Аксессуары викторианской эпохи. Викторианский стиль в одежде

28.08.2016

В викторианскую эпоху повседневная одежда была гораздо более строгой, чем сегодня. В одежде викторианской эпохи важную роль играл этикет. На протяжении викторианской эпохи одежда претерпела значительные изменения. Мужская одежда викторианской эпохи не претерпевала таких радикальных изменений, как женская. Помимо одежды, самым основным аксессуаром любого джентльмена викторианской эпохи был галстук. Термин «Викторианская мода» можно применить для определения одежды викторианской эпохи, изобилующей кружевами, оборками, струящимися силуэтами.

Фасоны, популярные во времена королевы Виктории, подчеркивали изящество и утонченность этой эпохи, которая считалась вершиной цивилизации, и удаление от всего грубого и дикого в человеческой природе.

Викторианская эпоха. Корсет, турнюр, кринолин, кринолет.

Женская одежда: платья с юбкой, достаточно длинной, чтобы закрывать ноги. Демонстрировать лодыжки, покрытые только чулками, было делом рискованным, в обществе это не одобрялось. Массовое производство искусственных красителей породило разнообразие цветов в одежде, которого не было раньше.

Вдохновение викторианским стилем - 10 фильмов о Викторианской эпохе

Трость могла состоять из нескольких отделений, в которых можно было носить флакон с парфюмом. Часто, если в очках были линзы, их вынимали, и пустая оправа становилась частью наряда. Хотя ткани для викторианской одежды была промышленного производства, готового платья еще не было. Портные и швеи шили одежду по индивидуальному заказу.

К концу эпохи кринолины исчезли из поля зрения, и юбки снова стали более узкими, но теперь в них появились турнюры. То, что оставалось в моде постоянно – это корсет. Фасоны корсетов менялись на протяжении эпохи, но их предназначение оставалось неизменным. Чтобы носить викторианское платье, нужно было туго затягивать талию. Целью молодых девушек было сделать талию как можно более тонкой.

Историю мужской моды можно проследить, наблюдая за фасонами брюк. В ранние годы царствования Виктории ноги были закрыты плотно облегающей тканью. Викторианский костюм завершал длинный жилет и брюки, из-под которых виднелись начищенные ботинки. Если вы впервые решили одеться в викторианском стиле, имейте в виду, что в первую очередь вам понадобятся жилет, пальто и шляпа, возможно, с одним или двумя аксессуарами.

Формируя базовый викторианский гардероб, в первую очередь обзаведитесь жилетом

Викторианский жилет был центральным элементом любого наряда. Но в вечерней моде по-прежнему преобладали шелковые жилеты, как и сегодня. В течение всего викторианского периода встречались и другие фасоны шляп, в том числе широкополые мягкие фетровые шляпы, а также шляпы — «пирожки» с плоским верхом.

В 1880-х сюртуки носили как днем, так и вечером. Сюртук был самым практичным предметом викторианского гардероба. В 1870-х и позднее популярность набирает мужской костюмМужские костюмы: классика и современность с просторным пиджаком. Современным людям это может показаться довольно странным, но джентльменам викторианской эпохи это казалось модным.

Хотя во многом викторианские рубашки напоминали современные, они кроились гораздо свободнее, поскольку технология шитья и кроя была ограниченной. У автора на самом деле очень смешаные чувства вызывает викторианская мода Очень нравится эстетически, но приводит в ужас с точки зрения практических ощущений. Но пользы от этого было и в правду мало, мягко говоря.

Существовали модели, позволявшие сидеть, в 90-е как минимум

Викторианский стиль предусматривал дополнения к платьям в виде роскошных кружевных шалей или пелерин. На шее красовались массивные украшения с камнями и фигурами-амулетами той эпохи в виде: голубей, сердец, змей или купидонов.

Приличная» одежда покрывала все тело, кроме рук и головы, хотя и они зачастую были покрыты перчатками и шляпами. Купальные костюмы того времени закрывали все тело, и состояли из многих метров ткани. Исключение составляли костюмы, где были открыты руки от локтей.

Обувь из хорошей, качественной кожи всегда можно было сделать на заказ. В 1850-е началось массовое производство обуви, которую можно было купить в магазине. Хорошим тоном считалось одеваться соответственно возрасту и положению в обществе.

У богатых были собственные зонты, а менее состоятельные люди брали их напрокат в дождливую погоду. Если средства не позволяли уделять одежде такого внимания, семьи сами шили одежду, или находили поношенную. Бедняки посещали магазины поношенной одежды, которую до них могли носить даже несколько человек, но которая еще была пригодна.

Узкие рукава уступили место рукавам leg o’mutton, присобранным у плеча, которые оставались модными до конца эпохи королевы Виктории. Они выглядели не проще своих предшественниц, и тоже были богато украшены цветами, перьями и кружевами. Во время вечерних выходов в свет можно было оголять одно плечо и верхнюю часть груди. Так одевались только представительницы высшего и среднего класса. Менялась длина пальто, затянутая талия (мужчины тоже носили что-то типа корсета) уступила место более свободному пиджаку, в котором было легче дышать.

Шахматный рисунок и клетка стали появляться чаще, хотя, в основном, в сельской местности. Как и женщины, мужчина повязывал вокруг шеи шелковый шарф. На голове у него была плотно сидящая кепка, которая полностью закрывала волосы.

Современные ботинки с квадратными носами, черные брюки и современная белая рубашка для смокинга могут завершить викторианский образ, придав ему изюминку

К концу столетия для повседневной одежды стали более типичны жилеты из шерсти и хлопка более консервативных цветов, а костюм из трех предметов набирал популярность.

Как и жилеты, шляпы были разных фасонов. Во второй половине 19-го века преобладали сюртуки – мужские двубортные пиджаки, приталенные спереди и сзади, которые доходили почти до колена. Фраки – пиджаки, длина которых сзади доходила до колена, черного цветаКакие цвета сочетаются с черным: меньше мрачности и пафоса, были популярны на протяжении почти целого столетия.

Джентльмены викторианской эпохи носили много разных жилетов, практически всех цветов, фасонов и тканей. Игры и езда на велосипеде стали катализаторами перемен в мужской моде викторианской эпохи. К концу 1800-х появились кальсоны, и в дневное время стал приемлем более свободный стиль в одежде. Викторианский костюм был не полным без трости. Викторианская мода включала в себя очки, но они использовались только для имиджа, а не для коррекции зрения.

Зародился во времена правления королевы Виктории, от которой, собственно, и взял свое название. Данная эпоха отличалась богатством и красотой, что наложило свой отпечаток на одежду Викторианской эпохи. Верхом неприличия стали обнаженные части тела, а вот подчеркивать женскую фигуру наоборот стало модно. Так, женский силуэт складывался из пышной юбки и чрезмерно узкой талии. В последнем случае активно применялись корсеты. При этом некоторые корсеты имели настолько длинную форму, что имели V-образный силуэт.

Викторианская эпоха – одежда в Англии

Изящная тонкая талия, порой достигавшая в объеме 40 см, считалась идеалом красоты. Однако, женщинам приходилось дорого платить за эту красоту. Одежда в Викторианскую эпоху, а именно платья, была настолько узкой, что сдавливала грудную клетку. Нередко это приводили дам в обморочные состояния, и это состояние также стало эталоном привлекательности. Также на смену кринолинам приходит турнюр, с помощью которых женщины придавали задней части наряда чрезмерную выпуклость. Мода на подобные выпуклости в одежде покорила всю Викторианскую Англию, и только с 75 года в моду вступают узкие силуэты. Однако узкий силуэт ненадолго закрепляется в моде, так как создает неудобства при ходьбе, поэтому вскоре возвращается мода на турнюры, только теперь он немного видоизменен и придает выпуклость не только с задней части, но и по бокам.

Также яркой особенностью одежды Викторианской эпохи является насыщенный цвет. Ткани обрабатывались анилином, который делал одежду невероятно яркой. Помимо этого, изменилась и длина нарядов. Так, викторианский стиль в одежде женщин допускал оголять ноги до щиколоток, что было настоящей революцией. В тренде становятся длинные перчатки и наличие зонтика. Данный атрибут не только дополнял образ Викторианской леди, но и защищал кожу от загара, который в те времена был вне моды.

Модные тенденции поздневикторианского периода

60-е годы XIX века стали переломными в истории развития мировой моды, превратив ее в настоящую индустрию. Столь значительные изменения произошли во многом благодаря изобретению швейной машины, а также появлению искусственных красителей. Одновременно возникло и институционально оформилось одно из основных направлений развития современной моды - от кутюр. Отныне модные тенденции перестали быть некоей застывшей и медленно меняющейся формой, превратившись в нечто гораздо более динамичное и креативное.

.

.
Канула в лету знаменитая куполообразная юбка-кринолин, ей на смену пришла гораздо более элегантная вытянутая форма. Впрочем, само понятие «кринолин» задержалось в моде на достаточно
продолжительный срок благодаря необычайной популярности создателя высокой моды Чарльза Ворта. Сам Ворт считал кринолин достаточно громоздким и непривлекательным сооружением, но поскольку его имя прочно ассоциировалось именно с этим аксессуаром, он продолжал экспериментировать с формой, создавая все более изысканный образ. В результате через несколько лет верхняя юбка значительно приподнялась и была собрана в элегантные складки чуть ниже пояса.

Распространенной мужской обувью во второй половине 19 века были штиблеты и ботинки на кнопках или со шнуровкой. Открытые туфли надевали только на балы. К визитке надевали только черные или лаковые ботинки или полуботинки. На лаковые полуботинки часто надевали фетровые гетры. В 50-е гг. мужская обувь была остроносой, а в 60-е годы в моду вошел тупой нос и высокий каблук.
В 50-60-е гг. женщины носили туфли на каблуках и шнурованные ботинки.
Повседневной женской обувью 70-х-80-х гг. были высокие ботинки, шнурованные или на пуговицах, на высоком или среднем каблуке.


Кстати о кринолине. Свой подлинный смысл кринолин приобретает только с 1850 года. Именно тогда он представляет собой присборенную куполообразную юбку, форма которой поддерживалась многочисленными нижними юбками. До 1856 года под верхней юбкой носили еще шесть нижних юбок, по большей части ручной работы, весьма сложной. Изготовление их было делом трудным и требовало бесконечно много времени. Это было связано с тем, что усовершенствованные швейные машины начали применяться в парижских салонах, в лучшем случае, около 1850 года. Повсеместно же эти машины были в них заведены только в 1857 году.

С 1859 года были введены искусственные кринолины, где эластичные стальные обручи - технически модернизированное воспоминание о бывшем райфроке с его обручами — как бы рессорами поддерживали более легкий современный материал. Эта перемена повлияла не только на внешнее очертание платья, но изменила и сам характер одежды. Юбка приобрела новое, неожиданное движение. Бывшие нижние юбки исчезли, а искусственный кринолин стал товаром, вырабатываемым машинами. Как только юбка расширилась до кринолина, сузились рукава лифа, которые в 40-х годах уже тесно облегали руку, а сам лиф стал дополняться широкой оборкой у ворота, называемой «берте».



.
В моду снова вошли маленькие шляпки, украшенные перьями и вуалетками; прически дамы предпочитали скромные - пучок или локоны, убранные по бокам во французские косы. Особо раскованные дамы испытали на себе и первые модельные стрижки, но распространения они пока не получили.

К 1867 году кринолин окончательно исчез с модного горизонта и ему на смену пришли турнюры, по поводу которых карикатуристы не преминули зло пошутить, сравнив модниц с важно шагающими гусынями. Эксперименты с верхними и нижними юбками буквально захватили практически все слои английского общества. В результате к 1878 году дамы весьма отдаленно напоминали своих предшественниц ранневикторианского периода. Тонкий изящный силуэт с длинным шлейфом окончательно победил массивные формы. Отныне дизайнеры стали обращать особое внимание на фигуры заказчиц, придавая последним желаемое изящество, что означало дальнейшее совершенствование мастерства кутюрье, который зачастую должен был превратить гадкого утенка в настоящую принцессу.
Примеры использования кружев в Платьях 1900-х гг.


Этот тип кружева был известен в Ирландии еще в шестнадцатом веке. В то время его называли " Nuns Work", потому что плели его монахини в монастырях. Позже кружево было немного усовершенствовано мадемуазель Риего де Бланкардье, дочерью франко-испанского дворянина и ирландки. Ей очень нравилось венецианское кружево, и она придумала, как сделать нечто подобное крючком.

Основные мотивы такого кружева - цветы, листья, насекомые.

Мужская мода викторианской эпохи:

Характерно, что мужская одежда с начала XIX в. почти не изменилась. Менялись только детали и материалы, но не покрой. После 1875 года установился тип мужской одежды, который мы знаем и сейчас, - брюки, жилет и пиджак, всё из одного материала - солидных английских тканей.
В моду входит смокинг. Первоначально его надевали в курительные салоны, а затем и при посещении театров и ресторанов. Смокинг носили преимущественно молодые люди. Манжеты крахмалили так, что на них можно было писать.

Прежние формы фраков и сюртуков сохранились, но талию в них стали очень сильно занижать. Рукава одежды были умеренно широки, сужались к кисти и были отделаны надстрочными обшлагами. Карманы имели не только пиджаки и пальто, но и сюртуки и визитки — нечто среднее между сюртуком и пиджаком со скошенными округленными или плоско обрезанными полами.

Обыкновенный дневной костюм состоял из пиджака или сюртука, брюк и жилета. Если брюки и пиджак шили из одной материи, то жилет — из другой. Но к пиджаку и жилету из одной и той же материи полагались полосатые, клетчатые или более светлые брюки. С черным сюртуком и визиткой вечером надевали брюки в черную или серую полоску, днем — светло-серые или в мелкую черно-серо-белую клетку. Крупная клетка, особенно на пиджаках, была признаком дешевизны и дурного вкуса мужчины.


Способы завязывания галстуков см. ТУТ



Пиджаки и сюртуки были одно- или двубортными, с плоско лежащим воротником и отворотами, их застегивали только на верхние пуговицы. Самой нарядной одеждой были черные сюртуки, однобортные визитки с округлыми полами и двубортные — с прямо обрезанными полами. Жилеты шили однобортные, причем под фрак надевали либо белый, либо черный жилет. С пиджаком и сюртуком носили более закрытые жилеты, а с фраком — с более глубоким вырезом. Воротники делали с отворотами или шалью. Фрак шили глубоко вырезанным на груди, полочки обрезали прямо, талию занижали, фалды не доходили до колен. Карманы помещали на фалдах, рукава делали узкими с обшлагами.



.

В 70-е гг. брюки были вверху умеренно широки, у колен сужены, у ступни также заужены. Карманы у брюк делали в боковых швах. В конце 70-х — начале 80-х гг. на брюках стали делать отвороты, но первоначально эта мода не имела успеха. Вот лампасы были в моде. Кроме того, чтобы брюки не мялись, их стали подбивать шелковой подкладкой. Для брюк и костюмов использовали ткани гладкой фактуры и с косой нитью — так называемую диагональ.


Рубашки носили белые, полотняные, с накрахмаленной грудью, воротничком и манжетами. Последние чаще пристегивались. Галстук был обязательным. Галстуки носили черные и цветные, гладкие и в узкую полоску или с мелким узором. Только с вечерним фраком полагался батистовый галстук с маленьким бантом — бабочкой. Носили также готовые галстуки с узлом, подобные современным, заколотые булавкой пластроны, галстучные шарфы, продетые сквозь кольцо.


В 80-90-е гг. мужская мода развивалась путем упрощения линий. Брюки по крою постепенно приблизились к современным, стали достаточно свободными, с заглаженными складками, отсутствовали штрипки и даже отвороты снизу. Пиджаки также стали напоминать современные, их носили как повседневную одежду для визитов, приемов и улицы. Сюртук к концу века стал означать официальный костюм, в нем шли в учреждения. Фраки могли использовать как профессиональный костюм, но все же более он был торжественной одеждой. Личный вкус мужчины мог проявиться в выборе материи, жилета, галстука. Считался хорошо одетым тот мужчина, который не бросается в глаза, не выделяется. Тот, который все же обращал на себя внимание, становился фатом.





.

Платье-трансформер от Чарльза Фредерика Ворта
Charles Frederick Worth (born England), 1825-1895 Paris.


В поздний викторианский период:

Индустриализация идет по планете семимильными шагами: уже изобретены телефон и телеграф, проводятся опыты с вычислительными машинами, появился фотоаппарат «Кодак», отгремела роскошная Всемирная выставка. Жизнь стала динамичной и спешной, что отразилось и на модных веяниях. Именно в эту пору были изобретены знаменитые «блумеры» - широкие шаровары наподобие одежд гаремных невольниц, юбки стали уже, силуэт начал приобретать очертания, знакомые нам и сейчас. Турнюр и кринолин, хотя и носятся повсеместно, но постепенно выходят из моды, уступая место практичным строгим платьям (чаще всего из ателье), костюмам кроя «амазонка» и юбкам «русалка» (узкий верх и пышный низ). Женщиныв начинают стричься; в моду входят завивка и челка.


Но все это касается в основном женщин обеспеченных, представительниц аристократии и буржуазии. Для дам из низших классов одежда остается неизменной - закрытое темное платье с глухим воротом самого простецкого покроя, жесткий турнюр из дешевых материалов, нещадно натирающий кожу даже через нижние сорочки, грубые («козловые») башмаки или туфли на невысоком каблуке.

Много людей заявляет о своей любви к викторианской эпохе, но мало кто знает о том, что даже мода в это время могла привести к смерти владельца. Приведем самые распространенные опасности для модников на то время.

1. Ядовитые красители

В 18 веке, чтобы выкрасить одежду в зеленый цвет, пользовались смесью желтых и синих красителей. Но в конце 1770-х годов шведско-немецкий химик Шееле изобрел новый зеленый пигмент путем смешивания калия и белого мышьяка в растворе медного купороса. Пигмент был назван «Зеленый Шееле» и немедленно он стал настоящей сенсацией.

Особому риску были подвержены балерины, которые часто использовали пачки из тюли. К примеру, британская балерина Клара Вебстер погибла в 1844 году, когда ее платье загорелось в лондонском театре Друри-Лейн, оказавшись слишком близко к фонарям на сцене. Но опасности были подвержены не только исполнители. Произошло огромное количество несчастных случаев с участием женщин и детей, чьи ночные рубашки и нижнее белье загорались.

5. Мышьяк в чучелах

В 19 веке на дамские шляпки в качестве аксессуара часто крепили чучела мертвых птиц. В результате этой моды были убиты миллионы мелких певчих птиц. Но проблема заключалась не только в этом. Таксидермисты при делании чучел повсеместно использовали мышьяк. К чему приводило ношение шляпок с аксессуарами, буквально пропитанными мышьяком, говорить излишне.

6. Ртуть



Трудно представить себе аристократа викторианской эпохи без шляпы. Однако, большинство шляп и шапок делали с использованием ртути. Несмотря на то, что вредные последствия ртути уже давно были известны, это был самый дешевый и самый эффективный способ превратить жесткий мех кроликов и зайцев в мягкий и шелковистый.

В 20 веке было доказано, что ртуть может быстро проникать в организм через кожу или воздух и вызывает целый ряд ужасных последствий для здоровья. Модники в шляпах часто страдали от конвульсий, спазмов в животе, непроизвольной дрожи, паралича, репродуктивных проблемы и многих прочих расстройств.

7. Свинец

Мертвенно-бледный цвет кожи был очень популярным в викторианскую эпоху, поэтому модницы часто мазали лицо и руки белой краской, которая делалась на основе свинца. Хотя они достигали желаемого результата, длительное использование мышьяка приводило к ряду последствий, в том числе параличу конечностей.

10 октября в Риге, в музее Декоративного искусства и дизайна завершилась выставка "Мода Викторианской эпохи ", костюмы 1830-1900-х годов из коллекции историка моды и коллекционера Александра Васильева .
50 манекенов, более 200 аксессуаров в 36 витринах, фоном для которых служили увеличенные винтажные фотокопии, акварели и картины. Сумма страховки экспонатов > 500 миллионов евро (!!!) .
На открытии выставки присутствовал Президент Латвии, а за всё время работы (15 августа -10 октября 2009) выставку посетило 25 тысяч посетителей. Абсолютный рекорд. В некоторые дни на выставке было столько народищу, сколько ни одна рижская выставка не видела много лет. Я была за неделю до закрытия, отстояла очередь в кассу и проталкивалась между винтажными экспонатами среди русской-латышской-испанской-немецкой речи. Снято за 10 минут до закрытия, народ и не думает убегать, задумчиво вглядываясь в роскошные наряды -

Место проведения выставки - Декоративно-прикладной художественный музей в Вецриге

Плакат выставки.

Ну, начинаем осмотр.
Домашние платья середины 19 века.
Крайнее справа - платье из муара (талия 58 см), Англия, 1840-е г.


Как они, бедные, дома расслаблялись в таких платьях?

Дамские аксуссуары в стиле сентиментализма: шляпа капор, прогулочные туфли Аделаида 32 размера, флакон для нюхательной соли, гребень из черепахи, браслет, кошелёк, вышитый металлическим бисером, альбом для стихов (1849), Англия, Германия, Франция 1840-е годы.

Две моды, два мира.
Нарядное платье из кашмира с набивным цветочным рисунком (для печати использовано более 30 цветов), ткань из Франции, шито в России.

Летнее платье из батиста в полоску на кринолине. Шаль ручной работы, Брюссельские кружева, Франция, 1860 год

Женские аксессуары эпохи анилиновых красителей: вышитый зонтик, шляпа, 3 кошелька, заколка для прически, браслет. Англия, Франция 1860-е.

Дамский портрет на заднем фоне крупнее. Хороша, слов нет!

Платье из шерсти в полоску цвета кармин (Италия), дорожный саквояж, вышитый крестиком (Франция), 1860-е г.

Болеро из панбархата, вышивка бисером и стеклярусом в стиле "Гарибальди". Италия, 1860-е г.

Фото на долгую память

Мужские аксессуары: турецкие домашние туфли, вышитая феска, подтяжки, дамский медальон с силуэтом мужа, оловяная табакерка. Европа 1850-70-е г.

Дорожные и прогулочные платья и платья для визитов.

Визитное платье с рукавами жиго и вышитой аппликацией, Дом моды Miss Lever, Англия, 1892

Бальное платье цета экрю с цветочным рисунком в стиле модерн с аппликацией из розового муслина и шелковых цветов. Дом моды Worth, Париж. Из гардероба княгини Строгановой, урожденной Браницкой. Франция, 1900.

Вид на шлейф сзади. Просто невероятная роскошь.

Бальные аксессуары: веер из перламутра и шёлка, бордюр из Брюссельского кружева, лайковая перчатка. Франция, 1890-е годы. Обратите внимение, какие невероятно длинные пальцы у перчатки!

Меня больше всего зацепили шлейфы

Посетительницы

Есть над чем задуматься, глядя на такое...

Бальное платье из атласа дюшес цвета слоновой кости с рукавами "баллон", Дом моды Carney, Женева, 1894. Тюлевый шарф машинной вышивки тамбурным швом и с аппликациями, Россия, 1890-е г.

Вышивка ближе

Летнее прогулочное платье из репса и кружева машинной работы. Франция, 1886

Будущий историк моды?
Корсаж бального платья из фиолетового панбархата, Дом моды Worth, Париж, 1887

Девичий корсет, хлопчатобумажная ткань на костях (!), кружева ручной работы. Талия 56 см. Франция, 1880-е годы.

Принадлжености женского туалета: 5 коробочек с пудрами, флакн духов и мыло, туфли, 2 пряжки. Европа 1890-е г.

Бальное платье цвета экрю с треном, отделано кружевом Блонды, Франция и накидка sortie de bal, атлас броше с отделкой из бараньей шерсти, муфта из горностая, Россия, 1880-е г.

Автор - Herminia Martinez "Красавица из Вальпарайсо", школа Чили, 1855. Тонированная бумага, карандаш, мел.


Из интервью с Александром Васильевым 14.10.2009:

Балтийский Курс: Довольные ли вы итогами рижской выставки?
А. В.: Это гениально! Выставку в Риге за неполные два месяца посетило более 25 тысяч человек. Несомненный рекорд! Для сравнения, похожую выставку в Стамбуле посмотрело за четыре месяца 30 тысяч. Посчитайте сами, билет на выставку в Риге стоил 3 лата, помножьте на количество посетителей, получится примерно 75 тыс. латов. И это в эпоху кризиса!
БК: Что впереди, куда отправится коллекция из Латвии?
А.В.: Из Риги Викторианская экспозиция отправляется в Вильнюс, где с 21 ноября до конца января ее можно будет посмотреть в Музее западного искусства во дворце Радзивиллов.


Книги по теме
(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)