождается дружба: детский сад, где дети в идеале свободно играют, «продленка» в школе, разнообразные занятия по интересам, где под присмотром взрослых, в безопасном пространстве можно вместе делать нечто хорошее и полезное. И конечно, дача, куда ребенок приезжает каждое лето.

Некоторые родители, понимая, что крепкие дружеские связи помогут детям быть более успешными в жизни, слишком сильно беспокоятся, когда, как им кажется, что-то идет не так. Стараясь помочь, они оказываются чересчур включенными в детские отношения. Однако дружба между детьми происходит по правилам, которые устанавливают они сами. Взрослые могут повлиять на них, но лишь косвенно. «Дети неосознанно подражают родителям, – напоминает Светлана Кривцова. – Поэтому лучший способ научить дружить – самому быть хорошим другом кому-нибудь. Из отношений в семье ребенок перенимает способы разрешения конфликтов, умение договариваться, идти на компромисс. Все эти навыки формируются в дружбе, а затем оказываются не менее востребованными в любовных и рабочих отношениях». Взрослые могут наглядно показать преимущества «партнерских установок»: мы идем навстречу друг другу, уступаем партнеру, чтобы вместе сделать гораздо больше, нежели поодиночке.

Дружбу можно «разложить» на отдельные навыки и учить им целенаправленно*. К ним относятся умение знакомиться, начинать и заканчивать разговор; умение просить о помощи и предлагать ее, делиться, проявлять заботу о другом, и даже умение оставаться одному – необходимое для того, чтобы ребенок не чувствовал зависимости от дружбы. «Не стоит забывать, что наряду с приятными переживаниями в дружбе всегда присутствуют и конфликты, связанные с недовольством, разочарованиями, ревностью, разрывом отношений, – рассказывает психотерапевт. – Как бы ни хотелось родителям избавить своих детей от негативных переживаний, духовный опыт облагораживающих страданий (конечно, в разумных, «гомеопатических» дозах) необходим для их психологического развития. И будет лучше, если этот опыт будет получен в дружеских отношениях и в относительно спокойном, доподростковом возрасте. Поскольку только так дети смогут почувствовать границу между желанием сохранить отношения с другом и чувством собственного достоинства, узнать, что такое потеря, и понять, что жизнь на этом не заканчивается…»

Дети впервые предпочитают играть друг с другом, а не поодиночке.

Возрастание в дружбе

3 года. Зарождается альтруистическое поведение: дети начинают помогать другим, делиться с ними своими вещами. Возможны конфликты, так как они еще только учатся делиться.

4 года. В дошкольных учреждениях дети проводят все больше времени в совместных играх со сверстниками. Обычно они еще не заботятся о поддержании дружеских отношений, для них друг – тот, с кем они сейчас играют.

6–7 лет. Дети все чаще выбирают друзей, разделяющих их интересы. Друзья – это те, кто делится лакомствами и игрушками, «с ними весело», «они хорошие». Мальчики и девочки стремятся общаться по отдельности, при этом у девочек возникают более близкие дружеские связи с «лучшими подругами».

10 лет. У детей появляется внутреннее «интимное» пространство, в которое допускаются лишь близкие друзья. Друзья – это те, с кем сотрудничают, делятся. Дети считают, что для дружбы необходимы взаимное доверие, общие интересы, отзывчивость, доброта и внимательность.

От 12 и старше. Дружеские отношения все больше напоминают взрослую дружбу, однако могут оказаться куда более интенсивными: отношения со сверстниками значат для формирования идентичности подростков куда больше, чем отношения с родителями. Чаще возникает дружба между мальчиками и девочками, которая являются своеобразной подготовкой к будущим романам. Дружба воспринимается как длительные отношения, основанные на взаимопонимании, в которых можно делиться своими мыслями, чувствами, секретами. Друзья помогают преодолеть одиночество и страх, стараются не обижать друг друга.

Политика невмешательства

«Мне не нравятся друзья сына. Точнее, один друг, – признается 43-летняя Юлия. – Все время на улице, нахальный, лентяй, на второй год остался в четвертом классе. Родители, похоже, совсем им не занимаются, а моего к нему просто как магнитом тянет...» Можно ли вмешиваться в детские отношения, если нам кажется, что ребенок дружит с «неподходящими» детьми или «не так, как надо»? Ведь уже в дошкольном возрасте дети стремятся самостоятельно выбирать себе товарищей по играм. Их тянет к тем, кого они воспринимают как равных, с кем их связывают общие интересы. И это универсальное качество всех дружеских связей в течение всей нашей жизни. Поэтому родителям лучше отойти в сторону и позволить маленьким детям самим решать, с кем им дружить. Зачастую мы недооцениваем способности собственного ребенка или нам не хватает терпения подождать, пока он самостоятельно справится с возникающими сложностями. «Самое важное, что требуется от родителей, – вести себя так, чтобы ребенок, если захочет, мог поговорить с ними о любом, в том числе негативном, опыте отношений», – считает Светлана Кривцова.

Восьмилетний Женя был очень застенчив. «Я пыталась знакомить сына с другими мальчиками, но он только больше замыкался, – рассказывает 32-летняя Ольга. – И конечно же, своего лучшего друга он нашел без моей помощи. Мы были в парке, но сын ни на кого не обращал внимания, он рисовал мелом на асфальте огромный корабль. Новый мальчик, Игорь, сидел рядом и наблюдал за ним. Я очень хотела вмешаться и посоветовать Жене постараться подружиться с ним, но все-таки сдержалась. Игорь очень заинтересовался рисунком, и они разговорились. А через двадцать минут они уже вместе карабкались на горку. После того как Женя сам подружился с Игорем, он сильно изменился, больше смеется – похоже, что он стал больше уважать себя, словно этот мальчик помог ему осознать собственную значимость».

Чем мы можем помочь

Наш собственный детский опыт может мешать или, наоборот, помогать нашим детям. Психолог Синтия Эрдли (Cynthia Erdley) обнаружила, что матери, которые в детстве были застенчивы, обычно прилагают много усилий для того, чтобы найти друзей своим детям** . Они создают множество возможностей для общения и помогают детям, если у тех возникают трудности. И наоборот, родители, которые были уверены в себе, часто считают: «Для меня это было легко, значит, будет легко и для моего ребенка».

Между тем есть дети, которым трудно подружиться или с которыми трудно дружить: для них естественные правила дружеских отношений не являются очевидными, поэтому им требуется помощь и поддержка. К примеру, если ребенок застенчив, помогите ему познакомиться с другими людьми: расскажите историю, которую он сможет пересказать другим детям, или дайте маленькую игрушку, которую он сможет показать, когда будет играть с ними. За агрессивным поведением часто скрывается неуверенность в себе и неумение адекватно выражать свои чувства. Родители могут помочь таким детям, показав, как можно реагировать в конфликтных ситуациях, и укрепляя их веру в себя.

* Серия книг «Жизненные навыки. Уроки психологии» Под ред. С. Кривцовой (Генезис, 2002).

Как поддержать тех, кому дружить сложнее

Застенчивые дети. Постарайтесь сделать так, чтобы дома ребенок чувствовал себя уверенно. Проводите больше времени с ним и показывайте, что вы цените его идеи. Учите его вести себя в тех ситуациях, когда он стесняется. У ребенка должна быть возможность наблюдать за тем, как вы общаетесь со своими друзьями.

Назойливые дети. Если ваш сын или дочь отдает свои игрушки, пытаясь купить дружбу, или требует от друзей слишком многого, возможно, у него (нее) снижена самооценка. Не используйте подарки для проявления своих чувств к своему ребенку. Старайтесь как можно яснее показывать, что вы цените его таким, какой он есть. Учите различным способам проводить время, когда он один. Это поможет ему чувствовать себя увереннее в одиночестве.

Неуживчивые дети. Постоянные ссоры, причем не с одним или двумя, а со многими друзьями, могут быть проявлением скрытых проблем ребенка. Существует ли какой-то определенный момент – при знакомстве или уже после того. как дружеские отношения установлены, – когда обычно возникают ссоры? Посмотрите, не проявляется ли здесь один и тот же сценарий? Внимательно выслушайте то, что вам рассказывает ребенок, обсудите с ним, как бы он хотел, чтобы дальше развивались события, и какими способами этого можно добиться.

Жадные дети. Не заставляйте делиться, если сын (дочь) этого не хочет. Часто нам настолько важно продемонстрировать, как великодушен наш ребенок, что мы выбираем для этого самые дорогие ему вещи. Помните, что дети, как и взрослые, склонны воспринимать то, что им принадлежит, как часть себя, и не любят отдавать ценные для них предметы.

Светлана Кривцова, экзистенциальный психотерапевт

За эти годы, веришь, как сестра
Ты стала мне. И в этот день прекрасный
Желаю я, чтоб дружба навсегда
Такой же светлой оставалась, ясной.

Нас дружба, милая, связала,
Проверена она уже,
Нередко жизнь с тобой кружила
Нас в своем бурном вираже.

Дорожу, поверь, тобою.
Знаю, точно не предашь.
Чужда ведь тебе по жизни
Ложь, наигранность и фальшь.

В день дружбы я скажу спасибо
За понимание и совет,
Хочу, чтоб ты со мной дружила
Немало славных, долгих лет.



Дороже друга в мире не найдешь.
Ты рядом и всегда меня поддержишь.
Ты выслушаешь и всегда поймешь,
Утрешь все слезы, радостью утешишь.

Будь всегда любимой, нужной,
Хорошей и не болей.
Пусть крепчает наша дружба
Год от года всё сильней!

В день дружбы шлю тебе, моя подруга,
Мой искренний и яркий поздравок!
Мы знаем много лет уже друг друга,
Растим мы дружбы сказочный цветок.

Пусть он с годами ярче расцветает,
Пусть не согнут его ветра обид,
Нас море дней прекрасных ожидает,
Как счастлив тот, кто дружбой дорожит!

Ты мудрые слова находишь,
Поддерживаешь меня всегда,
Без слов как будто понимаешь,
Ведь ты подруженька моя!

С тобой я говорю о многом,
О многом я с тобой молчу,
С днем дружбы, дорогая,
Тебя поздравить я хочу!



Спасибо миру, у меня есть ты,
И дружба наша крепнет с каждым годом!
Пусть наши исполняются мечты
И стрелки счастья не меняют хода!

С Днем дружбы поздравляю от души
Тебя, моя любимая, подруга!
Тебе желаю счастья и большой любви,
Найти скорей прекрасного супруга.

Тебя любить буду всегда,
Друг самый лучший мой на свете.
Пусть окружают волны радости, добра,
Пусть будет мир твой чист и светел.

С днем рождения котенок,
Ты совсем уж не ребенок.
Моя лучшая подружка,
Озорная веселушка.
Будь здоровой и расти,
Как цветок весной цвети.
Не пугайся и не злись,
Лишь по жизни веселись.

Своей подружке в десять лет
Я шлю торжественный привет.
Пусть в своей жизни предстоящей,
Ты всегда будешь настоящей.
Учись всегда лишь на пятерки,
И пусть завистники умолкнут,
Родители всегда будут любить,
В любви, ребенку проще жить.

На десять лет устроим мы веселье,
Ведь у подружки день рождение,
Сегодня будем веселиться,
А завтра в школу, вновь учиться.
Желаю я тебе успехов,
Побольше радости и смеха,
И повстречать быстрее принца,
Да поскорей в него влюбиться.



Я желаю тебе счастья
И за все благодарю.
Хоть чужая мне по крови,
Как сестру тебя люблю.

Моя милая подруга,
Поздравления от меня.
Я с днем дружбы поздравляю,
Ненаглядная, тебя.

Ты лучшая подруга, знай об этом,
И ближе у меня подруги нет!
Ты делишься всегда своим секретом,
Тебе могу доверить я секрет!

Подружка милая и нежная,
Хоть иногда ты и небрежная,
Позволь поздравить от души,
А ты слова мои прими.
Люблю тебя я как никто,
И лучше не найти подруги,
Надеюсь, через много лет,
Не усомнимся мы друг в друге.
Здоровья, счастья и любви,
Тебе желаю обрести,
С тобой всегда, я рядом буду,
О дружбе нашей не забуду.

Пусть щебечет соловей,
И распускаются мимозы,
И не будет серых дней,
Мимо пролетают грозы.
10 лет тебе и мне,
Взрослые мы стали,
Но от дружбы нашей,
Вовсе не устали.

Таких поздравлений в округе,
Не найти никогда в округе.
Мы всю ночь его писали,
И к утру совсем устали.
Решили словами просто сказать,
Зачем нам сидеть и сочинять.
Ведь ты самый милый человек,
Такого не найти и через век.
На 10 лет в твой первый юбилей,
Прими любовь от всех своих друзей.

Свой юбилейный День рожденья
Ты сегодня отмечаешь.
Пусть же сбудется мгновенно
То, о чём ты так мечтаешь.
Будь всегда такой красивой,
И удачливой безмерно.
Много дней тебе счастливых,
И друзей побольше верных.

Для тебя, подружка, сегодня поздравленья,
Пускай отличным будет настроенье,
10 лет – твой первый юбилей,
Улыбок для друзей не жалей.
Пускай удача в твой дом стучится,
Пускай задуманное свершится,
Пускай тебе везёт во всём всегда,
Пускай на высшем уровне будут школьные дела.



Спасибо тебе, милая, за дружбу,
За каждое мгновение и денек!
С Днем дружбы поздравляю так радушно
Тебя, мой самый милый ангелок!

Солнца лучистого, яркого в жизни
Я пожелаю тебе от души.
Прочь прогони ты все темные мысли,
Днем наслаждайся и жить не спеши.

Пожелать любви и счастья
Каждой хочется из вас.
Чтобы горе и ненастья
Сторонились чаще нас.

Желаю, чтоб зарплата была больше,
Которую ты хочешь получать.
Чтобы начальники подольше
Всегда с утра давали спать.

Чтобы карьера вверх стремилась,
Чтоб повышенья получать.
А ты влюбиться умудрилась
И от любви могла летать.

Из утонченнейших намеков
Создам браваду поздравлений.
Пусть прошибет немного током,
Польется в памяти кореньях!

В то прошлое, что нас сроднило,
Обогатило две души!
Ты помнишь, как все это было?
Тогда мне ручкой помаши!

В международный день дружбы
Поздравить тебя очень нужно,
Ведь ты - подруга любимая,
Родная и незаменимая.

Желаю тебе оставаться собой,
Крепко беречь дружбу со мной,
Исполнятся все желания твои,
И обретут жизнь любые мечты.

Моя милая подруга,
Поздравления от меня.
Я с днем дружбы поздравляю,
Ненаглядная, тебя.

Дорожу, поверь, тобою.
Знаю, точно не предашь.
Чужда ведь тебе по жизни
Ложь, наигранность и фальшь.

Я желаю тебе счастья
И за все благодарю.
Хоть чужая мне по крови,
Как сестру тебя люблю.

В Международный праздник дружбы
Желаю радости, подружка!
Имей все то, что сердцу нужно,
Будь самой славной хохотушкой!

Веселой будь и улыбайся,
Не веря разным глупым сплетням,
Собой, подруга, оставайся,
Ведь ты прекрасней всех на свете!

Ты человек всегда душевный,
Находишь нужные слова,
Поддержишь в трудную минуту,
Признаешь, если не права.

В день дружбы искренне отмечу,
Подруги лучшей не найти,
Благодарю судьбу за это,
Что рядом ты со мной в пути.

Моя любимая подруга,
Тобой я очень дорожу,
Тебе в день дружбы я сегодня
Слов теплых множество скажу,
Тебе я доверяю тайны,
С тобой мы не разлей вода,
Всегда веселой оставайся,
Со мной не ссорься никогда!

Будь всегда любимой, нужной,
Хорошей и не болей.
Пусть крепчает наша дружба
Год от года всё сильней!

Мы с тобою дружим, уже давным-давно,
Гуляем во дворе и вместе смотрим кино.
За партой одной мы в школе сидим,
И расставаться даже на час не хотим.
Сегодня замечательный супер праздник твой,
Мы его отметим весело с тобой.
Тебя я поздравляю и спешу сказать,
Лучшей подружки нельзя никак желать.

Тебе ровно 10 лет,
Радостно смотри на свет,
Очень мило улыбайся,
С ясным солнцем просыпайся,
Радуй всех подружек ты,
Принимай скорей цветы
Розы алые в букете –
Шоколадные конфеты,
Плюшевого медвежонка
Будь же счастлива девчонка!
И в свой первый юбилей,
Обнимай скорей друзей!

Тебе сегодня десять лет,
Прекрасная принцесса!
И Фея шлёт тебе привет
Из сказочного леса!
Русалка дарит жемчуга
И лилии речные,
А Леший – полевых цветов
Поляны расписные!
Верь в сказку, девочка, всегда,
Не только в День рождения!
И пусть волшебная звезда
Ведёт тебя к везению!

Подруженька, сегодня, в день рожденья,
Я пожелаю счастья и везенья,
Пусть мечты сбываются твои,
Радость пусть твои наполнит дни,
Рядом будут пусть всегда друзья,
Пусть прекрасной будет жизнь твоя!
10 лет – твой первый юбилей –
Станет пусть счастливейшим из дней!

Пятьдесят, пятьдесят
Баба - ягодка опять.
Ты красива и умна,
Силами ещё полна,
Мудростью нагружена,
Ты моя подруженька!
С юбилеем поздравляю:
Чтобы дети помогали,
Холодильник разгружали.
Деньги ты у них храни,
Будут «целыми» они.
И ещё, чтоб в эту пору
Молодым давала фору.
За тебя сейчас я пью
И за все благодарю.

Такой замечательный жизни этап,
Особенный возраст - твои пятьдесят!
Моя дорогая! Желаю тебе
Сильней с каждым годом душой молодеть!

Такой же роскошною женщиной быть,
Любимой, счастливой и тоже любить!
Пусть год юбилейный исполнит мечты
И будешь успешной и радостной ты!

Дорогая моя, родная!
Мы знакомы в тобой давно.
И поэтому с юбилеем
Мне поздравить тебя дано.

50 ведь совсем не возраст,
Да и ты это знаешь сама.
Мы еще с тобой погуляем,
Много дров зазря наломав!

А сегодня поднимем бокалы,
Выпустив те эмоции в груди.
Пусть завидуют нам генералы,
Нашей стойкости в жизни пути!

И пусть бывает в жизни нелегко,
И не всегда судьба тебе послушна,
Живи красиво, вольно, широко,
Люби людей тепло и простодушно

А люди и оценят, и поймут,
И не оставят в случае невзгоды.
Помогут лучше проявить
Все, что дано тебе природой.

Ты подруга, и мать, и товарищ,
И всегда ты везде хороша,
Будь счастливой, здоровой, веселой,
А душой будь всегда молода!

Поздравляю с юбилеем, милый мой дружочек.
Пусть придет еще немало и деньков и ночек!
Быть тебе желаю я сильною, но гибкой,
Утро каждое встречать радостной улыбкой.
Говорят, плохих погод нету у природы -
Будь душой всегда юна, и плевать на годы!

Опять восемнадцать
Подруге моей!
Я счастья желаю
Тебе в юбилей

Любви, комплиментов,
Вниманья мужчин,
Полсотни букетов -
Без всяких причин!

Тебе сегодня пятьдесят,
Огоньки в глазах горят,
Праздник сказкою вокруг
Обвивается. И вдруг
Дети, внуки, дяди, тети -
Все кто были на работе
Поздравляют и кричат.
Пожелать добра хотят,
И здоровья, и богатства,
И любви бескрайней царство.
И немножечко хлопот
Пусть прибавит еще год.

Тебе сегодня пятьдесят!?
А может всё же восемнадцать?
Как умудряешься опять
Такой же юной оставаться?

Пусть это будет твой секрет.
Подруга, я желаю в день рожденья
Прожить тебе на свете много лет,
Любви, здоровья и везенья!

Столько лет с тобою вместе.
Можно сказануть без лести –
Дружба женская бывает!
С днём рожденья поздравляю!

Всё с тобой: умна, красива!
Как терпкое вино игрива!
Грациозна словно пава,
Мила, прекрасна, величава!

Пожелаю я здоровья!
Окружают пусть любовью
Близкие и все друзья.
Как же я люблю тебя!

Вот это да, вот это праздник –
Тебе, подружка, пятьдесят.
От тостов, поздравлений разных
Пусть радостно глаза горят.

Исполнятся мечты мгновенно,
И даром не пройдёт ни дня.
Всем самым необыкновенным
Наполнится пусть жизнь твоя.

Что за праздник, что за чудо,
И гостей уж полон дом,
Родилась моя подруга,
Все заботы на потом!

Родилась моя роднуля,
Как же я тебя люблю,
И тебе желаю счастья,
Воплоти свою мечту!

Улыбайся, будь веселой,
В счастье, радости живи,
С днем рождения подруга,
Будь любимой и люби!

За бутылочкой мартини
Снять мы можем напряжение,
Продолжать лишь в том же духе
Я желаю в день рождения.

Будь счастливой, подруга,
Обожаемой всегда.
Пусть любовь и радость будут,
Только красят пусть года.

Обаятельной и умной,
Сногсшибательной, «изюмной»,
Самой лучшей из подружек
Самых ярких заварушек

Я желаю в день рожденья,
А еще любви, везенья,
Оптимизма и успехов,
Радости, добра и смеха.

Лучшую подругу поздравляю
С днём рождения сегодня я!
Чмокаю и крепко обнимаю,
Ты прекрасна как симфония!

Будь очаровательной, гламурной,
Будь весёлой, смейся и не хнычь,
Будь порой беспечной, авантюрной,
А порой - серьёзной как Ильич.

Не болей на зависть всем недугам,
И вообще - сто тысяч лет живи!
Поздравляю, милая подруга!
Счастья, удачи и любви!

Ты родилась, зажглась звезда!
Природа красоту и ум дала,
Талант, фантазию, добро,
Неповторимость, естество.

Подруга моя, с Рождения днем!
Пускай же в радужном мире твоем
Царит гармония, любовь и красота,
И пусть заветная исполнится мечта!

15 сентября 2018 года в Москве состоялось 5-летие уникальной суворовской традиции «Внук - Сын - Отец - Дед». Совместный юбилей отпраздновали выпускники Московского суворовского военного училища 1963, 1983, 2003 годов и будущие выпускники 2023 года.

Празднование началось с церемонии награждения памятными знаками воспитанников МсСВУ и вручения Послания трех выпусков, запечатанное в капсуле 5 лет назад. В нем старшие выпускники оставили добрые пожелания и напутствия поколению «внуков», которые суворовцы откроют на церемонии своего выпуска в 2023 году.

Главные мероприятия проходили в Центральном музее Вооружённых сил России. В торжественной обстановке состоялась церемония вноса знамен Российской Федерации, Министерства обороны и, что особенно знаменательно, Красного Знамени Московского суворовского военного училища Вооруженных Сил Советского Союза. Добрые слова и пожелания прозвучали в выступлениях командования, преподавателей и выпускников четырех поколений Московского СВУ. После торжественного построения и митинга, суворовцы и ветераны приняли участие в праздничной экскурсии по Центральному музею ВС РФ.

Затем Московские суворовцы возложили цветы к монументу генералиссимуса А.В.Суворова, памятнику воинам-интернационалистам и военным морякам-подводникам.

Впервые в истории всех военных учебных учреждений Минобороны России, в систему воспитания достойных защитников Отечеству добавилась программа соборности и преемственности воинских традиций «Внук - Сын - Отец - Дед», которая основывается на дружбе и взаимопомощи четырех поколений выпускников и воспитанников с разницей в возрасте 20 лет.

Такая разница в возрасте позволяет выстроить образ системы семейного воспитания духовно-нравственных ценностей в звене «внук - сын - отец - дед», сохранить преемственность воинских традиций, обмениваться жизненным и профессиональным опытом, поддерживать и помогать друг другу.

Суть программ проста и по-семейному логична:

«Внук» учится в суворовском училище и постигает азы служения.

«Сын» служит в офицерском чине, личным примером и советом вдохновляет и поддерживает суворовца («внука»), при необходимости обращаются за помощью к «отцу».

«Отец» служит Родине на ответственном направлении, наставляет «сына», присматривает за «внуком» и заботится о «дедушке», организует преемственность традиций, является генератором программы.

«Дед» - ветеран военной службы, подвижник кадетского движения, наставляет «отца» и «сына», присматривает за «внуком», при необходимости обращается за помощью к «отцу» и «сыну».

В рамках суворовской программы проводятся встречи, собрания, занятия, экскурсии, военно-патриотические и духовно-нравственные мероприятия.

Идея объединения и сплочения выпускников-суворовцев с такой разницей в возрасте возникла на общем собрании старших по выпускам общественной организации «Московские Суворовцы» в декабре 2012 года. А уже 14 сентября 2013 года состоялся первый в кадетской истории совместный юбилей, но только трех выпусков: 1963, 1983, 2003 годов, так как будущие выпускники 2023 года еще не поступили в МсСВУ.

За 5 лет дружбы поколений выработался механизм взаимодействия и взаимопомощи, сформировалась система преемственности традиций и духовно-нравственных ценностей, в которой все воспитанники и выпускники училища становятся членами одной большой и дружной суворовской семьи.

Обращаемся ко всем выпускникам суворовских военных, нахимовских военно-морских, кадетских училищ и корпусов, выпускникам высших учебных заведений, с призывом изучить опыт Московских суворовцев и создать у себя систему дружбы и взаимопомощи, преемственности традиций и духовно-нравственных ценностей нашего любимого Отечества.

Скачать все фотографии Юбилея: https://yadi.sk/d/L5gaoDe8skgHJg


Из истории Московского суворовского военного училища

04.06.1944 г . Постановление Государственного Комитета Обороны СССР от № 6002 о создании суворовского военного училища в городе Горьком (в н.в. - Нижний Новгород).

01.10.1944 г. Сформировано Горьковское суворовское военное училище.

08.11.1944 г. На площади Минина в г. Горьком училищу было вручено Красное Знамя и Грамота Президиума Верховного Совета СССР. Вручение Знамени производил Заместитель Начальника УВУЗ ГУК НКО гвардии генерал-майор Никитченко.

24.06.1945 г. Горьковское СВУ принимает участие в Параде Победы на Красной Площади города Москвы.

30.12.1961 г. Приказом Министра обороны Союза ССР № 00149 установлен Годовой праздник училища - 1 октября.

30.08.1956 г. Горьковское СВУ передислоцировано в г. Москву (Фили) на фонды, освобожденные Центральными курсами усовершенствования офицеров разведки ВС СССР, и переименовано в Московское суворовское военное училище.

С ноября 1957 г. Московское СВУ принимает участие во всех военных парадах, проходивших на Красной площади.

1964 год.

1969 год. Московское СВУ переходит на двухлетнюю программу обучения.

21.12.1991 г. Московское СВУ передислоцировано в г. Москве по адресу Извилистый проезд, д.11 (фактически адрес: ул. Енисейская, д.41) на фонды, освобожденные 30-й школой младших специалистов строительных войск МО РФ.

1992 год. Училище переходит на трёхлетнюю программу обучения.

12.06.2009 г. Выпускники МсСВУ создают общественную организацию «Московские Суворовцы».

01.09.2009 г. Московское СВУ переходит на 7-летний срок обучения и начинает принимать девочек.

2010 год. Суворовцам запрещают участие в парадах Победы, военные предметы в МсСВУ нивелируются, офицерам запрещено носить военную форму.

2012 год. Суворовцев вернули на Парад, девочек в МсСВУ больше не принимают, восстанавливаются военный дисциплины.

08.12.2012 г. На общем собрании старших выпусков Московского – Горьковского СВУ принята программа «Внук-Сын-Отец-Дед» направленная на организацию дружбы, взаимодействия и взаимопомощи между выпусками МсСВУ с разницей в возрасте 20 лет.

14-15.09.2013 г. Проведен первый в истории суворовских и нахимовских училищ совместный Юбилей выпусков 1963, 1983, 2003 годов.

15.09.2018 г. Внук, сын, отец, дед - плечом к плечу, в одном суворовском строю!